Требования к отоплению и вентиляции в доу. Проблемы вентиляции в детских образовательных учреждениях. Специфические особенности вентиляции в детском саду

Для сохранения здоровья и трудоспособности важным фактором является воздушная среда, отвечающая условиям теплового и санитарно-гигиенического комфорта, чистая от пыли, токсических газов и бактерий, что обеспечивается системами вентиляции.

Вентиляция – организованный обмен воздуха (воздухообмен) в помещениях для обеспечения заданных параметров воздушной среды в помещении. Вентиляция может быть естественной (с естественным побуждением) или механической (с механическим побуждением). Естественная вентиляция организованный обмен воздуха в помещениях под действием теплового (гравитационного) и ветрового давления. Механическая вентиляция – организованный обмен воздуха под действием давления, создаваемого вентиляторами.

Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха до декабря 2002 года основывалось на строительных нормах и правилах (СНиП), санитарно – эпидемиологических требованиях (СанПиН), государственных стандартах (ГОСТ), территориальных строительных нормах (ТСН), ведомственных строительных нормах (ВСН) и т.д.

27 декабря 2002 года принят Федеральный закон №184-ФЗ от 15.12.2002 года «О техническом регулировании». Согласно принятому закону, на все виды деятельности до 2010 года должны быть разработаны «Технические регламенты». Согласно пункту 1 статьи 46 указанного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  3. предупреждения действий, вводящих в заблуждения приобретателей.

Таким образом, до выхода «технических регламентов»в строительной деятельности (в том числе при проектировании зданий и сооружений) все СНиПы и другая нормативная литература применяется в основном как рекомендации, и подлежат обязательному исполнению только в области требований по безопасности людей, защиты имущества и окружающий среды.

В 2009 году был принят ФЗ №384 от 30 декабря «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Статья 10, 19, 20, 22 ФЗ №384 предусматривает, что все здания и сооружения должны быть оборудованы системами вентиляции.

Для правильной работы системы вентиляции вытяжка, естественная или механическая, компенсируется притоком. Если используется приточная механическая вентиляция, никаких проблем не возникает. В случае естественного притока использования герметичных окон нарушает работу системы вентиляции.

В соответствии с п.7.1.10 СП 60.13330 - 2012 года «Естественную вытяжную вентиляцию для жилых, общественных, административных и бытовых помещения следует рассчитывать на разность плотностей наружного воздуха при температуре 5° С и внутреннего воздуха при температуре в холодный период года.

Поступление наружного воздуха в помещении следует предусматривать через специальные приточные устройства наружных стенах и окнах для квартир и помещений, в которых при температуре наружного воздуха 5°С не обеспечивается удаление нормируемого расхода воздуха, следует предусматривать механическую вытяжную вентиляцию» .

Качественная и надежная работа систем вентиляции зависит, прежде всего, от качества разработанных проектных решений, качества и надежности применяемого оборудования, квалифицированной эксплуатации его.

Современные системы вентиляции должны не только обеспечивать требуемые параметры воздушной среды в помещениях различного назначения, но и решать задачи энергосбережения и охраны окружающей среды.

В настоящее время основным нормативным документом для проектировщиков стало Постановление Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно Постановлению графическая часть подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и тепловые сети»должна содержать принципиальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Это явно не соответствует сложившейся практике проектирования, так как на стадии «ПД» должны быть решены еще многие вопросы, в частности, размещение венткамер, шахт, воздуховодов, выбор воздухораспределителей, противопожарных клапанов, деление объектов на пожарные отсеки и решение всех противопожарных мероприятий.

Многие проекты «отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»проходя государственную экспертизу, имеют заключение на стадии «ПД». После этого заказчик-застройщик отдает делать рабочие чертежи организации или инженеру-проектировщику, не имеющему достаточно навыков проектирования. Их не кто не проверяет!

И по этим чертежам устраивают тендеры и конкурсы. Если посмотреть эти чертежи, то очень часто – это не доработанные проекты уже на бумаге можно определить, что после монтажа системы вентиляции не будут работать надлежащим образом. Часто разные разделы проектируют специалисты, не согласовывая свои действия и решения со смежниками. Все чаще архитекторы и дизайнеры при строительстве не учитывают необходимости вентиляции.

Занимаясь, испытаниями и наладкой систем вентиляции много лет заметила, что с годами качество проектов все хуже. Затрачивается много финансовых средств на оборудование, монтаж, автоматику, на расходы тепловой и электрической энергии при этом не получая качественного воздухообмена. Как результат – нарушение здоровья людей, норм противопожарной безопасности, технологических процессов в производстве, разрушение строительных конструкций зданий и сооружений

Я бы хотела обратить внимание на те положения норм, которые при проектировании дошкольных учреждений и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, игнорируются и нарушаются во многих проектах.

Рассмотрим СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных учреждений»:

VIII. Требования к отоплению и вентиляции

8.1. Здания дошкольных организаций оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

8.2. Теплоснабжение зданий дошкольных организаций следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом. Допускается применение автономного или газового отопления.
Паровое отопление не используется.

8.3. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогреватели с инфракрасным излучением.

При наличии печного отопления в существующих зданиях дошкольных организаций топка устраивается в недоступном для детей месте. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода детей.

8.4. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 С.

Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном порядке.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не используются.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных организаций печное отопление не допускается.

8.5. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 С.

8.6. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%, в производственных помещениях пищеблока и постирочной - не более 70%.

8.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.8. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

8.9. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с приложением 3 настоящих санитарных правил.

Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 м/с.

8.10. Концентрация вредных веществ воздуха помещений с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.

8.11. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра).

Пункт 8.1 ссылается на СП 118.13330.2012. «Свод правил Общественные здания и сооружения», в котором п.4.17 написано «Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха общественных зданий, а также дымоудаление во время пожара следует проектировать в соответствии с СП 60.13330, СанПиН, ГОСТ 30494-2011».

В СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»существует Приложение К (обязательное). Минимальный расход наружного воздуха на одного человека в помещении с естественным проветриванием составляет 40 м?/час. Согласно всем вышеперечисленным документам каждый человек (ребенок) должен получать не менее 40 м?/час наружного оптимальных параметров воздуха.

Следует помнить, что на территории России разные климатические зоны. Естественно, что подходы к проектированию систем вентиляции имеют свои особенности.

Пункт 8.9 ссылается на приложение 3 СанПина 2.4.1.2660-10. Согласно этого приложения, приток в помещения, где находятся наши дети не предусмотрен, а вытяжка естественная. В данном варианте никакого воздухообмена не будет.

Согласно «ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»п.5.3 предусматривает «Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха 1-го класса». Это означает, что должен подаваться воздух особо чистый не менее 80 м?/час на одного ребенка. В дошкольных учреждениях должна быть приточно-вытяжная механическая вентиляция.

К большому сожалению, в нашем городе Екатеринбурге и других населенных пунктах в проектах заложено естественная вытяжная вентиляция. При открытых окнах вытяжка функционирует, при закрытых окнах в зимний период из вытяжных решеток поступает холодный воздух. Практически отсутствует воздухообмен, отсюда значительные нарушения здоровья подрастающего поколения нашей страны .

В СанПине 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельностьп.» 6.21 предусматривает «В ЛПО, общей площадью не более 500 кв.м, в помещениях класса Б и В допускается естественное проветривание».

Cогласно этим рекомендациям в медицинских центрах в кабинетах врачей и т.д. можно обойтись без воздухообмена, что и происходит повсеместно. Это прямое нарушение ФЗ №384 от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»ст.10,19,20.

Почему в нашей стране такая неразбериха с нормативными документами. Этим пользуются те люди, которые должны контролировать наш порядок и выполнение законов и за это никто не несет ответственность

Если зайти в любое общественное или жилое здание (торговые центры, офисные помещения, медицинские учреждения, школы и т. д.) воздухообмен отсутствует или работает не эффективно. На эти цели затрачено и тратится колоссальные материальные и энергетические ресурсы Чистый воздух основа нашей жизнедеятельности.

К большому сожалению, в нашей стране очень мало грамотных специалистов, разбирающихся в системах вентиляции.

С наилучшими пожеланиями инженер по испытаниям и наладке
систем вентиляции (стаж работы 30 лет)
Пушкарева Валентина Викторовна
Г.Екатеринбург

Все нормативные положения по устройству и оборудованию детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и детских яслей-садов) следует принимать в соответствии с требова­ниями СНиП 11-64-80 "Детские дошкольные учреждения.

Нормы проектирования”.

Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет и комплектуются в группы с учетом возраста (табл. 87).

Схема компоновки групп дошкольного учреждения

Таблица 87

Группы Возраст Количество мест в группе
1. Ясельные:

Первая группа раннего возраста

От 2-х мес. до 1 года 15
- вторая группа раннего возраста От 1 года до 2-х лет 20
- первая младшая группа От 2-х до 3-х лет 20
2. Дошкольные:

Вторая младшая группа

От 3-х до 4-х лет 25
- средняя группа От 4-х до 5 лет 25
- старшая группа От 5 до 6 лет 25
3. Подготовительная к школе группа От 6 до 7 лет 25

В зависимости от длительности обслуживания детские дошко­льные учреждения могут быть с 9, 10 и 12-часовым и круглосуточ­ным пребыванием детей.

Детские ясли-сады проектируют на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать, двадцать четыре и более групп с количеством мест 25, 50, 95, 140, 190, 280, 330, 560, 660.

Размеры земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м 2 , на 140-320 мест - 35 м 2 , на 560-660 мест - 30 м 2 .

На земельных участках детских дошкольных учреждений сле­дует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м 2 на 1 ребенка в I и II группах раннего возраста; 7,5 м 2 в I младшей группе; 7,2 м 2 - в дошкольных. Групповые площадки следует ог­раждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м 2 , для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м.

Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м 2 на 50-75 и 250 м 2 на 100 н более детей в дошкольных груп­пах.

Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м 2 , глубиной не более 0,25 м.

Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выде­ляют по 15 м 2 (допускается для дошкольных групп общий).

Хозяйственная площадка должна быть изолирована от осталь­ных, располагаться вблизи пищеблока.

Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает: при­емную (15 м 2); игральную (50 м 2); спальню (50 м 2); туалет (12 м 2); буфетную (3 м 2). В групповую ячейку для детей дошколь­ного возраста входят: раздевальная (16 м 2); групповая (50-62,5 м 2); спальня (50 м 2); туалет (12 м 2); буфетная (3 м 2).

Комната для музыкальных занятий площадью 75-100 м 2 .

В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе Комплексов детских яслей-садов допускается проектирование пла­вательного бассейна с ванной 3 х 7 и переменной глубиной от 0,6 До 0,8 м.

В состав медицинских помещений входят медицинская комната (6-10 м 2) и комната для заболевших детей (6-8 м 2).

В крупных детских учреждениях устраивают две комнаты. В детских учреждениях на 140-280 мест с круглосуточным пребы­ванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4-6 м 2), 2-4 палат (по 9 м 2), туалета (2-4 м 2).

Пищеблок состоит из производственных помещений (кухня с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м 2 в зависимости от мощности) и складских помещений (кладовые для хранения овощей 4-6 м 2 и сухих продуктов - 7-8 м 2).

Проветривание в дошкольных учреждениях играет важнейшую роль, ведь именно в начале жизни закладываются основы физического здоровья малышей. Чистый воздух и его правильные температурно-влажностные характеристики, созданные грамотной системой вентиляции в детских садах и других дошкольных учреждениях положительно скажется на самочувствие детей и обеспечит малышам здоровый микроклимат.

Особенности воздухообмена

На основании действующего законодательства, детские учреждения должны размещаться в отдельно стоящих постройках и оснащаться естественной приточно-вытяжной и механической вытяжной системами вентиляции. Для всех помещений проектируется естественная вытяжка и приток воздушной смеси, через форточки, фрамуги и естественные неплотности в окнах и дверях. Для создания необходимого объема приточного воздуха, допускается применение оконных приточных клапанов. В кухне, санузлах и прачечных применяется вытяжка воздушных масс с механическим побуждением, посредством использования низкоскоростных вентиляторов.

Вентиляция пищеблока детского сада создается посредством работы вытяжек в комнатах приготовления пищи с притоком воздуха через форточки и естественные неплотности. Для пополнения кислородом и вывода насыщенной углекислым газом воздушной смеси, в учебных классах, игровых комнатах и спальнях предусматривается проветривание, обеспечивающее хорошее продувание помещений. Удаление воздуха из этих помещений проводится посредством естественного движения воздушных масс через смежные комнаты, коридор и пр.

Индивидуальные системы удаления загрязненных воздушных масс предусматриваются для изоляторов, медпункта, места хранения медицинских препаратов и шкафов для сушки одежды. Норма расхода воздушной смеси для одного шкафа — 10 м 3 /ч. Механические системы воздухоснабжения в детских садах не предусматриваются.

Нормы температур для холодного и теплого времени года, кратность воздухообмена и правила и доступные схемы вентиляции учебных заведений дошкольного типа, регламентируется СНиП П-Л. 3-71.

Здоровый микроклимат и режимы проветривания

Основная задача грамотного проветривания комнат детского сада – это устранение загрязнений и снижение уровня влажности в групповых комнатах. Циркуляция чистого и свежего воздуха является эффективным средством профилактики вирусных и инфекционных заболеваний.

  • Запрещается герметизировать естественные приточные щели в форточках и окнах, которыми должны быть оснащены окна во всех помещениях.
  • После посещения детьми групп, учебных классов, помещения приема пищи, спален и пр., такие помещения подлежат интенсивному проветриванию: при температуре наружного воздуха ниже -20°С, проветривание производится не более 3 минут; в межсезонье, процедура проветривания проводится до 20 мин.

Площадь форточек, фрамуг и других отверстий для воздухоснабжения отдельного помещения в детском саду, должна быть в соотношении с площадью пола 1/50. По два отверстия естественной вытяжной системы должны быть организованы в верхней части каждого группового помещения.

Использование энергосберегающих устройств

Системы отопления и вентиляции в детском саду тесно связаны между собой. Использование рекуператора снизит затраты на отопление и создаст необходимый приток свежего и очищенного воздуха необходимой температуры.

Качественная очистка воздушных масс – это жизненно важная необходимость в дошкольных учреждениях, поскольку пыль, пыльца растений и споры грибков, находящиеся в воздушной смеси, могут спровоцировать у ребенка с неокрепшим иммунитетом различные аллергические реакции и заболевания верхних дыхательных путей.

Несмотря на то, что оснащение общеобразовательных и дошкольных учреждений системой рекуперации воздуха не является сложным процессом, расчет и выполнение работ необходимо доверить только профессионалам.

Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы. Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.

Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.

Требования к вентиляции в детских садах

Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.

Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы - сквозняк и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.

Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания - 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.

Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.

Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности:

  1. Недопустима прокладка воздуховодов, идущих из пищеблока, через игровые и спальные помещения;
  2. Медпункт должен иметь полностью автономную систему вентиляции;
  3. При отсутствии окон в туалетных комнатах в идущих от них вытяжных каналах следует установить осевые вентиляторы, что позволит интенсифицировать воздухообмен;
  4. Категорически запрещено использование асбоцементных воздуховодов для дошкольных учреждений;
  5. Максимальная скорость движения воздуха в помещениях яслей и детских садов не должна превышать 0,1м/с;
  6. Подогрев наружного воздуха до требуемой температуры должен осуществляться в приточных шкафах, но допускается использование подоконных приточных устройств;
  7. Дважды в год нужно проводить очистку шахт вытяжной вентиляции.

Кратность воздухообмена зданий детских дошкольных учреждений

Все помещения, где постоянно находятся дети, должны быть обеспечены чистым свежим воздухом. В одноэтажных зданиях нормальной однократный обмен воздуха достигается с помощью фрамуг, в двухэтажных зданиях устраивается вытяжная канальная вентиляция с естественным побуждением.

В помещениях кухни и прачечной или постирочной кратность воздухообмена должна быть увеличена до 3 — 5 в час, а в туалетных — до 2 — 5 в час, что требует оборудования в шахтах побудительной вентиляции (тепловой или механической).

В помещениях групповых и игральных-столовых должно быть обеспечено сквозное или угловое проветривание, которое также рекомендуется предусматривать в спальнях, кухне, прачечной и туалетных зданий, размещаемых в IV климатическом районе. В помещениях для пребывания детей не менее 50% окон должны быть оборудованы фрамугами.

Площадь фрамужных отверстий должна составлять 1/40 — 1/50 площади пола. Наружная створка фрамуги должна открываться снизу вверх; фрамуги должны иметь рычажные приборы и боковые щитки (для направления движения наружного воздуха вверх).

В основных помещениях групп детского учреждения должна быть обеспечена постоянная температура воздуха, равная 20°, при относительной влажности воздуха 60 — 70%. В помещениях групп на высоте 1 м от пола должен висеть настенный термометр.

Здания детских дошкольных учреждений необходимо оборудовать водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением (в соответствии со строительными нормами и правилами, главы П-Г1-61 и П-Г4-62) путем присоединения здания к внешним сетям водопровода и канализации, имеющимися в населенном пункте или ближайшем окружении (предприятия, дома отдыха, санатории, фермы и пр.).

При отсутствии поселковой или городской сети водопровода и канализации устраивают местные системы водоснабжения и канализации, отвечающие гигиеническим требованиям.

Норма потребления воды в детских садах без душевых 75 л в сутки на одного ребенка, в детских садах с душевыми и в яслях 100 л.

Таблица расчетных параметров воздуха

Помещение

Расчетная температура

в холодный период

Кратность воздухообмена или

количество удаляемого воздуха

Игровая, приемная младшей ясельной группы

Групповая, раздевальная комната:

группы раннего возраста

2 младшей группы

средней и старшей группы

Спальни ясельных групп

Спальни дошкольных групп

Туалетные ясельных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Буфетные

Помещение бассейна для обучения плаванию

по расчету, не менее 50 куб.м.

в час на ребенка

Медицинские помещения

Кабинеты массажа и физиотерапии

Служебно-бытовые помещения

по расчету

Стиральная

Гладильная

Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция - приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха - то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни - через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года - до 20 минут.

Современный вариант вентиляции детского сада

Сегодня применяются разные способы принудительной вентиляции (приточно-вытяжная с рекуперацией тепла, переточные клапана, смешанного типа). Вариант с приточно-вытяжной вентиляцией обеспечивает необходимый объем поступаемого и удаляемого воздуха, а также имеет возможность регулировать его температура, что очень важно для комфортных условий работы.

Специфические особенности вентиляции в детском саду

Принцип работы приточно-вытяжной системы вентиляции заключается в следующем. В комнатах благодаря приточно-вытяжной установке создается два потока воздуха - чистый и загрязненный. Воздушные массы с улицы, пройдя через фильтр, очищаются от пыли, загрязнений, микроорганизмов, после чего нагреваются до необходимой температуры и поступают в помещение. Загрязненный поток воздуха с помощью вентиляторов попадает в воздуховоды установки и выводится за пределы помещения.

Чтобы минимизировать энергетические затраты, стоит подходить ответственно к выбору оборудования для системы вентиляции. Лучше отдать предпочтение современным установкам, так как они экономично выгодные и способны обеспечить подогрев и увлажнение воздуха до требуемых отметок. На «эту роль идеально подходит» приточно-вытяжная система с рекуператором. Она существенно снизит затраты на подогрев приточного воздуха в зимний период года, при этом обеспечит постоянный приток свежего воздуха установленной температуры. Рекуператор тепло отработанного воздуха передает приточным воздушным массам, поэтому количество потребляемой электроэнергии (иди другого источника энергии) будет, намного меньше.

Современные моноблочные системы вентиляции с встроенными рекуператорами позволяют передать до 70 % тепла, что в свою очередь приводит к многократному снижению стоимости эксплуатационных затрат по сравнению с установками без рекуперации тепла. Среди лучших производителей такого оборудования выделяют Dantex, Electrolux, Breezart, Systemair и др. Ниже представлена приточно-вытяжная установка, которая способна обеспечить вентиляцию детского сада.

Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы . Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.

Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.

Требования к вентиляции в детских садах

Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.

Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы – сквозняк и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.

Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания – 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.

Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.

Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности: