Конспект занятия по фэмп в старшей группе «как люди измеряют время. Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе на тему: «волшебная страна — математика»

Занятие №1

Программное содержание

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...»

Познакомить с цифрой 5.

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.

Методические указания

Игровая ситуация «Снежный городок».

I часть. Игровое упражнение «Строим снежную крепость».

Работа организуется на трехполосном наборном полотне.

После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько комков. (Я отсчитал семь комков, потому что семь больше шести на один.)

На третьей полоске дети отсчитывают на один комок больше, чем на второй полоске, и отвечают на вопросы: «Какое число вы получили? Почему отсчитали восемь комков?» (Дети обосновывают свой ответ, сравнивая числа 8 и 7.)

Воспитатель обращает внимание детей на количество комков на всех трех полосках: «Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Вот мы и построили снежную крепость».

II часть. Игровое упражнение «Играем с льдинками».

Воспитатель предлагает детям: «Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну „льдинку" больше, чем число, которое я назову. (Воспитатель называет число восемь.) Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Девять.) Почему вы отсчитали девять „льдинок"? (Я отсчитал девять «льдинок», потому что девять больше восьми на один.) Отсчитайте на нижней полоске карточки на одну „льдинку" меньше, чем на верхней полоске. Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Восемь.) Почему вы отсчитали восемь „льдинок"?»

Воспитатель предлагает детям уравнять количество «льдинок» любым способом и обосновать свой выбор.

III часть . Игровое упражнение «Найди пару лыж».

На фланелеграфе три лыжи разной длины, у детей лыжа-образец, к которой надо найти пару.

Воспитатель предлагает вызванному ребенку найти лыжу, которая подойдет по длине к его лыже. Ребенок называет способы проверки задания и показывает их.

Задание повторяется с другими образцами.

IV часть . Игровое упражнение «Одеваем перчатки на прогулку».

Воспитатель показывает картинку с изображением перчатки и предлагает рассмотреть ее: «Сколько „домиков" для пальчиков у перчатки? (Пять.) Покажите цифру, обозначающую число один».

Вызванный ребенок располагает цифру 1 над «домиком» для большого пальца.

Затем дети вместе с воспитателем обозначают цифрами «домики» для указательного, среднего и безымянного пальцев.

Воспитатель показывает цифру 5 и объясняет, что этой цифрой можно обозначить число 5, и располагает цифру 5 над «домиком» для мизинца.

Дети называют цифры по порядку.

Затем обводят свои ладошки на листах бумаги, считают, сколько всего пальчиков, раскладывают над ними карточки с цифрами от 1 до 5 и называют цифры. Цифру пять они обводят цветным карандашом.

V часть . Игра-эстафета «Кто быстрее разложит „льдинки"».

Дети делятся на две команды путем пересчета на «первый — второй».

Воспитатель предлагает детям разложить «льдинки» в две корзины.

Первая команда выбирает и складывает в корзину все плоские «льдинки», а вторая команда — все объемные «льдинки». В процессе проверки дети называют форму «льдинок».

VI часть . Игровое упражнение «Строим ледяной дом».

Воспитатель предлагает детям построить по образцу дом из счетных палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону (см. рисунок).

Вызванный ребенок перестраивает дом на образце, остальные дети выполняют задание на местах.

Занятие №2

Программное содержание

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Познакомить с цифрой 6.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, листы бумаги.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки».

Воспитатель сообщает детям о письме от Незнайки, в котором он просит о помощи: «Карандаш нарисовал десять снежинок, а я — девять снежинок. Я хочу, чтобы у нас с Карандашом было поровну снежинок».

Воспитатель предлагает детям выложить на верхней полоске двухполосной счетной карточки 10 снежинок, а на нижней — 9. Затем спрашивает: «Какими числами можно обозначить количество снежинок? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше девяти? На сколько число девять меньше десяти?»

Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке уравнять количество снежинок. Дети обсуждают варианты выполнения задания, выполняют уравнивание любым способом и поясняют свои действия, например: «Я добавил к девяти снежинкам еще одну и их стало по десять, поровну».

II часть. Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша».

Воспитатель предлагает детям помочь Карандашу подобрать пять красок для картины. Вызванный ребенок отсчитывает на доске 5 кругов разного цвета. Дети проверяют количество и цвет красок. Затем обозначают количество красок соответствующей цифрой на доске.

Карандаш просит подобрать ему еще одну краску. Вызванный ребенок выполняет задание, другие дети проверяют, сколько всего стало красок.

Воспитатель уточняет: «Какое число получилось? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

Выслушивает ответы детей и показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя, обводят рукой и предполагают, на что она похожа.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки».

Карандаш предлагает детям на листе бумаги нарисовать 6 разноцветных дорожек.

Воспитатель уточняет у детей: «Сколько дорожек вы нарисовали? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

Затем просит найти и показать цифру 6.

IV часть. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша».

На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 штуки) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

V часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

Игра проводится 3—4 раза со сменой карточек (см. Декабрь, занятие 4).

VI часть . Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

На фланелеграфе макет комнаты Незнайки (можно использовать кукольную мебель). Вещи Незнайки спрятаны в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т.д.

Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шляпа? (Шляпа лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?»

Дети помогают Незнайке собраться в гости к Карандашу.

Занятие №3

Программное содержание

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

Познакомить с цифрой 7.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от I до 7.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

Упражнение выполняется на трехступенчатой лесенке.

Воспитатель предлагает ребенку поставить на верхнюю ступеньку лесенки 7 лисичек. После выполнения задания спрашивает: «Сколько лисичек ты отсчитал? Каким числом можно обозначить семь лисичек? Какой цифрой можно обозначить число семь?»

Воспитатель показывает цифру 7. Дети находят ее у себя и обводят рукой.

На второй ступеньке ребенок ставит столько медвежат, сколько лисичек на первой ступеньке. («Почему ты отсчитал столько медвежат?») На третьей ступеньке — столько зайчиков, сколько медвежат. (Вопросы те же.)

После выполнения упражнения воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о количестве лисичек, медвежат и зайчиков?» (По семь, поровну.)

Воспитатель обобщает: «Семь лисичек, семь медвежат, семь зайчиков, всех по семь». Затем просит детей показать соответствующую цифру.

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Дети выполняют аналогичное задание на трехполосных карточках. На верхнюю полоску они кладут 9 треугольников, на вторую — 9 кругов, на третью — 9 квадратов.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Две лягушки

Видим, скачут по опушке (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки.)

Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка на пятку.)

На болоте две подружки, (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (Движения по тексту.)

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.)

Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т.д.)

Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг — в правый нижний угол, желтый — в левый верхний угол и синий — в левый нижний угол. (Дети выполняют задания по очереди.) В каком углу вы расположили красный круг? В каком углу зеленый круг?» и т.д.

IV часть . Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны — синим карандашом и справа провести желтую линию, слева — зеленую.

Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т.д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.

V часть . Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».

У детей елочки-образцы. В групповой комнате расставлены 4 елочки разной высоты.

Воспитатель предлагает детям запомнить высоту своих елочек и найти елочки такой высоты среди стоящих в группе. Правильность выполнения задания проверяется путем непосредственного сравнения.

Занятие №4

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 8.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Составим число».

На счетной лесенке выставлены 3 игрушки: лисенок, медвежонок, зайчонок. Воспитатель спрашивает детей: «Какие игрушки вы видите? Сколько всего игрушек? Сколько каких игрушек вы видите? (Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок.) Как вы составили число три?» (Один, один и один — будет число три.)

II часть . Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям составить число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды. После выполнения задания воспитатель выясняет: «Сколько всего геометрических фигур? Сколько каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три?»

III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Воспитатель уточняет, какие геометрические фигуры знают дети, предлагает назвать сначала только плоские геометрические фигуры, затем только объемные.

Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. По сигналу они находят в группе предметы, форма которых похожа на их геометрические фигуры. Затем дети рассказывают о форме предметов, сравнивая их с фигурой. (Я нашел салфетку квадратной формы. У нее тоже четыре угла и четыре стороны, как у квадрата.)

IV часть . Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

Воспитатель к семи снежинкам предлагает добавить еще одну и сосчитать, сколько стало снежинок. Затем выясняет, какой цифрой можно обозначить число 8.

Он показывает карточку с цифрой 8. Дети находят ее у себя и обводят по контуру.

Воспитатель уточняет: «Какое число обозначает цифра восемь? На что она похожа?»

V часть . Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

У детей квадратные листы бумаги разного цвета.

Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку — в нижний левый угол» и т.д. (После выполнения каждого задания уточняет: «Где положили снежинку?»)

Организация: МИСАО

Населенный пункт: Московская область, г. о. Королев

Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на знаниях по ФЭМП

Задачи: развивать мыслительные операции, внимание, сравнивать геометрические предметы

Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы, развивать мыслительные операции.

Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации:

использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, геометрические фигуры с цифрами.

Вводная часть

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Создание игровой мотивации.

– Ребята, к нам в группу пришло письмо от волшебницы.

Сегодня нас приглашает в свое волшебное государство царица Математика.

Царица Математика хочет проверить, готовы ли вы перейти в подготовительную группу. Она издала указ: приготовить для вас интересные задания и проверить ваши знания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда жду вас в четверг

Тогда отправляемся в путь.

Ой, ребята, замок на воротах королевства закрыт.

Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов)

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

– Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправиться в путь.

– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)

– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)

– Какой день недели по счету идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)

– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)

Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта.

– Молодцы! А на чем же мы отправимся в математическое королевство (Автобус, поезд.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)

Соотнесение цифр.

– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии сгеометрической фигурой на местах в нашем транспорте.

Основная часть: за воротами нас встречает звездочет

Указ1 «Геометрические фигуры»

Загадки о геометрических фигурах:

  1. Я геометрическая фигура. У меня 4 стороны и 4 угла. Кто я?(как одним словом можно назвать прямоугольник и квадрат? четырехугольники)
  2. Я не прямоугольник и не квадрат, меня можно катать?
  3. 3 вершины, 3 угла, 3 сторонки, вот и я!

Игра «чудесный мешочек»

Игра танграм (по подгруппам по 4человека)

Указ 2 «Ремонт моста»

– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. Нужно построить закономерность из геометрических фигур.

Вопросы детям: какая фигура по счету…?

Между 3 и 5 фигурой, какая фигура по счету и т.д

Указ 3 «Занимательных задач».

Здесь нас ждёт записка с задачками. Нам надо их решить.

1. У бабушки внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки7

Дети: Одна.

2. Над рекой летели птицы: голубь, щука и синица. Сколько птиц всего летело7

Дети: Две.

3. Петух снёс одно яйцо. Кому оно достанется7

Дети: никому, потому что петухи не несут яйца.

4. На столе лежало 4 яблока. Одно яблоко упало. Сколько осталось на столе яблок7

Дети: Три яблока.

5. У утки две лапки. Сколько лапок у утёнка7

Дети: Тоже две лапки.

6. Сколько воды можно наносить ситом?

Дети: Нисколько, потому что сито дырявое.

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

1. Какие числа встречаются в этой загадке? (5, 1)

2. Сколько пальчиков в варежке живет отдельно от большого(1)

3. Сколько варежек ты берешь собой на прогулку? (2)

Кто, ворочая усами,

Раскомандавался нами?

Можно есть! Пора гулять!

Умываться и в кровать! (Часы)

1. Зачем нужны часы? (чтобы знать время)

2. Сколько чисел нарисовано на часах? (12)

3. Могут часы показать день недели? (нет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с задачками

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне.

Нас ждет физкультминутка!!!

В понедельник я купался (изображаем плавание)

А во вторник рисовал (изоб. рисунок любой)

В среду долго умывался («умываются»)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают)

Нас ждет физкультминутка!!!

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

Указ 4 «Верно-неверно».

Мы должны исправить ошибки, Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку

Нельзя умываться по утрам

Днем ярко светит луна

Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

Ночью люди обедают

ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

В неделе 7 дней

За понедельником следует среда

После субботы идет воскресение

Перед пятницей стоит четверг

Всего 5 времен года

Весна наступает после лета

Указ 5 «подберем звездочету очки»(поиск девятого)

Помогли звездочету, и он нам подготовил еще задание «Измени количество».

Воспитатель. Ребята, вам нужно будет увеличить и уменьшить числа. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного измерения и к концу игры пришел с правильным результатом – количеством игрушек.

1. Отсчитайте 6 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1; увеличьте опять количество на 1; уменьшите количество на 1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (8)

2. Отсчитайте 5 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте это количество на 2, уменьшите количество на 1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат? (7)

3. Отсчитай 7 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1, уменьшите количество на 1, еще раз уменьшите на1, уменьшите на 2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (5)

4. Отсчитайте 4 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1, уменьшите количество на 1, уменьшите на 2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (3)

Указ 6 Задание в виде презентации «ориентировка в пространстве»

Ребята а давайте королеве и ее помощнику сделаем подарок. У вас на столах разноцветные круги – разделите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼.

А теперь из полученных частей сделаем красивый красочный ковер.это будет нашим подарком.

Звездочет: Ребята, вы молодцы задания были очень сложными, вы с ними справились и все достойны перейти в подготовительную группу. поздравляю! Мне пора к другим детям проверять,как они подготовились к следующему году.

Рефлексия:

Ребята, а вам понравилось наше путешествие-испытание? (кому понравилось возьмите флажок с улыбочкой) что понравилось больше всего?

Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!

Евдокимова Анастасия Владимировна

ГБОУ гимназии 1558 имени Росалии де Кастро

воспитатель

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

СКАЧАТЬ (с картинками)

КОНСПЕКТ занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

Цели: 1. Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться

количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно.

2. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное число предметов.

3. Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.

4. Закреплять знание геометрических фигур.

5. Закреплять умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

6. Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.

7. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.

8. Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Ход занятия.

1. - Ребята, сегодня у нас будет немного необычное занятие по математике. Мы с вами побываем на необитаемом острове, Острове сокровищ, где живёт Пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами и драгоценностями. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. (Посчитать вместе с детьми сколько всего заданий, отмечая каждый раз какой формы листок). Вот первое из них.

Карточка с заданием №1. (Висит листок с заданием над доской - вопросы про дни недели и части суток)

Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (треугольная, правильно)

Капитан Весельчак, которого Пират Джек захватил в плен, поможет нам в поисках. А как, мы узнаем только после того, когда прочитаем его послание.

Какое сейчас время года? (весна)

Перечислите все весенние месяцы? (март, апрель, май)

А сколько всего весенних месяцев? (3)

А какой сегодня день недели? (вторник)

А какой был вчера? (понедельник) Какой будет завтра? (среда)

А сколько всего дней в неделе? (7)

Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)

Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

(Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

Молодцы ребята, справились с заданием! Теперь мы можем прочитать послание капитана Весельчака. Слушайте внимательно, ребята. (Воспитатель читает послание) .

2. Карточка с заданием №2.

Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (квадратная)

На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка)

Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот) .

Молодцы, дети, и тут справились!

А сейчас давайте поиграем. Физкультминутка «Сбор урожая»

В корзине лежат овощи и фрукты. Дети (по 4 человека) делятся на две команды. Воспитатель предлагает по сигналу одной команде отобрать все овощи, а другой - все фрукты.

Молодцы, правильно определили, где фрукты, а где овощи.

3. Карточка с заданием №3.

Ребята, а какой формы у нас третья карточка? (прямоугольная)

Воспитатель берет корзину с фруктами и выкладывает на столе.

Ребята, что лежит в этой корзине? (фрукты)

Назовите какие фрукты лежат в корзинке?

Давайте посчитаем, сколько их? (7)

На котором месте банан?

Что лежит справа от яблока? А слева?

Где лежит виноград? (в середине, потому что справа от него 3 фрукта и 3 слева)

Воспитатель убирает или меняет фрукты местами и предлагает детям восстановить картину.

Какие вы у меня молодцы, правильно всё отвечаете!

4. Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака. Карточка с заданием №4.

Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка? (круглая)

У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Слушайте меня внимательно.

На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)

Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?

9 больше или меньше 8?

А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)

А как еще можно сделать чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)

Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!

Динамическая пауза.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счёт раз кулак сожмём,

На счёт два в локтях сожмём.

На счёт три прижмём к плечам,

На четыре - к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

Про пятёрку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счёт шесть прошу всех сесть.

Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

(Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)

5. Карточка с заданием №5.

Ребята, а какой формы у нас пятая карточка? (треугольная)

Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов - слева на право)

Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

Какая по высоте четвертая пальма? (чуть выше 1-2-3ей и чуть ниже последней)

Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая, самая высокая)

Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (самая высокая, высокая, чуть ниже, низкая, самая низкая)

Молодцы, и с этим заданием справились.

6. Карточка с заданием №6.

Ребята, а какой формы у нас шестая карточка? (квадратная)

Здесь задание на листочках. Задание на внимательность. Но сначала приготовим пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний.

Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья. Друг без друга им нельзя!

Я сейчас раздам вам листочки с заданиями. А вам нужно будет выполнить его по образцу. Во все треугольники поставить точку, в квадраты - плюс, а в круги - минус. Сделайте каждый на своих местах, а потом мы все вместе проверим.

Очень хорошо, справились.

7. Карточка с заданием №7.

Ребята, а какой формы у нас седьмая карточка? (круглая)

Воспитатель вызывает четыре человека для выполнения данного задания.

Молодцы, и опять всё у вас отлично получилось!

Ребята, а теперь мы с вами отвлечемся от заданий и немного пофантазируем.

Игра «Смешные цифры». (смотреть приложение)

На что похожи эти цифры? (ребята, отвечайте полными предложениями)

Попробуйте дома с родителями изобразить что-то подобное.

8. Карточка с заданием №8.

Ребята, а какой формы у нас восьмая карточка? (овальная)

Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами. Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Эльнар, помоги мне. Давайте будем двигаться от доски вправо 5 шагов и возможно мы что-то найдём. (находим сундук с сокровищами)

Посмотрите, сундук ведь закрыт, ребята. Давайте возьмем следующую последнюю девятую карточку, чтобы узнать что нам делать дальше, что же нужно сделать, чтобы открыть этот сундучок.

9. Карточка с заданием №9.

Ребята, а какой формы у нас девятая карточка? (прямоугольная)

Посмотрите на доску. Если мы правильно соединим точки (по порядку, то у нас получится ключ, которым мы сможем открыть этот сундучок с сокровищами пирата Джека. (Воспитатель вызывает несколько детей для выполнения данного задания)

Правильно соединили, молодцы. Открываем сундук. Находим сокровища.

Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?

(ответы детей - прыгали по камням чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; собирали фрукты и овощи; выстраивали пальмы в ряд; нашли ключ чтобы открыть сундук, соединяя точки по порядку… и т. д.)

А сейчас положите головки на столы, закроем глаза и представим что мы вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу. А я пока вам раздам сокровища - это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями. Молодцы!

Занятие 1

Развивать у детей мелкую моторику кистей рук;

Развивать интеллектуальные способности детей;

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Цели урока:

1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

2. Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.

4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.

Материал к занятиям: Билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 10, спички, шнурки, крупа, карандаш на каждого ребенка. Длинный шнур, аудио записи, игрушки, ширма, магнитофон.

Игра «Театр»

I. Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.

1. Предлагаю отправиться в театр зверей для этого надо купить билеты.

Много желающих! Выстраивается очередь в «кассу».

Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?

Раздаю детям цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.

А теперь назовите числа, по порядку начиная с «хвоста» очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках превратились в билеты и теперь можно идти в театр.

2. Идем в театр. Каждый сядет на место соответственно билету (на данном этапе активизируется зрительный, тактильный и слуховой анализаторы).

Хватит ли стульев на всех?

Как проверить?

Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляю стульчик. Дети рассаживаются на стульях.

II. Работа с планом.

Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка,

чтобы сказочка звучала, словно реченька журчала.

Чтоб к концу, не стар, не мал под нее не задремал.

Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости, а жила она далеко, не сразу и дойдешь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому. Заяц не может понять.

Ребята, проводим Зайчика к Лисе.

Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.

Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.

Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу озеро.

Игра с крупой (рис, гречка)

Звуки падающей воды.

«Отберем белые камушки от темных».

Пальчиковая игра.

Был у зайки огород, ровненьких две грядки.

И конечно в огород, зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.

Семена посеет ловко и идет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя, и глядишь на грядке вновь

Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

III. Составление геометрических фигур из палочек и шнурков на плоскости стола.

У каждого ребенка на столе по два шнурка и спички.

Назовите известные вам геометрические фигуры. Мы будем составлять фигуры на столе, и рассказывать о них

Составьте треугольник и квадрат маленького размера. Сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника?

Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?

Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько спичек понадобилось, чтобы составить одну сторону большого квадрата? А другую сторону? Почему все стороны квадрата составлены из одного и того же количества спичек?

Сделайте из шнурков круг и овал. Можно ли составить из спичек круг, овал? Почему? В чем сходство и отличие круга и овала?

IV. Физкультминутка

Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.

Выполняем движения в соответствии со словами:

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,

1,2,3,4 разверните круг пошире.

Продолжаем движение по плану.

Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди лета появился снеговик. Что это? Такое может случиться?

V. Игра «Небылица»

Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - это правда или нет.

Это было последнее испытание, вот и дом лисы.

VI. Дошли до дома Лисы.

Появляется лиса.

Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?

Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?

Что самым интересным?

Дети возвращаются по короткой дороге обратно, со словами:

Шли по узенькой тропинке

Так как ходят балеринки.

Друг за друга мы держались.

Змейкой мы изображались.

Ух, устали, отдохнем

Да опять потом пойдем.

Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом (активизируется зрительный и тактильный анализаторы).

Анализ занятия

На данном занятии дошкольники формировали умение считать до десяти, ориентироваться в пространстве, память, логическое мышление. При этом, на различных этапах занятия активизировались тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. В течение всего занятия дети вели себя хорошо, активно принимали участие в предложенных игровых моментах. Занятие целиком было построено на активизации непроизвольного интереса, что позволило более качественно усвоить теоретический материал.

Занятие 2

Программное содержание:

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; в ориентировке на листе бумаги в клетку;

Учить решать логические задачи, развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формировать ответы и вопросы; упражнять в различении цифр и цвета.

Оборудование:

1. Цветные квадратики - по 10 штук

2. Изображение снежной горки с проходами - на каждого ребенка

3. Карточка для математической диктовки

4. Чистые карточки - на каждого ребенка

5. Пенал с геометрическими фигурами

6. Изображение машин

7. Изображение елки

8. Изображение гирлянд

Ход занятия

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Сказки тихо говорит.

Мы любим, зимушка, тебя,

Твой иней и ледок.

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток.

Ты превращаешь в сказку все,

Когда твой снег идет.

Вот и пришла зима. Наступил ее первый месяц. А как он называется?

Дети: Декабрь.

Да, первый месяц зимы - декабрь. Это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

В декабре месяце заканчивается старый год и наступает новый. Осыпает новый год

Землю чудесами.

Вот и сказки у ворот

Ждут все встречи с нами.

Ребята, начались чудеса. Посмотрите в окно, к нам идет сказочный гость, почтальон Печкин.

Звонок в дверь, входит Печкин. (активизируется слуховой и зрительный анализаторы)

Печкин: - Здравствуйте. У меня для вас телеграмма. Получите, пожалуйста, и распишитесь. А я пошел, мне надо разнести почту другим адресатам. До свидания.

До свидания. А от кого же эта телеграмма? Что в ней написано?

«Мчатся сани,

Мчатся быстро,

По полям и по лесам.

Разметая снег искристый

С ветром, вьюгой и снегами

Мчится Дед мороз седой.

Машет длинными руками.

Сыплет звезды над землей.

Готовьтесь к встрече.»

Ребята, раз к нам едут гости, мы должны украсить группу, приготовить угощение - пирог. А украсим наш праздничный пирог ягодами и орехами, которые вы получите в награду за правильное решение задач. Самой первой на елку вешаем гирлянду из бус.

«Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где цифры нет,

Расставьте минусы и плюсы

Чтоб нужный получить ответ».

Предлагаю детям написать знаки плюс или минус в нужных кружочках. После того, как дети напишут знаки, предлагаю им прочитать примеры (Семь плюс два равняется девяти; десять минус пять равняется пяти; шесть плюс три равняется девяти).

Кто первым собрал гирлянду, тот получает по ягодке для украшения пирога. Гирлянду из бус сделали, теперь на нашу елку повесим разноцветные флажки. (Лист с нарисованной ниткой и цветные квадратики разных цветов)

Ой, какие красивые гирлянды вы составили, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Вопросы и ответы».

1) Сколько всего флажков у тебя, Маша? А у тебя Арсений, а у тебя, Лиза?

2) Какой по порядку синий флажок?

3) Какого цвета шестой флажок?

4) Какой по порядку флажок находится между красным и желтым?

5) Какого цвета флажок левее (правее) коричневого?

Молодцы! Хорошо справились с заданием и все получили ягоды. Все вы катались с горки на санках, на лыжах или просто так. А многим ли доводилось прорыть в горке ходы-туннели, чтобы получился лабиринт? Нет? А хотели бы? Давайте же попробуем. Посмотрите на рисунок. Это и есть ваша снежная горка с лабиринтом. В нем сделаны ворота, которые открыты для прохода.

Возьмите красный фломастер и аккуратно, проходя через ворота, непрерывной линией соедините звездочку лабиринта и основание флажка.

Начали! Получилось? Хорошо. Отложите фломастеры. (Раздаю ягодки для пирога).

Физкультминутка «Стойкий солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(Дети выполняют задание по тексту стихотворения)

Сейчас я быстро покажу (2 раза) карточку, на которой что-то нарисовано, а вы внимательно смотрите на нее и все заполняете.

Потом я карточку забираю, а вы по памяти точно перерисовывайте увиденное в прямоугольник. Приготовились! Смотрите! (10секунд). Возьмите синий фломастер и нарисуйте все, что смогли запомнить. Закончили? Отложите фломастеры.

Правильно выполнившим дают ягоды.

А теперь давайте возвратимся к приятным Новогодним приготовлениям.

В предпраздничную суету включаются почтовые машине, перевозящие поздравительные открытки и письма, посылки с игрушками и сладостями. Одной машине срочно требуется ремонт. Вот она у всех вас на столе. Как выйти из положения? Подсказка на рисунке. Возьмите красный фломастер и нарисуйте недостающие детали машины.

Раздача ягод.

«На свете так бывает,

Что только раз в году

На елке зажигают

Прекрасную звезду.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады.»

Ребята, какой Новый год без елки? На рисунке слева от цветка нарисована елочка. Пожалуйста, возьмите зеленый фломастер и справа от цветка, начиная от звездочки, по клеточкам нарисуйте точно такую же елочку. Начали! Получилось? Отлично! Положите фломастер. А что же это за елочка без огоньков. Давайте зажжем. Закройте, пожалуйста, глаза и поставьте пальчик на лист с кружками, потом откройте глаза и посмотрите, на какую цифру ты попал - на такой, по счету, кружочек ты должен повесить фонарик.

Посмотрите, какая красивая наша елка:

«На елке гирлянда огнями сверкает,

Елка нарядная с нами играет.

Вверх по кружочкам,

От игрушки и игрушке,

Можно подняться

До самой макушки»

Ребята, фонарик с елки хочет с вами поиграть. Мы будем его передавать друг другу по кругу под музыку. С окончанием музыки у кого окажется фонарик, тот и будет отвечать на его вопрос. Вопросы:

1. Что интересного было на занятии?

2. Что тебе понравилось больше всего?

3. Какое занятие было самым трудным?

4. А самым легким?

5. Как ты считаешь, ты хорошо поработал(а)?

6. Почему ты так решил (а)?

7. За что бы ты себя похвалил (а)?

Большое спасибо вам, ребята.

Вы правильно отвечали, старательно и аккуратно работали. Спасибо, а теперь оставшиеся ягодки наклейте на пирог. Пусть без опоздания все ваши сбудутся желания. И лучик солнца по утрам приходит чаще в гости к вам! Пусть будет весело вокруг, пусть будет рядом верный друг. И каждый день, как Новый год, вас в сказку добрую зовет.

Анализ занятия

В старшем дошкольном возрасте основной формой проведения занятий является игровая. Частая смена игровых ситуаций, использованных в ходе занятия позволила не утратить непроизвольный интерес к изучаемому материалу. Дети активно принимали участие в дидактических играх, что способствовало охвату всего коллектива группы и усвоению ими необходимой образовательной информации. Активизация различных анализаторов способствовало эффективному обучению и не дала возможности утомить детей во время проведения дидактических игр.

Занятие 3

Программное содержание: закрепить представление о геометрических фигурах, формировать умение группировать их по различным признакам; сравнивать предметы по количеству; совершенствовать навык ориентировки в пространстве (слева на право, вверху, внизу); упражнять в различении основных цветов; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в счете до 5.

Организация обстановки и детей: студия «Цветик-семицветик» оформляется как «Царство Математики»: всюду видны цифры, геометрические фигуры. У одной из стен стоит математический теремок с замком на двери, перед ним столик с геометрическими фигурами разного цвета и размера. У другой стены - раскрытая «Чудесная книга», страницы которой обшиты фланелью. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой - треугольник, а на третьей - круг. На ковре перед книгой хаотично разбросаны иллюстрации с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм, на обратной стороне которых наклеена фланель. На полках стоят цветные бумажные колпачки(по размеру детской головки) и цветные бумажные фонарики. У окна стоят столы, на которых разложены двухполосные карточки (по количеству детей): на верхней полоске изображено пять гномов, нижняя - чистая. Тут же стоят тарелочки с бумажными топориками. В стороне (незаметно для детей: шапочки пчел и медведя, два шнура - зеленый и красный, по пять квадратов и кругов одного цвета, но разного размера. На двери студии весит замок с треугольным отверстием, рядом в шкатулке несколько ключей различной геометрической формы и размера. В свободном шкафчике приемной воспитатель перед занятием прячет корону и мантию «Царицы математики».

Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним на занятие обещала прийти замечательная гостья, но почему-то она задерживается. Может быть, случайно в другую группу заглянула? Выходит встречать, быстро переодевается и входит в группу в костюме Царицы Математики:

Здравствуйте, ребята! Я, Царица Математики, приглашаю вас в своё царство, царство великой науки - Математики!

Дети идут за ней и останавливаются перед дверью, запертой на замок.

Попасть в мое Царство не легко. Видите, какой огромный замок весит на двери? Чем же его открыть?

Проводится игра «Подбери ключ к замочку»

Сколько было ключей? (много).А к замочку подошел только…(один).

Входят в группу.

Ой, как некрасиво получилось, пригласила гостей, а в Царстве такой беспорядок! Наверное, это проказница Двойка озорничала! Дети, может быть, вы поможете мне навести порядок?

Дети из картинок, лежащих на полу, выбирают сначала изображение предметов круглой формы и прикрепляют их на ту страницу «Чудесной книги», где прикреплен круг, затем выбирают предметы квадратной и треугольной формы и прикрепляют их на соответствующие страницы книги.

Царица Математики подводит детей к столам, на которых лежат карточки с гномиками (активизируется зрительный и слуховой анализаторы):

Вот здесь живут мои друзья гномы. Гномики большие труженики. Каждое утро они ходят в пещеру большой горы и добывают там разноцветные камни. Для работы им нужны топорики. Вон сколько их! А всем ли гномам хватит топориков? Как узнать?

Дети правой рукой слева на право под каждым гномом раскладывают топорики, используя приём приложения.

Что можно сказать о количестве гномиков и топориков? (их поровну, топориков столько, сколько гномиков).

От лица гномиков, она дарит детям разноцветные колпачки и фонарики. Проводится игра «Разноцветные фонарики».

После работы гномики возвращаются домой. Наступило утро. Стало светло. Погасли синие фонарики (дети с синими фонариками приседают), погасли желтые (красные, зеленые…) фонарики. Но вот наступил вечер, стемнело, фонарики зажглись (дети встают) и гномы с фонариками пускаются в пляс.

Дети пляшут под любую веселую мелодию. Игра повторяется.

Ребята, а вы хотите посмотреть что ещё есть в моём царстве? (подводит детей к теремку).

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Шел треугольник из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Входит «треугольник» - переодетый ребенок группы.

Что бы мог рассказать о себе треугольник, если бы умел говорить? (у треугольника три угла, три стороны). Захотел Треугольник зайти в теремок, да не смог.

Треугольник загадывает загадки, дети находят и называют отгадки.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Треугольник благодарит детей за помощь, за смекалку и скрывается в теремке. Царица математики делит детей на две команды: красных и зеленых.

Слушайте внимательно очень сложное задание: команде красных из ниточки красного цвета надо провести дорожку от самого большого квадрата до самого маленького. А команде зеленых надо ниточкой зеленого цвета провести дорожку от самого маленького круг до самого большого.

Дети выполняют задание.

Ай, да молодцы! А сейчас переверните самый маленький квадрат. Кто на нем нарисован? (медведь). Переверните самый большой круг. Кто нарисован на нем?(пчелы). Сколько пчелок? (много, (можно пересчитать)). А медведь? (один).

Проводится подвижная игра «Медведь и пчелы».

Ох и веселые у меня гости! Но пора прощаться, надеюсь, что вам понравилось в моем царстве и вы будите часто меня навещать.

Царица Математики провожает детей в группу, по дороге немного отстает, снимает с себя корону и мантию и входит в группу вслед за детьми:

Весь сад обошла, а нашей гостьи не нашла. Да и вас я в группе не видела. Вы где были?

Дети делятся впечатлениями.

Анализ занятия

В ходе занятия использовались различные дидактические игры, опирающиеся на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы дошкольников. Участие самих дошкольников в организации игр способствовало более качественному усвоению материала. Факт усвоения материала проверяется и закрепляется в завершительной части занятия, что способствует развитию памяти дошкольников.

Занятие 4

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера и цвета. Развивать наблюдательность и воображение.

В гости к детям пришёл Ванечка (большая кукла). Он не знает ещё геометрические фигуры. Хочет посмотреть, как дети играют, и поучиться у них.

«На что похож?»

Дети стоят в кругу. Передают мяч друг другу и называют, на что похож круг, квадрат, треугольник.

«Будь внимателен»

На доске - круг, квадрат, треугольник. Предлагаю рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем прошу детей закрыть глаза, а сама в это время убираю одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось.

«Найди фигуру»

Показываю детям по одной карточке, на которых нарисованы предметы (колесо, платок, палатка, мяч, телевизор и т.д.). Назовите фигуру такой же формы (круг, квадрат, треугольник).

«Перепутались»

Говорю, что несла детям фигуры показать, но они все перепутались в коробочке. Надо их разделить и разложить по тарелочкам. (Треугольники, квадраты и круги).

«Найди домик»

У детей по одной фигуре. Даю задание разойтись по группе, и найти такую фигуру на стене, на шкафу и т.д.

«Поиграем с фигурами»

Выложить рисунок геометрическими фигурами. Раздаю детям карточки, и предлагаю положить фигурки на нужное место. Задаю вопросы:

Сколько треугольников? Сколько кругов? Сколько квадратов?

«Раскрась»

Я знаю, что все дети и взрослые любят подарки. Давайте Ванечке сделаем подарок. Подарим ему карточки с геометрическими фигурами. Чтобы они были красивыми, их надо раскрасить. Квадраты в красный цвет, круги в зелёный, а треугольники в синий.

Анализ занятия

В ходе занятия активизировались зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, способствующие усвоить такие математические знания как геометрические фигуры, счет, ориентирование в пространстве. Использование дидактических игр способствовало активизации непроизвольного интереса детей, а следовательно и более качественному усвоению ими материала.