Светофильтры для объективов для чего они нужны. Обзор: типы светофильтров. Конверсионный и цветоусиливающий фильтры - идеальный цвет

Думаю, пришло время развеять ещё один миф, в частности тот, что превозносит полезность защитного фильтра. На мой лично взгляд, если уж и есть в фотографическом мире аксессуар, совершенно бесполезный в ежедневном применении, то это именно защитный фильтр.

Откуда вообще взялась легенда о необходимости фанатично защищать переднюю линзу? Думаю что оттуда же, откуда и остальные — из ненасытной потребности производителей и продавцов зарабатывать на фотографах побольше денег. Зайдите в любой магазин, и посмотрите, чем "нагружают" человека, купившего свою первую зеркалку — защитный фильтр там будет обязательно. Ну, или ультрафиолетовый, что уж в магазине найдётся.

На самом деле передняя линза даже при умеренно аккуратном использовании объектива вообще не нуждается в дополнительной защите! Достаточно просто носить на объективе бленду, и передний элемент вашего объектива уже будет полностью защищён практически от всех опасностей.

К тому же уже много лет достоверно известно, что для формирования картинки гораздо большее значение имеет задняя линза объектива, а загрязнения, царапины, и даже сколы на линзе передней зачастую не наносят изображению хоть сколько-нибудь заметного вреда. Те кто не согласен с этим утверждением, просто не видели вот этот эксперимент, в котором человек изо всех сил пытался ухудшить картинку, даваемую объективом, намеренно повреждая его переднюю линзу. Чтобы добиться своего, ему пришлось очень сильно постараться.

А те кто не верит в правдивость этого опыта, те могут сами повторить его софт-версию, в которой даже не придётся разбивать объектив молотком. Нужно будет лишь приложить к передней линзе обычную спичку, выставить максимальное фокусное расстояние, и сфотографировать вид из своего окна на средней диафрагме, где-то 5.6. Затем сделать такой же кадр, на такой же диафрагме, но уже без спички. При сравнении этих двух снимков вы вряд ли заметите разницу. Если вас заинтересует вопрос, почему так происходит, то нужно просто взглянуть на оптическую схему зум-объектива Canon EF 24-70mm f/2.8L:

И сразу же становится ясно, какой длинный путь преодолевают лучи света до того момента, как они сформируют изображение на матрице. Количество преломляющих поверхностей исчисляется десятками, и передняя линза в этом ряду хоть и самая первая, но далеко не самая важная.
В результате мы окажемся вынуждены признать, что если даже целая спичка, приклеенная к передней линзе не оказывает никакого влияния на изображение, то уж парой пылинок точно можно пренебречь.

С необходимостью защищать переднюю линзу от пыли разобрались, теперь поговорим о защите передней линзы от воздействия ударных нагрузок.
Часто можно услышать такое мнение, что фильтр защищает объектив от ударов, в пример даже приводятся случаи, когда "фильтр вдребезги, а объектив — целый!".
Тут я могу вспомнить только один такой же ассиметричный по смыслу пример, старый анекдот про человека, который хвалил высокое качество советских калош, и рассказал про Ваську, спрыгнувшего в этих калошах с крыши: — "Васька насмерть, а калоши целые!"

Представим себе удар, достаточно сильный, чтобы разбить довольно толстую переднюю линзу объектива, находящуюся в массивной металлической оправе. Представили? А теперь представим на пути этого удара стёклышко миллиметровой толщины в хлипенькой оправе. Представили? А теперь представьте себе, как стёклышко останавливает этот удар. Представили? Посмеялись? Тогда продолжим серьёзно: ни один фильтр не в состоянии защитить объектив от сильного удара. Ни один! В результате любого более-менее серьёзного воздействия от фильтра останется лишь кучка стеклянных крошек, и оправа с осколками. Стёклышки нужно будет вытряхнуть, а из оправы достать осколки. Вот и всё действие защитного фильтра.

Так что же делать?! Как защититься от случайных ударов? Здесь я могу опять посоветовать всегда носить бленду. Любая пластиковая бленда защищает переднюю линзу от ударов в тысячу раз эффективнее, чем фильтр. И более того, в случае когда объектив правильно спроектирован, например как тот же Canon EF 24-70mm f/2.8L первой версии, (а не идиотский, второй версии) бленда у него крепится непосредственно к корпусу, и защищает не только переднюю линзу, а ещё и выдвигающуюся часть объектива.
К тому же бленда никогда не ухудшает качество изображения, а фильтр ухудшает его всегда. Конечно может быть если купить очень-очень дорогой фильтр, то падение качества картинки не будет так сильно бросаться в глаза, но покажите мне того, кто готов на такие жертвы?

Среди предназначений защитного светофильтра стоит упомянуть ещё одно, его приверженцы часто говорят, что светофильтр "не жалко". То есть в случае загрязнения его не жалко тереть, если поцарапается, можно заменить. Не знаю, мне кажется, что современные просветляющие покрытия вообще очень сложно повредить, если только специально не постараться. Лично я всегда тру свои линзы чем придётся, и ничего. А некоторые объективы у меня в работе уже по десять лет!

Вывод

Так стоит ли заключить, что защитный фильтр абсолютно и всегда бесполезен? Не совсем так. Лично я могу припомнить как минимум один сюжет, при съёмке которого защитный фильтр действительно абсолютно необходим, это резка металла. Дело в том, что раскалённая металлическая стружка, которая может лишь слегка обжигать открытые участки кожи, при соприкосновении со стеклом тут же в него вплавляется, и остаётся там уже навсегда.
Во всех остальных случаях переднюю линзу объектива защищать совершенно ни к чему, разве что вы очень беспокоитесь о товарном виде своего объектива, и намерены продать его впоследствии как новый, или как "со дня покупки под фильтром".

И действительно, на такие фразы весьма падки начинающие фотографы, ведь именно им доступно секретное знание: качественный снимок можно сделать только безупречно чистым объективом! У такого фотографа в каждом кармане по Ленспену, а в сумке на всякий случай лежит ещё специальная тряпочка.
Когда у него получаются плохие фотографии, он понимает, что причиной тому грязный объектив, и начинает протирать защитный светофильтр не перед съёмкой, а уже перед каждым кадром. Он знает, что как только он достигнет необходимого уровня чистоты, прекрасные снимки не заставят себя ждать. И он фанатично следит за чистотой, самая маленькая пылинка на поверхности фильтра приводит его в ужас, а увидев на передней линзе своего объектива царапинку, он немедленно лишается чувств, и падает на землю, живописно разбросав в стороны руки и ноги.

P.S. Чёртову кучу лет фотографируя всё что угодно, зачастую в не самых комфортных условиях, я никогда не использовал защитные фильтры. На передней линзе моего 70-200 есть пара маленьких царапинок, и одна побольше, (это как-то мне в бленду закатился бильярдный шар). На качество снимков эти царапинки никак не влияют, и когда я их вижу, я не расстраиваюсь, всё равно слишком уж этот объектив потёртый, чтобы я мог мечтать продать его под видом нового.

В этой записи я буду говорить о средне-статистическом фотографе любителе и надеюсь информация будет полезной.
Светофильтры в фотографии применяется довольно давно. Светофильтры, выпускаемые Hoya, Dicom, Kenko, Sunpak, Cavei, Marumi, Tiffen чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата.

Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив. Существуют фотофильтры, предназначенные для установки прямо на источник освещения.Однако, независимо от конструкции светофильтра работа любого светофильтра в фотографии основана на отсечении определённого типа световых лучей. В плёночной фотографии чаще всего применяются цветные сфетофильтры (фильтры цветокоррекции), которые отсекают лучи свет определённого спектра (света), однако в цифровой фотографии гораздо удобнее использовать цветные фильтры уже во время послесъёмочной обработки фотографии.

Поговорим о наиболее часто встречающихся типов светофильтров
а) Поляризационные фильтры (LPL и CPL), б) UV-фильтры, в) ND-фильтры, г) Градиентные фильтры

Поляризационные фильтры (LPL и CPL)


Поляризационный светофильтр (полярик) так же довольно часто применяется в цифровой фотографии. Поляризационный фильтр предназначен для уменьшения бликов и отражений от неметаллических поверхностей.
Кроме уменьшения отражений, поляризационный фильтр усиливает цвета. Например, при пейзажной фотосъёмке в солнечный день, поляризационный фильтр делает небо более синим, облака белее, а зелень более сочной.
При использовании поляризационного фильтра следует учитывать, что его нужно настраивать перед съёмкой , поворачивая на угол от 0 до 90°. Для достижения максимального эффекта усиления цвета угол поворота поляризационного фильтра обычно составляет 90°, а для максимального удаления отражений и бликов угол поворота поляризационного фильтра составляет 30°-45°, в зависимости от характеристик поверхностей.
Поляризационный светофильтр влияет на экспозицию снимка, уменьшая светосилу объектива примерно на 1,5-2 шага. Из-за этого и автофокус вашей камеры может давать сбои.
Примечание: Сейчас камеры позволяют настраивать изображения для получения более контрастного изображения
Существуют два типа поляризационных фильтров: Светофильтр с круговой поляризацией (Circular Polarizer Filter - CPL) обычно используется в автофокусных фотокамерах, но стоит дороже поляризационного фильтра с линейной поляризацией. Более дешёвые светофильтры с линейной поляризацией (LPL - Linear Polarizer Filter) не позволяют датчикам автофокуса работать нормально, поэтому их можно применять только в ручном режиме фокусировки.
Поскольку поляризационный фильтр вращается при настройке, применять его можно только с объективами, имеющими так называемую внутреннюю фокусировку - когда внешняя линза не вращается в процессе наводки на резкость.
Использовать поляризационный фильтр с большинством китовых объективов с вращающейся передней линзой практически невозможно.
Лично я отказался от использования "полярника" - носить его постоянно нет необходимости, а снимать/одевать в процессе съемки в полевых условиях достаточно хлопотно, а нужный эффект получаю: а) предустановками в камере, б) в программе обработки изображения

UV-фильтры


Следующие в списке, Ультрафиолетовый светофильтр (УФ или UV - Ultra Violet) чаще всего используется для защиты внешней линзы дорогих объективов от царапин, загрязнений и попадания пыли внутрь объектива. Иногда, недорогой ультрафиолетовый светофильтр спасает переднюю линзу объектива даже при случайном ударе



Однако, ультрафиолетовый светофильтр кроме защитных функций также отсекает некоторое количество ультрафиолета (убирает излишнюю голубизну) и делает снимок немного контрастнее. Это особенно заметно при съёмке высоко в горах или на берегу моря.
UV-фильтры могу так же называться Protect (Защитный) или Haze (Невидимый), что не меняет их природы.
Мультипросветлённые (MC) и влагоотталкивающие (WPC) покрытия защищают оптические UV-фильтры, которые рекомендуемы для постоянного ношения на объективе для защиты передней линзы от нежелательных воздействий. Фильтры могут устанавливаться в узкие оправы (Wide)
Здесь следует заметить, что матрица современного цифрового фотоаппарата уже имеет встроенный UV светофильтр и, в отличие от плёночного фотоаппарата, эффект от применения внешнего UV светофильтра не столь очевиден. В большей степени недорогие UV светофильтры применяется для защиты.
Опять же мой опыт - данный фильтр одеваю при покупке объектива сразу в магазине..

ND-фильтры




Под аббревиатурой скрывается Neutral Density - то есть нейтрально-серый фильтр. Эти фильтры равномерно снижают интенсивность светового потока. Они различаются по плотности (2×, 4×, 6×, 8×). Увеличение плотности нейтрального фильтра в два раза эквивалентно увеличению экспозиции на одну ступень. ND-фильтры используются для получения длинных выдержек (река или водопад на пейзаже обретают эффект волшебной дымки) либо для съемки при ярком освещении на открытой диафрагме (цветок на размытом фоне, где пейзаж лишь угадывается). При слишком короткой выдержке вода выглядит неестественно, как стекло. Чтобы передать движение, но избежать смаза, выдержка должна составлять 1/30–1/60 для стоячей воды, 1/125 - при съемке реки с быстрым течением.
Самые распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток, поступающий в объектив фотоаппарата от 1 до 4 ступеней экспозиции.
Примечание: Лично Я предпочитаю регулировать выдержку/диафрагму

Градиентные фильтры


Работают так же, как ND-фильтры, но плотность плавно возрастает от одного края к другому или же плавно нарастает ближе к центру (центрофильтр). Первые используются, чтобы сузить динамический диапазон сцены (когда либо небо выходит пересвеченным, либо земля слишком темной). Центрофильтры используются на объективах, когда есть опасность виньетирования. К таковым относится, например, большинство широкоугольных шестилинзовых объективов-плазматов для камер большого формата.
Вот собственно, что хотелось рассказать. Конечно это далеко не весь перечень сфетофильтров есть еще: звездные, утепляющие, и т.д. но вот эти 4 наиболее распространены.
Главное требование к фильтру Фильтр должен быть из стекла, а не из пластика, и с многослойным просветлением. Оба условия - необходимые, но недостаточные для получения резкого изображения с чистыми цветами.
В статье использованы материалы: Дмитрия Башкова, портала FreeFotoHelp, FotoRu, обзоры фирм производителей.
P.S. Приведенная информация может не соответствовать вашему мнению, но это не делает ее менее правдоподобной.

Эта статья целиком и полностью посвящена таким необязательным на первый взгляд, но очень незаменимым помощникам фотографа – светофильтрам.

Безусловно цифровая техника, в паре с графическими редакторами, сегодня творит поистине фантастические метаморфозы, однако в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но, тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны, а в определённых случаях – просто обязательны к применению:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр, сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических, Ну и, естественно, он не удалит отражение самого себя =)). В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.


Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов (EV), в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного, поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удалении отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то, что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром





Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.


Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец. Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.


Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500 руб — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

· Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке панорамы.

  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.


Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как сплошной, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию. Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.


С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой. Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.


Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем? И здесь приходит на помощь ND фильтр (хотя в отдельных случаях можно максимально закрыть диафрагму и поставить на минимум ISO. Но здесь придется пожертвовать ГРИПом).

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

  • Кроме того мы получаем возможность
  • Использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  • размыть движущиеся объекты, придавая им необходимую динамику
  • Получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет исиливающимся градиентом. Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».


Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше. Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа. Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Ну а если слова стоп и экспозиция не являются для вас тайной, то при подборе нужного фильтра вам, возможно, пригодиться следующая таблица.


Какие фильтры хорошие?

Есть еще один немаловажный вопрос — фильтр какого производителя выбрать?
Ответ на него неоднозначен, но выбирать нужно обязательно хорошего производителя. Особенно это касается поляризационного фильтра.
В первую очередь стоит обратить внимание на следующие марки из того что есть на нашем рынке

  • Marumi
  • Kenko
  • Tiffen

В отдельных случаях советую обратить свой взор на универсальную систему фильтров французской торговой марки Cokin . Их преимущество состоит в том, что вам не требуется покупать один и тот же набор фильтров для разных объективов. Достаточно всего лишь купить необходимые в процессе фотосъёмки фильтры, держатель и переходники для объективов, которые стоят «копейки». В этом случае вы сможете сэкономить немалую сумму. При этом набор фильтров можно положить в аккуратный бокс, который займёт на так много места в вашем рюкзаке или сумке.

Вот так выглядит система в соборе на фотоаппарате

а вот так – выглядит система покомпонентно

При этом система допускает применение сразу нескольких фильтров для достижения необходимого эффекта (впрочем, и обычные фильтры такое могут).

Главное — не гонитесь за дешевизной. Помните о том, что она непременно скажется на качестве ваших снимков. Моими первыми фильтрами был набор из UV, Поляризационного и еще какого то фильтра, произведенный непонятной конторой made in chinа, за 600р, дабы не было потом мучительно больно.

Наряду с улучшением качества фототехники совершенствуются и аксессуары, которые оказывают непосредственное влияние на то, каким будет снимок. Даже самый производительный и функциональный аппарат не заменит эффект, получаемый от использования светофильтров. Если раньше это были атрибуты профессиональных фотографов, то сегодня защитные светофильтры для объективов вполне доступны и любителям, желающим получать качественные фото. Сложно назвать конкретные задачи, которые решают светофильтры для фотоаппаратов - с одной стороны, это защитная функция, с другой - возможность внесения декоративных оттенков. В обоих случаях предполагается использование фильтров с конкретными характеристиками, поэтому в процессе выбора следует знать, что они собой представляют и как используются.

Что представляет собой светофильтр?

Устройство данного аксессуара элементарно и, как правило, включает оправу и оптическое стекло (линзы), обеспечивающее защиту. Характеристики последнего во многом влияют на качество защитной функции фильтра от механических воздействий и, что самое важное, обеспечивают необходимый эстетический эффект. Если резюмировать, то ответ на вопрос, для чего нужны светофильтры на объектив, сведется к двум задачам:

  • Предохранение объектива от грязи, песка, царапин, воды и т. д.
  • Создание нужного фотографического эффекта при съемке.

Есть два типа фильтров: накладные и навинчивающиеся. В первом случае пользователь может совмещать аксессуар с любым фотоаппаратом, а во втором необходимо изначально сопоставить технику с параметрами и типоразмером фильтра. С точки зрения удобства и надежности навинчивающиеся светофильтры выгоднее, поскольку их можно прикрутить один раз и забыть, а функция защиты повышается благодаря герметичному креплению. К достоинствам, которыми располагают накладные светофильтры, можно причислить универсальность. В диаметре размеры устройств могут варьироваться от 4,6 до 8,2 см. К примеру, светофильтры для объективов Nikon имеют диаметр 5,2 см. Также они различаются по толщине - как правило, тонкие модели стоят дороже и обеспечивают более высокое качество фильтрации и самих фотографий.

Нейтральные фильтры


Один из наиболее популярных фильтров, который является прозрачным и преимущественно используется вместе с цифровыми камерами. Такие светофильтры для объективов оберегают поверхность линзы от загрязнений и царапин - собственно, это основная функция всех разновидностей данного аксессуара, но есть у него и другие особенности.

Специалисты различают несколько типов нейтральных светофильтров. Среди них нейтрально-серые (ND), ультрафиолетовые (UV) и SKY-фильтры. В первом случае использование аксессуара оправдано при съемке в условиях чрезмерного освещения - экран меняет тональность цвета и контролирует объем света. УФ-фильтры, соответственно, защищают от избыточных солнечных лучей, а SKY-экраны управляют «синевой» и применяются в хмурую погоду с дождем.

Поляризационный светофильтр


С помощью поляризационного фильтра можно устранить блики при фотосъемке светоотражающих поверхностей - например, стекла и воды. Фильтр также способен затемнять голубое небо, оставляя естественный баланс цветов. В данном случае светофильтр имеет две линзы: неподвижную и вращающуюся. Подобные конструкции дают возможность выбирать оптимальные параметры контраста, насыщенности и свечения бликов.

Сами оправы таких моделей могут дополняться пометками для определения наилучшего угла установки. Поляризационные светофильтры для объективов эффективны и при создании черно-белых снимков. Прикрутив такое дополнение к фотоаппарату, желательно увеличить выдержку на 2 ступени. При этом величина угла съемки относительно объекта или поворот линзы значения не имеют - необходимость увеличения выдержки обусловлена тем, что подобные фильтры задерживают светопередачу.

Цветные и градиентные фильтры


Гораздо реже применяются цветные светофильтры. В основном их используют для черно-белых фотоснимков с целью регулировки контрастности. Дело в том, что управление цветом как таковым сегодня осуществляется уже в процессе редактирования цифровых изображений, поэтому в реальности их используют все меньше. И все же некоторые эффекты можно получить только в ходе съемки. Например, красные светофильтры для объективов повышают контрастность между облаками и небом, выделяя первые на фоне небосвода. Однако применительно к цифровой технике такие устройства не актуальны. В качестве исключения можно отметить лишь цветные градиентные фильтры, которые меняют цвет того же неба.

«Звездные» фильтры

Принцип работы так называемых «звездных» светофильтров основан на применении «растровых сеток». Такие линзы устанавливаются на объектив и вносят дополнение в виде яркого источника света, который попадает в кадр. В конечном итоге создается вкрапление из длинных линий, проходящих по центру снимка. Для достижения подобных эффектов на поверхности линз вытравливаются тонкие линии, которые идут параллельно с шагом в несколько миллиметров. В частности, «звездный» светофильтр для объектива Canon позволяет создавать крестообразные конструкции и разнообразные лучистые эффекты, выведенные из реальных объектов.

Уход и правила эксплуатации


Хотя фильтры сами по себе выполняют защитную функцию от физических повреждений, они также требуют бережной эксплуатации и содержания, как и объективы. Мельчайший дефект непременно отразится на очередном снимке. Поэтому брать светофильтры для объективов следует только за кромки (прямоугольные и желатиновые пластиковые модели) или за оправу (версии с байонетными или резьбовыми крепежами). Чтобы исключить риск перекоса оправы, в процессе установки светофильтра в компедиум или при вкручивании его в объектив не стоит прилагать к операции чрезмерных усилий. Какой бы качественной ни была оптика, любой фильтр весьма чувствителен к внутреннему напряжению.

Для чистки поверхности линз используются те же средства, что и при обработке другой оптики. Например, допускается сдувание пыли и прочих загрязнений с помощью воздушных потоков от груши или компрессора. Также в набор по уходу входят кисточки, безворсовая ткань и специальные растворители - подобные комплекты зачатую поставляются производителями самой оптики.

Приветствую вас, уважаемые читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Признавайтесь, мучил ли вас когда-нибудь вопрос, как профессиональные фотографы запечатлеют движение, получая при этом мягкие, красиво размытые облака и туманные, словно заплутавшие в пелене дыма, потоки воды? Или же съемка водопадов или ручейков, когда вода не бурлящая, а спокойная, растекается равномерно, словно молоко?

Готов поспорить, что проводя эксперименты с и различными настройками камеры, у вас не получалось ничего напоминающего вышеописанный эффект.

Дело в том, что профессионалы используют нейтральные фильтры для объективов (ND), снижающие количество проходящего на линзу света и позволяющие заснять объект на более высоких значениях выдержки, тем самым, акцентируя движение, либо наоборот создавая подобие «стоп-кадра».

В чем смысл использования данных фильтров, для каких целей они жизненно необходимы и, собственно, как выбрать подходящую модель? На эти и другие вопросы вы найдете ответ, дочитав статью до конца.

Что представляет собой нейтральный фильтр

Нейтральный фильтр (ND) – ничто иное, как затемненное стекло, устанавливаемое перед передней линзой, для достижения определенных результатов съемки и защиты объектива от механических повреждений и попадания пыли.

Существует множество маркировок нейтральных фильтров, отличающихся между собой степенью затемнения и, соответственно, силой блокировки света.

Главная особенность в том, что он блокирует лишний свет, не влияя на контраст или детальность изображения.

Человеческому глазу может казаться, что данный фильтр имеет черный плотный цвет, отчасти так и есть, но переживать, что это как-то отразиться на снимке не стоит.

Дело в том, что экспозамер, в данном случае, в автоматическом режиме компенсирует недостаток света путем увеличения выдержки и снимок получается вполне естественным.

Также существуют специальные нейтральные фильтры переменной плотности, которые оснащены кольцом регулировки, позволяющим в ручном режиме настраивать светопропускную способность линзы.


Когда следует использовать нейтральные фильтры?

Использование не ограничивается съемкой водопадов и облаков.

Их применение может быть очень полезно при фотографировании архитектуры, когда возникает необходимость запечатлеть объект, находящийся в месте скопления народа, например, в каком-нибудь туристическом очаге.

При правильном экспонировании в течение нескольких минут фильтр может «заставить исчезнуть» из кадра всех ненужных людей.

Как выбрать нейтрально серый фильтр?

Следует выбирать исходя из собственных предпочтений, обращая внимание не только на материалы, но и на степень затемнения.
Как правило, светофильтры имеют обозначение от ND2 до ND400, где число после аббревиатуры показывает во сколько раз уменьшается светопропускная способность линзы.

Так, например, светофильтр с маркировкой ND2 может пропускать до 50% света, ND4 – 25% и так далее.

Что касается материала, для линзы используются: смола, стекло, пластик, от него, собственно, и зависит конечная стоимость фильтра и качество получаемой картинки.

Бюджетным считается фильтр, сделанный из пластика, однако, в данном случае цена = качество, поскольку он очень сильно искажает пропускаемый свет, в результате чего появляется эффект засветки и двойственность изображения. Эти «болячки» могут наблюдаться также из-за плохого покрытия.


Как крепиться нейтральный фильтр?

Крепление фильтров несколько отличаются между собой, самыми простыми в использовании принято считать те, которые имеют круглую резьбу и навинчиваются, непосредственно, перед передней линзой.

Размер светофильтра указывается на внутренней стороне защитной крышки или на корпусе объектива.

При этом и цена варьируется в зависимости от размера объектива. Чем больше размер, чем дороже цена.

Для светофильтров с резьбовым креплением существует одна хитрость: благодаря понижающим кольцам, можно устанавливать один и тот же фильтр на другие объективы с меньшим диаметром.

Пластинчатый фильтр требует особых дополнений в виде рамки-держателя и кольцевого адаптера. Однако данный способ дает преимущество в виде быстрой замены или соединения вместе двух-трех единиц, для усиления эффекта.


При этом комбинация может включать не только ND фильтры, но и другие, например, градиентные или поляризационные, так как вставную рамку можно использовать одну, а сами стекла менять.

Что касается производителей. Не пытайтесь покупать дешевые, они не приносят нужного результата, вы только выкинете деньги на ветер.

Вот несколько производителей которым можно доверять: Hoya, Polaroid, Marumi, Kenko, B+W, Sirui, Nisi.

Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать про нейтральный фильтр! Обязательно приобретите данный аксессуар, чтобы сделать определенные выводы, а также выявить для себя его сильные и слабые стороны.

Перед тем как завершить статью, у меня к вам один вопрос. На сколько хорошо вы понимаете свой зеркальный фотоаппарат? На сколько хорошо вы знаете его функционал? Если у вас возникает недопонимание, и вы не знаете с чего начать свое развитие как фотографа, то первым делом поймите свою технику и на что она способна. Хочу вам порекомендовать видеокурс – «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Именно с него необходимо начинать свое развитие. Он ответит на многие ваши вопросы, которые возникают у вас кожный день связанные с зеркалкой.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.