Методическая разработка на тему: разработка занятия на тему "Духовное здоровье". Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением

Мы очень часто слышим слова “православие”, “духовность”. А что они означают? Мы употребляем много понятий, которые не имеют четкого “образа” в нашем сознании. Мы, например, говорим о Боге. Кто Он? Мы говорим о религии и о грехе. Что это такое? Что такое “духовное здоровье нации”? И почему нас интересует этот вопрос? Разве не должно быть первичным здоровье телесное? Еще в древности говорили: “В здоровом телездоровый дух”. И вдруг сейчас на первое место мы выдвигаем, кажется, нечто совсем другое.

Не так давно я прочитал очень интересную сказку, написанную маленьким “человечком”, четырехлетним Данилкой из Петрозаводска.

В лесу росло волшебное дерево. В дереве было дупло, где очень хорошо жили муравьи: в тепле, там не дул ветер, никто им не мешал. Однажды прилетела сова. Одних муравьев она съела, других разогнала и стала в дупле жить. Но однажды сова услышала стук. Птица высунулась из “норы”, посмотрела направо, налево: никого не обнаружила. Успокоилась и нырнула в дупло. Но стук вновь повторился. Сова выскочила из “норки”. Никого нет. Снова раздался стук. Маленький Данилка написал: “У совы застучало сердце, оно говорило: “Сова, зачем ты съела муравьев? Зачем ты их разогнала?”.

Мальчик сделал потрясающий вывод, перед которым, мне кажется, может склониться любой психолог и любой философ: сова была злая, а сердце у нее было доброе. Эта мысль маленького Данилки наводит на важные размышления.

Если мы посмотрим на нашу жизнь, то поразимся многим вещам. Сейчас говорят, что Россия находится в кризисе: в том, другом, третьем. Хочу успокоить: не думайте, что такое положение только в нашей стране. Ничего подобного! Будем в этом отношении спокойны. Весь мир находится в кризисе. И еще неизвестно, в какой точке земного шара он имеет большую силу.

Мы обращаем внимание на “внешние” кризисы, материальные: психологический, экономический, демографический и др. Подчас люди делают неверные выводы, утверждая, что духовное здоровье человека определяет его внешнее благополучие и чем более “духовен” человек, тем внешне он более “благополучен”. Мы часто слышим: “Бог наказал человека за грехи”. Следовательно если у меня все хорошо, я здоров и процветают дела, то я чуть ли не свят. Так ли это? Таковы ли зависимость и взаимосвязь этих двух начал? Нет.

В России преобладают трудности внешнего порядка, а на Западе “царит” комфорт жизни, – всем известный факт. Во время поездки в Австрию мы, русские, были поражены красотой Вены. Город-музей. Как спокойны люди, какие прекрасные кафе. Культурная жизнь. Что еще нужно? Меня часто спрашивают: “Алексей Ильич, на Западе такие хорошие отношения между людьми, спокойствие, а что же такие нестроения у нас, в России?!” Постоянно находясь в подобных условиях, в замечательной теплой водичке, человек и выходить из нее не хочет. Так он никогда и не выходит. “Тихо и плавно качаясь, море забудем, друзья!” Весь смысл жизни остается здесь, в “теплой водичке”. Человек отстраняется от реальности. Но она, хотим мы того или нет, стоит перед каждым человеком. Как бы мы ни закрывались от действительности, зарывая головы в песок подобно страусам перед лицом опасности, мы никуда от нее не денемся. В “теплой водичке” человеку не хочется думать о будущем. И он не думает. Я хочу рассказать, как хоронили одного из выдающихся религиозных деятелей. Он был кальвинист по убеждению. Когда он скончался, приехало много высоких-превысоких религиозных лидеров, чтобы воздать последнюю дань человеку. Церемония проходила чрезвычайно “интересно”. Все собрались в кальвинистском соборе. Поставили портрет умершего, перед которым говорили положенные речи. А в это время катафалк с телом покойного подъехал и был загнан в самый дальний угол соборной площади, чтобы никто не видел и даже внимания не обратил, где он там. Так прошла церемония, процессуально-гражданская или гражданско-религиозная панихида, после чего каждый отправился в свою сторону. Только маленькая кучечка самых близких родственников пошла к катафалку, чтобы “проводить” покойного в последний путь.

В этом комфорте жизни человек совершенно забывает, что он – существо, не вечное на земле, смертное, что он должен задуматься над смыслом жизни, над вопросом “Зачем я живу?” Ведь все идет своим чередом, необратимо, в одну сторону. Но мы даже не слышим, кто, где скончался. Комфорт внешней жизни, к которому так стремится человек, обладает предательским свойством.

Сегодня мы сталкиваемся с такими вопросами, фактами, событиями, от которых подчас содрогаемся.

Посмотрите, какие проблемы стоят перед нами в третьем тысячелетии. Получается, будто тот, кто сильнее, может делать все что угодно: и погубить любое государство, и разгромить любой народ.

Не случайно В.Я. Пропп как-то сказал: “История человечества наполнена кровью”. Но ведь человечество и каждый человек в отдельности стремится к счастью, комфорту, благополучию. Возникает интересный вопрос: так что же происходит? Откуда такой потрясающий парадокс? Мы все вместе хотим мира на земле, справедливости, счастья. Чтобы люди уважали друг друга, помогали, любили. Я хочу, чтобы ко мне хорошо относились, но не понимаю, что и я к другим должен относиться таким образом. Но что же мы видим? Чем наполнена история?

Когда после эпохи Возрождения наступила эпоха гуманизма, когда провозглашали: человек человеку Бог есть, – конечно, не сомневались, что через сто лет, ну через двести, через триста и говорить нечего – на Земле наступит рай. А что говорит история? Боже мой! В мире властвуют войны: Тридцатилетняя война, Столетняя война, дальше войны, наконец, ХХ век, на который смотрели как на вершину человеческого благополучия, залит кровью – такого количества жертв история никогда не знала.

Великое непонимание лежит где-то в “середине” человека. Он думает: могу сделать для себя благо за счет крови и страдания других людей. Помните, у Достоевского, Иван Карамазов рассказывает о мальчике, затравленном собаками? Автор спрашивает читателей: “Можно ли построить благополучие хотя бы на капле невинной детской крови?” – Нет.

Духовное – это самое ценное, что есть в человеке, – утверждает религия. Что значит “духовное”, “духовность”?

Раньше думали, что богов много, что они подобны нам, наполнены всеми страстями, присущими людям. Наш мир – это Космос, это Красота. Это Он. Это разум. Это Бог.

В богословии существует два подхода к описанию Бога. Одно из них говорит, что Бог – существо, о котором мы, к сожалению, сказать по существу ничего не можем, потому что все наши слова и понятия заимствованы из трех- или четырехмерного мира, в котором мы живем. Поэтому, что бы мы ни сказали о Боге, слова будут крайним ограничением, чуть ли не искажением Бога. Бог, в конечном счете, понятие, определяющее некий идеал, реально существующий – я подчеркиваю – идеал человеческого совершенства.

Вся история человечества говорит, что этот идеал есть Бог. Он есть дух. Как понять “дух”? Здесь мы можем провести следующую аналогию… Закон тяготения – где он? Никто не скажет? Мы в законе тяготения? Или он в нас? Мы знаем, что это такое? Мы прекрасно понимаем его действие, когда падаем и получаем шишку на лбу. Мы не видим закон, но мы себя раним, когда поступаем против него. В земной реальности закона тяготения есть некая природа нашего существа.

Один из великих святых сказал: “Бог есть и называется природой всего существующего”. Духовную реальность мы называем Богом, личностью. Но личностное существо в то же время является духовным, не материальным. Бог находится ни в каком-то созвездии. Он, как закон тяготения, все проницает. Все в Нем. Мы в Нем.

И вот величайшее открытие, которого не знала история человечества. Христианство открыло нечто, что до сих пор с трудом принимается. Бог есть любовь, и только любовь. Бог никому не мстит, никому не творит зла, не гневается для того, чтобы причинить человеку страдания. Нет. Все в мире совершается в полном соответствии с внутренним состоянием человека. Человек – богоподобное существо, и он, если хотите, может творить свою судьбу этим соответствием или несоответствием Богу. Отсюда поразительный вывод: основным законом бытия, основным двигателем человеческой жизни должна быть любовь. Любовь – это не физическая реальность, не химическая, не биологическая – это духовная реальность. Это очень важно осознать. Оказывается, тот, кто поступает вопреки этому закону, наказывает себя.

Хорошо говорить: “Любим друг друга”, а кто-то толкнул в бок, и пропала любовь. Получается, что любим тех, кто нас любит, терпеть не можем тех, кто нас терпеть не может.

Когда человек творит зло другому, он совершает поступок, равносильный третьему закону Ньютона: действие равно противодействию. Чем с большей силой я бьюсь головой о стену, тем больший вред я причиняю себе, а не стене.

Когда ученый открывает тот или иной закон, в мире начинается ликование, ему вручают престижные премии. Он открыл закон. Какое достижение. А дело в том, что, зная закон, мы можем поступать правильно, мы можем не вредить себе и приносить пользу остальным.

Кому-то любовь человека к человеку покажется несправедливой. Скажу так: справедливость является одной из форм любви человека к человеку.

Там, где не соблюдается основной закон, начинается страдание. Православие говорит, что человек как существо, созданное по образу и подобию Божию, имеет доброе сердце, даже когда он творит зло. В каждой душе, в каждом сердце горит огонек любви. Его важно увидеть в других людях.. (Вспомним сказку маленького Данилки.) Православие призывает к тому, чтобы это Добро не угасить, не захламить, а, напротив, развить.

Любовь – это не влюбленность, которую люди испытывают, а через месяц делят последний целлофановый пакет. Любовь – это свойство, как, например, свойство вкуса. Его можно погубить, а можно развить. Все свойства, которыми обладает человек, не случайны, они способны давать наслаждение. Напор чувств – это же удивительное благо. Представьте, что творится с меломаном, когда он слушает музыку, – отойдите и не мешайте ему! Человек получает наслаждение.

Итак, как и все свойства, любовь можно укротить, а можно раскрыть во всей полноте.

У человека есть несколько уровней существа. Первые два элементарные, в которых он подобен животным: физический и биологический. Психологический (третий) уровень резко выделяет человека из мира животных – это способность к эстетическому чувству и переживанию. Скажите, что проку, если человек физически здоров, а психически ненормален? Увы, нет человека. Над психологическим стоит нравственный уровень. Что проку, если человек физически здоров, но он негодяй. Да избави Бог от него. И есть еще более высокий уровень, который определяет достоинство человека, – духовный, когда душа стремится к святыне, к истине, к добру. Стремления, поиски человека определяют его духовное состояние. Православие указывает путь, с помощью которого люди могут осуществить свои стремления. Важно не забывать, что духовность и нравственность – разные вещи.

Внешнее поведение, характер отношения к людям, к делу, закону – все это мы называем “нравственностью”. Человек ведет себя безупречно, он прекрасный семьянин, никогда не ответит грубым словом, он глубоко нравственный человек. Однако этот прекрасный человек может в то же время гореть жаждой славы, жаждой богатства, может завидовать и зеленеть от того, что хорошо другим людям.

Духовность – это внутреннее состояние души, которое меняется, зависит от нашей воли, от разума, от мировоззрения. Духовность скрыта от внешнего взора. Это то, что происходит во мне или может происходить. То, что в результате способно превратить меня в совершенно другое существо.

Духовность – конечная, а не промежуточная цель жизни, то, к чему человек стремится. Дух творит себе форму. Моя жизнь, жизнь общества, народа определяется духовным состоянием, степенью присутствия того, что мы называем “истинной человеческой любовью”. Христианство говорит, как воспитать в себе любовь.

Существует целая наука. Называется она громко, подчас это слово приводит людей в дрожь, когда оно звучит, становится немножко страшно и чуть-чуть не по себе. Действительно, название у нее суровое – аскетика. Как страшно! Все думают, что аскетика – это не есть, не пить, не вступать в брак и вообще ходить опустив глаза в землю. А аскетика – просто наука о правильной человеческой жизни, центром которой является внимание к духовной стороне существования.

“Аскео” значит “упражняюсь”. Аскетика – это “упражнение”, “бой” внутри человека, благодаря которому происходит удивительный процесс очищения души от “ненормальных” эмоций, чувств, мыслей, которыми мы даже и не поделимся друг с другом, потому что подчас это гадкие вещи. Православие настаивает на чистоте души.

Кстати, должен сразу сказать, что аскетика – наука, проверенная более чем двухтысячелетним опытом. И до христианства были люди, которые уже познали, как воспитывается великое и святое свойство –любовь. Оказывается, невозможно приобрести любовь к человеку, который наполнен тем, что религия называет “страстями”.

Один из великих святых Православной Церкви сказал, что под миром нужно разуметь не человеческое общество само по себе, а совокупность страстей, которыми живет человеческое общество и человек.

О людях, живущих страстями, очень хорошо написано: смотрите, чтобы не уничтожить друг друга. Откуда в истории человечества войны? Откуда ссоры? Откуда убийства? Откуда воровство? Не от страстей ли, воюющих в нашей душе? Когда на телевидении идет пропаганда алчности, не стоит надеяться, что здесь найдется место любви. Когда я завидую, о какой любви может идти речь? Когда я притворяюсь, лгу, весь наполнен жаждой славы, богатства и прочих вещей, не ждите от меня любви. Мы уничтожаем это святейшее и чистейшее чувство, которое делает человека человеком.

Церковь, Евангелие учат: тот, кто не борется со “злыми” чувствами – завистью, осуждением, – никогда не сможет приобрести чувство любви, которое будет распространяться на всех людей равным образом. Евангелие говорит: любите даже врагов ваших. Нужно, насколько позволяют силы, к врагам относиться с великодушием, а если можно – с любовью. Когда я люблю, я счастлив. Когда я ненавижу, я, именно я, страдаю. Оказывается, путь к приобретению любви как свойства лежит через решение жить, как это положено действительно святому человеку, т.е. никому не причиняя зла, не держа в себе дурного, через борьбу с собой. Немецкий поэт XVII века, писал: “Бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед есть победа над собой. Духовность приобретается внутренней борьбой”. Не только христианство, но, я уверен, что и все религии обращают внимание на то, из чего исходит наша человеческая жизнь, чем она действительно может быть наполнена, что является ее содержанием. Религия направлена на существование человека, на душу, сердце.

Христианство утверждает, что человеческую деятельность, творчество определяет в конечном счете духовное состояние. Посмотрите, как ведут себя влюбленные. Они “окрылены”, видят всю красоту мира. Обратите внимание на человека в гневе, раздраженного, человека, мрачного духом.

Здоровье нации – это прежде всего духовное здоровье. Без борьбы со страстями, мерзостями, без чистоты души ни о каком здоровье речи быть не может. Христианство предлагает “средства” очищения любви – это Церковь, молитва, Таинство.

Сегодня же все силы души обращаются только на внешнюю сторону жизни. Мы забывали о самом главном: о душе. Что делает человека счастливым? Разве просто внешние вещи? Один священник рассказывал мне о миллиардере, который покончил с собой. Я был потрясен. Думаешь: вот, внешние блага делают человека счастливым. Оказывается, нет. В таких случаях и задумываешься, где же корень, центр, из которого может забить источник счастья человека.

Хочу закончить замечательным стихотворением английского поэта:

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним.
Но солнца нет, и по земле
Тьма стелится, как дым.
Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним.
Но нет любви, и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Если для человека идеалом является все, что написал и заповедовал П. К. Иванов, это значит, что он четко определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики - это закаливание, вегетарианство, энергия природы и энергия П. К. Иванова. Если для человека важнее всего то, что проповедует Шри Матаджи, значит, он определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики - это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит не из умения войти в воду или медитировать, а из нравственной жизни. Тело для такого человека - храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело - тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую - соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот. Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья.

Подойдем к проблеме с несколько другой стороны. Если человек считает, что видимый материальный мир - единственный мир в мироздании, что он - начало и конец его жизни, он смотрит на мир через «окошечко» материализма. Для него естественно (вольное или невольное) желание - здоровье любой ценой. Такой человек готов пойти на все, чтоб быть здоровым. Он приемлет любую оздоровительную практику, называя, например, выход в неведомые духовные области - «прорывом в дебри подсознания». Если человек считает, что видимый мир - лишь часть жизни, а основная жизнь проходит в мире духовном, он смотрит на мир через «окошечко» религии. Тогда для него годится не каждая оздоровительная практика. Например, он не приемлет методики, где происходит частичное отключение сознания (ребефинг, медитация, НЛП). Для него важно пребывать в том состоянии, которое может принять его сознание.

Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: философия духа бывает двух видов - личностная и безличностная. В зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Безличностная философия. Основой мироздания является Единая Энергия, а весь мир - различные проявления этой энергии (в том числе и сам человек). Естественно, что человек не может быть свободен от той энергии, проявлением которой он является. Тогда и его практики оздоровления должны быть конкретными. А именно, он должен делать все, чтобы «звучать» с этой энергией в резонанс. Еще точнее - он должен убрать в себе все, что мешает этому резонансу. А что мешает? Личность! Такой человек должен презирать свою личность и боготворить энергию. Для этого он использует определенные оздоровительные практики. Типичный пример - медитация, хатха-йога и прочие йоги. Один исследователь, сравнив человека с ограненным алмазом, выразился так, что медитация стирает с ограненного алмаза все грани, делая его матовым шариком. Алмаз (человек) перестает излучать лучи света. А что это за лучи? Это эмоции любви, радости, нежности, доброты, признательности, благоговения, жалости… Матовый шарик излучает лишь одно - невозмутимость и спокойствие. Личностная философия. Основой мироздания является Божественная личность. Она слышит человека, понимает просьбы, помогает ему. Ей (как личности) свойственны все самые благородные побуждения. Естественно, что оздоровительные практики человека в этом случае должны усиливать качества личности. Равнодушие, отрешенность, невозмутимость должны быть строго дозированы и ни в коем случае не быть основными проявлениями человека. В основе занятий должна лежать любовь к телу и психике. Тогда человек берет понемногу из многих оздоровительных систем только то, что годится для развития личности, и отметает то, что направлено на прием энергии («из космоса»).

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Ю. М. Иванов

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

Глава XVI ДУХОВНОЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных, и психических свойств, но достигают также развития духовной способности, или говоря правильные, получают помощь в своем

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

5.1. Духовное развитие детей Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Оккультное врачевание автора Вильям Волкер Аткинсон

Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

Из книги Система оздоровления в пожилом возрасте автора Геннадий Петрович Малахов

Духовное совершенство и Рэйки Бог обращает свои слова к каждому, но не каждый Его слышит. Но кто ищет – тот найдет рано или поздно, и каждому воздастся по заслугам. Практикуя Рэйки, я осознал, что все великие религии стремятся к одной цели. Такой вывод напрашивается сам по

Из книги Йога автора Вильям Волкер Аткинсон

Праведная жизнь (духовное здоровье) Праведная жизнь позволит человеку быть духовно здоровым, найти свое место в жизни и спокойно, осмысленно жить. Если человек это не осознает, то в пожилом возрасте он испытывает разного рода неудовлетворения за прожитую жизнь, жалеет об

Из книги Почти научное исследование по питанию праной в России автора Зинаида Григорьевна Баранова

Из книги Многие лета. Благие лета. Заповеди Андрея Ворона для долгой и радостной жизни автора Мирослав Дочинец

4.3. Духовное самосовершенствование Приступив с октября 1993 года к активной работе над собой, много занималась духовным самообразованием, черпала знания из различных мировых учений и религий, осваивала «Основы миропонимания новой эпохи» А. Клизовского, Агни Йогу, книги

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Открой сердце Духовное Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым. Бог любит радостных верующих.

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Наталья Андреевна Панина

ГЛАВА 28. Паломничество: духовное начало То, насколько глубоко религия уходит корнями в наше биологическое естество, активно обсуждалось в нескольких недавно вышедших книгах, особенно - среди атеистов, убежденных в нерациональности религиозных убеждений. Лучшие примеры

Из книги Алхимия здоровья: 6 «золотых» правил автора Ниши Кацудзо

Духовное дыхание йогов Пользуясь силой воли в соединении с ритмическим дыханием, йоги не только достигают развития желаемых ими ментальных и психических свойств, но и достигают также развития духовной способности или, правильнее говоря, получают помощь в своем

Из книги автора

Человек - существо энергетическое и духовное С древних времен восточные врачеватели исповедуют, что все в мире есть энергия и без ее правильного движения нет жизни и здоровья. Восточная медицина всегда рассматривала энергию как основной строительный материал для








Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.





Духовное здоровье в наше время отошло на второй план, и это совсем не верно. Согласно древней китайской поговорке: в здоровом теле здоровый дух, становится вполне ясно, что без психологических и духовных составляющих наше физическое здоровье — ничто само по себе, и нуждается в поддержке. Ведь недаром многие врачи говорят, что множество болезней надумано, и прочно засело у нас в голове и медленно отравляет жизнь, капля за каплей. Духовное здоровье человека — это немалая составляющая здорового образа жизни и счастливой гармоничной жизни. Меняется время, меняются ценности и приоритеты, но здоровье по-прежнему стоит на главенствующих позициях.
Итак, духовное здоровье – это совокупность норм, взглядов, убеждений, которые позволяют человеку вращаться внутри социума, контактировать с другими индивидами, и формировать свой взгляд на окружающий мир. Это также способность следовать моральным устоям, правилам и устоям негласной правды и справедливости, и возможность жить и развиваться в гармонии со своим внутренним миром. Многие люди почему-то отождествляют духовное здоровье с религией и переводят его в форму молитвы, что совсем не соответствует истине, а является лишь стереотипом общества. Чтобы быть духовно здоровым совсем не обязательно посещать церковь и молиться, нужно просто быть честным по отношению к себе и своим поступкам, постоянно стремиться к чему–то новому и развиваться.
Во многом степень вашего духовного здоровья и его сохранности будет зависеть от взглядов на мир, людей, окружение, и то как вы все это переводите на собственную личность. Также у вас должна быть способность прогнозировать предстоящие события, и находить место контакта с другими людьми и выявление точек соприкосновения с ними. Во многом духовное здоровье определяет и физическое, и неразрывно с ним связано. Подумайте сами: у человека который живет в гармонии с самим собой, окружением, у которого есть цель в жизни, и поддержка вряд ли будут проявляться вредные привычки, скверное отношение к окружающим, и желание себя уничтожить. Такие люди жизнерадостны и открыты, к ним автоматически тянуться другие, и им вовсе не надо употреблять различные виды наркотических веществ чтобы расслабиться и отдохнуть. Человек определивший себя в этой жизни и знающий куда он двигается не обременяет себя ненужным багажом отвратительных проявлений человеческой природы.
Люди которые страдают от тех или иных недугов часто недовольны собой, и они ищут причину этого в окружающих, а не в себе, пытаясь перевернуть все с ног на голову. Боятся признаться, что причина всех их неудач находиться в них. Недовольство собой часто может порождать стрессы, скуку к жизни, равнодушие к себе, а все это легко трансформируется в обжорство, алкогольную и никотиновую зависимости, и прочие мелкие изъяны, которые накопившись вместе разрушают вашу жизнь и здоровье.
Если физическое здоровье дано нам от природы, и наша задача не растерять то, что у нас есть на мелочи жизни, то духовное по сути своей – своеобразная философия жизни, которая накапливается с годами и приумножается, исходя из накопленных знаний.

Для того чтобы приумножить свое имеющееся и не сбиться с пути учитывайте следующие три жизненных принципа:

  • смысл жизни(это может быть семья, любимый человек, работа, хобби, пристрастие, другими словами, то что наполняет вас энергией и заставляет двигаться вперед, пока есть ориентир вас трудно сбить с пути)
  • помощь окружающим(делая другим людям добро и оказывая помощь, вы тем самым подтверждаете свою значимость в этом мире, поднимаете свою самооценку и продолжаете совершенствоваться и расти, а это очень много значит
  • сохраняйте эмоциональное равновесие, человек который живет ровно, и которого не бросает в море эмоций живет всегда дольше нежели неуравновешенный холерик. В вашей жизни должны быть эмоциональные разрядки, но они должны быть сбалансированными и заранее определенными и предсказуемыми.

Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

Литература.

*1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

Http://www.ioannp.ru/publications/53328