Самые странные ограничения прав женщин, действующие в разных странах мира. Самые странные ограничения в мире прав женщин

Слава Богу, что я родилась ни в одной из этих стран...

Хотя и в нашей стране много недостатков, но...


Древнегреческий мудрец Фалес Милетский каждое утро трижды благодарил богов:

за то, что они его создали человеком, а не животным;

эллином, а не варваром;

мужчиной, а не женщиной...

И хоть с тех пор времена изменились, на земле осталось еще немало стран, где женщины не имеют равных с мужчинами прав и продолжают испытывать вековое угнетение, изоляцию, унижение и дискриминацию.

По заказу Международного агентства Reuters экспертами был составлен список стран, где женщинам живется хуже всего.

Афганистан

По общему мнению экспертов, афганские женщины живут в самых тяжелых условиях и их права менее всего защищены, чем права женщин в каких-либо других странах. В среднем, афганская женщина доживает до 45 лет. Подавляющее большинство женщин безграмотны. Каждые полчаса одна женщина в стране умирает при родах. Домашнее насилие распространено настолько, что 87% женщин признают, что страдают от него. Афганистан - единственная страна, где уровень самоубийств женщин выше, чем уровень самоубийств мужчин.

Демократическая Республика Конго


Постоянные войны, бушующие в этом регионе, привели к тому, что женщины постоянно находятся на линии фронта. Изнасилования настолько часты и жестоки, что следователи ООН называют их беспрецедентными. Многие жертвы погибают, другие заражаются ВИЧ и остаются одни со своими детьми. Не имея ни денег, ни транспорта, ни связей, они не могут спастись.

Пакистан


В племенных пограничных районах Пакистана женщины подвергаются групповым изнасилованиям в качестве наказания за преступления мужчин. Но еще более распространены убийства «чести» и новая волна религиозного экстремизма, нацеленная на женщин-политиков, работников организаций по защите прав человека и юристов.

Индия


Несмотря на бурно развивающуюся экономику, положение женщин в Индии пока оставляет желать лучшего. В Индии издревле существует обычай убийства новорожденных девочек, появившихся на свет раньше наследника мужского пола. Контрацепция в бедных семьях не распространена, поэтому женщины продолжают рожать до тех пор, пока не появится наследник. Девочка же с самого рождения считается принадлежащей семье будущего мужа и причиной неимоверных расходов, и обращаются с ней соответственно.

Ирак

Смена режима Саддама Хусейна, последовавшая после вторжения США, помимо демократии принесла стране множество проблем: уровень грамотности, когда-то высший среди арабских стран, опустился до низшей отметки, потому что семьи боятся отправлять девочек в школу, опасаясь, что их могут похитить и изнасиловать. Женщины, которые раньше работали, сидят дома. Более миллиона женщин были выселены из своих домов, и миллионы не в состоянии заработать себе на пропитание.

Непал


Ранние браки и роды истощают плохо питающихся женщин страны, и одна из 24 погибает во время беременности или при родах. Не выданные замуж дочери могут быть проданы еще до достижения совершеннолетия. Если вдова получает прозвище «бокши», что означает «ведьма», она сталкивается с крайне жестоким обращением и дискриминацией.

Судан

Несмотря на то что женщины Судана получили кое-какие улучшения благодаря реформистским законам, положение женщин Дарфура (запад Судана) только ухудшилось. Похищения, изнасилования и насильственные выселения, происходящие с 2003 г., разрушили жизни более миллиона женщин.

Саудовская Аравия


В богатой нефтью Саудовской Аравии с женщинами обращаются как с пожизненными иждивенцами под попечительством родственника мужчины. Лишенные права водить машину или публично общаться с мужчинами, они ведут строго ограниченную жизнь, страдая от суровых наказаний.

Мали

Среди других стран, в которых жизнь женщин значительно хуже жизни мужчин, числится Мали, одна из беднейших стран мира.

Сомали


Постоянные беспорядки и слабость государственного режима поставили женщин Сомали, которые традиционно считались оплотом семьи, под удар. В расколовшемся обществе женщины подвергаются ежедневным изнасилованиям, страдают от угрожающе плохого ухода в период беременности и подвергаются нападениям вооруженных бандитов.

В современном мире одной из наиболее актуальных в политической, экономической, социальной жизни общества является проблема равенства и неравенства полов. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года гласит:«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Однако женщины сегодня составляют одну из уязвимых категорий общества, нуждающуюся в международной и внутригосударственной защите. Насколько же реально воплощенными являются права женщин в современном мире?

Несомненно, в прошлом веке был совершен огромный скачок вперед в борьбе за права женщин. Во многих странах женщины добились права избирать и быть избранными в органы власти, получили экономическую и социальную независимость, немыслимую 100 лет назад. В ряде стран были приняты законы, установившие запрет на дискриминацию по признаку пола.

Однако практически повсюду в мире по-прежнему сохраняется огромная пропасть между социальным и экономическим положением женщин и мужчин, женщины остаются наиболее уязвимыми в различных жизненных ситуациях.

Так, именно женщины составляют большую часть беднейшего населения планеты, среди них наиболее распространена безграмотность. Рабочий день женщины зачастую более длительный, чем день мужчины (в некоторых странах Азии и Африки на 13 часов), при этом заработная плата женщин меньше. По данным ЮНИСЕФ, каждый год более 1 млн. девочек умирает в младенчестве только потому, что они родились женщиной. Во многих странах женщины не обладают равными юридическими правами с мужчинами, и в полицейских участках, и в залах судебных заседаний с ними обращаются не должным образом. Женщин продают и покупают в ходе официально не признанной, но реально существующей международной работорговли в домашних и сексуальных целях. Ужасающие формы приобретает насилие в семье в разных странах. Как правило, женщины составляют большую часть всех беженцев и перемещенных лиц по время вооруженных конфликтов.

Осознание масштабов этих проблем крайне важно для решения ситуации на внутригосударственном уровне. Такое положение дел нередко является результатом распространенной дискриминации в семье, в обществе, на работе. Дискриминация по отношению к женщинам сохраняется благодаря наличию стереотипов сознания (как у мужчин, так и у самих женщин), мифов, культурных обычаев и представлений, ущемляющих женщину (см. более подробно в разделе – кабинет психолога)

Безусловно, международное сообщество выражает озабоченность таким положением дел. В настоящее время разработаны и действуют международные стандарты, закрепляющие права женщин. Важнейшими из них являются: Устав ООН, утвердивший принцип равенства прав женщин и мужчин, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие.

В 1993 году на Всемирной конференции ООН по правам человека была принята Венская декларация и Программа действий. В этих документах было провозглашено, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека в целом и подчеркнута необходимость искоренения насилия в отношении женщин в публичной и частной жизни. А IV Всемирный конгресс женщин, собравшийся в 1995 году в Пекине (189 стран) принял ещё 2 документа - Пекинскую декларацию и Платформу действий. Государства взяли на себя обязательства обеспечивать женщинам и девочкам возможность полностью пользоваться всеми правами человека, принимать все необходимые меры по ликвидации всех форм дискриминации.

Полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества. В различных договорах по правам человека содержатся требования к государствам-участникам о соблюдении закрепленных в этих договорах, прав без какой бы то ни было дискриминации, в том числе по признаку пола. В частности такое положение предусмотрено в статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, а в статье 3 содержится дополнительное требование, предусматривающее, что государства-участники должны обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Еще одним правовым документом, в котором рассматриваются права женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята ООН в 1979 году и вступила в силу в 1981 году. Конвенция расширяет положения других международных правовых актов, направленных на прекращение дискриминации в отношении женщин. Дает определение самому понятию «дискриминация в отношении женщин» (ст.1) - любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной и любой другой области.

Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Контролирует реализацию данной Конвенции специально созданный Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 23 эксперта, собираются 2 раза в год и изучают положение женщин в разных странах по средством анализа докладов государств-участников).

10 декабря 1999 года был открыт для подписания Факультативный протокол к Конвенции, в котором была предложена процедура для рассмотрения Комитетом индивидуальных или межгосударственных жалоб. Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию и Факультативный протокол к ней.

Всемирный экономический форум ежегодно публикует рейтинг стран по гендерному неравенству. В 2013 году Саудовская Аравия оказалась десятой с конца, за ней идут Мали, Марокко, Иран, Кот-д"Ивуар, Мавритания

Индекс гендерного разрыва по версии Всемирного экономического форума-2013. Самое большое правовое неравенство между мужчиной и женщиной существует в странах, обозначенных красным и оранжевым цветами

Женщины Саудовской Аравии сели за руль в знак протеста против отказа властей выдавать им водительские права. Таким образом, они бросили вызов не только давним ограничениям, но и всей системе законов, основанной на гендерных признаках. Саудовская Аравия считается самой жёсткой в этом смысле страной.

Однако, согласно одному исследованию, в мире есть несколько стран, где права женщин ущемляются едва ли не больше, чем в Саудовской Аравии.

Всемирный экономический форум, ежегодно публикует рейтинг стран по половому неравенству. В 2013 году Саудовская Аравия оказалась десятой с конца, за ней идут Мали, Марокко, Иран, Кот-д’Ивуар, Мавритания, Сирия, Чад, Пакистан и Йемен. Ущемление прав женщин не ограничивается Северной и Западной Африкой или Ближним Востоком, хотя именно оттуда мы слышим подобные истории наиболее часто.

«Большое количество очень серьёзных проблем в этой сфере исходит из давно существующих правовых систем», — говорит Ротна Бегум, исследователь прав женщин Ближнего Востока и Северной Африки от независимой организации «Хьюман Райтс Вотч».

Однако она также считает, что некая «модернизация» всё-таки происходит, особенно это касается Саудовской Аравии.

Ниже вы найдёте девять наиболее странных ограничений женских, действующих прав в разных уголках мира, от Азии до Латинской Америки.

1. Индия: Правила безопасности на дорогах не относятся к женщинам

В некоторых районах Индии правила безопасности на дорогах не распространяются на женщин. Например, женщины не обязаны надевать шлем при передвижении на мотоцикле, это допущение стоит тысячи жизней каждый год. Защитники прав женщин утверждают, что это происходит из-за обесцененности женской жизни. Защитники же закона упирают на то, что просто заботятся о причёске и макияже.

2. Йемен: Женщина не считается полноценным свидетелем

По докладу правозащитной организации «Фридом Хаус», согласно политике юридического свидетельствования Йемена, женщина не может считаться полноценным свидетелем в суде. К свидетельским показаниям женщины вообще не относятся серьёзно, если они не подтверждены показаниями мужчины или не касаются места или ситуации, где мужчины быть не может. Также женщина вообще не имеет права свидетельствовать в случаях супружеской измены, клеветы, кражи или гомосексуализма.

3. Саудовская Аравия и Ватикан: Женщины всё ещё не могут голосовать

Как ни удивительно, но это действительно так, хотя королевский декрет 2011 года всё же разрешает женщинам голосовать на предстоящих выборах в 2015 году в Саудовской Аравии. Ватикан единственная такая же страна, где голосовать могут только мужчины.

4. Эквадор: Аборт запрещён всем, кроме «идиотов»

Эквадор – страна, где аборты долгое время были вне закона для всех, кроме «идиотов» и «сумасшедших». Сегодня политики заменили эти термины на более корректный – «психически нездоровый», но это не изменит нелегального статуса аборта и того факта, что закон часто используется для криминализации такой операции.

5. Саудовская Аравия и Марокко: Жертвы насилия сами могут быть обвинены в преступлениях

Очень многие страны не защищают жертв насилия, но некоторые идут ещё дальше – наказывают женщин за то, что те покинули дом без мужского сопровождения, за нахождение наедине с мужчиной, не являющимся родственником, или за последующую беременность. Самый печально известный случай – дело «девушки из Эль-Катифа» в Саудовской Аравии, но и недавнее самоубийство в Марокко тоже наделало шуму – 16-летняя Амина Филали наложила на себя руки после того, как суд приказал ей выйти замуж за своего насильника, поскольку законодательство этой страны снимает все обвинения в изнасиловании, если стороны женятся.

6. Йемен: Женщина не может покидать дом без разрешения мужа

Однако в Йемене, где всё ещё действует этот закон, есть и некоторые исключения. Например, если женщина должна уходить, чтобы заботиться о своих больных родителях.

7. Саудовская Аравия: Женщины не могут водить машину

Однако, есть и хорошие новости. В докладе Всемирного экономического форума говорится о том, что на Ближнем Востоке всё-таки есть продвижение вперёд относительно прав женщин и есть перспективы для дальнейших изменений.

Женщины Саудовской Аравии высокообразованны и компетентны, они не хотят оставаться в тени.

В 1940 году основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна сказал:
«Ни одна нация не поднимется на вершину славы, если ваши женщины не будут рядом с вами. Мы - жертвы пагубных привычек. Это преступление против человечности - то, что наши женщины заключены в четырех стенах как узницы. Нигде не сказано, что они должны жить в таких плачевных условиях».

Спустя семьдесят лет участь мусульманских женщин во всем мире едва ли улучшилась. И первый шаг к решению любой проблемы - это ее признание.

Согласно докладу Всемирного Экономического Форума «Глобальный гендерный разрыв - 2013», в мусульманских странах существует огромный разрыв между мужчинами и женщинами в таких ключевых областях, как здравоохранение, образование, экономика и политика. Ни одна мусульманская страна не попала в десятку стран с наивысшим индексом гендерного равенства. Напротив, 9 из 10 стран, замыкающих рейтинг, - это страны мусульманского мира.

Эти низкие показатели вряд ли можно объяснить уровнем доходов: 8 мусульманских наций из 10 с наибольшей степенью гендерного неравенства относятся к странам с высокими доходами. Несмотря на колоссальные богатства, такие страны как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, так и не смогли решить проблему гендерного разрыва. Регион Ближнего Востока и Северной Африки, где практически полностью преобладают мусульманские государства, занимает последнее место, его опережают менее состоятельные страны субсахарской Африки.

Тем не менее, ситуация не безнадежна. По данным Всемирного Банка, гендерный разрыв в БВСА постепенно сокращается. Сегодня здесь в университетах можно встретить больше женщин, чем мужчин, а женская смертность во время родов ниже среднемировых показателей.

Но несмотря на прогресс в образовании и здравоохранении, женщины не имеют достаточно широких возможностей в экономической и политической жизни. Они составляют лишь четвертую часть рынка рабочей силы, тогда как в остальных странах доля женского участия на рынке труда составляет около пятидесяти процентов.

В Саудовской Аравии, Египте и Иордании по показателю занятости молодежи безработица среди женщин в два раза выше безработицы среди мужчин. Несмотря на то, что женщины имеют широкие возможности в образовании, у них очень мало шансов начать карьеру по избранной специальности. Кроме того, женщинам принадлежит только 9% мест в парламенте.

Бывший президент США Джимми Картер обвиняет в женском бесправии духовенство, как христианское, так и мусульманское. Но, бесспорно, это не единственный фактор, хотя действия или бездействие религиозных лидеров и групп действительно этому способствует.

Во всем мусульманском мире происламские деятели, секуляристы, националисты и социалисты (сознательно или соблюдая политику невмешательства) пренебрегают женским образованием, а это, вероятно, и есть важнейший фактор женского бесправия.

Конечно, упрекать можно многих, но показать пальцем мало, чтобы решить проблему. Между тем, и секуляристам, и происламским силам ничто не мешает использовать священные тексты ислама, чтобы исправить эту, без сомнения, вопиющую для всего мусульманского мира проблему.

Ислам и равенство полов

Ислам за равенство полов, несмотря на существование отдельных текстов, которые ошибочно трактуют как указание на подчиненную роль женщины в исламе. Так, 1 аят 4 суры Корана гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему...»

Этот аят, а также аяты 7:189 и 42:11 однозначно утверждают, что мужчина и женщина имеют одинаковую духовную природу и созданы из единой души (нафсин вахида), и наша пара (азвайа) - это часть нас самих (мин анфусикум).

Коран гласит, что «от божественного духа» были наделены оба пола, потому что оба были созданы с одной человеческой и духовной природой:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Коран, 15:29).

Мужчина и женщина имеют одинаковый дух, поэтому естественно, что Коран возлагает на них одинаковые религиозные и моральные обязанности. В Коране сказано:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (Коран, 3:195) ;

«А если кто сделает что-нибудь благое - будь то мужчина или женщина, и он при этом верующий, - то эти войдут в рай и не будут обижены и на бороздку финиковой косточки» (Коран, 4:124) ;

«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Коран, 33:35) .

Эти повторяющиеся обращения отдельно к мужчинам и женщинам, сегодня, возможно, не выглядят необычно, но в то время это была радикально прогрессивная идея и она впервые была явлена в Коране.

Зачем это специальное обращение к женскому полу? Чтобы сообщить патриархальным обществам, в которых проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что исполнение грандиозного замысла ислама требует одинаково справедливого отношения к мужчинам и женщинам.

Передают, что второй халиф ислама Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Клянусь Аллахом, мы не привыкли думать, что женщина что-то имеет, пока Аллах ни явил нам это в Коране, и ни наделил их тем, чем наделил».

Эти слова показывают, что послание Корана вносило кардинальные изменения в гендерные нормы арабов VI-VII веков.

Послание Корана имело радикальный преобразующий характер в плане равенства полов, по крайней мере, для первого поколения мусульман.

Первым человеком, уверовавшим в послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), была женщина - его первая жена Хадиджа. Первым мучеником за ислам тоже стала женщина, Сумайя. Две жены Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Аиша и Умм Салама, были в числе величайших передатчиков хадисов. Многие сегодняшние мусульманские ритуалы дошли до нас благодаря сообщениям этих двух великих женщин.

Первое в мире высшее учебное заведение из действующих в наши дни - университет Карауин в Фесе, Марокко, также был основан женщиной по имени Фатима аль-Фихри.

Асма Афсаруддин в своей книге «Первые мусульмане: история и память» ((Asma Afsaruddin, The First Muslims: History and Memory) отмечает, что еще одна сподвижница Пророка (мир ему и благословение) Нусайба бин Кааб была известна своими военными навыками, участвовала в битвах при Ухуде, Хайбаре, Хунайне и Ямаме, а также она присутствовала в Худайбийе при подписании мирного договора.

Известно, что сражаясь при Ухуде она была несколько раз ранена, защищая Пророка (мир ему и благословение). Восхваляя ее храбрость, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал, что в тот день на поле брани ей не было равных среди мужчин и женщин.

Самое священное для мусульман место на земле - Мекка - было основано женой Ибрагима (Авраама), Хаджар. Ее вера и усердие были столь же выдающимися, что и у ее прославленного мужа. Она оказалась одна в пустыне без воды, еды и крыши над головой, но с маленьким ребенком. Она договорилась с племенем Джурхум, которое хотело поселиться рядом с колодцем Зам-зам. Хаджар проявила глубокую веру, бесстрашие и независимость.

Эти примеры из ранней истории ислама показывают, что женщины участвовали во всех сферах жизни общества. Они не были исключены из общественной жизни, хотя принадлежали к культуре, которая, до прихода ислама, относилась к женщинам довольно враждебно.

Что же случилось потом?

С течением времени роль, которую мусульманские женщины приобрели в обществе, стала тускнеть под сильным влиянием местных культур, на которые распространился ислам. Кроме того, несмотря на влиятельность таких женщин как Аиша и Умм Салама, среди исламских ученых все равно преобладали мужчины - хотя были редкие исключения, например, жившая в VIII веке Рабия аль-Басри.

Мнение о месте женщины стало все дальше уходить от эгалитарных взглядов, изложенных в Коране, по которым жил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Многие современные исламские ученые утверждают, что то, что часто воспринимается как религиозная заповедь, на самом деле является историческим наследием и продуктом мужской субъективности, и мусульманское общество в этом смысле не исключение.

Неоднозначные трактовки

Многие мусульмане, чаще по незнанию, приводят в доказательство превосходства мужчин 34 аят 4 суры Корана. Однако в своей книге «Равенство полов в исламе» доктор Джамал Бадави (Jamal Badawi, Gender Equity in Islam) пишет:

«В Коране нигде не утверждается, что один пол превосходит другой. Некоторые ошибочно переводят „кивама“ (Коран, 4:34) как „превосходство“, тогда как на самом деле оно подразумевает более высокую степень ответственности».

Вышеупомянутый аят 34 суры «ан-Ниса» гласит:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» .

В этом аяте возникает вопрос по поводу слова «кавамуна», которое имеет разные, противоречивые значения. Ат-Табари, живший всего через двести лет после Пророка (мир ему и благословение), объяснял отношения «кивама» как необходимое условие, позволяющее мужчине заботиться о социально-экономических потребностях жены. Поэтому обобщение этого понятия до «врожденного превосходства» мужчины над женщиной неуместно.

В Коране слово «кавамун» использовано три раза, и во всех трех случаях оно сочетается с идеей справедливости. Таким образом, «кавамун» дает мужу ограниченное определенными условиями право взять на себя руководство семьей в том случае, если он будет выполнять эту обязанность справедливо и добросовестно.

Хиджаб как камень преткновения

Необъяснимую одержимость как у консервативных мусульман, так и у многих немусульман (и правых, и левых) вызывает такая простая вещь, как платок на голове у женщины.

Консерваторы используют хиджаб (этот самый платок) как лакмусовую бумажку для определения благочестия женщины. Многие немусульмане считают его символом угнетения.

Аят Корана называет хиджаб признаком женской скромности и начинается с увещевания мужчин:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы...» (Коран, 24:30).

Тем не менее, некоторые мужчины пренебрегают этими правилами и в довершение проблемы бесстыдно обвиняют женщин, хотя сами являются жертвами мужской нескромности.

Как и все другие аспекты ислама, хиджаб - это право женщины, с помощью которого она идентифицирует себя и выражает свою преданность Всевышнему. Это касается только Ее и Бога. Принуждать носить или не носить хиджаб недопустимо.

Самое важное в том, что касается соблюдения прав и расширения возможностей женщин, - это осознать, что им нужно дать полную свободу и возможность выбирать свой путь в жизни - без страха, запугиваний и принуждения со стороны религиозных фанатиков или ярых противников религии.

Позиция ислама

Цель ислама - углубление отношений верующих с Богом. Социальные нормы - это средства приближения к Аллаху. Пытаясь углубить эти отношения, верующие должны стремиться устранить все духовные препятствия, стоящие у них на пути. Всевышний говорит:

«Я не погублю деяния, совершенные любым из вас, будь то мужчина или женщина» (Коран, 3:195).

«А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай...» (Коран, 4:124).

Таким образом, с точки зрения Корана, пол не преграждает путь для духовных поисков. Тогда что дает мужчинам право чинить женщинам препятствия, если Бог не возлагает на них этого дополнительного бремени?

Чтобы двигаться вперед, нужны равные условия, необходимо, по возможности, перестроить свои умы и сердца или принять решительные меры на государственном уровне, если отжившие культурные нормы не сдают позиций.

Страны и компании могут конкурировать только тогда, если они будут развивать, привлекать и сохранять лучшие таланты, и мужчин и женщин.

Решительные действия требуются не только от правительств, но и от корпораций, гражданского общества и СМИ.

Соблюдение прав женщин - это мечта женщин и забота мужчин.

Они дрались зонтиками, обсыпали политиков мукой, носили в сумочках молотки и не боялись сесть в тюрьму. Помогло ли это женщинам добиться цели? Да. Но нескоро.

Принято считать, что суфражизм (от англ. suffrage - «избирательное право») зародился в конце XIX века в Великобритании и Соединенных Штатах. Но если вспомнить, что слово suffrage ровно так же переводится и с французского языка, то можно обратиться к временам Французской революции, когда в 1791 году появился первый по сути феминистский манифест «Декларация прав женщины и гражданки». Автор его, журналистка и писательница Олимпия де Гуж, также призывала к замене церковного брака гражданским и законному праву на развод. Ее слова «женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну» оказались пророческими. Восторженно принятая ею поначалу революция предоставила де Гуж «право на эшафот».

В 1795 году француженкам и вовсе запретили появляться на любого рода политических собраниях. А взошедший в 1804 году на трон Наполеон издал указ, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у отца или мужа.

Вернемся в Англию XIX века, где движение за женское равноправие заявило о себе в полный голос. Основным документом феминисток стала работа английского философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин» (1869 год), где он утверждал: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна». С этим были согласны все. В остальном же в движении возникли разногласия. Национальный союз феминисток и Женская либеральная федерация, в которую входили женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, признавали только мирные методы борьбы. Представители левого крыла - и Женская лига свободы, и Национальный женский социальный и политический союз, основанный в 1903 году Эммелин Панкхерст, - были настроены значительно более радикально.

Первая акция союза датируется 20 октября 1905 года, когда Кристабел Панкхерст (дочь Эммелин) и Анни Кенни ворвались на собрание либеральной партии. «Меня схватил полицейский, - вспоминала Кристабел. - Я думала, как из этого сделать судебное разбирательство, тюремное заключение. Просто за то, что я сорвала заседание, меня не посадят. Я должна оскорбить полицейского. Но как это сделать?.. Я не могу его ударить, мои руки заломлены назад. Я не могу даже наступить ему на ногу... Я решила плюнуть...» Женщины выходили на демонстрации и вставали в пикеты, устраивали сидячие забастовки на рельсах, приковывали себя к оградам и нанимали дирижабли, чтобы на Лондон обрушился дождь листовок. Их сажали в тюрьмы, а они объявляли голодовки, их кормили насильно, а они выходили и снова боролись за свои права.

Для начала были устроены пышные похороны билля. Тысячи плакальщиц в траурных нарядах, крича и стеная, шли по центральным улицам за тележкой, в которой лежал облаченный в саван «билль». В избирательные урны опрокидывались пузырьки с кислотой, в почтовые ящики засовывались тлеющие тряпки

Тактика принесла определенные плоды: в 1907 году в парламенте был образован специальный комитет, который затем ежегодно предлагал закон о предоставлении женщинам права голоса. И каждый год этот закон благополучно отклонялся. В 1910 году к власти пришли либералы, и у суфражеток, как их тоже называли, вновь появилась надежда. Но одобренный в палате общин билль, в котором предлагалось предоставить право голоса женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом, правительство «положило на полку» - до лучших времен. Что ж, война так война, решили дамы.

Для начала были устроены пышные похороны билля. Тысячи плакальщиц в траурных нарядах, крича и стеная, шли по центральным улицам за тележкой, в которой лежал облаченный в саван «билль». В избирательные урны опрокидывались пузырьки с кислотой, в почтовые ящики засовывались тлеющие тряпки. 1 марта 1912 года в условленное время неспешно прогуливающиеся по центральным улицам дамы достали из сумочек молотки и булыжники и расколотили вдребезги все витрины. Заодно пострадала крыша оранжереи, где выращивались редкие сорта орхидей. Газеты тогда писали, что всего было разбито около 400 витрин, ущерб исчислялся примерно £5000, арестовали более сотни суфражеток, некоторых оштрафовали, другие провели в тюрьме от недели до двух месяцев. В заключении они продолжали борьбу - устраивали голодовки и вербовали новых сторонниц.

В том же году была организована серия поджогов - гольф-клубов, почтовых отделений, железнодорожных станций. Без всякого пиетета относились женщины и к представителям закона, пытавшихся их утихомирить, - лупили полицейских сумками, зонтами и всем, что попадалось под руку. Дошло до того, что разгуливающие с сумочками и зонтиками дамы стали вызывать большее подозрение, чем самого затрапезного вида бродяги.

Действительно, внешняя респектабельность перестала быть залогом законопослушного поведения. Приверженки идеи и сочувствующие им, руша стереотип об активистке в мешковатой мужской одежде, стремились, чтоб их образ привлекал и радовал глаз - особенно когда дело касалось акций, парадов, шествий. В 1908 году Эммелин Панкхерст разработала цветовую гамму движения: фиолетовый, обозначавший преданность и достоинство, белый, символизирующий чистоту, и зеленый - надежду.

Ее дочь, Сильвия Панкхерст, воспитанница Королевского художественного колледжа, разработала фирменные знаки. Триколор немедленно украсил женские шляпки, сумочки, пряжки на туфлях, броши, которые на ура расходились в крупных универмагах. Лучшими модельерами шились белые платья с отделкой фиолетовым и зеленым. Одна из старейших фирм, Mappin & Webb, в 1908 году выпустила каталог ювелирных изделий, в которых сочетались, в частности, изумруд, лунный камень и аметист. Коллекция была буквально сметена суфражетками и их поклонницами. Не возбранялось также определенное сочетание полудрагоценных камней или финифть. Носившие «знаки отличия» легко узнавали друг друга в толпе и чувствовали свою причастность к лучшим представительницам человечества. Так что часто борьба за идею начиналась с посещения магазина и желания следовать моде. Суфражизм стал престижен.

Их побаивались - полицейские, чиновники, торговцы и особенно политики. Даже «бездушный пьяный мужлан» Уинстон Черчилль (тогда - Первый лорд Адмиралтейства) был вынужден завести телохранителей - суфражистки пригрозили похитить его сына. До похищения дело не дошло, но вот зонтом не испытывающему особого пиетета к воинственным амазонкам политику досталось: в Бристоле на будущего премьер-министра напала суфражистка Тереза Гарнет и с криком: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!» - врезала что есть силы.

Постоянной травле подвергался и тогдашний премьер-министр Герберт Генри Асквит. В его доме били стекла, колотили по ночам в дверь, наклеивали на нее скандальные плакаты. Однажды суфражистки-велосипедистки напали на самого Асквита - они остановили его автомобиль, а сидевших в нем людей обсыпали мукой.

6000 соратниц Дэвисон промаршировали мимо Букингемского дворца к церкви Святого Георгия в Блумсбери, где состоялось отпевание. На пурпурных знаменах были написаны последние слова Жанны д"Арк: «Продолжай сражаться - и Бог дарует тебе победу»

С членом правительства Дэвидом Ллойдом Джорджем поступили жестче: в его новый дом в графстве Суррей подложили бомбу. Сделала это неустрашимая Эмили Дэвисон, за свою «карьеру» активистки успевшая девять раз отсидеть в тюрьме.

Позже Эмили стала символом движения, погибнув на дерби в Эпсоме под копытами королевской лошади. Зачем 40-летняя женщина кинулась наперерез коню, доподлинно неизвестно. Есть версия, что она хотела прицепить к сбруе флаг суфражисток с девизом «Право голоса - женщинам».

Происшествие не потрясло основ, но было воспринято монаршей семьей как досадное недоразумение. Вернувшись со скачек, король Георг V записал в дневнике, что те оказались «сплошным разочарованием», а королева Мария послала жокею Герберту Джонсу пожелания побыстрее оправиться от ущерба, нанесенного «жестокой лунатичкой». Зато, по свидетельству очевидцев, в день похорон Эмили «весь Лондон затаил дыхание». 6000 соратниц Дэвисон промаршировали мимо Букингемского дворца к церкви Святого Георгия в Блумсбери, где состоялось отпевание. На пурпурных знаменах были изображены последние слова Жанны д"Арк: «Продолжай сражаться - и Бог дарует тебе победу».

Противостояние казалось бы бесконечным и бесполезным, но во всем мире дело потихонечку сдвигалось с мертвой точки. Еще до начала активных действий в Англии, в 1893 году, избирательное право получили женщины Новой Зеландии. В 1902 году подтянулась Австралия. В британском парламенте закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет был принят после окончания Первой мировой войны. А полной победы (для всех женщин, независимо от социального положения и дохода) британки добились в 1928 году. Этот год одновременно стал и последним годом жизни Эммелин Панкхерст. Журнал «Тайм» включил ее в список ста самых выдающихся людей ХХ века: «Она создала образ женщины нашего времени, перенеся общество в новое измерение, откуда нет возврата».

В победе, несомненно, сыграло роль и то, что этим отчаянным женщинам удавалось убедить в своем праве и правоте все больше мужчин - политиков, аристократов и простых людей. Так, жокей Герберт Джонс, бросивший после трагической истории в Эпсоне скачки, неожиданно появился на похоронах главы Женского социально-политического союза с венком, где было написано: «В память миссис Панкхерст и мисс Эмили Дэвисон».