Рождественские игры для школьников. Игровые конкурсы на тему: "Рождество"

Игра «Рождественский калейдоскоп» для младших школьников с презентацией

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вам интерактивную познавательную игру – путешествие в православное Рождество для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе; для организации праздничных новогодних мероприятий; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «Патриот». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 7 - 8 лет.
Цель: приобщение к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
Задачи:
- дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
- формировать познавательный интерес к истории праздника;
- обобщить и расширить полученные знания о православном Рождестве;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать творческий потенциал детей;

Аннотация материала
Рождество Христово - христианский, государственный праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, отмечается в России 7 января по Григорианскому календарю.
На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах российских императоров, и в избах крестьян.
До нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам и поют славословия Христу или колядки - пожелания, а в ответ обычно получают всякие сладости, деньги или конфеты. Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения(19 января). Святки или святочная неделя было посвящена всенародным гуляниям и игрищам, в которых участвовали все: от мала до велика.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, палатки с горячими напитками. Знатные вельможи устраивали балы.
Сегодня православное Рождество – великий, популярный и почитаемый православными россиянами праздник. И с каждым годом смысл светлого праздника Рождества Христова понимает все большее количество россиян.
А основы православной культуры лучше всего закладывать с детства.
Предварительная работа
Чтобы ребята успешно прошли все этапы игры, мы на внеурочных занятиях знакомились с толкованием слов и понятий, связанных с Рождеством Христовым.
Толковый словарь
Калейдоскоп – (переносное значение) быстрая смена событий, явлений;
Рождество - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа;
Святки - промежуток времени от Рождества до Крещения;
Колядки – рождественские обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период;
Рождественский вертеп - модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри;
Иисус Христос - Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель;
Дева Мария - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых;
Иосиф – плотник, благочестивый муж девы Марии;
Архангел Гавриил – ангел, небесный вестник, избранник Бога, который принес всем людям великую радость о рождения Сына Божия;
Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком);
Волхвы - мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу;
Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, особый знак Небес человечеству о рождении Иисуса Христа;
Дары волхвов - великая христианская святыня –
Золото - классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Оно указывало на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при рождении, являлся подарком Христу-Богу.
Смирна – дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение»;
Пещера Рождества - величайшая христианская святыня,православный престол над местом рождения Спасителя.
Хлев - помещение для скота;
Ясли - кормушка для скота в виде решётки;
Описание игры

Игра состоит из 5 этапов
За каждый правильный ответ ребенок получает звезду с указанием заработанных баллов

Ход занятия

1 этап «Что? Где? Когда?»
Включает в себя 4 вопроса:
- Что волхвы принесли в дар Иисусу? 1 балл за каждый названный дар


- Где родился Иисус Христос? 1 балл


- Когда празднуют рождество в России? 1 балл


- Название какого детского учреждения напоминает нам о Рождестве? * 2 балла


2 этап «Подскажи слово»


В целом Мире торжество,
Наступило … (Рождество) 1 балл
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки … (Марии) 1 балл
К ней посланник приходил -
Ангел Божий … (Гавриил) 1 балл


Этот Ангел весть принес,
Что родится в ночь … (Христос) 1 балл
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт … (Иосиф) 1 балл
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать в... (хлеву) 1 балл


Не в дворцах, и не в шатрах,
Спит малыш Христос в… (яслях) 1 балл
И с восточной стороны
К малышу идут… (волхвы) 1 балл
Как же им найти Христа?
Путь укажет им… (звезда) 1 балл


Есть еще для вас вопрос:
Кто для нас Иисус Христос?*
(Господь Иисус Христос – Спаситель Мира) 3 балла
3 этап «Рождественский вертеп»


В течении 1 – 2 минут ребята рассматривают персонажей Рождественского вертепа и запоминают, кто под какой цифрой изображен.


Затем по памяти вписывают всех персонажей в клетки Рождественского кроссворда. За каждый правильно угаданный ответ ребенок получает 2 балла.


4 этап «Книгочеи»
Ребятам предлагается прочитать отрывок из Евангелие от Луки
2, 1-3 - 19 и вставить подходящие по смыслу слова.


За каждое правильное слово дети получают 2 балла.


5 этап «Кто лишний?»
На экране герои известных рождественских сказок. Ребятам надо внимательно прочитать название сказки, имя автора и назвать героя, который не является персонажем представленного произведения.
Повесть-сказка Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2 балла


Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 2 балла


С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» 2 балла


Из какого произведения строки?
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки той камешки посыпались.
Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие».*
(Павел Бажов «Серебряное копытце») 3 балла


6. Музыкальная пауза «Рождественские колядки»


За угаданное слово и прочтение ребенок получает 2 балла, за музыкальное исполнение – 3 балла.
1.К нам приходит коляда
Накануне … (Рождества)
Просит, просит коляда
Хоть кусочек … (пирога)
2.Напечем мы … (пироги)
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям … (понесем)


3.Открывайте …(ворота)
Коляде идущей,
Накануне … (Рождества)
Счастье вам несущей.
4.Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом …, (трескучим)
Со стужей …, (колючей)
Со снегами …, (белыми)
С вьюгами, с … (метелями)
7. Работа в мастерской


Учимся рисовать Рождественскую елочку


Вот какие красавицы получились у ребят!

Цели:

  • познакомить с традициями и обычаями празднования Рождества;
  • приобщать к культуре русского народа;
  • развитие мыслительных навыков учащихся;
  • совершенствование умений работать самостоятельно и в команде.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня мы отмечаем праздник – Рождество. К нам приехал гость из Англии и расскажет нам, как они празднуют Рождество.

Гость из Англии: Рождество – это христианский праздник, в который отмечается рождение Иисуса Христа. Рождество в Англии мы отмечаем 25 декабря. А как же вы готовитесь к празднику Рождество?
– Мы украшаем дома, развешиваем гирлянды, украшаем рождественскую елку. Дети вешают на камин или на край кровати рождественский чулок, чтобы Санта-Клаус наполнил его подарками. Любим петь рождественские песни (поет песню). Мы собираемся на главной площади, чтобы под бой курантов «Биг-Бен» встретить Рождество. 25 декабря, когда все подарки распакованы, мы направляемся в церковь и после нее собираемся за праздничным столом. Один ребенок тоже вкратце рассказывает, как встречают Рождество в России.
Большое спасибо вам. Было очень интересно узнать, как вы празднуете Рождество. Какой праздник обходится без игр. Дети, давайте сейчас поиграем все дружно в рождественские игры. Вы согласны?
Разделите две звезды на шесть частей. Разделите группу на две команды. По очереди задавайте каждой команде вопросы, связанные с Рождеством. Если ответ правильный, один из членов команды может подойти к доске и прикрепить часть звезды. Побеждает команда, которая первая соберет свою звезду.

Вопросы:

1. Когда мы отмечаем Рождество? (7 января.)
2. Что обычно люди кладут под елку? (Подарки.)
3. Сколько букв в слове "РОЖДЕСТВО"? (Девять.)
4. Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество? (Иисус.)
5. Почему на рождественских открытках часто изображены животные? (Потому что Иисус Христос родился в хлеву.)
6. Как звали Маму Иисуса Христа? (Мария.)
7. Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель? (Пастухам.)
8. Как мудрецы узнали, что родился новый Царь? (Они увидели новую звезду на небе.)
9. Как называется город, в котором родился Иисус? (Вифлеем.)
10. В какой книге рассказывается правдивая история о Рождестве? (Библия.)
11. Назовите один из подарков, которые подарили Младенцу мудрецы. (Золото, ладан или смирна.)
12. На чем путешествовали мудрецы? (На верблюдах.)
13. Для чего Иосиф и Мария пришли в Вифлеем? (Чтобы пройти перепись.)

Конкурс «Новые одежды» (конкурс на Рождество)

Этот конкурс можно провести на праздновании Рождества. Ведущая говорит, что Рождество принято встречать в новой одежде. Затем участникам раздается какая-нибудь заранее приготовленная забавная одежда (кому-то на пару размеров побольше, кому-то наоборот). И участники должны надеть эту одежду на себя за минимальное время. Кто наденет быстрее и при этом будет забавнее всех выглядеть, тот и выиграет.

Колядки для колядовщиков

Колядка (от латинского «календы» - название первого дня месяца у древних римлян) - это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

Ты нас будешь дарить -
мы будем хвалить,
а не будешь дарить -
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь - гони рубль!
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник!

Грудочку кашки!
Кильце ковбаски!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,

В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!

Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом.
Куда коза рогом -
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
Коляда, коляда!

Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Сегодня гулянье,
гаданье,
катанье!
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания.
Зима нас торопит, – спешите!
Спешите видеть,
слышать,
участвовать!
Рядитесь и из комнат выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!

Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет -
Ни о чем не пожалеет!
Ждем на сцене молодцов -
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

За поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.

"Наряжаем елку"

А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг – неверно,
Говорите смело "Нет!"

– Разноцветные хлопушки?
– Одеяла и подушки?
– Раскладушки и кроватки?
– Мармеладки, шоколадки?
– Шарики стеклянные?
– Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
– Буквари и книжки?
– Бусы разноцветные?
– А гирлянды светлые?
– Снег из ваты белой?
– Ранцы и портфели?
– Туфли и сапожки?
– Чашки, вилки, ложки?
– Конфеты блестящие?
– Тигры настоящие?
– Шишки золотистые?
– Звездочки лучистые?

Телеграмма Деду Морозу

Ребят просят назвать 13 прилагательных: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый", "грязный"...

Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.

Текст телеграммы:

"... Дедушка Мороз!
Все... дети с нетерпением ожидают твоего... прихода.
Новый год это самый... праздник в году.
Мы будем петь для тебя... песни, танцевать... танцы!
Наконец-то наступит... Новый Год!
Как не хочется говорить о... учебе.
Мы обещаем, что будем получать только... оценки.
Так что, открывай поскорее свой... мешок и вручай нам... подарки.
С уважением к тебе... мальчишки и... девчонки!"

Игра «На внимание»: дети поют песню «В лесу родилась елочка» и замолкают по хлопку ведущего, а дальше поют песню про себя. По следующему хлопку ведущего начинают снова петь вслух. Тот, кто начинает петь не в лад с остальными, выбывает из игры.

«Собери снежки». Каждому участнику игры дается корзинка, под елкой раскидывают «снежки» – комочки ваты или скомканные в шарики газеты. С завязанными глазами участники собирают в корзинку все «снежки». Побеждает тот, у кого «снежков» окажется больше всех.

«Поймайте зимнее слово»

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав относящееся к зиме слово: зима, надувной круг, метель, понедельник, снег, елка, санки, море, Дед Мороз, велосипед, осенние листья, дельфин.снеговик, снежинка, ножницы, сосулька, петарды, Снегурочка, подарки, пылесос, лыжи и пр.

Конкурс «Елочка». Для него будут нужны 2 добровольца. Каждый из них должен встать на стул и изображать новогоднюю елку. Еще 2 участника украшают «елки». Для украшения подойдет все, что попадется под руку. Победит тот, кто проявит больше фантазии и сообразительности.

– Молодцы, ребята, за активное участие в рождественских играх. Всем участникам призы. До свидания, до новых встреч!

Литература:

  1. Журнал «Башкы». № 1, 2012.
  2. Интернет ресурсы
  3. Журнал «Всему свету по совету» №12, 2014.

Людмила Михайловна Бебенина
Сценарий развлечения «Рождественские игры»

Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре.

В ФГОС по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Задачи:

Знакомить детей с русскими народными традициями – проведение святок на Руси;

Развивать интерес к ценностям культуры русского народа;

Содействовать развитию единения, сплочения детей в процессе игр;

Воспитание положительных эмоций.

Предварительная работа: разучивание подвижных игр и хороводов на физкультурных занятиях, загадывание загадок, разучивание скороговорок, наблюдательные работы за подготовкой взрослых к празднику Рождества, наблюдение за звездным небом в утренние и вечерние часы, рассматривание библейских иллюстраций, беседа священника с детьми (с разрешения родителей, изготовление с детьми игрушек-ангелочков на занятиях по изобразительной деятельности, рассматривание зимних узоров на окне, постройка ледяной горы.

Материал: украшение зала святочной традицией – «вертеп» (имитация пещеры, ясли, елочки, скульптуры животных, самодельная вифлеемская звезда, икона Казанская Пречистая Богородица, самодельная вифлеемская звезда на палочке, маски козы и других животных для ряжения; подсвечник. Угощение, 2 мешочка, призы – блокнотики.

Оборудование для подвижных игр: веревка, 2 колпака, 2 мешка, гимнастические палки на каждого.

Ход развлечения.

В зале приглушен свет и зажжены свечи в подсвечниках. Под колокольный звон дети спокойно входят в зал. Рассматривают неподвижный «вертеп».

Воспитатель: (дети договаривают)

Среди зимы – большое торжество: великий праздник – Иисуса … (Рождество)

Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу в … (храм)

И, распушив зеленые иголочки, красуются везде рождественские … (елочки)

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, все люди зажигают дома (свечи)

И в церкви проповеди радостно внимают, а после с Рождеством Иисуса (поздравляют)

Чудо всех чудесней в этот день сбылось – на Землю к нам пришел (Иисус Христос)

Дети, после Рождества Христова в старину на Руси люди проводили святки. Они поздравляли друг друга: «Христос родился – славите!» И праздновали ярко и торжественно, колядовали!

Ходили с вифлеемской звездой по дворам ряженые, пели песни-колядки.

Давайте и мы так поиграем! (Дети надевают маски, воспитатель одной группы берет звезду)

Игра «Приходила коляда» (поочередно дети каждой группы ходят навстречу друг к другу)

Приходила коляда накануне Рождества

Кто даст пирога –

Тому полон хлев скота,

А кто не даст пирога –

Тому куричья нога,

Пест да лопата,

Корова горбата! (дети угощают друг друга – складывают в мешочек бублики, конфеты)

А вот коза! Коза – символ добра, достатка в доме. Ее надо задобрить. Давайте ее угостим сеном. Поиграй с нами козочка.

Игра «Идет коза по мостику» (дети встают в хоровод) (2 раза)

Идет коза по мостику,

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила - и бух!

А сейчас замесим тесто, на праздник будем стряпать пироги.

Игра «Пузырь» (на развитие силовых качеств – дети тянут назад и крепко держат руки) (2 раза)

А ну, не попадись на раскаленную сковороду!

Игра «Сковорода» (дети держатся за руки и стараются друг друга затянуть в круг-сковороду) (2 раза)

Танцевать он всем велит, песни петь заставит,

Всех подряд он веселит, устали не знает.

Все века у нас живет, дружный, шумный… (хоровод)

Хоровод «Ой, ребята, та-ра-ра…» (2 раза)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок!

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Он играет во трубу, во серебряную.

Труба точеная, позолоченная

Труба ладная, песня складная! (ворон «летит» за кругом, касается рукой одного из игрющих – тот становится вороном)

Кто повторит за мной скороговорку?

«Сшит колпак да не по-колпаковски» Вручаются призы за активность.

Посидим, отдохнем да друг другу загадки загадаем. (дети поочереди загадывают загадки, вручают приз отгадавшему)

Игра «Калечина-малечина» (с гимнастическими палками, удержать на ладони после песенки)

Калечина-малечина

Сколько часов осталось

До вечера, до зимнего! (дети считают сколько удержат)

Сколько у тебя часов? А у тебя? И т. д.

Игра-соревнование

«Сбей колпак» (сбить набивным снежком колпачок петрушки)

Игра-эстафета

«Кто быстрей в мешке»

Игра «Тетерка шла»

Тетерка шла, маховая шла,

Сама прошла, всех детей провела,

А самого хорошего – оставила!

(Дети взявшись за руки цепочкой проходят через сцепленные руки вверху двух детей – «воротики». После слов воротики опускаются и забирают пойманного. Он должен сказать что он выбирает: «Луна» или «Солнце» и встает за водящим. После того, как образуются 2 команды – дети перетягивают друг друга)

Эти же две команды становятся друг против друга – стенка на стенку.

Игра «А мы просо сеяли»

Первый ряд:

1. А мы землю наняли, наняли (идут, взявшись под руки навстречу – притопнуть)

Ой, дид ладо наняли, наняли. (отходят назад – притопнуть)

Второй ряд:

2. А мы землю парили, парили

Ой, дид ладо парили, парили.

Первый ряд:

3. А мы просо сеяли, сеяли

Ой, дид ладо сеяли, сеяли

Второй ряд:

4. А мы просо вытопчем, вытопчем

Ой, дид ладо вытопчем, вытопчем.

Пришла пора заканчивать наши игры. Спасибо великому празднику Рождеству Христову, мы славно колядовали и играли!

А сейчас устроим чаепитие и пригласим всех наших сотрудников.

Публикации по теме:

«Игры с Лесовиком» Физкультурное развлечение в первой младшей группе. Цель: Формировать и воспитывать у детей потребность к подвижным играм,.

«Рождественские колядки». Сценарий развлечения для детей средней группы «Рождественские колядки» сценарий развлечения для детей средней группы в рамках проекта «Русская изба». Цель: сохранять русские народные.

Сценарий развлечения «Рождественские святки» Цели: «Расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развивать познавательную и творческую активность».

Сценарий развлечения «Игры нашего детства» Совместное развлечение с родителями на неделе игры и игрушки. "Игры нашего детства" Дорогие родители мы рады приветствовать Вас в нашем.

Сценарий развлечения «Рождественские колядки» В зал под музыку «Добрый вечер люди» входят дети - «ряженные». Впереди всех идёт мальчик и несёт «Рождественскую звезду». Дети: Пришла коляда,.

Игру прислала в Копилочку Коринна Чеботарева: "Эту игру мы делали у себя на новогоднем вечере. Цель игры в том, чтобы проверить участников, насколько они знают библейскую историю (в данном случае Рождественскую историю) и также повеселить всех присутствующих. Выбирая людей для интервью, нужно учесть их сообразительность и смелость отвечать на неожиданно заданные вопросы. Желательно выбрать людей для интервью заранее."

Игру желательно снять на видео, а потом показать ролик. Хорошая память о Рождественском вечере!

Ведущий: Добрый вечер уважаемые телезрители! Вас приветствует (имя ведущего) с программой «Concord youth news». Сегодня с нами в прямом эфире события Вифлеема, во время которых мы будем подводить итоги прошедшего года. Я вам представляю нашего специального корреспондента, который будет опрашивать очевидцев происшедших событий. Говорят, за некоторое время до рождения Христа священник Захария во время со своей службы в храме потерял дал речи.

Корреспондент:
К Елисавете: Сразу ли ты поверила словам Захарии о том, что в вашей семье скоро будет ребенок?

Ведущий: Во время всех происходящих событий, Волхвы с востока заметили странные проявления на небе.

Корреспондент:
К Волхву 1: Какие значения имели дары, которые вы принесли для Сына Божия?
К Волхву 2: Как вы узнали, что это именно эта звезда? (на чем было основано ваше доверие звезде, за которой вы последовали?)
К волхву 3: К кому вы обратились, чтобы найти царя?

Корреспондент: Чтоб нам было немного понятней, давайте потревожим царя.
К Ироду: Зачем ты искал Младенца, о котором тебе рассказали люди с Востока? Удалось ли тебе убить Его?

Корреспондент: Здесь также находятся исполнители закона.
К Воину: В Библии написано: «Не убивай…». Почему ты послушался приказания царя Ирода, чтобы убивать детей?
В будущем история нам рассказывает об удивительном открытии при раскопках захоронения тел убитых младенцев. Ученые, делая раскопки, обнаружили два цвета костей. Одни кости были черного цвета, другие были белые. Удивленные таким открытием, археологи не могли определить, какие кости девочек, а какие мальчиков. Как ты думаешь, какие кости к какому полу относятся? (это провокационный вопрос, так как были убиты только младенцы-мальчики)

Ведущий: (читает из Библии Лк. 2.25) «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.» О, Он тоже был очевидцем, а давайте Его тоже спросим?

Корреспондент:
К Симеону: Симеон, что вдохновило Вас прийти в храм? Ожидали ли Вы пришествия Миссии? Как Вы узнали Младенца в храме?

Ведущий: В народе ходят толки, что самое красивое пение в мире слышали пастухи.

Корреспондент: Пастухи, где вы?
К Пастухам: Какая была ночь? Расскажите о том, как Ангел возвестил вам весть о рождении Христа? Поверили ли вы словам Ангела о том, что Христос должен лежать в яслях?

Ведущий: Давайте посмотрим, что происходило в это время в городе.

Корреспондент: Вот мы видим хозяина гостиницы. Довольно интересно узнать от хозяина гостиницы, отчего они были переполнены.
К Хозяину Гостиницы: Знал и ожидал ли ты пришествия Мессии? Что ты испытывал, когда узнал, что отказал Царю царей в услуге?

Ведущий: А теперь давайте обратим внимание на необычную молодую пару

Корреспондент:
К Иосифу: Почему ты сначала не хотел брать Марию себе в жены? Почему тебе понравилась Мария? Какие качества были в Марии?

Корреспондент:

К Марии: Расскажи, как тебе явился Ангел? Почему ты думаешь, Бог избрал именно тебя быть матерью Сына Божьего?

Корреспондент: «Новости Вифлеема». С вами был специальный корреспондент (имя). Благодарю за внимание.

Все ближе и ближе праздник Рождества Христова.

Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все, и подготовить к утреннику игры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.

Метелица

Начнем с сюжетной малоподвижной игры “Метелица”. Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. До праздника ее еще можно разучить с ребятами.

По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята – кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.

К ней подходит Морозец и спрашивает:

– Метелица, красавица,

Ты что невесела?

Метелица отвечает:

– Погода мне не нравится –

Морозна и светла.

– А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.

Метелица, повеселев, отвечает:

– Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –

В это время из круга выходит Тучка.

– А вон и Тучка стелется!..

И Тучка нежно, как будто издали ей говорит:

– Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!

Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.

Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.

Все поют:

– Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!

Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к Кустикам, приговаривая:

– Посмотрите, кустики!
Кустики!

Возвращаются (пятятся) назад, говоря:

– В самом деле кустики,
Кустики!

Опять идут стеной:

– Тут их раньше не было,
Не было!

Снова пятятся:

– Право слово, не было,
Не было!

Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:

– Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!

Теперь снова начинают двигаться Снежинки:

– Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?

Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:

– Чтоб Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!

Кто первым выскользнет из круга, тот – Метелица в новой игре!

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая: когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко: кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться:

Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку). Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры. После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры. Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем: “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

Отгадай пословицу

В отсутствие водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.

Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы – в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.

Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).

Примечание. Ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать.

Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок...” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Почта

Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:

– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.

Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.

– Хорошо, – отвечает Рим, – теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.

Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальона штрафуют, когда он перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).