Тренинг привития навыков доброжелательного общения со сверстниками. Игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.

Социальный успех и его условия

Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?

  • 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
  • 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.

Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.

Обучение ребенка общению

Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.

  1. Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
  2. Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
  3. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
  4. Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
  5. При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
  6. Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
  7. Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
  8. Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”

Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками

Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.

  • Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
  • Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
  • Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
  • Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
  • Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
  • Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
  • Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
  • Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
  • Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
  • Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
  • Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.

Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.

Введите e-mail адрес:

Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

Социальное развитие ребенка - это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским - это ведь не самоцель.

Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям . К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках , травле или просто во время отдыха с друзьями.

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе , а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка , не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости . Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента . Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами . Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, - просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Оцените публикацию

Вконтакт

Валерия Чумакова | 18.07.2015 | 588

Валерия Чумакова 18.07.2015 588


Что делать родителям, если ребенок не хочет общаться с другими детьми?

Научить ребенка общаться и дружить – такая же ответственная задача родителей, как воспитание, постоянная помощь в учебе, поддержка.

Зачастую родители уделяют проблеме, связанной с общительностью, вернее, с ее отсутствием, мало внимания. Почему так происходит? Многим мамам и папам кажется, что ребенок сам решает – хочет он общаться с другими или нет. Может, вокруг нет тех людей, с которыми ему интересно? Или же родители могут связывать необщительность ребенка со своими личными особенностями: «Я тоже в детстве не общалась со сверстниками. И что здесь такого?».

На самом деле, причин, по которым мы стараемся не замечать проблем ребенка в сфере общения, может быть много. Так все-таки стоит ли родителям вмешиваться и разбираться с проблемой отстраненности ребенка от сверстников?

Разбираемся в причинах

Прежде всего постарайтесь разобраться в причинах необщительности ребенка. Самый верный и надежный способ – поговорить об этом с ним самим. Узнайте у него следующие моменты:

  • Кто его окружает, интересно ли ему было бы дружить со сверстниками?
  • По какой причине, на его взгляд, не складывается общение?
  • Как ребенок оценивает свой статус в коллективе?
  • Есть ли у окружающих желание с ним общаться?
  • Воспринимает ли он свою необщительность как проблему и т.д?

Постарайтесь в дружелюбной и открытой манере пообщаться со своим ребенком, не упрекайте его, даже если посчитаете, что он сам виноват в проблеме.

Перечислю самые распространенные признаки того, что у ребенка есть проблемы с общением.

  1. Ребенок не умеет налаживать контакт. Эта проблема решается, если родители начнут учить ребенка правилам общения, работать над его коммуникативными навыками и умениями.
  2. Неуверенность в себе, стеснительность, которая не позволяет ребенку открыться в группе других детей. Проблема преодолевается путем тщательной работы над самооценкой и поиска более глубинных причин ее снижения.

Здесь можно прибегнуть к работе с психологом для того, чтобы проблема не приобрела более серьезных последствий, либо же отдать ребенка на тренинг по развитию уверенности в себе или личностного роста.

Предлагаю также остановиться на основных моментах, которые могут послужить вам опорой в развитии коммуникативных навыков ребенка.

Анализируйте собственное поведение

Ребенок (особенно дошкольник и младший школьник) склонен перенимать манеру поведения родителей, особенно в плане общения. Поэтому первым делом проанализируйте свои коммуникативные навыки: как вы общаетесь, какой пример сами неосознанно подаете ребенку. Возможно, что чадо, общаясь с другими детьми делает это в такой же манере, которая присуща вам, и именно поэтому не добивается успеха в коммуникации.

Будьте инициатором

Будьте инициатором общения, но, конечно же, в меру. Например, если вы отправили ребенка в летний лагерь, зайдя в комнату, ненавязчиво познакомьте его с другими детьми. Не нужно устраивать из этого представление или шоу. С улыбкой сделайте комплимент другим детям и скажите, что у них будет новый сосед. Это послужит первым шагом к знакомству.

Используйте игру, как практику общения

Ребенку необходимо попасть в игровую ситуацию, связанную с процессом общения. Помните, что любая практика всегда лучше теории. Предложите чаду поиграть в «школу», «больницу», «знакомство», чтобы «проработать» ситуации, которые построены на общении. Так вы сможете узнать, какие ошибки ребенок совершает, общаясь с другими детьми, аккуратно продемонстрируете ему, как лучше всего общаться и знакомиться.

Искореняйте причины комплексов

Если у ребенка, например, неправильная речь, либо он говорит слишком быстро/медленно, неразборчиво и т.д. – отдайте его в руки специалистов. Для того чтобы научиться красиво и грамотно говорить, существует множество детских программ с участием специалистов разных профилей (коммуникативные тренинги, работа с логопедом, психологом и т.д.).

Помните, что сказки могут помочь

Не хотите откровенных разговоров с ребенком, наставлений и нравоучений, навязывания своей позиции? Сочините сказку, в которой главному герою будет помогать другой персонаж. Придумайте метафору: выявите проблему своего ребенка, найдите ключ к ее разрешению, изложите это в форме сказки. Поверьте, дети осознают и понимают многие вещи посредством сказок.

Приглашайте детей в гости

Знакомьтесь с родителями детей, которые ходят с вашим ребенком в детский садик или школу, и приглашайте их в гости. Это будет отличным поводом погрузить ребенка в ситуацию общения.

Лучше всего располагает к общению какое-то совместное занятие. Можете, например, устроить соревнование между детьми и родителями, которое требует определенной сплоченности и коммуникации или поиграть в настольные игры .

Не критикуйте ребенка

Вместо критики предоставляйте ребенку площадку для практики общения. Устраивайте домашние посиделки, чаще покупайте билеты в театр или на любые другие мероприятия, посылайте одного в магазин, где ему придется общаться с продавцами.

Делайте так, чтобы ребенок привыкал к социуму (во всех его проявлениях: как негативных, так и позитивных), но, конечно же, во всем должна быть разумная мера. Не нужно слишком перегружать ребенка этим, чтобы не отбить желания «выходить в люди».

Не применяйте давление

Прежде чем начать активные действия, подумайте, комфортно ли чаду жить с тем количеством общения, которое у него есть? Возможно, что на ваш взгляд ребенок общается мало, но ему самому такого общения достаточно?

И еще один момент. Помните, что чем больше нам что-то навязывают, тем менее привлекательным это для нас становится. Старайтесь не навязывать ребенку общение со сверстниками, не превращать это в эпопею по поиску друзей, а просто создавать необходимые для общения условия.