Опека и приемная семья. Чрезмерная опека родителей: в чем опасность

За все время моей педагогической деятельности мне довелось наблюдать становление и развитие не одного десятка семей. После рождения ребенка наблюдается одна и та же картина. Пока ребенок маленький (до года), мама всячески опекает малыша: поддерживает, кормит, поит, одевает,

сюсюкается, беспокоится о его здоровье, хорошо ли поел, поспал, сухой, мокрый, здоров и еще целый воз забот о беззащитном, маленьком ребеночке. Этот период самый чистый, светлый и беззаботный в жизни человека. Мама уже привыкает недоспать, недоесть, отказывается даже от привычных до рождения ребенка походах за модными вещами, в салоны, в кино и театры. Встречи с друзьями тоже не актуальны. Все ему, такому любимому и долгожданному РЕБЕНКУ.

И вот малышу уже годик, а мама и не думает ослаблять хватку в заботе о малыше. Бывает, смахнет слезинку из глаз: «Ты у меня уже такой большой! Сам ходишь, постоянно куда-то залезаешь, опасности на каждом шагу! Я тебя никому не дам в обиду!» Будто весь мир так и набросился со своими «обидами» на ребенка.

Да, малыш, ты попал в КРЕПКИЕ ОБЪЯТИЯ МАМЫ! Когда тебе удастся из них выбраться?

А выбираться надо!

Первые предвестники того, что малыш готов жить уже без гиперопеки - самостоятельное передвижение в пространстве и способность самому что-то перемещать.

Тут бы задуматься маме, убрать «жесткий поводок» сверхзаботы.

Ребенок идет-идет, упал – не нужно бежать стрелой – поднять дитя. Встанет сам! В этом возрасте ребенок все начинает познавать сам! Начинается доверие к ребенку.

Доверие своему ребенку – это ВЕРА РОДИТЕЛЕЙ в способность сына или дочери развиваться в соответствии со своими возможностями, данными от природы.

Именно доверие является чувством, которое первым появляется у ребенка к своим родителям. С самого детства он им верит, доверяет и любит их.

Чтобы все больше доверять своему ребенку, нужно проращивать в нем самостоятельность. О том, как это делать мы уже говорили ранее.

Что рождает в родителях недоверие? СТРАХ за ребенка, что он упадет, и ему будет больно, что он начнет что-то делать, и у него не получится, что он не сможет постоять за себя, что он не умеет общаться, учится, превращать надо в хочу и т.д.

В результате этого страха родители ПАРАЛИЗУЮТ ВОЛЮ РЕБЕНКА К ПОБЕДЕ над своими: не умею, не знаю, не получится, не буду…

Значит ДОВЕРИЕ К РЕБЕНКУ – источник его побед и результатов в жизни.

Расскажу очень поучительную историю одной моей знакомой.

Она занималась бизнесом МЛМ, и ее 15-летний сын наблюдал, как стремительно и успешно развивается мама, как она преображается, как она раскрывается, светится от счастья, решает финансовые вопросы. Ее окружают такие же целеустремленные и успешные люди, которые учатся справляться с трудностями, каждый день овладевают новыми навыками. Каждый день – праздник! Победа над своими комплексами. Это был 1996 год.

А он вынужден ходить в школу, где нет возможности проявлять себя самостоятельным, творческим, активным, живым, жизнерадостным. Так он видел окружающий его мир. И он решил, не посоветовавшись с мамой, закончить «эти мучения», и быть среди «лучших». И не закончив даже 8 класса, он занялся бизнесом. У маминых знакомых он занял 4000 долларов, купил продукцию компании. По объявленному промоушену стал участником школы другого успешного парня, который в 17 лет уже научился зарабатывать 10000 долларов ежемесячно, обучаясь на международных школах лидеров компании, построив большую организацию в МЛМ.

Так наш новоиспеченный бизнесмен вдохновился результатами другого парня, пошел искать клиентов. Но сил не хватило надолго, и он «задрейфовал». Родители строго поговорили с сыном, помогли ему распланировать время и действия и отправили его работать! Искать клиентов и возвращать занятые им деньги.

За 6 месяцев он рассчитался с долгами, получил опыт, заработал денег, научился работать с людьми, привлек в свой бизнес новых партнеров, научился работать с клиентами, оплачивал поездки на мероприятия компании. Он почувствовал себя ЧЕЛОВЕКОМ ОТВЕТСТВЕННЫМ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.

Прошло 2 года, и ему пришла повестка в армию. Школу он так и не закончил и пошел служить.

Мама благословила его на новый опыт. Через 2 года он вернулся, пошел работать и одновременно учиться в вечернюю школу. За 2 года он экстерном закончил 8, 9, 10 классы и сообщил маме, что поступил в экономическую академию на бюджетное отделение. Закончив академию, он женился, стал прекрасным мужем и отцом своему сыну.

Почему все сложилось именно так? Ответ очевиден – родители поняли, что сын готов учиться на своем ОПЫТЕ и, не упрекая его ни в чем, доверили уже взрослому сыну его судьбу. Мудрость мамы открыла возможности сыну.

Вы готовы к такому подвигу? Или будете, как другая моя знакомая, упрекать своего одинокого 40 летнего сына в его бестолковости и беспомощности?

Ребенок растет и развивается, вне зависимости от того хотим мы этого или нет.

Главное его НЕ ТОРМОЗИТЬ.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ - ЭТО НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ НАД СОБОЙ! И ЧЕМ КАЧЕСТВЕННЕЙ ЭТА РАБОТА, ТЕМ НЕЗАМЕТНЕЙ И ЛЕГЧЕ ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Мирослава Панасенко

Любой хороший родитель защищает своих детей от беды. Но некоторые родители переоценивают уровень опасности в мире и лишают своих детей их собственного опыта и радостей.

Настойчивые действия родителей по опеке детей чаще всего эмоционально или социально обусловлены. Иногда это связано и с образованием, которое получили родители. Но надо признаться, что совсем не легко определить, что хорошо, а что плохо, когда речь идет о твоем собственном ребенке.

Примеры такого поведения и страхи гиперопекающих родителей

Такие родители кажутся всегда бдительными, они всегда начеку, как будто ждут того, что что-то пойдет не так. Эта настороженность проявляется сильнее, когда ребенок находится вне дома. Гиперопека со стороны родителей может возникнуть в раннем детстве ребенка и превратиться в устойчивый вариант взаимоотношений родителей и детей.

Признаки чрезмерной опеки, которые могут проявиться до школы или в начальной школе:

— Защита ребенка, как физическая, так и эмоциональная;

— Когда родитель тут же бежит к ребенку, не успев понять, что это было простое падение, которое не причинило ему никакого вреда; даже если это вызвало всего лишь хныканье со стороны ребенка, у родителя уже наготове конфетка или игрушка, чтобы его успокоить;

— Куча правил, как то оставаться всегда в той же комнате, где находится родитель, даже если ребенку уже 5 или 6 лет;

Строгие правила в плане опрятности, которые не позволяют ребенку пачкать себя или одежду;

— Ожидания, что ребенок понимает правила взрослых о том, как себя вести и кого уважать, а также готовность сразу же наказать его за невыполнение этого правила;

— Дисциплинарные методы могут быть слишком жесткими даже для небольших провинностей;

— Слишком структурированная система правил, которая пытается охватить все сферы жизни ребенка;

— Излишний акцент на важность успехов в учебе;

— Чрезмерная зависимость от системы поощрений и наказаний;

Родителей, замеченных в таком яром следовании своим же правилам, нельзя назвать плохими. Они, вероятнее всего, очень любят своих детей, но не совсем понимают, как их действия повлияют на формирование личности ребенка. Они могут испытывать очень сильные страхи по поводу того, что может случиться с их детьми или их детки выйдут из-под контроля, или еще хуже, причинят сами себе вред.

Очевидно, что родители должны установить правила, которые будут справедливыми и выполняться на постоянной основе. У попустительства тоже есть свои недостатки, так как можно вырастить абсолютно грубого ребенка, который станет в будущем безответственным взрослым. Эффективное родительство требует нечто среднее между авторитарностью и вседозволенностью.

Возможные негативные последствия гиперопеки

  1. Гиперопекающие родители, сами того не хотя, часто вынуждают детей им лгать. Их дети знают, что ожидания от них очень высокие, и это подталкивает их ко лжи или умалчиванию о какой-то оплошности, чтобы избежать родительского гнева. Конечно, когда родители выясняют, что ребенок солгал, они наказывают его еще сильнее, чем могли ранее. Так образуется порочный круг.
  2. Дети могут стать неестественно тревожными, потому что мир им кажется очень опасным. Родительская гиперопека препятствует нормальному принятию таких рисков, как катание на карусели в первый раз или любые другие активные игры на спортивной площадке
  3. Поскольку чрезмерная опека основывается на власти над ребенком, дети учатся тому, что власть важна в жизни. Послушных детей любят, но когда они лично не будут подвергать сомнению никакую власть, они очень легко могут попасть под влияние дурной компании, которая вовлечет их в намного более опасные ситуации.
  4. Родителям будет сложно общаться с детьми, когда они уже вырастут. Излишняя опека подразумевает уступчивость со стороны детей, но не общение, и это может вызвать совсем не доверительные отношения. Основой для честности, взаимоуважения и привязанности служит не сила.
  5. Система поощрений и наказаний может вырастить человека, который будет ценить материальные ценности и захочет манипулировать людьми. Чувство, что он сделал что-то не так, приведет к депрессии, потому что он вырос с пониманием, что плохое поведение и плохие мысли неприемлемы.
  6. Так как ребенок видит, что у других детей больше свободы в вопросе принятия решений или действий, то в нем растет обида на родителей. Обида может легко обратиться в протест, который проявится в подростковом возрасте, потому что ребенку захочется бороться с несправедливостью.

Родители могут защитить своего ребенка, но не быть при этом авторитарными.

Родители, которые сомневаются в верности своей стратегии гиперопеки, могут начать с того, чтобы просто поговорить с другими более успешными родителями, на их взгляд. Важно понимать, что нельзя ожидать от ребенка невозможного или того, что неподвластно ему в его возрасте. Дети – это не маленькие взрослые. Им нужно время и возможность просто побыть детьми.

Они должны пройти определенные этапы, прежде чем будут вести себя достойно в обществе или поймут, что ложь и воровство – это плохо. Им нужно помочь и объяснить, что играть с ножами или в одиночку уходить из дома опасно. Родители, которые остро реагируют на любые поступки детей, не добьются лучших результатов по сравнению с тем родителями, которые просто сидят с ребенком и говорят с ним на его языке.

Каждый хнык или плач ребенка – это не сигнал к мгновенному действию. Мир детей полон расстройства и мелких несчастий, которые должны случиться, чтобы ребенок понял, как себя вести в этой ситуации. Родители должны поощрять активные действия ребенка по выходу из сложной ситуации своей своевременной реакцией.

Чрезмерно опекающие родители или родители, придерживающиеся авторитарного метода воспитания, ставят под угрозу самого ребенка и его поведение во взрослой жизни, которое может привести к негативным последствиям, в первую очередь, для него самого.

Родительство – сложная задача, которая, однако, под силу каждому. Заботьтесь о ребенке, будьте бдительным, но сдерживайте свою излишнюю заботу разумными ожиданиями от вашего ребенка.

Оксана (18.02.2013 11:08)

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, можно ли оформить опеку над ребенком не лишая маму родительских прав (ребенку 4 года). Ситуация следующая: мама ребенка - моя двоюродная сестра. В силу плохого состояния здоровья она не в состоянии работать. В графе "отец" у ребенка стоит прочерк. Реально отец переодически появляется, но в содержании и жизни ребенка участия не принимает. При этом постояно ставит вопрос о том, чтобы он был назначен официальным опекуном ребенка и имел возможность распоряжаться имуществом сына (отец является гражданином Таджикистана). Сейчас семью содержит бабушка (70 лет) и мы с мужем помогаем. Очень хотелось бы оградить их и главное не потерять.

Оксана, добрый день!

Вы можете быть назначены официальным опекуном девочки, если мать даст согласие на опеку. Для этого вам надо будет собрать документы, необходимые для получения заключения о возможности быть опекуном (подробнее в разделе "Хочу принять ребенка", Шаг 2) и обратиться в ООП по вашему месту жительства с просьбой назначить опекуном ребенка. Однако, тот факт, что вы будете назначены опекуном мальчика, никак не помешает биоотцу установить отцовство с помощью ДНК-экспертизы и потом потребовать передать мальчика на воспитание ему... Именно так развивались события в случае с вот этой девочкой , которую теперь неизвестно и где искать. И это не такой уж экзотический вариант развития событий...

Поэтому, если вас на самом деле волнует, что случится с мальчиком при неблагоприятном развитии событий с его мамой (и вашей сестрой), я бы советовала подумать об усыновлении ребенка. Естественно, с согласия матери. Только в этом случае биоотец уже точно не сможет просто забрать ребенка, когда у него появится возможность и/или желание пройти ДНК-экспертизу...

С уважением,
Ольга Митирева

Юлия (14.02.2013 14:30)

Здравствуйте.

У меня следующая ситуация - я воспитываю трех детей, одного кровного и двух под опекой. Мальчику 7,5 лет, со мной 4,5 года. Девочке 4,5 года, со мной 2 года 2 месяца.

Вот о девочке и вопрос. Где био-мама неизвестно, она гражданка Украины, биопапа москвич, находился в местах лишения свободы года 2,5 - 3, за что - не знаю. Освободился в декабре 2012. Девочка была изъята из семьи и передана в московский дом ребенка примерно в год. Оба биородителя лишены родительских прав, в суд они не явились, ребенка изъяли по причине угрозы жизни. Уже в доме ребенка было установлено, что у нее порок сердца (операцию делали уже под опекой) и ВИЧ. Теперь из тюрьмы вышел биопапа и в ООП по своему месту жительства написал заявление с просьбой сообщить ему адрес моей опеки и места проживания ребенка.

Я начала сбор документов на усыновление, но ШПР заканчиваю только 9 апреля. У меня следующие вопросы:

  1. Имеет ли право ООП давать биоотцу мой адрес или какие-либо контакты?
  2. Если биоотец обратится в суд с восстановлением в правах, пригласят ли меня на заседание?
  3. Есть ли шанс не возвращать девочку биоотцу (она не помнит его, меня называет мамой, вся семья ее считает своей...), если в суд он успеет раньше меня.

Заранее большое спасибо за уделенное время! Посоветуйте, пожалуйста, что мне лучше делать в этой ситуации. Плачу вторую неделю.

С уважением,
Юлия

Юлия, добрый день!

Прежде всего прошу вас не делать скорых выводов об истинной готовности биоотца к борьбе за ребенка. Написать в свободной форме заявление в ООП легко, гораздо труднее - подать иск о восстановлении в правах по всей форме и выиграть дело в суде:

  1. До вступления в силу решения суда о восстановлении в правах биоотец не имеет права общаться с ребенком, а ООП - предоставлять ему информацию о ее нахождении, в т.ч. в семье опекуна. Можно попросить ваши ООП позвонить и ясно обозначить вашу позицию (предлагаю такой способ, чтобы лишний раз не напоминать ООП биоотца, кто вы и где живете, - что неизбежно при письменном обращении).
  2. По собственной инициативе ни суд, ни ООП биоотца вас на слушания вряд ли пригласят, но вы можете ходатайствовать перед судом о включении вас в процесс в качестве третьей стороны со стороны ООП согласно ст. 43 ГПК РФ - т.е. не заявляющей самостоятельных требований на предмет спора. В этом случае вы сможете активно направлять ход процесса, привлекать внимание суда к важным моментам.
  3. Если суд по восстановлению в правах все-таки состоится, вам надо быть максимально активным его участником (см. п. 2), а именно: говорить о состоянии ребенка до прихода в вашу семью и после, показывать фото, приложить заключение о возможности быть усыновителем в подтверждение серьезности своих намерений, подчеркнуть, что биоотец "проглядел" существенные заболевания ребенка, требовать, чтобы суд назначил "испытательный срок", прежде чем выносить решение по существу и т.д.

И продолжайте собирать документы на усыновление, активно готовитесь к суду по усыновлению! Если на момент подачи вами заявления на усыновления биоотец не подаст заявления о восстановления в правах, у вас есть высокие шансы усыновить без проволочек.

Удачи! С уважением,
Ольга Митирева

Елена (12.02.2013 19:49)

Здравствуйте!

У нас такая проблема: моя сестра алкоголичка с большим стажем. Кодирована 8 раз. В разводе. Двое детей 16 и 5 лет от разных отцов (второй недавно вышел из заключения). Проживают у бабушки, хоть и есть своя квартира. Детьми не занимается, вся в долгах, денег нет, психически не уравновешенна, постоянно орет, оскорбляет всех. Уходит в загулы на несколько недель а приходит, как последний бомж. Но самое страшное, что она берет детей с собой. Маленького находили в лесу, приводили с пляжа, находили в каких-то притонах. Бабушке нашей памятник ставить надо... постоянно в поисках. В ООП обращались не единожды, что бы маму как-то на место ставили... В последний раз сказали: раз надоедаете, приедем заберем детей. Но это же такой удар для них будет. Может можно что-то сделать без изъятия детей? Помогите, пожалуйста советом! И в любом случае спасибо Вам за такой полезный сайт.

Елена, добрый день!

Конечно, можно обойтись без изъятия детей, но это потребует прежде всего от вас четкого плана действий и в каком-то смысле выполнения работы за ООП.

Без лишения биоматери родительских прав (ЛРП), мне кажется, в вашем случае не обойтись. Если бы опека бабушки была установлена с согласия матери, то бабушка потеряла бы право на выплаты на содержание детей, а дети - на льготы, причитающиеся детями, лишенным родительсткого попечения.

Согласно п. 1 ст. 70 СК РФ дела о ЛПР рассматриваются судами по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих (имеются в виду опекуны, назначенные официально, а не фактические), заявлению прокурора или ООП. Т.е. вам надо принести буквально проект иска и все необходимые письменные доказательства (о них мы говорили по телефону) ООП прямо в руки, чтобы ООП выступила формальным заявителем в суде. "Напомните" ООП, что при затягивании обращения в суд вы пойдете в прокурору с просьбой подать этот иск, а заодно вынести представлении против ООП.

К моменту обращения с иском об ЛРП у бабушки должно быть заключение о возможности быть усыновителем или бабушка должна отлично разбираться в . А от биоотцов детей необходимо получить нотариальное согласие на усыновление. Как аргумент: альтернативой этому согласию является только ЛРП, при котором с отцов будут взысканы алименты на содержание. При даче согласия на усыновление алименты не назначаются.

Буду ждать развития событий - с уважением,
Ольга Митирева

Алсу (12.02.2013 18:37)

Здраствуйте, моей приемной дочери через 2 месяца исполняется 18 лет и у нас прекращает действие договор о создании приемной семьи. Мы хотим подать заявление о продлении договора, т.к. ребенок проживает с нами, учиться на дневном отделении колледжа и будет учиться еще 2 года, после планируется поступление в ВУЗ, девочка в колледже на хорошем счету - староста группы, член движения волонтеров колледжа и т.п., работать при такой учебной загрузке возможности не имеет, стипендия согласно справке 4,100 рублей ежемесячно (хватает на проезд и покушать на учебе), т.е. ниже прожиточного минимума. Скажите, пожалуйста, есть у ОПП право отказать нам в продлении договора. Я была бы вам очень благодарна, если вы сошлетесь на конкретный закон допускающий продление договора о приемной семье (со слов социального педагога - ОПП в продлении договора по достижению 18 лет опекаемому - отказывает всем).

Алсу, добрый день!

Вынуждена вас огорчить: закон однозначно говорит о том, что с наступлением совершеннолетия (или раньше, если, допустим, имела место эмансипация ребенка) попечительство заканчивается автоматически. Соответственно, совершеннолетний гражданин не может быть передан под опеку или в приемную семью, даже если сам этого хочет. Вот конкретные нормативные акты по этому вопросу (все эти акты есть в разделе "Законодательство"):

  • п. 1 ст. 153.2 СК РФ: договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.
  • п. 1(4) ст. 29 ФЗ РФ "Об опеке и попечительстве": опека или попечительство прекращается в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • п. 3 ст. 40 ГК РФ: попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Однако, ваша подопечная имеет право на некоторые льготы и выплаты, полагающиеся учащимся из числа детей-сирот с 18 до 23 лет. Подробнее о них вы можете почитать в разделе "Законодательство" - как в части федеральных законов о льготах, пособиях и выплатах, так и в разделе законодательства субъектов РФ (в зависимости от того, в каком регионе проживаете).

С уважением,
Ольга Митирева

Ксения (11.02.2013 20:30)

Добрый вечер!

Подскажите как нам быть. Обратились в ООП для создания приемной семьи, документы собрали, дали заключение на возможность быть усыновителями (сказали: "Перечить ООП нельзя!"). Подобрали нам мальчика 6 лет, мы познакомились, нам он очень понравился, мы его навещаем, познакомили его со своим сыном. У психолога интересовались, после нашего посещения динамика положительная. Ждали заключение медкомиссии. Вдруг неожидано появились дальние родственники, о которых никто не знал. Теперь нам во всем отказывают, единственное, что разрешили - навещать мальчика, пока родственники собирают документы (хотя на контакт он с ними не идёт). И мы просто не знаем, что делать, просто руки опускаются.

Ксения, добрый день!

Во-первых, советую вам внутренне определиться, кто вы в этом процессе: малые неразумные дети, которым нельзя "перечить" "умным тетям" из ООП и детдома, или дееспособные совершеннолетние граждане, которые могут сами разобраться в законах и потребовать у чиновников эти законы соблюдать. Лично я уверена, что второе. Но вижу, что вам активно навязывают именно первое. И вам надо сопротивляться, прежде всего ради того мальчика, которому вы хотите подарить семью.

Во-вторых, вы готовы все-таки усыновить или по-прежнему хотите создать именно приемную семью? Если второе, то вам необходимо получить заключение о возможности быть приемным родителем, а не усыновителем. Для этого вам надо подать заявление в ООП по вашему месту жительства с просьбой выдать такое заключение на основании уже представленных документов и проведенного осмотра жилья. Подробнее . На основании заключения о возможности быть усыновителем вы можете только усыновить мальчика, а не принять в приемную семью. Подробнее о порядке создания приемной семьи читайте в разделе "Хочу принять ребенка", Шаг 4.

Наконец, нет необходимость ждать, когда родственники соберут документы на ребенка. Если вы свой выбор уже сделали, подавайте или заявление на усыновление в суд по месту нахождения детдома (как именно - в том же разделе "Хочу принять ребенка", Шаг 4), либо незамедлительно получайте заключение о возможности быть приемным родителем и подавайте в ООП по месту нахождения детдома заявление с просьбой назначить вас опекуном ребенка. И требуйте - как всегда - только письменного мотивированного ответа в установленные законом сроки.

Удачи - и побольше здоровой дерзости!
С уважением,
Ольга Митирева

Родительская опека необходима. Человек рождается абсолютно беспомощным - он не может самостоятельно найти пищу и воду, не способен согреться и вообще, без помощи взрослого человека новорожденный ребенок обречен на гибель.


Чтобы обеспечить выживание ребенка, Природа наделила женщин (за редким исключением) мощнейшим материнским инстинктом. Благодаря чему не только младенец благополучно выживает, но и мать получает удовольствие, как вознаграждение за выполнение своих обязанностей.



Материнский инстинкт наблюдается и у многих животных. Но если в животном мире родительская опека проявляется лишь до того времени, пока детеныш не обретет определенную самостоятельность, то в человеческом мире все устроено гораздо сложнее.


Дело в том, что животные, в отличие от человека, в своих действиях руководствуются лишь инстинктами - у них нет психических свойств-желаний. Человек в этом отношении устроен гораздо сложнее - помимо желаний для сохранения целостности тела, человек рождается с определенным набором добавочных желаний, которые в дальнейшем определяют его характер, сексуальные предпочтения, систему ценностей.


Причем каждому человеку заданы определенные свойства, необходимые для удовлетворения этих желаний.


Заданы - но не обеспечены. Полноценное развитие этих свойств, заданных ребенку природой, и есть основная миссия родителей. Однако гиперопека зачастую становится именно тем фактором, который делает эту миссию невыполнимой.

Развитие самостоятельности у ребенка

Родительская опека необходима, она обеспечивает выживание ребенка. Однако в некоторых случаях опека приобретает гипертрофированные масштабы и практически полностью блокирует возможность развития свойств, заложенных в ребенке.


Давайте рассмотрим наиболее распространенный жизненный сценарий, при котором родительская опека может тормозить развитие самостоятельности у ребенка.


«Мама – золотая, а ребенок – придурок…»


Существует определенный тип женщин, которые в потенциале являются самыми лучшими, самыми заботливыми «золотыми мамами». Их материнская любовь настолько велика, что они иногда, не раздумывая… делают аборт! Рационализация в этом случае ужасающая в своей циничности - при второй и последующих беременностях женщина готова на крайние меры, лишь бы первенец не лишился даже малой толики её внимания и заботы.


Речь идет об анально-зрительных женщинах, вектора которых находятся в возможно недостаточно развитом, и совершенно точно, не полностью реализованном состоянии. Заботясь о своем ребенке, ухаживая за ним, решая все его проблемы, эти женщины получают возможность реализации. Можно сказать, что они реализуют себя за счет ребенка.

Родительская опека и Мамины страхи.

Для неразвитого зрительного вектора характерно состояние страха - поэтому мамы с таким вектором отличаются повышенной тревожностью, им всюду мерещатся опасности. В этом случае родительская опека становится гипертрофированной - начиная от того, что мама несколько раз за ночь встает послушать дыхание младенца и, заканчивая тем, что она начинает обзванивать больницы и морги, стоит её ребенку-старшекласснику задержаться на 10 минут, возвращаясь из школы. Надо заметить, что большая доля страха за своего ребенка может присутствовать даже у развитых в зрении анально-зрительных мам.



Гиперопека в этом случае может свести развитие самостоятельности ребенка «на нет». Впрочем, степень самостоятельности в большой степени зависит и от набора векторов ребенка. Например, уретральный ребенок будет даже в самом юном возрасте противиться подобному контролю вплоть до побега из дома, кожный тоже найдет множество способов не идти на поводу у мамы. Анальный же ребенок, который как никто очень зависим от мамы, в таких условиях имеет все шансы вырасти абсолютно безынициативным, не приспособленным к жизни «маменькиным сынком».

Развитие самостоятельности или Растим отличника.

«Золотая мама» обычно в курсе всех новейших методик воспитания - однако это не мешает ей делать все по своему, ведь «кто может лучше знать ребенка, как не его родная мать?». Как правило, дети у таких мам - юные вундеркинды, подающие огромные надежды. Это не удивительно - «золотая» мама обеспечивает своего ребенка всеми доступными развивающими играми и пособиями, увлечено занимается с ним, водит во всевозможные кружки и секции.


Казалось бы - что плохого в подобной родительской опеке?


Плохо то, что при «вознесении ребенка на алтарь материнской любви», в подавляющем большинстве случаев, развитие самостоятельности отходит на задний план, а свойства верхних векторов развиваются в ущерб развитию нижних векторов.


Воспитание ребенка проходит под девизом «Мама лучше знает!». Гипертрофированная родительская опека создает для ребенка оранжерейные условия, что блокирует развитие многих свойств, заложенных в нем природой и необходимых для адекватной адаптации в человеческом обществе.


Как правило, «золотая» мама, всегда найдет различные рационализации для того, чтобы как можно дольше не выпускать ребенка в большой мир.



«Детский садик? Да вы что! Это стресс для ребенка! А болезни? А ужасные воспитатели? А дети-дикари? Нет! Я не могу допустить, чтобы мой малыш пережил подобный ужас! Я своего ребенка буду воспитывать сама! Я создам идеальные условия для его развития...»


В результате ребенок лишается возможности в будущем найти свое место в социуме - ведь именно с трех лет в детской среде начинается активное ранжирование. Находясь в садике или любом другом детском коллективе, ребенок «проигрывает» ту роль, которую ему предстоит играть во взрослой жизни.


«На улицу? Ни в коем случае! Там моего золотого ребенка испортят и научат плохому! Нечего заниматься глупостями - пусть лучше лишний раз почитает книгу…»


Подобное лишение ребенка естественной среды для развития в подавляющем большинстве случаев приводит к кризису подросткового возраста, повергающему в ужас «золотую маму» непредсказуемостью и фатальностью последствий.


«Ребенка как подменили! Он словно с цепи сорвался! Помощи от него не дождешься - одни гулянки на уме!...»


Подросток, вырвавшись из удушающих объятий гиперопеки, пытается в ускоренном режиме наверстать украденное детство. При этом движут ребенком его нижние вектора, но лишь в мере их развития. Поэтому чаще всего это происходит неудачно, время упущено, свойства не были развиты.



Пускаясь во все тяжкие, подросток зачастую оказывается в «плохой компании» или напротив, ни с кем не общается вовсе . А причина в чрезмерной родительской опеке, благодаря которой ребенок не получил вовремя необходимые навыки, не смог достаточно развиться, чтобы найти свое место в обществе, что и приводит к подобным метаниям и перегибам.


В душе мамы, жизнь положившей на алтарь воспитания ребенка, накапливается обида - воспринимая все через себя, она считает, что ребенок, пытаясь развить самостоятельность, отвечает ей черной неблагодарностью. На этой почве возникают серьезные конфликты между мамой и подростком, круг замыкается….




Мне понравилось – поставить «сердечко»: