Основные традиции на свадьбе. Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет. Нельзя звать к свадьбе четное число гостей

Народные приметы, ритуалы и маленькие житейские хитрости для дня свадьбы, позволяющие сохранить семейное счастье на долгие годы и уберечь вашу семейную жизнь от недоброжелателей.

Приметы

Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын.
Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила
Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.
Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол: Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.
Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры: Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.
Чтоб невеста на смотринах понравилась
Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите: Я - Божия раба (имя).
Солнце высоко, а я выше.
Мои брови смоляные, мои кудри золотые, мои глаза - звездочки ясные, мои губы - лепестки красные.
Кто меня увидит, тот ни одним словом меня не обидит.
Господи, помоги! Богородица, на брак благослови.

Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.
Купите две свечи, одну поставьте у иконы «Умягчение сердец», другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.
Ангелы небесные, пойте «Аллилуйя»! Славься, святая церковь, венчающая на брак! Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил, Бог их на брак благословил.
Помяни, Господи, всю кротость царя Давида, так пусть кротки будут родныесестры, братья, зятья, вся родня, мать, отец дадут благословениена брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь
Покупая обручальные кольца
Не входя в дом с кольцами, нужно произнести: На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы Приметы

Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли.
Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.Обручальное кольцо не надевается на перчатку.Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины.
Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее: Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: «Здравствуй, (имя)!». При этом жених или невеста в ответ должны молчать.Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи: Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.

Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.
«Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали». После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: «Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом.»Чтобы быть самой любимой снохой.
Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: «Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои».

Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:
«Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь.»
Этот наговор читает самый старший в семье.
Чтобы на свадьбе не испортили
До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.
Читают так: Который человек вечет, который зло речет, который худое помышляет, мое слово перебивает.
Как этот сермак не сосчитать, так и оберегу моему не помешать.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Шептать над хлебом и солью
Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.
Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.
Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.

Заговор венчальный

Читать во время бракосочетания, чтобы молодожены никогда не расходились и не гуляли друг от друга.Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.

Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.
Отчитка:
огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.
Читают так:
Господи, помоги! Всякому человекуотмерил Господь веку.
Господи, помоги, веку рабе (имя) продли.
Как ты не дал умереть Лазарю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Свадебные тосты, которые приводят к разводу

«Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу».
«Бей ее почаще, любить будет слаще».
Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:
Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:
Как я этот кусок хлеба отрезаю, Так и твои (имя) посулы убираю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.
Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом: Стол мой дубовый, Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.
Как хрупкое стекло бъется, разбивается, Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:
Небесной высоты не достать, Небесной красоты не забрать.
Так и у моего сына никто не убавит
И ниче6го ему не прибавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор, На ее подоле Божий затвор.
Никто того затвора не повредит, Никто оберега моего не победит.
Моя нога левая, ее нога правая.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Читать на воду и ею умыть невесту, перед тем, как выйти из дому к венчанию.

Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя: На первую ступеньку ступаю -мужа с собой заступаю.
На вторую ступеньку ступаю -свекра с собой заступаю.
На третью ступеньку ступаю -свекровь с собой заступаю.
На четвертую ступеньку ступаю -деревьев с собой заступаю.
На пятую ступеньку ступаю -золовок с собой заступаю.
Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.

Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит «горько» и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:
Как ты, угол, неотделим от стены, так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.
После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами: Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.
Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:«Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь».

После свадьбы

Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор: Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.
Заговор нужно читать предварительно перекрестившись. Яйца должны быть освещены в церкви. Делается это для того, чтобы у вас не было ссор.

Обычно, празднование свадьбы, застолье, или банкет - это заключительный этап церемонии. Свадьбу празднуют после регистрации брака в ЗАГСе и венчания. В современной украинской традиции, свадебная церемония должна проводиться в следующем порядке:

- венчание

- регистрация в ЗАГСе (РАГСе)

- банкет

Такой порядок согласуется и с религиозными традициями, и с современными обычаями и обрядами. Современная свадьба, по сути, представляет собой церемонию, замешанную почти в равной мере как на древних, так и на современных обрядах. И разобраться во всем этом бывает, подчас, непросто. Но любая свадьба требует соблюдения необходимого минимума традиций - иначе это уже будет и не свадьба вовсе! Поэтому Свадебный портал «Жених и невеста» представляет вашему вниманию выдержку самых распространенных обрядов и традиций современной украинской свадьбы

Своды - прощание с холостяцкой жизнью

Своды происходят перед отправлением пары под венец. Своды - это символическое соединение жениха и невесты. Обряд совершается под песни, в избе или же во дворе. Молодых подводили друг к другу дружка или сват, соединяли их руки и связывали их платком. Потом молодых водят по кругу - обязательно три раза. В некоторых обычаях пара «нарезает круги» вокруг стола, кадки для теста - в общем, утвари, символизирующей домашний очаг.

Свадебные обряды с хлебом

Обряды с хлебом имеют важное, чуть ли не магическое, значение. Обмен хлебом символизирует радушие сторон, обмен достатком, благополучием. Молодых чуть ли не везде встречают караваем, сваты обмениваются хлебом, гостям на свадьбе раздают краюшки каравая.

Существует еще один красивый обычай, когда дружка отрезает краюшки от каравая невесты и привезенного с собой хлеба жениха, связывает их красной ленточкой и передает крестной матери. Крестная относит их на стол, где соединенным кусочкам хлеба положено лежать рядом до конца банкета. Иногда хлеб разламывают над головами молодых, и потом обмениваются половинками - часть жениха отдают родителям невесты, и наоборот.

Сейчас эти хлебные обряды, в основу которых положена магия укрепления брачных уз и которые символизировали соединение молодых в одно целое, распространены не столь широко, как раньше. На современной свадьбе можно встретить скорее различные вариации этих обрядов, у которых не столь ярко выражена магия, но явно видно их происхождение.

Так, в Украине распространен обычай «Ломать каравай». Сразу после росписи молодым преподносят каравай (а чаще - просто шишку из каравая), и под восторженные крики гостей жених и невеста ломают хлеб. Чья часть больше - тот и будет главой семьи.

Связываем молодых навеки

Обычаи связывать различные предметы распространены очень широко. Так, на свадебном банкете часто можно встретить перевязанные ленточкой две бутылки шампанского. Связанные предметы гордо красуются в течение всего банкета на столе возле молодых. Встречаются обычаи, где жениху и невесте наливают шапманское из связанных бутылок, которые после свадьбы должны целый год храниться в доме молодой семьи. По другим обычаям, связанные бутылки хранятся целый год, после чего одну из них открывают на первую годовщину свадьбы, а вторую - когда у семьи родится первенец. Связывают еще ложки, вилки, бокалы и т.п. У автора этих строк, например, до сих пор хранится пара связанных еще со свадьбы ложек. Что с ними делать, ума не приложу, но пусть лежат - так вот до свадьбы старшего сына, пожалуй, и долежат!

Осыпание зерном

Отправление из дома и жениха, и невесты, сопровождается похожими обрядами. Из которых самый распространенный и важный - осыпание хмелем и овсом. Это делается с пожеланиями «В добрый путь!», с желанием счастья и удачи. Вообще, молодых осыпают несколько раз во время церемонии, и всегда это связано с отправлением, когда пара куда-то идет. В Украине осыпают не только овсом и хмелем - может быть и пшеница, и рожь - в принципе, любое зерно, символизирующее урожайность и достаток. Часто вместо зерна используют смесь зерна, конфет и монет.

А когда молодые выходят из ЗАГСа после регистрации брака или из церкви после венчания, их принято осыпать рисом. Рисовый дождь знаменует рождение послушных, хороших, здоровых детей.

В старину в некоторых областях Российской Империи существовал обычай, согласно которому перед отправлением к венцу жених и невеста должны были одновременно стать ногой в лукошко с овсом.

На свадьбу - через огонь

Существует обычай перешагнуть через огонь. В некоторых случаях это происходит при выходе из дома, в некоторых - при выходе из церкви или ЗАГСа, перед заходом в банкетный зал. В качестве угля может выступать что угодно: заженная лучина, пучок соломы или же просто комок бумаги. Перешагивание через огонь на свадьбе, по повериям, предохраняет молодых от порчи.

Для защиты от злых духов в старину дружки иногда щелкали кнутом или стреляли из ружья. До наших времен этот обычай, практически, не дожил.

Свадебный каравай

Каравай - обязательный атрибут свадьбы. В древности на Руси пекли «Рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки - это символы жениха и невесты, а палочки - это роща, в которой все деревья растут вместе, а не поодиночке. Тесто - основа каравая и пирогов, всегда считалось символом плодородия, благополучия.

Встреча с родителями и другие обряды

После ЗАГСа или церкви родители встречают молодых у дома или у банкетного зала. Это - первая официальная встреча молодой семьи. Встречают молодоженов хлебом-солью, иногда с музыкой.

Невеста должна идти справа от жениха, он ее ведет под руку. Хлеб и соль, которыми встречают молодых, помещают на длинное полотенце. Первое слово при встрече новой семьи - за мамой. Теща или свекровь приветствует молодых, потом говорят отцы.
Существует обычай, когда при выходе невесты и церкви разбивают яйцо - это должно способствовать легким родам будущей мамы.

А когда молодожены в первый раз переступают порог родного дома, муж обязан взять жену на руки, чтобы уберечь ее от разного рода напастей и передряг, защитить от происков злых сил.

Первый бокал шампанского молодые должны разбить на счастье.

Еще существует поверье, по которому невеста не должна видеть жениха раньше времени в день свадьбы, а жених не должен видеть свадебного платья невесты до свадьбы.

Согласно распространенному обычаю, молодые должны подъезжать к ЗАГСу или церкви по солнцу - ни в коем случае нельзя двигаться против солнца.

Существует еще множество обрядов и обычаи, многие из которых не вошли в эту статью, но вы их обязательно найдете на страницах свадебного портала !

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Современные свадебные обычаи и традиции в России

студентки 4 курса 5 группы

дневного отделения

коммерческой формы обучения

Научный руководитель:

ст. преподаватель Павлова

Иваново,2009

Свадебные традиции……………………………………………………….4

Свадебные приметы………………………………………………………..8

В каком месяце жениться………………………………………………….12

Источники…………………………………………………………………..13

Свадебные традиции

Традиция «выдавать» дочь замуж вместе с приданым родилась в Голландии. Так считают немецкие историки-этнографы. Существует легенда о том, что одна девушка из богатой семьи влюбилась в простого мельника. Конечно же, родители были против такого брака, уговаривали, убеждали, что не протянет она долго на хлебе и воде. Однако девушка была непоколебима, и ушла, в чем была, к любимому.

Влюбленные решили скромно отметить это торжество, пригласили близких друзей и родственников. На свадьбу все приглашенные пришли не с пустыми руками, а с подарками. Все несли то, что могло пригодиться молодым в хозяйстве. Кто- посуду, кто – постельное белье, кто – деньги. Все хотели, что бы жизнь молодых началась счастливо и длилась долго-долго. С тех самых пор, говорят, на свадьбу не принято приходить с пустыми руками.

Когда же появился обычай одаривать друг друга кольцами? Кольцо - это не предрассудки, ведь обмениваясь кольцами, молодые дают обет полного единения и верности друг с другом. Уже в Древнем Египте молодожены обменивались кольцами. Это означало, что они заключают союз до самой смерти. Египтяне твердо верили, что если кольцо надеть на средний палец левой руки, то можно на всю жизнь удержать любовь в сердцах друг друга. Так что эта традиция у восточных народов сохранилась до сегодняшних дней.

Что-то старое, новое, взятое взаймы, голубое . Существует старинная английская примета, что на свадьбе должно быть что-то старое, новое, взятое взаймы и голубое.Эта примета началась в Викторианские времена и с тех пор многие невесты стараются одеваться в соответствии с традицией. Что-то старое символизирует связь с семьёй невесты, мир и мудрость в замужестве. Многие невесты надевают какую-нибудь старинную семейную драгоценность. Что-то новое символизирует удачу и успехов новой жизни невесты. Что-то взятое взаймы напоминает невесте о том, что её друзья и члены семьи всегда будут рядом, если их помощь понадобится, эту вещь можно взять у замужней женщины, счастливой в браке с благословением на хорошую семейную жизнь. Что-то голубое это (как у язычников, так и у христиан) означает любовь, скромность, верность. Обычно это подвязка.

Большинство считают самым лучшим обычай вносить невесту в дом на руках . Он появился в результате веры в то, что невеста является лакомым кусочком для злых сил, сглаза и порчи. Раз она не идет по земле, значит, ее сейчас здесь нет.

Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы . Его можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще, считалось: чем больше осколков, тем больше счастья. Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Его дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. А ребятня быстренько должна расхватать кусочки пирога. Чем больше разбитых кусочков блюда, тем больше счастья будет у молодых.

Обычай украшать свадебные машины лентами . Он пришел к нам из Европы. На самом деле: это уже отголоски более древней традиции. Дело в том, что существовали так называемые "невестины банты". Было это в XVII-XIX веках. Невесту в церковь сопровождало несколько мальчиков с розмаринами (цветок невесты) и невестиными бантами на рукавах. Считалось, что тем самым они - гарантия счастливого брака. Невестины банты - это узкие полоски ленты, которые завязывались на рукава. Позже невесты перестали придерживаться этого обычая, но значение лентам все так же придавали. Стали вешать ленты на автомобили.

Похищение невесты . Этот обычай существовал еще у русских славян. Например, у вятичей и северян были игры "межи селы": во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Само выражение ИГРАТЬ СВАДЬБУ напоминает древние игры, которыми начиналось приобретение невест. Этот обряд не был забыт благодаря укоренившемуся на Руси крепостному праву. Как и в Шотландии, где право первой брачной ночи принадлежало английскому суверену, у нас право на первую брачную ночь принадлежало барину (дворянину, пану), иногда (довольно часто) женихи противились этому обычаю и барские холопы просто воровали невесту прямо в разгар гуляния. Если же жених был довольно состоятелен, барин мог предложить за невесту выкуп. С отменой крепостного права, это стало веселой традицией.

Букет невесты . Считается, что бросание свадебного букета - это чисто американский обычай, хотя некоторые эксперты предлагают, что американцы подсмотрели этот обряд на еврейских свадьбах. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. Та кто поймает этот букет следующей выйдет замуж.

Каравай . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом -караваем! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины - символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви.

Что представляет собой обряд, когда жених снимает подвязку с ноги невесты ? Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Аналогично, по примете женится первый тот, кто ее поймает.

Обычай связывания двух бутылок .Обычно на свадьбе, безразлично в начале, в середине или в конце свадебного пира, свидетели завязывают две бутылки шампанского на счастье. Первая бутылка выпивается на первую годовщину свадьбы, а вторая - в день рождения первенца.

Традиция посыпать молодых только вышедших из ЗАГСа зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Это делается, для того чтобы союз был прочный, плодовитый, богатый и сладкий.

Поцелуй новобрачных Этот прекрасный свадебный обычай имеет сакраментальный смысл. Поцелуй объединяет души молодых в единое целое. А если поцелуй происходит прилюдно, жених и невеста «объявляют» всем присутствующим о своем объединении в одну семью. Отношения молодых людей до свадьбы были чрезвычайно целомудренными, поэтому очень важно в этом обряде то, что происходит он при родителях и гостях.

Свадебный пирог – символ изобилия, удачи в супружестве. Форма чаще всего круглая, как солнце – символ света, радости, счастливой жизни.

Медовый месяц. В давние времена жених, выкравший невесту у ее родителей, старался, по вполне понятным причинам, увезти ее подальше... Это и был первый медовый месяц. Само название придумали тевтонцы, древнее германское племя. После свадебной церемонии гости пили медовый напиток до тех пор, пока луна не начинала убывать.

Свадебные приметы

Если один свидетель женат на другом, то брак свидетелей распадется.

Если свидетели на свадьбе - разведенные, это к разводу пары, вступающей в брак.

Обручальные кольца мерить никому не дают ни до, ни после свадьбы.

И жениху и невесте нужно закрепить на одежде английскую булавку головкой вниз от сглаза. Невесте на подол платья, жениху там, где бутоньерка, но так, чтобы булавка не была видна.

Букет жениха невеста не должна выпускать из рук в течение всего дня. В экстренном случае можно дать подержать букет жениху или матери. Лишь на свадебном банкете можно поставить его на стол перед собой.

При выходе из дома на венчание/регистрацию желательно, чтобы на невесте была вуаль от сглаза. Когда она войдет в Дом торжеств или в церковь, при желании вуаль можно откинуть.

После того как жених надел невесте обручальное кольцо, ни ей, ни ему нельзя брать пустую коробочку из-под колец или тарелочку, на которой она лежала. Коробочку лучше взять незамужней подруге или другу.

Любящие не дарят друг другу свои фотографии - иначе расстанутся, разойдутся.

До нашего времени дошло множество свадебных обрядов России, которые сопровождают церемонию бракосочетания. Все они видоизменились, большинство на сегодняшний день носит скорее развлекательный характер. Если вы хотите отдать дань богатому культурному прошлому, воплотив его в своем торжестве, изучите свадебные обычаи и традиции, которые зародились много веков назад, но не утратили очарования и в наши дни.

Благословение молодых

«Бог благословит!», – такими словами в прежние времена на Руси родители давали согласие на брак молодых. Это церковный обычай, который предполагает, что родители перекрещивают будущих супругов иконами, обернутыми рушником. Проводить его было позволительно только крещеным, но сейчас на красивом свадебном обряде/обычае России присутствуют даже те, кто не был крещен, однако это не является благословением в прямом смысле.

Обряды

Русская свадьба прежних веков по традиции не проходила без колдуна, который обеспечивал защиту молодоженов от злых сил, проводил обряды, чтобы уберечь их от сглаза. Современный колдун – это друг жениха и тамада одновременно. Он заботится о приятной, интересной свадебной атмосфере на протяжении всего праздника.

Сватовство

В былые времена свататься приходили родители жениха. Своих детей отдавали под венец рано, поэтому все вопросы решались между взрослыми членами семьи – приданое, расходы, задаток. С течением времени эта русская традиция изменилась, ведь люди женятся по любви. Но жестом уважения, а также поддержанием обычаев со стороны жениха считается наведаться к родителям суженой, чтобы попросить ее руки.

Выкуп

Раньше выкуп носил исключительно финансовый характер – жениху требовалось доказать свою состоятельность. Сейчас этот русский обычай превратился в игру, где суженому подружки готовят множество заданий, головоломок, конкурсов. Если он не справляется с ними – откупается от них деньгами, конфетами – таков обычай.

Сговор

Сговор традиционно проходил после сватовства и был денежной частью свадебных традиций. Сторона жениха совместно со стороной невесты обсуждали организационные, финансовые вопросы о приданом, задатке, свадебных расходах семей. Аналогом, а точнее, продолжением этого обычая древней России можно назвать современный контракт, который заключают супруги во время вступления в брак, «сговариваясь» о правилах семейной жизни после свадьбы.

Застолье

Былое русское застолье – это демонстрация щедрости родителей. Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью – по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья – торт.

«Горько!» – именно это слово кричат гости на свадебном застолье России – раньше было не призывом к поцелую, а имело иной смысл. С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько!». Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток.

Еще одна традиция свадебного застолья – связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую – когда родится ребенок.

Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией – первый свадебный танец. Супруги вдвоем выходят танцевать, позже к ним присоединяются другие пары. Этот момент знаменует переход празднования свадьбы в танцевальную, музыкальную, конкурсную программу.

Венчание

Церковный обряд венчания подтверждает брак между женщиной и мужчиной перед Богом. После него супруги едут на свадебную прогулку, успевая побывать до банкета в нескольких местах, сделать памятные фото. Сейчас не всегда принято венчаться, поэтому кортеж забирает молодоженов сразу после свадебной регистрации. А раньше венчание было главной частью свадебного торжества, поэтому тщательно подбиралась не только сама церковь, но также наряды для невесты и жениха.

Когда молодожены гуляют, происходит еще один обычай – гадание: они повязывают на лапки двух голубей ленты розового и голубого цвета, потом вместе отпускают птиц, определяя по традиции, какого пола будет будущий первенец – мужского или женского.

Девичник и мальчишник

Традиция проводить девичник перед свадьбой, пришла с давних пор: на Руси подружки собирались у девушки, расчесывали ей косу, принимали банные процедуры, попутно рассказывая ей мрачные подробности будущей жизни. Это делалось для того, чтобы уберечь юную девушку от порчи. Мальчишник же, как традиция, появился не так давно – раньше жениху перед свадьбой следовало идти в баню одному.

Свадебные кольца

Свадебные кольца – символ верности, любви и преданности. Первыми они появились у египтян, которые верили, что такие подарки на свадьбу друг другу помогут сохранить искру отношений двух людей. Привычные нам сегодня, они пришли к нам в Россию не так давно из европейских стран, став укрепившейся традицией.

Букет невесты

В русских традициях было и такое: девушка передавала свой букет дружке. Интересно, что здесь использовался традиционный русский хоровод: кружась и танцуя невеста (с завязанными глазами) выбирала ту, которая окажется обладательницей букета. Традиция бросания букета в толпу незамужних девушек появилась позже и пришла к нам из Европы – той девушке, что посчастливилось поймать его, было суждено выйти замуж следующей.

Мужчины тоже не останутся без своеобразной традиции на свадьбе: перед бросанием букета, девушка снимает подвязку, которую вскоре будут ловить мужчины. Она также определяет того, кто удачно женится следующим.

Похищение невесты

Сейчас похищение носит развлекательный характер, но во времена крепостного права России это был неприятный крестьянский обычай. Девушку, которую выдавали замуж, мог взять на первую брачную ночь пан или барин. Если жених противился этому – его помощники крали невесту с торжества и приводили силой, однако богатым мужчинам удавалось откупиться от этого.

Туфелька невесты

А вот красть туфельку в России было не принято. Наоборот – суженая сама отдавала ее на примерку подружкам, которые только и ждали своего счастья. Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость.

Рушник

Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России.

По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой.

Свадебный каравай

У порога родители преподносили новоиспеченным супругам свадебный каравай с хлебом-солью: они должны по очереди откусить кусок, таков обычай России. Раньше он подразумевал своего рода гадание – какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина.

Брачная ночь

После всех соблюденных традиций России, проведенных обычаев, наступает последняя, главная часть свадебного дня – первая брачная ночь влюбленных. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» – сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары.

Даже современные люди стремятся провести ее не дома – в шикарном номере отеля, съемной квартире. В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики.

После этого события может происходить второй день празднования свадьбы, однако это зависит от финансовой состоятельности организаторов свадебного торжества. Обычно, по традиции, оно заканчивается медовым месяцем – путешествием супругов. А вот раньше медовый месяц подразумевал легкий алкогольный напиток, который готовили к свадьбе и пили не только в процессе торжества, но и целый месяц после него. Интересно, что вес бочонка составлял никак не меньше 10 килограмм, а пить что-либо кроме этого бодрящего сладкого напитка воспрещалось.

Свадебные обряды и традиции на Руси смотрите в интересном видео:

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Чтобы этот день прошел идеально, традиционная русская свадьба требует серьезной, ответственной подготовки.

Будете ли вы использовать эти обычаи, традиции на своем торжестве? Расскажите в комментариях.