Эскимосы все об их инструментах. Национальная традиционная одежда чукчей. Эскимосы в Канаде

Это коренной народ проживающий на гренландских и канадских землях, а также на Аляске и Чукотке. В зависимости от территории проживания язык на котором разговаривают отличается, это может быть английский, датский, русский и конечно же их родной, эскимосский.

Народ эскимосы

Численность

По последним данным переписи населения насчитывалось около 170 тысяч эскимосов. Народность проживает в таких странах и населенных пунктах:

  • США — 56 тыс (Аляска, Калифорния, Вашингтон);
  • Канада — 50,5 тыс (Нунавут, Квебек, Лабрадор, Ньюфаунленд и Северно-Западные территории);
  • Гренландия — 50 тыс;
  • Дания — 18,5 тыс;
  • Россия — 1,7 тыс (Чукотка, Магадан).

Языковая принадлежность

Эскимосский язык принадлежит к эскимосско-алеутской семье эскимосской ветки, которая объединяет более 20 самостоятельных языков. Эскимосы бывают:

  • сибирские;
  • канадские;
  • лабрадорские;
  • гренландские.

В некоторых случаях их обозначают просто: азиатские (калааллит) и американские (инуиты). А вот первых делят на восточных, западных и северных.

В Канаде, Гренландии и на Аляске распространен инуитский язык (инупик). На Чукотке и Аляске применяются юпикские языки (центральный и сибирский юпик, алутиик или сугпиак). Канадские эскимосы, в отличие от иных имеют свою письменность (канадское слоговое письмо). Выделяют 3 основных диалекта:

  • чаплинский или цeнтрально-сибирский (письменность и литература принята на этой разновидности языка);
  • науканский;
  • сиренекский (мертвый язык).

Но больше всего среди эскимосов пользуется спросом русский язык.

Описание народа

Эскимосы небольшие ростом, ниже всех гренландские и лабрадорские. Помимо этого голова для их роста достаточно большая. Характерна темная кожа и волосы. Нос имеет приплющенную форму. Глаза темные и узковатые, но с чётким выраженным взглядом. Губы толстые.

Происхождение

Так как народ является коренным то возникает много споров о происхождении этноса. Некоторые исследователи предполагают, что на процесс формирования народности повлияли индийские племена абенаки и атабаски. Само же название народа «эскимосы» переводится, как «тот, кто ест сырую рыбу». К родственным народам, общинам и племенам относятся:

  • алеуты;
  • коряки;
  • алюторцы;
  • ительмены;
  • кереки.

Религия

Эскимосы разнообразны в своих верованиях, кто-то поддерживает атеизм, а кто-то православие или протестантство, другие остались верны шаманизму и анимизму. В настоящее время христианство самое популярное направление. Хотя каждый эскимос верит в одушевленность и повсюду видят духов, а шаманы выступают в роли народных лекарей или целителей.

Кухня

Для них кровь животных — диетическое блюдо. Также эскимосы уверены, что употребляют только полезную пищу.

В эскимосской кухне можно найти довольно странные блюда:

  • игунак (протухшее мясо моржей);
  • мактак (сало с кожей кита в замороженном виде);
  • акутак (морженное из жира с добавлением ягод, рыбы и других продуктов).

Помимо этого едят оленину, рыбьи головы и другую пищу, характерную для северных народов.

Жилище

Эскимосы строят очень интересные дома под названием иглу. Они имеют форму купола и построенные со снеговых блоков. Сюда же прорезают или прорывают ход, а утепляют дом с помощью шкур и меха животных.

Одежда

Эскимосы изначально носили кухлянки, которые шили из птичьих шкурок, сами же перья выворачивали внутрь. Для того, чтобы одежда не промокала стали использовать рыбьи кишки (наверное именно эскимосы заложили идею создания дождевиков). Обувь этого народа называется унты (меховые сапоги), кстати, именно эта обувь в последние годы стала очень популярна во многих странах.

Традиции

Эскимосы еще в раннем возрасте договариваются о браках своих детей. Практикуется обмен женами, только как знак дружбы между семьями. К женщинам мужчины относятся бережно и трепетно.

Мужская парка из птичьих шкурок, подшитая мехом белька

Парка с капюшоном-мешком для ребёнка

Плащ из кишечных полос с перелиной

Парка с капюшоном-мешком особой формы для ребёнка

Зимний женский комбинезон

Женская камлея из ткани

Эскимосы носили одежду прямого покроя из оленьих и тюленьих шкур (вплоть до XIX в. также из птичьих шкурок.). На год требовалось несколько комплектов одежды. Ее изготовлением занимались женщины. Шкуры скоблили, снимали шерсть и мездру, дубили кашицей из оленьей печени. Нерпичьи шкуры, применявшиеся для изготовления обуви, размягчали зубами. Традиционную одежду отделывали вышивкой или аппликацией кусочками меха.
Европейская одежда получает все большее распространение у жителей Чукотки, однако национальная меховая одежда является незаменимой в суровых климатических условиях. Она необходима в оленеводческих бригадах, на охоте, при длительных переездах по тундре. Поэтому традиция шить одежду и другие предметы быта из меха и кожи и украшать их, используя старинные приемы декорирования, живет в современном искусстве чукчей и эскимосов. Женщины старшего поколения шьют кухлянки, украшенные меховой мозаикой, головные уборы и зимние торбаса из камусов и летние из мандарки, светлой и темной или окрашенной в охристый цвет. Меховая одежда шьется также к национальным праздникам.

Мужская одежда

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стягивались и завязывались при помощи ровдужных ремешков поверх голенищ сапог таким образом, чтобы снег не проникал в сапоги. Нижняя одежда из оленьего меха шерстью внутрь имела мездру, окрашенную настоем ольхи в оранжевый цвет. Рукава, ворот и низ оторачивали собачьим, волчьим или же росомашьим мехом. Нижнюю одежду носили также в качестве домашней и летней. В зимнее время поверх нижней надевали верхнюю одежду шерстью наружу, которая была немного короче нижней, поэтому опушка нижней выступала из-под верхней. Одежду подпоясывали поясом. Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет.

Мужской комплект состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких кухлянок (меховых верхних рубах) из оленьего меха (аткук ), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка – одинарная, мехом внутрь, зимняя – двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой из оленьих шкур длинной до колен и с капюшоном, ее перетягивали на уровне бедер поясом (тафси ). Кухлянки американских эскимосов имели капюшон.

На ноги поверх меховых чулок надевали нерпичьи торбаса (камгык ) длинной обычно до середины голени.

Специальную непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Края подошв загибали вверх и засушивали.

Меховые шапки и рукавицы надевали, когда отправлялись в путь.

Женская одежда

Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками. Внизу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков. Комбинезонов было два - нижний и верхний. Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, наружная сторона окрашивалась в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем.

Покрой женской верхней одежды был двух типов. Первый приближался к мужской рубахе, но был шире в подоле и длинней, второй состоял из мелких деталей стана и имел капюшон, скроенный вместе с рукавами. По подолу пускали широкую полосу, отороченную собачьим мехом. К вороту пришивали нагрудник из оленьих камусов с мозаикой из белого и темного меха (рис. 44). Спинку и перед верхней женской одежды украшали кисточками из ровдуги, кусочками меха, окрашенного в красный цвет, а также полосками кожи с прорезами и продержкой в них узких ремешков из белой замши или мандарки. Украшением также являлись накладные кусочки кожи круглой формы, но существу заплатки, которые закрывали дефекты оленьей кожи. К таким заплаткам иногда прикрепляли кусочки ровдуги с нарезанной бахромой.

Поверх меховой одежды как мужчины, так и женщины надевали камлейки, сшитые из ровдуги или привозных хлопчатобумажных тканей. Камлейки использовались чукчами в качестве чехлов на меховую одежду, а в летнее время служили самостоятельной одеждой. Береговые жители шили камлейки также из высушенных нерпичьих кишок и надевали их в ненастные дни, это были своего рода непромокаемые плащи для охотников, выходящих в море.

Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них – меховой комбинезон (к’алъывагык ) длинной до колен, с широкими рукавами, зимой – двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Женские кухлянки американские эскимосы шили с мысами по подолу спереди и сзади и с внутренним заплечным мешком, в который помещали младенца.

Обувь

Обувь, как мужская, так и женская, была сезонной.

Зимой носили обувь из оленьих камусов, с подошвой из оленьих щеток или моржовых или лахтачьих шкур мехом внутрь. По обеим сторонам пришивались ремешки из белой ровдуги, которые, перекрещиваясь сзади, завязывались спереди. Летнюю обувь шили из продымленных или из прожиренных нерпичьих шкур. Прожиренная нерпичья кожа становилась эластичной, водонепроницаемой, приобретала темный, почти черный цвет.

Мужская обувь, как правило, была короткой, женщины носили более высокую обувь, которая доходила почти до колен. Женская обувь орнаментировалась обильней, чем мужская. Камусная обувь украшалась мозаикой из белого и темного камуса, а темная обувь из нерпичьей прожиренной кожи орнаментировалась аппликацией из белой мандарки в виде полосок или сложного ажура в сочетании с вышивкой подшейным волосом оленя. Детали кроя подчеркивались белой окантовкой из полоски мандарки, сложенной вдвое. При соединении подошвы с верхом сапога, помимо белой окантовки, которая прокладывалась между двумя деталями, к боковой части крепилась узкая полоска белой мандарки. Перехваченная стежками ниток на равном расстоянии друг от друга, она образовывала красивый рельефный белый шов на фоне черной кожи. Подобный шов одновременно был креплением и декоративным элементом в оформлении сапог.

Прежде чем надевать обувь, на ноги надевали легкие теплые меховые чулки, сшитые мехом внутрь.

Головной убор

Традиционная женская прическа – 2 косы с пробором посередине, мужчины стригли волосы, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку с кружком волос вокруг нее.
Головной убор чукчи и эскимосы, как и всю одежду, делали двойным, мехом внутрь и мехом наружу. Наиболее характерным для них был капор, скроенный из трех частей: продольной полосы, закрывающей темя и затылок, и двух боковых деталей. Мех для верха капора особенно тщательно подбирался из короткошерстных шкур оленя-пыжика. На опушку шел бобровый мех, мех собаки или росомахи. Украшали капор меховой мозаикой, а также полосками белой мандарки с геометрическим или растительным орнаментом. Европейская одежда получает все большее распространение у жителей Чукотки, однако национальная меховая одежда является незаменимой в суровых климатических условиях. Она необходима в оленеводческих бригадах, на охоте, при длительных переездах по тундре. Поэтому традиция шить одежду и другие предметы быта из меха и кожи и украшать их, используя старинные приемы декорирования, живет в современном искусстве чукчей и эскимосов (рис. 56). Женщины старшего поколения шьют кухлянки, украшенные меховой мозаикой, головные уборы и зимние торбаса из камусов и летние из мандарки, светлой и темной или окрашенной в охристый цвет. Меховая одежда шьется также к национальным праздникам.

Рукавицы

Рукавицы в отличие от остальной одежды были одинарными. Зимние рукавицы шились из оленьих камусов мехом наружу; летние - из тюленьей кожи или ровдуги; весенние - из камуса и ровдуги. Часто кожу для рукавиц окрашивали в черный цвет или продымливали над костром. По верхнему краю рукавиц нашивали белую полоску кожи или окрашенную в ольховом настое. К полоске пришивали ровдужные ремешки, при помощи которых рукавицы крепились к поясу. В швы, подчеркивая крой рукавиц, вшивали кантики из белой кожи, что делало их более декоративными.

Рукавицы кроили целиком из одного куска кожи или шкуры и соединяли одним швом или кроили из трех отдельных частей: наружной, внутренней (ладонной) и напалка. Предметом особенно нарядным считались "плясовые", праздничные перчатки, которые надевали для танцев в народные празднества. Перчатки шили из окрашенной замши. Их наружная сторона и пальцы обильно заполнялись орнаментом, вышитым цветными нитками и подшейным волосом оленя.

Украшения

До XVIII в. эскимосы украшали лица моржовыми зубами, костяными кольцами и стеклянными бусинами, протыкая перегородку носа или нижнюю губу. Мужская татуировка – кружки в уголках рта (возможно, пережиток ношения губной втулки), женская – прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировали также руки, кисти, предплечья.

bogomolov_image wrote in June 20th, 2015

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

Название этого этнического стиля происходит от французского «esquimau», что в буквальном переводе означает «эскимосский». Но в действительности этот модный термин является довольно условным, так как под ним подразумеваются мотивы национальной одежды не только эскимосов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки, но и других народов, населяющих северные территории, в частности, Скандинавию, Карелию, Сибирь и Дальний Восток. Этот стиль нередко называют также арктическим или северным (arctic style, nordic style).

История стиля

Интерес моды к северным мотивам впервые возникает в конце 1930-х годов. Это было связано с популяризацией горнолыжных курортов, на которых по понятным причинам были совершенно неуместны элегантные городские наряды. Но публика желала и на заснеженных склонах выглядеть стильно. Высокая мода отреагировала на возникший запрос и предложила своим клиентам соответствующий гардероб, основанный на функциональной спортивной одежде и приправленный северной экзотикой.

Характерные примеры этой курортной моды можно увидеть в знаменитом голливудской мюзикле «Серенада солнечной долины» 1941 года. Герои фильма демонстрируют нам стильные куртки аляски, меховые тулупы, дубленки с меховой отделкой и лыжные свитеры со скандинавскими орнаментами.

Но в 30-40-е годы эти вещи пока не являлись модным трендом в прямом значении этого понятия. Ведь их популярность была ограничена лишь рамками горнолыжных курортов, а разгуливать в них на городских улицах еще не было принято.
Лишь к 70-м годам, когда коммерческая мода активно обратилась к этническим мотивам разных стран и народов, стиль eskimo превратился в устойчивую фэшн-тенденцию. Северные мотивы заняли свое достойное место в нашем зимнем гардеробе и с тех пор уже не покидают его.

Приметы стиля

Наше самое знаменитое приобретение у северных народов – это, пожалуй, куртка аляска или парка (alaska jacket, parka jacket). Это куртка длиной до колена с меховым капюшоном, набитая синтетическим волокном. Слово «парка» заимствовано из ненецкого языка, оно означает «шкура животного». Парка была создана в 50-е годы в Америке для военных летчиков, в основу ее дизайна была положена традиционная одежда эскимосов Арктики. На протяжении нескольких десятилетий парка являлась чисто функциональной одеждой рыболовов, охотников и фермеров, но в 80-е годы благодаря рэперам и брейкерам она вошла в молодежную моду.

Анорак – ветронепроницаемая куртка с капюшоном и большим карманом-кенгуру на животе, она не имеет застежки и надевается через голову. Ее название происходит от гренландского слова anoraq , которым называют одежду эскимосов из кожи северного оленя или тюленя.

Эскимосский капюшон (eskimo hood) – идеальный головной убор для защиты от холода. Он изготавливается из той же шкуры, что и парка, и пришит к ней. Для большего комфорта и красоты оторочен мехом песца, росомахи или собаки. У эскимосских женщин капюшон имеет дополнительную функцию – под ним они прячут детей, которых носят на спине.

Шапка-ушанка (ushanka hat) – принято считать, что она происходит от национальной одежды коренных жителей северной Сибири. В XIX веке стала столь популярна в России, что приобрела статус национального русского головного убора. Но подобный дизайн шапки присутствует также в традиционном гардеробе других северных народов, в частности, скандинавов. А в Америке такую шапку обычно называют alaskan hat .

Унты – меховые сапоги, являющиеся неотъемлемой частью национального костюма арктических эскимосов. В переводе с эвенкийского языка слово «унта» означает «обувь». В английском языке используют названия mukluks, eskimo boots или inuit boots («инуиты» – это самоназвание эскимосов, в переводе с их языка – «люди»). Традиционные унты изготавливаются из собачьего или оленьего меха и украшаются кусочками песцовых или заячьих шкурок.

С популярностью унтов активно соперничают их дальние родственники угги (uggs или ugg boots) – сапоги из овчины. Строго говоря, угги присоединились к северному стилю «незаконно», так как на самом деле они являются пришельцами с юга – из Австралии и Новой Зеландии, где появились в гардеробе фермеров приблизительно в XIX веке. Но современные обувные модельеры очень часто микшируют в своем дизайне унты с уггами, тем самым смешивая крайний север с дальним югом.

Лыжный свитер (ski sweater) – бесспорный хит в семействе северного стиля. Он существует под множеством разных названий: лопапейса или исландский свитер (lopapeysa or icelandic sweater), люсекофта или норвежский свитер (lusekofte or norwegian sweater), скандинавский свитер (scandinavian sweater) или попросту северный свитер (nordic sweater).

Главная примета северного свитера – это характерные геометрические орнаменты, в частности восьмиугольные звезды, а также стилизованные изображения оленей, снежинок и северного сияния. Во всем разнообразии вариантов дизайна такого свитера наиболее классической является версия с полукруглым орнаментированным «ярмом» (yoke), охватывающем плечевой пояс – этот элемент был позаимствован скандинавами из национального костюма гренландских женщин, который был украшен бисерным воротником-наплечником такой формы.

Бум производства таких свитеров в странах Скандинавии приходится на послевоенные 50-е годы, и они сразу превращаются в предмет национальной скандинавской одежды. В Европе и Америке скандинавский свитер пришелся по душе любителям лыжного спорта и стал неотъемлемой частью зимней спортивной униформы, получив название ski sweater. А к концу 60-х годов он проник и в гардеробы столичных модниц.

Среди актуальных сегодня заимствований у народов севера очень популярны также стилизованные орнаменты и декор . Например, орнаментальные изображения пасущихся оленей, выныривающих моржей и плывущих рыб, а также геометрические узоры, напоминающие скандинавские и гренландские руны. Украшения из рогов северного оленя и моржовых клыков, инкрустации из кожи, бисерные плетения и вышивки, отделки из кусочков меха и цветных лент.

Современные интерпретации

Несмотря на устойчивую популярность перечисленных базовых элементов стиля eskimo , современные дизайнеры не ограничиваются лишь их повторением – они придумывают все новые и новые фэшн-интерпретации северных мотивов, смело смешивая Гренландию с Чукоткой и Скандинавию с Сибирью. Наиболее яркие и креативные примеры можно найти в коллекциях Chanel и Dolce & Gabbana 2010-го, Oscar de la Renta 2011-го, Moncler 2013-го, Alexander McQueen 2014-го года.

Также заслуживают внимания стильные фантазии на северную тему голливудского модельера Мишель Клэптон, которые она воплотила в костюмах «одичалых за Стеной» в знаменитом сериале «Игра престолов» 2011-2014 годов.

  Численность – 1 719 человек (на 2001 г.).
  Язык – эскимосско-алеутская семья языков.
  Расселение – Чукотский автономный округ.

Самый восточный народ страны. Живут на северовостоке России, на Чукотском п-ове, в США - на о-ве Св. Лаврентия и на Аляске (около 30 тыс.), в Канаде (около 25 тыс.) - инуиты, в Гренландии (около 45 тыс.) - калилииты. Самоназвание - юк - «человек», югыт или юпик - «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы - чаплинцы (Унгазик - старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит - науканцы.

Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы: юпик (западную) - у азиатских и аляскинских и инупик (восточную) - у гренландских и канадских. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь.

  Рукоятка ножа с изображением моржа. Кость

До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка. Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (ауатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один - при охоте на моржа, три-четыре - при охоте на кита. Такой гарпун используют и современные китобои. Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников. В больших байдарах совершали дальние переезды и военные походы. Каяк - мужская охотничья лодка длиной 5,5 м для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. Весло обычно было двухлопастным. Водонепроницаемый костюм с капюшоном из нерпичьих шкур (тувилик) наглухо скрепляли с краями люка так, что человек и каяк представляли собой как бы единое целое. Управлять такой лодкой трудно, поскольку она очень легка и неустойчива на воде. К концу XIX в. каяками почти не пользовались, в море стали выходить в основном на байдарах. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. - цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовали также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-«ракетках» (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи, подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных, укрепленных на обуви шипов из кости.

  Эскимосские мячи - символ солнца, плодородия, магический лечебный амулет

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной - на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом - на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Тюленей отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега - гарпунами, на льду - подползали к зверю или подстерегали его у отдушины. На нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверей. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей, горных баранов, птиц, ловили рыбу.


До XVIII в. эскимосы жили в полуподземных жилищах с каркасом из костей кита

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын’лю). Стены делали из костей, дерева, камня. Длинные кости китовых челюстей либо бревна плавников служили несущими опорами, на которые клали поперечные балки, также из челюстей кита. На них настилали потолок из китовых ребер или деревянных брусьев. Потолок покрывали сухой травой, затем слоем дерна и слоем песка. Пол мостили костями черепа и лопатками кита. Если в таком жилище жили постоянно, то делали два выхода: летний - на поверхности земли (на зиму его заделывали) и зимний - по подземному коридору. Стены коридора укрепляли позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом ее покидали, оставляя для просушки, и жили во временном жилье.

В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мынтыг’ак), похожие на чукотскую ярангу. Они были круглыми в основании, внутри разделялись на две части: холодную (натык) и теплый полог (агра). Освещал и отапливал полог глиняный жирник (наник) в форме продолговатого неглубокого блюда с одним или двумя выступами для фитилей из мха.

Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена с входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

  Из нерпичьей замши - мандарки чукчи, эскимосы, коряки и алеуты шили одежду, летние торбаса, тапочки, сумки и пояса

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. одежду делали также из птичьих шкурок. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка одинарная, мехом внутрь, зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой до колен, с капюшоном. Кухлянку из оленьих шкур перетягивали поясом (тафси).

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Края подошв загибали вверх и засушивали. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках).

  Летняя обувь. Конец XIX в.

Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них - меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой - двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы украшали себя, протыкая перегородку носа или нижнюю губу и подвешивая моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

  Женщины украшают татуировкой лоб, нос и подбородок, а мужчины - только уголки рта

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали две косы, мужчины стриглись, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку, сохраняя кружок волос вокруг нее.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, мороженым, вареным. На зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Эскимосы не сохранили родовой экзогамии. Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Поселение состояло из нескольких групп родственных семей, зимой занимавших отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Мужчины такой общины составляли байдарную артель. С середины XIX в. старшины артелей стали собственниками байдар и при распределении добычи получали большую часть. Главой селения был умилык - самый сильный и ловкий член общины. С конца XIX в. наметилось социальное расслоение, выделилась верхушка богатых, эксплуатировавшая неимущее население. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

  По крою эскимосские торбаса из шкуры нерпы относятся к поршневидному типу обуви

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, которого называли Силъа. Он был творцом и хозяином Вселенной, следил за соблюдением обычаев. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злых духов представляли в виде великанов, карликов либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. Для защиты от них носили семейные и индивидуальные амулеты. Добрых духов отождествляли с животными. Существовали культы волка, ворона и касатки, которая покровительствовала морской охоте летом, а зимой, превратившись в волка, помогала охотнику в тундре.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который был посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о таком посредничестве.

Умерших одевали в новую одежду, связывали ремнями, голову покрывали шкурой оленя, чтобы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся. С этой же целью покойника выносили через специально проделанное в задней стене яранги отверстие, которое потом тщательно заделывали. Перед выносом тела совершали трапезу. Покойника уносили в тундру и оставляли на земле, обложив небольшими камнями. Одежду и ремни разрезали, вокруг раскладывали предварительно переломанные вещи, принадлежавшие умершему. На местах ежегодных поминальных обрядов выкладывали из камней кольца диаметром 1-2 м, которые символизировали души умерших родственников, и ставили столбы из китовых челюстей.

  Старейшая жительница о-ва Врангеля - Инкали (из семейного архива Г.А. Ушакова)

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, - «проводы кита», либо весной - «встреча кита». Существовали также праздники начала морской охоты или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - «весть», «новость» и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Наиболее широко известен миф о девушке, не желавшей выходить замуж. Отец в гневе выбросил ее из лодки, и она, в конце концов, стала владычицей моря и матерью всех морских животных (Седна). Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание. Известны сказки о животных, о брачном союзе женщины с животным, о превращениях человека в животное и наоборот.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода. Изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли, и «малые» интимные - «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Шаманские песни-гимны исполняют на общественных праздниках, а «песни души» поют от имени духа-помощника, вселившегося в поющего. Песенные заклинания шаманов считали магическим средством воздействия на людей при лечении или мщении обидчику, они помогали во время охоты. Песни звучат в мифах, сказках, преданиях. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) - занимает центральное место в музыке. Среди других звучащих инструментов - перчатки с костяными пластинами-погремушками, деревянный посох с костяными погремушками, колотушка для ударов по бубну (у шаманских бубнов она более массивна, обшита мехом и имеет костяные погремушки на ручке), подвески-погремушки из костей на кухлянке (обрядовая принадлежность шамана - предсказателя погоды), ударный или щипковый хордофон. На нем имитировали мелодии или, заменяя бубен, сопровождали пение.

Продолжают развиваться традиционные промыслы - рыболовство, охота на морского зверя, а также меховая мозаика, вышивка подшейным волосом, резьба и гравировка по кости. Производство изделий на продажу для некоторых резчиков стало единственным средством существования.


Исполнитель игрового танца Юрий Кайгигун из пос. Ново-Чаплино

Сохраняются традиционные верования, шаманизм , песни и танцы. Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон».

В школах изучают национальный язык. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари.

На эскимосском языке выходит приложение к окружной газете «Крайний Север» «Мургин Нутэнут» («Наш край»). Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».

Подъему национального самосознания и возрождению культуры способствуют общественные организации - Общество эскимосов «Юпик», национально-культурный центр «Киягныг» («Жизнь»), Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки и Союз морских зверобоев.

статья из энциклопедии
"Арктика - мой дом"

Дата публикации: 16.03.2019 г.

КНИГИ ОБ ЭСКИМОСАХ

Арутюнов С.А., Крупник И.И., Членов М.А. Китовая аллея. М., 1982.
Меновщиков Г.А. Эскимосы. Магадан, 1959.
Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964.

07.05.2018 Сергей Соловьев 2632 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.