Урок по технологии "Региональный компонент. Символика, орнаменты, цвет в хакасской национальной вышивке. Изучение швов". Национальная одежда и вышивка

Слайд 2

тамга

ТАМГА клеймо, штемпель; рукоприкладный знак и тавро. Тамга вилами, тамга рассохой, гребенкой, крест в кругу и пр. На топоре тамга мастера. Царь пожаловал митрополита, со алою тамгою ярлык дал. Толковый словарь Даля(тюрк.). Таможенная пошлина в древней Руси ХIII-ХV вв., взимавшаяся при наложении специального клейма на товар Толковый словарь Ушаковаметка как знак собственности (первоначально - в родовом обществе у монголов). Печать, печатка. Тамга́ - родовой фамильный знак. Герб Республики Хакасия

Слайд 3

УЗОР С ГЕРБА ХАКАСИИ

На вид орнамент неприметен, Но всем известен в белом свете Уже столетия живёт,Народ его издревле бережёт.Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зряИ мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Слайд 4

кружева

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Слайд 5

Хакасский узор

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

Слайд 6

Откуда вообще возник узор?

Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок. Профессор Борис Алексеевич Энгросс

Слайд 7

Особенности хакасского узора

Хакасское орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

Слайд 8

Особенности южного хакасского узора

для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупнее, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.

Слайд 9

Особенности северного хакасского узора

На севере Хакасии в долине Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Слайд 10

Второй тип трафаретов - алынчаульгу - отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавались узоры вышивки. Эти выкройки узора пальметт, многолепестковых розет, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Элементы "алынчаульгу " можно применять в бесконечных вольных вариациях орнаментального рисунка. Все зависит от мастерства мастерицы. Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался.

Слайд 11

Как для старинной, так и современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: подобранный образец узора накладывался или приметывался нитками на ткань, обводился мелком или стежками ниток контур рисунка, после чего вспарывался и откладывался. XVIII век, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

Слайд 12

Исторические элементы хакасского узора

Августаева Людмила Гавриловна Аскизский район, с. Усть-Чуль

Слайд 13

Кызласова Татьяна Колдовна, Аскизский район, с. Хойза

Слайд 14

Слайд 15

Толмашова Агафья Евграфовна, г.Абакан

Слайд 16

Тудоякова Эльвира Константиновна, г. Абакан ЧаптыковаАнисья Степановна, Бейский район, с. Чаптыково

Слайд 17

Исторические элементы хакасского узора в народном костюме

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Элементы хакасского женского костюма

    Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями.

    Слайд 20

    ПОГО

    Пого вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок с мелкими серебряными монетками на концах Понятно, что это было одно из дорогостоящих украшений. В начале XIX века “пого” стоило 150 рублей. Раньше “пого” беременные женщины носили на уровне пояса, чтобы уберечь плод от дурного сглаза, сейчас его носят только на уровне груди.

    Слайд 21

    хос ызырга

    Согласно хакасским поверьям уши женщины не должны быть пустыми, так как к кораллам притягивается душа (хут сыынча). Именно поэтому замужние женщины украшали себя чаще всего коралловыми серёжками - «хос ызырга», изготавливались они из медной проволоки, изогнутой в виде кольца. На кольцо нанизывались большие и маленькие коралловые бусины, в завершении серьги украшались серебряной полурублевой монетой и шелковой кисточкой. Лишь вдовы не имели права носить серьги в полном снаряжении - они оставляли всего по две бусины, либо носили только одну серёжку.

    Слайд 22

    узумчук

    Иногда косички украшались подвесками - поос. На концы передних косичек (примерно по девять штук с каждой стороны) привязывали кисточки «чачах поос» или «нинчi поос», изготовленные из коралловых и бисерных снизок. К косичкам они крепились за шнурок из конского волоса. Позже, в XIX веке, девушки начали изготавливать и носить «чапрах» - серебряные монеты с косичкой. У женщин победнее передние косички украшались подвесками «сас поос», свитыми из шерсти загривка барана вместе с шелковой ниткой. К концам такого украшения привязывали по жемчужной пуговице «узумчук».

    Посмотреть все слайды

    Вышивка в народном искусстве хакасов является традиционным видом художественного творчества. Вышитая одежда, обувь, головные уборы, рукавицы, предметы украшения верши­на народного творчества в этнической культуре хакасов. Хакасские женщины из поколения в поколение передают традиции шитья и вышивки. Трафареты вышив­ки можно обнаружить и сейчас у хакасских мастериц. Художественные швы насчитывают до тридцати различных вариантов шитья. Среди них наиболее древним является тамбурный шов «сöзiрткем». Техника шитья, наряду с узоротворчеством, опре­деляет художественный стиль и своеобразие хакасской вышивки, имеющей глубоко народные корни. (Источник: Кидиекова И.К. Вышивка в народном искусстве хакасов./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 1: А - Н. - 432 с. - с. 130)


    Образцы хакасской вышивки. Рисунки из рукописного альбома Ю.А. Шибаевой «Вышивка на одежде хакасов» выполнены в 1947 г. художником Д.П. Черепановым.

    Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
    Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.


    Вышивка на спинке сикпена


    Вышивка на спинке сикпена


    Вышивка на белая шубе - ах тон


    Вышивка на идект
    i г тон - шуба с перехватом.

    Мелей - рукавицы. Рукавицы сшиты и вышиты цветным шелком

    Привлекают внимание ма­стерски выполненные женской рукой праздничные принадлеж­ности для верховой езды. Большим вкусом отличались вышивки и узоры на табачных кисетах. Среди женщин встречались талантливые вышивальщицы. Их труд высоко це­нился. К ним обращались за советом и помощью, иногда им заказывали вышивки и орнаментальные образцы.

    Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
    Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
    Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
    Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.

    Поясное украшение - нан чых

    Трафареты хакасских вышивок XVIII века, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова

    По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
    1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
    2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
    3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице ).

    Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

    Присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.

    Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
    1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
    2. Листик сердечком.
    3. Завиток, почка или бутон.
    4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
    Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).

    Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
    В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
    Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
    Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
    Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
    Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
    В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
    Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

    Распределение цветов

    Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
    Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.

    Вышивки по рукаву

    Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
    Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике.

    Источники:

    1. Сайт http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=204 Хакасский орнамент./ Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

    2. Бутанаев В. Любимые наряды./ Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.86-101

    3. Хоостан мелей: Иллюстрации образцов хакасских национальных орнаментов./ сост. Саяна Александровна Майнагашева. - Абакан: ООО «ДиалогСибирь Абакан», 2003. - 52 с.

    4. Кидиекова И.К. Вышивка в народном искусстве хакасов./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 1: А - Н. - 432 с. - с. 130

    В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Б. Энгросс пишет: "Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок." (Исенко С.А. О колористике и орнаменте русского народного костюма. // Народное творчество, 1995 №5, с.18).

    Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

    «ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ богат в типологическом отношении. Многообразие типов и вариантов хакасских узоров свидетельствуют о богатстве традиций и своеобразии предметного мира народного искусства. Обилие типов орнамента хакасского на металлических украшениях, деревянных предметах, в хакасском костюме указывает на то, что хакасы издревле знакомы с узоротворчеством и в этом достигли большого мастерства. Хакасские узоры отличаются архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. Характерной особенностью орнамента хакасского является его включенность в ансамбль костюма. Художественная орнаментация достигла у хакасов значительного развития. Мастера и мастерицы обладали высокими по тому времени и условиям техническими и технологическими знаниями. При сравнительном изучении традиций узоротворчества в орнаменте хакасском обнаруживаются следы всех прошедших эпох на территории Саяно-Алтайского нагорья. Исторические пласты орнамента хакасского свидетельствуют о том, как геометрические, зооморфные, растительные, космогонические мотивы, накапливаясь, оставались в репертуаре орнаментального искусства, все более изменяясь во времени. Это объясняется тем, что орнаментация изделий была тесно связана с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Можно сказать, что хакасский орнамент, вобрав в себя, особенно в вышивке, древние художественные традиции, является феноменом народного творчества, наравне с героическим эпосом, горловым пением. Орнамент хакасский - одна из высот художественной культуры хакасов». (Источник: Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

    Орнаментация народной одежды занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.

    Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.


    Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
    Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

    Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.


    На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

    Мотивы хакасских народных орнаментов, используемых на одежде и предметах быта


    Вышивка для манжеты



    Чашка



    Жилет



    Кружка



    Туесок



    Рукавица



    Пояс



    Наплечная вышивка



    Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


    Вышивка для манжеты

    Круглая шкатулка

    Кукольный ковер

    Мешочек из ткани

    Нагрудник вышитый

    Наплечная вышивка

    Рукавица

    Шкатулка

    Хакаский орнамент

    Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

    Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
    Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
    Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
    Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
    Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
    Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
    Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
    По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
    1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
    2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
    3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
    Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
    К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
    Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

    Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

    Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
    Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
    Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
    Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
    1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
    2. Листик сердечком.
    3. Завиток, почка или бутон.
    4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
    Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
    Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
    В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
    Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
    Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
    Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
    Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
    В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
    Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

    Распределение цветов

    Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
    Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
    Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
    Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
    отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
    отрезы для настенного ковра из разных кусков.
    полосы для отделки платья разной ширины.
    заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
    Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
    Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
    Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
    Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

    Внеклассное мероприятие

    Тема: « Хакасский национальный орнамент»

    Выполнила: Шаболина Юлия Викторовна

    Студентка гр.201Б ЗФО

    Абакан 2014

    Школа: МБОУ СОШ №11

    Класс: 2 Г

    Тема: « Хакасский национальный орнамент»

    Задачи:

      Расширить представление о хакасском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

      Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

      Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, бережное отношение к объектам народного творчества, чувство толерантности к другому народу. Прививать интерес к хакасскому народному творчеству.

    Оборудование: презентация,лист с изображениями орнамента, цветные карандаши, аудизаписи с мелодиями на хакасском языке А. Киштеева, хакасское национальное платье, рукавицы с орнаментом, хакасское нагрудное украшение «пого».

    Оформление доски:

    Тöрiткен чирiм, Хакасиям минiң! –

    Хакасия, край мой!

    План работы:

    1. Орг.момент – 1 мин

      Беседа – 15 мин

      Творческая работа 10 мин

      Итог – 5 мин

    « Хакасский национальный орнамент»

    Орг.момент

    «…мы научились плавать в воде, как рыбы,

    летать в небе, как птицы, осталось только

    научиться жить на Земле, как люди! »

    Бернар Шоу.

    Изеннер! Здравствуйте!

    Беседа

    Прекрасная земля – Россия. Какой простор, какая красота!

    Родина! Это небольшое слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной.

    Ребята, что является для вас родиной? (Республика Хакасия)

    На классной доске слова на двух языках

    Стихотворение под музыку чатхана.

    Хакасия – край мой! Родные просторы,

    Вы мне улыбаетесь морем огней.
    Широкие степи, высокие горы
    Навеки в душе сохранятся моей!

    Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к родному краю. Какие? (Высказывания детей)

    Каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт. Сегодня на занятии мы познакомимся с хакасским национальным орнаментом. Узнаем, в чём его особенности. Поучимся этому искусству сами.

    Ребята посмотрите, перед вами представлено женское национальное платье. (демонстрация платья).

    Оно несёт в себе древние традиции, отражает художественные представления мастеров, его создающих.

    – Какое оно? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)

    Учитель рассказывает детям для чего так шили платья.

    – Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.

    – Чем еще необычно хакасское платье? (Тем, что оно украшено).

    Как оно украшено? (Орнаментом).

    Понятие : орнамент – что это такое? (Украшение). Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.

    -Где вы видите на женском платье орнамент? (На рукавах, воротнике, на плечах).

    Давайте рассмотрим эти узоры.

    Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)

    Этот орнамент можно увидеть и на других изделиях (показ изделий).



    Далее учитель показывает детям нагрудное украшение – пого. Рассказывает, что его носили только замужние женщины.



    Какие особенности подметили (основные элементы – цветы, бутоны, листья на стеблях).

    Как вы думаете, как называется такой орнамент? (Растительный)

    Растительный орнамент (лиственный)- украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т.д.

    Существует множество видов различных орнаментов:

      свободные растительные мотивы.

      Изображение птиц, зверей, человека.

      Чередование геометрических фигур.

      Всевозможные переплетения.

    Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

      геометрические,

      растительные,

      образные.

    К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

    Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

    Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

    3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

    1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

    2. Голубой – цвет воды, неба.

    3. Зеленый – цвет растений.

    Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

    Работа по элементам орнамента.

    Цветы могут состоять из 3-х, 4-х и 5-ти лепестков и разных по форме: капелькой или листочком, красиво изогнуты). – показ на доске.

    Что ещё подметили – стебли какие? (Тонкие и сплетаются в овал, круг или сердечком.

    Полюбуйтесь красками орнамента.

    Что вы можете о них сказать? (Яркие, многоцветные)

    Где эти краски могла увидеть мастерица? (В тайге, в лесу на поляне или в степи, когда она цветёт в первой половине лета)

    Какую особенность вы заметили в подборе красок в орнаменте?

      в одном цветке 2-3 краски – это “цветик – семицветик”

      стебли могут быть как зелёные, так и красные, оранжевые или малиновые

      краски яркие, насыщенные, звучные, чистые

      стилизация в цвете – упрощение (мы не видим оттенков, света и тени)

    Творческая работа : подберите цвета для своего орнамента так, чтобы он ожил, расцвёл той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм.

    (Раздаточный материал для детей на листах А4)

    Порядок работы, правила:

      Выберите себе лист с изображением вещей украшенных хакасским орнаментом.

      Возьмите карандаши и подберите цвета для своего орнамента.

      Работайте аккуратно, пишите тонкой плавной линией по контуру лепестков и листьев.

      Обратите внимание на сочетание, на ритм в цвете, на соразмерность по количеству того или иного цвета– всё это гармония цвета, их звучания.

    Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живёт на одной земле в содружестве с другими народами. В процессе работы прислушайтесь к мелодии хакасской песни в исполнении А.Киштеева (звучит песня – 1-2 куплета).

    Подведение итогов

    Дети, заканчиваем работу.

    Какой была мелодия? (Cветлая, добрая, красивая).

    Помогала вам эта мелодия? Чем? (Настраивала на размеренность в работе, состояние покоя).

    Так и мастерицы часто во время рукоделия поют.

    2. Выставка детских работ.

    Полюбуйтесь ими.

    Как вы думаете, какое цветовое решение наиболее удачное и почему?

    Чем интересен хакасский орнамент?

    В чём его особенности?

    «Лучшая из дев, Ичен-Арыг, Шесть раз пройдясь, дева Сукно дорогое схватила, Свой золотой нагрудник надела И из белого дома вышла…»

    (Алтын-Арыг, 1988, с 256)