Консультация для родителей «Пальчиковые игры и развитие психических функций. Консультация (младшая группа) на тему: консультация для родителей: «пальчиковые игры в воспитании детей

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет». щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш - ш - ш…» трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

1. Как в лесу на кочке выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»

Цветики цветочки - 2р.

С ветерком шептались трут ладошку об ладошку
Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега - из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока - белобока дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали - ладушки - ладошки!» поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики! вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата, «ушки зайчика»

И поют ее лисята, «лисьи лапки»

Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»

Слышишь, указательный палец вверх

Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«Наши девочки и наши мальчики руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

Подошла Ладошка выставление ладоней

И сказала: - Крошки! шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

А мы хотим резвиться! фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка огорчают!

Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям

«Ах, как жутко на лесной лужайке руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки, выставив указательный и

средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам - «не слышать»

У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь взяться за голову руками

Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»

С первых месяцев жизни ребенка, можно начинать активно массировать пальчики, таким образом, мы воздействуем на точки связанные с корой головного мозга. Также можно развивать мелкую моторику в процессе обучения элементарным навыкам самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, надевать перчатки и т.д. Когда ребенок подрастет, нужно выполнять простые упражнения, сопровождая их стихотворным текстом. Использование пальчиковой гимнастики, сопровождаемое речью, способствует развитию дикции, грамматической речи, развитию памяти, внимания, эмоциональной сферы у дошкольника.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно дома, во дворе, во время выездов на природу. Учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

«Расскажи стихи руками». Демонстрация пальчиковых игр для родителей.

Пальчиковая гимнастика.

«Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

«Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

«Ф л а ж о к». Большой палец вытянуть вверх, остальные со­единить вместе.

«Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

«Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и сво­бодно вращать им.

«Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

«Пожарные». Упражнение с предметом: используется иг­рушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и ле­вой рук.

«Лиса и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.

Игры – потешки.

Тесто мы месили, (Сжимать и разжимать кулачки на каждое слово)

Мы пирог лепили. (Хлопаем в ладоши, то одна, то другая ладошка сверху)

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (Хлопки)

Травка – муравка (Кисти рук вверх, пошевелить пальчиками)

Со сна поднялась (Ладошки под щекой, вытянуть руки, пошевелить пальчиками)

Птица – синица (Руки согнуть, помахать кистями)

За зерно взялась (Подушечки пальцев вместе)

Зайки – за капустку,

Мыши – за корку,

Детки за молоко.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Слепим мы большой пирог (Снизу вверх через стороны поднимать руки, замыкая над головой, круг перед собой).

Консультация для родителей
Тема: «Пальчиковые игры с детьми 2-3 лет»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.
Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии.
Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги и буквы. Выход один – развивать пальчики ребенка. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Правила организации игр. Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует правильно ее организовать.
В раннем возрасте внимание детей неустойчивое. Учитывая эту особенность, не затягивайте процесс игры. Любая игра должна длиться не более5-8 минут, иначе ребенок потеряет к ней интерес и действие не получит логического завершения.
Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приемом пищи.
Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их малышам в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с ребенком аккуратно сложите игру и уберите ее до следующего занятия.
Приучайте малыша к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Проводите уборку в виде веселой игры.
Обратим внимание на то, что:
заниматься нужно только тогда, когда малыш находится в благодушном настроении;
упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка, не опережая его физическое развитие;
пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;
начинать занятие нужно с нежного поглаживания пальчиков.
Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений, это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.
Последовательность разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.
Дополнительные рекомендации:
1. Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Постарайтесь предварительно согреть руки, например, погрузив их в теплую воду или растерев ладони.
2. Чтобы содержание игры было понятным, следует познакомить ребенка с ее персонажами. Например, если в игре участвуют герои, с которыми малыш сталкивается впервые, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Диалоги героев, о которых говорится в потешках, лучше запомнятся, если взрослый, произнося текст, воспользуется определенными актерскими приемами. Не забывайте во время совместной игры максимально использовать мимику.
4. Возьмите за правило начинать игру и заканчивать ее в положительном настрое, даже если малыш на первых порах делает что-то не совсем верно.
5. Не забывайте расширять диапазон игр. Освоив несколько игр до такой степени, когда ребенок уже может повторять их самостоятельно, улыбкой реагирует на их повтор, разучивайте новые игры.
6. Согласно одному из главных правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному», то есть сначала следует показывать, начинать запоминание надо с первых двух движений в игре, а затем постепенно увеличивать количество жестов и усложнять текст комментирующих их потешек.

Начните с простых пальчиковых игр:
Флажок
Упражнение выполняется следующим образом. Ребенок вытягивает распрямленную ладонь тыльной стороной к себе и разворачивает ее опущенным большим пальцем вниз.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Стул
Малыш поднимает левую ладонь вертикально вверх. К ее нижней части он приставляет правый кулачок большим пальцем к себе.
Ножки, спинка и сиденье -
Вот и стул на удивленье.
Пароход
Ребенок ставит обе ладони на ребро и складывает их ковшиком, потом поднимает вверх большие пальцы.
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Колокольчик
Ребенок держит руки тыльными сторонами вверх, скрестив пальцы обеих рук. Средний палец правой руки должен быть опущен вниз так, чтобы малыш мог свободно им двигать.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Скворечник
Малыш держит ладони вертикально, соединив их кончиками четырех пальцев. Большие пальцы загнуты внутрь, к ладоням.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Ребенок по очереди пропускает через него колечки из пальцев правой руки: из большого и указательного, из большого и среднего и т. д. Участвовать в упражнении должны все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку изучаем.
Шарик
Ребенок широко разводит пальцы обеих рук и соединяет их кончиками так, чтобы руки округлились, как шарик. Затем малыш сводит пальчики, изображая, что шарик сдувается.
Надуваем шарик быстро:
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Кошка
Ребенок держит руку так, чтобы средний и безымянный пальцы упирались в большой. Указательный палец и мизинец выпрямлены и подняты вверх.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
Мышка
Положение пальцев такое же, как в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец согнуты.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.
Зайка и ушки
Пальцы собраны в кулачок. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх. Ими нужно шевелить – это «ушки».
Уши длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Моя семья
Во время чтения малыш показывает одной рукой поочередно пальцы другой руки, о которых говорится в потешке.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся семья!
Во время второго прочтения текста руки меняются ролями.
По водицу
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили.
(изображаем «человечков»)
Принесли в ведре водицы,
(изображаем «ведро»)
Чтоб детишкам всем умыться.
(изображаем, как будто умываемся)
Вымыть уши, глазки наши
(гладим пальцами около глаз, ушей)
И сварить на завтрак каши.
(совершаем круговые движения указательным пальцем правой руки по левой ладони)
Птичка на отдыхе
Птички полетели,
(изображаем «птичек»)
Крыльями махали,
(взмахи кистями рук)
На деревья сели,
(изображаем «дерево» кистями рук)
Вместе отдыхали.
(каждой кистью изображаем «птицу»)
Улиточка рогатая
Улиточка рогатая
Спешит-ползет куда-то.
(одну раскрытую ладонь кладем на стол, другую руку сжимаем в кулак, оставляя выпрямленными указательный и средний пальцы, как будто рожки улитки)
Куда ж ведет дорожка?
К Насте на ладошку.
(опираясь на основание ладони, передвигаем руку – «улитку» и «наползаем» на раскрытую ладонь)
Закончилась дорожка –
Улитка прячет рожки.
(пальцы-«рожки» убираем в кулак и закрываем ладонью другой руки так, чтобы «улитка» оказалась внутри нее)
Динь-дилень
Динь-дилень,
Динь-дилень!
Светит солнце целый день,
(поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальчики и покачиваем кистями рук вправо-влево)
Жарит нам оладушки,
Как у нашей бабушки –
(слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде)
Пирожки песочные
Румяные и сочные!
(соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь)

Также мелкую моторику развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых);
игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать-наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстие и т.д.;
рисование карандашами, фломастерами, кистью и т.д.;
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д

Материалы взяты из книги Т.Л. Черновой «500 оригинальных пальчиковых игр».

Консультация для родителей

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Пальчиковые игры для малышей

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!

Капустка

Мы капустку рубим-рубим.(двигаем ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем,(потираем один кулачок о другой)

Мы капустку солим-солим(собираем пальчики).

Мы капустку жмем-жмем.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Замок

На стене висит замок (пальчики в замок)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали(кулачок о кулачок)

Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)

Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)

И потом его открыли (разжали пальчики)

Мышка

Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)

Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)

Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам)

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)

Убежала в норку. (спрятали ручки за спину)

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Рр-р!"

Два быка,

Смотри, какие рога."Му-у!"

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребёнку удовольствие и радость.

Пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук.

Они дарят нашим детям здоровье, так как происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

В пальчиковых играх существует множество приёмов - это и постукивание подушечками пальцев, и растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, - все они несут ребёнку только здоровье.

Главная цель пальчиковых игр -это развитие у детей:

Ø Внимания;

Ø Воздействуют на умственное развитие ребёнка;

Ø Развивают мелкую моторику рук;

Ø Формируют правильное звукопроизношение;

Ø Умение быстро и чётко говорить;

Ø Совершенствуют память;

Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал - начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.

Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 - 10 минут. Это весело, увлекательно и пол

Консультация для родителей «Пальчиковые игры»

Уважаемые родители, вы конечно же слышали о том, что развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Остается только удивляться мудрости наших бабушек и прабабушек, игравших со своими внуками в игры «Ладушки», «Сорока кашу варила». Ежедневно, в свободное время играйте со своими малышами в различные пальчиковые игры. Выразительно произносите тексты, пребирая пальчики ребенка.

Игра «Пальчики-зверюшки!»

Пальчик-зайчик, (загибайте мизинчик)

Пальчик-волк, (загибайте безымянный пальчик)

Серый волк, зубами щелк,

Пальчик-рыжая лиса,

Лиса-лисонька краса, (загибайте средний пальчик)

Пальчик-ежик (указательный пальчик)

Пальчик-мишка (большой пальчик)

А кулак похож на шишку!

Тоже самое повторяйте с пальчиками на другой ручке.

Не забывайте о развитии общей моторики малыша. Играйте с ним в различные подвижные игры. Выполняйте движения вместе с ребенком, это доставит ему особое удовольствие и радость. Поощряйте желание крохи произносить текст игры вместе с вами. Делайте упражнение на протяжении недели и увидите, что ребенок запомнит текст.

Игра «Зайчики»

На лесной лужайке (Выполняйте прыжки на месте)

Веселятся зайки. (Руки держите как лапки)

Прыгают, лопочут,

Лапками топочут.

Прыг-скок! Прыг-скок! (Ритмично шагаете вместе)

Поскакали под кусток. (Снова совершаете прыжки)

Задумывались ли вы о том, как развивается общая моторика, двигательная сфера вашего ребенка? Соответствует ли его развитие возрастной норме? Что должен уметь ребенок третьего года жизни?

*Двухлетний нормально развивающийся малыш самостоятельно может влезть на стул или диван.

*Он уже достаточно уверенно ест ложкой густую пищу

*Кроха частично одевается и раздевается, пытается складывать свою одежду

*В 2 года 6 месяцев кроха уже способен полностью одеться. Трудным для него является лишь застегивание и расстегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков. Малыш может перешагнуть через препятствие высотой 20-28см.

* В 2 года 9 месяцев ребенок способен ритмично двигаться под музыку.

*В 3 года ребенок самостоятельно одевается и раздевается, расстегивает и застегивает пуговицы, он легко перешагивает препятствие 30 см, может пройти по доске шириной 15 см, влезает на шведскую стенку и слезает с нее под контролем взрослого, бросает мяч в цель, на расстоянии 1 метр.