Ольга соломенникова занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада конспекты занятий. Прохождение экологической тропы осенью

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 29
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе.
Тема: «Прохождение экологической тропы».
Воспитатель: Логинова. Е. В МБДОУ №29 Нижегородской области город Кстово
Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектом экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица рябина. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица белочка (воспитатель и ребенок).

Задачи:
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Показать объекты экологической тропы в осенний период.
Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
Формировать бережное отношение к окружающей среде.
Методы и приемы:
- беседа;
-игровой метод;
-вопросы (в том числе проблемные);
-наблюдение;
Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.
Предварительная работы: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход.
Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое?
Дети: да
Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.
Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
Дети: на ней растут деревья и цветы.
Дети выходят на улицу.
Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:
Очень страшный старичок
В место носика – сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовется старичок
Старичок(Лесовичок).
Выходит (воспитатель, переодетый в Лесовичка).
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.
Дети здороваются с Лесовичком.
Лесовичок: И сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель: Лесовичок, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?
Лесовичок: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лесовичок: читает стихотворение об осени.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Подногами у ребят
Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди!
Дети находят березу и бегут к ней.
Лисовичок: Дети, а как вы узнали, что это береза?
1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.
2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.
Лисовичок: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дети: желтого и зеленого цвета!
Лисовичок: а что не дает дереву упасть?
Дети: корень.
Лисовичок: я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)
Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся),
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны),
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять
Опустились наземь спать (садятся на корточки).
Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?
Дети: рябина!
Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?
Дети: на ней красные ягодки.
Лесовичок: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.
Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Лесовичок: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?
Дети: кислые и горькие.
Лесовичок: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
Дети: чтобы было красиво.
Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!
Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы, на которых растут Бархатцы?
1ребенок: круглой.
2ребенок: квадратной.
Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы.
Лесовичок ведет детей по экологической тропинке.
Лесовичок: Как вы думаете, что это за дерево? Как вы узнали?
Дети: липа
Лесовичок:
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Воспитатель: в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды- орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?
Дети: нужна земля, почва, солнышко и вода.
Воспитатель: Прорастет ли орешек, упавший на асфальт? Почему?
(Ответы детей)
Лесовичок: какие вы молодцы все знаете о деревьях. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)
Дети: скворечник, домик для птиц.
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»
Дети: улетели в теплые края.
Лесовичок: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Воспитатель: а сейчас Лесовичок с вами поиграет в игру «Найди такой же листок, какой покажу»
Лесовичок показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. (Каждому ребенку разные листочки: клен, береза, рябина, липа).
Затем Лесовичок поднимает кленовый лист и говорит «Подул ветер. Полетели такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а оп команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.
Лесовичок: Я пришел к вам не один? У пня детей встречает белочка.
Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?
Дети: дерево срубили, и остался пенек.
Белочка: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. Н месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?
Дети: жучки, муравьи.
Белочка: в пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.
Белочка: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте о каком дереве в нем говорится.
Угадать ее несложно.
Только будьте осторожны!
Вся она в иголках!
Но не ежик – (Елка).
Белочка: Как вы узнали, что это ель? Какая она?
Дети: высокая, пушистая, зеленая.
Белочка: Скажите мне, почему ель нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).
А какую ель можно рубить? (только старые и больные?
Какой мы можем сделать вывод: что молодые ели рубить нельзя они приносят пользу.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?
Дети: да.
Лесовичок: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Белочка: а я хочу передать вам гостиниц от осени, угощайтесь яблочками.
Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков, а белочка раздает яблочки и прощается с ними.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Цель: показать объекты экологической тропы в осенний период.
Задачи
образовательные: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
воспитательные: формировать бережное отношение к окружающей природе;
речевые: расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Осень».
Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Дед Природовед. Здравствуйте, дети меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
(Дети здороваются с дедом Природоведом.)
Дед Природовед. Сегодня я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им будет очень интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед. Дети, а какое сейчас время года?
Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Воспитатель. Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета». Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называются плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает внимание их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Дед Природовед. Далее экологическая тропа ведет нас к клумбе. А знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрит, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба, на которой растут астры круглой формы.
Дед Природовед приглашает детей пройти дальше по экологической тропинке.
Дед Природовед. Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)
Воспитатель обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы? »
Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев.
Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)
Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня мы с вами узнали много интересного.
Дед Природовед приглашает детей поиграть.
Проводится игра «Найди такой же листочек, какой покажу».
Дед Природовед показывает детям лист какого-нибудь дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, рябина, береза).
Дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.
Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).
Дед Природовед. Дети, мне очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с детьми.


Приложенные файлы

Прохождение экологической тропы

(в средней группе)

Программное содержание . Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Методика проведения

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед(взрослый или игрушка).

Дед Природовед. Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с дедом Природоведом.

Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года? Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М.Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Предлагает ребятам побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три - к березе беги!

Дети бегут к березе.

Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это береза? (ответы детей). Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Дед Природовед. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они очень полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно встретить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба на которой растут астры, круглой формы.

Дед Природовед. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: « В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Дед Природовед. Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики - скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда- то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель. Вот такие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня мы узнали много нового и интересного.

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листочек, какой покажу».

Дед Природовед показывает детям лист какого- либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (рябина, береза или дуб и др.). Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются. Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и др.).

Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встречи листочки, которые нужно раскрасить. Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о лекарственных растениях.
  • Учить распознавать и называть лекарственные растения, деревья по листьям, цветам и плодам.
  • Учить видеть красоту леса и радоваться ею.
  • Расширять представления об охране природы, закреплять правила поведения в природе.
  • Учить передавать в рисунке впечатления от окружающего, использовать элементы
  • аппликации.
  • Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Словарная работа: название лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений, деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», дидактическая игра «Угадай что, где растет?», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», П.Чайковский «Вальс цветов», заготовки животных из цветной бумаги, восковые карандаши, клей, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение «Птичка» В. Туманского

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет;
Птичка-душенька устанет,
Спит, и петь перестаёт.

– Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на кассете.
– А где можно услышать голоса птиц в природе? (В лесу, в парке)
– Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречаем здесь? (К нам прилетают воробьи, вороны, голуби. Мы наблюдали как ворона звала других ворон к себе.)
– Как мы с вами заботимся о птицах? (В кормушку насыпали корм, кормили голубей хлебными крошками).
– Для того чтобы на территории детского сада пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют зеленые насаждения, сажают цветы.
– А вы знаете правила поведения на территории детского сада? (Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то идет на встречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать на клумбу. Если увидишь мусор, надо подобрать его. Нельзя рвать цветы, траву, ломать ветки.)
– Молодцы, вы все правильно сказали. А скажите в лесу можно рвать цветы, траву? (Нет) вот и на знаке нарисовано (показ знаков) 1). Не рвите в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 2). Не сломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

2. – А теперь пройдем на полянку. (Дети вместе с воспитателем подходят к стенду «Лекарственные растения»)
– Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.).
– Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет.

Ребенок читает стихотворение «Подорожник».

Грело солнце, капал дождик
И в лесу, на бугорке,
Вырос гибкий подорожник
В Арлекинском колпаке.

– Какую пользу приносит мать-и-мачеха людям? (Листья ее сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля).
– Что же такое лекарственные растения? (Это растения, которые приносят пользу людям, лечат их.)
Уже много веков люди применяют лекарственные растения для лечения болезней и их знания дошли до современности.
Лекарственные растения служат сырьем для приготовления различных целебных препаратов: настоек, мазей, пластырей, смесей, порошков. Лекарства приготавливаются на специальных заводах, в аптеках, лабораториях и отпускаются населению по рецептам врачей. Сотни людей, которые воспользовались этими препаратами и излечились от неизлечимых или трудноизлечимых болезней, обрели вторую жизнь благодаря силе природы, которая заложена в лечебных лекарственных растениях.
Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача.
– Какие правила поведения в лесу вы знаете? (В лесу надо ходить по тропинке, чтобы не мять траву, чтобы не наступить на жучков, муравьев)
– Посмотрите, какой я вам знак еще покажу. 3) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

3. Физминутка

«Лес»

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.

4. – Посмотрите, мы с вами пришли в лес. (Дети вместе с воспитателем подходят к оформленному уголку «Лес»)

– Кто знает стихотворение про лес?

Ребенок читает стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какие птицы?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы. Свои.

Погореловский

– Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. (Звучит запись шума леса)
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их. А как их отличить? (У березы ствол белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые. У елки иголки.)
– На каком дереве всю зиму висят ягоды? (На рябине) Правильно, мы с вами наблюдали как зимой снегири клевали рябинку. А какое дерево наряжают один раз в год? (Елку)
Загадка «Русская красавица стоит на полянке,
В зеленой кофточке, в белом сарафане» (Береза)

5. Дидактическая игра «Угадай, что где растет?» (Лес, луг)

6. – Кто знает пословицы и поговорки о природе?

  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
  • Лес – наше богатство.
  • Рощи да леса – всему свету краса.
  • Растение – земли украшение.

– Вот сколько пословиц и поговорок вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, в парке, чтобы всегда было красиво, чтобы цветы цвели, птицы пели.

7. В конце занятия предложить детям создать общий плакат «Лес – наше богатство».

(Творческая деятельность детей. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковский).

Прохождение экологической тропы осенью

Программное содержание:

  • Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  • Показать объекты экологической тропы в осенний период.
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе.
  • Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень, осенние листья разных деревьев.

Связь с другими занятиями и видами деятельности:

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу.
  • Наблюде­ние за птицами.
  • Рассматривание деревьев, растущих на участке.
  • Ри­сование деревьев.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает Старичок Лесовичок.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Старичок Лесовичок.

Дети здороваются.

Старичок Лесовичок. Сегодня, ребята, для вас раскроются некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Старичок Лесовичок. Раз вы такие любознательные, то я приглашаю вас в мое царство, где вы узнаете много нового и интересного.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Раз, два, три - к березе беги! Дети бегут к березе.

Дети, а как вы узнали, что это береза? (Отве­ты детей.)

Правильно, только у березы ствол белого цвета.

Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».

Кроме листьев на березе растут сережки, в ко­торых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Воспитатель. А вот еще дерево. (Показывает на рябину.)

Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.)

Правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Это астры. Астры бывают разных видов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.)

Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.)

Клумба, на которой растут аст­ры, круглой формы.

Воспитатель приглашает детей пройти дальше по экологичес­кой тропинке.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)

Посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)

В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму - это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Воспитатель. Вот какие остановки мы сделали на нашей эколо­гической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Воспитатель приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».

Воспитатель показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же.

Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).

Затем воспитатель поднимает кленовый лист и говорит: «По­дул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде останавливаются.

Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).

Старичок Лесовичок. Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Старичок Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

воспитатель ГБОУ СОШ № 121

дошкольное отделение 28 А г. Москвы