Первая пенсионная реформа. Стаж и баллы. Формирование страховой и накопительной пенсии

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Правительство в очередной раз решило поднять вопрос о пенсиях. Новые споры разгорелись на финансовом форуме в Москве. Министр финансов Антон Силуанов сообщил о планомерной подготовке Российской Федерации к переходу на новую пенсионную систему. Пенсионная реформа 2018 года представляет собой разработку добровольной программы пенсионных накоплений для россиян. Следуя основным моментам новой системы, работающие россияне смогут сами решать, какой процент от собственной заработной платы они будут отчислять «на старость».

В настоящий момент накопительные пенсии «заморожены» на неопределенный срок. И новая пенсионная система призвана «реанимировать» накопительные , однако восстановленная пенсионная система будет иметь принципиальные различия в некоторых ключевых моментах. Помимо обновления пенсионной программы, уже давно ходят слухи о повышении пенсионного возраста, начиная с 2018 года. Давайте разберемся в этих важных вопросах.

Злосчастные пенсии

Ожидается, что новая система пенсионных накоплений заработает уже в 2018 году. Добровольные пенсионные накопления, по заверениям Министерства финансов и Центрального банка, будут выгодны самим же будущим пенсионерам. Кроме того, при необходимости можно воспользоваться накопленными деньгами, еще до выхода на пенсию.

Однако заместитель главы Министерства экономического развития РФ Олег Фомичев не поддерживает радужных ожиданий Антона Силуанова и его ведомства. По его словам, граждане не поддержат проект добровольных пенсионных накоплений.

На сегодняшний день работодатель уплачивает страховые взносы (22% от фонда зарплаты) в Пенсионный фонд. Причем взносы эти, в свою очередь, расщепляются на два компонента – 16% идут на страховые взносы и 6% идут как накопительные средства. Напомним, с 2014 года накопительный компонент пенсионных взносов замораживается каждый год.

Другими словами, работодатель платит взносы за сотрудников, выбравших формирование накопительной части пенсии, но в данный момент все они идут в распределительную часть. Безусловно, этот факт помог властям существенно сэкономить часть бюджетных расходов на переводе средств Пенсионному фонду.

Министерство финансов и Центральный банк выступают с альтернативным предложением – полностью заменить накопительную часть пенсии по старости индивидуальным пенсионным капиталом. В свою очередь, ИПК должен служить «подушкой безопасности», так как накопительная часть пенсии, судя по всему, подлежит ликвидации. Скорее всего, ее включат в страховую часть пенсионных взносов. Итак, страховая часть пенсии будет включать в себя все 22%, которые должен выплачивать работодатель. Это позволит в полном объеме обеспечивать сегодняшних пенсионеров пенсиями.

Глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина заверяет россиян в том, что новая пенсионная система сохранит обязательную государственную пенсию:

«Государственная пенсия обязательно останется. Государственная страховая пенсия - это, по сути дела, социальная гарантия государства по обеспечению базового уровня, базовых потребностей жизни человека, когда он заканчивает трудовую деятельность и выходит на пенсию», — подчеркнула Набиуллина.

Правительство делает все возможное для того, чтобы будущие пенсионеры получали такие выплаты, которых бы хватило на достойную жизнь. Именно поэтому у Минфина и ЦБ родилась идея позволить россиянам добровольно отчислять на свою пенсию любой процент от своей зарплаты в рамках от 1% до 50%.

По словам Эльвиры Наибуллиной, работающий россиянин сам будет решать «судьбу» своей пенсии:

«У человека будет обязательно выбор: участвовать ему в накоплениях либо оставаться только на государственной пенсии. У человека будет выбор в течение жизни увеличивать свои накопления или уменьшать. Для этого государство должно предоставить ему соответствующие стимулы», — отметила глава Центрального банка РФ.

Под новый пенсионный проект автоматически попадают только начинающие работать граждане и те, кто значительно моложе пенсионного возраста. Иные категории россиян должны будут подать надлежащее заявление.

Средства индивидуального пенсионного капитала будут направляться в некоммерческие негосударственные пенсионные фонды. Для «новичков» в трудовых отношениях НПФ будет выбираться посредством компьютерной программы из списка негосударственных пенсионных фондов, входящих в систему гарантирования. Для всех остальных работников, которые сделали выбор в пользу определенного фонда, будет возможность поменять его на любой другой НПФ или же продолжать пользоваться услугами выбранного ранее НПФ.

Повышение пенсионного возраста

Правительство РФ все еще активно обсуждает вопрос увеличения возраста для выхода на заслуженный отдых. Причем споры на счет определения вариантов решения данной проблемы ведутся уже давно.

Не так давно был одобрен проект «Основных направлений бюджетной политики на 2017-2018 г.», внесший конкретику в животрепещущий вопрос. В документе говорится о планомерном и плавном поднятии пенсионного возраста – в течение каждого года возраст для выхода на пенсию по старости будет повышаться на 6 месяцев. Таким образом, пенсионный возраст для женщин и мужчин будет доведен до 63 лет.

В ответ на сопротивление оппонентов правительство выдвинуло свои аргументы: в условиях экономического (и демографического) кризиса крайне необходимо сохранить стабильность Пенсионного фонда.

Но есть здесь и сдерживающий момент – это относительно невысокая продолжительность жизни в России. У женщин в РФ продолжительность жизни составляет приблизительно 77 лет, у мужчин – 65. Однако и здесь есть свой противовес – согласно прогнозам экспертов, к 2020 году продолжительность жизни в России значительно вырастет, и будет составлять примерно 80 лет у женщин и, соответственно, 74 года у мужчин. А при подобных показателях у правительства есть все основания для повышения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа в Российской Федерации - это важный момент, который волнует все население. Ведь каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в И в один прекрасный момент у него появляется возможность получить деньги обратно, только в виде система поддержки граждан, ушедших на заслуженный отдых, постоянно терпит какие-то изменения. Какие новости можно услышать о данной составляющей жизни населения? Какую информацию можно считать реальными изменениями, а какую - мифами и сплетнями? Сейчас очень много разговоров идет на тему пенсий. Поэтому следует точно знать, к чему готовиться.

Отмена пенсий работающим

Первая новость, которая вызвала волну недовольства со стороны населения, - это отмена пенсий работающим пенсионерам. Пенсионная реформа в России подобного типа подразумевает, что гражданам, которые после достижения возраста, в котором можно уйти на заслуженный отдых, продолжают трудиться, прекратят оказывать финансовую поддержку со стороны государства.

Иными словами, для работающих пенсионеров. Существует два варианта трактовки этой новости. В первой говорится, что условие начнет действовать в 2016 году и распространится только на тех, кто зарабатывает больше 1 000 000 в год. Это получается 83 тысячи рублей в месяц. Таким гражданам не будут платить пенсию. Во второй пенсионная реформа указывает на прекращение выплат со стороны государства для всех граждан-пенсионеров, которые продолжают трудиться. Ни доход, ни стаж роли играть не будут.

На данный момент подобные реформы считаются мифом. И если пенсии работающим гражданам уберут, то ближе окажется первый вариант развития событий. Пока что все люди, достигшие пенсионного возраста, в России получают в тех или иных размерах финансовую поддержку со стороны государства.

Ограничение выплат

Следующая новость тоже касается работающих пенсионеров. Некоторые говорят о том, что населению хотят ограничить финансовую поддержку, если люди официально трудоустроены. Фактически планируют снизить перечисляемые пенсионерам денежные выплаты.

Новости пенсионной реформы такого типа - обман. Сейчас в России действительно прорабатываются системы, которые помогут пересчитывать денежные средства. Но никаких жестких ограничений нет. Разве что пенсионные выплаты не могут быть меньше прожиточного минимума на человека. Поэтому бояться подобных новостей не стоит. В правительстве, наоборот, думают, как сохранить и даже повысить пенсии.

Приостановление индексации

На этом обсуждения не заканчиваются. Пенсионная реформа для в 2016 году все равно состоялась. Но только она пока что не слишком заметна. Дело все в том, что в России предусматривается обязательная индексация пенсионных выплат. Но работающие пенсионеры не будут получать индексированных выплат. Вместо этого им положена финансовая поддержка от государства без всяких повышений.

То есть на данный момент в стране граждане, которые достигли пенсионного возраста и продолжают работать, получают пенсию, которая была положена на конец 2015 года. Никакой индексации они не имеют.

Обязательная индексация

Тем не менее это вовсе не значит, что пенсионная реформа в России полностью отменяет повышение выплачиваемых пенсионерам денежных сумм. Это не так. Ведь приостановление индексации распространяется только на трудоустроенных граждан. Все остальные получат в России повышенную пенсию. На данный момент все выплаты проиндексированы на 4%. В 2016 году гражданам должны были 2 раза повысить сумму, которую платит государство поле достижения пенсионного возраста. И данное правило было соблюдено в полной мере. Получается, что для неработающих пенсионеров нет никаких особенностей. Все та же индексация, все те же выплаты. Даже порядок назначения финансовой поддержки остался без изменений.

Возраст

Новости пенсионной реформы в стране на этом не заканчиваются. По поводу данной темы постоянно возникают какие-то вопросы. Уже давно в России планируют повысить пенсионный возраст. Правда ли это? Да, о повышении пенсионного возраста уже несколько лет идут разговоры. Сейчас в России женщины имеют право на уход на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины получают такую возможность в 60. Но, как показывает практика, многие не прекращают работать даже после указанного возраста.

Это натолкнуло на мысль о том, что граждане слишком рано выходят на заслуженный отдых. В большинстве стран пенсионный возраст гораздо выше. И это помогает пополнять государственный бюджет. Новая пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение возраста выхода на пенсию. Так, женщинам хотят продлить трудоспособность до 60, а мужчинам до 65 лет соответственно.

Последствия "возрастной реформы"

К каким последствиям может привести повышение пенсионного возраста? Сейчас в России многие остаются недовольны данной перспективой. Она еще не воплощена в жизнь, но уже точно известно, что когда-нибудь новость станет реальностью. Возмущение вызвал тот факт, что правительство РФ старалось равняться на другие страны и не учитывало среднюю продолжительность жизни человека в стране. Так, женщины в среднем доживают до 77, а мужчины - до 65 лет. Получается, практически многие мужчины не будут получать пенсионные выплаты, если заниматься повышением возраста, в котором разрешено официально уходить на заслуженный отдых. По этой причине нововведение пока решили отложить. Но при этом говорят о постепенном повышении возраста ухода на пенсию. Раз в полгода планируется увеличивать его на 6 месяцев.

Стаж и баллы

Пенсионная реформа в Российской Федерации привела страну к тому, что теперь здесь используется так называемая балловая система расчета выплат. За каждый отработанный год гражданину начисляют на счет определенные "очки". В конце положенная пенсия будет зависеть от общего количества набранных баллов. Пока что от граждан требуется 30 очков. А количество положенных к выплате денег в виде пенсий зависит не только от баллов, но и от стоимости одного очка на момент выхода на заслуженный отдых.

Балловая система не всем нравится. Но она введена и в ближайшее время правительство не планирует пересматривать ее. Поэтому гражданам следует помнить о том, что теперь при расчете трудовой пенсии учитываться будет не только стаж, но и количество баллов, набранных за все время работы.

Изменения в условиях назначения пенсий

Что еще приготовила населению пенсионная реформа? Последнее, что действительно заинтересовало граждан, - это условия назначения выплат. Уже было сказано, что планируется повысить пенсионный возраст. Также для получения финансовой поддержки от государства (не социальной) необходимо иметь 30 баллов. Но на этом изменения не заканчиваются.

Чтобы выйти на заслуженный отдых и получать денежные средства от страны, потребуется 7-летний стаж работы. И это независимо от имеющихся баллов у гражданина. Раньше этот срок равнялся 5 годам. В 2016 году повысился до 7. И данная "планка" будет увеличиваться вплоть до 2024 года. Планируется довести минимальный трудовой стаж для до 15 лет. Такие изменения сейчас предусматривает пенсионная реформа. Последние новости указывают на то, что это не миф, а реальность.

Две части одного целого

Следующая информация уже не может считаться новой. Но о ней все равно далеко не всем известно. Дело все в том, что пенсии теперь формируются преимущественно за счет граждан. Выплаты разделили на 2 части: страховую и накопительную. Первая выплачивается в обязательном порядке. Она гарантируется государством. Накопительная зависит напрямую от граждан и обычно формируется в Можно оставить ее и в государственном фонде. Главное, время от времени переводить часть дохода в выбранную организацию, откладывая тем самым на старость.

Формула, по которой необходимо рассчитывать денежные средства, выплачиваемые пенсионерам, имеет вид П=Б*К+С+НЧ, где:

  • П - ежемесячная пенсия;
  • Б - количество накопленных гражданином пенсионных баллов;
  • К - стоимость одного очка;
  • С - страховая часть пенсии (устанавливается государством ежегодно);
  • НЧ - накопительная часть (формируется гражданином).

Многие говорят о том, что сейчас планируется пересмотреть данную схему. На самом деле это не так. Система остается прежней. И в ближайшее время менять ее никто не будет. Год пенсионной реформы позади. Но остаются еще некоторые новости, которые взволновали пенсионеров.

Заморозка

Пенсионная реформа в Украине напоминает изменения, произошедшие в России. В соседней стране на данный момент планируется ввести многокомпонентный расчет положенных выплат, такой же, как сейчас имеется в РФ. Это не слишком страшно, поэтому население не очень боится подобных изменений, ведь пенсии все равно будут перечисляться.

Только в России пошли слухи о том, что правительство в 2016-2017 годах может "заморозить" пенсии, точнее их накопительные части. Предлагается вообще исключить подобный компонент при расчете пенсионных выплат населению. Тем не менее опасаться этого шага пока что тоже не следует. По словам правительства, в 2016-2018 годы не планируется "замораживать" А вот как будут обстоять дела дальше - загадка, которую пока что не дано раскрыть.

Единовременная выплата

Пенсионная реформа в Российской Федерации в 2016 году заставила многих граждан задуматься о том, чтобы самостоятельно откладывать себе на старость и не надеяться на повышение пенсий. В мире сейчас царит кризис. И в России тоже. В таких условиях индексация пенсионных выплат стала невозможна. Поэтому в 2017 году всем пенсионерам (трудоустроенным и неработающим) вместо индексирования в январе выплатят единовременную денежную сумму. Сколько? 5 000 рублей. А все остальные выплаты останутся прежними. Правительство сообщило, что средств для индексации нет. Поэтому приходится пока что действовать таким образом.

И как раз эта новость не является мифом. Это уже установленный закон. Теперь остается только ждать 2017 года. Неизвестно, какие еще изменения могут коснуться пенсионной системы в Российской Федерации. Но даже правительство рекомендует самостоятельно побеспокоиться о накоплениях на старость. Ведь в условиях кризиса иногда приходится принимать серьезные решения. Население должно быть готово к ним. Остается только следить за последними новостями. Может быть, совсем скоро пенсионная система вновь будет пересмотрена полностью.

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам иобеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид­ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде­ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави­симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен­сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко­торые распространяется обязательное государственное пенсион­ное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны не­сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова­ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис­ходным критерием определения размера пенсии станет цена од­ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ­ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв­ляться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази­руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос­новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе­мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре­альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели­чения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности заня­тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк­туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде­рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста­точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.


В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения - низкий уро­вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо­вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо­способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен­сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми­нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за­ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа­ции размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу - одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа­цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла­да. Решить эту проблему возможно только путем либо значитель­ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра­ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин­дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве­личину.

В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью дове­дение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достиг­ло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., - около 52% прожиточного минимума пенсионера.

Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель­ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес­печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по­следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре­менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на­блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от­носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до­ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси­онного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио­нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес­печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас­пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионно­му обеспечению.

Одна из тенденций - снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова­ние пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновре­менно невозможно обеспечить повышение минимального уров­ня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим пере­ход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

Финансовая стабилизация пенсионной системы и созда­ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

Рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

Совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает со­хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес­печения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуров­невой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд­жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, постро­енную по накопительному принципу - обязательные пенсион­ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.