Психология и практика. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы. "чтобы быть в счастливом браке нужно владеть эмоциональным интеллектом"

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей и описывает особенности психологии разных возрастных периодов по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности «Я-концепции». Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации, детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива учебника уникален. В работе над ним принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и двое – члены-корреспонденты Российской академии образования по отделению психологии.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

Книга:

Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу личности

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества . Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены (Квинн В., 2000).

Но зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн В., 2000). Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90 % всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами (Майерс Д., 1996).

Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.

Мнение ученых

По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке, разведен или расстался с любимым человеком (Майерс Д., 1996).


Несмотря на то что неудачный брак зачастую вызывает депрессию у женщин, а не у мужчин, миф о том, что одинокая женщина чувствует себя счастливее замужней, оказывается несостоятельным. Более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, заявляющие об удовлетворенности своим браком и любви к своему партнеру, редко говорят, что они несчастны, либо недовольны жизнью, либо находятся в депрессии.

Брак создает почву для счастья по крайней мере по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, следующая: предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения (Майерс Д., 1996). Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Но тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни.

Понятно, что период взрослости слишком широк, чтобы можно было говорить о каких-либо более или менее общих характеристиках эмоциональной сферы. Поэтому ограничим рассмотрение динамики эмоциональных процессов в этот возрастной период отражением в них основных возрастных задач развития.

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, – это достижение идентичности (в противоположность смешению ролей) и близости (в противоположность изоляции). Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Изоляция же наступает в результате невозможности или неспособности достичь взаимности, иногда вследствие того, что идентичность индивидуума настолько слаба, что возникает риск потерять себя при единении с другим (Крайг, 2003).

Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные (Крайг, 2003).

Стернберг определяет три основные составляющие любви: интимность, страсть и решение/обязательство.

Интимность – чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любящие, супружеские отношения.

Страсть, вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления (Изард, 1999). Любовь – страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Если чувство обоюдное – люди переполнены любовью и испытывают радость, если нет – она опустошает их и приводит в состояние отчаяния. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности.

Решение/обязательство – последняя вершина треугольника любви. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.



Представляют интерес двойные комбинации трех основных характеристик:

Связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;

Связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;

Совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стернбергом сбалансированным треугольником.

Любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью (Купер, 1998).

Близость может разрушаться негативными чувствами – гневом и раздражением. Страх быть отвергнутыми также препятствует близости, особенно когда он подталкивает к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другим, а не реализация важных внутренних потребностей. Традиционные способы ухаживания могут скорее помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами (Крайг, 2003).

Бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь. Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызвал именно любимый человек. Интенсивность чувств и взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных эмоций разного рода.

Ревность – это одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что человек стремится любым способом причинить вред объекту любви-ненависти.

Иногда раздражение, ненависть или гнев, вызванные ревностью, не выражаются открыто, а обращаются на самого ревнивца и приводят к самоненавистничеству; ревнивец сам себя изводит. Самоистязание оборачивается пассивностью, беспомощностью, разочарованием и в конце концов приводит к состоянию, не исключающему самоубийства.

Ревность может иметь и другой исход: активность, жажду деятельности. Если беспокойство первоначально обязано своим возникновением возрастающему недоверию, сопровождаемому желанием преследовать неверного возлюбленного, то рано или поздно оно превратится в месть. В данном случае ревность ослепляет человека, как гнев.

Если человек осознает, что все мы испытывали в детстве чувства беспомощности и крайней зависимости, что всех нас однажды бросали ради другого, что подобный опыт является закономерностью человеческого развития, то он обретет силы для того, чтобы смириться с реальностью и не расплачиваться болезнями за неизбежные потери. Осознавая неизбежность болезненного чувства беспомощности, мы получаем шанс мобилизовать и реализовать потенциал психической энергии, которую таят в себе ревность и другие страсти. В результате межличностные отношения только выиграют, станут более интенсивными и плодотворными (Куттер, 1998).

Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. В период ожидания ребенка супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки молодых родителей, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка.

Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы.

Несмотря на то что некоторые заботы у родителей оказываются общими, отцы и матери при этом могут демонстрировать различные реакции на появление первого ребенка. И все же появление первого ребенка – это скорее переход семьи в новое состояние, чем ее кризис (Крайг, 2003).

Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее. Это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования эмоциональной взаимной привязанности. Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и ребенком, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность. Эмоциональная доступность – это не просто физическое присутствие или физическая близость матери, это ее готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

Говоря о материнской любви, нельзя обойти вниманием такую ее характеристику, как чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. В некотором смысле чувствительность к потребностям ребенка просто необходима для его здоровья и благополучия.

Другой компонент материнской любви – эмоция интереса. Любящая мать искренне интересуется своим ребенком и всем, что он делает. Матери интересен ее малыш: что бы он ни делал, все возбуждает в ней любопытство и вызывает восхищение. Результатом этого интереса становится игровое взаимодействие между матерью и ребенком (Изард, 1999).

Большинство людей двояко относится к среднему возрасту. Средний возраст может быть периодом расцвета семейной жизни человека, его карьеры или творческих способностей. Однако при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевают заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. Зрелость далеко не всегда бывает печальным периодом. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко адаптируются к этому возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие (Квинн, 2000).

Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете становятся супругами. Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях, – то, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения. Правда, новые роли ведут к новым стрессам, и мы можем оказаться и оказываемся на грани перегрузки. Тем не менее удачно исполняемая роль подразумевает также и вознаграждения, способствует укреплению нашего личностного статуса, делает нас богаче, помогает избежать стрессов, с которыми мы встречаемся в других сферах нашей жизни (Майерс, 1996).

Эмоции играют немаловажную роль и в профессиональной деятельности. Различные направления общественно-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и стороны его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру (Реан, 2003).

Введение. 3
1. Эмоции и ценности в жизни человека. 6
2. Психологические особенности одиноких женщин. 13
3. Исследование ценностной сферы одиноких женщин. 24
Заключение. 32
Список литературы. 34

Введение

Последнее десятилетие ХХ века стало периодом сильных потрясений в обществе. В России проблемы семьи, старательно в СССР не затрагиваемые, вдруг стали одной из важнейших тем в средствах массовой информации даже в провинции. Причина информационного взрыва - деградация семьи как ячейки общества. Поводов для тревоги более чем достаточно. Обратимся к фактам. По данным доктора наук (УГАТУ) Р.Т.Насибуллина, в России доля детей, рожденных женщинами, не состоявшими никогда в зарегистрированном браке, постоянно растет. Она составила в 1986 году 9,5 процента, в 1990-м - 14,6, в 1992-м - 17 процентов, в 1994 году - 19,6 процента.
Примета нашего времени - неполные семьи. Это значит, что в силу каких-то обстоятельств ребенок «при себе» имеет только одного родителя, но тем не менее, тут семья. Как правило, ребенок живет лишь с мамой (хотя иногда бывает, что и с папой, но крайне редко).
После войны, когда «свободных» мужчин брачного возраста было очень мало, на женщину с ребенком «со стороны» окружающие смотрели вполне терпимо. В Зауралье в первые послевоенные годы каждый десятый ребенок рождался одинокой женщиной.
Тогда, после войны, женщины за тридцать, понимающие, что природой созданы для материнства, старались любой ценой реализовать это. А, кроме того, желательно было через беременность женить на себе мужчину.
Весь парадокс нынешней ситуации вот в чем. Если женщина прежде последним аргументом в том, чтобы окончательно «привязать» к себе мужчину, считала рождение от него ребенка, то сейчас положение стало с точностью до наоборот - мужчина стремится зачастую побыстрее сделать приплод, надеясь им удержать женщину возле себя. Времена иные - эмансипация, равноправие полов (по крайней мере, декларированное Конституцией), растущее самоуважение побуждают женщину к большей независимости от мужчины. Последние это явно не учитывают, считая по-старинке, что путь к сердцу избранницы лежит через предлагаемый ей достаток в обмен на роль бесплатной домработницы и по совместительству наложницы. В подавляющем большинстве браки распадаются по инициативе женщины.
Произошло, на первый взгляд, необъяснимое: достаток мужчины вовсе не гарантирует ему счастье в семейной жизни. В массе своей российские девушки за эти годы перестали ждать принца на коне. На обязательном супружестве после интимной близости они уже не настаивают. Ученые Уфимского научного центра РАН два года назад провели выборочное исследование в молодежной среде, пытаясь спрогнозировать ситуацию во взаимоотношениях полов. Печально, но факт: свыше половины опрошенных (учащиеся старших классов школ и студенты) ориентированы только на свободную любовь без намека даже на какие-либо семейные отношения. Возможно, здесь максимализм, свойственный юности. Но дыма без огня не бывает: в родильных домах все чаще и чаще рожают матери- одиночки.

Да, приходится говорить банальные истины, известные давным-давно, но постигаемые многими исключительно на своих ошибках. Увы, все чаще те, кто пытается догнать ушедший поезд и любой ценой создать благополучную семью, терпят в российских условиях сокрушительное поражение. Наш возродившийся с претензиями на копию западного капитализм, не подкреплен в обществе должным финансовым достатком для нормальных семейных отношений. В частности, женщина с рождением ребенка не может целиком посвятить себя только его воспитанию, не думая при этом, где взять деньги.
В период перестройки больнее всего смена общественного строя ударила по сильной половине, потерявшей побудительные мотивы к семейной жизни. За исключением очень небольшого количества («новые русские»), мужчины рождения конца семидесятых годов не в состоянии обеспечить нормальный финансовый достаток семье. В какой-то мере тут, возможно, сказывается инфантильность молодых мужчин, нежелание или неумение сражаться за место под солнцем. И слабый пол осознал это, как отсутствие настоящих мужчин. Более дальновидные женщины, засидевшись в невестах, вовсе не кидаются на шею первому встречному и, забеременев, к браку не стремятся. Одной ребенка в наших экономических условиях поднять все же... легче (при помощи государства как матери-одиночке, хотя она и невелика), чем при двух «детях» - инфантильный муж-сверстник зачастую тот же самый ребенок.
Можно предположить, что подобная смена ролей семейных, деловых отражается на развитии личности как мужской половины, так и женской. Так или иначе изменившиеся условия жизни должны создать предпосылки возникновения новых приоритетов и ценностей у личности.
В данной работе мы рассмотрели особенности эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Цель работы – исследование эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Задачи:
1. Изучение теоретических вопросов, касающихся эмоционально-ценностной сферы личности в целом и одиноких женщин в частности.
2. Проведение исследования ценностной сферы одиноких женщин.
3. Обработка и анализ результатов исследования.
Объект исследования – личностные особенности одиноких женщин.
Предмет исследования – ценностная сфера одиноких женщин.
Исходя из анализа литературных источников, мы выдвинули следующую гипотезу: в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы.

1. Эмоции и ценности в жизни человека

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
С.Л. Рубинтшейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

Таблица 1. Сферы эмоциональных проявлений
(по С.Л. Рубинштейну)
Органическая (аффективно-эмоциональная) чувствительность Элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей
Предметные чувства Связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.
Обобщенные мировоззренческие чувства Мораль, отношение человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определить, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих эмоциональных переживаний, доминирование положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
На возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей) непростой. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты, стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительного следования им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки выбранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
В течение жизни человека эмоции и чувства развиваются. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по нескольким направлениям. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, к чему стремится. Основные различия в эмоциональной сфере связаны с различием именно в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки личности, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.
Таким образом, ценностные ориентации человека предопределяют направленность его мотивационной сферы, его интересов и потребностей. Начальный этап в осознании потребности – влечение. Оно вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него. Целый мир тончайших человеческих чувств – эстетических и моральных включается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.
Ценности человека являются составляющей частью как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни - повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов.
Концепция жизни - система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях. Это понятие используется так же как синоним философии жизни - совокупности общих правил, принципов, норм, которыми человек руководствуется в повседневной практике. Концепция жизни представляет собой обобщение жизненного опыта и житейской мудрости, выводы о том, что человек считает для себя хорошим и плохим, иерархию ценностей. В нее входят перспективные цели и повседневные жизненные задачи, личные приоритеты.
Эмоционально-ценностная сфера человека взаимосвязана, в первую очередь, с персональным мироощущением и выявляет степень духовно-нравственной зрелости личности. Ее содержание определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности.
Наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, конкретизирующееся в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.
Эмоционально-ценностное отношение человека к миру начинается с эмоционально-ценностного отношения к самому себе. Генезис эмоционально-ценностного отношения к себе, прежде всего, зависит от развития эмоциональной сферы человека, от его эмоционального опыта в целом.
Интеграции эмоционально-ценностных отношений к себе предшествует первоначальная дифференциация эмоций. Если человек испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего, то эта радость выступает как «подкрепление» выполняемых действий. Поэтому человек и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуативными, временными, неустойчивыми, становится устойчивым эмоциональным отношением к себе.
Переживания, связанные с осознаванием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются активным внутренним фактором процесса интеграции эмоционально ценностного отношения к себе и формирования самосознания в целом.
Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный «фонд» самосознания, который, включаясь на любом уровне в процесс самопознания и саморегулирования, в большей степени направляет их, придавая им индивидуальный, личностный характер и сам постоянно уточняется.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения - с другой, объединяются в самооценку. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок - единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения - предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных, иногда мучительных и безуспешных поисках личности самой себя, в непрерывном внимании к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить своё место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

Скачать бесплатно

Мир стремительно меняется. Меняется и современная семья.

Чем она отличается от традиционной модели семьи? Зачем люди сегодня вступают в брак? Чего ждут от отношений? Где скрыты семейные "подводные камни" ? Как сохранить семью и быть счастливым в браке сегодня?

В психотерапевтической практике я все чаще сталкиваюсь с тем, что люди не удовлетворены качеством семейной жизни. Они говорят о скуке, отсутствии смысла в отношениях, одиночестве в семье, отсутствии взаимопонимания со стороны супруга. Браки сегодня так легко рушатся.

Согласитесь, трудно представить, чтобы вопросы качества супружеских отношений волновали наших прабабушек и прадедушек 80-100 лет назад. Скука и одиночество если и замечались ими, то вряд ли были причинами разводов.

Сто лет назад семья создавалась с целью продолжения рода, сохранения и приумножения капитала, регулирования сексуальной жизни. Индивидуальность строго подчинялась семейным ценностям и правилам. Интересы семьи стояли выше интересов личности.

Сегодня все иначе. Современные пары ожидают от брака иных "дивидендов" - взаимопонимания, поддержки, уважения к своей индивидуальности. Выживать не надо.

Женщина способна содержать себя и растить ребенка самостоятельно. Запрета на секс вне брака давно не существует. В браке мы ищем не защиты и финансовой опоры, а комфорта, тепла и эмоциональной близости.

Лет 15 назад я спросила бабушку, любила ли она деда, когда выходила замуж. Я помню, как она удивленно посмотрела на меня, вздохнула и ответила: "О чем ты говоришь! Какая любовь? Закончилась война, мужчин не было. Родители сосватали меня за деда, потому что он был работящий, у него были руки и ноги. Он пришел с войны не инвалидом, чего еще желать? Мы и не думали ни о какой любви, надо было как-то жить". Вместе они прожили более 40 лет до самой смерти деда. О любви не говорили и не думали, но и о разводе речи не было.

Вряд ли сегодня кто-то выходит замуж или женится по таким причинам. Мы избалованы достатком и безопасностью, нам хочется любви, взаимопонимания и эмоционального контакта.

Сегодня семья строится именно на этой хрупкой, сложной и переменчивой основе. Представляете, как сложно ее сохранять? Никаких естественных и железных скреп в виде страха нищеты, голода или социального осуждения.

Получается, чтобы быть в счастливом браке сегодня нужно владеть другим инструментом – тем, что мы обычно называем эмоциональным интеллектом. Похоже, сегодня без него никуда. А моя бабушка даже слова такого не знала.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Современная семья предъявляет к нам очень сложные требования, в какой-то степени нашим бабушкам было даже легче. Способность и умение строить и поддерживать отношения едва ли не самая тонкая и трудная компетенция.

Если пытаться вывести формулу счастья современной семьи, то она может выглядеть так – "Как мне быть собой, сохранять свою индивидуальность и при этом быть вместе, быть глубоко связанным с тобой". Иными словами, как быть одновременно и отдельно, и вместе.

Именно поэтому советы наших мам и бабушек про пироги, борщи и белоснежные скатерти, про традиционные мужские и женские роли в браке не работают. Семья вышла на другой уровень, где на первое место выходит способность глубоко общаться, создавать и поддерживать атмосферу понимания, доверия и уважения к индивидуальности партнера.

Что же нужно понимать и уметь, чтобы ваша семья была крепкой и здоровой? Я давно работаю с семьями как терапевт и вижу, что многих проблем в браке можно избежать, соблюдая вот такие правила:

1 . Не бойтесь конфликтов. Конфликты – это не всегда ссора, это возможность вывести отношения на более высокий уровень. Конфликт указывает, что в каком-то месте ваши потребности или ценности и потребности партнера не совпадают.

Замалчивание или обхождение стороной острых углов не приведет ни к какому результату, кроме накопления негатива и отдаления друг от друга. Противоречие же как было, так и останется.

А вот прояснение сути конфликта и поиск путей его разрешения создает практику конструктивного диалога, уважения и доверия, "вместе мы справимся".

2 . Учитесь распознавать свои чувства и мотивы поступков и действий. Высокая личная осознанность, понимание себя помогают понимать и человека рядом с вами.

3 . Не замалчивайте и не подавляйте своих негативных чувств. Почти все, заботясь об отношениях, склонны подавлять раздражение, гнев или обиды. Мы искренне считаем, что уберегаем таким образом друг друга от скандалов и ссор. Я вас расстрою – не уберегаем.

Злость и раздражение несут в себе много энергии, если не выносить их в конструктивный диалог, а накапливать, то рано или поздно они рванут, как перегретый пар из котла. И тогда никому мало не покажется.

Парадоксальным образом, желание уберечь от агрессии к ней же и приводит. Не терпите, разговаривайте друг с другом о том, что вам не подходит в отношениях или ранит, учитесь конфликтовать качественно и конструктивно.

4 . Семья – сложный организм, он подчиняется законам существования и развития систем. При рождении детей, болезнях членов семьи, переездах и пр. семейная система проходит через кризисы. Они неизбежны и нужны для того, чтобы семья могла перестроиться и адаптироваться к новым условиям существования.

Если об этом знать, то "тот, кто предупрежден, тот вооружен". И более подготовлен к сложному периоду.

5 . В любой сложной ситуации садитесь за стол переговоров. Умение и готовность разговаривать друг с другом, быть искренним и открытым – признак здоровых, динамично развивающихся отношений.

6 . Каждый из нас приходит в брак или отношения со своей собственной картинкой того, как должно быть, вынесенной из прошлого опыта или родительской семьи. Семейных укладов, традиций, способов ведения хозяйства существует столько, сколько и самих семей на свете.

Только представьте себе, тысячи комбинаций. У кого-то способ заботы в семье – это помощь по хозяйству, у кого-то – цветы жене каждую неделю. Кто-то привык выражать свою любовь делом, от него не дождешься теплых слов, а для другого эмоциональная скупость партнера считывается нелюбовь, потому что папа в детстве был очень теплым и эмоциональным.

И вот со всем этим багажом мы приходим в брак, искренне считая, что наш способ жизни - единственно возможный и правильный. Ну как, очевидно же, что полотенце после душа надо складывать и аккуратно вешать на край ванны. В моей семье все так делали. А тут оказывается, что муж бросает его где попало, иногда даже на пол. Потому что в его семье на это вообще никто не обращал внимания.

Вам сейчас покажется это смешным, но вот из-за таких моментов часто рушатся семьи. Просто потому что мы часто не готовы учитывать различие наших "картин мира".

Вместо того, чтобы понимать картинку супруга, сопоставлять со своей и искать третий, устраивающий обоих вариант, мы часто развязываем "борьбу за власть" в семье. Битва за то, чья картина мира более правильная. Ведь очевидно же, что моя. А он просто не понимает очевидных вещей.

Нет никаких очевидных вещей и правильных картин мира. Есть разные. И вы точно сможете построить более гармоничные и здоровые отношения, если будете интересоваться друг другом, впечатляться отличиями и уважать их. Нет борьбе за власть в семье, да – сотрудничеству и взаимному уважению.

  • Введение
  • Глава 1 – Теоретические аспекты исследования личностных и эмоциональных особенности женщин состоящих в браке
  • 1.1 Личностно-эмоциональные особенности женщин
  • 1.2 Особенности гражданского и официального брака в аспекте отношения партнеров
  • Глава 2 – Исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в браке
  • 2.1. Характеристика выборки исследования
  • 2.2. Описание процедур и методик исследования
  • 2.2.1 Исследование эмоциональной сферы женщин, состоящих в браке
  • 2.2.2 Исследование особенностей личности женщин, состоящих в браке
  • 2.3. Результаты исследования
  • 2.3.1 Анализ эмоциональных особенностей женщин состоящих в браке
  • 2.3.2 Анализ личностных особенностей женщин состоящих в браке
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение (отрывок)

С точки зрения психологии, личностные и эмоциональные особенности женщины, являются важнешим фактором выбора опрделенной формы организации семейных отношений.

Цель: исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Объект исследования: Личностно-эмоциональная сфера женщин.

Предмет исследования: особенности личностно-эмоциональной сферы женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Гипотеза: для женщин, состоящих в гражданском браке характерен следующий комплекс личностных качеств – независимость, эмоциональная стабильность, самостоятельность, напористость, высокая самооценка и доминантные качества, а для женщин, состоящих в официальном браке – эмоциональноя неуравновешенность, толерантность, тревожность, высокий уровень социальной напряжённости, зависимость от мнения других, склонность к подчинению.

Заключение (отрывок)

В ходе выполнения работы были рассмотрены особенности личностно-эмоциональной сферы женщин; проанализировать особенности гражданского и официального брака в аспекте отношения партнеров; проведено исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке; проведен сравнительный анализ личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Таким образом, наша гипотеза – для женщин, состоящих в гражданском браке характерен следующий комплекс личностных качеств – независимость, эмоциональная стабильность, самостоятельность, напористость, высокая самооценка и доминантные качества, а для женщин, состоящих в официальном браке – эмоциональная неуравновешенность, толерантность, тревожность, высокий уровень социальной напряжённости, зависимость от мнения других, склонность к подчинению – полностью подтвердилась.

Список использованной литературы

  • 1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; М., 2001 – 320с.
  • 2. Бирюкова Н. В., Ипатов Б. Ю., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. - Л., 1976. - С. 168-174.
  • 3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Издательство: Питер. 2010 – 351 с.
  • 4. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека: Автореф, дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 1996. - 30 с
  • 5. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 91-100.
  • 6. Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. - 1997. - № 1. - С. 38-49.
  • 7. Знаков В. В. Психология понимания правды. - СПб.: Алетейя, 1999 – с. 204
  • 8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Издательство МГУ, 1980 - 432с.
  • 9. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
  • 10. Ильин Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. .[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110
  • 11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2002 - 115с.
  • 12. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 53-62.
  • 13. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988 – 244с.
  • 14. Козырева Е.В. Влияние маскулинности-феминности на проявление ауто-и гетероагрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.-СПб.: СпбГУ, 2000.-С.28-30.
  • 15. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М.,1984.- 255с.
  • 16. Курбатова Т. Н., Куус Я. В. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и гендерном исследовании // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 204-217.
  • 17. Лидовская, Н.Н. Гражданский брак как предмет социально-психологического исследования [Текст] / Т.Е. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов.- Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 231-236.
  • 18. Лидовская, Н.Н. Особенности взаимоотношений супругов в незарегистрированном «гражданском» браке // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях: сб. научн. статей по рез. Всеросс. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 168-73.
  • 19. Лидовская, Н.Н. Сравнительное исследование проблем во взаимоотношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными брачными отношениями [Текст] / Л.В. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирский психологический журнал.– 2007. - № 25. – С. 132–136.
  • 20. Лидовская, Н.Н. Структура семьи, представления о семье и «гражданском» браке у супругов с незарегистрированными брачными отношениями Психология и педагогика домашнего образования: мат. научн.- практ. семинара / Под общ.ред. И.А. Хоменко. - СПб.: САГА, 2005. - С. 134–138.
  • 21. Непомнящая, Н.И.Психодиагностика личности: теория и практика. Учеб. пособие для вузов - М. : ВЛАДОС, 2001. - 188 с.
  • 22. Обозов Н. И., ОбозоваА. Н. Диагностика супружеских затруднений //Психологический журнал. 1982. Т. 3. №2- с 23-29.
  • 23. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. - СПб., 1997 – 411с.
  • 24. Пеньков А. И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. - СПб., 2000. - С. 49-50.
  • 25. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. - СПб., 1995 – 18с.
  • 26. Пономарева, М. А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов под общ. ред. М. А. Пономаревой. - Минск: Тесей, 2008. -312 с
  • 27. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1990 - 494с.
  • 28. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993 – 222с.
  • 29. Шалимова Г. А. "Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие" - М.: АРКТИ, 2006.- 330с.
  • 30. Электронный ресурс: Сайт факультета психологии СПбГУ. Социально-психологические особенности лиц, состоящих в "гражданском" браке / Сидоренко Л.И. / Магистерская работа. СПбГУ – 2011г. Код доступа: http://www.psydiplom.ru
  • 31. Browerman I. K., Vogel S. R., Browerman D. M., Clarkson F. E., Rosenkranz P. S. Sex-role stereotypes: A current appraisal // J. of Social Issues, 1972, v. 28, p. 59-78.
  • 32. Williams J. E., Best D. L. Sex and psyche: Gender and self viewed cross-culturally. Beverly Hills, Sage, 1990 – 114с.

Детали работы

Код: 457

Тип работы: курсовая работа

Количество страниц: 50

Год: 2011

Стоимость: 500 руб.