Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Золотая осень. Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы

Конспект занятия

Образовательная область : речевое развитие

Возрастная группа : 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятия : Обучение рассказыванию : составление рассказов на тему « Осень наступила » . Чтение стихотворений о ранней осени .

Цель занятия : обучение детей составлению рассказа из личного опыта .

Задачи :

Образовательные : Связная речь : развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта . Звуковая культура речи : учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи : активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря : упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие : систематизировать и закрепить представления об осени , сезонных изменениях, приметах, осенней погоде .

Воспитательные : приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени .

Предварительная работа : наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени , рассматривание иллюстраций ; дидактические игры «Ассоциации» , «Одежда» , со звуками.

Оборудование : схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный момент :

Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.

Актуализация знаний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

Это листья.

Правильно, это осенние листочки , а какие они по цвету, по форме?

Они красные, желтые, красивые, разные.

А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

Потому что сейчас осень , листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья , посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист) .

Дети встают в круг.

Игра называется «Правильные слова» . Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия :

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Вопросы воспитателя.

Физкультминутка « Осенние листья »

Повторная работа по схемам (для закрепления) .

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень . Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени .

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень » художника И. И. Левитана.

Какая здесь изображена осень ?

Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень » Кубарева В. Г.

Какую осень вы видите здесь ?

Красивая, яркая, солнечная, тихая.

Мрачная, холодная, темная, сырая.

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень .

Скажите, а какую одежду мы носим осенью ?

Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

Что происходит с природой?

Желтеют листья и трава, идет дождь.

Что осень делают звери и птицы?

Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Мы с вами вспомнили приметы осени , поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными , мы будем использовать схемы.

Посмотрите на экран :

1 схема : изменения в природе.

2 схема : поведение зверей и птиц.

3 схема : одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы . Но сначала давайте немного отдохнем.

Скажите, что осенью происходит с листьями?

Они желтеют и падают.

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка « Осенние листья »

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим :

1 схема : изменения в природе.

2 схема : поведение зверей и птиц.

3 схема : одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам .

Составляют рассказы из личного опыта .

3. Заключительная часть занятия :

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени , ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия « Осеннее дерево » : я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы , возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево , а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Сентябрь

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Кричигина Наталья Григорьевна МБДОУ № 117 воспитатель г.НовокузнецкТЕМА: составление описательного рассказа на тему
« ОСЕНЬ « по плану - схеме
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа
на тему « ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩАЯ.
. Закрепление представлений об осени и её приметах.
. Расширение и активизация словаря по теме» ОСЕНЬ».
РАЗВИВАЮЩАЯ.
.Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления.
. Развитие координации движений с речью.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающей природе.
. Показать уникальность природы осенью.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
. Рассматривание картины И.И.ЛЕВИТАНА « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
. Беседа на тему « Осень».
. Разучивание стихов, загадок, чистоговорок, пословиц.
. Экскурсии в парк.
. Наблюдение на прогулке.
. Выставки детских рисунков.
. Конкурс поделок из природного материала. 1
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова - Микитова «Улетают журавли».
. Просмотр Д.В.Д.
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
. Сочинение и отправка письма на телевидение.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, пер,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.
РИТУАЛ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЗАНЯТИЯ.
(дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Мы тебе рады.
Все мы проснулись,
Вместе собрались.
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТЗвонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо,и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).
Воспитатель: Если на деревьях - листья пожелтели,
Если в край далёкий - птицы улетели, 2
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года Осенью зовётся.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Закрепление представлений об осени и её приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждёт много интересного. Мы пойдём по дорожке будем собирать шишки и складывать их в корзину называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА « Какая осень?» (каждая шишка – слово)
Воспитатель: как много шишек вы собрали! А чем ещё покрыта земля осенью?Дети: листьями, шишками, хвоёй, сухой травой.
Воспитатель: как вы думаете, нам всё это может пригодиться?Дети: да, это природный материал из него можно делать разные поделки.
Воспитатель: первая наша остановка на полянке - « Солнечная»
Как светит и греет солнце осенью?
Дети: солнце светит, но греет слабо, потому что закрыто тучами.
ИГРА на развитие внимания »Солнце, ветер и туча»
Воспитатель: давайте поиграем в игру
(если я показываю солнце - вы поднимаете руки вверх, если тучу - вы закрываете лицо руками, если ветер - вы кружитесь).
Воспитатель: пока мы с вами играли, я увидела, что то очень интересное. Давайте подойдём и посмотрим.

3
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети: это гнездо и перо.
Воспитатель: как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
Дети: о птицах.
Воспитатель: как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются? (перелётные).
Воспитатель: почему они улетают?
Дети: птицам нечего кушать, насекомые прячутся, становится холодно.
Воспитатель: каких перелётных птиц, вы знаете?
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЁРЫШКО»
Воспитатель: все ли птицы долетят до тёплых краёв?
Дети: нет, на пути их подстерегают разные опасности..Воспитатель: одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
Воспитатель: давайте проведём маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек? Дети – нет.
Вывод: при тумане птицам тоже ничего не видно.
Воспитатель: так чем же опасен туман для птиц?
Дети: во время тумана птицы могут сбиться с пути.
Воспитатель: следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)- светит, греет.
2.Туча (что делает?)- закрывает, плывёт. 4
3.Ветер (что делает?)- дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)- прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)- улетают, машут, летят, кричат и т.д.
6.Люди (что делают?) - собирают, надевают, убирают.
6.Животные (что делают?)- готовятся, меняют, засыпают.
7.Листья (что делают?)- падают, кружатся, летят, порхают, шуршат, шелестят, облетают.
Воспитатель: следующая остановка «Лиственная»
Воспитатель: что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья? Дети (осень).
Воспитатель: как можно одним словом, назвать - какими стали листья осенью?
Дети: разноцветнымиВоспитатель: как называется природное явление, когда падают листья?
Дети: листопад
Воспитатель: что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? (ответы детей).
Звучит музыка.
III.Проведение динамической паузы
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. 5
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся).
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком Ж (кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком Ш (шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
Воспитатель: ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени? (ответы детей)
-А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень? (ответы детей)
-А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали - мы сейчас и услышим.
IV. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
Воспитатель: мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа. Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ - описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и ёж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.
6
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам на память подарить осенние листья и настоящий микрофон для сюжетно-ролевой игры «Телевидение».

Тема: Осень. Признаки осени.

Цели:

Коррекционно- образовательная:

Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно- развивающие:

Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов);

Упражнять в составлении рассказов;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно- воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: иллюстрации с изображением осени, мнемокартинки для игры «Подбери признак», картинно- графический план(схема) для составления рассказа об осени.

    Организационный момент: Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы?

Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

2. Вводная беседа

Что вы можете сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)

Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

3. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели,

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев )

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

5. Чтение рассказа «Осень».

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вынет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6. Игра «Подбери признак» . Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

7. Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

8. Составление рассказа об осени, используя картинно- графический план.

9. Итог.

Тема : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

Цель : закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

Ребята, с каким настроением вы приходите в детский сад? (Ответы детей).

А у вас всегда бывает хорошее настроение? (Ответы детей).

Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Слушайте внимательно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

О каком времени года рассказал нам поэт А.С. Пушкин? (Об осени.)

С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? (Восхищение, любование, нежность, грусть, печаль, уныние, радость...)

Какими словами он определил свое настроение? (Очей очарованье, краса, пышное увядание, унылая пора, прощальная краса.)

Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта? Давайте попробуем.

Воспитатель предлагает детям прослушать грамзапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Какая музыка прозвучала: веселая или грустная?

Какие чувства, какое настроение она у вас вызвала? (Грусть, печаль.)

Ребята, а с помощью рисунка можно выразить свое настроение? (Ответы детей).

Правильно, по рисунку также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах.

Воспитатель под грамзапись предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».

Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ними.

А вы хотели бы оказаться на этом лугу?

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое: пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня...

Какие приметы осени вы видите на этой картине?

Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое, прохладное.)

Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный? (Ясный.)

Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое облачко.)

Как вы думаете, какое настроение у берез? (Веселое, радостное, игривое настроение, они гордятся своими золотыми платьями.)

А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому что остался совсем один и скоро будет холодно.)

А теперь давайте отгадаем, с каким настроением художник рисовал эту картину. (С хорошим, веселым, радостным, светлым, вдохновенным, восторженным и немного грустным)

Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об облаках, о солнце, о березах, об одиноком цветке и о голубом ручье.

Примерный рассказ

Наступила осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая красавица береза, ярко-желтая и ровная, как свечка. Вдалеке виднеются зелено-коричневые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.

Небо голубое-голубое с легким белым облачком. Солнца не видно, но его присутствие чувствуется во всем: словно горит и переливается золотая листва, играя в солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени можно догадаться, в какой стороне находится солнце.

На берегу реки ярко расцвел осенний цветок. Он радуется сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное, все цветы уже отцвели.

Программное содержание.

Связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух .

Словарь и грамматика: упражнять в образовании слов по аналогии.

Звуковая культура речи : упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков [м]-[м’], (изолированного, в словосочетаниях, в словах) .

Ход занятия:

1. Организационный момент - приветствие «Утренний круг».

Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я рада всех вас видеть.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседают)

Но ни кто один не будет (исходное положение) .

2. Рассказ воспитателя об осени .

- Сейчас на дворе осень , особенно ранняя осень , когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, - красивое время года.

3. Рассматривание картины об осени .

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно , дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи) . Послушайте.

4. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Осень».

Воспитатель читает стихотворения, затем повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени .

К. Бальмонт «Осень »

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Что поспевает осенью? (брусника)

Почему в сердце стало грустно? (потому что наступила осень, стало холодать)

Как вы думаете, куда улетают птицы? (в теплые края)

Какого цвета деревья становятся? (разноцветного)

Почему солнышко улыбается редко? (ему тоже холодно)

5. Физкультминутка

Вы хотите заглянуть в гости к зверятам, которые живут в лесу? Как им живется этой осенью?

Дети с воспитателем встают в круг и повторяют движения.

Осенним днем лесной тропой (Спокойно идут за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал. (Идут топающим шагом.)

(лосенок,

За мамой лисицей крался. (Идут на носочках.)

(лисенок,

За мамой ежихой катился. (Идут в приседе.)

За мамой медведицей шел. (Идут на внешней стороне стопы.)

(медвежонок,

За мамою белкой скакали. (Поскакивают.)

(бельчата,

За мамой зайчихой - косые. (Прыгают на обеих ногах.)

(зайчата,

Волчица вела за собою. (Идут широким шагом,

Все мамы и дети напиться хотят. Встают на колени с

опорой на руки, делают движения языком («лакать»).

6. Дидактическая игра «Назови ласково».

Мама – мамочка, заяц – зайчик, кот – котик и т. д.

7. Произношение слов со звуками [м]-[м’].

«Жила-была Мурка. Как звали кошку?

Она очень любила молоко. Что любила Мурка?

Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала?

А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать?

Но мылась она без мыла. Да-да! Просто чисто-чисто вылизывала свою шкурку язычком».

Педагог читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка» . Затем повторяет его, а дети участвуют в диалоге (от лица кошки) .

Кошка, как тебя зовут?

Стережешь ты мышку тут?

Мяу, хочешь молочка?

А в приятели - щенка?

8. Рефлексия

О чем вы сегодня узнали на нашем занятии?

Что больше всего понравилось?

О чем вы можете рассказать свои папам и мамам из нашего занятия?

Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии по развитию речи?

Список используемой литературы:

  1. Большая книга занятий по развитию речи. Э.М. Курицына, Л.А. Тараева. Издательство: Росмэн. Год выпуска: 2006.
  2. Расскажите детям. Емельянова Э. Л. Издательство: Мозаика-Синтез. Год выпуска: 2012.

Электронные ресурсы:

  1. http://azps.ru/baby/index.html
  2. http://pochemu4ka.ru/