В летний период на каникулах. Что важно знать

Профилактика простудных заболеваний

Известно, что абсолютно любое заболевание намного легче и лучше предупредить, чем потом заниматься его лечением. Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Лыжные прогулки, другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей. Лучшая защита от простуды - ее комплексная профилактика

Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:

Движения во всех видах;

Подвижные игры на воздухе;

Утренняя гимнастика;

Закаливание;

Достаточное освещение и правильно подобранная мебель;

Постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий

Выполнение специальных комплексов упражнений.

Только при регулярном и систематическом использовании этот комплекс позволит победить частую заболеваемость.

К мерам профилактики простуды можно причислить специальную вакцину, которая ставится людям непосредственно перед зимним респираторным вирусным сезоном.

Незаменимой профилактикой простудных заболеваний является полноценный и разнообразный рацион малыша. К укрепляющим веществам относятся витамин С (цитрусовые, капуста, шиповник), витамин А (морковь, сладкий перец, любая зелень), цинк (все зеленые овощи, яйца, молочные продукты), магний и селен (любые крупы). Чеснок и лук - наверное, самые доступные и незаменимые средства профилактики простудных заболеваний. Чеснок и лук нужно есть как можно чаще. Особенно в периоды массовых заболеваний гриппом и простудами. Как мощное профилактическое, витаминное средство в «гриппозный» период врачи советуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (в равных частях).

Прекрасным профилактическим средством являются и поливитамины с большим содержанием витамина С. Аскорбиновая кислота оказывает общеукрепляющее действие. Ее можно принимать внутрь по одному грамму один - два раза в день.

Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ — это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов (точечный массаж). Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей. В периоды повышенной простудной заболеваемости массаж необходимо делать ежедневно.

Одним из способов профилактики простудных заболеваний является обучение ребенка заботится о своем здоровье. Вирусные инфекции обычно легче всего подхватить в многолюдных местах. Не стоит ограничивать общение ребенка со сверстниками, но все же подсказать ему как уберечься от вирусных инфекций - можно и нужно. Нужно объяснить ребенку, что необходимо мыть руки, прежде чем отправить что-то в рот, стараться не находиться очень близко от кашляющих и чихающих людей, не пользоваться чужими носовыми платками и посудой.

Чтобы избежать простудных заболеваний, прежде всего надо исключить их возможные причины. Нужно одевать ребенка по сезону, не теплее и не легче необходимого. Основное требование: чтобы не было переохлаждения, а ноги были сухими и теплыми, и потому хорошая обувь - залог здоровья вашего ребенка. И само собой голову тоже нужно держать в тепле.

Другими методами профилактики простудных заболеваний являются: ходьба, бег, плавание, а также специальная лечебная физкультура.

На первом месте профилактических мероприятий простудных заболеваний стоит закаливание. Именно закаливание нормализует функции дыхательной системы человека в условиях воздействия на организм режима низких температур. Это уменьшает риск заражения вирусными инфекциями. Приучать человека к закаливанию нужно с самого детства.

Поэтому остановимся на рассмотрении такого способа профилактики, как закаливание, более подробно.

Закаливание — целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. Это хорошо всем известный способ, применяемый для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям.

Ю.Ф. Змановский делит методы закаливания на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). К нетрадиционным - методы, основанные на контрасте температур. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту.

Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика». В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей — повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается.

При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

Дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

Постепенное повышение интенсивности процедур;

Ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;

Постоянный контроль за влиянием процедур на организм;

Комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала

Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10—15 минут, из них 5—7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.

Водные процедуры — обтирание, обливание, купание. Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.

Местные водные процедуры — утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды при начальных процедурах — 28°С, затем постепенно снижается до 18°С

Обтирание — проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до температуры 18°С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16°С.

Купание — наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.

Купание обычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22—24°С. Первые купания непродолжительны — 2—3 минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для детей дошкольного возраста при их активном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8—10 минут. Детям, разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10—15 минут.

Известно, что 90% информации человек получает при помощи зрения и, что оно востребовано в познавательной, продуктивной и особенно в учебной деятельности детей в разные возрастные периоды их жизни. Поэтому важнейшим аспектом любого Государственного образовательного учреждения является профилактика появлений зрительных расстройств у нормально видящих детей и ухудшения зрения на фоне патогенных факторов у детей с нарушением зрения, что, в свою очередь, входит в систему охраны и укрепления здоровья ребенка. «Профилактика» происходит от греческого – «стоять на страже, сторожить, предотвращать».




«Хорошее освещение – качество жизни». «Постоянная недостаточная освещенность мест бодрствования и занятий детей в дошкольных и школьных учреждениях является не только одной из причин раннего развития близорукости, но и может привести к астенопии – быстрому утомлению глаз во время зрительной работы». С. Аветистов







Благоприятные цвета: Для стен – светло-серый, светло-бежевый, светло-салатный; Вертикальные рабочие поверхности (ковролины, доски и т.п.) – коричневый, светло-зеленый, темно- зеленый. Для столов – светло-зеленый, цвет натуральной древесины Для пола – насыщенный серый;


Искусственное освещение Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время выполнения графических работ (рисование, письмо, аппликация и т.д.) источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. При чтении, рассматривании и т.п. источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность и не было ослепления глаз.


Комбинированное освещение Охранно-гигиенические требования: смешанное освещение не должно чувствоваться «как два совершенно особых, раздельных и даже конкурирующих друг с другом световых потока» (С.В.Кравков); целесообразно предусмотреть раздельное включение светильников по рядам, чтобы в первую очередь освещать зону, наиболее удаленную от окон; применение незащищенных и «голых» ламп не допускается; при использовании дополнительного местного освещения глаза должны находиться в тени, т.е. не допускать неприятного слепящего действия источников света; обязательно устранять световые блики на экране (телевизора, монитора компьютера) и отражения источников света, которые сильно раздражают зрительный аппарат.






Зрительные нагрузки. Дети 2-3 лет. картинки с четко выделенным контуром, т.е. должна быть хорошо различима граница предметного изображения и фона -изображение не должно быть многоцветным -размер предметного изображения для восприятия вблизи- не менее 5 см. -При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, при этом дети должны быть от него на расстоянии 0,5-1,0 м. Дети 3-4 лет. четкость деталей предметного изображения -цвета и их оттенки должны быть -яркими и насыщенными. -изображение нескольких объектов разного размера на первом (ближнем) и втором (дальнем) планах. -Для зрительного сравнения ребенком двух предметов с целью отличия подбираются предметные картинки упрощенной конфигурации с четко выделенными деталями, внешними признаками сравнения, размером для работы вблизи примерно 8*10 см.






Дети 4-5 лет. рассматривание картины размером не менее см с четко выделенными деталями для описания (цвет, форма, детали) -расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости на расстоянии см от глаз. Дети 5-6 лет. Ребенок приобретает способность к более точному зрительному анализу сложной формы объектов и их изображений разных размеров, на разном расстоянии от глаз. Поэтому более напряженной зрительной работой для детей этого возраста является не рассматривание картины, а графические работы.




Любопытная Варвара смотрит влево, Смотрит вправо, смотрит вверх и смотрит вниз, Посмотрела на карниз, а с карниза прямо вниз. 2. Для улучшения кровообращения глаз существуют следующие упражнения, которые выполняются через каждые мин зрительной работы. Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя. Совершите колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем-направо. Совершите колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз и вниз-вверх. Совершите круговых вращательных движений глазами слева – направо. То же самое, но справа-налево.




1. продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. 2. однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые минут для отдыха глаз. 3. желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. 4. длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса 5. Оптимальное расстояние до экрана телевизора - от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. 6. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности см.


Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости! Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул должен быть на 3-5 см задвинут под стул Проверить правильное расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом. Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа




ПИТАНИЕ. "Если отец болезни неизвестен, то мать болезни - питание". Название витамина Зрительные и общие симптомы при недостаточности в организме витамина Основные продукты питания Витамин А Ослабление зрения в ночных и сумеречных условиях ("куриная слепота") Печень, желток куриного яйца, молоко, сливки, сливочное масло, рыбий жир, сыр Чедер, морковь, облепиха, шиповник, зеленый лук, петрушка, щавель, салат, абрикосы, плоды рябины Витамин В1 Повышенная нервозность, снижение умственной, физической и зрительной работоспособности Мясо, печень, почки, ржаной хлеб, дрожжи, картофель, стручковые, все виды овощей


Витамин В2 Ухудшение зрения в сумеречных условиях, чувство жжения в глазах и веках, разрыв мелких сосудов глаз Яблоки, дрожжи, все виды зерновых, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, мясо, печень Витамин В6 Напряжение и быстрое утомление глаз, возможно подергивание глаз Дрожжи, молоко, печень, капуста, зерновые, желток, рыба всех видов, почки, мясо Витамин С Кровоизлияние в глазах, снижение тонуса глазных мышц, быстрая утомляемость глаз Высушенные плоды шиповника, рябины, красный перец, щавель, морковь, помидоры, картофель (особенно осенью), свежая белокочанная капуста, черная смородина


Избегайте лишнего количества рафинированной и деминерализованной пищи: сахара, хлеба, круп, консервированных продуктов и соков, сладких блюд: варенья, шоколада, пирожных, тортов. Также не рекомендуются сладкие газированные напитки. Постарайтесь включать в рацион питания вашего ребенка больше сырых фруктов, овощей и зелени. Старайтесь поддерживать еженедельный рацион питания ребенка на уровне, обеспечивающем поступление необходимых витаминов (см. таблицу). Помните, что избыток витамина А, поступающего в организм, может вызвать и отрицательные последствия. Поэтому применять этот витамин в виде таблеток или драже следует только по рекомендации врача. Витамины, и, прежде всего, Вз и С, разрушаются при нагревании, поэтому фрукты и овощи, в которых они содержатся, кипятить нежелательно. Лучше залить их кипятком и закрыть крышкой, а после остывания использовать овощной отвар для приготовления супа, а фруктовый для питья. Многие заболевания глаз возникают из-за недостатка в организме микроэлемента калия. Следует помнить, что калий содержится в мясе, рыбе, молоке, злаках, петрушке, и особенно его много в картофеле, черносливе, кураге и изюме. Известно, что при недостатке в питании витаминов, зрение ухудшается. Но это не значит, что только потребление большого количества продуктов, содержащих эти витамины, исправит положение. Цель рационального питания - разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов.







Диагностика МППС Рекомендации врачей Группы для детей с нарушением речи Группы для детей с нарушением зрения Стратегия коррекции индивидуально фронтальные Медицинская коррекция Аппаратное лечение: Ортоптическое, плеоптическое, диплоптическое Компьютерная коррекция Очковая коррекция Физиотерапевти- ческое лечение: Электросон, э/форез, Д.Арсонваль,амплиим пульс,КУФЛ,УФС,тубу с, ОРК-21 Оздоровительные профилактические мероприятия КУФО, фиточай, массаж, витаминизация Аромотерапия, бактерицидные лампы Режим дня Учебная нагрузка Тепловой режим Двигательны й режим Развивающая среда Педагогическая коррекция Подгруппа

Профилактика гриппа у детей дошкольного возраста – это чрезвычайно важный вопрос, потому что разумнее предотвратить болезнь, чем впоследствии с ней бороться. Лечить маленьких детей, в действительности, тяжело – к тому же, вполне вероятны осложнения. Но соблюдая определенные профилактические правила, получится уменьшить вероятность заболевания.

Дети дошкольного возраста особенно подвержены гриппу

Особенно уязвимыми перед респираторными вирусами дети оказываются осенью и зимой, то есть, когда похолодает. Соответственно, в этот период нужно тщательнее беречь здоровье малыша и всеми возможными способами подготавливать его организм к возможной встрече с инфекцией.

Грудные младенцы могут быть защищены от гриппа с помощью маминых антител, которые попадают к ним через материнское молоко. Вот почему таким важным считается кормление ребенка грудью. Даже в тех случаях, когда мама сама заразилась гриппом, нельзя прекращать кормить малыша грудью – вирус в ее молоке точно не окажется, а вот антитела, защищающие детский организм от инфекции, он получит.

Для стимулирования иммунных сил вашего чадо неплохо бы посоветоваться с врачом по поводу того, какие лекарственные препараты можно принимать. Обычно это поливитаминные комплексы или же противовирусные средства, наносимые на слизистые носа и горла.

Хорошей защитой от гриппозной инфекции может быть вакцинация, но в этом случае учитываются такие нюансы:

  • прививаются лишь здоровые дети;
  • вакцина вводится не непосредственно во время эпидемии, а хотя бы за три-четыре недели до ее начала, чтобы иммунитет успел сформироваться;
  • стопроцентная защита от гриппа не может быть гарантирована, а потому наряду с вакцинацией следует помнить о важности соблюдения прочих профилактических мер.

Кроме прочего, врач должен проверить, нет ли у ребенка противопоказаний к введению вакцины – к примеру, индивидуальной непереносимости ее компонентов или аллергии на куриный белок (именно на его основании делается большинство современных вакцин).

Режим дня

Нельзя говорить о действенной профилактике гриппа у детей дошкольного возраста без соблюдения нормального режима дня.

Активные занятия должны чередоваться с отдыхом. Малыш должен:

  • спать достаточное время;
  • принимать пищу по определенным часам;
  • не только учиться, но и развлекаться.

Это позволит малышу быстро восстанавливаться и оптимально реагировать на меняющиеся условия.

Чтобы ребенок был здоровым, его сон должен быть полноценным

Правильное питание

Еще один немаловажный момент для крепкого здоровья детей дошкольного возраста – их сбалансированное питание. Оно должно быть богатым на витамины. Пищу следует готовить, используя натуральные продукты, вроде ягод, фруктов, овощей.

При этом разрешен только самый минимум химических добавок, так как это дополнительная ненужная нагрузка для детского организма.

Врачи и диетологи рекомендуют давать малышам побольше продуктов, содержащих витамин С, чтобы укрепить их иммунную систему. В список такой продукцию можно отнести смородину, клюкву, бруснику и, конечно же, лимон. С помощью ягод (если их хорошенько измельчить и засыпать сахаром) можете приготавливать полезные для детей морсы. Насыщенным витаминами получается чай, который изготавливается из смородинных лепестков.

Нельзя, конечно же, забывать о том, насколько полезными могут быть лук с чесноком. У этих растительных культур – особенные ароматические вещества, способны противостоять вирусам. Правда, дети есть дети, и иногда они не очень любят кушать тот же чеснок. В таком случае его можно разломать на маленькие дольки и разложить в детской комнате. Еще неплохо бы положить чеснок в какую-нибудь маленькую коробочку (к примеру, от kinder сюрприза) со множеством дырок и повесить ее ребенку, как колье, на шею или где-нибудь рядом с его кроваткой.

Продукция пчеловодства тоже способствует укреплению иммунитета. Вот почему ребенка нужно почаще кормить медом, прополисом и пыльцой. Таким образом, получится подавить вирусную жизнедеятельность и улучшить здоровье иммунной системы. Правда, эти продукты разрешены лишь тем деткам, у которых нет на них аллергии!

Правила гигиены

Профилактика гриппа у детей дошкольного, а также школьного возраста невозможна без соблюдения основных гигиенических правил. Об этом тоже не следует забывать.

Поскольку ОРВИ передается также контактным способом, необходимо помнить, что ребенок может заразиться от других людей – например, от домочадцев или гостей дома – или через предметы, к которым прикасался заболевший.

Поэтому мытье рук после улицы и каждый раз перед употреблением пищи (а также после) никто не отменял. Если в доме кто-то уже болеет, его следует изолировать от малыша. Допускать контакты разрешается только в марлевых повязках или специальных масках.

Посудой малыш тоже должен пользоваться отдельной. Ни в коем случае, не той, которой пользуется взрослый больной.

В холодное время года – тем более, если на улице свирепствует эпидемия – старайтесь минимизировать появления ребенка в больницах и местах общественного скопления. А если уж пришлось выходить, то одевайте малыша, как можно теплее.

В холодную погоду малыша нужно тепло одевать

Неплохо бы носить с собой несколько влажных салфеток, чтобы ними протирать ребенку руки.

Промывание носика

Помните, как важно в профилактических целях промывать носик малыша. Для этого можно использовать морскую водичку два, а то и три раза в день.

Это поможет предотвратить развитие вирусной инфекции в носовой полости, где она обычно чувствует себя превосходно.

Регулярная уборка

Благодаря регулярной влажной уборке уменьшается риск заражения. Особенно это важно, когда кто-то из членов семьи болеет.

Комнату малыша надо несколько раз в сутки проветривать, внимательно отслеживая уровень влажности и температурные показатели.

Ношение защитной маски

Марлевая повязка или специальная маска не позволит мокротам и слизи заболевшего человека оказаться на слизистых малыша.

Сложно описать важность такой профилактики, когда кто-то из домочадцев уже заболел.

Но маску необходимо будет постоянно снимать – через каждые три или четыре часа, так как в ней постепенно скапливаются микробы.

Кстати, нельзя не упомянуть в этой связи о вреде пассивного курения для малыша. Если кто-то из родителей курит при ребенке, дым попадает не только в детские легкие, но и делает его слизистые более сухими, вследствие чего вирусу намного проще попасть в организм. Слизистые становятся более чувствительными к остро-вирусным респираторным инфекциям.

Закаливание малышей

Предотвращение гриппа в детском саду возможно, но для этого должна быть разработана и применена система закаливания, которая будет учитывать особенности организма каждого ребенка.

С раннего детства малышей необходимо правильно закалять

Когда ребенок только-только поступает в садик, необходимо подробно узнать у его мамы:

  • как протекала ее беременность;
  • как прошли роды (не было ли осложнений);
  • не болеет ли чем-нибудь ребенок;
  • есть ли у него аллергия (если есть, то на что).

Благодаря этому получится подобрать для малыша подходящий вариант закаливания.

Помещения детского сада должны проветриваться – в том числе, когда дети прогуливаются. Когда они спят, лучше открыть верхние оконные фрамуги в игровых залах, чтобы в помещения заходил свежий воздух.

Помогает и регулярная обработка воздуха внутри посредством бактерицидной лампы.

Когда сонный час заканчивается, пусть дети ходят босиком по махровой дорожке (сначала по сухой, потом – по смоченной подсоленной водой). Это поможет им массажировать стопы, что обеспечивает не только профилактику плоскостопия, но и укрепляет иммунитет.

А для полоскания горла лучше использовать травяные отвары (не горячие, а комнатной температуры)

Помогает даже дыхательная гимнастика, а также точечный массаж. Спортивные упражнения, прогулки и пробежки по воздуху, хождение в бассейн – все это способствует укреплению детского организма, благодаря чему повышается сопротивляемость болезням.

Необходимо почаще употреблять аскорбиновую кислоту (к примеру, покупать соответствующие драже), пить полезные фитококтейли.

Вакцинация

Профилактика гриппа в школе и детском саду предполагает такую процедуру, как вакцинация. Вот некоторые показания к иммунизации:

  • Детям разрешается прививаться с полугодовалого возраста.
  • Если ребенок слабый и склонен к простудным заболеваниям, тем более, ему необходимо вакцинирование.
  • Прививаются дети, страдающие от хронических болезней и/или имеющие иммунодефицит.
  • При болезнях почек, сердечнососудистой системы, поражениях кроветворной системы.

Положительное воздействие прививки на детское здоровье уже давно доказано. Но ни в коем случае нельзя прибегать к иммунопрофилактике, если у ребенка имеются какие-нибудь противопоказания к этой процедуре.

Негативных отзывов о вакцинации встречается немало, однако, как показывает практика, в большинстве случаев все они оказываются надуманными или написанными после того, как:

  • прививку сделали, несмотря на противопоказания;
  • прививку делал неопытный врач.

Детям, которые прививаются в первый раз, прививку делают дважды – но между процедурами должен быть хотя бы трехнедельный перерыв.

Вакцинацию проводят осенью – за некоторое время перед тем, как начнется эпидемия. Необходим примерно месяц для того, чтобы в организме человека смогли сформироваться специфические антитела. Если же прививку делать поздно – в преддверии эпидемии, иммунитет просто не успеет сформироваться.

С полугодовалого возраста детей разрешается вакцинировать

После вакцинации хотя бы в течение трех дней ребенка нежелательно выводить в людные места, не нагружать его организм (тем более что иммунитет в это время ослаблен).

Конечно, нет стопроцентной гарантии того, что малыш не заболеет после того, как ему сделают прививку. Однако такая вероятность все равно уменьшается – и даже если заражение все-таки происходит, с болезнью получается быстро справиться и избежать осложнений.

  • Малышей (до 35-месячного возраста) прививают по 0,25 миллилитров. Местом укола является переднебоковая часть бедра.
  • Детям, которые старше 3 лет, вакцину вводят однократно (раз в год) – по 0,5 миллилитров. Место внутримышечного укола – дельтовидная мышца.

Иммунопрофилактика детей от гриппа может проводиться, как живыми, так и инактивированными вакцинами.

Противопоказания к вакцинации

Однако нельзя проводить такую профилактику гриппа и ОРВИ в школе, не зная о противопоказаниях к вакцинации:

  • Если у ребенка есть аллергия на те или иные компоненты препарата – например, на куриный белок, который выступает основой многих вакцин.
  • Если на момент прививки у малыша высокая температура и острая респираторная инфекция.
  • Обострение той или иной хронической болезни.

Побочные реакции после прививок бывают нечасто, а если и происходят, то не опасные и вскоре проходят.

После того, как сделан укол, ребенку желательно хотя бы 20 или 30 минут провести рядом с кабинетом врача на всякий случай, если вдруг начнутся побочные эффекты:

  • В частности, после введения живой вакцины пару дней у ребенка может держаться чуть повышенная температура.
  • Существует возможность катаральных явлений, вроде покрасневшего горла и рыхлых миндалин.
  • Может быть недомогание, легкий насморк, а также болевые ощущения в горле.
  • Изредка наблюдаются аллергические реакции, мышечные боли и наступают приступы невралгии.

Вся эта симптоматика достаточно скоро должна пройти (если не проходит, нужно обязательно обратиться к медицинскому специалисту). Развитие аллергических реакций получится предотвратить с помощью антигистаминных препаратов.

Побочные реакции после прививок бывают редко

Практика показывает, что, как минимум, 75 процентов привившихся детей не заболевают гриппом и ОРВИ. А в тех случаях, когда заражение все-таки происходит, можно не опасаться возможных осложнений, и одержать победу над заболеванием (при правильном лечении) получится быстро.

Консультация для воспитателей

Профилактика нарушения осанки
у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками) , установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.