Рефлексы новорожденных - все о послеродовом восстановлении. Что делать, если ребенка донимает рвотный рефлекс при приеме пищи

В этой статье:

Четвёртый месяц жизни готовит вашего малыша к новым познаниям. Теперь ребёнок уже не похож на беспомощного грудничка. Он издаёт звуки и умеет демонстрировать свое настроение, удовольствие или неудовольствие с помощью интонации.

Детские колики остались в прошлом. Сон нормализовался. Появился интересный и вкусный прикорм. Всё вокруг стало ярче, чётче и заманчивее. Теперь, когда малыша ничего не беспокоит, он начинает осваивать новые умения – ползать и тянуться за игрушками.

Как выглядит ваш ребёнок в 4 месяца

Конечно, ваш малыш самый красивый, умный и совершенно особенный, но все же он должен соответствовать некоторым стандартам. Для детей в этом возрасте есть определенные нормы веса, роста, продолжительности сна.

Мальчики обычно
бывают слегка тяжелее девочек, а значит, и немного крупнее. Средняя норма веса четырёхмесячного малыша – 5-8 кг при росте от 60 до 65 см. Поскольку зубы ещё не режутся, а ночные беспокойства, обычные для младенцев, уже ушли на второй план, ночной сон ребёнка может составлять полные 8 часов. Днём малыш может спать до 2 часов непрерывно или два раза по 30-60 минут.

Рефлексы новорожденного и новые рефлексы малыша в 4 месяца

К четырём месяцам ребёнок начинает перерастать первичные рефлексы, моделировать и совершенствовать их. Что происходит с хватательным рефлексом? Он не пропадает, а начинает искать цель. Если раньше ребёнок интуитивно сжимал кулачок, когда ему попадались любые, самые разные предметы, то теперь он стремится схватить именно то, что ему больше нравится. Если ваш малыш цепляется за всё яркое,
цветное, продолговатое, пищащее, то это верный признак хорошей моторики.

У ребёнка до 4 месяцев активно работает рефлекс самосохранения. Если хлопнуть ладонью рядом с ребёнком так, что поверхность даст вибрацию, ребёнок резко раскинет конечности, а потом, как цветочек в бутон, соберётся обратно. К 5 месяцам этот рефлекс пропадает, так как дети уже отличают разные звуки и осознают присутствие родителей.

Грудной младенец, перевернутый на животик, начинает рефлекторно ползти, если к его пяточкам приложить ладонь. К 4-му месяцу рефлекс исчезает и появляется желание ползать самостоятельно.

Не забывайте, что в назначенный срок ребенка необходимо показать участковому педиатру. Он проведет базовый осмотр и определит, соответствует ли норму исчезновение рефлексов, которые не должны больше беспокоить вашего малыша. Прикосновением указательным пальцем к позвоночнику ребенка доктор проверит рефлекс Таланта и рефлекс Переза и при их наличии даст направления к невропатологу и на стандартный массаж. Пока ребёнок маленький, не стоит упускать из вида даже такие мелочи, как детские рефлексы, ведь они очень важны для его правильного развития.

Умения ребенка в 4 месяца


В этом возрасте еще слишком рано оставлять малыша в сидячем положении, но можно делать упражнения с подтягиванием за ручки из положения лёжа.

Эмоции четырёхмесячного ребёнка

Ребёнок в 4 месяца может реагировать на мамин голос, руками и ногами активно помогая себе выразить радость от того, что узнал родственницу. «Гулит», издаёт глухие и открытые звуки. Формируется память о материнской груди, ведь она означает вкусную еду. Формы и очертания груди
выучены; при виде неё малыш замолкает и ожидает начала кормления.

В 4 месяца ребёнок испытывает обиду, ощущает испуг, начинает проявлять сознательный интерес к вещам с целью изучения предметов.

Ребёнок уже узнает свое отражение в зеркале. Теперь ему нравится разглядывать себя в нём, трогать голову, носик, ощупывать тело.

Малыш в 4 месяца знает голоса и запахи, запоминает образы. Но стоит немного поменять свой внешний вид, как вы станете неузнаваемым для ребёнка. Даже если родная мама наденет очки, малыш может испугаться незнакомого человека рядом с собой.

В 4 месяца ребёнок становится более привязанным к маме
или к человеку, который находится с ним постоянно. Начинает чувствовать его внутренний мир и эмоции. Он насторожен в отношении новых лиц, но общение его интересует всё больше.

К четырём месяцам ребёнок начинает реагировать на яркий свет и различать основные цвета: зелёный, желтый, синий, красный. Слух развивается и различает шорохи, мелодии, голоса. Ребенок отличает голоса близких от незнакомых тембров.

Что делать с четырёхмесячным малышом?

Многие хлопоты, такие как кратковременный ночной сон, частая смена цвета и консистенции стула, бесконечные возлежания на маминых руках, уходят на второй план. Ребёнок хочет развиваться
и познавать мир. Его сон сокращается до 15 часов в сутки. Основное время сна приходится на ночь, а 2-4 часа – на дневное время суток.

Если малыш в чем-то отходит от норм, не выполняет одно или несколько из описанных выше обязательных действий, нужно обратить на это внимание и для своего спокойствия как можно скорее обратиться к врачу. Тогда возможные проблемы, скорее всего, будет легко устранить специальным массажем или упражнениями.

Каждый человек имеет условные и безусловные рефлексы. Первые появляются с опытом, мы рефлекторно отодвинем руку от горячей чашки. Во втором же случае речь идет о тех навыках, которые даны человеку от рождения. Природные рефлексы новорожденного помогают врачам анализировать состояние малыша. Попробуем разобраться, что и в каком возрасте кроха должен делать.

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно , оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Все рефлексы крайне важны, они заложены природой, и ослабевают тогда, когда теряют значение.

Безусловные рефлексы по месяцам

Все безусловные рефлексы появляются сразу после рождения, а вот период угасания у всех разный. Некоторые рефлексы, такие как дыхательный или глотательный, остаются на всю жизнь, другие затухают достаточно быстро. Чтобы маме не приходилось запоминать каждый навык, можно воспользоваться следующей таблицей.

Название рефлекса Период угасания (по месяцам)
Сосательный До 3-4 лет
Хоботковый До 3
Глотательный Не угасает
Защитный До 1.5
Бабкина До 2-3
Поисковой До 3-4
Хватательный До 3-6
Опоры До 7-8
Шаговый До 2-3
Задержки дыхания До 4-5
Бабинского До 1-2 лет
Галанта До 3-4
Робинсона До 3-6
Переса До 3-4
Моро До 4
Галанта До 3-4
Ползанья До 4

С тем, что умеет новорожденный и что он может, мы определились. Также вы теперь знаете, как проверять те или иные рефлексы. Осталось узнать, когда автоматизмы могут быть ослаблены или отсутствовать вовсе, когда стоит бить тревогу.

Причины нарушения рефлекторных функций

Все автоматизмы уникальны. Если сосательный или поисковой рефлекс могут не проявляться только потому, что малыш в этот момент не голоден, то спинальные реакции должны проверяться в независимости от настроения или состояния ребенка.

Причиной ослабленных рефлексов может быть:

  • Сложные роды, травмы;
  • во время беременности или родов;
  • Нарушения работы ;
  • Детский церебральный паралич;
  • Нехватка кислорода в мышечной ткани;
  • Травмы спинного мозга;
  • Употребление медикаментов, влияющих на нервную систему;
  • Парез.

Слабость реакций наблюдается у малышей, родившихся раньше срока. Если же рефлексы совсем отсутствуют, то это повод бить тревогу и обращаться к врачу.

Что делать, если рефлексов нет

Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу. Он оценит общее состояние малыша, возьмет во внимание генетические заболевания, течение родов и беременности. Стоит помнить, что резервы детского организма очень велики, поэтому при наличии травм, рефлексы выработаются чуть позже нормы.

При проверке реакций маме стоит помнить:

  1. Незначительное усиление рефлексов может быть вызвано нервной возбудимостью, малыш мог плакать или активно играть. Попробуйте повторить тест, когда ребенок немного успокоится.
  2. Оральные реакции выражены в период кормления, сытый ребенок может не проявлять интереса к груди или бутылочке.
  3. Реакция на раздражитель должна быть симметричной.

Также стоит учитывать индивидуальные особенности малыша. Если какая-либо реакция снижена, но состояние ребенка в норме, он хорошо себя чувствует, то это может быть особенность малыша, не будет нести никаких негативных последствий для организма.

Сниженные реакции необходимо постепенно и регулярно вырабатывать. Для этого стимулируйте активность крохи. Например, для разработки хватательного навыка периодически вкладывайте что-нибудь в ладошку малыша.

Важно! Регулярные упражнения помогут ребенку научиться хватать, ползать, вставать, ходить.

Подводя итоги, может ли новорожденный не иметь рефлексов? Это крайне редкие случаи, говорящие о серьезной патологии. В остальном реакции могут быть лишь снижены. Обратитесь к врачу, он определит причину отклонений, назначит лечение. Если же сниженные автоматизмы – это индивидуальная особенность ребенка, то в ваших силах развить их.

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, - это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции - щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Ваш малыш такой крошечный! Кажется, все, что он умеет, — это есть, спать и громко оповещать мир о своем дискомфорте. Что же пытается увидеть доктор, проделывая различные манипуляции — щекоча вокруг крошечного ротика, надавливая пальцем на ладошку, похлопывая по поверхности, на которой лежит ребенок?

Что такое рефлекс?

Любой рефлекс представляет собой ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Звучит, казалось бы, несколько сложно, но попробуем разобраться. Любая периферическая клеточка любого органа и любой ткани организма ребенка содержит рецептор, способный воспринимать раздражение. Рецептор передает полученную информацию далее — по чувствительным волокнам (отросткам) нервных клеток. Следующие звенья рефлекторной дуги — центральная часть — нервный центр, т.е. нервные клетки, воспринимающие возбуждение и передающие его дальше. Здесь импульс встречают двигательные нервные клетки, и они в ответ на этот импульс приводят мышцу в движение. Таким образом, по рефлекторной дуге запускается и выполняется своего рода команда, определенное действие. Сама рефлекторная дуга — это совокупность образований нервной системы, участвующих в возникновении рефлекса.

По этому принципу рефлексы определяют жизнедеятельность организма любого человека, в том числе и ребенка. Но в случае с безусловными, врожденными рефлексами их рефлекторная дуга заложена еще до рождения в конструкции нервной системы. Формирование же условных рефлексов происходит в течение всей жизни, на основе приобретаемого жизненного опыта.

Приведем простой пример. Любопытный малыш заинтересовался еще не остывшей маминой чашкой. Прикосновение к горячему — и вот уже рефлекторно одергивается рука. Как это происходит? Информация «Горячо! Опасно!» от рецептора, расположенного в коже, передается чувствительному нейрону, и далее по цепочке — двигательному нейрону, который «будит» ту или иную мышцу. Рука ребенка одергивается.

Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности (т.е. при нормальной работе всех ее компонентов) может реализоваться рефлекс. В качестве примера безусловного рефлекса можно привести реакцию ребенка первых месяцев жизни на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое малыш поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот — так реализуется поисковый рефлекс.

Большинство рефлексов новорожденных отражает эволюционную и индивидуальную возрастную зрелость ребенка, что позволяет доктору судить о функциональном состоянии организма малыша в целом и, в частности, о состоянии его . Лишь некоторые из них имеют определенное значение для обеспечения жизнедеятельности, например, сосательный и верхний защитный рефлексы.

Что увидит доктор

Проводя осмотр , педиатру необходимо удостовериться в сохранности некоторых основных безусловных рефлексов — сосания, глотания, поискового рефлекса, верхнего защитного рефлекса, верхнего хватательного рефлекса. А детский невролог в 1 месяц проведет полный последовательный , чтобы убедиться в отсутствии поражений еще незрелой, но уже структурно сформировавшейся нервной системы новорожденного.

Для начала доктор оценит внешний вид ребенка. Здоровый новорожденный имеет позу полуфлексии (ножки и ручки полусогнуты в коленях и локтях), что связано с физиологическим, то есть свойственным данному возрасту повышением тонуса мышц — сгибателей рук и ног. При бодрствовании малыш совершает спонтанные движения — периодически сгибает и разгибает ножки, хаотично машет ручками, реагирует на громкие звуки, яркий свет.

У недоношенных детишек снижены спонтанная двигательная активность (хаотичные движения рук и ног, реакция на свет, звуки) и мышечный тонус, а безусловные рефлексы (это все рефлексы новорожденного, о которых мы расскажем ниже), как правило, угнетены.

О каких же рефлексах идет речь и как они оцениваются? Основные физиологические рефлексы делятся на оральные и спинальные. Рефлекторная дуга первых замыкается на уровне головного мозга, вторых — на уровне спинного мозга.

Оральные рефлексы новорожденных

К оральным рефлексам относятся следующие.

Сосательный — вложенную в рот соску или грудь матери малыш начинает активно сосать. Сохраняется в течение первого года жизни, затем угасает.

Поисковый (рефлекс Куссмауля) — в ответ на легкое штриховое раздражение угла рта ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Угасает к 6-7-й неделе жизни.

Хоботковый — при легком и быстром ударе пальцем по губам ребенка губы выпячиваются в виде хоботка (происходит сокращение круговой мышцы рта). Угасает к 2-3 месяцам.

Ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) — относится к смешанным, орально-спинальным рефлексам. При надавливании на обе ладони, ближе к возвышению большого пальца, ребенок открывает рот, наклоняет голову, сгибает плечи и предплечья, как бы подтягиваясь к кулачкам. Ослабевает к 2 месяцам, угасает к 3 месяцам жизни.

Отсутствие или угнетение этих рефлексов говорит о поражении центральной нервной системы различного происхождения.

Необходимо отметить, что на выраженность этих рефлексов значительно влияет то, голоден или сыт малыш. Здоровый голодный ребенок будет реагировать активно, сначала в поисках источника раздражения области вокруг рта, а затем жадно схватывая грудь матери (или соску). Сытый же малыш будет реагировать менее активно. Поэтому обязательно проинформируйте доктора о времени кормления крохи, а также о количестве принятой пищи.

Чтобы визит прошел максимально информативно для специалиста и комфортно для ребенка, маме лучше заранее позаботиться о том, чтобы комната была прогрета не менее чем до 22-24°С, осмотр желательно проводить не раньше чем через полчаса после кормления и при естественном освещении.

Спинальные рефлексы новорожденных

Верхний защитный рефлекс — при выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону, делает несколько качательных движений и пытается приподнять голову, восстанавливая таким образом свободный доступ воздуха в носовые пути.

Сущность рефлекса заключается в предотвращении нарушения внешнего дыхания, для чего и происходит подъем головки и изменение положения ее у новорожденного, лежащего на животе. Это один из важнейших рефлексов, который, наравне с сосательным, поисковым и глотательным рефлексами новорожденных, изначально обеспечивает крошечному человечку способность к выживанию в новой для него среде обитания. В норме защитный рефлекс выражен с первых часов жизни, у детей с поражением нервной системы снижен или отсутствует. Угасает к 1,5 месяцам жизни.

Рефлекс опоры, выпрямления и автоматической ходьбы — если малыша, держа за подмышки, приподнять, то сначала ребенок сгибает ноги во всех суставах; при соприкосновении ног ребенка с опорой он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Рефлекс опоры угасает к 3 месяцам. Если при этом ребенка слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук (автоматическая походка новорожденного). Рефлекс автоматической походки физиологичен (нормален) до 1,5-месяцев. К 3 месяцам жизни эти реакции угасают, и только к концу первого года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить. У детей с поражением нервной системы автоматическая походка задерживается (остается) надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) — если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка — он рефлекторно отталкивается от нее и ползает более активно. В норме данный рефлекс вызывается с 3-4-го дня до 3-4 месяцев жизни, затем — угасает.

Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) и рефлекс подвешивания (Робинзона) — вложенные в руку малыша пальцы мамы или доктора ребенок захватывает, прочно удерживает и сжимает. Иногда схватывание вложенных в ладонь ребенка пальцев взрослого настолько сильное, что малыша можно приподнять на вытянутых руках. Рефлекс физиологичен до 3-4 месяцев.

Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского) — аналог верхнего хватательного рефлекса. Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе); если же пальцем произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев. Угасает к 12 месяцам.

Рефлекс объятия (обхватывания, рефлекс Моро) — вызывается различными приемами. В частности, ударом рукой по пеленальному столу на расстоянии 15 см от головы ребенка или внезапным шумом. В ответ на это сначала малыш разводит руки, разжимает пальцы кистей, выпрямляет согнутые ноги (1-я фаза рефлекса). Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение, ребенок может обхватывать себя руками (2-я фаза). В норме 1-я и 2-я фазы рефлекса в зависимости от времени осмотра и состояния ребенка могут быть выраженными неодинаково. Вызывается с первых дней жизни, физиологичен до 4-5 месяцев.

Рефлекс Таланта — при проведении большим и указательным пальцами вдоль позвоночника ребенка с двух сторон в направлении от шеи к копчику он дугообразно изгибает спину и голову в сторону раздражителя. Рефлекс вызывается с 5-6-го дня жизни и остается в норме до 3-4 месяцев.

Рефлекс Переса — лежащему на животе ребенку проводят пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок поднимает голову, у него проявляется поясничный лордоз (изгиб позвоночного столба вперед), он поднимает таз, сгибает руки и ноги. Иногда ребенок начинает кричать, наблюдаются мочеиспускание и дефекация. В норме отмечается до 3-4 месяцев. При поражении центральной нервной системы наблюдается угнетение рефлекса. Обязательно проверяется неврологом наряду с другими спинальными автоматизмами.

Угнетение или отсутствие вышеописанных спинальных автоматизмов является тревожным признаком, говорящим о возможном поражении центральной нервной системы на уровне спинного мозга.

Позотонические рефлексы

Эти рефлексы характеризуют способность новорожденного ребенка адекватно перераспределять мышечный тонус в зависимости от изменения положения тела. В норме они угасают по мере того, как малыш самостоятельно овладевает основными двигательными навыками — способностью поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна) — вызывается при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой обращено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы — при пассивном сгибании головы новорожденного повышается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдается обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги. Асимметричные и симметричные шейные рефлексы наблюдаются у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс — в положении ребенка на животе нарастает тонус в сгибательных мышцах: голова приводится к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Через несколько минут эта поза сменяется плавательными движениями, переходящими в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка рефлексов окончена. Ваш малыш выдержал один из своих первых маленьких экзаменов, и надеемся, что на «отлично». Однако если выявлены настораживающие признаки (отсутствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наоборот, их наличие в сроки, когда тот или иной рефлекс должен уже угаснуть), то врач предложит вам дополнительное обследование. Чаще всего — это ультразвуковое исследование головного мозга — эхоэнцефалография. Если изменения выявлены педиатром, то он назначает консультацию невролога, а тот, в свою очередь, дополнительные исследования.

Родителям самим не стоит проверять у малыша рефлексы — действия, предпринимаемые для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса), могут вызывать резкий дискомфорт и беспокойство малыша. И все же, если вы считаете ту или иную реакцию малыша настораживающей, обязательно скажите об этом доктору.

Правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач, который при оценке ситуации и состояния малыша учитывает не только конкретные проявления, но и условия, в которых проводилось исследование, другие показатели состояния здоровья малыша, а также историю беременности, родов и еще такого недолгого, но все же развития крохи.

Если вас или доктора насторожили какие-то отклонения от нормы, то при следующем осмотре обратите особое внимание именно на эти нюансы. Помните, что ребенок в этом возрасте меняется каждый день, и, как мы уже упоминали, проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Зайниддинова Рабият врач-неонатолог, канд. мед. наук, Научный центр здоровья детей РАМН, г. Москва
Статья предоставлена журналом о беременности и родах «9 месяцев» № 1, 2009

Врожденные рефлексы

Они активно используются во время домашних занятий массажем с малышом.

Поисковый рефлекс
Сохраняется до 3 месяцев. Если вы гладите уголки рта малыша, он опускает губы и поворачивает головку в сторону раздражителя - таким образом вы можете стимулировать его повернуть голову в ту сторону, куда вам требуется.

При таком нарушении, как кривошея, поворот головы - очень полезное упражнение.

Хоботковый рефлекс
Если постучать пальцем по верхней губке ребенка, в ответ произойдет сокращение мускулатуры, и губки сложатся, как хоботок. К 3-4 месяцам этот рефлекс угаснет.

Если к 4 месяцам рефлекс не угас - нужно обратиться к врачу.

Сосательный рефлекс
Этот рефлекс имеется у всех новорожденных детей. Ребенок сразу после рождения берет грудь.

При наличии патологии рефлекс может быть снижен или отсутствовать.

Ладонно-ротовой рефлекс
При надавливании на ладошку ребенок открывает рот, он может согнуться до пояса, наклонить шею. К 3 месяцам рефлекс угасает.

Хватательный рефлекс
Вложите свой палец в ладонь ребенка - в ответ он сильно сожмет его и даже может слегка подтянуться, удерживая на весу свое тело. Во время сосания рефлекс усиливается - малыш крепко держит ручками грудь или бутылочку с едой.
Этот рефлекс не угасает; к 4-5 месяцам он сменяется осознанными действиями: ребенок хватает игрушки, пальцы ваших рук, вцепляется в волосы. Затем начинает удерживать предметы и игрушки, перекладывать их из одной руки в другую.

Если ребенок к 5 месяцам не берет игрушки и не удерживает их, обратите на это внимание врача.

Может, у него снижен тонус мышц или, наоборот, кулачки так сжаты, что пальчики не раскрываются, и малыш не может взять игрушку. В таком случае помогут как раз массаж и гимнастика.

Рефлекс Робинзона
Он близок к хватательному рефлексу. Ребенок крепко держится за пальцы взрослого, его можно даже приподнять. Хорошая выраженность обоиз рефлексов способствует быстрому развитию мышечной силы в руках.

Нижний хватательный рефлекс
Нажмите на переднюю часть подошвы новорожденного - в ответ он согнет пальчики. Этот рефлекс исчезает к 9-11 месяцам, но может сохраняться и до года.

Рефлекс Моро
Если вы включите яркий свет и попробуете потянуть на себя край пеленки, лежащей под головкой ребенка, он раскрывает ручки, растопыривает пальчики, затем снова скрещивает ручки на груди. И так может повторить несколько раз. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а после 4 месяцев угасает.

При наличии патологии ребенок может раскрыть ручки, а затем очень медленно вернуть их в первоначальное положение.

Рефлекс Галанта
Положите новорожденного на животик и пощекотите пальцем спинку вдоль позвоночника - в ответ малыш изогнется дугой в сторону, откуда почувствует раздражение, а ножка с этой стороны распрямится. Рефлекс хорошо выражен у всех здоровых новорожденных и сохраняется до 2-3 месяцев.

Рефлекс Переза
Уложите ребенка на свою ладонь лицом вниз. Слегка надавливая, проведите пальцем по позвоночнику от копчика до шеи. В ответ на это возникнет лордоз (изгиб в поясничной области), ручки и ножки разогнутся, голова поднимется. К исходу 3 месяца рефлекс исчезает. Если ребенок к концу 1 месяца жизни плохо поднимает головку, лежа на животе, можно специально вызывать этот рефлекс - получится очень полезное упражнение. Обязательно придерживайте головку.

Рефлекс опоры
Если взять ребенка под мышки, придерживая головку, он рефлекторно согнет ноги в тазобедренных суставах и в коленях. Теперь поставьте ребенка на опору, и вы увидите, что он разгибает ноги и плотно, всей стопой, упирается в поверхность стола.

Если ребенок реагирует иначе, необходимо проконсультироваться с врачом.

Например, вы ставите ребенка на опору, а он подгибает ноги или одну ставит, а другую подгибает. Или ставит обе ножки, но не на всю стопу, а на носочки, пятки при этом приподняты. Еще один вариант - скрещивание ножек. Все это может означать снижение или, наоборот, повышение тонуса мышц, возможна и другая патология. Рефлекс, если его не стимулировать, угасает к 1,5-2 месяцам.

Рефлекс автоматической походки
Взяв ребенка под мышки, поставьте его на опору. При легком наклоне тела вперед ребенок начинает делать шаговые движения. Дети очень любят “ходить”, поднимая высоко ноги; переставляя их, они перешагивают через предметы. Это очень полезное упражнение: когда ребенок начнет ходить самостоятельно, он не будет “шаркать” ногами, цепляться за препятствия - он их перешагнет. Если этот рефлекс не поддерживать, то он угаснет к 2 месяцам. Но если начать заниматься с ребенком, он возродится.

У детей с энцефалопатией рефлекс может быть снижен или совсем отсутствовать.

Рефлекс ползания Бауэра
Новорожденный ребенок, уложенный на животик, стремится ползти вперед. Если вы подставите руки к его стопам и слегка надавите на них, ребенок начнет отталкиваться и “ползти”. К 3-4 месяцам этот рефлекс угасает. Но, если его стимулировать, то к 5 месяцам или чуть позже ребенок начнет ползать самостоятельно. Ползание - очень важный этап в развитии малыша. Во время ползания уравновешиваются тонусы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, тренируются мышцы рук, ног и спины.

Защитный рефлекс
Ребенок, уложенный на живот, поворачивает голову в сторону. Поэтому не бойтесь укладывать на живот здорового новорожденного. Более того, выкладывание на живот полезно для мышц спины, шеи, живота.

ТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ - мышечные реакции малыша на ту или иную позу.

Лабиринтный тонический рефлекс
У ребенка, лежащего на спине, повышается тонус мышц-разгибателей спины и передней поверхности ног. Ребенок при этом лежит свободно, ручки и ножки выпрямлены.
Лежа на животе, малыш сгибает шею, наклоняет голову; ручки и ножки согнуты под животиком. Рефлекс может сохраняться до 4-5 месяцев. После 4-5 месяцев, лежа на животе, малыш играет, тянет ручки к игрушкам, пытается ползти; при этом ноги его выпрямлены.

Шейный тонический симметричный рефлекс
При опускании головы на грудь повышается тонус мышц-сгибателей передней поверхности - ручки выпрямляются, а ноги сгибаются в коленях. Держится рефлекс до 3-4 месяцев. Если ребенка одной рукой взять под мышци и поставить на опору спиной к себе, а голову немного запрокинуть, то он будет активно двигаться - распрямит ноги.

Шейный тонический асимметричный рефлекс
Если ребенок лежит на спине, то рука, к которой он поворачивает голову, выпрямляется, а другая рука сгибается в локте. К 2-3 месяцам этот рефлекс исчезает.

Если рефлекс отсутствует, обратитесь к врачу.

Рефлекторные повороты головы, таза и туловища
Если вы возьмете ножки ребенка и попробуете перевернуть его со спины на живот, новорожденный перевернется всем туловищем сразу. А после 4 месяцев повороты будут происходить уже в три этапа. Сначала малыш поворачивает голову, затем туловище и только потом таз. Если малыш сначала поворачивает таз, то после этого он заносит одну ножку за другую, затем поворачивает туловище и, наконец, голову.

Если после 4-5 месяцев ребенок не может поворачиваться, необходимо помочь - проводить массаж и гимнастику.

ПРИОБРЕТЕННЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Лабиринтно-установочный рефлекс
Это первый рефлекс, который развивается на 2 месяце жизни. Ребенок начинает поднимать голову, лежа на животе, и удерживать ее. Постепенно укрепляются мышцы шеи, малыш привыкает держать голову: так ему удобнее играть с игрушками и ползать. А чтобы рефлекс развился, ребенка нужно с самого рождения поворачивать на живот, поддерживая его головку, тогда мышцы шеи окрепнут раньше. Сначала малыш будет поднимать головку и тут же ронять ее, но очень скоро научится все дольше удерживать ее.

Установочный шейный цепной асимметричный рефлекс
Ползание по-пластунски - очень важный этап. Ребенок самостоятельно совершает движения всем телом, ручками, ножками, при этом нормализуется тонус мышц, развивается крупная мускулатура, уравновешиваются тонусы мышц-сгибателей и разгибателей.
Вставание на четвереньки. Сначала укрепляются руки, развивается чувство равновесия. Затем ребенок начинает передвигаться на четвереньках, знакомясь со своей комнатой, квартирой, а “заодно” тренируя координацию и разгружая позвоночник.
Усаживание с четверенек. Ребенок может подолгу раскачиваться, стоя на четвереньках, и вдруг подгибает одну ногу и садится на бедро и попу. Первое время, чтобы сохранить равновесие, он упирается ладошкой, а другую руку поднимает вверх, тем самым координируя положение тела.

Если установочный шейный цепной асимметричный рефлекс развивается правильно, ребенок, после того как научится садиться, сразу же будет пытаться вставать, цепляясь руками за опору.

Рефлекс Ландау (парение на животе)
Положите ладони под животик малыша и поднимите его: он поднимет голову и ноги - словно парит в воздухе. Это упражнение так и называется - парение. Если малыш не поднимает ноги и голову, значит, мышцы шеи, спины и ягодичные мышцы слабые и их нужно укреплять. Рефлекс присутствует у детей в возрасте 4-8 месяцев.

Рефлекс Пейпера (парение на боку)
Положите ребенка боком на ладонь и приподнимите. При этом головка ребенка повернется на другой бок, а ноги выпрямятся.

Если ребенок 4-5 месяцев не выполняет эти движения, обратитесь к специалисту.

Учтите, что некоторые дети могут бояться парения, поэтому сначала поднимайте ребенка невысоко и очень аккуратно. А перед этим расскажите ему, что вы собираетесь делать. Не сомневайтесь, даже самый маленький ребенок обязательно поймет вас и не будет бояться.
Таким образом тренируется вестибулярный аппарат.

Подошвенный рефлекс
Вызывается штриховым раздражением кожи по наружному краю подошвы сверху вниз. При этом у малыша сгибаются пальцы стопы. У детей до 1 года - 1 года 5 месяцев в ответ на штрихование подошвы происходит не сгибание пальцев, а веерообразное разведение и разгибание.

(из книги Егороврй В.В. "Беби-массаж и беби-гимнастика от рождения до года")