Откуда пришел Новый год: история праздника и традиции со всего света. Интересные факты про Новый год. История возникновения и празднования Нового года

Листая новости в интернете, добралась до Собчак, которая не стесняясь, кидается на людей. Задумалась.

А что, если ваш ребенок однажды откроет, что противоположный пол его совершенно не интересует?

Как к этому отнесетесь вы? Как правильно отнестись? И самое наверное важное- как этого избежать?

Сильно близко к сердцу тему не принимайте, личная жизнь других меня не интересует. В пределах своей квартиры каждый может делать то, что пожелает, если это не запрещенно законом.

340

Атти

У нас в семье ребенок астматик, мы не курим. Муж бросил курить, когда родился первый ребенок.
Летом под нами заселились соседи с 2 детьми. Оба родителя курят. Весь дым оказывается у нас в ванной и туалете. Находиться там невозможно, дети кашлит начинают от дыма. Муж ходил к соседям они вроде согласны, кивают. Честно говорят, что курить на лоджии им неудобно, но курить меньше пообещали. Они очень много курят.
Однажды встала ночью в туалет, дверь приоткрыта была. Дым стеной, а самое неприятное, что дым был и в детской! Укрыла детей, проверила.
Сегодня не выдержала и заклеила вентиляцию пакетом и скотчем!((
Вони нет.
Живём на 3 этаже. Вентиляцию проверяли недавно, она впорядке.
Я уже готова шахту кирпичном заложить, пусть наслаждаются своей копотью!

234

Mila

Доброго дня/вечера/утра дорогие форумчанки/не! Поздравляю с прошедшим праздником 8 марта! Всем здоровья, счастья, семейного и материального благополучия, любви и исполнения всех желаний!!! Праздник прошел, и сейчас в вазочке стоят любимые цветочки, радуют глаз и душу... Я обожаю фрезии, гиацинты, орхидеи, тюльпаны, конечно же королеву цветов розу... А у Вас какие любимые цветы? Тема болтательная, выкладывайте фото своих любимых цветочков

220

Ольга.

Добрый день,уважаемые девочки!!С Праздничком пошедшим Вас!!!
У меня вопрос..мои друзья решили купить квартиру..предложили шикарный вариант,квартира по документам чистая,удобная планировка,комнаты светлые, изолированные,квартира продается со скидкой процентов на пятнадцать (чем все остальные по такому же метражу..в этом районе),в шаговой доступности школа и детский сад..для семьи это актуально (в семье двое детей)..муж работает тоже в этом районе..(тоже удобно)..развитая инфраструктура..но вся загвоздка в том..что окна квартиры выходят на кладбище действующее...Вот у меня вопрос..Вы взяли бы такую квартиру?! ..или поискали другой вариант..(у меня чистое любопытство)
Спасибо.

202

Пятачок)

Добрый вечер) не знаю, как у Вас, у меня вечер))
Лично я несколько активных форумчанок потеряла из виду и мне очень интересно, как у них дела. Если кто-то в курсе, напишите, как у них дела (с их разрешения).
Ну и заодно, мне интересно, как дела у форумчанок Exta, чудо из шкатулки (ник не помню).
Тема болтательная.. Грустно, у нас сильная метель, никакого намека на весну

195

Lord-of-Dance

Ничего у нас с вами не меняется - в начале 80-х, как и в предыдущие годы, в свободной продаже модной обуви нет. Ее достают у фарцовщиков, покупают за чеки, отстаивают длинные многочасовые очереди в магазинах, или перекупают у знакомых, которым после покупки не подошла по размеру (после стояния в многочасовой очереди покупали то, что досталось, чтобы не зря стоять, а потом продавали). В основном модная обувь поставлялась из стран социалистического лагеря: Венгрии, Румынии, Чехии, Болгарии. Больше ценилась югославская обувь, более мягкая, красивая. А западная - из ФРГ, Франции, Австрии - вообще была пределом мечтаний.

Во второй половине 80-х купить уже можно было многое – были бы деньги. Не в магазинах, конечно, а на вещевых рынках, которые назывались "толчками", "толкучками" (от слова «толкать» - продавать) или "барахолками". В то время "толчки" представляли собой специально отведенное место для торговли, в котором, по выходным собирались продавцы и покупатели. Эти места тогда еще не были оборудованы ни ларьками, ни столами, ни прилавками. Продавцы образовывали коридор, держа товар в руках, в середине которого медленно в одном направлении двигались покупатели, выбирая нужный товар. Откуда дровишки? Поехали к нам поляки на паровозах (а чуть позже и мы к ним), предприятия начали самостоятельную внешнеэкономическую деятельность и "у себя" можно было купить косметику, "балалайки", обувь....и пойти поспекулировать всласть.

Вот таким образом «доставали» обувь в 80-х в СССР, а теперь вспомним, какую же.

193

Обычай отмечать Новый Год зародился очень давно, в третьем тысячелетии. Своё начало он берет еще в Месопотамии. В конце марта, как только прибывала вода в реках, начинались все работы, связанные с земледелием. В то время, люди весело праздновали наступление весеннего времени 12 дней, сопровождающиеся карнавалами и маскарадами. В эти дни верили, что святой бог Мардук совершает светлые победы над силами смерти и разрушения. Этот прекрасный период символизировался свободой, прекращением работы и всяческих наказаний. Со временем, традиция новогоднего празднования перешла ко всем народам мира.

Когда начали праздновать Новый Год на Руси?


В календаре древних славян счет годам велся от «сотворения мира», которое произошло за 5508 лет до новой эры. Новый год начинался 1 марта - с началом весенних работ на полях. В Х веке (988 году) состоялось крещение Руси, а с ним пришел и новый календарь. Теперь в Древней Руси Новый год начинался по-церковному 1 марта, а по-гражданскому 1 сентября.

В 6850 году (1342 году) митрополит Феогностий отменил мартовский Новый год, оставив и для церкви, и для мирян только сентябрьский. А 15 декабря 1699 года, когда на Руси числился 7208 год от «сотворения мира», Петр I издал Указ, который предписывал «считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего, 1700 года, и в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели друг друга поздравлять с Новым годом, а день после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» считать 1 января 1700 года от «Рождества Христова».

Утром 1 января 1700 года Петр I сам командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 пушек. А вечером в темном неб е вспыхнули разноцветные огни. Так на Руси впервые встречали Новый год «по-европейски» - зимой.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в то же время отмечался праздник святки. И многие старые обряды: веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Традиции празднования Нового Года в разных странах

В старину говорили, что выпускает зима из-под коряг лесных и колод гнилых не только метели, но и нечистую силу. Потому в это необычное время гадали, творили сказочные обряды, заговаривали нечисть.

Встреча Нового года - древнейшая традиция, существующая у всех народов мира, ведь «как на Новый год, так и целый год». Поэтому и старались приготовить как можно больше угощений и подарков.

Все народы мира встречают Новый год по своим обычаям и традициям.

В Англии, кроме ёлки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.

В Италии под Новый год принято избавляться от старых ненужных вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена.

Во Франции Дед Мороз - Пер Ноэль - приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Деревянные или глиняные фигурки - сантоны - ставят возле елки.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Люцию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Люция приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке - сливки, собаке - сахарную косточку, ослику - морковь.

Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

В Колумбии главным героем новогоднего карнавала считают Старый Новый Год, он разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуале — колумбийский Дед Мороз — устраивает фейерверки.

На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, ведра, тазы и миски водой, и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

В Мексике Новый год встречают огнем праздничных фейерверков, стрельбой из ракетниц, звоном особых новогодних бубенчиков. А детям в полночь вручают вкусные пряничные куклы.

В Японии в новогоднюю ночь 108 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. Всего их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков, что в сумме и составляет 108 ударов колокола.

В Мьянме Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается так называемым «фестивалем воды», когда люди при встрече поливают друг друга водой. Традиция обливания водой — это своего рода пожелание счастья в Новом году.

Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, что предками Деда Мороза в некоторых странах считают местных гномов, распевающих рождественские песни средневековых странствующих жонглеров, бродячих продавцов детских игрушек.

Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Однако среди предков старца был и вполне реальный человек. В IV веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. По преданию, он был очень добрым человеком. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. Однако, вскоре после этого, церковь, в которой он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря он стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Джон Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

О праздновании Рождества

Если в Новый год было принято поздравлять всех знакомых, то на Рождество визиты делались только близким родственникам и друзьям, что еще раз говорит нам о семейном характере праздника.

Правила приличия конца XIX в. не позволяли избегать этих визитов, так как считалось, что « для поддержания хороших отношений » они просто необходимы. На Рождество было принято дарить конфеты, или какие-нибудь полезные вещицы.

Если вы хотите, чтобы праздник Рождества вновь вернулся, - впустите его в свой дом, в свою семью. Начните с того, что расскажите детям о происхождении праздника и о том, как отмечали его в России раньше. Детям будет интересен обряд сочельника с его зажженной свечой на окне и необыкновенно простой и очень вкусной едой. Стол можно украсить оригинальными композициями из веток и свечей.

За столом, после еды, можно устроить чтения вслух, которые также очень любят дети. Для этого хорошо подобрать рассказы и сказки, которые так и называются в литературе - рождественские, святочные.

Не забудьте в рождественские праздники о визитах в семьи ваших родных и друзей, о подарках, которые дети могут получить от красавицы-елки. Обязательно включите в программу праздника прогулку по зимнему городу или парку, визит в театр или на концерт. Создайте свою собственную традицию, о которой бы с детства знали ваши дети, ощущали ее теплоту и уважали ее, желали бы в будущем продолжать ее уже в своих семьях.

Классический облик Деда Мороза

Согласно описанию этнолога Светланы Васильевны Жарниковой, классическому Деду Морозу свойственны следующие черты:

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Наверняка, многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных « младших братьев» . Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-нибудь из зарубежных аналогов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом), лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом, выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Т рехпалые перчатки и варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

Обувь - сапоги серебряные или красные, шитые серебром. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от « подделки» . Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае, он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки.

Посох - хрустальный или серебрённый « под хрусталь» . Витая ручка так же серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям: фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменила его очертания.

Снегурочка - это уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Как правило, это девушка, одетая в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко, и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить « правильный костюм» .

Вот такая удивительная история и интересные традиции у Нового Года!


Откуда пришел обычай встречать Новый Год


Откуда пришел обычай встречать Новый Год?

Новый год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать.
Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.
Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие - наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина.
Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает корабль-море и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера).
Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию.
В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вам что-нибудь напоминает эта символика? Ну, конечно, Георгия Победоносца на гербе Москвы).
От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы, а дальше к нам, в Америку и Австралию.

Откуда произошел праздник Нового года?

Приехавшие в Израиль эмигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана . Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» нерелигиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых - начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили на улицу… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего-то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние - особенно. Ой сколько же их было! Главная - «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было непросто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, чтобы желание, загаданное под бой Курантов, исполнилось…

Но вот прошло время, и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать-двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, чтобы освоиться на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.

Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как-будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…

В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно неспеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января - выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого, и к местным традициям приобщиться можно: например, понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобьется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда - какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине лютеранского протестантва, новогодний праздник также называют «Сильвестер» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднетства - фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения - просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев - на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

Эта дата и является началом летоисчесления принятого Григорианского календаря. Но, оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Йешу, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н. э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н. э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января - в качестве «Новогоднего Дня». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которыми следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н. э. - 14 н. э.), считавший себя богом.

Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам.

А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313-315 н. э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304-335 н. э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых». Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», - днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

В течении Средневекового и Постсредневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма : сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

В средние века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты, связанной с рождением и обрезанием Иисуса существовал еше один день начала года - 25-е марта - «День Возвещения» - день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марию, о том, что она забеременела от бога и родит сына.

В 1582 году, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502-1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, названный впоследствии Григорианским и отличащийся от Юлианского календаря тем, что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т. е. 1600, 2000, и т. д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты, установленной ранними язычниками в месяце Януса - январе. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых тем же Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» - места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. ниже).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено спецраспоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, - как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически ненагруженным праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую - может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» - день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сам же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января - выходной - или стыдливо именуемуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в дествительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что Ханука предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

История новогодней елочки

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую - довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив, понимаешь: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если наблюдаешь подобную картину в доме, где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»? Какой «традиции» отдают дань те, кто украшают тебя?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой, ну или… почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка преобрела сравнительно недавно, и совсем она не похожа на то, что было в начале. Лишь слегка покопавшись в истории, вдруг с ужасом начинаешь осознавать, что эта самая елка не что иное, как священное дерево идолопоклонников, адаптированное христианами, - было взято на вооружение большевистской пропагандой для «мягкого» промывания мозгов.

Давайте попытаемся распутать эту длинную цепь метаморфоз…

Язычники с древних времен поклонялись деревьям как идолам, совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы превозносили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне - березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще: в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи.

Среди из главных языческих праздников, у этих народов были 22 декабря (день зимнего солнцестояния) и 25 декабря (день наиболее раннего захода солнца) несомненно связаные с поклоненем солнцу и культом деревьев, единстенно зеленых в эту пору года.

Как известно, ранние христиане с целью привлечения как можно большего числа последователей часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому деревьям.

До сегоднящнего дня широко распространен обычай католиков и протестантских христиан вывешивать на дверях венки из еловых или сосновых веток на дверях своих домов.

О том, где и кем была заведена «рождественская елка», существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах накануне рождества, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с середины 17-го века. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Тогда же появился ангелочек венчающий елку. Но тон задавали все-таки немцы - это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлемой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, порядковый номер совпадает с еврейским), а 20 декабря - издал указ о праздновании 1 января Нового года, - 1700 года от рождения Йешу (Иисуса).

Но, видимо уж, Россия такая страна, в которой все как в зазеркалье переворачивается с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо, если бы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил рождественскую елку как «вражескую немецкую затею».

Ну а вскоре грянула и Октябрьская революция. Придя к власти, большевики развязали борьбу против религии, которая велась абсолютно и бескомпромисно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с религией.

Как известно, в конце 19-го - начале 20-го веков начался отход евреев Центральной и Восточной Европы от соблюдения традиции. Поначалу это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и «свобод», полученных еврейским населением, когда такие страны как Франция, Германия, Голандия и др. признали евреев своими полноправными гражданами. Эта свобода создала почву для распросранения движения Аскала (Просвещение), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения», и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира».

Рассказывают, что к пламенному ревлюционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг - всемирная революция грядет! Скоро не будет границ и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я - не еврей! Я - интернационалист!». На что рав Мазе ответил: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».

При партии большевиков была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация, состоящая из молодых евреев-коммунистов, чьей задачей было выявлявлять евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще всего несколько лет назад учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы, психушки, и т. д.

Таким образом для евреев, попавших под колесо Советской власти, процесс отхода от многовековой традиции своего народа приобрел просто гигантские масштабы.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода о запрете елки. Но пролетарская борьба с предрассудками не смогла искоренить «влечение к зелени» в русском народе. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить, использовав «лесную гостью» для коммунистической пропаганды.

28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин - только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке - пятиконечная, с серпом и молотом. Елка очень быстро проникла повсюду - в дома, кинотеатры, клубы… Так елка получила новое название - теперь она стала «новогодней», скрывая свое «религиозное происхождение».

Елка оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Во всяком случае так казалось. А елка быстро и глубоко укоренилась в быту.

Жить в ситуации, когда существует негласная квота на прием евреев в институты и на работу, еврей - первый на очереди на увольнение и т. д., было, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем! Так выросло несколько поколений «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Но вот «железный занавес» пал, и советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного «пресса» и «5-ой графы» в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» - кто я: русский я, или я еврей.

Да и времена изменились! Развал советской власти дал возможность религии выйти из подполья. Даже члены современного Российского правительства ходят в церьковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001 .

Все это заставляет задуматься: что для нас означает «новогодняя елка» язычников и христиан, запомнившаяся нам в версии советской пропаганды? Есть в ней глубокий смысл, или это просто так: загадал желание с боем часов… а через несколько дней от этого и памяти не осталось?..

Можно часто услышать от представителей старшего поколения выходцев из Советского Союза, что они обладают некой системой моральных и духовных ценностей, не связанной ни с какой религией. Но стоит лишь начать разбираться, о чем идет речь, как вдруг открывается, что всем высоким моральным принципам их научили родители, а тех, в свою очередь, их родители… и так эти корни уходят далеко в поколения, - еврейские поколения. Эти корни связывают нас с тем, что было у Еврейского народа до этих самых трех-четырех поколений, выросших в атмосфере нигилизма и атеизма.

Ну а что же мы - те, кто покинул Страну Советов детьми или молодыми людьми? Ведь сейчас и у нас уже растут дети! Стиль жизни родителей и их система ценностей являются основой для взгядов на жизнь их детей, в том числе формируя отношение к религии.

Если новогодняя елка будет неотъемлемой частью жизни родителей, то какое же влияние это окажет на детей? И не имеет значения, назовут ли они ее истинным названием: Christmas Tree (рождественская елка), или непонятной «новогодней»!

Но ведь Christmas (рождество) является праздником религиозным! Не просто каким-то там, о одним из главных христианских праздников, празнующим рождение Йешу (Иисуса) - главного христианского идола!

Так что-же получается? Хозяин дома считает себя евреем, а христианский символ в доме поставил?

А что с детьми? Что усвоят они с елочкой посреди дома? Не подтолкнет ли это их (не дай Б-г) к религии, где с елочкой все в порядке…

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней, опять-таки, реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И, конечно, не скажешь, что праздники эти скучны: окунувшись в их веселье еврейских праздников - маскарад в Пурим (в первую очередь - для взрослых, а не для детей!), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в или поиск афикомана в Песах , - можно легко это почуствовать…

На первый взгляд может показаться, что Новый год встречали с момента сотворения мира. Однако это далеко не так. История данного праздника насчитывает 25 веков. Первые упоминания о Новом годе, как о торжестве, появились в Месопотамии. Некоторые ученые считают, что именно шумеры первыми начали отмечать Новый год в третьем тысячелетии до нашей эры.

Новый год стал частью культуры древних вавилонян. Люди приступали к обработке земли в конце марта, после того, как Тигр и Евфрат наполнялись водой. На протяжении 12 дней проходили торжества посвященные наступлению времени побед бога Мардука над силами смерти. Данный праздник сопровождался маскарадами, карнавалами, шествиями. В это время запрещалось вершить суды, наказывать рабов, трудиться. Клинопись на древних табличках рассказала ученым, что это были дни полной свободы, мир будто переворачивался вверх тормашками. Рабы превращались в господ.

Как славяне узнали об этом празднике? Ученые доказали, что иудеи, которые находились в вавилонском плену (в период правления Навуходоносора), украли этот сюжет и вписали в свою Библию. Именно от иудеев традиция праздновать новый год перешла к грекам, а через них к народам, проживавшим в Западной Европе.

По указу Петра I в России новый год стали отмечать с 1 января 1700 года. До этого праздник отмечали 1 сентября. Этот праздник с зеленой елкой (однако, при Петре елку не украшали), карнавалами, мишурой полюбился русским людям. Сегодня это самый долгожданный праздник. Кстати, раньше вместо елей и сосен украшали другие деревья. Это были вишни в кадках. В то время было принято считать, что все деревья наделены силой и в них живут духи. Развешивая на деревьях все возможные подарки и угощения, люди тем самым задабривали мистических существ. Елка всегда занимала почетно место среди деревьев. Её считали «мировым деревом», она являлась символом возрождения из мрака и темноты. Вместо игрушек на ветки вешали различные поды, например, яблоки, были символом плодородия, орехи – успехи в торговли, яйца – благополучие и гармония.

Обычай украшать дом еловыми ветками пошел от Петра I. В 30е годы XIX века елки можно было увидеть только в домах немцев, живших в Санкт-Петербурге. К концу столетия елками стали украшать городские улицы, дома до 1918 года. Как известно с приходом Советской власти начались гонения на церковь, и елки, как символ Рождества (религиозного праздника) были запрещены до 1935 года. В 1949 году 1 января стало выходным днем. Так что елками стали украшать дома не так давно.

У нас вы сможете заказать ,