Конспект занятия по сенсорному развитию в младшей группе детского сада. Конспекты занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Организация: СПДР №12

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

  • Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
  • Покатай матрешку в большой машине;
  • Поставь маленькую собаку возле матрешки;
  • Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
  • Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
  • Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
  • Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

УГОСТИ ЗАЙЧИКА

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

«Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.

Так же для обучения детей соотносить предметы по величине , можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое – маленькую птицу и т.п.

Форма

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов , делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением , например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Цель: Та же.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ

Цель:

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ

Цель: Та же.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

ВАРЕЖКИ

Цель: Та же

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Смотрит солнышко в окошко»

Козина Людмила, воспитатель высшей квалификационной категории комунального дошкольного учебного учреждения №254 «Теремок» г. Донецка.

Программное содержание:

Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;

Формировать представление о форме, величине и цвете;

Вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);

Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

Лук, чешуйки, лучики.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей. Скажите своим глазкам:

«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись?

(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?

(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!

(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.

Греет нашу комнату

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:

На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.

Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».

Конспект занятия «Играем и размышляем» по сенсорному развитию для детей младшей группы.

Занятие будет полезно воспитателям младших групп по обучению детей умению сравнивать и различать однородные предметы по цвету и форме.
Цель: Упражнять детей в овладении сенсорными эталонами.
Программные задачи:
развивать умение различать одинаковые и различные однородные предметы по цвету и величине,
Закрепить представление детей о круглой форме;
Познакомить с оранжевым цветом;
Формировать умение различать однородные предметы по цвету;
Воспитывать внимание.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли куклы, посмотрите какие они красивые и нарядные.
Вместе с детьми придумать куклам имена, например, Маша и Даша.

Воспитатель: Подумайте и скажите, какого цвета на голове шапочка у Маши?
Дети: Красного.
Воспитатель: Подумайте и скажите, какого цвета на голове шапочка у Даши?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сегодня у Маши и Даши день рождения? Давайте поедем с вами в магазин за подарками, а поедем мы на поезде.
Проводится игра «Поезд».
Воспитатель: Вот мы и приехали, Посмотрите, какие красивые шарики есть в магазине!
Воспитатель предлагает взять из красной коробки по одному красному шарику и подарить их Маше – у неё красная шапочка.
А из жёлтой коробки взять шарики жёлтого цвета и подарить их Даше, потому что у Даши жёлтая шапочка.
При этом воспитатель напоминает детям о том, что дети должны сказать, кому и какой шарик они дарят, например: «На Маша красный шарик». А кукла отвечает: «Спасибо, у меня теперь много красных шариков».
Те же самые действия с куклой Дашей и жёлтыми шариками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как куклы радуются подаркам, а давайте с ними поиграем.
Проводится игра «Перекати шарик друг другу».
Затем воспитатель выкладывает на столе картинки с изображением круглых предметов и предметов другой формы.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно и назовите предметы только круглой формы.
Ответы детей (помидор, мяч, апельсин).
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, к нам в окно заглядывает солнышко, оно радуется вместе с нами (показывает оранжевый кружок). Вот оно солнышко! Круглое, оранжевое.
Дети рассматривают солнышко.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно по сторонам и скажите, какие предметы круглой формы есть в группе (мяч, шарики, солнышко).
А какие предметы оранжевого цвета есть в нашей группе? (апельсин, солнышко).
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь давайте вместе с Машей и Дашей поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Игра «Солнышко и дождик».
В конце занятия воспитатель предлагает взять солнышки, приготовленные по количеству детей, провести по их контуру и повторить форму и цвет.

Занятие по сенсорному развитию

Для детей дошкольного возраста (4 этап обучения)

С умственной отсталостью.

Тема: Задания, направленные на изучение восприятия формы предмета.

Цель: Выявление способности воспринимать форму предметов и знание их названий.

Задачи:

  1. Формировать умение совершать действия направленные на выявление формы предмета.
  2. Выбирать предмет по образцу из двух предложенных, группировать предметы по образцу.
  3. Накопление сенсорного опыта.

Материал для исследования : Картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов круглой формы, конверт, кубик, деревянные шарики зеленого и красного цвета, тарелочки по цвету шариков, шарики и кубики,мисочки, карандаши, листы бумаги, мягкая игрушка Чебурашка, коробка с различными мячиками - поролоновыми, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, тканевыми, с шипами, .

Ход занятия:

Организационный момент:

В гости приходит Чебурашка.

Обыгрывание: Здравствуйте, дети!(Чебурашка здоровается с детьми).

  1. Посмотрите, кто к нам пришел? (ответ детей-Чебурашка).
  2. Правильно! Давайте поздороваемся с ним.
  3. Здравствуй, Чебурашка!(Дети поочередно здороваются с ним).
  4. Молодцы ребята, давайте пройдем и сядем все за столы.
  5. Ребята, а Чебурашка мне по секрету сказал, что он пришел к нам в гости чтобы посмотреть, послушать и поиграть с нами на занятии.

Дети, у меня есть конверт в котором лежат картинки. Посмотрите внимательно и назовите, что на них нарисовано. (Дети называют: мяч, апельсин, яблоко и т.д.).

  1. Молодцы, ребята! А скажите пожалуйста все эти предметы какой формы?

(Ответ детей: круглые.)

  1. Правильно! Посмотрите, ребята сколько у меня картинок с изображением круга. (Воспитатель показывает картинки с изображением разных кругов больших и маленьких, разного цвета и закрепляет размер и цвет).
  2. А еще ребята у меня есть необычные, «волшебные» круги. Давайте, определим на ощупь какие они...(Показывает и дает потрогать круги из бархатной бумаги, меха, гладкой пленки. Вместе с детьми называет -гладкий, шершавый, пушистый, мягкий).
  3. Ребята, Чебурашка очень хочет поиграть с вами в игру «Разложи по цвету». Вам нужно разложить шарики в тарелочки по цвету. Красные шарики в красную тарелочку, а зеленые в зеленую тарелочку. (Дети выполняют задание).
  4. Молодцы, ребята! У меня есть красивая, большая коробка в которой лежит много разных мячиков. Посмотрите какие они разноцветные, но они разные не только по цвету но и на ощупь. Давайте мы с вами определим какие они мягкие или твердые.(Дети поочередно берут мячи и называют свойство),
  5. Ребята, у всех предметов круглой формы есть свойство -они катятся. Посмотрите.(Воспитатель прокатывает мяч). Мяч катится, а сейчас я попробую прокатить кубик.(Демонстрирует). А кубик катится?(Ответ детей: нет). Почему? Потому что мяч круглый, кубик нет!
  6. Запомните-круглое катится.
  7. Ребята, а давайте Чебуращке на память подарим наши рисунки. Нарисуем мячики большие и маленькие, разного цвета. (Воспитатель раздает листочки и цветные карандаши. Малыши рисуют. По окончании работы педагог предлагает подарить рисунки Чебурашке).
  8. Итог занятия: Молодцы, ребята! Сегодня на занятии все очень хорошо занимались и я думаю, что Чебуращке у нас понравилось и он еще придет к нам в гости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе

Закрепление названий некоторых фруктов, обучение детей тому, как выделять их характерные свойства: цвет, форму, путём зрительного и осязательного обследования; использовать в речи описательн...

Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы Занятие: «Разноцветные пирамидки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нуринерский детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Занятие по сенсо...

Игровое занятие с включением проблемной ситуации. Цель: продолжать учить детей различать предметы по величине и правильно ориентироваться в понятиях "большой" и "маленький"....

Волшебная вода.

Задачи:

  1. Развитие тактильного восприятия: понятия холодный – теплый – горячий.
  2. Соотнесение понятия (температура) с сюжетной картинкой.
  3. Развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков.
  4. Соотнесение действия и символического изображения (пиктограммы).
  5. Развитие умения выполнять действия по образцу.

Оборудование:

Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д. (Могут быть разные варианты пиктограмм).

Продолжительность:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

Занятие может быть предварительно разбито на три части:

Работа с пиктограммами,

Знакомство с понятиями: холодный, теплый, горячий,

Различение неречевых звуков.

Каждая часть может быть самостоятельным занятием продолжительностью 10-15 мин.

Ход занятия:

Педагог сообщает ребенку о том, что они сегодня будут играть с водой. Спрашивает, любит ли ребенок играть с водой. Если ребенок не речевой, можно использовать формулировки: «Я знаю, ты любишь играть с водой», «Хочешь ли ты поиграть с водой?». Педагог спрашивает ребенка, где еще, кроме игр мы встречаемся (используем) воду?

Если ребенок говорит, то он отвечает и показывает соответствующую картинку. Если ребенок неречевой, он находит картинку, педагог называет изображение.

- «Воду мы пьем» - чашка,

- «Водой мы моем руки, лицо» - кран с водой,

- «Водой мы моемся, принимаем душ» - картинка с изображением душа,

- «В воде мы плаваем» - пловец и так далее (количество и набор картинок зависит от возможностей ребенка.

Бутылочка с холодной водой – холодно, ручки замерзли, неприятно.

Бутылочка с теплой водой – тепло, приятно рукам, можно поднести к щечкам и т.д.

Бутылочка с горячей водой – горячо, отдергиваем руку, опасно.

После того, как бутылочки обследованы, педагог просит ребенка выбрать и показать бутылочку с холодной водой, затем с теплой и горячей водой (идет закрепление понятий).

Педагог говорит, что он набрал эту воду в разных местах, только забыл, откуда какая вода. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и соотнести температуру воды с сюжетом картинки.

Прорубь – холодная вода,

Лето, речка – теплая вода,

Чайник – горячая вода.

Ребенок рассматривает картинки, ребенком или педагогом проговаривается сюжет картинки, делаются выводы и расставляются бутылочки с водой к соответствующим картинкам. Еще раз закрепляются понятия: холодный, теплый, горячий.

Затем педагог говорит, что играть приятнее всего в теплой воде.

(Для более сохранных детей можно провести небольшой эксперимент: смешать холодную и горячую воду, чтобы получить теплую).

Педагог предлагает ребенку подойти к ванне с водой, опустить в нее руки. Опять уточняется температура воды (какая вода теплая, холодная или горячая, закрепляются понятия).

Педагог рассказывает ребенку, что вода может издавать разные звуки:

Вода капает – руки опускаются в воду, затем поднимаются и с них стекают капельки – кап – кап,

Вода журчит – из бутылки с водой выливается вода тонкой струйкой, журчит, как ручеек,

Вода плещется – в ванне с водой проводятся интенсивные движения руками, получаются волны,

Вода булькает – опускаем пустую бутылку в ванну, и набираем в нее воду, буль–буль и т.д.

Педагог показывает каждое действие ребенку, если ребенок не сможет сам повторить, то педагог ему помогает, возможна работа «рука в руку».

Предварительный просмотр:

День и ночь.

Задачи:

  1. Стимуляция всей сенсорной сферы:

Развитие зрительного восприятия, зрительного сосредоточения, закрепление сенсорных эталонов цвета, величины;

Развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения,

Развитие тактильно-двигательных, тактильно-вибрационных ощущений.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие пространственных представлений.

Оборудование:

Пузырьковая колонна с рыбками (далее – аквариум), панно «Звездное небо», люминесцентные лампы, «сухой душ» (можно использовать разные по цвету (например: зеленые – весна, лето или желтые, красные – осень) полоски ткани или различные по тактильным ощущениям), аудиозапись «Дыхание весны» или «Волшебство леса».

Продолжительность занятия:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

Для маленьких детей и детей со сложной сочетанной патологией можно разбить занятие на две части: предварительно провести игру - занятие с аквариумом и отдельно с панно «Звездное небо», затем на последующем занятии соединить две части.

Ход занятия:

В «темной» комнате светло (подняты римские шторы или включен свет). Включена музыка.

Педагог предлагает ребенку пойти на прогулку в «волшебную» комнату. Обращает внимание ребенка, что в комнате светло. Они проходят через «волшебный лес» («сухой душ», проговариваются тактильные ощущения) и подходят к пузырьковой колонне с рыбками.

Педагог обращает внимание ребенка на колонну и говорит о том, что в «волшебной комнате» есть аквариум, а нем живут рыбки.

Аквариум выключен – рыбки отдыхают, спят. Педагог предлагает ребенку потрогать аквариум руками, говорит, что он холодный.

Педагог включает аквариум и обращает внимание ребенка на рыбок (они проснулись, плавают).

Внимание ребенка привлекается к рыбкам. Какие они? Большие и маленькие!

Покажи большую рыбу, покажи маленькую рыбку!

Какого цвета рыбки (желтые, синие, зеленые и т.д.)

Покажи рыбку желтого цвета (синего, зеленого и т.д.)

Найди и покажи маленькую желтую рыбку!

Найди и покажи большую зеленую рыбу! И т. д.

При работе с аквариумом можно закреплять сенсорные эталоны цвета и величины. Обратить внимание ребенка на изменяющийся цвет воды.

Какого цвета вода сейчас (красная, зеленая, желтая и т.д.)

Для маленьких детей и детей со множественными нарушениями возможно такое задание:

Поймай рыбку (ребенок проводит рукой по аквариуму вслед за движением рыбки). Это дает прекрасные тактильно-вибрационные ощущения, координирует работу глаз-рука.

В комнате постепенно выключается освещение или опускаются римские шторы.

Педагог обращает внимание ребенка, что пока они играли, стало совсем темно и нужно возвращаться домой. Педагог держит ребенка за руку или прижимает к себе, говорит, что дорогу домой они найдут по звездам.

Включается панно «Звездное небо». Педагог обращает внимание ребенка на звезды, говорит о том, что на небе много маленьких звездочек. Они разного цвета: белые и голубые.

Покажи белую звездочку;

Покажи голубую звездочку.

Педагог предлагает ребенку провести рукой по звездам (тактильные ощущение).

Посмотри, звездочка спряталась, ее нет (звезда закрывается рукой). Вот она появилась! (убираем руку). Предлагаем ребенку спрятать звездочку.

Включаются люминесцентные лампы и на потолке начинают светиться звезды. Комната преображается, приобретая «волшебство».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что на небе загорелись большие звезды. Они освещают «волшебную» комнату и помогут найти путь домой.

Педагог и ребенок выходят из «темной» комнаты и делятся впечатлениями.

Предварительный просмотр:

Прогулка по волшебному лесу.

Задачи:

  1. Развитие перцептивных действий.
  2. Развитие общей и мелкой моторики.
  3. Развитие представлений о форме предмета.
  4. Развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения.
  5. Развитие зрительного восприятия.
  6. Формирование бережного отношение к игрушкам, заботы о близких.

Оборудование:

Сенсорная тропа, игрушка Ежик, «Сухой душ», муляж яблока и гриба, шишки сосновая и еловая, игрушка «Шум дождя» или аудиозапись с шумом дождя, вентилятор.

Условия проведения:

Сенсорная комната (темная комната). Оборудование размещено с учетом последовательности проведения занятия.

Для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями занятие может быть разбито на более мелкие части. Например:

1ч. – прохождение по сенсорной тропе (самостоятельно, со значительной поддержкой взрослого, проговаривая тактильные ощущения);

2ч. – прогулка по лесу тихому и в ветряную погоду, может быть вариант на коляске,

3ч. – встреча с ежиком (знакомство, обследование) и т.д.

Время занятия:

15-20 - 30 минут. (зависит от степени тяжести диагноза ребенка, его включенности, для «тяжелых» детей желательно индивидуально, для более сохранных - групповое.

Ход занятия:

В комнате светло.

Педагог предлагает ребенку пойти на прогулку в волшебный лес. Но чтобы туда попасть, нужно пройти по узкой дорожке. (Педагог обращает внимание ребенка на дорожку «Сенсорную тропу», объясняет, что дорожка узкая и нужно идти осторожно).

По уз-кой до-рож-ке

Топ-топ, топ-топ,

Ша-га-ют на-ши нож-ки

Топ-топ, топ-топ.

Ну-ка ве-се-ле-е

Топ-топ, топ-топ,

Вот как мы у-ме-ем,

Топ-топ, топ-топ.

(педагог, ведя ребенка за руку, медленно проговаривает четверостишие, останавливаясь на каждом элементе «Сенсорной тропы»)

По ровной дорожке

Побежали наши ножки.

(ребенок пробегает по ковролину). Можно пройти дорожку 2-3 раза, уже без поддержки воспитателя. При движении следовать ритму голоса.

Педагог обращает внимание на подвешенный к потолку «Сухой душ». Говорит, что это волшебный лес. Обращает внимание ребенка на ласково склонившиеся «ветви» деревьев, предлагает их потрогать руками, Обращает внимание на то, что они гладкие, шелковистые, приятные на ощупь. Ребенок проводит обследовательские действия самостоятельно или совместно с педагогом.

Затем, предлагается прогуляться по лесу (ребенок совместно с педагогом / или, повторяя действия педагога / или следуя инструкции, проходит несколько раз через «Сухой душ».

Педагог проговаривает свои ощущения / ребенок проговаривает свои ощущения.

Педагог начинает понемногу раскачивать «сухой душ», говорит о том, что в лесу дует ветер, он раскачивает деревья. Деревья раскачиваются сильнее и сильнее, проходить сквозь них становится все сложнее. (Можно на «сухой душ» направить вентилятор). Постепенно ветер стихает ….

Педагог и ребенок выходят из лесу на «полянку».

Педагог обращает внимание ребенка на игрушку – ежика, говорит, что ежик живет в лесу. Далее ребенок рассматривает игрушку, трогает ее, обращается внимание на колючую спинку ежа.

Педагог говорит, что ежик в лесу собрал угощение. Ребенку предлагается рассмотреть, что же в лесу нашел еж (яблоко, гриб, шишки). Педагог предлагает ребенку потрогать предметы, проводятся обследовательские действия, проговариваются тактильные ощущения, форма предметов. Например: яблоко круглое, гладкое; шишка овальная колючая и т.д.

В комнате становится темно на короткое время, слышится сначала тихий, затем более громкий шум дождя (используется игрушка «Шум дождя» или аудиозапись. (Педагог прижимает ребенка к себе, говорит, что бы он не боялся, что лес волшебный, он поможет спрятаться от дождя).

Включаются люминесцентные лампы, комната преображается, начинает светиться волшебный лес.

Педагог предлагает ребенку спрятаться от дождя в волшебном лесу. Напоминает о том, что ежику тоже холодно под дождиком и его нужно взять с собой под деревья.

Некоторое время педагог и ребенок пережидают дождь в волшебном лесу.

Затем звуки дождя стихают. В комнате зажигается свет.

Педагог / или ребенок рассказывает, что он видел, слышал и чувствовал на прогулке.

Педагог говорит, что прогулка по волшебному лесу закончилась, и пора возвращаться домой.

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

ТЕМА: «Путешествие к морю

(с элементами релаксации)»

Учитель-дефектолог: Алексеева Т.А.

г. Петродворец

Цели:

  1. Стимуляция тактильного и тактильно-двигательного восприятия.
  2. Коррекция общей и моторики.
  3. Снятие мышечного и психо - эмоционального напряжения.

Оборудование : «Сенсорная тропа», проектор РОМПА с колесом «Подводный мир», пособие «Шум океана», водная кровать, аудиозапись «Шум прибоя».

Продолжительность занятия : 15-20 минут.

Ход занятия :

Педагог рассказывает ребенку о том, что сегодня им предстоит путешествие к морю. Море очень большое, в нем плавает много красивых рыбок. «Чтобы добраться до воды, нам нужно пройти по дорожке», - (используется пособие «Сенсорная тропа», элементы с поролоном, шариками и крупой).

Элемент с поролоном – наши ноги ступили на травку, ногам приятно, мягко.

Элемент с шариками – на нашем пути галька, это мелкие гладкие камушки. Они твердые, неровные, немного колют ноги. Будь осторожен, держи равновесие, не упади.

Элемент с крупой – вот мы и дошли до песка, он приятно покалывает наши ноги, греет их, ногам приятно (на каждом элементе задерживаемся на непродолжительное время, проговариваем ощущения).

«Здесь на песке мы можем посидеть и отдохнуть».

Педагог показывает ребенку пособие «Шум океана» и предлагает рассмотреть подводный мир: «Посмотри, какие красивые рыбы, их много. Они разного цвета и размера. Покажи мне красную (желтую и т.д.) рыбку. Покажи мне самую большую (маленькую) рыбку. Наши рыбки плавают в море. Когда на море ветер, вода бьется о песчаный берег и шумит. Послушай, как шумят волны!» (используется пособие «шум океана», имитирующее шум волн, звуки то тихие, то более громкие).

«А сейчас, ты сам можешь покачаться на волнах. Устраивайся поудобнее (ребенок ложится на водную кровать, можно включить негромко аудиозапись «Шум прибоя»). «Потрогай кровать руками, она теплая, это вода нагрела ее. Почувствуй тепло всем телом» (педагог плавно покачивает ребенка на кровати).

«Как приятно качаться на волнах. Водичка теплая и ласковая. Набегающая волна плавно поднимает тебя вверх и опускает вниз. Тебе тепло и спокойно. Твое тело расслаблено и отдыхает … Качаясь на волнах, мы можем понаблюдать за жителями подводного мира (включается проектор). Мимо тебя проплывают красивые рыбы, медузы, вот спрятался маленький краб. А это морская звезда. Как приятно лежать, покачиваясь на волнах…»

Ребенок отдыхает, слушает музыку…

«Ты хорошо отдохнул, послушал шум волн, звуки моря, а сейчас нам пора возвращаться домой» (педагог помогает ребенку подняться с кровати, спрашивает о его впечатлениях, благодарит за участие в игре).

Предварительный просмотр:

«По кочкам» (с элементами релаксации)

Цели:

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие общей моторики.
  3. Развитие чувства равновесия.
  4. Развитие координации движений.

Оборудование:

«Сенсорная тропа», пуф «Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц, аудиозапись «Звуки леса».

Продолжительность занятия : 10-15 минут.

Ход занятия :

Педагог рассказывает ребенку о том, что зайка убегал от злого волка, заблудился в лесу и попал на небольшой остров. «Выбраться с острова зайка сам не может, давай поможем ему найти дорогу домой. Да вот беда, остров окружает опасное болото. Попасть на остров можно только, прыгая по кочкам (элементы «сенсорной тропы» расположены в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга). Нужно быть очень осторожным и аккуратным и прыгать только с кочки на кочку, а иначе можно промочить ноги и испачкаться в болоте».

Педагог показывает ребенку, как можно добраться до острова. Далее ребенок самостоятельно или с помощью педагога перепрыгивает с одного элемента на другой и добирается до островка. «А вот и наш зайчик. Он без нас скучал. Погладь его, скажи: не грусти, зайка, я тебе помогу». «Но прежде чем мы пойдем в обратный путь, нам нужно немного отдохнуть. Путь через болото был трудным. Полежи немного на нашем островке, отдохни, послушай, как поют птицы (включается аудиозапись «Звуки леса»). Ветер шелестит листвой деревьев…. Как приятно отдыхать в лесу… Наш островок мягкий и удобный …..»

«Вот мы и отдохнули, пора и в обратный путь собираться. Посмотри, от нашего островка ведет узенькая тропинка (массажная дорожка), мы можем по ней перейти через болото. Держи крепче зайчика и осторожно иди по тропинке. Она узкая, скользкая, внимательно следи за дорожкой, держи равновесие. Вот мы и выбрались из леса и зайку спасли. Какой ты молодец!» Педагог расспрашивает ребенка о его впечатлениях, не страшно ли было переходить болото, какой добрый поступок он совершил….