Исследовательская работа «Свойства и виды бумаги. Исследовательский проект "как изготовить бумагу в домашних условиях ручным способом"














Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто- то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.


Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.


Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. Торговые караваны из дальних стран приезжали в Китай за товарами и как самую большую ценность покупали бумагу. Китайцы строго хранили свою тайну и 800 лет никто не смог её выведать












Сейчас бумагу делают примерно также, только всё это выполняют машины. Бумагоделательные машины выпускают бумажную ленту шириной в несколько метров со скоростью метров в минуту.


Бумага в нашей жизни. Свойства бумаги. ВЫВОД: Моё предположение было ошибочным, бумагу производят не из сухих листьев деревьев, а из древесины и других материалов; в ходе работы я изготовила бумагу в домашних условиях, исследовала свойства различных видов бумаги; освоила новые способы получения информации.

Марина Сафронова
Исследовательский проект «Бумага: история и современность»

Проектная цель для детей :

Развивать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи :

Расширить представления детей об истории возникновения бумаги и об использовании её в современном обществе ;

Развивать познавательный интерес в процессе изучения предметов окружающего мира;

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Проектная цель для воспитателя :

Создать условия для исследовательской деятельности детей в процессе познания окружающего мира.

Задачи :

Сформировать у детей представление о свойствах бумаги .

Развивать исследовательские навыки детей : умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.

Воспитывать самостоятельность и инициативность детей в процессе деятельности.

Начиная исследовательскую работу , мы предполагали, что в процессе исследовательской работы мы выясним :

Действительно ли имеющиеся свойства бумаги позволяют её так широко использовать в жизни человека?

Так ли необходима бумага в жизни человека ?

Действительно ли бумага используется людьми практически всех профессий?

Мы использовали методы исследования :

1. Чтение и изучение научно – познавательной литературы.

2. Создание иллюстративного ряда по теме «История возникновения бумаги » .

3. Опыты и эксперименты с бумагой .

4. Работа с материалами Интернета.

Введение.

бумаги ?

2. История возникновения бумаги .

3. Современная технология изготовления бумаги .

4. Вторая жизнь бумаги .

5. Применение бумаги .

6. Изучение свойств бумаги .

Введение.

В детском саду мы много рисуем на белой бумаге , делаем из цветной бумаги аппликации , используем шаблоны из картона, чтобы вырезать из цветной бумаги правильную форму . Нам стало интересно. Кроме этого, В процессе занятий кружка по интересам «Поисковичок» (в рамках занятий реализуется программа «Ребёнок в мире поиска» О. Дыбиной) мы изучали тему «Бумага » , и нам стало интересно : что такое бумага , какова история её появления , как она используется в современном виде .

1. На чем писали, когда не было бумаги ?

Древние люди рисовали на стенках пещер. Мы тоже попробовал нарисовать на камне красками. Получилось красиво. Но ведь в школе не будешь писать на камнях, они тяжелые и неудобные.

Некоторые народы писали тростниковой палочкой на глиняных табличках (шумеры) . Египтяне писали на папирусе, изготовленного из листьев водно-болотного растения - «Папирус» .

Потом люди писали на бересте – это кора березы. Буквы царапали инструментами, сделанными из костей животных. Мы тоже попробовали нацарапать буквы на бересте. Писать на ней лучше, чем на камне, но тоже неудобно.

Тогда люди придумали листы из кожи животных и назвали их пергаментом. Это очень прочный материал. Он лучше папируса, так как на нем можно было писать с обеих сторон. Из него делали книги, а обложки книги – из меди. Такая книга напоминала сундук. Но на пергаменте писать тоже не очень удобно. Кожа дорогая и намного тяжелее бумаги .

В продолжение тысячелетий люди пытались использовать для письма и изготовления книг самые разнообразные материалы : камень, глину, дерево, кожу животных, ткань, металл и др. Однако одни из них были тяжелыми и громоздкими, другие - хрупкими и непрочными, третьи - неудобными в пользовании или очень дорогими.

Вывод : Используемые в древности материалы для письма были неудобными.

2. История возникновения бумаги .

До сих пор точно неизвестно, когда появилась бумага . По одной из легенд, она была изобретена в Китае. Способ ее изготовления китайцы долго держали в секрете. Сырьем для нее послужила древесная кора, пенька и тряпье. Древнейшая ручная технология изготовления бумажного листа заключалась в следующем : исходное сырье сортировали, мыли, размалывали и варили с добавлением клея и воды для получения однородной волокнистой массы . Затем начинался процесс "черпанья", то есть собственно формирования и изготовления бумажного листа : сварившуюся массу вычерпывали специальной формой и опрокидывали на гладкую, хорошо отполированную поверхность. Получившийся бумажный лист прессовали , сушили и разглаживали.

Вывод : человечество остановилось на бумаге , которая оказалась самым универсальным, простым, дешевым и технологически доступным носителем письменной и книжной информации, бумага является самым удобным материалом для письма.

3. Современная технология изготовления бумаги .

Из чего состоит бумага ?

Мы провели опыт. Разорвали картон и газету. Внимательно рассмотрели край картона и газеты под лупой. Край оказался мохнатым и ворсистым. Это потому, что бумага состоит из волокон , которые сильно прижаты друг к другу в беспорядке. Эти волокна состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

Бумага - многокомпонентный материал, состоящий преимущественно из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой, а также минеральных наполнителей и клеящих веществ. Она различается по композиционному составу, массе, толщине, механическим свойствам, цвету, белизне, степени гладкости.

Сейчас бумагу очень быстро делают машины на бумажной фабрике . Туда привозят из леса бревна. Обычно это сосны и елки. С них сдирают кору, измельчают на мелкие щепки. Затем щепки варят. Эта древесная каша попадает в бумагоделательную машину , у которой много валиков. Одни валики отжимают воду, другие – высушивают, третьи полируют. Так древесная каша превращается в бумагу .

Вывод : Современные технологии изготовления бумаги позволяют изготавливать её различной фактуры и качества.

4. Вторая жизнь бумаги .

Мы задумались : чем больше делается бумаги , тем меньше остается деревьев. Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят? Чтобы такого не случилось, бумагу надо беречь .

Ученые придумали способы, как использовать выброшенную бумагу снова :

1. Использованную бумагу снова прессуют и делают новую бумагу .

Но волокна бумаги не вечны , так как они истончаются и рвутся . Мы снова провели опыт. Взяли два листа бумаги . Один сильно измяли и снова расправили. Затем порвали и измятый, и гладкий лист бумаги . Измятый лист бумаги порвался легче , потому что волокна бумаги стали тонкими и порвались.

2. Когда из бумаги нельзя снова сделать бумагу , из нее изготавливают компост – это удобрение для растений. Его добавляют в землю.

3. И, наконец, бумагу сжигают . При ее сжигании вырабатывается энергия, которая дает нам тепло.

5. Применение бумаги .

Мы пользуемся бумагой постоянно , и иногда даже не задумываемся над тем, из чего сделаны те или иные вещи.

В детском саду мы читаем книги, рисуем в альбомах, пишем в тетрадях, а ведь они сделаны из бумаги .

Применение :

Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради) ;

Отделочные материалы (обои) ;

Производство денег;

- бумага , используемая в быту;

Промышленное использование бумаги (упаковка, туалетная) .

В заключении хотелось бы сказать, что представить себе нашу жизнь без бумаги очень трудно , поэтому мы должны бережно относиться как к самой бумаге , так и к основному источнику бумаги - деревьям .

Вывод : Современные виды и фактура бумаги позволяют широко использовать её в нашей жизни.

6. Изучение свойств бумаги .

Чтобы лучше изучить бумагу , мы провели несколько опытов.

Взяли салфетку и картон. Затем проделали с ними такие опыты :

Опыт 1. Сложили бумагу . Легче всего сложить салфетку, она тонкая. Тяжелее сложить картон. Он толстый и плотный.

Опыт 2. Разорвали бумагу . Больше усилий мы прилагали, когда разрывали картон, а салфетку рвали очень легко.

Опыт 3. Опустили бумагу в воду . Быстрее намокла салфетка. Картон намокал дольше. Любая бумага намокает .

Опыт 4. Подбросили бумагу вверх . Быстро упал картон и медленно - салфетка, потому что она легкая.

Опыт 6. Для проведения этого опыта мы взяли два цилиндра, лист бумаги и игрушки :

Поставили два цилиндра на расстоянии друг от друга;

Положили сверху лист бумаги , чтобы получился "мостик";

Поставили на лист игрушку, бумага прогнулась , игрушка упала;

Сложили лист бумаги «гармошкой» ;

Положили "гармошку" на банки и снова поставил на неё игрушку. Она не упала. Мостик стал прочнее.

Таким образом, из опытов мы узнали, что

1. Писать легче и удобнее на бумаге , чем на камне, бересте, пергаменте.

2. Бумага состоит из волокон , крепко прижатых друг к другу в беспорядке.

3. Волокна бумаги могут истончаться и рваться .

4. Бумага может быть разной и обладать разными свойствами. Тонкую бумагу легче сложить , смять и разорвать, чем толстую.

5. Любая бумага боится воды .

6. Бумага может стать прочнее , если ее сложить «гармошкой» .

Из бесед и чтения книг с воспитателями мы узнали, что :

1. Камень, глиняные таблички, папирус, береста, пергамент – это те материалы, на которых писали и рисовали люди до того, как была изобретена бумага .

2. Бумага была изобретена в Китае, ее изготавливали из тутового дерева.

3. Волокна бумаги состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.

4. Сейчас бумагу делают машины на фабриках. Технология изготовления сложная.

5. Существуют способы использования выброшенной бумаги : повторное изготовление из нее бумаги ; изготовление компоста, использование энергии при сжигании бумаги .

В процессе нашей исследовательской деятельности мы убедились, что :

Имеющиеся свойства бумаги позволяют её широко использовать в жизни человека со времени её изобретения;

- Бумага действительно играет очень важную роль в жизни человека благодаря особенностям своей структуры;

- Бумага широко используется людьми всех профессий во всех видах деятельности

Заключение

1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.

2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги ; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги ; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми , сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале , широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов . Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.

Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.

Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.

Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.

Методы исследования:

    Беседа с взрослыми

    Чтение познавательной литературы

    Проведение опытов, исследования

Наша жизнь без бумаги была бы скучной. Из бумаги сделаны книги, открытки, письма, плакаты, салфетки и многое другое. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Любовь Владимировну рассказать об этом.
Бумагу изобрели в Китае в 105 году. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делают из древесины.
Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.
Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.
Свойства бумаги.
Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.
Бумага легко рвётся, она не прочная.
Бумага легко мнётся и сгибается.
Влажная бумага становится непрочной.

А сейчас проведем несколько опытов.
Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.

А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку.

Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками.

Видите! Коробок не падает.
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.
То есть изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.

С первой полоской не будем ничего делать.
Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.
А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.

Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.

Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.

Третий опыт. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый?
Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.
Выпустим из рук их одновременно.

Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.

Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?
Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.

Мятый упал быстрее. Почему?
А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.
Так придумали парашют.

Опыт №4 И давайте проведем еще один красивый опыт.Могут ли распуститься бумажные цветы?
Вырежем из разноцветной бумаги цветочки.Загнем лепестки.
Возьмём миску с водой и положим их в воду.

Мы видим, что цветы начали распускаться как по волшебству!

Можно сделать целое море цветов.
Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой, бумага разбухает и распрямляется.

Наши цветы распустились.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.

Руководитель проекта:

Наговицына Н., Ушакова Л. А.

Учреждение:

МБДОУ Детский сад № 30 «Одуванчик» г. Старый Оскол

Предложенный исследовательский краткосрочный проект в средней группе ДОУ «Бумага, ее качества и свойства» направлен на изучение воспитанниками детского сада физических свойств бумаги и бумажных изделий.

Автор краткосрочного проекта в средней группе детского сада «Бумага, ее качества и свойства» провела с воспитанниками ряд манипуляций по выявлению физических качеств бумаги в ходе эксперимента. Данная исследовательская часть была представлена в игровой форме.


Данный проект для средней группы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) «Бумага, ее качества и свойства» создан в рамках экологической тематики проектных работ, где воспитанники детских садов не только изучают свойства материалов и прочих объектов, но и учатся экологической грамотности для сохранения чистоты окружающей среды.

Паспорт

творческо-исследовательского проекта «Бумага, ее качества и свойства»
средней группы детского сада

Цель проекта:
Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее
видах, качествах и свойствах.

Длительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Задачи проекта:

  1. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги.
  2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду), заинтересовать работой с бумагой.
  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Реализация проекта


I – Неделя

1. Беседа о возникновении бумаги.

Дети узнали, что очень давно 2000 лет назад китайский народ изобрел бумагу, а другие народы покупали у них как самую большую драгоценность.

Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников и попытались у пленников узнать, как они изготавливают бумагу.

Так люди во всем мире научились делать бумагу по китайскому способу, а делали ее китайцы вручную. В наше современное время бумагу делают машины. Но прежде всего дети узнали – в лесу рубят дрова, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают, а затем дробят в машине-дробилке на мелкие кусочки.

Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу, Она и идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому мы обращали внимание детей на то, что с бумагой надо обращаться бережно, экономно ее расходовать.

2. Рассматривание иллюстрации об изготовлении бумаги.

3. Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

4. Опыт: «Свойство бумаги (рвется, мнется)

Дети пытаются помять полоски бумаги, а затем ее разгладить ладошкой. А затем делают вывод, что бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Игра «Сминание» - (дети порванные кусочки скатывают в «снежки», затем бросают в цель, складывают в корзину, склеивают-получают снеговик, цветы и т д.).

Также дети попробовали оторвать кусочек бумаги от полоски, получилось это легко. И дети сделали вывод, что бумага непрочная – она легко рвется.

5. Игра «Разрывание» (дети подбрасывают разорванную бумагу, представляя себе, что это кружат осенние листья в воздухе, пушинки, снежинки) можно наклеить обрывки бумаги на белый лист бумаги и порадоваться тому, что из этого получилось.

Цель этих игр – развивать моторную функцию рук, творческий потенциал, закреплять свойства бумаги. Формировать привычку к труду.


II – Неделя.

1. Наблюдение за деревьями.

Цель : формировать бережное отношение к деревьям, замечать их
красоту. И чем экономнее мы будем использовать бумагу, тем больше берез
и елей останется в лесу.

2. Загадывание загадок о бумаге. «Я белая, как снег, дружу с карандашом, где он пройдет, там заметку кладет».

Цель - упражнять в подборе слов-антонимов, определений, отгадывании загадок.

3. Разучить и исполнить песенку «Бумажные кораблики».

4. «Опыт» «свойство бумаги, как впитывающая способность и что бумага хорошо горит» Что бумага хорошо впитывает воду, дети убедились, когда опустили в стакан с водой полоски бумаги. Дети сделали вывод, что бумага намокает в воде и расползается.

Также дети наблюдали, как бумага хорошо горела. Дети сделали вывод: бумага хорошо горит, но это свойство очень опасно, его может проверить только взрослый.

5. Игра с бумажным корабликом и лодочкой (дети пускают их в тазике с водой) цель -закреплять свойства бумаги.

6. Конструирование «Лодочка»
Цель - закреплять свойства бумаги, учить складывать бумагу в разных направлениях, делать лодочку.

III- Неделя


1. Подбор литературы по изготовлению по изготовлению поделок.

Цель - формировать у родителей позицию активного участника
педагогического процесса.

Цель : показать детям, что бумага обладает такими свойствами, как(гладкая –шершавая, толстая – тонкая, белая – цветная и что на бумаге можно рисовать).

Дети брали карандаши и проводили по полоске линию и видели, что на бумаге остается след от карандаша. Значит, дети сделали вывод, что на бумаге можно рисовать.

3. Аппликация на тему «Составь красивый узор»

Цель : развивать творческие способности детей, закреплять свойства бумаги.

Педагогический проект "Удивительный мир бумаги"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный) .

  • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Возраст детей: 3-5 лет. 

Обоснование проекта:

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?» , «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» - послышались советы детей. Я поддержала общение детей: - «А откуда она взялась в магазине?» , «Кто и из чего сделал бумагу?» , «Так ли она необходима людям?» , «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой. 

Значение работы над проектом для личностного развития ребенка - дошкольника.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте. Тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» .
А.С. Выготский
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, диктуют нам, педагогам, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Дети по натуре своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага - один из интереснейших материалов.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам, «вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий» .

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

  • бумага, картон.

Предмет исследования:

  • физические свойства Цель:
  • формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.

Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между атериалом и строением предмета и способом его использования и т.д.) , применяя системный подход.

  • Развитие творческого мышления и креативности воображения.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Гипотеза:

Предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.

  • изучение бумаги

прямые и косвенные наблюдения

  • проведение опытов с бумагой
  • анализ полученных результатов. Интеграция:

«Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной

литературы», «Художественное творчество» , «Безопасность» ,

1. Подготовительный:

Определение объекта изучения.

формление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала.

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
  • Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.
  • Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага» .

2. Исследовательский:

  • Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист» , С.Михалкова «Бумага» .
  • Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
  • Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги) .
  • Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения.
  • Создание коллекции «Бумага» .
  • Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество.
  • Кружковая работа «Оригами» .
  • Эксперименты с бумагой.
  • Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация) .
  • «Книжкина больница» - ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге.
  • Беседы по безопасности «Не шути с огнем» .
  • Игры с бумажными игрушками.

З.Заключительный:

  • Обработка и оформление результатов проекта.

Ожидаемые результаты по проекту.

  • Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты
  • Сформированные на уровне индивидуального развития ребенка

предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, формирование навыков коммуникативного общения.

  • Развитие сенсорно-аналитической деятельности
  • Обогащение словаря детей терминологией по теме.

Наличие у детей системных знаний о бумаге, ее роли в жизни человека.

  • Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.

В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки.