История оригами в японии. Увлечение для утонченных женщин: искусство оригами и его виды

Оригами — одно из самых удивительных хобби, позволяющих погрузиться в удивительный мир фигур, сделанных из обычного листа бумаги. Обязательно попробуйте себя в этом занятии!

Японская культура привлекает своим символизмом и изяществом. Гейши, театр кабуки, икебана. С трудом удается понять, каким трудом создается вся эта культура! Познакомьтесь и вы с частичкой тонкого японского мира, ведь освоить различные виды оригами из бумаги может каждый. Это увлекательное хобби можно смело внести в , оно развивает ум и аккуратность, успокаивает мысли и дарит мир вашей душе.

Оригами: история возникновения

Искусство создания фигурок из бумаги зародилось в Японии много веков назад. История возникновения оригами тесно сплетена с историей бумаги и уходит корнями в древность. Тогда сложенные модели могли себе позволить исключительно богатые, знатные люди. Бумага стоила дорого, и все, что из нее было сделано, имело церемониальный характер. Каждая фигурка оригами была наделена особым значением.

Вскоре, когда бумага стала относительно дешевой, оригами применяли как отличительные знаки социальных классов. Различных фигурок становилось все больше, схемы их создания передавались из поколения в поколение. И сейчас любой желающий может насладиться всеми прелестями погружения в это занимательное хобби.

Сегодня оригами - это тысячи различных моделей разного уровня. В интернете есть множество схем оригами для новичков и экспертов. Этот древний вид творчества развивает усидчивость, аккуратность, точность, внимательность. Оно подойдет спокойным, уравновешенным людям, которые в работе забывают о времени.

В складывании бумаги они найдут себе покой и отдых. Удивительно, как через определенную последовательность действий из обыкновенного листа бумаги получается птица, кролик, змея, цветок. Радость создания, превращение простого в сложное, вот что вас ждет в этом старинном японском искусстве.

Что нужно для занятий оригами

Складывание оригами не требует каких-либо специальных материалов и приспособлений, как, например, или . Вам достаточно одного чистого листа и немного терпения. Если вы новичок, у вас может появиться вопрос - какая бумага лучше? Тут никаких секретов нет, для большинства простых и средней сложности моделей подойдет обычная офисная и писчая бумага.

Вы можете использовать листы газет, журналов, кальку, оберточную бумагу, крафт, салфетки, фольгу. Здесь ваша фантазия ничем не ограничена. Но все же обратите внимание, что материал должен хорошо складываться, держать форму и не скользить, иначе вам будет трудно работать. Также заметьте, что специальная бумага для оригами (как, впрочем, и обычная детская цветная) имеет две стороны - лицевую и внутреннюю, так проще выполнять сложные модели.

Техника и виды оригами

Перед тем как начать работу, вам нужно обязательно ознакомиться с системой условных обозначений. Она универсальна и все схемы описания моделей создаются с ее помощью. Она состоит из различных стрелок, линий, точек и символов.

Кроме условных знаков, существует несколько постоянно используемых базовых моделей, таких как книжка, треугольник, двойной квадрат, воздушный змей, катамаран, рыба и некоторые другие. Многие даже простые фигуры основаны на этих базовых формах. Выучив их, вы существенно ускорите свою работу.

Технология оригами основана на системе складок, сгибов, перегибов и поворотов. Кроме простого складывания существует мокрое оригами и складывание техникой «бутерброд». У каждого вида оригами есть свои особенности.

При сгибании бумага смачивается чистой водой. Прием может использоваться для облегчения сгибания нескольких слоев бумаги или для фиксации плавного изгиба модели (например, изгиб хвоста).

Техника «бутерброд» подразумевает использование бумаги, склеенной с фольгой. Такой способ позволяет складывать сложные модели, где требуется большое число сгибов. Фигурка, сложенная с помощью «бутерброда», более долговечна и лучше держит форму.

Теперь, когда вы знаете все о бумаге, технике, стрелках и базовых формах, самое время выбрать модель. Начать следует с того, что существуют различные виды оригами из бумаги. Это:

  • классическое оригами - модель складывается из квадратного бумажного листа без использования клея и ножниц;
  • киригами - модель складывается из листа любой конфигурации с использованием ножниц и трафаретов (например, всем известные снежинки из бумаги);
  • модульное оригами - модель, созданная из нескольких предварительно сложенных модулей;
  • простое оригами - облегченные модели, созданные для новичков.

Вам выбирать, что больше по душе - классика форм или поп-арт киригами.

Как правило, на сайтах схемы разделены по группам - простые, средние, сложные и «для экспертов». Начните с простых моделей. Если они не вызовут у вас затруднений, переходите к более сложным. Совершенствуйтесь в своем хобби. Со временем у вас получится даже гигантский дракон из схемы в сотню шагов. Вы можете создавать собственные схемы и публиковать их на различных источниках, делиться с коллегами-оригамистами.

Польза для души и подходящий подарок

Занятия оригами вырабатывают усидчивость и успокаивают, словно . Складывать фигурки можно всей семьей, дружно проводя вечера в гостиной. За складыванием фигуры несложно забыть о проблемах, скоротать время в дороге или в очереди к врачу. С этим хобби несложно найти новых друзей не только в своем городе, но и в других странах. Есть интернет-клубы, объединяющие любителей восточного творчества.

Это прекрасные игрушки для малышей, бумага экологически безопасна, а многообразие моделей поражает. Главное, что в такой подарок вы вкладываете свое время и положительные эмоции. Этого ни за что не купить. Все, созданное вами с добрыми мыслями, принесет только счастье и радость.

Мастер-классы по оригами

Чтобы вы смогли не только ознакомиться теорией, но и закрепить полученные знания на практике, мы подготовили для вас , выполненных в различных техниках. Переходите к понравившимся работам и четко следуйте инструкциям авторов.

История искусства оригами

Сакура, сумо вкупе с танкой, оригами, кимоно, икебаной и шашками го восхищают и интригуют. Украинцев в том числе.

(Газета «Зеркало недели», Киев, 2003 г.)

Как уже упоминалось, оригами – это искусство складывания из бумаги без ножниц и клея. Ори в переводе с японского – «складывать», ками – «бумага», а также «божество».

Еще в Древнем Китае бумагу использовали по-разному, в том числе и в религиозных обрядах. Так, в глубокой древности во время похорон было принято вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб, чтобы обеспечить достойное пребывание умершего в ином мире. Однако позже из бережливости реальные вещи были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в любом китайском магазинчике). Из бумаги изготавливали и разнообразные полезные вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При этом использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из листов бумаги не получило в Китае такого мощного развития, как в Японии. Именно Страна восходящего солнца стала настоящей родиной этого искусства. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзэн-буддизма.

Буддисты впервые обратили внимание на «незначительные» детали и уничтожили деление мира на «высокое» и «низкое» (в отличие от западного мировоззрения). Они сосредоточились на преходящем с целью уловить в мелочах дыхание вечности, ибо все в мире взаимосвязано. Последователи буддизма искали в простейшем проявление единой и неделимой истины – макото. По их глубокому убеждению, любая малость содержит Истину, и надо только научиться ее обнаружить. В буддийском понимании разные пути к Истине не конкурируют между собой, а, скорее, дополняют друг друга.

Японские буддисты разработали поразительные способы, позволяющие увидеть Истину. Они открыли самый верный ее признак – красоту. На этом пути они смогли увидеть красоту недолговечности повседневных вещей, особую прелесть налета времени на них. Оригами возникло не в Китае, где также был распространен дзэн-буддизм (кит. чань), потому что китайцы искали истину в другом направлении, там не существовало би-до – пути красоты, то есть представления о красоте как пути к Истине.

Красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX–XII веках, в эпоху Хэйан (794-1185), и даже обозначили ее особым понятием – моно-но-аваре. Это открытие идет от синто – традиционных японских верований, согласно которым каждая вещь, каждое явление, даже слово, содержат в себе ками, божество. Бумага, сделанная ручным способом, была в то время изысканным и ценным материалом, который использовали в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Считалось, что ками охотно поселяется в чем-то необычном – тем более в закрученной мудреным зигзагом бумажной ленте гохэй, висящей перед входом в синтоистские святилища и указывающей на присутствие там божества. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками . С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки.

До сих пор в Японии складывают ката-сиро – восемь кукол из белой бумаги, которых расставляют для предотвращения несчастий по всем восьми направлениям пространства; делают гофу – бумажные амулеты, и нагасибина – символ семейной гармонии: мужчина и женщина в бумажном кимоно на круглом ложе. Для изгнания злых духов и очищения храмов синтоисты пользуются метелкой харам-гуси, сложенной из полосок белой бумаги. Вообще роль бумаги в синто очень велика, и изделиям из нее придается эзотерический смысл.

Так к появлению оригами оказался причастен синтоизм, обративший внимание буддистов на тайну бумажного листа. В сознании японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Быть может, не последнюю роль в этом сыграло упоминавшееся уже созвучие японских слов «бумага» и «божество» – «ками». Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. В бумажные коробочки-санбо, например, помещали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Подробнее о роли бумаги в церемониале восточной жизни будет сказано ниже.

В эпохи Камакура (сёгунат Минамото, 1192–1333) и Муромати (сёгунат Асикага, 1332–1573), когда культ прекрасного приобрел характер почти непререкаемой догмы, оригами выходит за пределы храмов и достигает императорских покоев. Привилегированные классы обязаны были каждый свой шаг и поступок, буквально каждую мелочь совершать, не забывая о гармонии и искусстве. Оригами в этой куртуазной атмосфере было хорошим способом заявить о своей утонченности и благородстве. Придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки в форме журавля, бабочки, цветка или красивой геометрической фигуры служили символами любви или доброго расположения. Иногда с их помощью удавалось выразить больше оттенков смысла, чем словами. Умение складывать стало одним из признаков достойного образования и хороших манер.

Японский церемониал не ограничивался изготовлением изящных карточек для стихов и буддийских сутр. Очень важными были не только оттенки цвета бумаги (как уже говорилось выше), но и хитроумные способы ее складывания. Сам процесс складывания бумаги обозначал общение человека с божествами. Соответственно и каждая форма складки имела свой смысл – выражение почтения, благое пожелание, мольба о долголетии и т. д. Иногда достаточно было на какой-нибудь предмет искусства положить свернутый вдвое лист белой бумаги, чтобы обозначить ритуальный характер подношения. Складывание бумаги было весьма формализованным актом и происходило по нормам собственного этикета. Так, в это время человек должен был зажать губами другой, менее ценный листок чистой бумаги, чтобы своим «вульгарным» дыханием не осквернить божественной бумажной складки.

Существовали десятки вариантов церемониального складывания бумаги. Например, к свадебным подаркам прикрепляли изображения бабочек, сложенные из белой бумаги. Они символизировали неразрывную связь молодоженов с их богами-покровителями. Подобные бумажные символы доверялось изготавливать лишь известным мастерам. В Средние века этой технологией владели два семейства – Ёсида и Мацуура, тесно связанные с Великим синтоистским святилищем в Исэ. Позже сформировалась школа Огасавара, мастера которой умели складывать бумагу 65 способами, в зависимости от вкладываемого в подарок смысла. Эта школа определяла правила этикета при дворе сёгунов с XIII по XIX век. Существовало несколько учебников ритуального складывания бумаги, составленных по рекомендациям школы Огасавара.

Другая знаменитая школа этикета, уходящая корнями в эпоху Муромати (сёгунат Асикага, 1332–1573), обладала умением складывать бумагу, художественно заворачивая ею подарки, 17 различными способами. Мастера этой школы особенно ценились, когда нужно было красиво и со значением упаковать подарок к свадьбе или празднику совершеннолетия. При этом очень важно было не только правильно сложить бумагу, но и закрепить ее специальной бумажной тесемкой, завязанной церемониальным узлом – мизухики.

Надо отметить, что первоначальный этикет обращения с бумагой, почерпнутый из китайских церемоний, со временем претерпел радикальные изменения, утратив континентальные корни и приобретя сугубо национальный характер. Письменные указания подчиненным или приказы военачальникам стали заворачивать в бумагу так, что по отдельным характерным чертам можно было определить ранг как автора письма, так и адресата. Со временем особую манеру складывания конвертов переняли женщины, отправлявшие любовные послания, конечно же стихотворные, своим избранникам. Это искусство получило название ори-ками (сложенная бумага). Затем по мере усложнения методики складывания это название было вытеснено другими – ори-ката (способ складывания) или ори-гата (сложенная форма). Аристократия, придворные, монахи эпохи Хэйан были просто обязаны уметь складывать изящные фигурки из тонкой рисовой бумаги. Хорошим тоном стало придавать изысканную форму не только тексту письма, но и бумаге, на которой оно написано. Владение оригами стало одним из признаков образованности и изысканных манер. Для многих аристократических династий Японии фигурки оригами стали гербом или печатью.

Иногда бумагу не только складывали, но и надрезали особым способом, превращая ее в подобие декоративного кружева. Искусство складывания было известно под названиями кири-ками (вырезанная бумага), ками-оримоно, орисуэ, оригата, татамигами.

В эпоху Адзути – Момояма (1573–1603) и Эдо (сёгунат Токугава, 1603–1867) складывание бумажных фигур из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. В то время бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, 300–400 лет назад, появился ряд новых фигурок, которые позже стали считаться классическими. Среди них и журавлик – цуру, традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами стало традицией, которая передается из поколения в поколение, в основном по женской линии. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.

Первым пособием по оригами была книга «Хидэн сэмбадзуру ориката» («Тайна сворачивания тысячи журавлей»), изданная в 1797 году, то есть в эпоху Эдо. В ней были собраны диаграммы и иллюстрации классических образцов журавликов, выполненных в технике оригами. В то время искусством оригами в основном пользовались для обучения детей, поэтому классические фигурки оригами были относительно просты. Обычно это были якко (слуга), кои (карп), кабуто (шлем самурая) и цуру (журавлик).

Для изготовления фигурок обычно использовали бумагу ханси, белого цвета и прямоугольной формы. Так, многие классические формы складывания носи в основе имеют прямоугольный лист бумаги. Лишь после 1880 года в обиход вошло слово «оригами», хорошо известное сейчас не только в Японии, но и за ее пределами. Известный японский исследователь истории оригами и талантливый оригамист Кунихико Касахара пишет в своей книге «Origami omnibus», что некий продавец бумаги из токийского района Юсима, ввезший в конце XIX века цветную бумагу из Европы, разрезал ее на небольшие квадраты и продал в наборах под названием «Оригами», положив тем самым начало популярной сегодня во всем мире разновидности искусства складывания. Полагают, что он разрезал материал именно на квадраты потому, что многие классические фигурки, сложенные из бумаги (цуру – журавлик, якко, ритуальные коробочки-санбо, ирис, карп, шары-кусудамы и др.), изготавливались из квадратных листов бумаги. Каковы бы ни были мотивы этого предприимчивого торговца, его идея была плодотворной и получила впоследствии широкое признание.

В наши дни мастерство упаковки подарка по всем правилам этикета в бумагу и употребление различных церемониальных бумажных эстетических объектов типа носи именуется цуцуми (заворачивание), или ори-гата. Это искусство (а это действительно искусство!) является неотъемлемой частью современной жизни японцев.

Во второй половине XIX века, после революции Мэйдзи, Япония широко распахнула двери внешнему миру и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками в технике оригами. Однако к этому времени в Европе уже существовали собственные традиции в этом виде искусства. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых фигурок, например птицы – пахариты. Известный оригамист Винсенте Паласиос полагает, что эта модель впервые появилась в Толедо в XII веке. Если это действительно так, то пахарита, без сомнения, является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (а возможно, и одной из первых в мире!). И все же, поскольку бумага была материалом редким и дорогим, в Европе чаще складывали накрахмаленную предварительно ткань – воротники, манжеты (в костюмах XVI–XVII веков), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

К началу XX века оригами постепенно распространяется по всему миру. Однако искусство складывания бумаги в разных странах развивалось своими оригинальными путями. Так называемая «испанская школа» распространилась и в страны Южной Америки. Сегодня она ассоциируется с именем крупнейшего поэта и философа Мигеля де Унамуно (1864–1936). Он написал пародийно-серьезный трактат по оригами и придумал особый способ складывания бумаги, позволивший создать много новых забавных фигурок. Описание фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в его «Очерках и монологах». Известный философ Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге рассказал, как однажды Мигель сложил из бумаги несколько фигурок для мальчика, спросившего его, разговаривают ли птички между собой.

Среди западных любителей складывания фигурок из бумаги можно отметить автора «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и американского иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами (см. раздел «Любопытные факты об оригами»). Упомянутый ранее Фридрих Фребель, создатель первых детских садов, впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический прием для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Очевидно, именно с его легкой руки школьники разных стран мира знакомы сегодня с небольшим набором «фольклорных» бумажных фигурок. О распространении оригами в России мы уже говорили выше.

Однако по-настоящему революционное развитие искусства оригами началось только после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного мастера Акиры Ёсидзавы (1911–2005). Он сыграл в истории оригами уникальную роль, поскольку изобрел сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретенных им схематичных условных знаков процесс складывания любого изделия стало возможным представить в виде серии рисунков – чертежей. Алгоритм складывания модели удавалось фиксировать и распространять в письменном виде.

В течение нескольких лет Министерство иностранных дел Японии посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, ведь развитое и поддержанное им традиционное искусство стало простым и ясным, не требующим лишних слов призывом к миру и дружбе народов. В 1978 году господин Ёсидзава впервые побывал в СССР. Он посетил Москву, Ленинград и Находку, знакомя жителей с искусством складывания.

К тому времени европейцы и американцы уже были знакомы с оригами. В 1937 году в Лондоне увидела свет книга Маргарет Кэмпбелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются традиционные для Востока базовые формы: «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». Фокусник Роберт Харбин (1909–1978), всерьез увлекавшийся оригами, собирал любую информацию на эту тему. Изучив классические модели и авторские работы Акиры Ёсидзавы, в 1945 году на телевизионном канале «Jigsaw» он сделал регулярную программу по оригами «Мистер Левая и Правая Рука», а в 1956 году издал книгу, посвященную искусству складывания. Она имела успех, позже появились и другие издания на ту же тему.

Постепенно складывается круг людей, увлеченных оригами. С июня 1965 года в Англии выходит «Листок оригами», а 22 апреля 1967 года создается общественная организация – Английское общество оригами (British Origami Society – BOS). В него вступают не только англичане, но и иностранцы. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу человек.

Параллельно оригами развивается в США, где вдохновителями широкого увлечения складыванием стали Лилиан Оппенгеймер (1898–1992) и Элис Грей (1914–1994). В 1960– 1970-е годы по понедельникам в нью-йоркской квартире Лилиан собирался кружок любителей складывания, который в разные годы посетили практически все известные оригамисты мира. В конце 60-х годов общественная активность Л. Оппенгеймер способствовала образованию центра оригами в США, а также подобных центров в других городах и странах – в Англии, Италии, Франции, Нидерландах и Бельгии, Испанского центра оригами в Барселоне (1982). Сейчас центры оригами существуют в Австралии, Австрии, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Венесуэле, Германии, Гонконге, Дании, Израиле, Индии, Испании, Италии, Канаде, Корее, Молдове, Нидерландах, Новой Зеландии, Перу, Польше, России, США, Украине, Франции, Швеции, Японии – всего 44 центра в 28 странах.

Из книги Печи и камины своими руками автора Звонарев Николай Михайлович

ИСТОРИЯ ПЕЧИ НА РУСИ Прообраз современной печи, по археологическим данным, появился около четырех тысяч лет назад. И уже в VI веке н. э. славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Курной очаг и стал прообразом русской печи. В XV–XVI вв. курные печи стали

Из книги Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком автора Ращупкина С. Ю.

История вышивания Вышивка - завораживающее, удивляющее своей неповторимостью и глубиной творчество талантливых людей, которые подняли ее до настоящего искусства.Сейчас мы уже никогда не узнаем, кто и когда впервые сумел перенести на ткань затейливые узоры,

Из книги Оригами и кусудамы автора Владимирова Светлана Евгеньевна

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются очень редко. Так же как история вышивки, история пялец тоже

Из книги Фелтинг. Удивительные поделки из свалянной шерсти автора Преображенская Вера Николаевна

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ БУМАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ В КУЛЬТУРЕ

Из книги Современная энциклопедия бани автора Доминов Эдуард

История оригами и кусудам Согласно древним китайским летописям бумага была изобретена в 105 г. н. э. в Китае мастером Цай Лунем, а в Японию проникла в VII в., в эпоху Хэйан. Там зародилось и стало широко практиковаться искусство оригами и кусудам.Сперва производство бумаги

Из книги Декупаж. Лучшая книга о декорировании автора Ращупкина Светлана

История валяния шерсти История валяния шерсти уходит своими корнями в глубокую древность. Валяние шерсти – это самая древняя технология создания текстиля. Ее можно связать с кочевниками, которые первыми одомашнили овец. Надо отметить, что шерсть дикой овцы практически

Из книги Оригами автора Згурская Мария Павловна

«Королева» бань: роскошь или история? Первоначально и русские бани, и сауны топились «по-черному». В центре помещения располагался очаг под кучей камней. Дым, циркулируя по помещению, обогревает потолок, стены, скамьи и затем выходит через щели стен и крыши. Во время

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги Строительство бани и сауны автора Шухман Юрий Ильич

История бумаги Возникновение оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связано с появлением бумаги.Считается, что технология изготовления бумаги была известна китайцам еще до нашей эры. В древности жители Поднебесной использовали для письма

Из книги Справочник настоящего мужчины автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Кремлевская диета для мужчин автора Луковкина Аурика

Из книги Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые автора Демус Валерий Анатольевич

Пропали деньги – непридуманная поучительная история Все это так, но бывает, что и этих мер предосторожности мало. В 2009 году из Вологодской области я выехал на отдых в Анапу, где провел 21 день в санатории. По возвращении в Верховажье (Вологодской области), я засунул карту в

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Глава 2. История появления кремлевской диеты Наверное, это одна из тех диет, вокруг которой ходит самое большое количество слухов и сплетен. Изначальное ее название: «Условия эффективности питания, применяемые при разработке рациона военных и астронавтов США». Ну, а если

Из книги автора

Краткая история узлов Сложно установить точное время возникновения первых плетеных изделий. К сожалению, из-за недолговечности материалов узлы, используемые на ранней стадии развития человечества, почти не сохранились. Но, по мнению антропологов и археологов, навыки

Оригами представляет собой древнее складывания различных фигурок из бумаги. В переводе с японского оригами означает «сложенное божество» или «сложенная бумага» . Не смотря на то, что оригами издавна считается японским видом , корни его ведут в Древний Китай, где, собственно, и была изобретена бумага. Изначально оригами предназначалось только для проведения религиозных обрядов. Причем долгое время это было доступно только представителям знатных сословий, у которых владение техникой складывания из бумаги считалось признаком хорошего тона и отменного воспитания. И только после окончания второй мировой войны японское искусство оригами попало в Европу и Америку, где оно сразу нашло своих поклонников.

Для создания классического используют квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, причем клеем и ножницами пользоваться запрещено. Однако сегодня этими канонами часто пренебрегают. Для зарисовки схемы изделий, даже самых сложных, существуют определенные наборы условных знаков, большая часть которых была введена в практику Акирой Ёсидзавой, известным японским мастером, в середине XX века.

История оригами


В мире существует немалое количество версий происхождения оригами. Но, не смотря на это, можно с полной уверенностью сказать, что по большей части оригами развивалось в Японии. "Нихонги" или «Японские хроники» утверждают, что оригами возникло еще 610 году нашей эры. В Корее, Китае, Испании и Германии также существовали похожие техники складывания из бумаги, однако они не были столь развиты, как в Японии.

К началу периода Хэйан оригами расценивалось, как неотъемлемая часть многих . Самураи обменивались оригами, символизирующими удачу. А бабочек, сложенных из бумаги, использовали во время проведения свадеб синто.

В 60-х годах прошлого века оригами постепенно стало распространяться по всему миру. Наибольшее распространение получило модульное оригами, вслед за которым начали возникать многочисленные новые течения. Сегодня оригами является по-настоящему международным видом .

Разновидности оригами

Одним из наиболее популярных видов оригами является модульное оригами , в котором целую фигуру собирают из множества одинаковых частей или модулей. Причем каждую часть складывают в соответствии с правилами классического оригами, используя один лист . Готовые модули соединяют путем вкладывания их друг в друга. Интересно, что распасться такой конструкции не дает сила трения, с которой все мы знакомы из школьного курса физики. Ярким примером является кусудама – объемное тело, имеющее шарообразную форму.


Простое оригами
представляет собой упрощенную , которую придумал британский оригамист Джон Смит. Цель простого оригами состоит в облегчении занятий людям, у которых ограничены двигательные способности, а также неопытным оригамистам.

Складывание по развертке – один из видов оригами, который представляет собой чертеж с изображением всех складок базовой формы модели, которой придают законченный вид в соответствии с фотографиями автора. Нужно отметить, что складывание по развертке несколько сложнее складывания по традиционным схемам. Однако этот метод способен дать не только информацию, как правильно сложить , но и показать, как была придумана данная модель. Дело в том, что развертки зачастую используют для разработки новых моделей оригами. Данный факт показывает, что для некоторых моделей оригами не существует других диаграмм, кроме как развертки.

Мокрое складывание представляет собой технику складывания оригами, которая была разработана Акирой Ёсидзавой. Этот вид оригами предполагает использование смоченной в воде для того, чтобы придать фигуркам плавность линий, выразительность, а также жесткость. Чаще всего этот метод используют для создания таких объектов, как фигурки растений, цветов и животных, которые в данном случае будут выглядеть наиболее естественно и приближенно к оригиналу. Для мокрого складывания подходит далеко не всякая бумага, а только та, в которую для скрепления волокон в процессе производства добавляют водорастворимый клей. Обычно это плотные сорта бумаги.

Зачем нужно оригами?


Японское искусство оригами дает возможность своими руками создавать прекрасные поделки и композиции. Поделки в технике оригами способны порадовать не только своего создателя, но и стать отличным подарком, ведь автор всегда вкладывает в них кусочек своей души. Например, если вы подарите кому-нибудь , сделанное из журавликов, то считается, что оно поможет человеку в исполнении его желаний и принесет удачу.

Оригами является замечательным украшением для дома. В технике оригами к Новому году можно сделать елочные игрушки, ко дню святого Валентина – сердечки, к свадьбе – цветы и шары. Также при помощи оригами можно создавать уникальные , вазы, цветы, рамочки для фотографий, шкатулки и еще великое множество красивых и полезных вещей.

Что касается формата бумаги для оригами, то чаще всего используют листы в форме квадрата. Также допускается применение и других форматов: прямоугольник (формат А), треугольник, пятиугольник, шестиугольник и восьмиугольник.

Журавлик в технике оригами своими руками

В качестве примера мы решили взять небезызвестного бумажного журавлика . Наверняка многие слышали о японской девочке Сасаки Садако, которая выжила после взрыва атомной бомбы в Хиросиме, но у нее начал развиваться рак крови. Когда девочка лежала в больнице, ей рассказали старинную легенду о том, что если человек своими руками сделает тысячу из бумаги, то он может загадывать любое желание и оно обязательно сбудется. Садако было всего 12 лет, и она успела сделать только 644 журавлика оригами, после чего умерла. Друзья девочки доделали недостающих 356 журавликов и загадали всего одно желание, чтобы в мире больше никогда не было болезней и войн, и похоронили эти 1000 журавликов вместе с Садако.

Давайте вместе с в память об этой мужественной японской девочке попробуем сделать точно такого же журавлика в технике оригами . Для этого нам понадобится обычный лист формата А4.

Итак, сначала нам необходимо сделать двойной квадрат. На фотосхеме, представленной ниже, подробно показано, как именно это сделать.


После того, как двойной квадрат готов, нужно загнуть край верхнего слоя заготовки к центру. Теперь делаем то же самое с правым краем.


Затем поворачиваем заготовку и повторяем те же действия с нижним слоем.


После этого отгибаем загнутые углы и намечаем линии сгиба, по которым уголки заготовки вкладываются вовнутрь. Сначала делаем верхний слой.

Большая часть из того, что мы сейчас делаем или создаем, редко выходит за границы компьютера. Да, в целом это круто, и технологии здорово упростили нашу с вами жизнь, но порой хочется что-то сделать своими руками. Одной из возможностей почувствовать себя хорошо от создания нечто материального является оригами.

Думаю, все знают что это – создание фигурок из листов бумаги, если быть проще. Сейчас уже и не встретишь человека, который бы не видел вот такого журавлика, который уже давно стал символом древнего японского искусства складывания бумаги.

Немного истории

Это искусство зародилось в Китае, поскольку именно там изобрели бумагу. Но свое развитие и широкое распространение оно получило в Японии и носило вначале сугубо религиозный характер. Позже фигурки из бумаги стали неотъемлемым атрибутом праздников и свадеб – ими украшали помещение и даже преподносили в качестве подарков.

С появлением самураев оригами стало частью их образа жизни. Воины сворачивали свои послания на бумаге таким образом, что развернуть их мог только осведомленный человек. Дворянство тоже не отставало – каждый уважающий себя мужчина должен был уметь развлечь свою спутницу складыванием бумаги в затейливую композицию.

Модульное оригами

Но вернемся в нашу действительность. Сейчас оригами как хобби не имеет широкого распространения среди взрослой аудитории по понятным причинам, хотя довольно часто можно встретить тех же журавликов на свадьбах. Принцип складывания подобных фигурок довольно прост – они сворачиваются из цельного листа бумаги без применения ножниц и клея. Для достижения приемлемого результата потребуется практика и хороший запас терпения.

Но знакомство с древним искусством можно начать и с другого вида – модульного оригами. На первый взгляд фигурки кажутся очень сложными в исполнении, но это далеко не так. Все они состоят из «модулей» – одинаковых единиц, которые соединяются друг с другом в определенном порядке, тем самым образуя законченное произведение. Стоит освоить технику складывания одного модуля (на 20-м уже все будет получаться точно) и можно без особого труда создавать объемные красивые фигуры.

Что понадобится?

В первую очередь терпение и усидчивость. Хоть сам процесс сворачивания модулей достаточно прост, их понадобиться несколько сотен.

Бумага

Для тренировки и пробы можно взять обычную офисную формата А4, из нее получится отличный белый лебедь. Попробовали и вам понравилось? Тогда смело отправляйтесь в ближайшую канцелярию на поиски специальной бумаги для оригами. Ее плотность немного ниже бумаги для печати, что облегчает сам процесс сворачивания, плюс модули из нее выходят более аккуратными и компактными. Как правило, в упаковке идут листы разного цвета, что намного разнообразит выбор фигурок для творчества.

Уроки и схемы

Тут выбор очень велик – в сети сейчас просто куча материала, который поможет без труда и особых знаний собрать что угодно. Лично мне понравился вот этот сайт . В нем собрано большое количество внятных и толковых схем по сборке не только модульного оригами, но всех остальных его видов.

Провести несколько вечеров с бумагой под любимую музыку – отличный способ расслабиться, привести мысли в порядок и отдохнуть от этого порядком надоевшего компьютера. Вдобавок, результат ваших трудов не заставит себя ждать, что не может не придать силы и вдохновения на создание более сложных моделей.

Аккуратно собранное модульное оригами из разноцветной бумаги напоминает красивый цветок, который может стать подарком для близкого человека.

А еще, на этом канале есть масса подробных уроков по созданию сложных оригами.

Расширяйте круг увлечений и верьте в свои силы!

Слово оригами происходит от двух слов «ори» означает «складной», и ками означает «бумага». Это традиционное японское искусство складывания различных скульптур из бумаги, которое в наше время широко распространилось по всем континентам и странам.

Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан (период в истории Японии с 794 по 1185 год). Самураи обменивались подарками, украшенными сложенными из бумажных лент элементами, символизировавшими удачу.

Бумажные бабочки использовались во время празднования свадеб. Они обозначали союз жениха и невесты.

Независимые традиции складывания из бумаги, существовали в Китае, Корее, Германии и Испании. Европейские традиции складывания из бумаги менее документированы, чем восточные, однако известно, что технология изготовления бумаги достигла арабов около VIII века н. э., мавры принесли бумагу в Испанию около XI века. С этого времени в Испании и с XV века в Германии начало развиваться складывание бумаги. Как и в Японии, в Европе складывание из бумаги тоже было частью церемоний. Обычай складывать особым образом свидетельства о крещении был популярен в центральной Европе в XVII-XVIII вв. В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики.

В 1960-х с введением в системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Примерно в те же годы получило распространение модульное оригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.