Национальный костюм калмыков. Программа тематического дня "традиционный калмыцкий костюм"

Какая главная часть человеческого организма? Безусловно, голова. А что человек носит на голове? Конечно, шапку! Значит, шапка — главная часть костюма. Вот такой нехитрой логикой руководствовались калмыки, когда придавали головному убору исключительные по сравнению с другими элементами костюма свойства.

И действительно, к головному убору калмыки относятся с большим почтением. С ним связано много поверий и примет. Скажем, ни в коем случае нельзя надевать чужую шапку, как и отдавать свою, — рискуете унаследовать плохую карму, отдав взамен свою (калмыки — традиционные буддисты). Шапку нельзя класть где попало — это все равно что забыть собственную голову. Шапку нельзя подкидывать — по той же самой причине. Нельзя носить несколько шапок на голове, а также складывать головные уборы горкой. Старинное поверье гласит: если носить несколько шапок на голове, то женишься или выйдешь замуж несколько раз.

Но хуже всего, если приснится сон, что ты потерял свой головной убор. Это очень плохой знак. В старину калмыки в таких случаях непременно шли к гелюнгу — буддистскому священнику.

Конечно, исключительная важность головных уборов в Калмыкии послужила причиной большого их многообразия. В калмыцком народном костюме более двадцати видов головных уборов — мужских и женских, летних и зимних, повседневных и праздничных. Шапки разных видов — обязательный элемент внешнего облика калмыка. При этом очень важное значение придавалось цветам головных уборов, что было связано с буддийскими традициями.

Самая распространенная мужская шапка — хурхсна махла, сделанная из меха, очень теплая и практичная. Пожилые калмыки носили шапку хаджгла, околыш которой делали из черной ткани. Нижняя часть ее была круглой, а верхняя — четырехугольной. Околыш оторачивался мехом выдры (бельцен), а верхушка (ора) делалась из яркого сукна. В центр хаджгла пришивались кисточки из красных шелковых нитей. Кстати, именно поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», то есть «калмыки с красной кисточкой». Иногда вместо кисточки пришивали красную пуговицу, бусинку или кусочек коралла.

Зимой мужчины носили чиктя махла, которая очень похожа на русскую ушанку. А калмычки чаще всего носили тегриг махла — маленькую круглую шапочку. Основу тегриг махла составляла кошма, обмазанная с двух сторон жидким тестом из муки пополам с водой. Околыш и верх такой шапочки покрывались черным бархатом или, что реже, каракулем, а на верхушку пришивали ярко-пунцовую пуговицу, имеющую культовое значение.

Часто женщины-калмычки носили и так тамша — шапочку, сделанную из плиса, имевшую закругленный верх. Околыш украшали клиньями из темно-малинового бархата, покрывали вышивкой золотыми и серебряными нитями. Невозможно перечислить все виды традиционных калмыцких головных уборов. Одно ясно: шапка в Калмыкии — всему голова.

Калмыки среднего роста, коренастого сложения; относительно большая, широкая голова с плоским, скуластым лицом; черные прямые волосы; жидкая, поздно вырастающая бородка; узковатые «калмыцкие» глаза; приплюснутый при корне нос; смуглый желто-красноватый цвет кожи (у мужчин).

Одежда калмыков - холщовая рубаха (кийлик), по форме своей походящая на женскую кофту; штаны, укрепляемые на гашнике; на ногах сапоги и портянки. Поверх этого надевается прямой халат, который, однако, встречается теперь только у стариков, да и то весьма редко.

Большая часть калмыков со времени пребывания их на Кавказе носит однобортные бешметы кавказских горцев, с широко вырезанной грудью. Бешмет стягивается у талии ременным поясом, у богатых - с серебряными насечками на железных пластинах, поясу придается такая важность, что быть без него считается неприличием.

На головах калмыки в старину носили круглые шапки с четырехугольной тульей из желтого сукна и с красною кистью, в 19 в. – русские форменные картузы, всегда с красным или зеленым суконным околышем. Зимою штаны носятся овчинные, а поверх бешмета надевается овчинная или лисья шуба.

Лет до 14 девочке стригут волосы в длинную скобку, а с этой поры заплетают в одну косу. В уши продевают серьги, близко подходящие к форме старинных русских серег. Праздничная женская шапка разнится от мужской тем, что шьется не из сукна, а из золотого глазета. Простая женская шапка шьется из желтого сукна; она ниже мужской и на тулье у нее не бывает простежек. На ногах женщины носят сапоги из красного сафьяна.

Внешность, одежда калмыков википедия
Поиск по сайту:

If you like this presentation – show it…

Калмыцкая национальная одежда

Подношение хадака (шарфа)

Калмыцкий мужской костюм бешмет, ормг и шапка — тоорцг

Национальная одежда Девичий костюм Женский костюм

Семья в национальной одежде

Экспонаты Национального музея им.

Н.Н.Пальмова

Мужской костюм Бешмет Шапка мужская Кожаный ремень

Ууч — шуба Хорьковая шуба

Калмыцкий костюм замужней женщины терлг,цевдг Шапка — халмаг и шиверлики Токуг

Платье женское (терлг) синего цвета Праздничный женский костюм

Головные уборы Головные уборы: 1-4 — торцог; 5, 6, 10 — мужские хаджилга; 7, 9 — тамша; 11 — халмаг; 12 — устя халмаг

Тоорцг — женская шапка Калмыцкая вышивка.

Камчатка – девичья шапка Пояс для платья

Калмыцкая вышивка «оборот солнца»

Нуудрма (манжета женского платья),вышивка «зеег»

Национальная одежда калмыков в наши дни

На празднике Джангариады

Ээжя в национальном костюме

Смелый наездник

Детские костюмы

Зимняя одежда

Калмыки — потомки воинственных ойратов

Калмыки — кавалеристы

Древнее оружие воина

Знамя — ойратов

Джамба Тундутов

Праздник Зул

Окон Тенгри Находясь за пределами Сансары, Ты проявляешься в форме мирской,Являешь гневный образ для покорения свирепых существ;Ты являешь образ спокойный для мирных существ,Восхваляю тебя, о, божественная мать, спасающая вселенную!

Возжигание лампадки

Калмыцкий чай и борцки

Празднование Цаган Сар

Манджушри Манджушри – Бодхисаттва Мудрости и Учения

В детском саду

Ансамбль песни и танца «Тюльпан»

Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. — 3-е изд., перераб. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. — 282 с., ил.

Семейный и общественный быт

Семейные отношения

Семья и общественный быт, пожалуй, наименее изученный раздел калмыцкой этнографии. Семья является одной из самых важных сторон общественной жизни народов.

Она составляет низовую социальную ячейку, «молекулу общества», своеобразно отражающую процесс исторического развития человечества. В настоящем разделе автор пытается дать более или менее полное описание семейной и общественной жизни калмыков в конце XIX-начале XX вв. Основным источником при его написании послужили полевые материалы, собранные автором во время работы этнографического отряда Института этнографии Академии наук СССР и командировок в районы Калмыцкой АССР, а также некоторые литературные данные.

В конце XIX - начале XX вв.

господствующей формой семьи у калмыков была малая моногамная семья, состоявшая из родителей и несовершеннолетних детей. Барон Ф. Бюлер пишет, что «многоженство дозволяется; но примеров его нет». П. Небольсин указывает на то, что степные калмыки ни в чем не изменили своей старине, родным обычаям и предписаниям религии, повелевающим им только единоженство. По сообщению Я. П. Дубровы, калмыки почти все без исключения строго придерживаются моногамии.

Многоженство не бытовало в калмыцком обществе.

Калмыцкая национальная одежда. Подношение хадака (шарфа) — презентация

Встречались отдельные факты двоеженства в богатых и знатных семьях, в случае отсутствия детей от первой жены (аваль) и с ее согласия.

И. А. Житецкий сообщает, что в икицатановом «роду» зайсанг взял вторую жену с разрешения первой, так как дети от нее умерли, и старая жена продолжала жить с ними в силу привязанности. Нам известно двоеженство, имевшее место в Абганеровском аймаке Малодербетовского улуса в начале XX в. Состоятельный человек Дорджи Бадмаев женился вторично ввиду бездетности первой жены.
Очень долго, вплоть до Октябрьской революции, сохранялись пережиточные формы неразделенной семьи.

Никаких сведений о численном составе такой семьи ни в архивных документах, ни в литературных источниках не имеется. Согласно данным, собранным нами, такая «большая семья» состояла максимально из представителей трех поколений: родителей (отца и матери), детей (семей их сыновей) и внуков.

Во главе такой семьи обычно стоял отец — старик, очень редко -мать.

Если он (она) потерял трудоспособность, стал дряхлым, то всем хозяйством и общественной жизнью руководил старший сын. Все остальные члены семьи должны были подчиняться ему как главе семьи и беспрекословно выполнять все его распоряжения.

Однако он не обладал всей полнотой власти. Он регулировал семейные дела, распределял работу между членами своей неразделенной семьи. Все важные вопросы решались сообща.

Домашним хозяйством руководила мать, затем жена старшего брата. П. Небольсин свидетельствует о том, что «жены занимаются работами в большой же кибитке, и старуха-мать освобождается от всех трудов по хозяйству, которое переходит в главное заведывание старшей снохи».

Старуха-мать помогала снохам в уходе за детьми, в обработке сырья (кожи, шерсти) и шитье одежды и т. д., а девочки-подростки и девушки помогали во всем родителям и женам братьев, работали под наблюдением старших.

Женщины выполняли всю домашнюю работу: варили пищу, доили коров, носили воду, шили одежду, обрабатывали шкуры и шерсть, летом занимались заготовкой кизяка, переработкой молочных продуктов.

Особенно тяжелым было положение младшей снохи. Она должна была вставать раньше всех, выполнять самую тяжелую работу, вынуждена была соблюдать самые унизительные в патриархальной семье обычаи и обязанности. Она последней уходила из большой кибитки домой на ночной отдых.

Тяжелое положение младших снох часто служило поводом для раздела общего хозяйства. Братья, желая отделиться, указывали на ссоры снох, не желавших уживаться в большой семье.

Смерть родителей, которые цементировали патриархальную семью, также часто служила поводом ее дробления. Нередко бывали случаи отделения женатых сыновей и при жизни родителей-стариков. Последние оставались вместе с семьей одного из сыновей, с женой которого они жили в ладу. Выделившиеся семейные пары продолжали жить в том же хотоне, где жили родители и родственники главы семьи.

Встречались отдельные факты, когда они укочевывали в хотоны родных жены или уходили в батраки в соседние хотоны или русские села.

Муж и жена в старинной одежде

Порядок раздела семейного хозяйства был основан на нормах обычного калмыцкого права, какой-либо сложностью он не отличался.

Дележу подлежали скот, основные орудия производства, утварь и прочее домашнее имущество, все, что считалось общим достоянием большой отцовской семьи. Личная собственность: одежда, обувь, головные уборы, предметы украшения и мелкое домашнее имущество, приобретенное при вступлении в брак,- не делилась.

Каждая семейная пара имела свою кибитку, которая также не подвергалась дележу. Большая кибитка отходила к родителям или к тому сыну, с которым будут жить старики-родители.

К отцу отходили постоянное жилое помещение (саманная изба, деревянный дом), а также надворные хозяйственные постройки, поставленные на зимних стоянках.

Несмотря на то, что калмычка находилась в полном подчинении у мужчины и под его контролем, она пользовалась известной свободой и самостоятельностью в домашнем хозяйстве и быту.

П. Небольсин пишет: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том и в другом случае с правами мужчины». И далее: «…Мужчина, хотя бы это был сам владелец (улуса - У.Э.), заметив, что встретившаяся ему женщина хочет сойти со своего коня, должен сам спешиться и помочь ей соскочить с седла.

Женщина, жена или дочь, сама угощает почетных гостей». Это соображение подтверждается другим наблюдателем: калмыки «…в домашней своей жизни, равно и в отношениях к жене, далеко не деспотичны и в дела жен не любят вмешиваться. Если и бывают драки между мужем и женой, то случается это только лишь в состоянии опьянения мужа или жены…

Напротив, по моим наблюдениям, калмыки всячески избегают ссор с женам и «заводить их с женщиной», хотя бы и женой, считают ниже своего достоинства. К тому же мужчины (не говорю уже о женщинах) совершенно чужды сквернословия: всякую ругань считают «кислым словом» и презирают любителей «словесной кислятины». Положение той или иной калмычки в семье и обществе определялось не только возрастом, но и ее социальным происхождением. Женщина, происходившая из богатой и влиятельной семьи, вела себя сравнительно свободно, пользуясь поддержкой своих родных.

В калмыцкой семье бытовало строгое соблюдение патрилинейности, счет родства велся по отцу, наследниками которого считались только жены и сыновья. П. Небольсин писал: «Сестры при братьях — не наследницы». То же самое писал Я. П. Дуброва.

После распада «большой семьи» патриархальные обычаи и традиции в значительной мере сохранялись для женщин.

По-прежнему невестка не могла называть по имени всех старших родных мужа - его отца, мать, дядьев с любой стороны, а также жен старших по положению, ей нельзя было показываться старшим родным мужа с босыми ногами и без головного убора. Если имя старшего совпадало с именем младшего, то она заменяла имя последнего другим. Жена не называла своего мужа по имени.

Ей приходилось пользоваться словами: натка кюн (другой человек), одака кюн (тот человек), герин эзн (хозяин дома), манна кюн (наш человек). Она могла называть своего мужа только на «вы», в ее словаре не: существовало в обращении к мужу слова «ты», чем подчеркивалось неравноправие женщины с мужчиной. Женщина не имела права перешагнуть через нагайку, укрюк (шест с петлей для ловли лошадей), охотничье ружье или задеть их подолом своей одежды; ей запрещалось «перерезать» мужчине дорогу, высыпать мусор, когда идет представитель мужского пола.

Молодым снохам нельзя было находиться в той части жилища, где расположены кровати, имущество и бурханы (иконы) хозяев - старших по отношению к их мужьям. Их место было там, где размещается домашняя утварь.

Женщина фактически была отстранена от участия в основных процессах главных, отраслей калмыцкого хозяйства, с каждым годом усиливалась ее экономическая зависимость от мужчины.

Мужчины были пастухами, табунщиками и чабанами. Они же занимались, земледелием и заготовкой кормов для скота, рыли колодцы, строили пруды и плотины, теплые и холодные помещения для сельскохозяйственных животных. Мужчины были и основными строителями жилых зданий.

Развитие капиталистических отношений в Калмыкии укрепляло неравноправие мужчин и женщин. П. Небольсин писал: «Калмыки-рыболовы круглый год в тяжелой работе… жены их одни исправляют все домашние работы и, по бедности в стадах, более занимаются изысканием способов продержать свои семьи не в крайности, в ожидании того вожделенного дня, когда калмыки, мужья их, воротятся с ватаг, с заработками».

В ловле рыбы, на солеломнях и в других отходнических работах женщина почти не участвовала. Энгельс писал: «…ограничение ее (женщины - У. Э.) труда домашней работой,- эта же самая причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме; домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины; его труд был всем, ее работа - незначительным придатком.

Уже здесь обнаруживается, что освобождение женщины, ее уравнениё в правах с мужчиной, невозможно ни сейчас, ни в будущем, пока женщина отстранена от общественного производительного труда и вынуждена ограничиваться домашним частным трудом.

Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям и старшим. Обычаи обязывал как мужчину, так и женщину оказывать искреннее почтение и внимание старшим по возрасту и положению, держать себя при старших, корректно, не вмешиваться в их разговоры.

Строго осуждалась развязность при обращении к старшим. Ни один молодой человек не осмеливался попросить у старших прикурить, тем более выпить, не садился до тех пор, пока старшин не скажет: садись. Я. П. Дуброва отмечал, что «в отношениях между собой старики пользуются большим почетом и уважением - молодежь безгласна пред ними.

«Стар человек» - лицо, застрахованное от оскорбления». Утверждение, что перед стариками молодежь безгласна, вряд ли точно. Поведение молодежи (особенно юношей) не было регламентировано такими строгими правилами, какие существуют у некоторых других народов.

Молодые люди могли находиться в общественных местах, свободно появляться там, где считали нужным, сидеть и слушать разговор старших, участвовать в сходках, высказывать свое мнение, если это необходимо.

Эрдниев В.Е. Калмыки: исторические и этнографические эссе. — 3-е изд., Перераб. и дополнительно. Элиста: Калм. книга. издательство. 1985. — 282 с., Ил.

Человеческая одежда и украшения

Конец XIX — начало XX вв. все виды легкой одежды калмыков были сделаны из российских тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и одежды, в основном различной кожи, шерсти, войлока и т. Д.

Национальный мужской костюм был одинаковым для всего населения Калмыкии, никаких особых различий не наблюдалось.
Нижнее белье состояло из рубашки и брюк.

Обычно их сшивали из тонкой ткани белого и серого цвета. Брюки бедных состояли из темного материала, в основном из ножа, богатого и сочившегося — из черной шерсти или ткани.

По словам И. А. Житецкого, конец XIX века. Брюки такого рода в благородных лицах были украшены языками (тасамбет шалвур) из дюбеля.

В рубашках калмыков они носили губку, которая, согласно картине, опубликованной П.

С. Паллас, уже существовавший в восемнадцатом веке. Зимой он носил в отпуске — когда он путешествовал по другим хоттонам.
Второй тип верхней одежды взрослого человека — вращающийся ермег — слой верблюда, толстый серый холст (обычно темно-серый) в цвете, вышитый в поясе с многочисленными оборками в талии, с прорезью спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех мотыльков была овчина, которая достигла талии с овечьим воротником из овчины. Порез был тем же самым бушмюдом.

Периферия и край рукавов были отделаны цветом ткани или меха (из ягненка, из богатого и благородного — из выдры, бобры, соболя, щетки).

Очень ценный жеребец (Доха), который вырезается из кожи кожи или павших жеребят, с волосами на улице.

Ошейник был сделан из черного ягненка. Доха была доступна только богатым, у которых были стада лошадей.

Мужские значки

В суровые морозы, которые происходили в дальнем путешествии, богатые калмыки носили овечье овечье пальто.

Только имя калмыцкой овчины показывает, что они были заимствованы российскими соседями.

Зимние платья также распространялись на овечьи шкуры, которые приходили с шерстью внутрь, которые были усилены с помощью чипов на талии.

Знания калмыков (богатые зимой) и богатые люди носят дорогой шуб — ЮЧИ, сделанный из белого и черного Лэмба (хурш ЮЧИ), а также из кожи соболя, бобра, ласки, хорька, белки.

Они накрыли себя темной дорогой тряпкой. Пол и края рукавов были выложены меховым мечом, барабанщиками, чаще всего с кожей молодых ягнят (ягнят). Такие шубы были высоко оценены и были гордостью богатых людей и желающих.

Мальчики были одеты в нижнее белье, бушмюд, шляпу, туфли, шубы, которые использовали мужчины. В богатых и благородных семьях они носили кавказский стиль кустарника. П. Небольсин видел, что калмыки были украшены кустарником с галлонами и пузырьками — пятнами для вставок.

Так одет в фотографию, с 1905 года, сына принца Тундута. Бушмюд и шубы были вытащены из верхнего пояса с верхнего пояса.

На левой стороне калмыка обычно носили ножом с серебряной или кожаной подкладкой и когтем, прикрепленным к талии.

На пальце слева люди из богатой семьи носили кольцо, а в левом ухе были серьги из серебра, золота.

Обычной головой была меховая шапка (hursha mahla).

Старые калмыки носили шляпу, пояс которой был сделан из черного ягненка (хаджилга). Верхний край края ягненка обязательно оторачивал выдры, а тип (OPA) был сделан из любой яркой, но не желтой ткани, центр праздновал круг, который был зашит кистью красного шелка, поэтому сами калмыки называют себя «Уланцы Залата Халмг», т.е. «Калмыки с красным резонансом». (Очевидно, «зал зала» означает солнце, которое уважали калмыки, а шелковые нити — его лучи).

Начиная с середины XIX века импортная городская одежда начала проникать в Калмыцкую милю.

По словам П. Небольсина Хошутова, калмыки иногда носят шапки с блестящими вершинами и красными перьями, заимствованными у христиан Астрахани летом.

Презентация «Калмыцкие национальные костюмы».

В 80-е годы. XIX век, по свидетельству И. А. Житецкого, летом Зансанг носил обычные серые шапки с зеленой лентой и красными краями. V XX. Century. Шапки для городского производства стали широко распространены среди всех калмыков от мальчиков до старейшин.

Киляг, женская рубашка, надетая на голову, была полностью аналогична разрезанию мужской рубашки.

У пожилых она имела прямые разрезы спереди и была прикреплена к белым пуговицам фабричной части или металлическим крючкам.

Калмыцкие рубашки были одеты в длинные рукава (хутцаны) в качестве рабочей одежды.

Грудь грудь на груди на груди сверху донизу, часть крыльев была широкая. Обе стороны груди были украшены золотыми и серебряными цветами, часто с узкими трюками.

Для случайной одежды она носила рубашку с короткими рукавами (зегдег) из темных тканей. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды калмыки использовали стеганые одеяла для ваты (hawasto) из черных тканей с длинными рукавами и сшитых воротниками.

Для торжественной женской одежды существуют элегантные терьеры и цегдег, которые существовали до тридцатых годов XX века.

Они всегда доходят до пояса, длина до лодыжек, от лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи светлых цветов, за исключением белых, желтых и черных цветов. Края спины, сундука, руки, рукава на рукавах были украшены вышивкой, в которой были скомбированы чесночные нити разных цветов, а затем пришли к хитрости.

Зимняя одежда для калмыков была необработанной шубой того же разреза, что и мужчина, но женщина была менее просторной и всегда была зашита в талии.

Края рабов, полов и рукавов были среди богатых, хотя и редких, покрытых ягненком, с выдрами, барабанщиком и покрытыми цветным цветным материалом.

В дополнение к пальто овец богатые и благородные женщины носили ючи — шубу на светлом меху, покрытую дорогой тканью.

Женатые женщины и вдова, в отличие от мужчин и девочек, никогда не заканчивались. Их волосы разделены на две половины и заплетены в пряди, которые были помещены в бархат или одеяло шерсти (бамперы) — shiverligi, опущенные на сундук, прошивают петли на стороне платья, на высоте талии.

В конце каждой потрясающе замужней калмыкской серебряной подвески (токуг), предназначенной для вождения бесовских отважных, шалмусов, калмыковских представлений к длинным женским волосам. Женщины носили шляпы. Они думали, что это просто думать.

Самые распространенные ежедневные обложки калмыков — это маленькая круглая кепка, которую теперь ставят пожилые женщины.

Второй тип женского головного убора — так называемая тамша — круглый плюшевый колпачок с закругленным кончиком.

Старая одежда замужней молодой и средневековой женщины — халмаг, округлой формы и довольно тяжелая в виде шляпы. Его кошмовая база была покрыта черной тканью из шелка (часто парча) и украшена вышивкой золотых или серебряных нитей.

Была еще одна прическа, известная как Калмики под названием «Устиа халмаг» — женская меховая шапка, сделанная из драгоценного меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилая и пожилая женщина, одетая в шляпу хаджилга, довольно высока и объемна, ее пояс был черным на Агнце, иногда на коже аборигенов (каракульча).

Одежда девочек и девочек была немного специфичной.

По обычаю калмыцкой девочки, они обязательно переносят нижнее белье из сшитого вещества, большая часть полотна желтиги — жилета, представляет собой только оригинальный корсет (пара) без рукавов.

Девочки Жалатига выставили специальный бушмюд (его часто называли «бисы») из шерсти, шелка и ситца более элегантных цветов.

Теплым зимним платьем для девочек была овчина, которая ничем не отличалась от женского пальто, а в богатых семьях — меховой мех.

Между мужскими и женскими туфлями не было большой разницы.

Повседневная обувь для мужчин и женщин была обувью. Для мужчин тюлени были в основном сделаны из марокканского (болгарского) черного цвета, для женщин — красного цвета.

Конец XIX. Century.

Мужская обувь часто использовалась в заводских сапогах. В течение лета мужчины носили обувь по-русски. Во время Первой мировой войны часто использовались лапы из сыромятной кожи. Носите сапоги зимой. Обувь носила чувственные носки, шерстяные носки, обертки из шерсти — онити.

Среди украшений — серьги и кольца, которые в основном производятся мастерами Калмыка.

Женатые женщины несли серьги в обоих ушах. Девушки — только в правом ухе. Кольца были сделаны для богатых покупателей из серебра, редко — из золота и бедных — из некачественного, так называемого «польского» серебра, а также из меди.

Среди женских украшений принадлежали вышеупомянутые тужи.

Браслеты не были широко распространены в повседневной жизни калмыков.

У мужчин был пояс, металлическая часть которого была серебра, «серебро» или сплав (фраза), часто покрытый черным.

50 оттенков «здравствуйте»

Познакомиться с женщиной из Элисты и Калмыкия

Новые анкеты девушек и женщин из Калмыкия и Элисты

Количество женщин из Калмыкия на сайте:

На сайте GdePapa.Ru из Калмыкия и Элисты 21 женщины, ищущая знакомство для отношений и не против мужчины с ребенком.

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) - ойратский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия - субъекте Российской Федерации. Говорят на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI - начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Численность современных калмыков в России - 183 372 человек

(Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков - тибетский буддизм школы Гелуг.Самоназвание калмыков, хальмг

(хальмгуд), вероятнее всего, происходит Флаг респ.Калмыкия

от тюркского прилагательного калмак -

«отделившийся», «отколовшийся» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет).

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы. Герб респ.Калмыкия

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.

Головные уборы

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые

Большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.

Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.

Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.

Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

Так же распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов.

Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.

1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг

Калмыцкий национальный костюм

Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.

Мужская одежда

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками.

Чапан - мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца.

Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи

Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка.
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным.


Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.

Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.


Калмыцкий женский праздничный костюм

(Костюм принцессы Сувсы)

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги.


Символика цветов на одежде

Особо почитались в народе красный и желтый цвета.

Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды.

Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Люди, живущие на огромных безбрежных просторах, обжигаемых солнцем, где в мареве горячего воздуха растворяется линия горизонта, где любая гладкая поверхность отражает пучок солнечных лучей, поклонялись солнцу и его частице – пламени огня. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно.

Голубой – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности.

Зеленый – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне.

Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север.

Белый означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность.

Черный – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти.

Чудесная цветовая гамма вышивок как нельзя лучше гармонирует с цветом костюма, с полным его убранством. Законами этой гармонии и объясняется тот или иной характер цветовых сочетаний в орнаменте вышивок: в зависимости от общего вида костюма – его покроя, цвета и т. д. – в орнаменте подчеркивается единственно необходимый, главный цвет – то красный , то синий , то золотой , то нежно-розовый . Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»).

Вышивка на одежде

-Традиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие. Вышивка народов нашей республики необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работа женщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.А какие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду -- и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самыми красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками.

Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

- Традиционные калмыцкие орнаменты которые вишивали на манжетах, воротниках, манишках и подолах женских и мужских платьев.

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.

- Традиционный калмыцкий орнамент “оборот солнца”

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.


Украшения

В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ в., тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей.

Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать.

Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть. К числу ювелирных украшений относятся серьги и кольца, изготовленные в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих ушах. Девушки - только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых заказчиков из серебра, редко – из золота, а для бедных – из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также из меди. Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод.Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. Эти, как и многие другие полезные в жизни обычаи калмыков сопровождались устрашающими мифами.Так, считалось, что носить серьги и кольца женщины и мужчины обязаны, иначе в загробном царстве. Женщины носили серьги в ушах, девушки - в одном правом, мужчины - в одном левом ухе. В этом проявляется традиционное для монгольского мира мышление в стиле бинарной оппозиции, согласно которой душа женщины находится в правой половине тела, а душа мужчины - в левой. Поэтому серьгу, кольцо, нож - все это мужчина носил слева.

У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда "чисто золотые", особенно были популярны сережки с маленьким "красным глазком". На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов.Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Особенно ценились серьги с подвесками. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото, как способствующее работе ума, на шее - серебро - для защиты души, а на руках медь - для охраны здоровья.

Существовало неписаное правило, согласно которому, человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье . Право носить серьгу имел только женатый мужчина. По серьге и кольцу типа хавсн бильцг когда-то можно было определить семейное положение мужчины. Мужские серьги были в виде колец, серебряные или золотые, часто с жемчугом или серебром.

Наиболее популярны у калмыков были серебро - цаган-менгн, золото - алтн, ценилась платина - цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы - шур, бирюза - ойун чолун, жемчуг - сувсн, янтарь - хув, нефрит - бендерьян чолун, халцедон - манн, яхонт - бадм чолун, яшма- хас, хаш, рубин - улан чолун, бриллиант- джиндмн, вачир и др.

Страничку создавали: Козлова Ангелина

Маслов Владислав

Калинина Ксения

КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Притягательная сила калмыцкого национального костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками национальной культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь калмыцкий национальный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. «Лучшую еду отдай гостю, лучшую одежду носи сам» (калмыцкая народная поговорка) Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. На тело девушка надевала рубаху – киилиг. Киилиг шился из белой материи. Поверх девушка надевала еще особый корсет, похожий на жилетку – белкүсч, который задерживал рост грудных желез. Сверх жилета девица одевала бииз или бешмет. Бииз шился в виде длинного платья, почти закрывающего сапоги, в талию, со множеством сборок у пояса, из цветного шелка, атласа и разных цветов, преимущественно светлых тонов, с большим вырезом на груди. Рукава на плечах вшивались сборками, длиннее руки, суживаясь к кисти, собирались в складки и имели полукруглую, продолговатую вырезку, начиная от подмышек до обшлага, отделанную кружевом. Отделку также выполняли из бахромы. Под бииз надевалась манишка (нагрудник к одежде), расшитая серебряной и золотой нитью или одним позументом. Дополнением к платью девушки полагался пояс – бүс, который имел значение оберега. Пояса девичьи шились из сукна или бархата. Пояса расшивались цветными шелковыми нитями или бисером, к ним пришивались серебряные монеты. Девушки из состоятельных семей носили узкий пояс из серебряных или позолоченных бляшек, нанизанных на кожаный ремень. Женщины-рукодельницы украшали платья, вороты, манжеты красивыми узорами. Девочек с раннего возраста обучали мастерству вышитого орнамента. Национальный орнамент, примененный на костюме, превращает бытовую этнографическую вещь в предмет искусства. Орнамент выявлял и подчеркивал самобытную форму костюма. В вышивке мастерицы применяли геометрические мотивы, мотивы природы (солнце, луна, радуга, молния, холм, тюльпаны, лотос), зооморфные, а также элементы знаков Зая-Пандитской письменности. Калмыцкие вышивальщицы широко использовали цветовую гамму. Типичная в калмыцкой орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного, но в каждом цвете мы наблюдаем множество тончайших переходов от светлого к темному и наоборот. Для того, чтобы по-настоящему понимать произведения народного творчества – понимать их эстетическое своеобразие, их живописный язык, – необходимо знать, прежде всего, систему, поэтику цвета. Складывалась она в народе на протяжении веков, еще с глубокой древности. Особо почитались в народе красный и желтый цвета. Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно. С глубокой древности они принадлежат светилу вселенной, украшая шапки его символом – красной кистью, красным узлом или шариком, золотой кистью, золотым узлом или шариком, желтым камнем (знак высшей власти) или переливчатым пером павлина. Перо священной птицы павлина, отливающее золотом на солнце, «божественным глазом» смотрящее на мир, уже в глубокой древности почиталось как драгоценность, как божественный «перст», священный символ. Отсюда – особое почтение к сверкающей парче, золотым орнаментам одежд, отсюда красочная радуга вышивки зег, пристрастие к желтым головным уборам. Это предопределило и выбор религии – ведь у буддистов - ламаистов солнце является Богом. Отсюда и сохранившийся со времен древнего человека культ Богини огня (Галын Окон Тенгри), отсюда ритуал очищения огнем при совершении обряда бракосочитания и при других случаях оберега от несчастья. Золото у ойратов – это не «презренный металл», служивший разменной монетой для приобретения жизненного благополучия. Дети солнца видели в нем тепло и блеск своего божества, создателя всего живого на земле. И хоть солнце не нуждается в фимиаме, культ поклонения ему одухотворил творцов многочисленных шедевров искусства и культуры, пополнив ими общечеловеческую коллекцию сокровищ. Голубой цвет – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности. Зеленый цвет – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность. Черный цвет – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти. Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»), «сартг зег» («трилистник»), «терм зег» («каркас»), «хазар зег» («узда»), «зүнһара зег» («джунгарский»), «намч терм зег» («решетчатый лист») и многие другие. Головные уборы девушек: Җатаг – низкая круглая шапка, плоская наверху. Тоорцг – круглая шапка с низким околышем из черного бархата, расшитая бисером в комбинации с металлическими блестками и кистью из ниток цветного шелка. Камчатка – шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей. Халмг – шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Околыш украшается вышивкой. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы. В своей картине «Калмычка» Иван Иванович изобразил жительницу степей в национальном головном уборе халмг. Вышедшая в замужество девица продолжала носить шапку халмг, но обычай позволял это только до рождения первого ребенка. Замужняя женщина-калмычка носила цегдг, который шился в виде длинного платья типа безрукавки с большим вырезом вместо воротника. Полы на груди, начиная от выреза, скошены и сходятся под прямым углом у пояса. По поясу цегдг идут широкие складки и сборы. Цегдг фиксируется только у пояса, где завязывается шнурком или поясом с кистями. Цегдг шьется из плотных материй разных цветов. Края вырезов, полы, подол цегдг украшают орнаментальной вышивкой цветной шерстяной нитью и золотым и серебряным позументом. Цегдг у женщин-калмычек был и зимним. Например, шился цегдг из выделанной овчины, отделанный черной полосой крашеной кожи, цветными шнурками и лисьим мехом. Цегдг – одежда, созданная наездницами. Такая одежда хорошо приспособлена для верховой езды, так как юбка состоит из двух самостоятельных, прикрепленных только к лифу, но не сшитых между собой полотнищ. Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский запечатлел в своей картине «Калмычка» наездницу в цегдг. Головной убор калмыка – высокая меховая из каракуля или мерлушки шапка круглой формы. Еще мужчины носили шапку – хаҗлһ (хаджилга). Ее околыш делался из шкурки утробного ягненка. В этих шапках околыш бывает очень высок и круглой формы, а верхушка – четырехугольный квадрат. Хаджилга была очень популярна среди монгольских племен еще в 10-11 вв., во времена рождения богатырей «Джангара». Хаджилга тогда достигала в высоту 30 см, а султан или плюмаж делал ее еще выше. Держалась на голове такая шапка с помощью подбородочного ремня. Вот такой высокой, стройной, со стеганной продольными полосами тульей, отороченной мехом, золотистой как солнце, со священным символом в центре квадратного донышка, осененной павлиньими перьями и понесли ее по дорогам государств и континентов монгольские конники. И настал тогда для ойратской хаджилги неслыханный для головных уборов других народов период триумфальной славы и ее многовековое торжественное шествие по дорогам европейского континента. Хаджилга была настолько популярна, что прижилась у простолюдинов на территориях, завоеванных Золотой Ордой. Она встречалась у белорусских крестьян, служила как бы фирменным головным убором московских извозчиков, в Польше она стала национальным головным убором Краковского воеводства. В зимнее время и мужчины, и женщины любили носить меховую шапку – бүсләч. Эта шапка очень уютна и удобна. Меховые отвороты надежно защищают от степного холодного ветра уши, щеки, шею, затылок. Верх бүсләч, например, шили из китайской набивной ткани с помпоном из красных шелковых нитей. Ленты из золотого позумента и малинового бархата с плетеным калмыцким узором на конце и цветными кистями из шелковых ниток. В зимнее время калмыки носили шубы – дах, үч, девл. Шубы шили из овчины, из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки, из шкур жеребят, из каракуля. В этом отношении интересна картина О. Кикеева «Встреча Петра I с Аюкой-ханом», на которой Аюка-хан изображен с наброшенной на плечи шубой. Сохранились записки путешественника Джона Белля (гг), который писал об этой встрече. Исходя из слов Белля, мы можем судить о калмыцкой национальной одежде. «На другой день его величество изволил звать Аюку-хана и его супругу к себе откушать на галеру, которую для ради сего подвели к берегу как возможно ближе: причем сделан был с оныя на землю сход для спокойнешего им на оную всхода. Аюка-хан приехал на лошади верхом последуем двумя своими сынами и многими офицерами и вельможами своего двора, которые также ехали на изрядно убранных лошадях. Хан сошел с лошади на расстоянии около шестидесяти футов от берега и встречен был тайным советником и гвардии офицером. Император, увидя его приближение, сошел на землю, поздравил его, взяв за руку, повел на галеру и представил его императрице, которая сидела на верхнем помосте под великолепным балдахином. Вскоре по прибытии Аюки-хана на галеру приехала на берег и ханша в закрытой коляске со своей дочерью и двумя госпожами, сопровождаема будучи стаею всадников, император ее встретил и представил императрице. Аюке-хану было около семидесяти лет, однако ж он был еще крепок и веселого нрава. Сей владелец был весьма благоразумен и смышлен, и умел заставить себя почитать соседей своих откровенностию и честностию своею, и я помню, что в бытность мою в Пекине, Богдыхан отзывался об нем с великою ему похвалою. При том же имел он совершенное сведение о восточных делах. Ханше было около пятидесяти лет, вид она имела благопристойный и кроткий. Приехавшие с нею госпожи были молоды. Ханская дочь цвет, а волосы так черны, как агат. Оные были у нее связаны назади и лежали по плечам. У калмыков почиталася она совершенною красавицею. И мать и дочь одеты были в долгия платья из персидския материи и в круглых, опушенных соболями шапочках, по их обычаю». Калмыки были прекрасными мастерами по коже. Они выделывали и красили кожу в яркие цвета: красный, желтый, зеленый. Шили сапоги женщины сыромятными сухожилиями животных. Сшитая обувь не пропускала влагу. Национальные калмыцкие сапоги – һосн делаются из сафьяна, при этом у мужчин они бывают черного цвета, а у женщин красного. Главная особенность калмыцкого сапога состоит в пришивании подошвы. Каблук нашивался не на подошву, а напротив, толстая подошва изгибается у каблука и нашивается сверху на каблук. Зимой в такие сапоги для тепла одевались войлочные чулки, верхняя часть которых, выступающая из сапог, расшивалась традиционной техникой зег. Все калмыки: и мужчины, и женщины надевали шалвр или штаны. Художник И. П. Прянишников оставил нам «Портрет калмычки Чаадер». В этой картине внимание привлекает яркий наряд девушки, где выписан красочный узор на платье, ее мягкие сапожки. Надо отметить, что наши предки очень бережно относились к одежде, специально выбирали хороший день для кройки и шитья. После того, как одежда была готова, ее очищали огнем и надевали утром на восходе солнца. Обновку обязательно «обмывали», произносили йөрәл. А головной убор считался у калмыков символом свободы. Поэтому шапку нельзя было класть внизу, у ног. Нельзя было наступать, перешагивать через шапку. Шапку нельзя класть в перевернутом виде. Нельзя класть и надевать на себя шапки одна на другую. Нельзя долго носить шапку, потому что она изнашивается, теряет вид. По преданьям калмыков: у того, кто долго носит старую шапку, счастье бывает коротким. Шапка должна соответствовать размеру головы. По этому поводу есть у калмыков пословица: «Доброму слову душа радуется, удобной шапке голове приятно». Запрещалось надевать чужую шапку, как и вообще чужую одежду. Если все же приходилось это делать, то чужие вещи надевали, говоря про себя, что это чужое, и поплевывая. Нельзя было дарить шапку. В случае необходимости обязательно к шапке что-нибудь добавляли. Если во сне человеку снится, что потерял шапку, нужно непременно обратиться к гелюнгу, попросить почитать молитву, потому что такой сон предвещает беду. Особое значение придавалось воротнику, который считался символом жизненной силы человека – ки-мөрн. Поэтому нельзя было наступать на воротник, разрезать его ножницами и вешать одежду воротником вниз. Это считалось опасным для жизни обладателя одежды. У калмыков одевание новой одежды сопровождалось обрядами – очищения, благословения. Рожденного ребенка заворачивали в пеленку, скроенную из подола изношенной одежды родителей. Вера калмыков в магию поношенной одежды сохранилась в словах йорела-благопожелания: «эднь элх – эзн мөнкрх – одежда износится, а человек станет вечным». Одежду маленьких детей окуривали дымом можжевельника как средством от сглаза. Ношение одежды до самого износа считалось хорошей приметой. Полагали, что в течение всей жизни человек должен износить только определенное количество одежды. В йоряле в честь новой одежды главной темой было пожелание долгой жизни. Пусть одежда его износится, А хозяина имя Пусть станет вечным, Пусть далее он носит одежду Красивее этой. И сегодня у калмыцкого народа уже нет проблем с пошивом костюмов, как это было раньше. Куда бы ни поехали выступать профессиональные или самодеятельные художественные коллективы из Калмыкии, везде отмечают красочность, самобытность наших костюмов. Как правило, они бывают под стать мастерству артистов, что оставляет неизгладимое впечатление у каждого, кто видел их выступления. В настоящее время калмыцкий национальный костюм становится вновь популярным в народе. Уже стало традицией в калмыцких семьях дарить на юбилей дорогим ээҗнртән одежду, прошедшую сквозь века – калмыцкий национальный костюм.

Головной убор калмыков.

В 1437 году ойратский правитель Тогон-Тайша издал указ, согласно которому его народ, чтобы отличаться от монголов, должен был использовать в головном уборе красную нить (улан зала), означавшую солнце и исходящие от него лучи. Головной убор всегда считался у калмыков символом свободы и ценился превыше всего. Его нельзя было класть где попало, наступать на него, перешагивать через него, дарить кому-либо, подкидывать. Старинное поверье гласит: если носить несколько шапок на голове, или складывать шапки друг на друга, то женишься или выйдешь замуж несколько раз. Но хуже всего, если приснится сон, что ты потерял головной убор. Это плохой знак. В старину калмыки в таких случаях непременно шли к гелюнгу - буддистскому священнику. Шапки шили в особые дни, посоветовавшись с зурхачи (астрологом). После этого очищали ее огнем и произносили различные йоряли (благопожелания):

Өмссн махла өлзәтә болҗ,

Үүнәс улм сәәхн олн хувц өмсҗ,

Ут наста болтха!

В калмыцком народном костюме более двадцати видов головных уборов – мужских, женских, девичьих, летних и зимних, повседневных и праздничных. Шапки разных видов – это обязательная часть костюма. В вышивке женских головных уборов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса. Встречаются также элементы астрального орнамента – звезды, крест, солнце и луна. Цветовая гамма орнамента состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Все цвета имели символическое значение.

Красный – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой – цвет неба – символ верности и преданности. Зеленый – цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означает свет и жизнь, черный – тьму и мрак. Все мотивы калмыцкого орнамента можно разделить на 4 группы: геометрические, растительные, животные и астральные. Создавая свои изумительные вышивки, калмыцкие женщины применяли разнообразные материалы, среди которых особое место занимали сухожильные, шерстяные, шелковые, серебряные и золотые нити. Кроме того, расшивали бисером, блестками, стеклярусом, шнурками, тесьмою, пуговицами и всевозможными металлическими деталями.

Халмаг. Национальная шапка 19 век. Женская праздничная шапка шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Основная вышивка «зеег». Цветная шерстяная и золотая нити с отделкой золотым позументом. Отворот обязательно из черного бархата с рельефной вышивкой, золотой нитью по подстилу. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы, строго посередине лица.

Камчатка. Национальная девичья шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей. 19 век. Национальная рельефная вышивка серебряной и золотой нитью по подстилу. Надевается и носится набекрень. Существуют несколько вариантов этого головного убора.

Тоорцыг. Национальная девичья шапка с низким круглым и твердым околышем из черного бархата. 19 век. Черный бисер в комбинации с металлическими (медными) блестками и кистью из ниток цветного шелка.

Бюшлячи. Национальная женская меховая шапка монгольского типа. 19 век. Верх шапки из китайской набивной ткани (парчи) с помпоном из красных шелковых нитей. Ленты из золотого позумента и малинового бархата с плетеным калмыцким узлом на конце и цветными кистями из шелковых нитей. Национальная рельефная вышивка золотой нитью по подстилу. Роскошно убранные шапки (бюшлячи) из дорогого меха соболя, выдры, бобра, норки одевали жены калмыцких нойонов и зайсангов (князей).

Хурсх махла (хурсх – мерлушка). Головной убор калмыка – высокая, меховая шапка из каракуля или мерлушки. Верхняя часть покрыта красным сукном, по краю отделана полоской белого меха, с помпоном из красных шелковых ниток. 19 век.

Шиверлыки. Бархатные или шерстяные чехлы (накосники) , в них укладывались косы, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые по бокам платья на уровне пояса. На конец каждой косы привязывали по серебряной подвеске (токуг). Выйдя замуж, девушка была обязана разделить свою косу на две и носить их на груди в шиверлыках.

Хаджилга . Национальная шапка у пожилых калмыков. Нижняя часть шапки круглая, а верхняя – четырехугольная. Передняя часть шапки высокая. Околыш шапки обшивали мехом, а верхушку делали из яркого сукна. В центр хаджилги -шапки пришивали кисточку из красных шелковых нитей.

Шапка воина – калмыка в Великой Отечественной войне 1812 года. Желтая суконная шапка уланского типа с тульей из чёрного бараньего меха высотой 5 вершков (22,25 см) с красным суконным шлыком, свисавшим на правую сторону. При парадной форме к шапке полагались белые нитяные шнуры с кистями.