Годовалый ребенок ничего не ест: причины плохого аппетита

Спустя 12 месяцев после рождения у крохи меняются вкусы, уменьшается потребность в калориях из-за снижения интенсивности развития.

Если годовалый ребенок не ест почти ничего, стоит пересмотреть его режим дня

Есть и другие причины потери аппетита, из-за коорых не стоит тревожиться:

Худощавая конституция. Таким малышам не требуется много еды.

Индивидуальные биоритмы. «Совам» нужно немного времени после пробуждения до завтрака.

Короткие промежутки между кормлениями. Если от завтрака до обеда прошло меньше трех часов, малыш не успевает нагулять аппетит.

Излишне большие порции. Обилие еды может попросту напугать.

Неприятие определенных продуктов и систематические перекусы.

Иногда ребенок отказывается от еды, потому что она выглядит скучно. В годовалом возрасте малыша привлекают яркие краски и необычные формы. Это стоит учитывать при оформлении блюд для ребенка.

Потерю аппетита вызывают и заболевания:

Аллергические реакции;

Проблемы полости рта или болезненное прорезывание зубов;

ОРВИ и кишечные инфекции;

Недуги желудочно-кишечного тракта и печени;

Проблемы с сердцем и сосудами.

В этих случаях малыш не только отказывается от пищи, но и испытывает болезненные ощущения. Здесь без помощи врача не обойтись.

Что делать, если годовалый ребенок плохо ест

Прежде всего следует оценить уровень развитие крохи, посоветоваться с педиатром на предмет патологических состояний. Если их не отмечено, используйте приемы для повышения аппетита у малыша:

Пищевой интерес стимулирует прикорм. Лучше, если это будет не слишком сладкое яблоко или груша.

Еду предлагайте маленькими порциями каждые 4 часа.

Усаживайте за стол малыша только когда он успокоился и отошел от игрового азарта.

Нелюбимые блюда заменяйте на полезные аналоги.

Прогулки на свежем воздухе прекрасно стимулируют аппетит.

Если во время болезни годовалый ребенок ничего не ест, не настаивайте. На выздоровление требуется энергия. Ее организм экономит за счет переваривания пищи. Недостаток полезных веществ компенсируют витаминно-минеральные комплексы по рекомендации врача.

Важно не только то, сколько ест малыш, но еще и как он это делает. Тщательное пережевывание пищи стимулирует всасывание питательных веществ и выработку желудочного сока, что приводит к улучшению аппетита.

Воспитывать малыша - это не только радоваться его первому слову, шагу или улыбке, но и терпеть весьма неприятное проявление характера - детские истерики. Обычно первый раз родители сталкиваются с таким явлением, когда ребенку исполнился год. Ранее детский плач мог обозначать все, что угодно: ему некомфортно, он голоден, что-то болит, а после года объективных причин у истерики может и не быть. Малыш, переживающий свой первый кризис, может впадать в неконтролируемое состояние только потому, что ему чего-то не разрешают. Почему же годовалый ребенок закатывает истерики и как с этим бороться?

Некоторые родители могут путать капризы и истерики. Но это несколько разные понятия. В первом случае ребенок действует продуманно, канючит, требует и твердо стоит на своем. Во втором же случае ребенок теряет контроль над своими эмоциями в результате родительского отказа. Классическим примером может стать требование годовалого ребенка взять родительский телефон. Родитель отказал в удовлетворении требования - и получил добротную истерику с ором, слезами, выгибанием дугой и топотом ногами.

Чаще всего годовалый ребенок закатывает истерики именно по причине того, то ему чего-то не дают или наоборот заставляют делать то, чего он не хочет. Иногда родители вполне понимают, какие их действия могут привести к тому, что ребенок закатит истерику, но порой это является для них большой неожиданностью. На самом деле истерики - это проявление настроения ребенка. Большинство детей любят ходить на улицу, но желание родителей вывести малыша на улицу в момент, когда он смотрит мультик, небезосновательно может быть встречено истерикой, поэтому родителям нужно наблюдать за годовалым чадом и даже в таком возрасте уж считаться с его привычками.


Очень важно также понимать, что годовалый ребенок закатывает истерики из совершенно искренних позывов. Он не играет, не устраивает спектаклей, а просто пытается добиться единственным известным ему способом желаемого. Реакция родителей в таком случае должна быть столь же сдержанной. Есть несколько вариантов поведения, если ребенок закатывает истерику, и их можно категорично разделить на «правильный» и «неправильный».


Если годовалый ребенок закатывает истерики, категорически возбраняется повышать на него голос и тем более бить. Ребенок все равно ничего не поймет, а истерика только усугубится. Кроме того, шаткая детская психика может запомнить этот случай на долгое время.


Также плохо потакать истерикам. Ведь даже годовалый малыш очень скоро все поймет и сделает ор, плач и топот ножками инструментом безотказного влияния на родителей. И потом, если сегодня вы дадите ребенку телефон, где гарантия, что завтра он не захочет проиграться со спичками?


Относительно нейтральным способом успокоения ребенка, закатившего истерику, можно назвать беседу. Но грань между разговором и криком очень тонка. Ребенок, впавший в истерику, едва ли адекватно отреагирует на объяснения родителей, что в свою очередь не очень полезно для психики мамы и папы. Поверьте, любые уговоры и объяснения, скорее всего, пройдут даром.



Максимка увлеченно играл конструктором, а мама, устав за день, прилегла на диван в его комнате и задремала. Очнулась она от странных звуков, похожих на кашель и хрип одновременно. Взглянув на сына, сразу поняла, что случилась беда. Малыш стал задыхаться, его лицо было синее, он не мог произнести ни слова. Ребенок подавился, что делать? Хватать ребенка на руки или вызывать скорую? Звать на помощь или действовать самой?

Что делать, если подавился ребенок, должна знать каждая мама. Так как случись такое, важна будет каждая минута.

Но для начала надо твердо усвоить, чего не надо делать.


Оглавление [Показать]

Ненужные и нужные действия

Угрожаемые ситуации зачастую создают родители ребенка. Режутся зубки, и грудной ребенок пытается грызть все, что попадает в поле зрения. Зачем ему грызть игрушки, можно ведь занять кроху полезным и вкусным яблоком или морковкой, или огурцом. Так думают многие мамы-папы-бабушки. Они ведь рядом, что может случиться? Случается, к сожалению, за секунды.

Если у грудного ребенка показался хотя бы кончик молочного зуба, он обязательно отгрызет кусочек от яблочка.

Засмеялся, заплакал – и вот уже грудничок подавился едой.

Детям постарше могут попасть в руки мелкие детали от игрушек, а ведь малыши все исследуют и на вкус. И даже просто что-то жуя, ребенок может засмеяться или заплакать, вдохнуть с полным ртом и поперхнуться. Нередко необходимо оказывать помощь, когда ребенок подавился конфетой.


  • То есть нельзя игнорировать надписи на игрушках об возрастных ограничениях.
  • Нельзя давать крохе предметы, от которых можно что-то отгрызть.
  • Во время приема пищи научите ребенка не разговаривать с полным ртом.
  • Нельзя играть или засыпать с конфетой во рту.

И все же, как бы мы ни старались, надо быть готовыми к любой ситуации.

Если ребенок подавился и задыхается, не теряем время и приступаем к оказанию неотложной помощи.

  • Если малыш подавился, но при этом кашель сохранен, кожные покровы не синие (частичная обструкция), срочно вызываем скорую помощь.
  • А если вы видите синие кожные покровы, слабость, неэффективный кашель, хрипы, при вдохе втяжение межреберных промежутков (обструкция дыхательных путей с нарушением дыхания), если ребенок не может ни говорить, ни кашлять, ни дышать (обтурация) – приступайте незамедлительно к оказанию помощи.

Попросите помощи у кого-нибудь, чтобы вызвать неотложку. Если некому, а ребенок синеет, сначала оказывайте первый этап помощи и потом только вызывайте скорую помощь.

Первая помощь ребенку до 1 года

  1. Подавившегося ребенка положите на своё предплечье, лицом вниз. Голова грудничка должна находиться ниже туловища.
  2. Между лопатками 5 ударов по спине сделайте основой ладони.
  3. Переверните ребенка на спину.
  4. Сделайте двумя-тремя пальцами 5 толчков в середину грудной клетки. Толчки должны быть на один сантиметр ниже линии сосков.
  5. Затем опускаете ребенку большим пальцем язык и, держа остальными пальцами нижнюю челюсть, поднимаете верхнюю челюсть, таким образом раскрыв рот ребенку.
  6. Если инородное тело оказывается во рту и вы его увидели, удаляйте его, но не пытайтесь вытащить «вслепую», можно только ухудшить ситуацию.
  7. Если успех не достигнут, повторяем все сначала.
  8. Когда предмет удален, можно приступать к следующему этапу – искусственному дыханию. Новорожденным и малышам до 8 месяцев одновременно вдыхаете в рот и в нос. Голову запрокидывать не надо, достаточно поднять подбородок ребенка вверх.
  9. Нет результата – начинаете весь цикл сначала.

Первая помощь ребенку от 1 года до 8 лет

Ребенку старше годовалого возраста помощь оказывается немного по-другому.

  1. Вы удерживаете его на своем бедре, животом вниз, голова ниже туловища.
  2. Наносите удары основанием ладони (5 раз) между лопатками.
  3. Переворачиваете на спину и быстро (одно нажатие в секунду) нажимаете на грудину по линии, проходящей между сосками, также 5 раз.
  4. После этого осматриваете ротоглотку, если видите инородное тело, пробуете его удалить.
  5. И в случае успеха начинаем делать ребенку искусственное дыхание. Для этого вы производите 5 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Голова ребенка при этом не должна быть закинута чрезмерно.
  6. Повторяете весь цикл сначала до удаления инородного тела.

Первая помощь ребенку старше 8 лет

  1. Необходимо встать позади ребенка.
  2. Если вы значительно выше, становитесь на колени, обхватываете его руками в области талии и, надавив на живот, делайте сильные толчки, как бы выталкивая инородное тело вверх. Повторяем 5 раз. Такой прием называется прием Геймлиха.
  3. Если ребенок лежит, то используем положение «всадника» и делаем резкий толчок крестообразно сложенными ладонями в направлении в середину и вверх выше пупка. Повторяем 5 раз.
  4. Если обнаружили инородное тело в ротовой полости, то удаляйте его и начинайте делать искусственное дыхание.
  5. При неэффективности – делаем 5 ударов между лопатками, затем переворачиваем и делаем 5 ударов по грудине, потом искусственное дыхание.
  6. Продолжать, чередуя, до приезда медицинской помощи.

Бывают ситуации, когда в период прорезывания зубов и активного слюноотделения, лежа на спине, ребенок «давится слюной».


Тут мероприятия практически идентичны действиям при попадании инородного предмета.

  • Размещаете младенца на своём предплечье животом вниз, при этом голова ниже туловища.
  • Наносите основанием ладони 5 ударов между лопатками.
  • Переворачиваете ребенка на спину на руку, которой наносили удары, и делаете двумя пальцами 5 толчков в грудную клетку на один палец ниже линии сосков.
  • При неэффективности – искусственная вентиляция легких.

Если ребенок захлебнулся?

Ребенок захлебывается в разных ситуациях: купался в ванной, летом в небольшом бассейне или в открытом водоеме, упал в воду или пил и вдохнул.

Помощь оказываем также незамедлительно, как и в вышеописанных случаях.


  1. Необходимо на бедро своей ноги положить ребенка вниз лицом и надавить несколько раз на спину ребенка. Это делается для того, чтобы удалить жидкость из ротоглотки и дыхательных путей.
  2. Проверить, нет ли во рту постороннего содержимого или рвотных масс.
  3. После чего следует оказывать помощь по общим принципам.
  • Обеспечиваем проходимость дыхательных путей: ребенок на спине, разогнута шея, нижняя челюсть выдвинута, вытянут кончик языка.
  • Делаем искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Новорожденному и грудничку не нужно чрезмерно разгибать шею, это может затруднить проходимость в узких дыхательных путях, достаточно подтянуть подбородок вверх.

При правильной технике искусственного дыхания должна равномерно подниматься грудная клетка ребенка при вдохе, если же этого не происходит или надувается живот, то воздух в легкие не попадает.

Соотношение числа вдохов и компрессионных движений: 2 вдоха и 15 нажатий на грудину. Деткам до года массаж делается двумя пальцами, ладонью только после года. Точка приложения – грудина, по линии между сосками.

  • Не прекращаем оказывать помощь до приезда скорой.

После того, как ребенок пришел в себя, не отказывайтесь от госпитализации, так как возможны отдаленные последствия, которые могут проявиться в виде отека легких в течение 72 часов после попадания жидкости в легкие.

Всегда следует помнить, что когда ребенок подавится или захлебнется, времени зайти в интернет и почитать, что же делать, у вас не будет. Дорог каждый миг. И неважно, каков возраст малыша. Его жизнь будет зависеть от быстроты вашей реакции. И единственное, что можно сделать заблаговременно, – получить необходимые навыки первой помощи, чтобы внезапно возникнувшее удушье у ребенка не вызвало растерянность и панику.


Отследить каждое действие маленького ребенка почти нереально. А потому ситуации, когда ребенок чем-то подавился и поперхнулся, возникают довольно часто. Иногда ситуация не требует вмешательства – ребенок прокашляется сам, но в некоторых случаях ему нужно ваше участие. Наша сегодняшняя статья призвана помочь родителям не растеряться в подобной ситуации и суметь оказать ребенку первую помощь.

Как определить, что ребенок подавился?

Для начала каждому родителю нужно помнить, что если ребенок способен плакать и звать на помощь, значит, его дыхательные пути не перекрыты и организм справится с проблемой самостоятельно. Не нужно усердно колотить малыша по спине или трясти за ноги. Появляющийся в таких случаях кашель – лучший помощник, а вы просто контролируете ситуацию и успокаиваете кроху.

Проявлять беспокойство и оказывать срочную помощь ребенку нужно в том случае, если появились следующие признаки:

  • у ребенка широко раскрыты глаза, а в них – полнейшая паника;
  • ребенок не способен нормально вдыхать воздух и плакать, голос его становится охриплым или пропадает вовсе;
  • малыш широко открывает рот, повышается слюноотделение;
  • кожные покровы сначала краснеют, а потом начинают синеть;
  • детишки старшего возраста обхватывают горло ручками;
  • в особо критических ситуациях кроха может потерять сознание.

Все перечисленное выше свидетельствует о том, что инородный предмет перекрыл дыхательные пути ребенка и препятствует нормальному поступлению воздуха. В этом случае незамедлительно вызываем скорую (тел: 03, 112, 030), а сами начинаем оказывать первую помощь.

Помогаем детишкам до года

Чаще всего малыши до года давятся во время кормления: молоком, крупными кусочками еды, водичкой. Самая распространенная причина этого – неправильная поза. Как же помочь крохе?

  • Один из способов – поднять ручки ребенка вверх. Про этот способ мало кто слышал, да и кажется он на первый взгляд слишком простым и недейственным. Однако такая поза способствует расширению дыхательных путей и налаживанию процесса дыхания.
  • Если это не поможет, нужно положить ребенка на животик на свою руку и ребром ладони совершить 5 похлопываний между детскими лопатками.
  • Если ребенок подавился мелким предметом или кусочками пищи нужно поднять малыша за обе ноги (рис 3) или нажав на корень языка, вызвать рвоту, зачастую этого бывает достаточно и дополнительных манипуляций не требуется.

Если ребенок дышит нормально, но при этом сильно кашляет, значит, кусочки пищи застряли не в дыхательных путях, а в гортани. Обычно благодаря кашлю, или начавшейся рвоте инородное тело само выходит наружу.

Гораздо серьезней дело обстоит при застревании пищи или инородного предмета в дыхательных путях ребенка. В этом случае несвоевременная или неправильно оказанная помощь может привести к удушью и даже к летальному исходу. Основные признаки такого застревания – малыш не может кричать и плакать, машет ручками и втягивает живот. Для освобождения дыхательных путей ребенка существует несколько способов:


  1. Если ребенок подавился водичкой или молоком, он начинает сильно кашлять (захлебываться кашлем, шумно дышит) нужно повернуть его к себе спиной, обнять одной рукой, одновременно надавливая ей же на область желудка, наклонить малыша вперед и похлопать по спинке.
  2. Если ребенок подавился молоком, водой или слюной, но предыдущий способ не помог, нужно положить его на спинку таким образом, чтобы голова располагалась ниже, чем туловище. Под грудную кость малыша кладем средний и указательный пальцы. Делаем пять нажимов, следя за тем, чтобы после каждого из них грудина малыша выпрямлялась. Нужно чередовать нажимы и похлопывания по спине из п.1. до приезда скорой помощи (см рис 2).
  3. При застревании твердого инородного предмета (конфета «сосулька» или глаз любимой игрушки) кладем ребенка на руку лицом вниз. Голова при этом должна быть ниже грудной клетки. Свободной рукой хлопаем ребенку между лопаток (рис 2). Второй вариант – берем ребенка за ножки и опускаем вниз головой. Точно так же хлопаем между лопатками (рис 3).

(рис 2) Положите ребенка на руку лицом вниз так, чтобы голова находилась ниже туловища.
Основанием ладони свободной руки сделайте 5 хлопков подряд между лопатками ребенка.
После каждого хлопка проверяйте, не удалось ли устранить закупорку дыхательных путей.
Если инородное тело не удалось удалить, переверните ребенка на спину. Положите два пальца на грудину ребенка и произведите 5 нажатий, вдавливая грудину на глубину 1-2 см и давая грудине распрямляться после каждого нажатия, не снимая с нее пальцев.
Если эти меры не помогли, еще раз позвоните в скорую помощь, убедитесь, что вызов был принят. До прибытия скорой продолжайте оказывать первую помощь, чередуйте похлопывания по спине и сдавливание грудной клетки. Если в какой-то момент ребенок потеряет сознание, начинайте делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

(рис 3) берем ребенка за ножки и опускаем вниз головой, хлопаем между лопатками

Все производимые нажатия и похлопывания должны быть несильными но резкими. При выполнении таких движений со значительным усилием у малышей до года возникает вероятность разрыва внутренних органов.

В некоторых источниках приводится в корне неверный совет – обследовать гортань ребенка пальцем и постараться извлечь инородное тело. Возможно, этот способ поможет, если застряло что-то мягкое, вата например. Но вот в большинстве случаев вы рискуете просто продвинуть застрявший предмет еще глубже и тогда без хирургического вмешательства точно не обойтись.

Первая помощь ребенку старше года

(смотрим видео в конце статьи)

Здесь самое главное – отсутствие паники. Детки старше года уже понимают больше, а потому излишняя озабоченность и нервозность только усугубят психическое состояние малыша в этот и так непростой момент.

Основные принципы оказания помощи здесь те же, что и для детишек до года. В случае застревания кусочков пищи или инородных предметов в гортани, нужно вызвать рвоту или поднять малыша за обе ноги. Хотя иногда ребенок в состоянии прокашляться самостоятельно.

Если манипуляции, перечисленные в предыдущем разделе, не помогают, укладываем малыша личиком вверх на ровную поверхность и поворачиваем его головку немножко вбок. Теперь нужно выполнить несколько нажатий на верхнюю часть живота и нижнюю часть грудины в направлении вверх. Такой способ помогает вытолкнуть застрявший предмет из дыхательных путей.

Еще способ: Проведение 5 шлепков по спине

Сядьте или станьте за ребенком и положите руку на грудь по диагонали. Наклоните малыша немного вперед, так что бы он опирался на вашу руку. Ладонью свободной руки, сделайте пять твердых и раздельных шлепка по спине ребенка, непосредственно между лопатками.

При застревании конфеты, кусочка пищи или любого другого инородного предмета для деток старше года эффективен метод Хелмича. Заключается он в следующем:

  • встаем позади ребенка (если его рост маленький – стоим на коленях);
  • обхватываем кроху руками за талию;
  • кисть одной руки сжимаем в кулак и располагаем его между ребрами и пупком малыша большим пальцем внутрь;
  • второй ладонью обхватываем кулак;
  • разводим локти в стороны и нажимаем на живот ребенка в направлении снизу вверх.

Такие движения нужно выполнять до тех пор, пока кусочек пищи не выскочит из дыхательных путей ребенка. Помните, что метод нельзя применять по отношению к деткам до года.

Нагните ребенка вперед и основанием ладони сделайте пять сильных хлопков подряд между лопатками. Между хлопками проверяйте, не удалось ли устранить закупорку. Если освободить дыхательные пути не удалось, переходите к следующему пункту.
Положите одну руку на спину, а вторую – в центр грудной клетки. Произведите той рукой, которая лежит на грудной клетке, 5 сильных нажатий, примерно как при массаже сердца, но более медленных и резких.
Если эти меры не помогли, вызывайте скорую помощь, и до ее прибытия чередуйте 5 хлопков по спине и 5 нажатий на грудную клетку.

Как быть, если ребенок перестал дышать?

Ребенок может перестать дышать из-за спазма в горле, который в большинстве случаев возникает по причине стрессового состояния малыша.

Восстановить дыхание можно следующим образом:

  • укладываем ребенка на пол на бок;
  • отклоняем его голову немного назад;
  • приподнимаем подбородок.

Если такие манипуляции не помогли, нужно незамедлительно начать выполнять искусственное дыхание. Делается оно следующим образом:

  • укладываем малыша на спину на ровную поверхность;
  • головку ребенка запрокидываем назад и открываем ему рот;
  • проверьте, чтобы во рту ребенка не было инородных тел;
  • делаем глубокий вдох;
  • накрываем своим ртом нос и рот ребенка и выдыхаем набранный воздух;
  • повторяем 2 раза. Если грудь ребенка поднимается на вздохе, то вы делаете искусственное дыхание правильно. Если грудь ребенка не поднимается, это означает, что его дыхательное горло по-прежнему заблокировано, и вы должны вернуться в процедурам первой помощи, чтобы удалить инородное тело;
  • дальше ладонь одной руки располагаем на грудной клетке ребенка между сосками, накрываем ее другой рукой и делаем резкие надавливающие движения. Каждое нажатие должно быть сильным и быстрым, а также должно вдавить грудь ребенка примерно на 5 сантиметров. Позвольте груди вернуться в исходное положение между каждым нажатием;
  • чередуем 15 надавливаний с вдыханием воздуха.

Видео - Первая помощь: как сделать искусственное дыхание взрослому и младенцу

Даже если все прошло благополучно, не стоит игнорировать помощь подоспевшей бригады «скорой». Возможно, что дыхательные пути были травмированы инородным предметом и вам потребуется помощь специалиста.

Профилактика неприятностей

Для того чтобы не приходилось в экстренном порядке удалять всевозможные предметы из дыхательных путей ребенка, нужно соблюдать некоторые меры предосторожности:

  • мягкие игрушки выбирайте внимательно – ворс должен быть не слишком длинным и вырываться с трудом;
  • игрушки с мелкими деталями отложите до более сознательного возраста;
  • с самого раннего возраста не позволяйте крохе тянуть в рот все подряд;
  • приучайте малыша есть аккуратно и не баловаться во время еды;
  • желательно исключить любые игрушки за столом, не отвлекайте детку таким образом ради того, чтобы он хорошо поел;
  • хорошо измельчайте предлагаемую ребенку еду, а рыбу и фрукты тщательно очищайте от костей и косточек.

И еще одна немаловажная деталь – не нужно кормить малыша насильно. Ребенок стопроцентно будет вертеться, вырываться и сопротивляться, а это уже лишняя возможность подавиться.

Читаем также:

  • У ребенка в ухе или носу инородное тело – правила первой помощи
  • Что делать, если ребенка покусали комары, мошки, пчелы, осы - первая помощь при укусах насекомых
  • Доврачебная помощь ребенку в экстренных ситуациях

Мы вам рассказали только о первой помощи вашему ребенку в экстренной ситуации. Как бы ни случилось, вызвать скорую помощь – мера просто необходимая. Даже если проблему удалось устранить самостоятельно, нельзя ответить однозначно – повредил ребенок дыхательные пути или нет. Консультация специалиста позволит вам лишний раз убедиться, что все в порядке.

Обязательно смотрим видео!

Видео: Что делать, если ребенок подавился. Приемы экстренной помощи

P.S. Кость в горле: тащить или проталкивать?

У соседки ребёнок подавился рыбной косточкой, она пыталась вытащить её сама, но после этого малышу стало ещё хуже. Как правильно поступать в данном случае, чтобы не навредить? Нина, Новгородская обл.

Отвечает доктор Комаровский:

Самодеятельность в данном случае небезопасна. Но оказание неотложной помощи никто не отменял: максимально ограничьте движения ребёнка, возьмите настольную лампу или фонарик, загляните в рот. Если вы видите кость, имеете под рукой пинцет и дитя ведёт себя адекватно (не сопротивляется, не орёт, нет рвоты), попробуйте её удалить. Если нет света/инструментов, не видно кости, нельзя договориться с ребёнком, не делайте ничего. Ищите доктора!

Если кость видна, но её не достать, при этом она однозначно мелкая, а боль и затруднение в дыхании умеренные, то попробуйте «протолкнуть» косточку или отделить её от слизистой оболочки хлебным мякишем или корочкой - побольше в рот, хорошо жевать и глотать крупный комок. Помогает не всем и не всегда, но подобные попытки, как правило, безопасны.

Источник: />

Слово - старшему педиатру оперативного отдела Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы, врачу выс­шей категории Ларисе Аникеевой .

Что в носу?

Увидев инородное тело в носу любимого чада, мама торопится удалить его. Но, не имея под рукой ни подходящего инструмента, ни соответствующего опыта, чаще всего проталкивает тело в глубину носовой полости, откуда извлечь его может только отоларинголог. Поэтому, если не уверены в успехе операции, обращайтесь за помощью к ЛОР-врачу сразу: днем - в поликлинику, в вечернее время - в приемное отделение больницы, где есть дежурный отоларинголог.

Нередко тот факт, что малыш засунул в нос камешек или горошину, обнаруживается не сразу. Через несколько дней после события появляются слизисто-гнойные выделения с гнилостным запахом, более обильные из одной половины носа, затрудненное носовое дыхание, храпящее дыхание во сне. Обычно мамы расценивают такое состояние как простуду и не спешат обращаться к врачу. Да и педиатру во время первого осмотра непросто догадаться об инородном теле в носу. Лишь упорный насморк, длительно не поддающийся лечению, и неприятный запах из носа заставляют заподозрить наличие постороннего предмета и направить малыша к отоларингологу, который обнаружит находку и извлечет ее.

Кость в горле

В глотку инородные тела попадают преимущественно с пищей. Наиболее распространенные предметы, которые извлекают врачи у детей, - это рыбные и куриные косточки, семечки и шелуха от них. Клиническая картина обычно настолько выражена, что сомнений у медиков не вызывает: ощущение постороннего предмета и колющая боль в горле, усиливающаяся при глотании, приступообразный кашель и рвотные движения, с помощью которых организм стремится удалить инородное тело. Усиление боли при глотании вынуждает ребенка перестать сглатывать слюну, и у малыша она вытекает изо рта, а более старший ребенок выплевывает ее. Эти признаки свидетельствуют о наличии инородного тела в глотке или в ткани миндалин и заставляют родителей обратиться к отоларингологу.

Удаление инородного тела из глотки не составляет труда для специалиста, и через несколько секунд ваш ребенок будет вновь весел и здоров.

Более серьезно обстоят дела с попаданием инородных тел в гортань и далее в трахею и бронхи. Дети часто берут в рот различные мелкие предметы и, увлеченные игрой, разговором или смеясь во время еды, втягивают их в дыхательные пути с током воздуха. Инородные тела у входа в гортань ведут к рефлекторному закрытию голосовой щели и часто удаляются самостоятельно под влиянием немедленно развившегося судорожного приступообразного кашля, сопровождающегося рвотными движениями.

Если инородное тело, проскочив этот отдел, попало в голосовую щель и перекрыло ее, происходит остановка дыхания, асфиксия и потеря сознания. Жизнь ребенка висит на волоске и зависит от ваших действий.

Пять минут на спасение

Маленького ребенка надо перевернуть вниз головой, чтобы его лицо было обращено в вашу сторону. Удерживая малыша за ноги одной рукой, другой постучите по его спинке. Проводите эти мероприятия над диваном, креслом, постелью, чтобы не нанести дополнительной травмы, если ребенок вырвется у вас из рук и упадет.

Фото: Shutterstock.com/ Ansis Klucis

Сядьте на стул, положите ребенка животом на свое левое колено, левой рукой поддерживайте его шею и грудную клетку, ноги зажмите под мышкой. Правой рукой нанесите несколько ударов между лопатками.

В том же положении надавите на корень его языка или пощекочите заднюю стенку глотки, вызывая кашлевой и рвотный рефлексы.

Ребенка старшего возраста уложите на пол и нанесите ему несколько резких ударов между лопатками.

Помните, что в вашем распоряжении всего лишь 5 драгоценных минут, и рассчитывайте только на себя! Никакая «скорая помощь», даже на волшебном ковре-самолете, не способна за это время примчаться к вам.

Искусственное дыхание «рот в рот» при наличии инородного тела в гортани будет неэффективным, так как вдуваемый спасателем воздух не сможет преодолеть существующего препятствия.

Как акт отчаяния возможен последний способ возвращения ребенка к жизни (терять-то нечего!) - острым ножом произвести разрез мягких тканей по средней линии шеи, добраться до трахеи, вскрыть ее и вдувать воздух в образовавшееся отверстие, одновременно проводя непрямой массаж сердца до прибытия бригады «скорой помощи». На такие экстремальные действия способен далеко не каждый, но «смелость города берет», и в некоторых случаях только так можно спасти жизнь человека.

Скрытая причина

Если инородное тело проскочило голосовую щель, дальнейшее развитие событий носит не такой угрожающий характер. Пуговица, горошина могут задержаться в трахее, прикрепиться к стенке, затаиться и длительное время ничем себя не обнаруживать. Разве что ребенок станет покашливать время от времени. В дальнейшем вокруг постороннего предмета сформируется капсула, сумка, которая по мере увеличения может стать причиной затрудненного дыхания, дыхательной недостаточности, длительных воспалительных процессов.

При попадании в бронх возникает спазм бронхиального дерева, который проявляется мучительным кашлем с трудно отделяемой мокротой, затрудненным «свистящим» выдохом. Затем присоединяется воспалительный процесс в виде не поддающегося лечению бронхита или пневмонии. Хорошо, если мама или сам ребенок вспомнят о возможном попадании инородного тела в дыхательные пути. Тогда с помощью эндоскопического метода исследования (бронхоскопии) можно обнаружить и удалить посторонний предмет. Но не каждая мама свяжет длительно текущую пневмонию с тем давним (месяца три назад) приступом судорожного кашля, который неожиданно случился у ребенка во время сборки конструктора.

Торакальные хирурги (производящие операции на органах грудной клетки) могут рассказать массу случаев, когда длительно находящееся в пищеводе, трахее, бронхах инородное тело давало клиническую картину онкологического заболевания, приводило к развитию хронических процессов в легких, превращая детей в инвалидов.

Несмотря на контроль со стороны родителей, с детьми время от времени могут случаться непредвиденные ситуации. Некоторые из них могут представлять реальную опасность для жизни и здоровья. Ребенок во время еды легко может подавиться: в большинстве случаев малыш самостоятельно избавляется от «не в то горло» угодившего кусочка пищи, но зачастую ему требуется помощь. Ситуацию комментирует врач-педиатр с многолетней практикой.

Как понять, что малыш подавился

Во-первых, об этом говорят широко распахнутые глаза крохи, ведь он не в состоянии совершить даже маленький глоток воздуха. Во-вторых, подавившись, малыш начнет судорожно кашлять. И наконец, что уж точно говорит о том, что необходима первая помощь в случае если ребенок подавился, он начнет синеть.

Ниже приведены еще некоторые признаки тревожной ситуации:

  • втягивание живота;
  • шипящее дыхание;
  • потеря голоса;
  • повышенное слюноотделение.

Худший случай - потеря сознания!

Нужно заметить, подавиться может не только 2-летний малыш, а и грудничок. Как правило, в последнем случае это происходит во время грудного вскармливания. Возможно, малыш просто вдохнул воздух, или получил чрезмерное количество материнского молока, которое не успел проглотить. Первая помощь если грудной ребенок подавился заключается в смене позы кормления.

Более серьезно обстоят дела с детьми, в дыхательные пути которых попадают инородные предметы: маленькие шарики, крохотные детали игрушек и прочее. Не зря производители игрушек не перестают указывать на упаковках своих товаров возраст, с которого ребенок может эксплуатировать предмет. И не стоит полагать, что присмотр родителей способен исключит внештатную ситуацию - иногда за активным карапузом и несколько взрослых должным образом уследить не могут.

Исходя из вышесказанного становится ясно, что подавиться может любой ребенок вне зависимости от возраста. Вот почему первая квалифицированная помощь если ребенок подавился должна быть изучена каждым взрослым, имеющим дело с малышами!

Что делать запрещено

Если ребенок может кашлять, плакать, говорить и вы явно ощущаете, что он дышит, это означает, что его дыхательные пути не перекрыты, поскольку в противном случае были бы невозможны подобные звуки - они связаны с прохождением воздуха по этим путям. Ребенок инстинктивно откашляет пищу, которой подавился. В этом случае любое вмешательство не нужно и потенциально опасно. Вам просто нужно успокоить малыша. «Все в порядке, не волнуйся», - скажите ему уверенным голосом, и это поддержит малыша. Помните, для ребенка вы своего рода индикатор, показывающий, есть ли повод для волнений.

Если вы встревожены, то и ребенок начинает паниковать.

Если вы заглянули в рот малышу, но не увидели у него в горле инородное тело, не пытайтесь вытащить этот предмет вслепую - вашими усилиями он может оказаться в горле еще глубже.

Когда стоит вмешаться

Ваше вмешательство необходимо, если у ребенка появляются следующие симптомы, свидетельствующие о том, что его дыхательные пути перекрыты:

  • ребенок задыхается или кожа его синеет;
  • ребенок в обмороке (и вы подозреваете, что он подавился);
  • вид малыша словно говорит: «Я подавился» (широко раскрытые глаза с выражением в них паники, открытый рот, выделение слюны);
  • более старшие дети обхватывают горло руками - универсальный знак удушья.

Как остановить кровь из носа

Несмотря на кажущуюся простоту вопроса, далеко не все знают, как это следует делать.

А если у малыша поднялась температура, стоит ли что-то предпринимать? Читайте тут.

Помогаем грудничку

Младенец может подавиться при кормлении из бутылочки в неправильном положении, крупными кусочками еды или мелким предметом. Можно поднять малыша за обе ноги или нажав на корень языка, вызвать рвоту. Если это не поможет, следует положить ребенка на животик на свою руку и ребром ладони совершить 5 похлопываний между детскими лопатками.

Если ребенок подавился водой или молоком, он может начать очень сильно кашлять или шумно дышать. Чтобы освободить дыхательные пути, необходимо:

  • повернуть грудничка спиной к себе;
  • обнять одной рукой, ею же надавив в области желудка;
  • наклонить ребенка немного вперед;
  • и похлопать по спине: от кашля наладится дыхание.

Если вышеописанные методы не помогают, положите ребенка на спину так, чтобы его голова была ниже туловища. Положив указательный и средний палец под грудную кость малютки, сделайте 5 нажимов, каждый раз давая грудине выпрямляться. Эти же действия нужно выполнять в случае, если подавился ребенок слюной. Чередуйте похлопывания по спине с нажимами на животе до тех пор, пока проглоченный предмет не выскользнет изо рта или не приедет бригада скорой помощи.

Уход за новорожденными девочками

требует соблюдения ряда нюансов. Вне зависимости от пола ребенка, большинство родителей сталкиваются с одинаковыми проблемами: например, малыш капризничает и отказывается засыпать. К счастью, существуют

шезлонги

В которых быстро успокаиваются даже самые неугомонные малыши. Если малыш все равно продолжает капризничать, стоит разобраться, что же его тревожит. Довольно часто новорожденные дети испытывают дискомфорт из-за скопившихся в кишечнике газиков: разрешить проблему поможет

газоотводная трубочка

Подавился ребенок, чей возраст старше года

Если подавился ребенок постарше, надо дать ему возможность откашляться. Если кашель не помогает, необходимо попробовать прием - удар между лопатками. Суть его в следующем:

  1. Бьющий становится за спиной ребенка. Пострадавшего необходимо наклонить почти под прямым углом вперед и держать его одной рукой за грудь.
  2. В это время второй рукой необходимо нанести ему пять ударов между лопатками. Бить надо по направлению вперед, к плечам. Удары стоит производить бережно, но эффективно.
  3. Велика вероятность того, что после трех-пяти ударов инородный предмет выйдет наружу. Если дыхательные пути ребенка освободились, он начал дышать и кашлять - необходимо дать ему откашляться для того, чтобы все фрагменты инородного тела вышли.

Если этот прием не привел к действенному результату, тогда необходимо попробовать другой способ - толчок под ребра:

  1. Ребенок стоит спиной к взрослому, смотрит вперед, вниз. В то время как одна рука обхватывает ребенка, кулак второй руки размещается в подреберной области - между пупком и ребрами.
  2. В этой позе необходимо сделать пять толчков к себе, вверх. Если ребенок крупнее взрослого, то положение взрослого не меняется, но ребенок по возможности наклоняется вперед.

Если младенцу или ребенку постарше даже после произведенных действий не удается выкашлять предмет и он теряет сознание, необходимо начать возвращать его к жизни. Для этого следует проверить дыхание и сердцебиение, в случае необходимости начинать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, а также срочно вызывать экстренную медицинскую помощь.

  1. lechenierebenka.ru
  2. deti74.ru
  3. womanadvice.ru
  4. rus.tvnet.lv

Детские болезни всегда становятся нелегкими испытаниями для самих детей и их родителей. Ведь даже самый крепкий малыш время от времени болеет. И что делать, если годовалый ребенок заболел? Даже если появились первые признаки простуды, поднялась температура у ребенка 1 года, важно не отчаиваться, а настроиться на его быстрое выздоровление. Ваша уверенность в том, что все будет хорошо, всегда должна помочь малышу в борьбе с болезнью. Чтобы снизить температуру, можно сделать обтирание салфеткой, смоченной в воде, в которую добавлен уксус, затем дать выпить жаропонижающий препарат.

Для предотвращения заболеваний важную роль играет одежда для детей 1 года . Самое главное, она должна быть комфортной, удобной. Подбирать ее надо по сезону, чтобы малыш не потел в жаркое время года, не переохлаждался в холодное. От того, как он одет, зависит здоровье ребенка 1 года. Летняя одежда лучше всего чтобы была светлой, легкой, желательно - из хлопка. Такая ткань хорошо пропускает воздух, который необходим в терморегуляции. Также одежда должна быть умеренно просторной и свободной, так как тесная одежда способствует быстрому переохлаждению и натиранию нежной кожи малыша. Зимой наиболее подойдут вещи из шерсти, одетые под комбинезон. Кутать вовсе нежелательно, ведь из-за своей активности дети потеют, а это может повлечь за собой различные простудные заболевания.

Довольно часто сейчас можно столкнуться с аллергией у ребенка 1 года. Проявляется она чаще всего покраснением, шелушением кожи. Самолечением здесь лучше всего не заниматься, а обратиться к врачу и установить причину возникновения аллергии. Аллергены могут проявлять свое действие от многих факторов, но наиболее часто из-за кормления малыша потенциально аллергенными продуктами: цитрусовыми, морковкой, клубникой. И потому в первую очередь нужно ограничивать или исключать такие продукты из рациона. При таких случаях нельзя забывать о детской одежде. Желательно, чтобы непосредственно контактирующая с кожей, одежда была из натуральных тканей, 100%-го льна или хлопка, без красителей, только белого цвета. Обязательно стирать ее необходимо только специальными детскими порошками без биосистем. Следует устранить все игрушки (особенно мягкие), в происхождении, качестве которых тайна великая есть.

С 12-месячного возраста детям делают пробу Манту, что является основным методом профилактического обследования на туберкулез. Это своего рода иммунологический тест, показывающий наличие туберкулезной инфекции. Чтобы ничего не повлияло на результат пробы Манту ребенку 1 года, следует помнить следующее: ее нельзя мочить водой или другими жидкостями, не надо смазывать зеленкой или перекисью, нельзя заклеивать пластырем. Не допускайте расчесывания «пуговок». А если уж образовались гнойничок или язвочка, их можно обрабатывать, применяя все традиционные средства.

Хочется пожелать всем родителям, чтобы вопрос: «Что делать, если годовалый ребенок заболел? » они задавали как можно реже. Пусть детки растут здоровыми, счастливыми на радость своим родным.

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!