Дорогу невесте из закса перегораживают что говорят. По дороге совместной жизни или свадебный кортеж: приметы и суеверия

Итак, решено: быть свадьбе! Но с чего же начать?
Сегодняшняя свадьба, конечно, отличается от той, давней, участниками которой были наши прабабушки и прадедушки, а может, и более отдаленные предки, но суть ее осталась прежней. Свадьба — это многоактное действо, причем порой довольно продолжительное.
Как у любой пьесы, у свадьбы есть пролог, завязка, кульминация и эпилог. По жанровому признаку свадьбу можно отнести к мелодраме с хорошим концом или к лирической комедии — если участники обладают достаточной долей юмора. Главные действующие лица — это, конечно, жених и невеста. Кстати, в старину их называли князь и княгиня, хоть бы они были из бедных-пребедных крестьян или чиновничьего сословия.

Итак, вот план старинной свадьбы:
. сватовство,
. смотрины,
. помолвка,
. венчание,
. свадебный пир.

А так выглядит план современной свадьбы:
. оповещение родителей о намерении вступить в брак (сватовство),
. подача заявления в загс (помолвка),
. девичник и мальчишник,
. регистрация брака в загсе,
. венчание (по желанию),
. свадебный пир.

Как видите, разница хоть и небольшая, но есть. Поскольку сегодня многие хотят восстановить утраченные обычаи в максимально полном объеме, познакомимся с традиционной русской свадьбой, какой она была в начале XX века.

Сват, сватья, сватовство — эти слова всем знакомы и понятны. Они имеют отношение к людям, которые берутся устроить чью-то судьбу — сосватать. В городах сватовством занимались свахи — женщины среднего возраста и достатка, чаще всего вдовы (кто от скуки, а кто и по призванию). Они выведывали, где есть девушки на выданье, а где — женихи, и пытались их свести. Получалась прибыль. В деревнях редко были профессиональные свахи. Чаще ими становились на время ближайшие родственники жениха или же в роли свата выступал сам отец. Когда приходили сваты, девушка не должна была показываться.

«У вас — товар, у нас — купец», — говорили сваты (то есть у вас девица на выданье, а у нас — жених). Если родители невесты не возражали против такого предложения, они сообщали представителям жениха о наличии и размерах приданого. Ответный ход родителей жениха — назначение смотрин, если, конечно, их устраивало приданое. На смотринах жених и невеста видели друг друга якобы в первый раз. Невеста меняла наряды, показывала, какая она хозяйка и рукодельница.

Довольные друг другом родители через две-три недели назначали помолвку. В богатых домах по этому случаю устраивался бал с угощением, который открывался вальсом жениха и невесты. Заинтересованные лица оповещались о помолвке пригласительными карточками. Иногда давалось объявление в газете. Но это у состоятельных людей. Гораздо шире был распространен обычай скромной домашней помолвки без гостей. В этот день обычно жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем.

После помолвки жених мог общаться с невестой сколько пожелает. От помолвки до свадьбы могло пройти от нескольких недель до года и более — смотря как складывались обстоятельства.

Помолвку, или сговор, можно назвать, говоря юридическим языком, предварительным договором о заключении брака. Веками это событие было важнейшим в жизни людей. Порой сама свадьба была менее важна, поскольку являлась естественным завершением целого ряда событий. Интересно, что еще в петровские времена сговор сопровождался обменом колец (потому и назывался обручением) и был чуть ли не значительнее самого венчания. Лишь в 1775 году при Екатерине Второй обмен кольцами был по велению Священного Синода соединен с венчанием.

Время от помолвки до венчания было предназначено для подготовки к свадьбе и самое главное — к будущей самостоятельной жизни молодых. Именно для этого готовилось приданое, которое в идеале должно было включать все, что необходимо для семейной жизни: от подушек до сковородок.

Подготовкой приданого занималась невеста, женщины-родственницы и подружки. Жених в это время мог приходить в дом невесты и общаться сколько пожелает.
Накануне свадьбы действие происходило в основном в доме невесты. Она готовилась покинуть родительский дом, во-первых, а во-вторых, — расстаться с девичеством. Как известно, девушки на Руси носили косы и ходили с непокрытой головой. Замужние женщины должны были обвивать голову косой и покрывать платком или каким-либо другим головным убором. Кстати, и сегодня в православную церковь женщины допускаются только с покрытой головой.

Накануне свадьбы совершался обряд расплетания косы. В это время пели грустные песни о том, что кончилась счастливая девичья пора и наступает трудная жизнь в чужом доме.
Накануне свадьбы перевозили в дом жениха приданое. Его принимала мать жениха. Сваха или ближайшая родственница жениха стелила постель для молодых.

К венчанию жених и невеста готовились порознь по своим домам. В доме жениха готовились к свадебному пиру. Родители, сваты, дружка благословляли его ехать за невестой, а затем к венцу. Родители жениха и невесты на венчании не присутствовали.
С приездом жениха к невесте фактически начиналось свадебное веселье. Свадебному поезду жениха преграждали дорогу, запирали ворота невестиного дома. Опять, как и при сватовстве, велись переговоры о товаре и купце. Популярна была такая присказка: «Мы купцы, едем с товаром, заблудились — пустите переночевать». После переговоров, а порой и платы, поезд жениха пускали на двор. Здесь происходили обмены караваями, символический выкуп невестиной косы и другие обряды. Наконец свадебный поезд отправлялся в церковь. Жених и невеста при этом ехали в разных колясках.

После венчания молодые ехали уже вместе. Свадебный поезд теперь уже был украшен лентами, цветами, колокольчиками.

Поезд с молодоженами направлялся к месту свадебного пира. По дороге было принято посетить святые или чем-то замечательные места. При этом повсеместно существовал обычай перегораживания дороги свадебному поезду. Чтобы проехать, нужно было отдать выкуп. Обычно это было вино.

Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха и невесты. Они благословляли молодых. И начинался пир.

Семейная жизнь, может, и тяжела, зато свадьба как весела! Но мы сейчас и не задумываемся, что веселые традиции, со смехом выполняемые на бракосочетании, имеют очень глубокие корни, и, подчас, серьезные основания.

До свадьбы в платье никому не показывать

Платье – великая тайна. Его нельзя показывать случайным людям, его нельзя надевать полностью до свадьбы. Кстати, белое одеяние невесты – суть иноземное заимствование, до Петра Великого желательно было наряжаться в красное. А прятали подвенечный наряд по одной простой причине – его могли украсть. Ведь, как бы ни была бедна семья, а под венец расстараются получше пошить и поярче украсить. А уж если деньги имеются в доме, то и вовсе платье жемчугом и шитьем украшали. А если завистники умыкнут такую красоту – слезы да горе, горе да слезы. Поэтому, строго-настрого запрещалось хвастаться ею перед посторонними.

Не женись в мае

А все просто – май – время не только хлопотное, но и голодное. Запасы с прошлого года, даже сбереженные Великим постом, подошли к концу, новостей с огорода ждать еще и ждать. Невеселое начало семейной жизни могло испортить отношения на всю оставшуюся жизнь. Посему, даже и родиться в мае считалось неблагоприятным.

Бить бокалы

То, что посуда бьется к счастью, небогатому крестьянину даже и во сне присниться не могло. Какое ж счастье, когда убыток? Но на свадьбу – дело другое. И не потому, что не жалко ради такого праздника. В старину если новоиспеченный муж хотел подтвердить девственность супруги до первой брачной ночи, он выходил наутро из спальни, брал в руки горшок и кидал об стенку. Тут же начиналась бурная радость и веселье, снаряжали сани за родителями жены, чествовали их и угощали. И было всем счастье. Потом, ясное дело, «ужасное мещанство – невинность зря беречь», но осадочек от разбитой посуды остался – радостный такой.

Поймала букет – выйдешь замуж

Конечно, на Руси свадебными букетами и женскими подвязками не швырялись. Это примета новая, заимствованная. Но упало это зерно на благодатную почву, поэтому и дало слабые еще корешки. В девичник – последний вольный вечер невеста дарила венок с головы и шелковую ленту из косы младшей сестре или подруге. Получить такой сувенир считалось удачей и сулило непременное замужество. В советские времена как-то подзабылся этот обряд, но, видимо, в генной памяти что-то осталось, поэтому так и полюбили наши девушки ритуал с киданием букета в руки следующей счастливице.

Перейти путь свадьбе – к неудаче

Это был хитрый ход. До крещения Руси вступающих в брак водили вокруг столба или дерева, и недопустимым считалось что-то бросить им под ноги – путь перебить. Нарушать старые устои всегда боязно, поэтому надолго осталась примета не пересекать дорогу перед свадебным кортежем – не зачеркивать им путь в новую жизнь. И кто-то, очень умный, пустил слух, что встретить этот самый кортеж – к неудаче. А кому ж охота неудачи? Вот и старались люди в сторонку отойти, под ноги не бросаться. Мало ли…

Преградить путь и требовать выкуп

С другой стороны, охотников загородить дорогу свадьбе тоже обычно находилось немало. И жених или дружко должны были откупиться от «татей». Всем хорошо и весело. Но когда все начиналось, в стародавние времена, веселья было не так много. Девиц тогда попросту «умыкали», то есть воровали. А поскольку предки были не глупее нас, то и они уже знали, что близкородственное скрещивание до добра не доведет. Посему, невестушку искали в соседнем поселении, а то и подальше. И, чтобы увезти красу ненаглядную, требовалось не один подвиг совершить, - не только откупаться от возмущенных ее соплеменников, но и за оружие браться. И тем милее была жена, чем дороже досталась. А теперь – одни шутки вам!

Свидетели

Кстати, подруги невесты и друзья жениха, которые сейчас трансформировались в свидетелей, тоже были не для красоты, а для пользы. Считалось, что на свадьбе невесту или жениха легко «испортить» колдовством, поэтому дружко и подружка были, как бы, двойниками молодоженов, чтобы нечистая сила запуталась, кому зло творить. Также, особенно круто считалось пригласить на эти роли не просто веселых заводил, а веселых заводил со знахарскими навыками – чтобы и от себя удар отвели, и молодых защитили. Да, и на Западе подруги невесты, одетые в одинаковые платья, выполняли те же функции.

Приметы на проводы жениха и невесты

Провожая жениха из родительского дома, необходимо выполнить следующие обрядовые действия.

Поставьте в центре комнаты стол, накройте его совершенно новой скатертью, положите на стол целую буханку хлеба, поставьте рядом ведро или хотя бы банку с водой и небольшую солонку, зажгите громничную (сретенскую) свечу. Сначала благословите сына домашней иконой, затем заручитесь поддержкой своих предков. Для этого отец связывает руки сына рушником и трижды по часовой стрелке обводит его вокруг стола, вслед за ними идет мать с домашней иконой и громничной свечой. Затем отец и мать становятся перед порогом (с внутренней стороны жилища), берут в руки свадебный рушник, заворачивают в его концы по буханке непочатого хлеба, образуют из него арку и просят сына пройти под ней, не затронув головой, т.е. поклонившись порогу - месту древнего захоронения предков. При этом икону оставляют дома, а громничную свечу сват должен взять с собой в дорогу как один из надежных оберегов.

Провожая невесту, ее родители также должны выполнить соответствующие обрядовые действия.

Отец опоясывает свою дочь специальным свадебным рушником, трижды обводит ее вокруг стола по часовой стрелке, подводит к порогу и передает в руки жениха. Затем в доме невесты повторяется тот же обряд, что и в доме жениха. Отец с матерью создают перед порогом арку из рушника, предварительно завернув в его концы две буханки круглого по форме хлеба. При этом мать должна стоять слева от входа, а отец справа. Теперь уже оба молодых проходят под аркой и кланяются порогу. В этот момент родители просят присутствующих в комнате: «Люди добрые, благословите молодых», и гости трижды произносят: «Бог благословит!».

Приметы, связанные со свадебным кортежем

Жених садится в первую машину, невеста - во вторую (она идет замуж, т.е. вслед за мужем).

Лучше всего украсить первую машину свадебного кортежа парой больших металлических колец, закрепленных на общей подставке, внутри которых будут либо рюмки, символизирующие собой полную чару семейного счастья, либо маленькие колокольчики, звон которых отгоняет нечистую силу.

Избегайте экстравагантных современных украшений, например, таких, как резиновая (неживая) кукла (это впоследствии может стать причиной рождения у молодоженов неживого первенца) или пара лебедей, якобы символизирующих собой лебединую верность между молодыми. Когда машины свадебного кортежа будут двигаться с большой скоростью, эти «лебеди» разлетятся в разные стороны, вот так по жизни пройдут и новобрачные, отворачиваясь друг от друга.

Как только дружины жениха и невесты рассядутся по машинам, отец и мать молодой выходят из дома и трижды по часовой стрелке обходят вокруг всего свадебного кортежа. Отецдержит в руках домашнюю икону, мать обсыпает кортеж зерном жита, что символизирует «замыкание» всех участников обряда в символический круг, который по всему ходу дальнейшего движения не должен разрываться ни при каких обстоятельствах, например, на перекрестке городских улиц, при выезде на главные магистрали города.

Запомните: статус свадебного кортежа целиком и полностью приравнивается к статусу похоронной процессии, поэтому всегда и везде найдите возможность уступить ему дорогу. Если посторонний человек, вклинивается в структуру свадебного кортежа, то тем самым нарушает его целостность, провоцируя скорое появление в жизни молодой пары чужого человека.

Подъезжать к дому невесты, к ЗАГСу, к храму и месту проведения самой свадьбы кортеж с молодыми должен только по направлению движения солнца (по часовой стрелке).

Маршрут свадебного кортежа должен совершаться по кругу и закончиться, откуда он и начался - в родительском доме невесты, даже если празднование будет проходить в столовой, кафе или ресторане.

Приметы на регистрацию брака

Если у кого-то из молодых нет отца или матери, то перед регистрацией брака необходимо навестить кладбище, чтобы «заручиться» поддержкой и благословлением обоих родителей.

В день свадьбы невеста перед церковью раздает деньги бедным. Надо знать, что этим она избавляется от своих несчастий, которые обрушиваются на тех, кто взял эти деньги.

Родители и жениха, и невесты не должны присутствовать в ЗАГСе во время регистрации брака и в храме во время венчания. Замкнув в круг свадебный кортеж, они тем самым не имеют права разорвать его, чтобы сесть в одну из машин. Да и ритуального смысла их присутствия в храме тоже нет. Много лет тому назад их детей принесли в храм крестные родители. С тех пор во всех обрядовых ситуациях, включая и свадьбу, рядом с ними должны находиться именно крестные родители. А задача родных отца и матери - благословить молодых в новый жизненный путь и встретить их у порога своего дома после венчания.

Если жена не переходит на фамилию своего мужа, она остается беззащитной в энергетическом плане, что порой приводит к ухудшению ее здоровья.

Во время регистрации брака молодые должны стоять на специальном рушнике, который по завершении обряда свидетели забирают с собой. Нельзя сходить с рушника (с символической дороги), даже для того, чтобы расписаться в журнале регистрации. Есть очень простой выход из этой ситуации: к столу подходят свидетели молодых, берут журнал, подносят его молодым и предлагают им расписаться. В этом случае соблюден этикет светского обряда и не нарушена святая заповедь древней традиции.

Жених должен переносить молодую на руках через мост, если тот окажется на пути свадебного кортежа, а также через порог родного дома.

Приметы на венчание

Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а как они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше, а замок хранить – молодые будут жить хорошо.

Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, брак их будет нерушим, а любовь вечной.

К венцу невеста должна ехать одной дорогой, от венца – другой.

Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием.

Кто из супругов при венчании наденет другому кольцо до самого основания пальца, тот и будет в доме править.

Упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов.

Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной.

Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет короткий век.

Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли в ЗАГСе во время регистрации брака или венчались в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь.

Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба.

Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах.

Вся процессия, объединившись, едет в загс, а оттуда на место празднования, чаще всего в кафе или ресторан. На всех этих этапах гости рассаживаются по украшенным машинам, образуя свадебный кортеж. Приметы и суеверия нужно соблюдать, чтобы дорога совместной жизни была ровной и благополучной.

Несмотря на то, что раньше это была вереница телег и лошадей, а сейчас мощные автомобили составляют свадебный кортеж, приметы и суеверия по этому поводу не изменились.

Значение верований для молодоженов

Практически все аспекты жизни человека определялись религиозными верованиями. На основе представлений людей о богах и других сверхъестественных силах постепенно формировались приметы и суеверия, которые указывали, как в целом нужно жить, чтобы достичь счастья и достатка.

Особое внимание уделялось , поскольку она всегда считалась самым значимым событием в жизни. Кроме того, люди верили, что именно в день бракосочетания жених и невеста становятся особенно уязвимыми перед воздействием злых сил, а потому будущих молодоженов нужно защитить от неурядиц. Делалось это просто – соблюдались все традиции и суеверия, которые сложились к тому времени.

Постепенно вера в сверхъестественное начала ослабевать, и часть примет забылась или потеряла свою актуальность. Однако остались и такие поверья, которые применимы к жизни до сих пор, и люди все еще верят в закономерности, которые были замечены нашими предками.

Что касается свадебных примет, то чаще всего жених и невеста соблюдают их, поскольку бабушки и дедушки объясняли важность суеверий с детства, причем делали это настойчиво и в ярких красках. Другие пары просто хотят порадовать своих верующих родственников или не хотят им перечить. И лишь немногие по-настоящему осознают сакральный смысл примет.

Традиции передвижения

Свадебный кортеж – это вереница машин, украшенных свадебными аксессуарами, которая следует по следующему маршруту: дом жениха, дом невесты, загс, фотосессия и ресторан. Раньше эту роль играл свадебный поезд, состоящий из телег и запряженных лошадей, который начинал путь от дома виновника торжества, после чего следовал к невесте и в церковь.

Как правило, все автомобили в кортеже украшаются воздушными шарами, лентами, свадебными фигурками и прочими деталями, но первая машина, согласно поверью, должна быть оформлена по-особому. На крыше желательно закрепить фигурку двух обручальных колец, а внутри них поместить рюмки (чтобы дом был полной чашей) или звенящие колокольчики (чтобы отпугнуть злые силы).

Чем не стоит декорировать машины в кортеже, так это резиновыми украшениями. Считается, что неживые фигурки могут навлечь беду на первенца молодоженов. Кроме того, не стоит использовать для декора кортежа пару лебедей в любых их проявлениях – согласно поверью, если от фигурки отделится хотя бы маленький кусочек на ветру, то и жизнь молодоженов будет ветреной.

Существуют следующие приметы о свадебном кортеже, которые действуют, начиная от дома невесты и заканчивая загсом.

  1. Жениху, который ведет свою любимую к машине, нельзя оглядываться назад, иначе в супружеской жизни он будет жалеть о решении жениться.
  2. После того как невеста вышла из отчего дома к автомобилю, за ней нужно хотя бы на скорую руку протереть полы. Считается, что этот символический жест поможет девушке влиться в семью жениха.
  3. Жених садится в первую машину вереницы, как будущий глава семьи, а невеста – во вторую. Это символизирует то, что отныне девушка будет за мужем, то есть замужем.
  4. После того как все расселись по автомобилям, на первый план выходят родители невесты. Отец должен нести икону, благословляя кортеж, а мать должна посыпать машины зерном. Считается, что такой жест объединяет участников процессии, и их судьбы переплетаются, обеспечивая дружественные отношения.
  5. Кортеж должен быть единым целым, машины следуют друг за другом в одном и том же порядке. Если же в вереницу свадебных автомобилей вклинится посторонний, это сулит появление «третьего лишнего» в семье молодоженов.
  6. Куда бы ни подъезжал кортеж – к дому невесты, к загсу или ресторану, он должен двигаться по часовой стрелке вокруг здания, пока каждому автомобилю не найдется место для парковки.
  7. Если по дороге до загса кортежу встречается похоронная процессия, нужно поехать другой дорогой, чтобы не привлечь к молодоженам несчастья.
  8. Обычно кортеж разъезжается после того, как доставит гостей в ресторан, однако по поверью он должен закончить маршрут там же, где и начал, то есть у дома жениха.

Есть и несколько примет, которые начинают действовать, когда уже законные молодожены выходят из загса. Считается, что после этого супруг должен пронести свою любимую до машины на руках.

Невеста – это самый уязвимый для злых сущностей человек на свадьбе , поскольку им не по нраву ее счастье, и она временно остается без покровителей отчего дома, поскольку покинула его.

Совет эксперта! По поверью, если жених несет девушку на руках, то скрывает ее от глаз злых духов. Этот же принцип заложен и в основу традиции, по которой муж должен пронести жену через порог общего дома на руках.

По пути из загса до ресторана дорога должна быть извилистой. Это нужно опять же, чтобы запутать злых духов и отвести их от следа молодоженов. Для этого же в некоторых европейских странах к заднему бамперу машины молодоженов привязывают пустые жестяные банки, которые своим звоном об асфальт отпугивают недоброжелательных сущностей. Для закрепления результата машина молодоженов должна громко и протяжно посигналить, когда они подъедут к месту празднования бракосочетания.

Существует еще одна примета, которая стоит особняком, поскольку она не относится ни к невесте, ни к жениху, ни вообще к кому-либо из участников церемонии. По народному поверью, если незамужняя девушка случайно увидит свадебный кортеж, двигающийся по улице, то нужно встать на левую ногу и едва заметно попрыгать на ней. Считается, что в этом случае девушку в скором времени ожидает собственная свадьба, ведущая к счастливой семейной жизни.

Поверия по пути следования молодых

Со свадебным кортежем связано так много примет, поскольку он символизирует путь юноши и девушки в совместную жизнь. Сначала они садятся по разным машинам в качестве жениха и невесты, а затем уже объединяются в одном автомобиле в законном статусе супругов, и при этом на всем пути их сопровождают самые близкие люди.

Свадебный кортеж позволяет сделать молодоженам первые совместные шаги в семейную жизнь. По этой причине некоторые считают, что быт супругов будет аналогичен с тем, как проехали по улицам украшенные автомобили. Если они не встретили препятствий (не считая светофоров) и сохранили свой строй на всем пути, то жизнь молодоженов будет гладкой и спокойной.

Резюме

Каждая пара должна решить для себя, в какие приметы она верит, а какие кажутся нелепыми, чтобы впоследствии во время семейных ссор, которые практически неизбежны, не звучали фразы вроде «А помнишь, в наш кортеж вклинился посторонний?». Если хотя бы один из будущих молодоженов суеверен, то лучше охватить вниманием все приметы, тем более в них нет ничего сложного. Нужно только подобрать подходящие украшения, запомнить порядок пути и пошуметь в дороге.

Публикации раздела Традиции

7 секретов традиционной русской свадьбы

П рипевки и корилки, запытывание и гадания - в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол - знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

Константин Маковский. Сваха. 1900-е

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки» . По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец - Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек - Иван Васильевич! Молода княгинюшка - Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» - общей работы - на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» - узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас - купец» , «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор» . Жениха нужно было показать с лучшей стороны - если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом» . Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

Николай Пимоненко. Сваты. 1882

Николай Пимоменко. Засватали. 1896

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве - этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» - приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Девичник. «Прощай, молодость!»

За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

Ой, у ворот вереюшки повились,
Вот к Манечке подруженьки собрались.
Шли - прошли красные девки горою
И кликали да вот Марьюшку с собою:
- Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
- Уйдите красны девки, да не ждите,
Ох, я себе сильного роя выловила,
Ох, сильный рой - Иванечка молодой.

Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха - жениха или невесты - выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая - невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами - фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

Дружко богатеня,
Молодой торватина,
Откупи у нас местечко -
Мы не дорого просим,
Дешево отдаваем:
Сто рублей с полтиною,
С золотою гривною,
С чарой наливною.

Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая» , пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

Куды Любочка глядела -
Полюбила Ванюшу-слюнтея.
ен красив, красив да пригож:
Совиные вочи, цаплин нос.

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах - танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд - повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый - замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник - в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда - «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши - на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» - свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки» . Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара - друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы - время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками - водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.