Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться. Меня не принимают! Как помочь ребёнку, если его игнорируют сверстники

Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

  • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
    Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
  • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
  • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
  • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

"В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

Я за советом... Отношения с детьми. Детская психология. Но для этого нужно серьезнее относиться к казалось бы незначительным вещам - прежде всего к собственным амбициям, уверенности в непогрешимости, постоянно сомневаться в верности собственного...

Обсуждение

Мой ё12-летний сын абсолютно такой же:-(

Я сама не сталкивалась с таким в воспитании, у нас с детьми как-то все легко проходит, без особых скандалов (хотя, конечно и они бывают). А вот моя подруга с дочкой консультируются у психолога Надежды Храмовой, она очень хороршие отзывы мне рассказывала о ней, поэтому смело вам её порекомендовать. потому что у неё была точно такая же ситуация, дочь не слушала ничего, делала всё через пень-колоду, неглупая девочка, но учиться совсем не хотела. После психолога стало намного легче с ней, она и по дому помогает и со своей мамой стала более общительной, стали вместе ходить куда-то (раньше вообще наотрез отказывалась от совместного отдыха). Я вам внизу оставлю координаты её психолога, попробуйте для начала может одной к ней обратиться, чтобы понять это отклонения или у него такой характер.

Амбиции. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Особенно если нервная система позволяет спокойно воспринимать неудачи и бледность на фоне остальных, и характер такой, что...

Обсуждение

сильной разницы не вижу, пусть идет тогда во второй, конечно же, Бауманка нынче не особо дает какие-то привилегии при трудоустройстве, наш репетитор, который вел нас с 7го класса по математике и физике,до сих пор без работы, на копейки идти не хочет, говорит, что останется пока репетировать, тут больше толку, так что....

Если он "проходит по баллам", то это не сверхамбиции, имхо. Это желание "брать по максимуму". Я такое поддерживаю))

Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Как-то всегда по умолчанию считается,что родители мечтают о счастье своего ребенка и всё Что касается родителей, очень многое нельзя знать заранее: кому-то амбиции родителей только...

Обсуждение

Может врачи, говоря о состоянии здоровья, имели в виду только что перенесенный грипп. Думаю, что родители думают и заботятся об интересах сына. Вы уверены, что смогли бы категорически запретить подростку участвовать в конкурсе? Я как-то не уверена. Предполагаю, что последствия такого запрета тоже могут быть неприятными для всех.

Ломка могла проявиться впервые. Прослушивания спиной к певцам снимаются сразу, не думаю, что он там неделю ждал
14летнего уже нельзя заставить. А значит он сам хотел и старался.
И поддержать его, пусть через ломки и обмороки (если нет паталогий и последствий) имхо, как раз обязанность родителей
ОФФ
А вот со стороны судей брать в команду явного петухастого аутсайдера по жалости- это неправильно. Проект не "большое сердце" называется или "пожалей мечту ребенка", а "голос." Имхо, неуважение по отношению к другим детям без проблем.
Мальчик занял чье-то место. Вполне возможно, в 14лет мог бы понять это. Возможно, родители должны объяснить.

трусливый и неуверенный в себе. Нужна консультация психолога. Детская психология. Уверенность в себе.. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада Как поверить в свои силы и перестать бояться неудач?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Как вы учите своих детей достойно встречать неудачи, или 6 лет - еще " детский возраст" и надо Реализовывать свои амбиции за счёт ребенка считала великой глупостью.

Обсуждение

Моя тоже хочет все время быть первой. Я не возражаю, но каждый раз объясняю, что именно для этого нужно сделать. Хочешь лучше всех бегать - да, пожалуйста, бегай:) Пойдем, запишу тебя в инфизкульт, через год будешь бегать лучше всех в классе. Хочешь плавать - пожалуйста. Тренировки четыре раза в неделю и ты будешь первой "на ефтой улице":) Хочешь быть первой не только в школе, а еще где-нибудь - не вопрос, работай. Но для того, чтобы быть первой в районе, например, тебе придется заниматься столько, что надо будет бросить это, это и это. И тогда через несколько лет добьешься своего...
Обычно очень отрезвляет, она сразу прикидывает, готова ли она так платить за то, чтобы быть первой.
Я ей никогда не говорю, что быть первой плохо, или хорошо, и вообще, я и сама не знаю, плохо это или хорошо.
Хочешь быть первой - работай. И вот на этапе систематических напряженных занятий желание быть первым во всем и фильтруется очень успешно.

оценивать успехи, а не ребенка не "ты такая молодец, что лучше всех читаешь", а "я рада, что ты умеешь хорошо читать". Я помню, как еще на подготовке к школе сынище спрашивал: "я молодец, что у меня больше всех наклеек?", я пыталась увиливать, что это очень хорошо, что наклеек так много, но это не главное, главное, что тебе было интересно на уроке и т.п.
Но... все равно проблема есть. С возрастом проходит, или смягчается по крайней мере. Меня сейчас другое беспокоит. Ребенок, если ему делаешь какое-либо замечание в 80% случаев начинает рассказывать, что "а Вася тоже...", как с этим бороться не знаю.

Нужна консультация психолога. Детская психология. Как воспитать уверенного в собственных силах и знаниях человека? (сыну скоро 4года). Когда я его ругаю (или кто-то другой) за всякие пакости детские в быту, мне кажется порой, что тем самым я его закомплексовываю...

Обсуждение

Вот способ, который подсказал мне сам ребенок своим поведением. Если коротко, то надо исходить из того, что в поведении и действиях ребенка не бывает ничего плохого - "до 13 лет все дети - ангелы"© - поэтому все, что видется взрослым в негативном свете надо превращать в светлую сторону. А предыстория была такая. Никак не могли мы научить ребенка писать после Ж и Ш букву И - упорно писала Ы, кроме того отказывалась читать слова в тексте со слогами ЖИ и ШИ. Стихотворное правило "ЖИ, ШИ пиши с буквой И" не действовало, хотя другие правила правописания ребенок применяет с легкостью. А тут отказывается наотрез. Я уже хотела жаловаться на нее воспитательнице и просить помочь, как тут заметила, что ребенок старательно выискивает в словаре слова со слогами ЖЫ и ШЫ - не нашла, начала искать их в саду в букваре у воспитательницы, которой неграмотное письмо ребенка я объяснила так - "она у нас такая упорная, пока сама в чем-то не убедится, на слово не поверит")))))

Как известно, согласно суевериям русского народа, хвалить ребенка при других, в его присутствие, считалось дурным знаком - сглазить можно. Что значит сглазить? Испортить...
Поругать при других - даже полезно: целее дите будет...
Давайте переведем это табу с языка суеверий (читай: народной педагогики) на язык современный...

Бывает, что у вашего ребенка не сложились отношения с одноклассниками. Естественное желание родителей пойти и защитить своего ребенка, помочь ему решить его проблему. Но стоит ли? Возможно, этим вы только усугубите ситуацию и окажете ребенку медвежью услугу. Что же делать родителям, чтобы помочь школьнику в решении его проблем?

Чего НЕ стоит делать, чтобы помочь школьнику с проблемами

Не пытайтесь справиться с ситуацией вместо ребенка. Дочку дразнит одноклассни­ца? Не стоит жаловаться директору школы - лучше научите девочку спокойно реагировать на насмешки. Одна оговорка - если что-то уг­рожает здоровью ребенка, родителям, конеч­но, следует вмешаться незамедлительно.

Не называйте проблему пустяком.

Не говорите, что уже завтра ребенок и не вспомнит о неприятности. Возможно, на самом деле это и так. Но для него это очень важно именно сейчас.

Не упрекайте ребенка, когда ему тяже­ло и больно. Даже если двойку он заслу­жил - сейчас не нужно перечислять, в чем ре­бенок «сам виноват». Подождите, когда он ус­покоится и сможет рассуждать логично.

Что нужно делать, чтобы помочь школьнику с проблемами

Вспомните, что у него получалось хоро­шо. Это поможет ребенку не зацикливаться на проблеме, поверить: выход есть и теперь.

Призовите на помощь чувство юмора. Например, доведите ситуацию до абсурда. Скажем, ребенок боится уколов. Опишите ему, что сначала его придет уговаривать мед­сестра, потом врач, а потом Самый Главный Врач Всей Страны будет стоять перед ним и плакать, потому что если Пете не сделать при­вивку, то Самому Главному не дадут премию.

Разыграйте «в лицах» травмирующую ситуацию. Например, возьмите на себя роль обидчика, а ребенок пусть выскажет ему то, что не смог сказать реальному «врагу».

Обратите внимание, что делает ребе­нок , чтобы успокоиться. Не «утешает» ли он себя едой, не «разряжается» ли, обижая слабого? Помогите найти более приемле­мые способы сбросить напряжение.

И последнее. Хорошо, если в жизни ре­бенку не встретится ничего страшнее кон­трольной по математике или зубоврачебно­го кресла. Но в мире есть и взрослые про­блемы и беды.

Как выяснилось, в минуты опас­ности все дети - от малышей до подростков - смотрят на то, как ведут себя папа и мама. Если родители не поддаются панике, то даже самые серьезные ситуации не вызовут у ре­бенка психической травмы. Так что справляй­тесь в первую очередь со своими стрессами. Тогда и ребенок научится владеть собой, и легко справится со школьными проблемами.

Часто дети, переступив определенный возрастной порог, перестают проявлять интерес к учебе. Такое отношение очень быстро приводит к снижению оценок и появлению других проблем в школе. В большинстве случаев вкус к учебе пропадает у подростков. Что делать в такой ситуации? Стоит ли заставлять ребенка учиться? Детским психологам знакома эта проблема, ведь она является весьма распространенной. Попробуйте использовать советы специалистов, которые дадут возможность найти подход к вашему отпрыску.

Определить корень проблемы

Для начала стоит поискать причину того, почему ребенок не хочет учиться. Это не всегда связано с ленью или тем, что чадо не любит школу. Самые распространенные проблемы подростков в школе:

  • Конфликт с учителем. Иногда школьник ухитряется испортить отношения с одним из учителей – часто это классный руководитель. Учитель тоже человек и может осознанно или нет занижать оценки подростку, который хамит или ведет себя вызывающе, что характерно для детей пубертатного возраста.
  • Отставание по определенному предмету, произошедшее вследствие болезни либо пропуска какой-либо части материала. Часто пробелы ведут к непониманию следующих разделов учебника, и проблемы нарастают как снежный ком.
  • Переосмысление жизненных ценностей. 6-9-классник просто не понимает, почему он должен учиться, и насколько важно получить качественное образование.

Есть и другие сложности, которые могут привести к нежеланию идти в школу и возникновению проблем с учебой. Однако все они, так или иначе, связаны с перечисленными факторами. Важно постараться найти время, чтобы поговорить с отпрыском, выяснить источник проблемы. Зная причину, легче искать выход.

Конфликт с учителем несложно решить, пообщавшись с педагогом. От родителей не всегда требуются какие-либо действия. Достаточно показать учителю, что вы беспокоитесь о своем ребенке, пообещать поговорить с ним дома. Учитель непременно оценит старания родителей, и ситуация может стать более благоприятной.

Отставание в учебе всегда можно наверстать. Некоторым детям легче заниматься с репетитором, а не с мамой или папой. Другим больше подходят занятия в группе, куда можно записать отстающего ребенка. Иногда младшие школьники боятся задавать вопросы учителю, переспросить о том, что задано на дом. С первоклассником нужно провести работу дома, объяснить, что поднимать руку необходимо, если есть вопросы.

Как заставить подростка учиться, если его интерес к учебе угас совсем? Обязательно поговорить с школьником, убедить в необходимости получения образования. Объяснить, что хорошая учеба даст возможность определиться в жизни, найти свой путь.

Ребенок уверен, что он хочет стать дизайнером, а значит, математика ему не нужна? Расскажите, что школьная программа является базой к получению профильного образования.

Маленькие хитрости

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мы обрисовали общее направление психологической работы с ребенком. Далее мы поговорим о различных методах, которые станут отличным способом заинтересовать школьника в учебе и заставить взяться за уроки. Для каждого ученика как 1, так и 8 класса можно подобрать индивидуальную схему стимулирования к учебе. Стоит попробовать поискать ключик к сердцу своего школьника. Как научить ребенка учиться? Мы уверены, что наши советы помогут даже в самых сложных ситуациях.

Дух соревнования

Как научить ребенка учиться, если никакие усилия не помогают? Как показывает практика, детей любого возраста легко увлечь любым предметом, создав условия соревнования. Это можно сделать несколькими способами. Например, поговорить с родителями одноклассника и предложить им поучаствовать в подобной игре. Кто из двоих (троих, четверых) детей продемонстрирует лучшие оценки в конце недели, тот получит значок лучшего ученика. Затем этот же значок может перейти к другому ребенку.

Дома можно устраивать мини-соревнования. К примеру, кто из домочадцев быстрее решит задачу, или сможет выучить четверостишие. Тут придется изучать предметы вместе с ребенком, чтобы помочь ему получить удовольствие от победы.

Режим дня

Нужно четко продумать режим дня. Так как заставить ребенка учиться почти невозможно, стоит предложить ему некое поощрение после того, как он сделает уроки. После школы ребенок может отдохнуть, сделать то, что ему нравится. Дальше нужно выделить на домашнее задание пару часов, после чего он сможет посмотреть любимый сериал. Однако следует проверять уроки и не позволять смотреть телевизор (играть в компьютерные игры), пока не будет выполнено задание (рекомендуем прочитать: ). В данном случае это сработает, как стимул успеть все сделать до определенного времени.

Материальное стимулирование

Иногда помогает материальное стимулирование. Некоторые родители придумывают сложную систему поощрений за результаты учебы. Например, за положительные оценки ребенок получает определенную сумму, а хотя бы одна 2 полностью обнуляет баланс. Либо же в начале месяца родители начисляют школьнику сумму средств, из которой высчитываются деньги за каждую отрицательную отметку. То есть чем меньше плохих отметок получит ребенок, тем большую сумму получит в конце месяца.

Не стоит бояться вводить денежное поощрение для 5-классника или ребенка старше. Некоторые психологи считают, что это научит отпрыска обращаться с деньгами, не «сорить» ими, ценить заработанное. Уметь считать деньги – полезный навык, который пригодится во взрослой жизни.

Найти друзей

Если ребенок не хочет учиться, то он наверняка желает иметь вес в обществе. Как ни удивительно, но учеба – это один из способов социализироваться. Подросток перестал общаться со сверстниками, у него мало друзей? Его можно мотивировать тем, что знания помогут ему стать интересным собеседником. К тому же, людей, которые выделяются хорошими отметками, всегда ценят одноклассники.

Привлечь внимание

Попробовать сыграть на слабостях. В 11-14 лет у детей может случиться первая любовь, что также вносит диссонанс в учебный процесс. Сыну нравится девочка в классе? Предложите ему привлечь ее внимание. Можно вместе с отпрыском сделать подготовить по какому-либо предмету, или презентацию. Желательно, чтобы тема была интересная, и весь класс с удовольствием послушает докладчика. Положительный результат станет своеобразной победой, которая будет окрылять и подарит вкус к учебе.

Уделить время

Иногда плохой учебой ребенок старается привлечь к себе внимание родителей. Так бывает в семьях, где есть грудничок, который забирает себе все внимание мамы, а также там, где оба родителя работают допоздна.

Маме или папе стоит найти в плотном графике немного времени, которое будет использовано на общение с отпрыском. Можно поиграть с сыном в настольные игры, хорошо пообщаться за чашкой чая.

Психологи отмечают, что важно не количество времени, проведенного вместе с ребенком, а его качество. То есть данный промежуток времени должен быть насыщен – разговорами, действиями, событиями. Не стоит тратить с трудом выделенные минуты на упреки и порицания. Лучше найти позитивные моменты и сделать так, чтобы ребенок с удовольствием провел с вами время.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Очень важно всячески демонстрировать ребенку свою заинтересованность в его учебе, придерживаясь выбранной линии поведения, и не отступать в сторону. Отпрыск почувствует, что мама беспокоиться о его уроках, и будет стараться порадовать ее своими достижениями.

Есть и другие поведенческие элементы, которых следует придерживаться:

  • Никогда не отказываться в помощи в выполнении домашнего задания. Иногда мама слишком занята и не может уделить сыну время. Следует дать понять, что для родителей его учеба так же важна, и стараться придать ему уверенность в своих силах.
  • Помнить о силе похвалы. Многие родители забывают поощрять ребенка. Иногда действительно трудно найти хотя бы что-то, за что можно было бы похвалить. Вместе с тем, если регулярно ругать, покрикивать и критиковать сына, он не будет стремиться достичь результатов. Непременно найдите, за что похвалить школьника, наверняка у него есть сильные стороны. Например, сделайте акцент на хорошей памяти, либо на аналитическом складе ума. Если все делать правильно, со временем, ваш ученик будет стремиться развивать природные способности, чтобы его оценили еще выше.
  • Мягко контролировать ребенка, показывая, что вам интересно, что класс сегодня проходил на уроке. Это простая психология – мотивировать собственной заинтересованностью. Очень важно сразу вникать в учебу первоклассника, чтобы впоследствии не пришлось втягиваться в учебный процесс, когда он перейдет в 6-7 класс.
  • Нехитрый способ помочь школьнику с удовольствием отправляться на уроки – купить ему рюкзак или какой-либо школьный аксессуар. Небольшая обновка может сослужить хорошую службу.

Альтернативные способы обучения

Иногда ребенок не хочет учиться, поскольку некоторые дети просто не могут приспособиться к школьным правилам. В этом случае имеет смысл подумать об альтернативных способах обучения.

Когда ваш ребенок ставит перед собой какую-нибудь задачу, одна из первых вещей, которые вы можете сделать, это помочь ему прояснить проблему или цель, над которой он собирается работать. Задавайте ему вопросы, чтобы он мог рассказать, как он видит данную ситуацию, что должно быть изменено и какие препятствия и помехи могут появиться. Примените метод мозгового штурма для выявления возможных вариантов и альтернативных путей подхода к проблеме. После того как вы разобрали всевозможные способы действия и их последствия, позвольте своему ребенку выбрать вариант или альтернативное решение, которые, по его мнению, приведут к желаемому результату. Может быть, оценить прогресс окажется непросто. Например, ребенок поставил себе целью развитие личных качеств, которые помогут ему стать лучше. Над такой целью он будет постоянно работать и никогда полностью ее не достигнет, но и к ней можно применить тот же процесс.

Поработав по этой схеме с несколькими детьми, мы были удивлены тем, как часто дети подходят к решению проблемы с совершенно другой стороны, чем взрослые. Иногда это оттого, что они работают над проблемой вместе с кем-то из друзей, а не одни, или потому что они не уверены, что обладают требуемым навыком, даже когда мы считаем, что он у них есть. Вот поэтому нам надо дать ребенку почувствовать основную ответственность за выбор варианта действия.

Ищите новые варианты и альтернативные возможности вместе со своим ребенком

Успех любого начинания частично зависит от правильного использования ресурсов. Чтобы помочь ребенку стать компетентным, мы должны научить его, куда обратиться за помощью и какие ресурсы можно задействовать для достижения целей. Когда ваш ребенок определит области, в которых ему может понадобиться помощь, научите его, как можно получить нужную информацию и как пользоваться разнообразными справками в библиотеке или в Интернете. Родители, обучающие своих детей правильно пользоваться словарями, альманахами, энциклопедиями, справочным разделом библиотеки и находить информацию в Интернете, оказывают им значительную помощь.

Если ваш ребенок решает работать над развитием какого-то личного качества, например быть более энергичным или иметь больше друзей, укажите ему на воспитателей, родственников или друзей, которые могут ему помочь. Не исключено, что ценным источником информации окажется простое наблюдение за другими. Также ваш ребенок может найти некоторые ответы в самоучителях или при обращении за мнением или советом к другим уважаемым взрослым. Ребенку важно осознать, что существует множество возможностей.

Исследования показывают, что если у ребенка, особенно подростка, помимо родителей есть еще и наставник, это обычно имеет для него огромное положительное значение. Подростковый возраст - время, когда дети хотят казаться взрослыми дня своих родителей, так что иногда они не желают делиться с ними своими заботами, но в то же время готовы выслушать мнение и совет другого взрослого. Поэтому полезно указать ребенку на другого взрослого, к которому он может обратиться за советом или помощью в различных ситуациях.

Как помочь ребенку принять наиболее подходящее решение?

1. Предложите ребенку обозначить возможные трудности, с которыми он, вероятно, столкнется в школе, - приобретение новых друзей, игра с другими детьми, общение с близким другом или необходимость принять важное решение. Поговорите о том, как он мог бы подойти к решению, что было бы для него критерием правильного решения или к кому он смог бы обратиться за советом.

2. Обсудите, как ребенок должен подойти к противоречию между собственными желаниями, надеждами и ценностями. Пусть он расскажет вам о недавно принятом решении, которым он гордится.

3. Обсудите со своим ребенком различные основы для принятия решения - например, различные учения, Библию, его личные ценности, ваши советы и ценности, государственные законы, советы друзей, его собственное интуитивное чувство того, что правильно, действия его товарищей.

4. Помогайте ребенку обдумывать и взвешивать результаты как благородного и продуманного, так и опрометчивого поведения.

«Что? Почему? Как?»

Один из способов помочь ребенку принять наиболее подходящее решение - это воспользоваться так называемым процессом «Что? Почему? Как?». Поговорите со своим ребенком о его успехах и поражениях и помогите ему ответить на следующие вопросы: «Расскажи о каком-нибудь случае, который произошел с тобой недавно.

1. Определи, что в нем было значительного. Что произошло? Что ты думал? Что ты узнал?

2. Как ты думаешь, почему так случилось? Почему все произошло так, а не иначе? Что ты сделал или не сделал, из-за чего все произошло так, а не иначе?

3. Как бы ты хотел справиться с ситуацией в следующий раз? Как по-другому ты мог бы все сделать? Каким, по твоему мнению, был бы результат? Какой выбор ты сделаешь в следующий раз?»

Таким образом вы можете использовать опыт своего ребенка в качестве учебного пособия, чтобы помочь ему попрактиковаться в анализировании того, что случилось, как он послужил причиной того, что случилось, и как можно выйти из ситуации в следующий раз. Это поможет ему научиться извлекать выгоду из своих собственных ошибок или так называемых провалов. Также это подчеркнет факт, что ему, как правило, придется держать ответ за принятые им решения.

Практические советы: как облегчить состояние ребенка с температурой и что делать при возникновении судорог.

Лихорадкой принято считать повышение температуры тела сверх верхнего предела ее нормальных колебаний в течение дня. В зависимости от температуры тела ребенка выделяют три степени лихорадки:
Субфебрильную - 37,2-38,0°С
Фебрильную - 38,1-39,0°С
Гипертермическую - 39,1°С и выше.

Нормальные значения температуры



Температура 37 градусов не является «нормальной» для всех, как нам твердят уже много лет. Это попросту неправда. Установленная «норма» весьма условна, так как показатель 37 градусов - величина среднестатистическая. У множества людей нормальная температура выше или ниже. Особенно это относится к детям. Исследованиями выявлено, что температура тела у большинства абсолютно здоровых детей колеблется в пределах 35,9–37,5 градусов и лишь у немногих составляет ровно 37 градусов.
Колебания температуры тела ребенка в течение дня могут быть значительными: вечером она на целый градус выше, чем утром. Обнаружив у ребенка во второй половине дня слегка повышенную температуру, не тревожьтесь. Для этого времени суток это вполне нормально.
Температура может подниматься по причинам, не связанным с каким-либо заболеванием: при переваривании обильной и тяжелой пищи или в момент овуляции у девочек-подростков в период их полового созревания. Иногда повышение температуры является побочным эффектом прописанных врачом лекарств - антигистаминов и других препаратов.

Как ухаживать за ребенком с высокой температурой

Дети с лихорадкой должны быть легко одеты и находиться в хорошо проветриваемом помещении, без сквозняков. Грудным детям особенно свойственна зависимость температуры тела от температуры окружающей среды, так как их организм только обучается регулировать свою температуру. Если ребенок укутан, разденьте его и укройте тонкой пеленкой.
Если температура выше 38°С, можно искупать малыша в ванне, температура воды в которой только (!) на 1°С ниже температуры его малыша (это будет горячая на ощупь ванна для человека с нормальной температурой!). Возможно совместное купание и одновременно кормление грудью.
Высокая температура и обычно сопутствующие ей симптомы приводят к существенной потере жидкости и вызывают обезвоживание. Если ребенок отказывается от еды, не забывайте его поить. Пусть это будут любимые, но полезные напитки. Детям, находящимся на грудном вскармливании, достаточно грудного молока, им надо предоставить свободный доступ к маминой груди.
При высокой температуре позвольте малышу отдохнуть, не будите его, даже если температура тела выше 380С. Сон - превосходное лекарство.
У детей постарше можно использовать потогонные средства. Как правило, это малина или натуральный темный мед, отвар липы. Перед тем как давать что-то потогонное, ребенок должен постепенно выпить не менее 100-300 мл жидкости. Лучше всего подойдет компот из сухофруктов. Лишь спустя 15-20 минут можно дать выпить малину. Когда она начинает действовать, из тела «выходит» выпитая до этого жидкость. Если же ребенок ничего не пил, малина приведет к еще большему обезвоживанию организма, из него будет «выжиматься» и без того дефицитная влага.
Затем ребенка, одетого в хлопок, надо оставить под легкой простынкой. Пот вытирать не надо - испаряясь, он охлаждает кожу. После того, как пройдет основное потоотделение, ребенка нужно переодеть и уложить спать.
Следует также помнить, что опытные педиатры уделяют больше внимания «общему состоянию ребенка», нежели показаниям термометра. Ребенка невозможно утешить? Он вял и безразличен? Он не может пить? Вот главные тревожные симптомы, говорящие о чем-то более серьезном, что может происходить с ребенком. Что же касается лихорадки, то, в определенных пределах, это лишь «нормальный и здоровый ответ» детского организма на инфекцию.

Осторожно: обтирание

Обтирание тела прохладной водой снижает температуру только на сам период обтирания (существуют научные работы, показывающие это). Кроме того, процедура очень неприятна для человека, температура которого не достигла ещё максимума, то есть она в стадии подъема.
Вот ряд причин, почему обтирания не рекомендуются для снижения температуры тела:
отсутствие доказательств стойкого снижения температуры у детей;
обтирание приводит к спазму сосудов кожи, что в дальнейшем затрудняет теплоотдачу;
обтирание может вызвать дрожь, следовательно, увеличить интенсивность обмена веществ, что приведет к дальнейшему подъему температуры.

Что делать при возникновении судорог

К фебрильным судорогам обычно склонны дети до пяти лет. Дети, испытывавшие такие судороги в этом возрасте, в последующем страдают ими редко.
Существуют крупномасштабные исследования, представленные в бюллетене ВОЗ от 2003 года, доказывающие, что назначение жаропонижающих не предотвращает возникновения судорог у детей, у которых прежде уже были эпизоды фебрильных судорог. Однако при возникновении судорог консультация педиатра необходима!
Исследование 1706 детей, испытавших фебрильные судороги, не обнаружило случаев нарушения моторики и не зафиксировало смертельных исходов. Не существует также и убедительных доказательств того, что такие судороги повышают впоследствии риск эпилепсии.
Высокая температура сама по себе не вызывает судорог. Их вызывает лишь резкий подъем температуры. Многие родители боятся высокой температуры у своих детей, поскольку заметили, что ей сопутствуют приступы судорог. Их можно понять: ребенок в судорогах - зрелище невыносимое. Тем, кто такое наблюдал, возможно, будет трудно поверить, что, как правило, это состояние не бывает серьезным. Кроме того, оно относительно редко - лишь у 4 процентов детей с высокой температурой наблюдаются судороги, и нет свидетельств того, что они оставляют серьезные последствия.
Если у вашего ребенка начались судороги, связанные с температурой, постарайтесь не паниковать. Конечно, советы давать куда проще, чем им следовать. Зрелище ребенка, испытывающего судороги, действительно пугает. И все же: напомните себе, что судороги не угрожают жизни вашего малыша и не принесут необратимого вреда, и примите простые меры к тому, чтобы ребенок не пострадал во время приступа.
Не пытайтесь давать жаропонижающее лекарство ребенку с судорогами!
Первым делом поверните ребенка набок, чтобы он не захлебнулся слюной. Затем проследите, чтобы возле его головы не было твердых и острых предметов, которыми он может пораниться во время приступа.
После этого для собственного успокоения можете позвонить врачу и рассказать о том, что случилось.
По большей части судороги длятся несколько минут. Если они затянутся, вызывайте срочно врача. Если после приступа судорог ребенок не уснет, давать ему еду и питье нельзя в течение часа. Из-за сильной сонливости он может подавиться.
Лаврищева Юлия, педиатр, гомеопат. Тажерова Анна, педиатр