Проект (средняя группа) на тему: Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Радуга-дуга"
Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью "Откуда берётся радуга?" для детей старшего дошкольного возраста.
Автор :Салимова Евгения Игоревна, воспитатель, МБДОУ детский сад №65 г. ОрелЦель : развитие мыслительной активности, коммуникативных навыков, толерантности в ходе исследовательской деятельности.
Задачи :
- формировать интерес к явлениям природы,
- воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
- расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
-способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи.
Словарная работа: спектр, призма.
Ход беседы
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
Ответы детей.
Воспитатель :Правильно - это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей .
Воспитатель :Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.
Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель
:. А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель
: правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.
Воспитатель : Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель : призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель : А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент. <<Личная радуга. >>
Нужны : Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт : в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель : Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.
Ирина Галошева
МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары
Занятие по изобразительной деятельности
в старшей группе «Теремок»
на тему «Радуга- дуга »
Воспитатель : Галошева Ирина Андреевна
Занятие в старшей группе по рисованию на тему «Радуга – дуга » .
Задачи : закрепить знания об основных цветах, узнать о возникновении радуги , о цветах радуги в их последовательности, развивать воображение, создать у детей радостное и творческое настроение, воспитывать эстетическое отношение к природе.
Оборудование и материалы : рисунки с изображением радуги , альбомный лист, карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, белый лист бумаги, где нарисована ветка.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Ребята, давайте с вами будем отгадывать загадки.
Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (Дождь)
Без рук, без ног
А ворота открывает. (Ветер)
Белая вата поплыла куда-то. (облако)
Летит орлица по белому небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Золотое яблоко
По небу катается,
С утра улыбается,
А улыбка – лучи очень горячи. (Солнце)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга ) .
Молодцы! Это радуга .
Показать детям картинки с изображением радуги .
(просмотр открыток, иллюстраций с радугой )
2. Беседа о возникновении радуги .
Сегодня мы с вами будем говорить о радуге . В старину ее называли «райская дуга» , люди верили, что она приносит счастье. Когда мы ее видим у нас на душе становится радостно.
Поэтому ее назвали РА-ДУ-ГА.
А кто из вас видел настоящую радугу ?
(Выслушать ответы детей)
Ребята, а как вы думаете, кто же это раскрасил небо?
-Радугу построили солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи попадают на капельки дождя и они распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга . В радуге 7 цветов и
и все они расположены в одном порядке. Человек придумал специальную фразу, чтобы запомнить последовательность расположения цветов в радуге : Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
3. Рисование.
А теперь, ребята, давайте с вами нарисуем радугу . У нас будет необычный рисунок. Мы будем рисовать сказочную Жар-птицу. Она будет сиять всеми цветами радуги .
Физкультминутка.
Видим, скачут на опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок.
На болоте две подружки
Прыг-скок, прыг-скок.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись,
И прыгнули в воду. (Садятся на свои места)
Воспитатель поэтапно показывает :
1этап-обводим руку.
2этап-дорисовываем птицу.
3 этап- раскрашиваем в определенной последовательности.
Дети раскрашивают.
4. Итог занятия .
Молодцы! Очень красивые птицы у вас получились.
Ребята, какие цвета радуги вы запомнили ?
В радуге 7 цветов и они расположены в определенном порядке : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Свою капельку радости вы оставили в своих рисунках.
Когда работы детей высохнут, воспитатель вырезает нарисованных птиц и клеит их на плакат. Получится коллективная работа «Чудо-дерево» .
Дополнительно можно разучить такие четверостишья :
1. Что ты, Радуга-дуга ,
Опустила вниз рога?
Там внизу – водица…
Я хочу напиться!
2. Рада радуга-дуга ,
С неба смотрит на луга.
Дождиком умоется
Красотой раскроется.
Беседа с детьми "Откуда берётся радуга?"
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.
Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель
: А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель
: правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.
Воспитатель
: Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель
: Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель
: призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель
: Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель
: А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель
: Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель
: А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент.
Нужны
: Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт
: в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта:
Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель
: Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.
Вслед за радугой
Основные задачи:
Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету;
Закрепить изобразительные умения;
Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Игровой персонаж: педагог в образе художника (можно радуги-дуги, цветика-семицветика и т.п.).
Педагог говорит детям, что когда она пришла утром в группу, то увидела, что вся группа стала какая-то цветная. Вместе с детьми находит на стене нарисованную радугу, на столе цветик-семицветик, на полке - цветные ленты, в уголке ряжения венки из цветочков разного цвета, в корзине - воздушные шары разного цвета. Говорит детям, что они, наверное, попали в разноцветное сказочное государство.
Дидактическое упражнение «Воздушные шары» }