Семья расширенная. Семья: нуклеарная и расширенная, патриархальная и партнёрская, функции семьи

Состоящая из нескольких поколений.

В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в расширенную семью входят и другие родственники - тётки, дядья и так далее, а также и неродственники, связанные с данной семьёй.

Расширенная семья может строиться вокруг кровного родства, когда основой организации семьи являются отношения между кровными родственниками (независимо от линии родства), а супружеские отношения играют меньшую роль.

Также семья может строиться вокруг супружеских отношений, когда родственники входят в семью не сами по себе, а как родня со стороны жены или мужа. Каждый новый брак приводит к реорганизации такой семьи.

В обоих случаях двумя основными признаками расширенной семьи являются: совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность - владение собственностью, ведение хозяйства.

Группа родственников, в которой отсутствуют один либо оба признака (родственники живут отдельно друг от друга и ведут самостоятельную экономическую деятельность), может быть номинально расширенной семьёй , если члены группы идентифицируют себя с группой как целым и проявляют в отношении друг друга высокую степень солидарности и поддержки, как социальной, так и экономической.

В современном обществе место расширенной семьи, более характерной для традиционного общества, обычно занимает нуклеарная семья .

Ссылки

  • Расширенная семья - Социологический словарь
  • Расширенная семья - Глоссарий.ru
  • Социология. Конспект лекций. Современная семья, её типы. В. Н. Лавриненко

Литература

  • Кравченко А. И. Социология: Учебник // М.: Проспект, 2010. - С. 314.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Расширение браузера
  • Расширительный бак

Смотреть что такое "Расширенная семья" в других словарях:

    РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ - (EXTENDED FAMILY) Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В… … Социологический словарь

    Расширенная семья - (extended family) – объединение членов семьи и тех людей, которые считаются близкими родственниками. Если нуклеарная семья состоит из супружеской пары и её детей, то в расширенную семью включаются дедушки, бабушки, тёти, дяди и др. Данный тип… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ - (extended family) объединение членов семьи и тех, кто в нее не входят, но считаются близкими родственниками. Если нуклеарная семья состоит из супружеской пары и их детей, то в расширенную включаются дедушки и бабушки, либо тети и дяди, кузены,… …

    Расширенная семья (семья родственников) - – семейная единица, включающая не только родителей и детей, но и другую родню … Словарь-справочник по социальной работе

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - (FAMILY) См.: Домохозяйство; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Симметричная семья; Социология семьи … Социологический словарь

    СЕМЬЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЛИ ОРИЕНТАЦИИ - (family of origin or orientation) нуклеарная или расширенная семья, в которой человек вырос. Как главный агент социализации, семья обеспечивает социальные, культурные и лингвистические аспекты происхождения. Человек может продолжать отождествлять … Большой толковый социологический словарь

    СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ - англ. family, extended; нем. Familie, erweiterte. 1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья). 2. Семья, состоящая из 2 х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ - англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. см. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ

- англ. family, extended; нем. Familie, erweiterte. 1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья). 2. Семья, состоящая из 2-х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ" в других словарях:

    СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ - англ. family, extended; нем. Familie, erweiterte. 1. Семья, включающая З или более поколений (кровнородственная семья). 2. Семья, состоящая из 2 х или более нуклеарных семей, объединенных не через полигамию или полигинию …

    Семья расширенная - семейная структура, включающая кроме нуклеарной семьи (супругов и их детей) других родственников: дедушку, бабушку, дядю, тетю, внуков, двоюродных братьев и сестер … Социологический словарь Socium

    Англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. см. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ - англ. family, multigenerational; нем. Mehrgenerationenfamilie. Тип семьи, в к рой живут вместе 3 и более поколений, связанных общим хозяйством. См. СЕМЬЯ РАСШИРЕННАЯ … Толковый словарь по социологии

    Это сложносоставная семья, состоящая из нескольких поколений. В расширенной семье выделяется семейное ядро из родительской семьи и производной семьи (семей), образованных браками взрослого потомства родительской семьи. Помимо семейного ядра в… … Википедия

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    Основанное на браке или кровно родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения… … Новейший философский словарь

    РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ - (EXTENDED FAMILY) Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В… … Социологический словарь

    СЕМЬЯ - (FAMILY) См.: Домохозяйство; Нуклеарная семья; Развод; Расширенная семья; Симметричная семья; Социология семьи … Социологический словарь

Задания для подготовки к ОГЭ по теме "Семья" состоят из 3 частей.Первая часть включает тестовые задания с выбором одного ответа из предлагаемых четырёх.Во второй части предлагаются вопросы-суждения, задания на анализ диаграмм и таблиц, определение фактов и суждений.В третьей части помещены два документа и вопросы к ним. Материал можно использовать для проверки темы "Семья" учебник А.И. Кравченко глава " Социальная сфера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль по теме « Семья»

Часть 1

Задание 1. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства

Задание 2. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий 2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня 4) воспитание детей и подростков

Задание 3. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) многопоколенная 2) малая (нуклеарная) 3) патриархальная 4) неполная

Задание 4. Семья Николаевых состоит из мамы, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?

1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная

Задание 5. Что отличает семью от других малых групп

1) единые предпочтения в одежде 2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта 4) совместное проведение досуга

Задание 6. В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

1) патриархальной 2) демократической 3) неполной 4) партнёрской

Задание 7. Какой признак отличает семью от других малых групп?

1) общий быт 2) общие цели 3) наличие норм поведения 4) совместная деятельность

Задание 8. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

Задание 9. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с

1) правовыми обычаями 2) религиозными обрядами

3) нормами закона 4) правилами этикета

Задание10. Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример

1) организация досуга 2) ведение домашнего хозяйств

3) первичный социальный контролль 4) продолжение рода

Задание 11. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) эмоциональную 2) воспитательную 3) досуговую 4) репродуктивную

Задание 12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) малой (нуклеарной)

Задание 13. Семья Сидоровых состоит из мамы, папы и двоих детей-школьников. Старший сын Сидоровых, Василий, женившись, стал жить с женой отдельно от родителей. Бабушки и дедушки Сидоровых также живут отдельно. К какому типу относится семья Сидоровых?

1) многопоколенная 2) нуклеарная 3) традиционная 4) гражданская

Задание 14. Семья Кондратьевых состоит из родителей, двоих детей и бабушки, которые проживают все вместе в одной квартире. Эта семья является

1) патриархальной 2) многодетной 3) неполной 4) многопоколенно

Задание 15. В семье А. каждый вечер принято рассказывать друг другу о самых важных событиях, случившихся в течение дня. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) воспитательная 2) репродуктивная 3) хозяйственная 4) эмоциональная

Задание 16. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: "Как дела?", – это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о правилах

1) религии 2) морали 3) этикета 4) науки

Задание 17. В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?

1) Семья оказывает психологическую поддержку.

2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.

3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.

4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

Задание 18. Ира живёт с родителями и дедушкой. Она учится в 7 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1) общность повседневного быта 2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь 4) прямые личные контакты

Часть 2

Задание 1.

А. Семья осуществляет биологическое воспроизводство новых поколений.

Б. Семья осуществляет социализацию новых поколений.

Задание 2.

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 3.. Верны ли следующие суждения о функциях семьи

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 4. Верны ли следующие суждения о типах семьи

А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 5. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья - это малая группа.

Б. Семья возникла раньше, чем государство.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 6. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Семья является институтом первичной социализации человека.

Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 7. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья относится к малой социальной группе.

Б. Поведение членов семьи никак не зависит друг от друга.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 8. Верны ли суждения о типах семьи?

А. В современном обществе возросло число нуклеарных семей.

Б. Расширенные семьи являются характерным явлением традиционного общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Задание 1. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) наличие особых норм поведения;

2) личные контакты членов группы;

3) отношения родства;

4) общий быт

Задание 2.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты;

2) выражают мнения.

Задание 3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Плохо, когда подростки не видят разницы между поступками и проступками. (Б) Иногда на «спор» они делают «нечто героическое», вызывающее восхищение друзей. (В) Надо понимать, что неправомерные действия не являются поступками в героическом смысле этого слова.

1) отражают факты;

2) выражают мнения

Задание 4.

(А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст - переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Семья с двумя детьми, построенная на доверии, любви и уважении, проживающая отдельно от родителей, – такой представляют себе идеальную семью большинство участников социологического опроса. (Б) Отрадно, что большинство опрошенных граждан считают, что при вступлении в брак следует руководствоваться исключительно чувствами. (В) 12% опрошенных граждан могли бы назвать свою семью идеальной, ещё у 36% есть таковая в их окружении.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Задание 1. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Различным возрастным группам граждан задавали вопрос: «Как вы относитесь к парам, которые живут вместе без официальной регистрации брака?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Нейтрально относятся к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, большинство опрошенных в обеих группах.

2) Опрошенные 18-35 лет менее готовы вступить в отношения без официальной регистрации брака, чем граждане 36-54 лет.

3) Осуждает пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, каждый пятый опрошенный в обеих группах.

4) Одобряют и осуждают пары, живущие вместе без официальной регистрации брака, примерно одинаковое число опрошенных.

5) Затруднились определить свое отношение к парам, живущим вместе без официальной регистрации брака, наименьшее число опрошенных.

Задание 2. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.

2) Более половины опрошенных в 2012 г. граждан считают свое материальное положение средним.

3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.

4) Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.

5) Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.

Задание 3. В стране Z проводился опрос на тему: «Какие культурно-досуговые учреждения/мероприятия вы посещаете?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.

1) Посещаемость культурно-досуговых учреждений/мероприятий возросла.

2) Около трети респондентов в 2005 и 2013 годах посещали театры.

3) Наиболее популярными как в 2005, так и в 2013 году были выступления артистов эстрады.

4) Наименее посещаемыми являются концерты симфонической музыки.

5) Наиболее значительно выросла доля респондентов, посещающих кинотеатры.

Задание 4. В стране Z был проведён опрос среди совершеннолетних жителей на тему: «Кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?». Результаты опроса в процентах от числа отвечавших представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Практически равные количество опрошенных как среди мужчин, так и среди женщин полагают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься отец.

2) Наименьшая часть опрошенных среди женщин полагает, что в первую очередь воспитанием должны заниматься в школах и детских садах.

3) Пятая часть опрошенных женщин считает, что в первую очередь воспитанием детей должна заниматься мать.

4) Наименьшая часть опрошенных мужчин считает, что в первую очередь воспитанием детей должны заниматься старшие члены семьи.

5) Более половины как среди опрошенных мужчин, так и среди опрошенных женщин считают, что в первую очередь воспитанием детей должен заниматься один из родителей.

Задание 5. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса – выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.

2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.

3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.

4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.

5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.

Задание 6. Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди тех, кто считает, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

2) Равные доли опрошенных обеих групп считают, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа.

3) Среди тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность жены, больше 25-летних, чем 55-летних респондентов.

4) Среди 55-летних респондентов меньше тех, кто считает, что ведение домашнего хозяйства – обязанность мужа, чем тех, кто считает, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше среди 25-летних, чем среди 55-летних респондентов.

Часть 3

Прочитай документ, выполни задания.

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

Статья 41

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Задание 1. Когда может быть заключен брачный договор?

Задание 2. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Задание 3. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

Задание 4. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

Задание 5. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Задание 2. Прочитай документ, выполни задания.

Брак и условия его заключения

Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак -nbsp;это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии -nbsp;для женщин и мужчин -nbsp;16 лет, во Франции -nbsp;15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

(А.Ф. Никитин)

Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Используя текст, укажите любые три условия, обязательные для регистрации брака.

Задание 1. Назовите место, где происходит государственная регистрация брака. Перечислите любые два правила порядка его регистрации.

Задание 2. Какие браки, по мнению ученых, считаются самыми прочными? Укажите причину, которая может являться целью создания семьи, проиллюстрировав её примером.

Задание 3. Согласно Российскому законодательству по желанию супругов может быть заключён брачный договор (контракт). Дайте определение понятия «брачный контракт» и укажите, когда, в какой форме он может быть заключён и вступает в силу?

Задание 4. В настоящее время молодые люди не спешат оформлять брак. Используя обществоведческие знания и социальный опыт, приведите любые два аргумента, убеждающих в необходимости юридического оформления брака.


Расширенная семья. Семейная история. Семейные сценарии и роли. Стрессоры и семейные травмы

Существует достаточное количество переменных, определяющих способ функционирования семьи в текущем поколении. Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений.

Семейная психотерапия направлена на решение любых психологических проблем как целой семьи, так и отдельного человека. Семейный психотерапевт в своей работе исходит из того, что человек живет не в изоляции. Он окружен семьей, которая влияет на него и на которую оказывает влияние он сам. Даже если клиент психотерапевта на момент обращения одинок и у него нет семьи, он все равно "родом из детства". У него за спиной стоит опыт жизни в родительской семье, где он приобрел какие-то взгляды на жизнь, у него сформировались вкусы, его научили вести себя определенным образом в определенных ситуациях. Многое из того, что человек освоил в детстве становится автоматизмом, не осознается и не замечается. Но в некоторые периоды жизни эти "автоматические" реакции могут стать помехой, источником травмирующих переживаний и породить трудные жизненные ситуации. Человек не может справиться с происходящим, так как часто не может понять, что именно оказывается "камнем преткновения". Вот тут и нужен психолог - психотерапевт. Он не только поможет выявить источники затруднений - найти те особенности поведения, привычный ход мыслей, способы построения отношений, которые человек усвоил в семье и которые стали на данный момент жизни помехой - но и поможет выработать новые оптимальные способы поведения, расширит возможности приспосабливаться и успешно вести себя в самых разных обстоятельствах. Кроме того, психолог поможет более эффективно использовать те преимущества и достоинства, которые есть у каждого человека. Семья же состоит из нескольких человек, каждый со своей историей и опытом. И эти личные истории и опыт разных членов семьи иногда приходят в противоречие. Часто происходит столкновение неосознанных установок, которые молодые супруги приносят из своих родительских семей, и которые к тому же зачастую усугубляются участием в жизни молодых супругов их родителей. С течением времени супруги "притираются" друг к другу. Конфликты сглаживаются, но продолжают тлеть подспудно и в критический период жизни семьи дают о себе знать. Одна ошибка порождает другую и проблемы нарастают как снежный ком. Особенность семейной жизни состоит в том, что любое изменение или событие, касающееся одного из членов семьи так или иначе обязательно отражается на всех других. Поэтому семейный психолог предпочитает работать сразу со всей семьей или сее частью: супружеской парой, родителями и ребенком. Будут выявлены те стереотипы отношений, которые повторяясь раз за разом, и оставаясь незамеченными членами семьи, создают проблемы.

Боуэн выделяет следующие стадии семейного цикла: брак; рождение ребенка; полная ядерная семья (когда все дети уже родились); стадия ухода детей из дома (от ухода первого ребенка до ухода последнего); старость; смерть. Для каждой стадии характерны свои значимые треугольники.

Ядерная (нуклеарная?) – треугольник. Расширенная – остальные родственники.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. Противопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или, как минимум, несколько поколений взрослых людей. Переход от сложной семьи к нуклеарной идёт при переходе от традиционного к современному обществу.

Расширенная семья - семья, состоящая из родителей, их детей и совместно с ними проживающих родственников: старших родителей, братьев и сестер, внуков и др.

Рассматривая все вышеперечисленные параметры семейной системы мы невольно подразумевали историю становления семьи. Иначе говоря, для успешной работы с семьей необходимо знать не только положение сегодняшнего дня, которое описывается предыдущими параметрами, но историю данной семьи . Семейное прошлое складывается из прошлого опыта жизни членов семьи, из того, что они пережили в своей родительской семье и в прошлых браках, или во внебрачных отношениях. Из прошлого человек приносит в свою семью во-первых, правила и мифы, своей родительской семьи в неизменном виде или в своей противоположности, во-вторых ожидания и потребности, которые сформировались под влиянием прошлого опыта.

Для того, чтобы оценить семейную систему, необходимо собрать информацию об истории семьи . Для получения базовых фактов обычно достаточно одной-двух сессий, но весь процесс исторического исследования может потребовать и больше времени. Беседы ведутся, как правило, с одним из супругов или с супружеской парой. Информация структурируется, а в результате беседы должна быть получена генограмма семьи.

Терапевт не должен забывать, что он имеет дело с живыми людьми, к тому же находящимися в данный период в состоянии стресса. Важно, чтобы он объяснил семье важность сбора информации о семейной истории и построения генограммы. Кроме того, важно, чтобы во время своих изысканий терапевт был внимателен к актуальному состоянию членов семьи к их потребности обсуждать проблему, которая привела их в терапию именно сейчас.

Основные символы, используемые при построении генограммы:

Мужчины располагаются слева и обозначаются квадратиками, женщина располагаются справа и обозначаются кружочками. Брак между мужчиной и женщиной обозначается одной простой линией между ними. Официально не зарегистрированные союзы обозначаются пунктирной линией. Развод обозначается перечеркиванием соединительной линии между супругами двумя короткими линиями. Прекращение совместной жизни без развода обозначается.

Дети обозначаются вне зависимости от пола по старшинству слева направо. При этом родной (генетически) ребенок связывается на рисунке с родителями сплошной линией, приемный - пунктирной.

Смерть обозначается перечерикиванием квадратика или кружочка, обозначающего члена семьи.

На генограмме могут быть отображена информация об эмоциональных отношениях между членами семьи: близкие, конфликтные отношения, амбивалентные отношения(одновременно близкие и конфликтные), дистантные отношения, разрыв отношений.

Стрессоры семьи . Узловые события (существенные для хода жизни межпоколенческой семейной системы - точки скопления феноменов, вследствие которых семейная система может стать более открытой, или более закрытой, или разрушиться), активизирующие тревогу в семейных полях (нуклеарной и расширенной эмоциональных системах). Возможные узловые события: рождение ребенка, поступление в школу, смена школы, переезд семьи, супружеская сепарация, развод, повторный брак, стресс на работе, безработица, физические травмы, болезнь, смерть.


ФОТО Getty Images

Расширенная, «сложносочиненная» семья на наших глазах становится явлением обыденным, а вот разговорного слова для нее мы еще не придумали. Есть только научное название – бинуклеарная семья, то есть семья с двумя «ядрами» (в отличие от нуклеарной, состоящей из матери, отца и детей). Точных данных о числе таких семей в России нет, и пока можно оперировать лишь косвенными сведениями, например о том, что в нашей стране доля вторых и последующих браков в общем числе регистрируемых союзов составляет около 30% 1 . А доля подростков, которых воспитывают отчимы, выросла с середины 1990-х годов с 8 до 14% 2 .

Психологи говорят о бинуклеарных семьях осторожно. «Выстроить отношения в такой семье непросто», – констатирует Серж Эфез (Serge Hefez), клинический психолог и психоаналитик. «Иногда это хлопушка с (неприятным) сюрпризом», – отмечает психотерапевт Кристоф Форе (Christophe Fauré). Или даже бомба замедленного действия. «Такие семьи выглядят симпатично в фильмах и сериалах, – считает транзактный аналитик Екатерина Игнатова. – В жизни удачные варианты встречаются намного реже». В то же время нельзя не согласиться с семейным психотерапевтом Инной Хамитовой, когда она говорит: «Нравится нам это или нет, но явление существует, и нам придется иметь с ним дело». И консультации психотерапевтов могут быть полезны такой семье.

«Его дети, мои дети, его деньги, мои и наши общие, его бывшая, мой бывший, мое личное пространство, его семья…» Чтобы сочетать все это, нужно быть талантливым жонглером

Рассуждать о подобных кланах и выяснять точки напряжения трудно еще и потому, что по составу они не похожи один на другой. Иногда это соединение двух семей, как у Александры 42 лет и ее ровесника Павла, у каждого из которых в первом браке уже было по двое детей. А, например, для 33-летней Веры и 30-летнего Тимофея брак стал первым. Она была матерью-одиночкой, у него была дочь от подруги, и теперь у них появился общий ребенок. Еще сложней состав семьи у 39-летней Натальи: у нее двое детей от двух предыдущих браков и третий от нынешнего мужа, 49-летнего Филиппа, у которого есть уже взрослая дочь от первой жены.

«Его дети, мои дети, его деньги, мои и наши общие, его бывшая, мой бывший, мое личное пространство, его семья…» Чтобы сочетать все это, нужно быть талантливым жонглером.

Незажившие раны

Главная опасность, которая угрожает благополучию больших семей, это, как нетрудно догадаться, их прошлое. «Проблемы случаются, когда кто-то из бывших супругов не смог пережить развод, продолжает испытывать гнев или депрессию, – объясняет Инна Хамитова. – Среди родственников возникают группы поддержки той или другой стороны, и все оказываются втянуты в конфликт».

«Нередко отношения в таких семьях очень запутанны, потому что бывшие супруги не разрешили каких-то проблем в своих (формально закончившихся) отношениях», – соглашается Екатерина Игнатова. Мужчина испытывает чувство вины, что бросил ребенка, женщина ревнует бывшего мужа к его новой партнерше… «Когда обиды прощены и нет больше претензий друг к другу, мысль, что у бывшего супруга есть новая жизнь, новый партнер, дети, не причиняет боли. И отношения вполне могут быть если и не дружескими, то ровными и спокойными», – добавляет Инна Хамитова.

Новые и старые родители

В разных вариантах «больших семей» у каждого ребенка своя уникальная история и разное число родительских фигур. Некоторые взрослые присутствуют в жизни ребенка постоянно, другие находятся рядом только в выходные и на каникулах. Кто проведет с ребенком новогодние праздники? Как распределить комнаты между детьми: по кровному родству, по половому признаку? Кто за что платит? Кто когда готовит? «В самом начале вопросов было столько, что голова шла кругом», – признается Наталья.

Постоянно возникают разногласия насчет воспитания, планов, времени, которое следует проводить с родными и неродными детьми. И еще это тягостное ощущение вторжения: со стороны чужих детей, с которыми мы проводим больше времени, чем с собственными. «Дочка Тимофея Варя каждый день приходит к нам после школы, и мне приходится делать с ней уроки. Общение с учителями, родительские собрания тоже на мне. Вариной маме некогда заниматься ребенком, Тимофей переживает, но и он слишком занят. Вот и пришлось мне все взять на себя. Честно говоря, делаю это через силу, и к тому же девочка очень избалованная, мне с ней трудно ладить», – жалуется Вера.

Одна из самых больших проблем в таких семьях – установление границ, считает Екатерина Игнатова. «Мачеха, например, не обязана растить ребенка мужа. Это ее добрая воля – пойти навстречу пожеланиям и заняться воспитанием или искать другое решение – найти репетитора, няню. Она должна заботиться о своих границах и не делать того, что ей не хочется». И это, кстати, только на пользу ребенку. При такой запутанной семейной конфигурации ему бывает сложно разобраться: где моя семья, где чужая, кто с кем в каких отношениях? «Поэтому для детей это важный опыт – видеть перед собой взрослых, которые умеют отстаивать свои границы», – подчеркивает гештальт-терапевт.

Появление в своей жизни сводных братьев и сестер ребенок может воспринимать болезненно, и об этом тоже стоит помнить родителям. «В придачу к отчиму или мачехе он получает еще и новых сиблингов, с которыми у него нет общей истории, – отмечает Инна Хамитова. – Это может усугубить соперничество, которое вообще присуще отношениям братьев и сестер. И здесь важно, чтобы родители не сравнивали детей и старались уделить внимание каждому».

«Большая ошибка – ожидать, что дети непременно полюбят друг друга, – добавляет Екатерина Игнатова. – Они должны соблюдать правила общежития и уважать другого просто потому, что живут вместе. Задача родителей – помочь детям построить пусть и формальные, но уважительные отношения»

ФОТО Getty Images

Выход один: разговаривать

Иногда «пересоставленные» семьи ставят себе задачу доказать, что «на этот раз» они добьются успеха, и даже иногда притворяются счастливыми. Трудности, которые стоило бы обсудить, замалчиваются. Между тем конфликты могут быть спасительными – но их тщательно избегают, как будто они предвещают провал отношений.

В «сложносочиненной» семье ничто не происходит само собой, все подлежит обсуждению: место каждого, обязанности родителей по отношению к своим детям и детям партнера, жизненный уклад, помощь бывшим. Нет другого пути, кроме как разговаривать и договариваться, утверждают эксперты. И договор не догма! Если он перестал работать, значит, надо его пересмотреть и заново договориться о правилах.

Создание новой семьи после расставания или развода – тяжелый труд. Но дело того стоит. «Если несколько семейных систем умеют приспосабливаться и взаимодействовать, то это хорошая модель», – считает Екатерина Игнатова. «Дети наблюдают разные типы поведения, они видят, что через трудности можно пройти и жить счастливо, – продолжает Инна Хамитова. – А когда вырастут, у них будет много близких людей, большая система поддержки».

Пока бинуклеарная семья переживает болезни роста, считает Серж Эфез. Страстно увлеченный изучением новых типов семьи, он убежден, что все они со временем оформятся и обретут устойчивость, хотя сейчас «функционируют» с перебоями. Общественное сознание до сих пор воспринимает нуклеарную семью как абсолютную модель. Этот стереотип ставит в сложное положение ребенка, переживающего развод родителей и появление новых партнеров у матери и отца.

«А можно, наоборот, представить ему семью, сложившуюся в результате повторных браков, как потенциальное богатство – сеть дополняющих друг друга взрослых, в которой каждый может дать ему что-то», – убеждает Серж Эфез. Для этого взрослые, оплакав свою первую семью и избавившись от сожалений о ней, должны сами прийти к этому выводу.

Со временем участники бинуклеарных семей осознают, что это было ни с чем не сравнимое приключение, в ходе которого они улучшили свои родительские навыки в общении с разными детьми, развили творческие способности, успешно справлялись с необычным семейным коллективом, укрепили отношения в паре. Павел, муж Александры, говорит, что чувствует гордость, когда весь клан собирается за одним столом: «Это было нелегко, здесь невозможно достичь совершенства. Но в этом столько жизни!»

О чем важно помнить

Поочередная забота о ребенке, распределение бюджета и времени, принципы воспитания и выбор школы... Каждой бинуклеарной семье было бы полезно составить и корректировать собственное «руководство по эксплуатации».

Вот на что стоит обратить особое внимание.

Отдать приоритет паре. Второй брак – это всегда история любви. Ничто другое не может мотивировать нас жить с детьми другого человека и делить с ним его проблемы. Поэтому так важно отводить время, чтобы побыть наедине, восстановиться, набраться новых сил.

Помочь новому партнеру занять свое место. Совершенно необходимо отвести новому партнеру законное место приемного родителя, у которого есть своя воспитательная роль: «Да, это не твой отец (не твоя мать). Но ты должен слушаться и уважать ее (его). Все решения принимаем он (она) и я». Важно правильно выбрать слова («партнер» или «муж» мамы, а не ее «друг»). Нет ничего хуже, чем вставать между приемным родителем и ребенком – вы дискредитируете его. Ни пара, ни семья не перенесут такого удара.

Позволить новой семье существовать. Чтобы новая «ячейка» возникла, чтобы у всех ее членов сформировалось чувство принадлежности к новой семье, нужно время. Придумывайте побольше семейных праздничных событий – они позволят выстроить фундамент из совместных воспоминаний (каникулы, дни рождения, походы в гости, вечера в кино…) Можно создавать ритуалы, например вечерние беседы или совместный просмотр фильмов.

При необходимости обращаться за консультацией. Обратиться за консультацией можно одному или вдвоем. Контакты психотерапевтов и семейных консультантов вы найдете в разделе «Все сервисы/Справочник психологов» на нашем сайте сайт, а также на сайтах Общества семейных консультантов и психотерапевтов supporter.ru, Центра системной семейной терапии family-therapy.ru, Института групповой и семейной психологии и психотерапии igisp.ru.

1 По данным Института демографии НИУ ВШЭ. Подробней см. на сайте hse.ru/demo

2. См. статью Т. Гурко «Семья и родительство в России на фоне постиндустриальных обществ» на сайте Института социологии Российской академии наук isras.ru.