Контрольная работа: Уход за кожей детей. Гигиена кожи у детей. кожные заболевания и их профилактика

Кожа не только служит защитной оболочкой человеческого организма, но и активно взаимодействует с внешней средой. В частности, она в первую очередь принимает на себя удар со стороны множества раздражителей - химических, физических и инфекционных, многие из которых способны вызвать многочисленные паталогические процессы как на самой коже, так и внутри организма. Также зачастую эпителиальный покров является первым индикатором, сигнализирующим о том, что с нашим здоровьем что-то не так. Поэтому содержание кожи в чистоте - один из главных пунктов в комплексе гигиенических процедур.

Функции кожи

В течение всей жизни человека эпителиальный покров выполняет множество функций, направленных на сохранение здоровья и жизнедеятельности организма:

  1. Защитная.
  2. Терморегуляционная.
  3. Секреторная.
  4. Резорбционная.
  5. Дыхательная.
  6. Участие в общем процессе обмена веществ.
  7. Выступление в качестве органа чувств.

Защитная функция

Кожа предохраняет организм от разноплановых негативных влияний внешней среды, которые могут нанести как механический, так и вирусный вред внутренним органам.

Терморегуляционная функция

Кожа в значительной степени реагирует на температурные изменения: на холоде сосуды ее сужаются, и теплоотдача снижается, при жаре же они расширяются, начинается потоотделение и активное излучение организмом излишнего тепла.

Секреторная и резорбционная функции

При секреторной функции происходит выделение излишней жидкости в сочетании с работой сальных и потовых желез, а при резорбционной, наоборот, - впитывание недостающего количества воды для поддержания естественного баланса организма.

Дыхательная функция

Хоть человек и получает подавляющее количество О 2 через дыхательные пути, однако кожа тоже участвует в системе насыщения кислородом - с ее помощью активизируются газообменные процессы.

Кожа как орган чувств

Кожа реагирует на прикосновения, боль, тепло и холод и посредством нервных окончаний передает информацию в мозг. А уже на основании результатов ее обработки человек моделирует систему своего поведения в той или иной ситуации.

Для того, чтобы все вышеперечисленные функции осуществлялись в стабильном режиме, во избежание сбоев в организме необходим тщательный уход за кожей. Гигиена кожи, а точнее, ее правила, имеет как некоторые особенности для разных возрастов, так и некоторые общие пункты.

Общие правила

В результате загрязнения и повреждений заработать множественные заболевания может не только кожа, но и весь организм в целом. В связи с этим и детям, и взрослым рекомендуется соблюдать некоторые общие правила гигиены кожи:

Ежедневные умывания и принятие душа;

Использование мягких или ph-нейтральных гигиенических средств (детское мыло, гели, влажные салфетки, пенки);

Регулярная смена нижнего белья и предметов одежды, имеющих непосредственный контакт с кожей;

При возникновении шелушений необходимо смазывать кожу увлажняющим кремом или специальной мазью;

Недопустимо механическое удаление гнойников, прыщей, наросшей корочки на местах ранок и царапин;

Регулярное употребление растительной и молочной пищи, витаминов;

Избегайте источников, вызывающих аллергические высыпания на коже (еда, напитки, шерсть животных, одежда из ненатуральных материалов);

При контакте кожи с неизвестными растениями, химическими реактивами по возможности сразу же промойте место соприкосновения;

Не допускайте обморожений и обветривания кожи;

Регулярно мойте руки с мылом;

После водных процедур вытирайтесь досуха;

По возможности пользуйтесь сменной обувью в помещениях, избегайте потливости или переохлаждения ног;

Ежедневные прогулки на свежем воздухе продолжительностью минимум 20-30 минут;

Умеренное принятие солнечных ванн либо кварцевание.

Как видите, стандартная гигиена кожи - это выполнение достаточно простого свода правил, о которых не следует забывать ни ребенку, ни взрослому. Однако кожа этих двух возрастных категорий все же имеет некоторые различия, а, значит, и свои нюансы по уходу.

Различия между кожей взрослого и ребенка

Кожный покров ребенка до 7-8 лет более подвержен аллергическим реакциям, он слишком тонкий и нежный, в отличие от взрослого. В нем содержится больше жировых клеток и крови. Некоторые функции детской кожи еще в полной мере не отлажены, однако после 9 лет начинает проявляться некоторая стабильность в работе потовых и сальных желез.

Чем старше становится человек, тем скорее кожа начинает увядать. С годами она менее эластична, не так обильно наполнена кровью, работа желез замедляется или прекращается вовсе. Верхний эпителий сохнет, за счет чего начинают прорезаться морщины, появляются пигментные пятна.

В связи с этим гигиена кожи ребенка имеет некоторые особенности, обратить внимание на которые необходимо еще в раннем возрасте.

Правила гигиены для ребенка

Ухаживать за кожей детей необходимо, начиная с самых первых недель его жизни. Вряд ли стоит объяснять, что на этих этапах у него еще нет достаточного иммунитета, а все функции организма только-только начинают развиваться.

Гигиена кожи новорожденного должна выполняться очень тщательно и деликатно. Ее осуществляют в соответствии с некоторыми нижеперечисленными условиями:

Ежевечерние купания;

Применение сертифицированных косметических средств для новорожденных, в составе которых отсутствуют раздражающие кожу и слизистые оболочки вещества;

В составе косметики должны отсутствовать: феноксиэтанол, гидроксид натрия, этиленоксид, лаурилсульфаты, различные консерванты;

При купании возможно использование натуральных растительных экстрактов или небольшое количество фитомасел;

При сильных загрязнениях допустимо применение детских лосьонов;

Использование молочка для защиты от солнца во время прогулок на открытом воздухе;

Устранение сухости кожи при помощи детского крема или масла;

Регулярная смена подгузников, испачканных пеленок и одежды;

Использование мягких губок, салфеток, ватных палочек и тампонов, по возможности не оставляющих ворсинок;

Тщательное отслеживание реакций организма малыша на окружающие факторы (возникновение зуда, аллергических реакций, покраснений, опрелостей).

Гигиена кожи для уже подросшего ребенка должна стать привычным пунктом в распорядке дня. Необходимо объяснить малышу, к чему может привести несоблюдение элементарных правил. Чем раньше ваше чадо начнет понимать полезность этих привычек, тем проще родителям будет в будущем - исчезнет необходимость постоянного контроля за тем, например, помыл ли ребенок руки.

Особенности гигиены кожи взрослого

Личная гигиена кожи взрослого человека точно так же имеет некоторые особенности, которые нельзя обойти вниманием:

Ванну можно принимать 1-2 раза в неделю при ежедневном ополаскивании под душем;

По возможности во время душа старайтесь не использовать мыло, особенно антибактериальное - состав нынешних средств таков, что они способны устранить не только вредные микроорганизмы, но и полезные;

И мужчинам и женщинам в равной степени, независимо от типа кожи, следует использовать увлажняющие и питательные кремы, лосьоны;

Умываться лучше всего водой комнатной температуры;

Помните, что контрастный душ чрезвычайно полезен - он сохраняет тонус кожи, ее эластичность и подтянутость;

Глубокую чистку лица с применением косметических средств рекомендуется проводить раз в неделю, при проблемной коже - два раза;

Бриться будет легче, если перед процедурой ополоснуть лицо горячей водой;

Затупившиеся станки для бритья не только малоэффективны, но и способны травмировать кожу, вырывая волоски;

Не пренебрегайте плаванием в речке, озере или море, однако следите за тем, чтобы вода была комфортной температуры, а купание не было запрещено;

Все кремы, маски и прочие ухаживающие и несмываемые средства наносятся только на чистую кожу без косметики.

Гигиена кожного покрова головы

Отдельное внимание стоит уделить такому вопросу, как гигиена кожи и волос. Практически у всех людей (за редким исключением) на голове имеется волосяной покров различной степени густоты. Чтобы кожа головы не страдала, а шевелюра имела здоровый вид, необходимо ухаживать за ними не меньше, чем за покровом на остальном теле:

Регулярно и правильно расчесывать волосы;

Использовать в щадящем режиме бигуди, плойки, фены;

Применять специальные шампуни, маски, бальзамы, масла;

Лучше всего мыть волосы раз в неделю;

Ликвидировать перхоть при первых ее проявлениях;

По возможности избегать химической завивки и окрашиваний с использованием аммиачных средств.

К сожалению, в обыденной жизни мы не всегда уделяем достаточного количества внимания такому аспекту, как гигиена кожи человека. Зачастую забывается, что основное предназначение этих правил - не красота и сохранение молодости, а повышение качества жизнедеятельности и длительности жизни.

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Взятые грязными руками и съеденные хлеб и другие продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином "Велюр", смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым желе.

Нередко уже в грудном возрасте развивается привычка сосать пальцы. Довольно часто среди детей дошкольного и школьного возраста отмечается склонность грызть ногти. Родители должны наблюдать за детьми и настойчиво бороться с этими привычками. Грудным детям надо шить рубашки с длинными наглухо зашитыми рукавами, а детям старшего возраста разъяснять вредность этих привычек.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: рассчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Все средства, используемые для ухода за кожей ребенка, должны отвечать основным требованиям: это нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими. В состав детской косметики традиционно входят натуральные растительные экстракты (ромашка, календула, череда, алоэ и др.) и масла (миндальное, масло жожоба и др.), а также витамины. Благодаря этим компонентам детская косметика увлажняет и успокаивает кожу младенца, защищает ее от агрессивной микробной среды, в которую он попадает после рождения. Каждое средство для ухода обладает направленным действием, поэтому бессистемное использование этой косметики может быть просто бесполезно. Кроме того, рекомендуется использовать средства из одной и той же линии детской косметики, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.

Нататья Силянкова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Буратино»

Конспект

по образовательной области «Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности

для детей от 5 до 6 лет «Почемучки»

Тема : «Кожа . Гигиена кожи ребенка »

Подготовила : воспитатель

Н. А. Силянкова

Мегион, 2014

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Тема : «Кожа . Гигиена кожи ребенка »

Программное содержание :

1. Дать детям элементарные валеологические знания о коже , её свойствах (кожа защищает органы от ударов, воды; это орган выделения).

2. Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища) .

Закрепить алгоритм мытья рук.

4. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, давать оценку фактов, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.

Словарная работа : усвоение новых слов и понятий - лупа, микробы, пот, жировые выделения.

Оборудование : лупы, зеркала, схема мытья рук, письмо от Мойдодыра, мыло, салфетки, бумажные полотенца.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь и детям передают огромный конверт с письмом от Мойдодыра. Воспитатель с детьми вскрывают письмо и читают :

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо.

И прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите, не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Будете вы чистыми,

А значит и здоровыми!

Ваш Мойдодыр.

Ребята, а как вы думаете, быть здоровыми очень важно? Конечно. Только здоровый человек может радоваться жизни. Ему легко играть и работать. Посмотрите на наших гостей и на себя. Какие части тела человека вы можете назвать? (руки, ноги, голова, туловище)

Молодцы! Всё правильно. Тело человека состоит из туловища, головы, рук и ног. А чем покрыты все части тела? Все части тела покрыты кожей. Давайте все вместе рассмотрим свою кожу на руках. Потрогайте её, немного потяните.

Что вы можете сказать о коже? Какая она? (ответы детей) .

Правильно! Конечно, наша кожа гладкая , мягкая, легко растягивается. Да, а вы видите, на коже есть небольшие складки? Как вы думаете, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)

Давайте мы с вами кое- что проверим. Присаживайтесь за столы. Положите на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захватите складки кожи на каком- либо пальце левой руки. Теперь попытайтесь согнуть этот палец. У вас получается? Почему? Теперь отпустите складки и согните палец. Он снова сгибается свободно!

Так значит, для чего нужны складки на коже? (ответы детей)

Да, вы молодцы! Все правильно. Складки нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев.

Сегодня я приготовила для вас на занятие интересные предметы. Вы знаете что это? Это лупа. С её помощью мы можем увидеть все в увеличенном виде. Это потому, что основной частью в лупе является увеличительное стекло.

Сейчас мы с вами посмотрим через лупу на кожу руки. Что вы видите? (ответы детей) Через лупу на коже видны небольшие дырочки - поры и мелкие волоски. Через поры на поверхность кожи выделяются жир или жировые выделения. Мы сейчас с вами кое- что проверим. Проведите пальцем по своему лбу, затем приложите палец к зеркалу. Что вы после этого увидели на зеркале? Правильно, жирное пятно.

Как вы думаете, для чего на нашей коже присутствует жир? (ответы детей) Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не дает ей пересыхать. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. Почему так случается, что кожа пересыхает ? Это бывает, когда человек вымоет руки и недостаточно сухо их вытрет полотенцем, а после выйдет на улицу. От ветра кожа быстро сохнет , сильно натягивается и начинает шелушиться. А иногда на ней даже могут появиться трещинки, из которых сочится кровь. Человек при этом испытывает сильную боль. Через эти трещины вглубь кожи могут попасть микробы и вызвать различные заболевания. Ранки могут даже загноиться. Поэтому после мытья обязательно насухо вытирайте и руки, и лицо. Не выходите с влажными руками и лицом на улицу.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, если кожа все- таки пересохла на каком-то участке тела? (ответы детей)

Правильно! Кожу нужно смазать на ночь детским кремом.

Физкультминутка :

Сейчас мы немножко разомнемся. Поиграем в игру «Полезно - не полезно» . Я вам буду бросать мяч со словами. Если это полезно, вы мяч ловите. Начинаем : прыгать, есть снег, танцевать, делать зарядку, ходить по морозу без рукавичек, гулять, дышать свежим воздухом.

Молодцы! Вы со всем справились.

Сейчас я хочу вас проверить. Буду задавать вам вопросы :

1. Как часто надо мыть руки?

2. Почему после мытья руки надо тщательно вытирать?

3. А зачем вообще надо мыть руки?

Ребята, давайте мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что за чем?»

Перед вами лежат перевернутые карточки, каждый возьмите по одной карточке. Посмотрите на них. Что вы там увидели? (ответы детей) Наша гостья кукла Алёнка совсем запуталась, она не помнит, как правильно мыть руки. Что надо делать сначала, а что потом. Поможем Алёнке? (объяснить правила игры, нужно выложить схему мытья рук последовательно) Дети по очереди выкладывают схему, потом сами проверяют правильность расположения карточек.

Какие вы молодцы! Вы знаете для чего и как надо мыть руки, значит, вам не страшны микробы.

А в письме есть еще одно стихотворение :

По воздуху летают плохие микробы,

На кожу попадают плохие микробы.

Сквозь ссадины и ранки стремятся спозаранку

Проникнуть в нас плохие микробы.

Мойте руки с белым мылом,

Пропадут микробы навсегда!

Защищают нашу кожу

Солнце, воздух, мыло и вода!

Скажите ребята, а кожа важна для человека ? (ответы детей)

Правильно, она защищает наш организм от микробов и принимает на себя все повреждения. Зачем нужно тщательно вытирать руки и лицо полотенцем? (ответы детей)

Молодцы!

Сегодня на занятии вы все были внимательны и активны. Я вами горжусь. А Мойдодыр прислал для нашей группы подарки : мыло, салфетки и бумажные полотенца.

Уход за кожей ребенка. Кожа ребенка отличается от кожи взрослого человека нежностью, тонкостью и легкой ранимостью, поэтому уход за кожей является необходимым условием для профилактики различных заболеваний, в том числе и кожных.

Установлено, что кожа обладает бактерицидной способ­ностью, которая у детей младшего школьного возраста выражена достаточно сильно. Чистая кожа вырабатывает особое вещество - лизоцим, которое убивает микроорганизмы. Бактерицидные свойства кожи особенно заметно проявляются в осенне-весеннее время и меньше - в зимнее. На эти свойства кожи оказывает влияние состояние здоровья ребенка: чем лучше он развит физически, тем сильнее бактерицидное действие его кожи.

На чистой коже уже через 10 мин погибает до 85% попадающих на нее болезнетворных микроорганизмов, ана грязной всего около 5%.

Заболевания кожи возникают не только врезультате повреждения кожных покровов механическими, химическими или лучевыми воздействиями, но и из-за несоблюдения элементарных гигиенических правил ухода за ней. С раннего детства следует приучать детей к различным гигиеническим навыкам (утреннее умывание, мытье рук в течение дня по мере загрязнения, регулярное принятие гигиенических ванн). Возникновение заболеваний кожи у детей младшего школьного возраста может вызывать антисанитарное состояние классов, школы, жилья, общественных мест, пользование общим полотенцем, одними постельными принадлежностями, общей мочалкой.

Профилактика кожных болезней заключается в соблюде­нии элементарных санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых как в школе, так и по месту жительства детей. Необходимо тщательно следить за санитарным состоянием школьных и жилых помещений, бороться с пылью, грязью, обращать внимание на то, чтобы школьная мебель и оборудование были гладкими и не повреждали кожу ребенка. Учителям постоянно следует проводить беседы с родителями на санитарно-гигиенические темы. Важно обращать их внимание на правила ухода за кожей ребенка, на необходимость частого подрезания ногтей. Особо следует подчеркивать, что при малейшем подозрении на заразное кожное заболевание ребенка следует немедленно показать врачу-специалисту.

Наиболее распространенные заболевания кожи детей. Бо­лезни кожи бывают гнойничкового и грибкового происхождения.

Гнойничковые болезни кожи, или пиодермиты, вызываются стрептококками и стафилококками. Стрептококки вызыва­ют обычно поверхностные поражения, а стафилококки - бо­лее глубокие поражения кожи лица и тела. Все гнойничковые поражения кожи заразны и могут передаваться от больного к здоровому.

Примером стрептококкового заболевания может служить встречающаяся у детей и взрослых заеда в уголках рта, где появляются пузырьки, которые затем лопаются и образуют болезненные трещины, заживающие с трудом.



В качестве примера стафилококкового заболевания можно назвать фурункул. Стафилококк, попадая в волосяной мешочек, вызывает его воспаление. Проникая глубже, он поражает сальную железу и окружающие ее ткани. По мере созревания фурункула боль усиливается, у больного повышается температура. Из-за скопления гноя становится видной «головка» фурункула. На месте прорвавшегося фурункула после заживления остается рубец.

Стригущий лишай - наиболее распространенное грибковое заболевание у детей. На коже заболевшего через 5-7 суток после заражения появляется небольшое круглое пятно розового оттенка с ярко-красным припухлым ободком по краям и беловатыми чешуйками в центре. Если заражение произошло от больного человека, то на коже ребенка появляется 1-3 пятна, а если от животных, то его кожа покрывается множеством мелких пятен. Грибки могут поражать любой участок тела, в том числе покрытую волосами часть головы, ногти. Пораженные грибком волосы теряют блеск, становятся тусклыми, легко обламываются. Места, пораженные стригущим лишаем, кажутся выстриженными (отсюда и название «стригущий лишай»). При расчесывании пораженной стригущим лишаем кожи, грибки проникают в ногтевые пластинки. Ногти изменяют цвет, становятся мягкими, легко крошатся

и не растут.

К грибковым заболеваниям относится также парша. Зара­жение грибком происходит как от больного человека, так и от животных (мышей, крыс, собак, кошек и др.). В отличие от стригущего лишая парша оставляет стойкое облысение и рубцы.

Профилактика грибковых заболеваний сводится к тому, что детям запрещается пользование общим бельем, общей одеждой и обувью, чужими расческами. Не следует разрешать" детям игры с бездомными собаками и кошками. При появле­нии первых признаков кожных заболеваний нужно немедлен­но обращаться к врачу.

К очень распространенным кожным заболеваниям относится чесотка. Возбудителем этой болезни является животное - микроскопический чесоточный клещ. Проникая в кожу, чесоточный клещ просверливает ходы. На пути его продвижения кожа покрывается зудящими пузырьками, наполненными прозрачной жидкостью. Такие высыпания возникают на участках тела с нежной кожей (между пальцами, в локтевых и подколенных сгибах, на груди). Сыпь сопровождает­ся мучительным зудом, усиливающимся в ночное время. В расчесы могут проникать стрептококки и "стафилококки. Заражение чесоткой от больного человека может произойти при рукопожатии, пользовании общими книгами, тетрадя­ми, одним полотенцем и т. д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
  • 2. Строение кожи
  • 3. Особенности детской кожи
  • Заключение

Введение

Кожа человека - самый крупный орган, который защищает внутренние органы и системы от воздействий низких и высоких температур, воздействия солнечных лучей и различных химических веществ. Кожа непроницаема для воды и жирных веществ. Такие замечательные свойства кожи обеспечивает ее строение, а точнее - два слоя, слой наружный - эпидермис и внутренний - дерма. У взрослого человека наружный слой эпидермиса состоит из роговых чешуек, плотно соединенных между собой и обеспечивающих защиту кожи и ее обновление за счет постоянно отшелушивающихся чешуек. Второй слой кожи - дерма обеспечивает ее прочность и упругость. Кожа активно участвует в работе иммунной системы. В настоящее время доказано участие кожи во многих иммунных реакциях, возникающих при заболеваниях кожи. В условиях современного мира кожа постоянно подвергается воздействиям экологически неблагоприятных факторов, различных химических веществ и бактерий.

Актуальность темы работы состоит в том, что детская кожа имеет особое, отличное от кожи взрослого строение. Кожа детей более тонкая, в ее составе содержится больше воды, что делает ее проницаемой для бактериальных агентов, чувствительнее к воздействию солнечных лучей, химических веществ. В младенческом возрасте кожа имеет слабые защитные барьеры, поэтому легко повреждается, инфицируется, легко возникают опрелости, дерматиты. У детей старше года сохраняется слабость защиты кожного покрова, и, значит, уход за кожей должен быть тщательным.

Важно соблюдать чистоту кожи и тщательно и бережно за ней ухаживать. В уходе за кожей неоценимую помощь оказывают средства ухода за детской кожей и детской косметики. Нередко у родителей возникают затруднения в подборе средств для ухода за кожей новорожденного.

1. Значение кожи для жизнедеятельности организма

Кожа - это многофункциональный орган, который выполняет дыхательную, питательную, выделительную и защитную функции. Кожа является также органом иммуногенеза. Протекающие в коже биохимические реакции обеспечивают в ней постоянный обмен веществ, который заключается в сбалансированных процессах синтеза и распада (окисления) различных субстратов, в том числе и специфических, необходимых для поддержания структуры и функции клеток кожи. В ней протекают химические превращения, находящиеся в связи с обменными процессами других органов, например процессы катаболизма белков, углеводов и липидов. В ней содержатся все необходимые для этого ферменты: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, синтетазы, изомеразы и липазы. В коже содержатся все виды органических и неорганических веществ, встречающихся в организме: белки, липиды, углеводы, аминокислоты, пигменты, нуклеиновые кислоты, витамины, вода, макро- и микроэлементы. Значение каждого из этих веществ определяется его специфическими свойствами, локализацией в определенных структурах кожи и сводится либо к энергетическому обеспечению процессов жизнедеятельности, либо к участию в образовании продуктов, несущих специфическую функцию, либо к использованию в качестве структурного материала.

Функциональная активность клеточных элементов любого органа и кожи в частности - основа нормальной жизнедеятельности организма в целом. Клетка делится и функционирует, используя метаболиты, приносимые кровью и вырабатываемые соседними клетками. Продуцируя свои собственные соединения, выделяя их в кровь или представляя их на поверхности своей мембраны, клетка общается со своим окружением, организуя межклеточные взаимодействия, во многом определяющие характер пролиферации и дифференцировки, а также сообщает о себе информацию во все регулирующие структуры организма. Скорость и направление биохимических реакций зависит от наличия и активности ферментов, их активаторов и ингибиторов, количества субстратов, содержания конечных продуктов, кофакторов. Соответственно, изменение в структуре этих клеток приводит к определенным изменениям в органе и в организме в целом с развитием той или иной патологии. Биохимические реакции в коже организованы в биохимические процессы, которые органически связаны друг с другом так, как это предусматривается регуляторным фоном, под влиянием которого находится конкретная клетка, группа клеток, участок ткани или весь орган. Регуляторный фон это, прежде всего, концентрации биологически активных веществ, медиаторов, гормонов, цитокининов, продукция которых находится под жёстким контролем ЦНС. А ЦНС действует прежде всего с точки зрения потребностей организма, с учетом его функциональных и адаптационных возможностей. Медиаторы и гормоны действуют на внутриклеточный обмен через систему вторичных посредников и в результате прямого воздействия на генетический аппарат клеток.

Кожа обладает функцией депонирования, в ней задерживаются токсические вещества, белковые метаболиты (например, остаточный азот при белковой диете и некоторых заболеваниях), тем самым, ослабляя их токсическое действие на другие органы, в частности на мозг.

Кожа осуществляет выделительную функцию, освобождая организм от избыточных и токсичных продуктов (вода, соли, метаболиты, лекарственные вещества и др.). Она выполняет также терморегуляционную, барьерную, бактерицидную функции, участвует в газообмене. Организм человека выделяет за сутки через кожный покров 7-9 г углекислоты и поглощает 3-4 г кислорода, что составляет 2% от всего газообмена.

2. Строение кожи

Кожа состоит из трех основных компонентов: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки. Все это - звенья одной цепи, которые находятся в тесной связи между собой. Эпидермис - самый верхний слой нашей с вами кожи. Именно он встает на пути негативного влияния на организм микро - и макро факторов. Это своего рода барьер, защищающий нас от вредных биологических, физических, а так же механических воздействий. Особенности строения эпидермиса обеспечивают его эластичность, упругость и прочность, а высокие регенеративные свойства способствуют быстрому восстановлению при малейших повреждениях. Эпидермис, в свою очередь, сам состоит из 5 слоев. Каждый из них созревает один в другой, при этом кожа непрерывно обновляется. Полное же обновление клеток эпидермиса происходит в течение 26-28 дней.

Между эпидермисом и дермой (собственно кожей) существует пограничная зона. Дерма состоит из переплетающихся между собой волокон, основные из которых эластические и коллагеновые, именно они обеспечивают коже упругость, способность возвращаться в прежнее состояние после растяжения. Дерма состоит из 2-х слоев. В глубоком слое располагаются кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, мышцы, а так же потовые и сальные железы и волосы (фолликулярный аппарат).

И, наконец, гиподерма (подкожно-жировая клетчатка), располагается под дермой и служит своего рода "подушкой". В тех или иных участках тела она имеет неодинаковую толщину (более или менее выражена) - этим объясняется округлость форм человеческого тела. Роль гиподерма очень велика. Она предохраняет организм от чрезмерного охлаждения, защищает от внешних раздражителей, травм, служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода, беременности.

Кожа богато снабжена кровеносными сосудами, образуя сети, которые несут питательные вещества всем составляющим элементам кожного покрова. Нервные волокна так же образует многочисленные сплетения, но могут оканчиваться и свободно, причем распределение и количество нервных элементов на различных участках кожи неодинаково. Именно благодаря нервным образованьям мы чувствуем холод и тепло, давление, осязание, а так же боль. Мышечные волокна в основном представлены гладкими мышцами. Часть из них прикреплена к волосяному фолликулу ниже сальной железы, часть свободно лежит в коже. Другой вид мышц - поперечно-полосатые находятся в области шеи, в коже лица. Именно они отвечают за мимику нашего лица, помогают нам улыбаться, хмуриться, грустить.

К "придаткам кожи" относятся потовые и сальные железы, ногти и волосы. Выводные протоки сальных и потовых желез открываются на поверхности кожи в мелких бороздках. Количество пота колеблется в зависимости от температуры тела и окружающей среды, работы или покоя, количества выпитой жидкости. В среднем за сутки при нормальных условиях выделяется ~ 600-900 мл пота. Пот увлажняет кожу, препятствует чрезмерному высыханию ее поверхности, испаряясь, способствует терморегуляции и выводит на поверхность токсины. Жировая пленка, равномерно распределенная на коже, обеспечивает ее эластичность, при недостаточности жировой смазки кожа становится сухой. Сальные железы располагаются преимущественно в тех участках кожи, где имеются волосы. Протоки их открываются в верхней трети волосяного фолликула, но могут быть, и не связаны с ним. Например, на ладонях и подошвах их вообще нет.

Ноготь представляет собой плотную пластинку, поверхность которой в нормальном состоянии гладкая, блестящая, на ней часто видны нежные продольные полоски. Изменения структуры, цвета, формы ногтей говорит о наличии каких-то внутренних заболеваний, нехватке витаминов, минеральных веществ.

Волос и его оболочки, образующие волосяной фолликул, тесно связаны между собой. Волос состоит из стержня, возвышающегося над кожей и корня, располагающегося в фолликуле. Рост волоса в длину происходит за счет луковицы, в основание которой вдается волосяной сосочек, образованный кровеносными сосудами. Именно здесь происходит основной обмен веществ. В волосе различают 3 слоя: мозговое вещество, корковое и кутикула. Качественные и количественные характеристики волос сугубо индивидуальны и зависят от множества факторов, а именно: от состояния здоровья, от того, чем человек питается, образа жизни, предрасположенности к тем или иным заболеваниям, вредных привычек, а так же правильного ухода за кожей головы и волосами.

В коже осуществляются специфические для нее превращения: образование кератина, коллагена, меланина, кожного сала и пота. Через дермальную сосудистую сеть метаболизм кожи объединяется с обменом веществ всего организма. Необходимость объяснения механизмов прямого воздействия фармацевтических препаратов, вводимых непосредственно в проблемные зоны кожи с целью лечения или коррекции дерматокосметических проблем, заставляет нас заглянуть в глубину обменных процессов как в эпидермисе, так и в дерме.

3. Особенности детской кожи

В процессе эволюции кожа приобрела функциональную специфику, обеспечивающую постоянный обмен веществ, синтез необходимых продуктов для поддержания структуры и функции всех клеток. У детей морфологическое своеобразие структуры кожного покрова взаимосвязано с обменными процессами и физиологическими функциями. Основная функция кожи, обеспечивающая ее защитные, барьерные, иммунные и другие жизненно важные свойства кожного покрова, - секреторная. Уже к концу III месяца внутриутробного развития клетка эпидермиса продуцирует кератиноциты, синтезирующие кератин. Образование кератина является результатом двух процессов: синтеза молекул тонофиламентов под влиянием эпидермального фактора роста и гидролиза цитоплазматических и ядерных компонентов клеток по мере их продвижения к поверхности эпидермиса. В химическом отношении тонофиламенты являются предшественниками кератина и поэтому называются прекератином. В процессе роста и развития клеток эпидермиса кератиноциты преобразуются в клетки рогового слоя с участием ряда компонентов клеток - тонофибрилл, кератогиалина, кератиносомы. Гидролиз цитоплазматических и ядерных структур протекает с участием лизосомальных ферментов, находящихся под двойным контролем циклических нуклеотидов - циклического аденозинмонофосфата (цАМФ) и циклического гуанозинмонофосфата (цГМФ). Повышение содержания цАМФ приводит к активации специфические протеинокиназы, прекращающие клеточное деление и переключающие клеточный метаболизм на процесс кератинизации. Образование кератина является важным механизмом в барьерно-защитной функции кожи, которая у детей весьма несовершенна, так как кератин ороговевающих клеток эпидермиса недостаточно прочен, хотя сохраняет выраженную эластичность. Вместе с тем вследствие недостаточной структурной зрелости базальной мембраны, морфологической неполноценности коллагеновых, эластических и аргирофильных волокон кожа ребенка более часто подвергается механическим, термическим, радиационным и химическим повреждениям. Кожа человека практически непроницаема для бактерий, вирусов и грибов, однако у детей, особенно грудного возраста, вследствие рыхлого рогового слоя, повышенной влажности и температуры в ней происходит рост патогенной флоры. Этому способствует также нейтральная или слабощелочная среда водно-липидной мантии кожи, содержащей недостаточное количество низкомолекулярных свободных жирных кислот. Изменение рН детской кожи в нейтральную среду или слабощелочную (рН от 4,2-5,6 до 6,12-6,72) (вместо слабокислой реакции) влияет на проницаемость путем перераспределения ионов, изменения химических свойств и энергетического потенциала ороговевающих клеток эпидермиса. Особенно резко повышается проницаемость кожи детей при мацерации рогового слоя растворами, согревающим компрессом, нерациональным использованием мазевых повязок или процедур. Способность кожи противостоять микробной инвазии обусловлена не только состоянием клеток эпидермиса и дермы, но и функциональной активностью иммунных механизмов защиты. Лимфоциты и другие иммунные клетки, постоянно присутствующие в дерме и в эпидермисе, участвуют в создании иммунитета, усиливая бактерицидные свойства кожи.

Большое участие кожа человека принимает в защите от повреждающего действия ультрафиолетовых лучей. Эта барьерно-защитная функция осуществляется благодаря наличию в эпидермисе и в дерме пигмента меланина. Меланин образуется в цитоплазме меланоцитов, содержащей структурные органеллы-меланосомы, продуцирующие меланин из тирозина с участием фермента тирозиназы. Детская кожа отличается от кожи взрослых недостаточностью в клетках органелл-меланосом, а также слабой активностью фермента тирозиназы. Поэтому воздействие ультрафиолетовой радиации в детском возрасте должно тщательно дозироваться и контролироваться.

кожа эпидермис гигиенический ребенок

4. Гигиенические требования к уходу за кожей ребёнка

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Взятые грязными руками и съеденные хлеб и другие продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п., которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином "Велюр", смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым желе.

Нередко уже в грудном возрасте развивается привычка сосать пальцы. Довольно часто среди детей дошкольного и школьного возраста отмечается склонность грызть ногти. Родители должны наблюдать за детьми и настойчиво бороться с этими привычками. Грудным детям надо шить рубашки с длинными наглухо зашитыми рукавами, а детям старшего возраста разъяснять вредность этих привычек.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: рассчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Все средства, используемые для ухода за кожей ребенка, должны отвечать основным требованиям: это нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими. В состав детской косметики традиционно входят натуральные растительные экстракты (ромашка, календула, череда, алоэ и др.) и масла (миндальное, масло жожоба и др.), а также витамины. Благодаря этим компонентам детская косметика увлажняет и успокаивает кожу младенца, защищает ее от агрессивной микробной среды, в которую он попадает после рождения. Каждое средство для ухода обладает направленным действием, поэтому бессистемное использование этой косметики может быть просто бесполезно. Кроме того, рекомендуется использовать средства из одной и той же линии детской косметики, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.

5. Уход за кожей детей в конкретной группе с учётом возраста

Уход за кожей в дошкольном и школьном возрасте имеет некоторые особенности. С двухлетнего возраста роговой слой кожи становится плотнее. Вследствие этого кожа ребенка делается более устойчивой и выносливой, чем кожа новорожденного. Наряду с развитием кожи, изменяются и условия жизни ребенка. Он становится более самостоятельным; ползает, ходит, бегает. Ребенок больше соприкасается с окружающей средой, и различные внешние факторы оказывают на него более активное действие, поэтому в дошкольном возрасте кожа чаще загрязняется и требует внимательного ухода. Во время игр, беготни ноги потеют, сильно загрязняются, поэтому их ежедневно следует мыть перед сном тепловатой водой с мылом. Надо приучать ребенка к мытью ног не только в летнее, но и в зимнее время. После мытья нужно тщательно вытирать кожу стоп и межпальцевые промежутки.

Ногти на ногах надо подрезать каждую неделю. Подрезывание ногтей производят прямыми ножницами, не срезая углов ногтей, так как неправильно срезанные ногти могут врастать в кожу.

При уходе за кожей ребенка надо уделять также достаточное внимание полости рта и зубам. В ротовой полости находится большое количество микробов. Они могут вызывать заболевания не только слизистых, но и кожи. К уходу за зубами надо приучать ребенка с раннего детства. Больные зубы иногда служат причиной серьезных заболеваний. При разрушении зубов пища проглатывается неразжеванной, и это нарушает работу желудочно-кишечного тракта. Во время еды остатки пищи застревают между зубами и разлагаются; при гниении пищи выделяются вещества, которые повреждают зубы. Кроме того, во рту и на зубах скопляются отторгнувшиеся клетки слизистой оболочки и слизь, а также микробы. Все эти скопления частично смываются при проглатывании слюны, однако этого совершенно недостаточно для очистки зубов и полости рта. Поэтому надо прополаскивать рот после каждого приема пищи. Зубы следует чистить утром и вечером или в крайнем случае один раз в день.

Ребенку нужно ежедневно мыть лицо по утрам тепловатой водой и тщательно обсушивать его мягким полотенцем. Обычно дети много времени проводят на воздухе. Их нежная, тонкая кожа, особенно на губах, очень легко обветривается, раздражается и шелушится. Поэтому не следует перед выходом на улицу умывать ребенка. Полезно, особенно в ветреную погоду, слегка смазывать кожу и слизистую губ борным вазелином, детским кремом или глицерином, разведенным пополам с водой.

У некоторых неопрятных детей появляется покраснение, а иногда мокнутие кожи лица. Выделения из носа, попадая на кожу, раздражают ее. Раздраженную, покрасневшую кожу целесообразно смазывать борным вазелином или "детским кремом.

Помимо ежедневного туалета, необходимо все тело ребенка мыть теплой водой с мылом не реже 2 раз в неделю. Одновременно с мытьем тела ребенку моют голову.

В этом возрасте волосы и кожа головы быстро загрязняются. Зимой дети играют и бегают в головных уборах, что способствует усиленному выделению пота, а летом во время игр на волосы попадают песок, пыль, земля, с которыми смешиваются пот и кожное сало. Поэтому в летнее время надо особенно тщательно ежедневно расчесывать волосы гребешком и щеткой и мыть теплой водой с мылом 1--2 раза в неделю. Во время мытья вполне достаточно намыливать волосы 1--2 раза. Каждый раз после намыливания надо тщательно смывать мыло теплой водой. Для поддержания чистоты волосяного покрова и нормального роста волос необходимо ежедневно расчесывать волосы гребенкой. У девочек длинные волосы следует расчесывать, начиная с концов, сначала редким, а потом частым гребнем. Расчесывать волосы необходимо медленно и осторожно, так как грубое, насильственное расчесывание неприятно и может вести к обрыву волос. После того как волосы расчесаны гребнем, нужно специальной щеткой прочесать волосы от корней до самых концов. Расчесывание волос щеткой прекрасно очищает волосы от пыли и грязи; жировая смазка при этом равномерно распределяется по стержню волос, и они становятся блестящими. Длинные волосы девочек заплетают в косы. Туго заплетать косы не следует.

Нельзя также длинные волосы сильно стягивать ленточками. Мальчикам следует стричь волосы один раз в 3--4 недели.

При правильном уходе за волосами они пушисты, мягки, шелковисты и придают голове красивый вид.

Второй задачей является удаление гнид -- яиц вшей. Гниды очень плотно прикреплены к волосам клейким веществом. Для того чтобы удалить гниды, нужно растворить клейкое вещество. Это достигается смачиванием волос винным или столовым уксусом. Волосы, пораженные гнидами, смачивают столовым уксусом, затем голову повязывают косынкой или платком на несколько часов. Лучше это сделать на ночь. Затем на частый гребень начесывают вату, прочесывают волосы и моют голову горячей водой с мылом. Такую процедуру повторяют несколько дней подряд до полнот удаления гнид.

Ребенку следует дать отдельное мыло, полотенце и носовой платок. Ребенок должен иметь также отдельную зубную щетку, гребенку и щетку для волос. Важно приучить ребенка к мытью, смене белья, стрижке волос и ногтей.

Дети школьного возраста более сознательны, более дисциплинированы. У них уже выработаны гигиенические навыки; они сами моют руки, умываются и чистят зубы. Однако в этом возрасте дети становятся еще более активными; они теснее соприкасаются друг с другом во время игр и на занятиях, обмениваются книгами, тетрадями, письменными принадлежностями и др. Уход у них за кожей и волосами принципиально не отличается от такового у дошкольников.

Родителям и педагогам, а также школьным врачам необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали все требования, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность кожи и волосистого покрова.

Большое значение имеет закаливание детского организма воздушными, солнечными ваннами, физкультурой и т. д. Воздушая ванна -- наиболее мягкий способ закаливания детского организма. Перед воздушной ванной должна сниматься вся одежда с тем, чтобы действию воздуха подвергался весь кожный покров. Тело раздетого ребенка даже в самый жаркий день охлаждается, поэтому воздушную ванну ребенку можно проводить при температуре не ниже 23--25°.

Солнечные лучи являются могучим лечебным фактором. Однако надо умело использовать солнечные ванны. Их необходимо проводить очень осторожно, соблюдая некоторые правила: 1) длительность солнечной ванны не должна превышать 3--5 минут; 2) солнечную ванну нужно принимать лежа; 3) во время солнечной ванны надо поворачивать ребенка с живота на спину и на бок; 4) голову следует защищать от действия солнечных лучей белой косынкой, панамой или зонтиком.

Продолжительность солнечных ванн можно повышать ежедневно на 1 минуту и доводить для ребенка до 3 лет до 15 минут, а для детей старшего возраста -- до получаса. После принятия солнечной ванны полезно сделать ребенку обливание тепловатой водой, насухо вытереть его и поместить в тень.

Заключение

Кожа у детей, как и весь организм, от момента рождения ребенка и до наступления половой зрелости находится в состоянии органического и функционального развития. Значительное влияние на физиологию и патологию кожи в различные периоды детского возраста оказывают наследственные и социально-бытовые факторы, обменные процессы, состояние иммунной системы и др.

Мышцы кожи у детей развиты недостаточно, эпидермис большинства ее тонкий, соединительно-тканные волокна недоразвиты - это обусловливает повышенную раздражимость нервных рецепторов. Зато у маленьких детей подкожно-жировая клетчатка отличается рыхлой гиподермой.

Потовые железы постепенно к 2 годам жизни ребенка начинают проявлять свою активность, и лишь в период полового созревания происходит потоотделения по взрослому типу.

Сальные железы у детей более крупные, они атрофируются постепенно по мере роста ребенка, но не все.

Кровеносная система детей характеризуется повышенной проницаемостью сосудов, которые просвечиваются через тонкий эпидермис. Этот фактор и недостаточно развитая дерма обуславливают своеобразный розово-перламутровый цвет кожи детей.

Анатомическая недостаточность детской кожи в виде обильной васкуляризации, повышенная гидрофильность и недостаточность структур соединительной ткани - приводит к несовершенной защите кожи. Также для детской кожи характерно снижение бактерицидных свойств сальных и потовых желез, а водно-липидная мантия имеет нейтральную и слабощелочную реакцию. Это обусловливает легкую ранимость детской кожи, склонность к образованию трещин, ссадин и т.д.

Список использованной литературы

1. Иванов О. Л., Львов А. Н. Краткий очерк истории психодерматологии //Психиатр. психофармакотер. 2004. Т. 6. № 6. С. 1-3.

2. Лобзин Ю. В., Марьянович А. Т., Цыган В. Н. Терморегуляция и лихорадка. М.: Вузовская книга. 1998. 62 с.

4. Студеникин В. М. Уход за детской кожей: нежнее, еще нежнее //Фармацевтический вестник. 2007. № 40. С. 16-17.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Функции кожи: защитная, иммунная, рецепторная, терморегулирующая, обменная, резорбционная, секреторная, экскреторная и дыхательная. Слои кожи: эпидермис, дерма и подкожно-жировая клетчатка. Анализаторы болевой, температурной и тактильной чувствительности.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2013

    Значение кожи для жизнедеятельности организма. Ее основные функции, причины заболевания. Рацион питания подростка. Гигиенические требования по уходу за кожей детей подросткового возраста. Средства личной гигиены. Варианты очистки рук от бактерий.

    презентация , добавлен 08.12.2015

    Значение кожи для жизнедеятельности организма. Ее строение и функции. Особенности анатомического и гистологического строения детской кожи. Гигиенические требования к уходу за кожей. Особенности развития эпидермиса. Основные функции пигментных клеток.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2010

    Кожа человека, зависимость ее состояния от возраста, питания и образа жизни. Функции и строение кожи. Компоненты соединительнотканной части кожи у детей и взрослых. Атрофические процессы, происходящие в эластических волокнах дермы у пожилых и стариков.

    презентация , добавлен 24.01.2016

    Развитие кожи во внутриутробном периоде, ее основные функции и свойства у детей. Особенности функционирования потовых и сальных желез. Нарастание подкожно-жировой клетчатки в течение первого года жизни ребенка. Порядок осмотра кожных складок и покровов.

    презентация , добавлен 02.04.2014

    Внешнее описание кожи, ее функции, гистология, нервный аппарат, производные, кровеносные и лимфатические сосуды, соединительная ткань и физиология. Поверхность кожи у взрослого человека. Подкожная жировая клетчатка. Эккриновые и апокриновые железы.

    презентация , добавлен 23.03.2014

    Описание кожи - наружного покрова тела, представляющего собой сравнительно тонкую, но очень прочную эластичную оболочку. Структура эпидермиса и дермы. Функция секреции, терморегуляции и обмена кожи. Виды потовых желез. Особенности функций кожи у детей.

    презентация , добавлен 25.04.2015

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Строение и функции кожи, тест на определение ее типа. Причины сухости кожи. Правила постановки диагноза. Уход за сухой кожей, описание процедур. Защита в зимний период. Преждевременное старение кожи: причины, профилактика. Правильное питание и маски.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2013

    Состояние кожи, ее возрастные особенности и косметические недостатки. Дезинфекция и подсушивание жирной кожи. Косметические процедуры, применяемые для ухода за кожей различных типов. Паровые ванны для жирной кожи. Удаление пигментации и веснушек.