Исследовательская работа эколого-краеведческий путеводитель по населенному пункту поселку юловскому. Эколого-краеведческий детско-взрослый проект «Маленькие обитатели планеты

Школьная линейка на тему «Экологический календарь»

1 слайд Мы речь свою поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

2 слайд Считается, что жизнь на Земле существует примерно 5 миллиардов лет

3 слайд и нет никаких оснований опасаться, что она не просуществует, по крайней мере, еще столько же, если мы сами не уничтожим ее.

4 слайд Проблема взаимодействия человека с природой – вечная и одновременно современная.

5 слайд Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим.

6 слайд Новые технические изобретения конца XIX – начала XX века, успехи химической, сталелитейной, машиностроительной промышленности, привели к существенным изменениям мироощущения человека, приоритетов ценностей. Возник взгляд на природу, которая рассматривается как мастерская, в которой действует человек.

7 слайд На этой почве возник и лозунг: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!» Однако грубое потребительское отношение человека к природе привело к губительным результатам.

8 слайд Во второй половине XX века человечество становится свидетелем истощения ресурсов полезных ископаемых, исчезновения многих видов животных и растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы.

9 слайд Под влиянием производственной деятельности человека в опасном направлении меняется климат Земли, а возникшие в атмосфере «озоновые дыры» открывают путь на Землю страшным для любой жизни излучениям из космоса.

10 слайд

11 слайд Активное движение в защиту окружающей среды началось в 60-е годы прошлого столетия. В 1962 году вышла в свет книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Она обратила внимание читателей на непоправимый вред, который наносит окружающей среде нерациональное применение пестицидов.

12 слайд Позднее по решению ООН день 22 апреля с 1970 года был объявлен Всемирным днем Земли. Инициатива ООН объединила людей искренне обеспокоенных будущим нашей планеты. В настоящее время существует много организаций, движений, обществ занимающиеся природоохранной деятельностью. Вот некоторые из них.

13 слайд Всемирный фонд дикой природы был создан 11 сентября 1961 года в швейцарском городке с целью сохранения биологического разнообразия на земле. Созданный содружеством крупных бизнесменов, ученых и правительственных лидеров, при поддержке принца Бернарда Нидерландского и герцога Эдинбургского фонд превратился во влиятельную и независимую международную организацию объединяющую около 5 миллионов постоянных сторонников и работающую более чем в 100 странах. В 1994 году открылось Российское Представительство Всемирного фонда дикой природы.

14 слайд Гри́нпис с английского «зелёный мир» - международная общественная природоохранная организация , основанная в городе Ванкувер 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом . Основная цель «Гринпис» - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания

общественности и властей. «Гринпис» известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам.

15 слайд Движение «Зеленые» возникло в начале 70-х годов в Западной Европе и выступает против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики. «Российская экологическая партия «Зеленые» - проводит активную работу по международной консолидации экологической общественности.

16 слайд Беллона - международное экологическое объединение, основная цель которого - борьба с разрушением окружающей среды, с угрозами для здоровья человека, вызываемыми загрязнениями, и негативными экологическими последствиями. В конце 80-х годов 20 века Беллона получила широкую известность благодаря зрелищным акциям, организованным против ряда промышленных компаний, на совести которых были серьёзные экологические нарушения.

17 слайд Международный союз охраны природы международная некоммерческая организация, занимающаяся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты, имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН . Миссия состоит в том, чтобы влиять, поощрять и помогать обществам во всем мире сохранять целостность и разнообразие природы и гарантировать, что любое использование природных ресурсов равноправно и экологически жизнеспособно.

18 слайд Межрегиональная экологическая общественная организация Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня.

19 слайд В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

20 слайд Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Владимир Путин подписал Указ провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды.

21 слайд В настоящее время существует много экологических праздников и памятных дат, составляющих экологический календарь, с которым мы хотим вас познакомить.

22 слайд Очень насыщен разными экологическими датами сентябрь. Наиболее значимые из них: Акция «Очистим планету от мусора», Дни рождения Всемирного фонда дикой природы и Гринпис, Российский день леса, День прекращения огня и отказа от насилия.

23 слайд 2 октября отмечается День детского здоровья, Четвертого - Всемирный День защиты животных, 6 октября - Всемирный день охраны мест обитания.

26 слайд В феврале отмечают Всемирный день защиты морских млекопитающих и полярного медведя.

27 слайд В марте Международный день леса,День защиты Земли.

28 слайд Так же очень насыщен экологическими праздниками апрель

15 апреля и 5 июня - Общероссийский дни защиты окружающей среды от экологической опасности, 15 апреля - День экологических знаний

29 слайд В мае один из дней посвящен посадке леса

30 слайд Июнь 1 июня - Всемирный день защиты детей,5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией

31 слайд

32 слайд

33 слайд Мы уже отмечали, что согласно одной из статей Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду В той же Конституции Статья 58 определяет обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

34 слайд В настоящее время каждый человек, не зависимо от его возраста, специальности, должен быть экологически образован, уметь оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с окружающей средой. Задача каждого из нас вносить посильный вклад в дело охраны природы.

35 слайд Китайская мудрость гласит: «Путешествие в тысячу миль всегда начинается с одного единственного шага». Давайте каждый из нас сделает этот шаг.

Ход беседы.

Связь каждого из нас с природой глубока и многообразна. Являясь живым существом, человек в развитии всего организма, в его строении и функционировании сохраняет много общего с животными. Ученые, врачи, исследуя организм высокоразвитых животных, черпают знания и о человеке; на животных испытываются новые методы лечения, новые лекарства, которые затем применяются и к людям. Таким образом, можно говорить о человеке, как части живой природы. В то же время человек живет в природной среде, создающей естественные условия его существования. Мы дышим воздухом, пьем воду, греемся на солнце, едим земные плоды, слой атмосферы защищает нас от смертоносных космических лучей. Стоит нарушиться хотя бы одному из указанных условий, и встает вопрос о самом существовании человека.

Новые технические изобретения конца XIX – начала XX века, успехи химической, сталелитейной, машиностроительной промышленности – все это привело к существенным изменениям мироощущения человека, приоритетов ценностей. Возникает технократический взгляд на мир, на природу, которая теперь рассматривается лишь как мастерская, в которой действует человек.

На этой почве возник и лозунг: «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача!»

Однако грубое потребительское отношение человека к природе привело к губительным результатам. Во второй половине XX века человечество становится свидетелем истощения ресурсов полезных ископаемых, исчезновения многих видов животных и растений, катастрофического загрязнения воды и атмосферы. Под влиянием производственной деятельности человека в опасном направлении меняется климат Земли, а возникшие в атмосфере «озоновые дыры» открывают путь на Землю страшным для любой жизни излучениям из космоса.

Человек своим бездумным «хозяйствованием» нарушил равновесие в природе, природа оказалась уже не в силах самостоятельно залечить нанесенные ей раны – многие негативные процессы приняли необратимый характер.

Активное движение в защиту окружающей среды началось в 60-е годы. В 1962 году вышла в свет книга Рейчел Карсон «Безмолвная весна». Она обратила внимание читателей на непоправимый вред, который наносит окружающей среде нерациональное применение пестицидов. Позднее по решению ООН день 22 апреля с 1970 года был объявлен Всемирным днем Земли. Инициатива ООН объединила людей искренне обеспокоенных будущим нашей планеты.

В Конституции РФ, принятой в 1993 году, записано, что каждый гражданин России «…имеет право на благоприятную окружающую среду» (из ст.42). Это значит, что наше государство берет на себя заботу об улучшении состояния окружающей среды, что природоохранительная и природовосстановительная деятельность является обязанностью государственных органов.

В то же время в Конституции РФ определена обязанность каждого гражданина «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (из ст. 58).

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он может реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже много чего начато, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. «Экологическая культура» – это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии, т.е.:

1) иметь правильное определение и характеристику терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

2) знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как Вернадский В.И.. Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

3) знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;

4) знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия; природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат и т.д. и т.п.; местные, охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных птиц; виды рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, т.е. уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и в общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и другие) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.

Говорят, что коренного петербуржца можно узнать по тому, что даже идя по замусоренной улице города, он несет в руке бумажку, чтобы бросить ее в урну.

Так что же такое наука «экология»?

Экология (от греч. Экос – дом, жилище, местопребывание и логос – наука) – наука об отношении живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» был предложен в 1866 году Э.Геккелем.

С середины 20 века в связи с усилением воздействия человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» - более широкий смысл.

С 70-х годов 20 века складывается экология человека или социальная экология, изучение закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты, например, экология города, техническая экология, экологическая этика и другое. В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественных политических движений «зеленых», выступающих против загрязнения окружающей среды и других отрицательных последствий НТП.

Организации, движения и общества, занимающиеся природоохранной деятельностью.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) . Основан в 1960 году. Действует более чем в 90 странах, ежегодно выполняя около 1200 проектов. Фонд начал свою работу с программы по сохранению уникальной природы Голопагосских островов, сохранению носорогов на острове Ява, созданию заповедника Кото Доньяна – важнейшего места отдыха мигрирующих птиц и одного из последних убежищ редкой иберийской рыси.

В 1970-х годах WWF создал CITES – Конвенцию по международной торговле редкими и исчезающими видами флоры и фауны и программу TRAFFIC, играющей важную роль в сокращении нелегальной торговли продуктами дикой природы. Провел операцию «Тигр» в Индии по спасению редких хищников, которых осталось около 2 тысяч. Благодаря программам численность животных возросла до 3 тысяч и стабилизировалась.

В 1980-х годах – поддержал проекты правительства Китая по сохранению большой панды.

В 1994 году открыл Российское представительство. За 7 лет WWF в России осуществил более 100 проектов в 35 регионах России, вложив в сохранение природы около 20 миллионов долларов США. В 1996 году WWF выступил с идеей подарков Земле – вкладов, которые могут внести правительства стран или отдельные компании в сохранении природы нашей планеты.

Основные программы WWF.

  1. Лесная. Человек уничтожил около половины лесов земного шара, и к сожалению, варварское потребление «легких планеты» продолжается. В 1996 году WWF начал глобальную программу «Леса ради жизни» для сохранения, восстановления и разумного использования лесов.
  2. Морская. Россия богата необъятными морскими просторами, однако сегодня 13 наших морей переживают невиданное прежде давление человеческой деятельности. WWF подготовил первую в России Морскую стратегию для Дальнего Востока – региона, где еще не поздно спасти значительную часть морских экосистем.
  3. Климатическая. Изменение климата наносит все больший урон экосистемам. Планета сегодня «теплеет» быстрее, чем когда-либо за последние 10 тысяч лет. Главную роль в этом играют выбросы парниковых газов, образующиеся при сжигании угля, нефти и газа.
  4. Сохранение редких видов . Особое внимание WWF уделяет охране редких и исчезающих видов России. Это амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, зубр, выхухоль, белый журавль – стерх, дальневосточный белый аист и другие животные.

В рамках международной программы «Живая планета» специалисты WWF выделили более 200 экологических регионов Земли – «Global 200», в которых сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов. Сохранив эти экорегионы, мы сможем сберечь более 95% существующего биоразнообразия планеты.

На территории России расположено 16 экорегионов.

Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деграджации окружающей среды. Основана в 1971 году активистами из Канады и США, имеет отделения в 25 странах (с 1990 года в Москве и Киеве). Главный источник финансирования – добровольные частные пожертвования.

«Гринпис» борется против ядерных испытаний и радиоционной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира, морей и другое. Воздействуя на общественное мнение, проводя ненасильственные акции протеста, «Гринпис» добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам.

«Зеленые» - движение, возникшее в начале 70-х годов в Западной Европе и выступающее против загрязнения окружающей среды, вредных последствий развития атомной энергетики, за сохранение военных бюджетов, децентрализацию и демократизацию общественной жизни. В Германии «Зеленые» в 1980 году оформились в политическую партию. С 1984 года существует Европейская партия «зеленых» , объединяющая группы из многих стран Европы.

Давайте посмотрим, к чему может привести сокращение территории лесов.

1. Сокращение поступления кислорода в атмосферу.

2. Сокращение видов растений и животных.

3. Повышение концентрации в атмосфере углекислоты.

4. Парниковый эффект, глобальное потепление.

5. Пыльные бури.

6. Снижение урожайности сельскохозяйственных культур.

7. Загрязнение, заиление, нарушение водоснабжения.

8. Увеличение числа и силы наводнений.

9. Усиление эрозии почвы.

В природе все находится в прочных взаимосвязях. Одной из таких связей являются известные вам пищевые цепочки.

Давайте вместе с вами составим пищевую цепочку «кошка пьет молоко».

Кошка – мышь – пчелы – клевер – корова – молоко – человек.

Нарушение таких связей может привести к необратимым последствиям.

О нарушении такой биологической связи описано в рассказе американского – писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» (зачитать).

А к чему может привести загрязнение водоемов?

Например, в озеро с полей поступает большое количество химикатов. Это приводит к увеличению численности и усилению роста растений этого водоема. Они начинают усиленнее поглощать кислород. Которого со временем становится все меньше и меньше. А это, в свою очередь, приводит к сокращению численности животных организмов этого водоема, так как для нормальной жизнедеятельности им не хватает такого количества кислорода.

Давайте проведем опыт по проверке чистоты воды. (Демонстрация опыта).

Проблема защиты окружающей среды и появление науки «экология» привели к тому, что в нашей речи появились такие термины как «экологическая архитектура» и «экологическая война».

Экологическая архитектура появилась в связи с охраной окружающей среды. Для нее характерны широкое применение естественных, несинтетических материалов, а также сберегающих земные ресурсы технологии, типа систем энергоснабжения, работающих на солнце и ветре.

Экологическая война – загрязнение или заражение воздуха, воды, почвы, истребление флоры и фауны. Запрещена Конвенцией о запрещении военного или другого враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятой ООН в 1977 году.

В связи с сокращением численности и исчезновением вообще многих видов растений и животных была основана Красная книга. Как она появилась?

Вначале Международный союз охраны природы и природных ресурсов попросил ученых разных стран составить списки редких видов животных. В 1962 году Комиссия по охране редких и исчезающих видов, обощив собранные данные, подготовила такой список, который лег в основу первой Международной Красной книги, выпущенной в 1966 году. Затем уже отдельные страны начали составлять свои красные книги.

В России Красная книга впервые была издана в 1983 году. В 2001 году вышел первый том нового издания Красной книги РФ, где собраны сведения о редких и исчезающих видах животных, указаны причины их исчезновения, предложены меры по сохранению этих видов.

Сейчас идет работа над вторым томом Красной книги, где будет рассказано о редких и исчезающих видах растений.

Издана «Красная книга Смоленской области». (Демонстрация книги).

В местах наиболее быстрого исчезновения различных видов животных и растений созданы заповедники и заказники. Одно из таких мест есть на территории Смоленской области в п. Пржевальское – Смоленское Поозерье (создан 15 апреля 1992 года).

Каждый из нас может внести свой вклад в защиту окружающей нас природы.

У французского писателя Антуана де Сент Экзюпери есть произведение «Планета людей», где главный герой маленький принц каждый день «убирал свою Планету!»

Различные эко-организации дают простые советы для того, чтобы сделать жизнь «зеленее»6

1. Делайте скворечники.

2. Находясь возле реки или озера, удержаться от желания швырнуть что-нибудь в воду.

3. оказавшись в лесу, не оглушать громкими криками и музыкой его постоянных обитателей, не оставлять мусора на привале.

4. Разжигая, а затем гася костер, применять все правила предосторожности, чтобы не возник пожар.

5. Не курить, ибо это загрязняет атмосферу, нарушает права окружающих вас людей на чистый воздух.

6. Сажайте деревья (они выделяют кислород, снижают уровень атмосферного загрязнения, улавливают пыль, охлаждают и увлажняют воздух, задерживают сток загрязняющих веществ в водоемы; способствуют улучшению качества грунтовых вод, предотвращают эрозию, удерживая дождевую воду; предоставляют пищу и укрытие для множества видов животных и просто делают нашу жизнь зеленее.

7. Бросайте мусор только в контейнеры. Для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия:

Стеклянная бутылка – 1 млн. лет

Консервная банка – 80-100 лет

Резина – 50-80 лет

Кожа – 50 лет

Нейлон – 30-40 лет

Пластмасса – 20-30 лет

Полиэтилен – 10-20 лет

Окурок – 1-5 лет.

8. Устанавливайте дома и на работе флуоресцентные лампочки (одна такая лампочка потребляет на 75% меньше энергии и служит на 10 тысяч часов дольше, но также служба такой лампочки в течение 10 лет сокращает выброс углекислого газа на 590 кг).

9. Чаще пользуйтесь душем, чем ванной (это на 1/3 сократит потери воды).

Я думаю, что соблюдение этих нехитрых правил под силу любому.

Китайская мудрость гласит: « Путешествие в тысячу миль всегда начинается с одного единственного шага».

Список использованной литературы

  1. Из Красной книги. Животные и растения// Детская энциклопедия. – 2008. - № 2.
  2. Брэдбери Р. И грянул гром // Бредбери Р. О скитаниях вечных и о Земле. – М.: Правда, 1987, - 656 с. – С.602-617.
  3. Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Изд-во «Владис», 2006. – 48 с.
  4. Красная книга Смоленской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений/ Отв. Редактор Н.Д.Круглов. – Смоленск: Смол. гос. пед. ин-т, 1997. – 294 с., ил.
  5. Морозова С.А., Элиасберг Н.И. О самом главном: Книга для чтения уч-ся 7-9 кл. – СПб: «Специальная литература», 1998. – 485 с.
  6. Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД ФЦ РСДОД, 2005. – 64 с. – (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
  7. Смоленская область: Энциклопедия. Т.2. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 624 с.
  8. Честин И. Добро пожаловать. Всемирный фонд дикой природы. – М., 2001. – 48 с.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

    «Экологический календарь ненцев»

    Салиндер Алма Ивановна воспитатель

    МОУ «Школа-интернат среднего

    общего образования с. Ныда »

    Экологический календарь

    «Носинвадалва» - Ноябрь

    «Нюдя пэвдей» - Декабрь

    «Нгарка пэвдей» - Январь

    «Лимбя цры’» - Февраль

    «Яра иры» - Март

    «Сие ниць’» - Апрель

    «Ты ниць» - Май

    «Мангты иры» - Июнь

    «Ненянг иры’» - Июль

    «Пилю” иры» - Август

    «Вэба’ иры» - Сентябрь

    «Хор” иры» - Октябрь

    Беседа «Экологический календарь ненцев».

    Цель: Воспитывать любовь к своей Родине, краю. Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.

    Задачи:

    Учить воспитанников любить и знать свой край;

    Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему, что нас окружает;

    Обогащать словарный запас.

    Ход занятия

    Экологический календарь ненцев (тундровая зона Ямала).

    Свой экологический календарь ненцы составили в далёкие времена, в общении с природой руководствуясь прежде всего принципами целесообразности, защиты и сохранения её богатств на долгие годы для человека, птиц, животных и зверей. По ненецкому экологическому календарю названия отдельных месяцев неоднозначны, в чём нетрудно убедиться беседуя с представителями разных регионов тундры и лесотундры. Календарный год у ненцев имеет традиционное деление на четыре периода: зима, весна, лето и осень. Каждый из них в старину рассматривался как целый год. И этому есть объяснение, принимая во внимание жизнь качующего народа, которому постоянно приходиться быть один на один с суровой природой. В ненецком экологическом календаре трудно назвать начало года, учитывая циклическую завершённость каждого периода. И всё же традиционно началом календарного года следует считать зиму.

    «Носиндалва» - «Месяц начало охоты на песцов». Это начало календарного года у ненцев, точка отсчёта нового этапа жизни. значение этого слова включает в себя не только название месяца – ноября , но и весь период охоты. «Носиндолва» как традиционно сложившийся сезон охоты охватывает время с ноября до середины февраля. Наиболее распространённым видом охоты всегда был таларава – способ загона зверей в круг из запряженных легковых нарт (10 и более) на ровной площадке льда или в низине тундры. кроме таларавы, почти каждый мужчина ставил капканы и деревянные ловушки. охота за пределами сезона «носиндолва», когда мех становился некачественным, расценивалась как браконьерство. ненцы, имеющие достаточное поголовье оленей для ведения длительных перекочёвок, в декабре – январе переправлялись за обь для ведения торговых обменов с ханты, коми – зарянами и обдорскими купцами. В период «Носиндалва» люди заняты не только охотпромыслом – они выполняют много других практических дел. Прежде всего, опытные охотники и оленеводы передают накопленный опыт молодым.

    «Нюдя пэвдей» - «Месяц малой темноты» (часть ноября и начало декабря ).

    До наступления утренней зари по указу «компаса» – созвездие «Большой медведицы» – мужская колотушка старшины стойбища уже стучала по настилам – сиденьям (хан’ лата) ещё ненагруженных нарт. По древним преданьям, эти стуки были сигналом подъёма для всего стойбища. После первого завтрака разбирались в чуме постели, которые вместе с домашней утварью дети и взрослые складывали рядом с нартами, затем женщины аккуратно укладывали всё в нарты и надёжно упаковывали их для дальней кочевки. Разобрав по привычке умело и быстро чумы, перевязав укрытые нюками нарты с постельными принадлежностями и т. д. начинают сбор ездовых оленей. Общая протяжённость путей кочевий может измеряться десятками, сотнями километров. Как уже упоминалось начало перекочёвки за Обь, совпадало с наступлением «Месяца малой темноты». На помощь им всегда приходили извечные верные ориентиры в пути – отблеск солнечного света и лука, сугробы, образованные последним направлением ветра и другие приметы. Многовековой опыт оленеводов показывает, что в период «Малой темноты» олени как бы помогают хозяевам – они стараются находиться ближе к чумам, людям.

    Незаметно подкрадывается и «Месяц большой темноты» - “Нгарка пэвдей” . Он охватывает часть декабря и января . Этот период издавна является временем забот об олене. Люди тундры встают очень рано в 5-6 часов. Верным ориентиром в просторах тундры служит Полярная звезда, которая в эти часы всегда ярко светит с левой стороны вечернего заката. А те, кто перекочёвывает в таёжную зону Ямала, «Месяц большой темноты» встречает в уютной, ягельной тайге, где оленям хватает ягеля. Здесь жителю тундры дел хватает до самого конца пребывания в тайге, до перекочёвки в родную тундру, до конца марта и начала апреля. (“Яра’ иры’” и “Сие ниць”).

    Тайга щедро одаривала тундровиков строительным материалом для изготовления нарт, хореев, шестов для каркаса чума, циновок и пола для зимнего чума. Вековые ели манили детей и взрослых запахом ароматной серы смолы – “хадэ”, которая всегда служила целительным лекарством от зубных и желудочных болей. Из древесины обветшавших и трухлявых деревьев северяне издревле приготовляли нявэй – гигиенический порошок для обновления мездры кисов и рукавичек – нгоба из оленьих кампусов.

    « Месяц большой темноты » пролетал как одно мгновенье: люди не успевали оглянуться, как на макушки высокий деревьев, на вершине уральских гор, а в тундре – наконец вертикально воткнутого в снег хорея уже садился круглый диск долгожданного солнца. Это означает, что наступил «Месяц орла» – “Лимбя’ иры” – февраль . Почему он так именуется? Давая такое название месяцу, ненцы рассуждали так: после долгой спячки солнце порхает над верхушками деревьев, гор и т. д. В такие дни олени спешат снять окостеневшие рога, а на их месте образуются наросты – яра.

    В феврале и начале марта люди перекочёвывают в те места, где много ягеля, чтобы олень не был голоден и не уходил далеко от жилища хозяина.

    Наступает месяц второго периода года – весны, который называется “Яра - иры” – месяц выпадения оснований старых рогов и появления молодых мора – пантов (март ). Другое название этого месяца говорит само за себя - «Месяц поворота года». «Чумы становятся на старые чумовища» . В это время года дети любят играть в ярколава – поимку “оленей” из только выпавших рогов. Во время зимних и весенних морозов олени всегда подвижны – признак самозащиты, они так тепло и энергию для жизни. Это время года благоприятно действует на больных и старых людей, которых покидает хворь. Они вместе с детьми все погожие дни проводят на свежем воздухе. В самый полдень солнечного марта можно услышать чириканье снегирей. Под весенними лучами солнца ликует и народ, ожидая обновления в природе, оленьем стаде…

    Тундровой народ спешит по весне переправиться через широкую Обь к родным берегам – каждый знает, что вот – вот может разродиться любая важенка вдали от Ямала. Ннцам хорошо известно, что за “Яра’ иры” наступит “Сие ниць’ ” – «Месяц обманного отёла» (Апрель ).

    Рождение первого оленёнка – это удивительное явление и торжество в семьях, в оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивлёнными глазами смотрят на него, даже ездовые олени норовят его понюхать. Хозяева тундры продолжают приучать к упряжке передовых хабтов, хабторок. Опытные пастухи дают уроки молодым в ведении хозяйства. Каким бы ни был “Сие ниць”, тундровики должны спешить к привычным местам стоянки в весеннюю пору в родном краю. Они по многим приметам знают, что скоро наступит “Ты ниць ” - «Месяц отёла оленей» (Май ). Уже можно услышать нгыера – конюка, прилетевшего к местам весеннего выпаса оленей. Чем питается эта ранняя птица в эту пору – известно только ей.

    Ты ниць” – май многоголосистый. Этот месяц очень трудный для оленеводов, поэтому к предстоящему выпасу важенок в период массового отёла, оказанию им помощи в защите и выхаживании младенцев всё стойбище готовится заранее. Нагрузка на пастухов ложится огромная: в течении 20-30 дней в больших стадах ежесуточно рождается 20-40 оленят. Оленеводы выбирали места (для выпаса важенок), защищённые от ветра и т. д. “Ты ниць”, при всех сложностях работ и множестве забот об оленях, является радостным периодом в жизни тундровиков. Этот месяц имеет несколько дополнительных названий: “Ты” саполана” – “точно угадываемый оленями ”, “хохорэй иры” – «месяц прилёта первых лебедей» и др. В это время года тундра полна весёлого разноголосья – молодые оленята звонко голосят: “ав – ав - ав”! А их матери – оленихи призывно откликаются “о - о - о”! И куропатки постоянные жители тундры наполняют тундру своеобразным многоголосьем: “ Пе –пепе –пе! Кабэв, кабэв и т. д. Ня ‘ - вы ” - ня ‘ - вы ”.

    Вновь и вновь человек Севера идёт навстречу трудностям во имя жизни на своей земле. В этом коротком сезоне года работы хватает всем. Мужчины заканчивают недоделки на новых нартах. Женщины готовят к лету и будущей зиме покрышки чумов и одежду. Вот теперь настало время уделять самое пристальное внимание птицам и оленятам позднего отёла. Наступили приметы последнего месяца весны – “Мангты” иры” – «Месяца гнездования птиц» (Июнь ). Он тоже имеет несколько названий: “Нядэ” иры” – «Месяц оленят позднего отёла», “Нявды” иры” – «Месяц незаконнорожденных оленят» от телеваженок, которые не должны были в этом году иметь потомство. Выживших оленят от такой важенки издавна рассматривали как дар природы, посланный кому – то из членов семьи на счастье и радость. Июнь – это время погожих дней. Все жители стойбищ их проводят большей частью вне чума, с утра до вечера – женщины просушивают зимние вещи и одежду, нюки, чинят их. После этого их вновь упаковывают на две нарты, установленные друг к другу задними концами полозьев. Вместе с вещами оставляют и не портящиеся продукты, хорошо провяленную рыбу, проваренный рыбий жир. Традиции не должны нарушаться до тех пор, пока существует качевой образ жизни и древнее рентабельное хозяйство – оленеводство. О конце весны и начале лета сигнализирует первый звук “скрипки” комара, который подсказывает, что начинаются тревожные дни и ночи для людей и оленей – наступает “Ненянг”, иры” - «Комаринный месяц» (Июль ). В первую же ночь этого месяца спокойный сон жителей стойбища вдруг прерывает сильный топот и рычание оленей, кружащихся у чумов. Дети и взрослые должны быстро вставать и разводить дымокуры, за короткий срок дым успевает отогнать комариную стаю, дать отдых оленям. Пастухам и всем жителям стойбища приходиться жить суетной жизнью, без отдыха в самую комариную пору месяца «Неняну иры». В эти же дни может добавится забот и рождение нядэко – оленёнка позднего отёла, в борьбе за жизнь такого оленёнка самое активное участие принимают дети и женщины. Наиболее сложный период своего младенчества слабый оленёнок проводит в чуме и поэтому для него первый этап испытаний и проверки на выживание – период гнуса – является не таким опасным. Этот период календарного года является крайне опасным, трудным и ответственным для всех. Природа подвергает людей и животных решительным испытаниям: маленькое на вид существо – комар может причинить жестокое страдание, о чём сложено немало легенд и рассказов очевидцев. Однако мудрая природа решает всё разумно: сильным дарит жизнь, слабых превращает в прах. В конце июля и в начале августа наступает ветреная прохладная погода: в течении 70-ти дней получают отдых люди и олени. Но вскоре животное, выжившее в комариную пору и победившее её стихию, вступают вместе с человеком в новую борьбу. На смену комарам приходят оводы и мошкара. И месяц август называется “Пилю иры” – «Месяц оводов». В это время олени не находят покоя: на их гладкие спины и рога садятся, похожие на лепестки тундровых цветов, бархатисто – жёлтые оводы. С наступлением “Пилю иры” в тундру погожие, тёплые и ласковые дни. Стоят последние долгие и светлые дни года: рано по утрам вместе с ранней зарёй встают хозяйки стойбища и принимаются за работу – выделку шкур, берутся за шитьё одежды и обуви для зимы. Сначала шьётся одежда и обувь для мужчин и детей, а уж потом и себе. С наступлением полнолуния в августе животные успевают полностью вылинять – снять со шкуры прошлогодние ворсинки. В конце августа овод доживает свои последние дни. Однако время испытаний на прочность и выносливость всего живого ещё не пришло. Кроме оводов оленей и людей одолевают самые маленькие насекомые – мошкара – нибярё. Мошкара, хотя и не велика размерами, но постоять за себя может. Не зря о ней сложен миф о том, как самый великий повелитель верхнего мира – Нум’, посылающий на землю невзгоды и болезни, решил отправить к людям самого маленького «зверька» – мошку, которая может неистовствовать на земле долго, до настоящих заморозков перед зимой. Наконец наступают сильные заморозки, предвестники первого снега – начало зимы. Теперь оленям становится спокойно и просторно в тундре. Только перелётным птицам здесь неуютно, поэтому они собираются большими стаями и улетают в тёплые края.

    Наступает “Вэба’ иры” – «Месяц листопада» (Сентябрь ). Он стеллит на землю разноцветные, нарядные ковры увядающей растительности тундры. Этот период северяне называют временем закладки корней – основ новой жизни: растение прочнее и глубже пускают в почву свои корни, а у людей места летних кочёвок, стоянки сёрець’ и чумовища будут отдыхать до новых встреч в следующем году весной и летом.

    Близится брачный месяц “Хор” иры” – «Месяц быков» (Октябрь ). В это время года пора подрезать передние ответвления рогов у сильных быков, чтобы не изувечили друг друга. В это время можно и провялить мясо для питания во время долгих кочёвок к местам стояния для зимних нарт. Спокойный выпас с редким обращением к помощи собаки, использование свиста и обычных настораживающих окриков («Кохов – кохов», «хэй хать - хэй хать», «хэхэй – хэхэй»), а также поимки без нервозности помогают животным набирать вес, способствуют поддерживанию брачных отношений между ними. Оленеводы рассказывают случаи, когда при неосторожном окарауливании и неумелом пользовании помощью собак может выявиться группа молодых хоров, которые отделяют от стада важенок и уводят далеко за пределы пастбища. Это случается, как правило, к концу брачного месяца – очень опасного периода. Его в народе называют таналуй – угонный. В конце октября брачный гомон прекращается и не слышно звуков улетающих на юг птиц. На душе печально и радостно от того, что всё это вновь повторится…

    Кончается октябрь – ” Хор’ иры” – «Месяц любви оленей и добрых надежд людей». А впереди «Носиндалва» – “Месяц, с которого начинается новый круг жизни, Новый год по ненецкому экологическому календарю».

    Литература:

    1.Няруй Н.В., В. М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков» Научно методическое пособие для родителей и педагогов, С-П, 2003г.

    2.ОкотэттоЕ. Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. С -П., 2002г.

    3.Рудченко Л.И. «Технология» 1 класс для преподавателей поурочные планы.

    4.Самойлов Е.Н. «Сказки народов Севера», филиал издательства «Просвещение» 2002-134с.

    5.Издательство «Учитель - АСТ» 1и 2 части. Волгоград 2005г.

    6.ФришманИ.И. «Методика работы педагога дополнительного образования», М: Академия,2001г.

    Организация: МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №3»

    Населенный пункт: Пермский край, с. Карагай

    Проблема взаимодействия с семьей становится особо актуальной на современном этапе. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Это требует от педагогов построения нового содержания и форм взаимодействия с детьми и родителями. Так появилась идея создания эколого-краеведческого календаря «Люби и знай свой край родной» на 2018 год, разработанного на региональном содержании.

    Большую роль играет в эколого-краеведческом образовании изучение народного календаря во все времена года, привязанного к данной местности и данным природным и погодным условиям. Разработанный педагогический проект «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» для детей 5-6 лет по обогащению социокультурного опыта дошкольника в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) построен на народном календаре, годичном цикле труда русского народа. Народный календарь из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Календарь дает ребенку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного края. Все, что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные – тесно связаны между собой и человеком. Это большой дом, в котором мы живем и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

    Цели и задачи проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

    Цель: Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности ДОУ, оказание им помощи в нравственно-патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

    Задачи:

    • обогащать практический опыт родителей способами и методами активного взаимодействия с детьми дошкольного возраста;
    • содействовать формированию и поддержке у родителей позиции субъектности (собственной активности) как основного механизма воспитания и развития ребенка;
    • поддержать образовательные инициативы родителей как первых и основных воспитателей детей в развитии собственной психологической и педагогической компетентности;
    • содействовать развитию культуры детско-родительских отношений и партнерских отношений семьи и детского сада.

    Этапы реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

    Проект реализуется в течение 2018 года в несколько этапов:

    1 этап – организационный (знакомство родителей с положением о реализации проекта);

    2 этап – основной (реализация проекта);

    3 этап – рефлексивный (обобщение результатов, проведение итогового мероприятия «Круглый год к нам праздник идет»)

    Участники проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

    Участниками проекта являются воспитанники, педагоги и родители воспитанников, также ими могут стать другие члены семей воспитанников детского сада и их заинтересованные друзья и партнеры.

    Порядок реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

    Календарь располагается в приемной и включает: двустороннюю обложку, содержащую краткую аннотацию; общие рекомендации по использованию календаря с указанием возраста; описание системы используемых в календаре условных обозначений; описание 3 разделов календаря (каждый из которых рассчитан на 12 месяцев календарного года).

    Календарь составлен и структурно оформлен по определенным разделам:

    Раздел «О чем расскажет календарь» («календарная сетка» 12 месяцев 2018 года, с выделением конкретных дат/событий на основе народного календаря):

    • На 12 страницах раздела календаря представлена «календарная сетка» (365 дней 2018 года) в хронологической последовательности;
    • в календарной сетке цветом выделены даты/события, места (и объекты), туристические маршруты для детей, являющимися значимыми в соответствии с тематикой календаря (например в марте цветом выделены в календаре народные праздники: Василий-капельник (15 марта), Герасим-грачевник (17 марта), Сороки (22 марта).

    Раздел «Интересные даты, события, места и объекты Карагайского района» (краткое описание выделенного содержания 12 месяцев 2018 года): на 12 страницах раздела Календаря (в каждом месяце) представлено краткое описание содержание выделенных дат, событий, мест и объектов, детских туристических маршрутов. Содержание описания понятно для всех участников образовательных отношений (дети и родители) в соответствии с их возрастными возможностями, отвечает требованиям логической последовательности изложения материала. Описание имеет иллюстративное сопровождение в виде рисунков, фото, соответствующих требованиям логической последовательности изложения материала.

    Раздел «Путеводитель ВМЕСТЕ» (описание способов и форм совместного взаимодействия воспитывающих взрослых, и детей). Данный раздел состоит из двух взаимосвязанных частей: одна – предлагаемая детским садом для детей и родителей; вторая – проектируемая семьями воспитанников в логике интересных дат, событий, мест и объектов Карагайского района, праздничных традиций и креативных предложений.

    Информационная часть календаря для родителей разрабатывается педагогами с учетом народного календаря и включает в себя следующие блоки:

    «Маршрут выходного дня» – В этом разделе мы предлагаем посетить красивые места Карагайского района (ботанические памятники природы регионального значения «Боронятский бор», «Зюкайский обрыв», природный ботанический резерват «Карагайский лес», историко-природный комплекс «Графский бор», и Пермского края (архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка»), побывать на экскурсиях.

    «Бабушкин сундучок» – Во время народных праздников наши предки готовили куклы-обереги. В «бабушкином сундучке» представлены технологические карты изготовления обрядовых кукол-оберегов. Эти куклы имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества. Как и любое действо, изготовление календарных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты (к зимним праздникам - кукла «Коляда», перед Троицей – кукла «Кукушка», на Покров - кукла «Десятиручка», и т.д.).

    «Экспериментирование» – в этом разделе описаны опыты и эксперименты, которые можно легко и безопасно организовать дома («Выявление механизма образования инея», «Сделаем радугу в домашних условиях», «Растения пьют воду» и т.д.). Ребенку интересно исследовать мир, быть первооткрывателем. Он познает новое в знакомом и удивляется неизведанному. Так начинается экспериментирование.

    «Развивалочка» – в данном разделе мы предлагаем вместе с детьми выполнить разные игровые задания и упражнения («Найди предметы на картинке», «Какая птичка улетела из домика?», «Назови живые и неживые предметы», «Что растет на дереве? и др.)

    «Мастерилочка» – В этом разделе вам предлагается смастерить поделки, которые будут долго напоминать ребенку о прошедших праздниках (в канун праздника Зиновий-синичник» (12 ноября) предлагается смастерить с детьми кормушки для птиц, в праздник Спиридона-солнцеворота (25 декабря) – солнце).

    «Семейные традиции» – из поколения в поколение передавались семейные традиции, потому что ничто так не сплачивает семью как традиции, которые являются определенными правилами поведения. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других людях. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Традиции русского народа очень богаты и о некоторых из них рассказывает календарь: во время святок можно нарядиться в необычные костюмы, разучить с детьми колядки и сходить в гости к друзьям и знакомым, отмечать Масленицу с играми и блинами – замечательная семейная традиция, а в праздник Сороки можно испечь булочки в виде птиц «жаворонков» и т.д.

    Вторая часть календаря – вариативная, ее заполняют родители. За основу взяты сезонные, народные, всемирные, всероссийские государственные, районные праздники. Данная часть календаря содержит рубрики: «Любопытно…» (информация об истории и атрибутах народных праздников, стихи местных поэтов о природе родного края), «Есть идея!» (креативные идеи проведения праздника в семье), «Добро пожаловать» (желающие родители приходят в группу, рассказывают о праздниках, становятся участниками творческой мастерской, организатором викторины и других видов совместной деятельности), «Вместе интересно!» (родители делятся опытом организации семейного выходного: семейные чтения, прогулки на природу и по улицам родного села, экскурсии в музей и др.). Также во второй части календаря педагоги размещают анонсы совместных мероприятий детского сада и семьи (в соответствии с планом взаимодействия: собрания, праздники, соревнования, концерты, выставки, экскурсии и пр.), а также рекомендации для их подготовки.

    По итогам реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» будут организованы мероприятия по рефлексии полученного опыта и определению дальнейших перспектив развития в следующих формах:

    • анкетирование всех участников проекта;
    • круглый стол;
    • итоговое познавательно-развлекательное мероприятие для детей и родителей «Круглый год к нам праздник идет».

    Для поддержки активных участников проекта педагогами группы предусматриваются поощрения в виде Благодарственных писем.

    Критериями результативности данного проекта является создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами:

    • повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения, раскрытие их творческого потенциала через активное участие в мероприятиях, проявление инициативы в организации и проведении мероприятий для детей;
    • повышение уровня и качества родительского общения через постоянный обмен опытом семейного воспитания с помощью рубрик календаря «Вместе интересно» и «Есть идея!»;
    • повышение уровня личного общения семей через организацию семейных прогулок и туристических походов.

    Литература:

    1. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., изд. «Сфера», 2017.
    2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников:/Николаева С.Р. и др. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
    3. Сайт Карагайской межпоселенческой библиотеки – karalib.permculture.ru
    4. Сборник статей научно-практической конференции «Праздничная культура народов Прикамья». – Редакционно-издательский отдел МБУК «Карагайский краеведческий музей», 2016 г.

    Актуальность проекта:

    Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальнейших проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека.

    Общими проблемами населения Земли является ухудшение среды жизни человека. К плохой среде обитания (загрязненная вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети.

    Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения – ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

    Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста

    Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

    Мы начали с самого элементарного с любви к животным – через эколого-краеведческий детско-взрослый проект по теме «Маленькие обитатели планеты».

    Идея проекта:

    Полученные знания помогут детям в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы.

    Цель проекта:

    Воспитание у ребенка бережного и гуманного отношения к живому миру.

    Задачи проекта:

    • Систематизировать знания о домашних и диких животных иживотных региона.
    • Уточнить представления детей о взаимосвязи человека с природным миром.
    • Прививать чувство ответственности за жизнь животных.
    • Воспитывать у детей гуманное отношение к живому.

    Ты навсегда в ответе за всех,

    кого приручил.

    Антуан де Сент-Экзюпери

    1. Этап. Подготовительный.

    • Создание экологического календаря.
    • Чтение художественной и энциклопедической литературы.
    • Рассматривание картин, альбомов, проведение дидактических и подвижных игр, решение кроссвордов, загадок.
    • Подготовка экскурсии на станцию юных натуралистов.
    • Посещение экскурсии в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».
    • Экскурсия в «Зимний сад» МДОУ Детский сад №22 «Синяя птица».
    • Экскурсия в музей им. И. Шемановского на выставку «Мир насекомых».
    • Подготовка к развлечению «Наш дом - Земля!».
    • Подготовка материала для изобразительной деятельности.
    • Наблюдения и труд в уголке природы.
    • Создание книги «Любознательные почемучки и следопыты».

    2. Этап. Реализация проекта.

    • Провести занятия познавательного цикла.
    • Организовать занятия с детьми по изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
    • Изготовить коллаж «Наши соседи по планете Земля».
    • Провести драматизацию сказок:

    Работа с родителями:

    • Составить рассказ со слов ребенка о своем домашнем любимце, нарисовать его «портрет».
    • Подготовить материал для создания книги «Любознательные почемучки и следопыты».
    • Создать буклет «Знай, люби и охраняй».
    • Создать видеофильм и презентационный ролик «Ребята и зверята».
    • Создать листовки «Береги природу!».

    Работа проекта:

    Занятия познавательного цикла

    Занятия экологического воспитания

    • «Домашние и дикие животные»

    Цель. Систематизировать представления о местах обитания диких и домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей и спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.

    • «Все нужны друг другу»

    Цель. Формировать обобщенное представление о том, что лес-дом для животных и растений. Дать представление о взаимосвязи человека с природой. Учить детей правильно вести себя в лесу.

    Занятия художественно – продуктивной деятельности.

    • «Наши любимцы»

    Цель. Закреплять умения лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.

    • «Кто в тундре живет?»

    Цель. Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида животных севера. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к животным и растениям.

    • «Как малыш искал маму»- коллективная работа.

    Цель. Учить детей использовать в работе бросовый материал, изображать животное аппликационным способом разной формы и величины, продолжать развивать умение работать совместно.

    • «Забавная семейка».

    Цель. Продолжать учить детей изготавливать забавных животных из природного материала. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

    • Развлечение «Наш дом - Земля».

    Цель. Формировать представления о том, что человек часть природы. Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека.

    • Экскурсия на станцию юных натуралистов.

    Цель. Вызвать положительные эмоции от контакта с животными. Учить не бояться некоторых из них. Укреплять интерес к наблюдению за повадками животных и птиц. Воспитывать осознанное отношение к проблеме их содержания.

    • Драматизация сказок:

    Е. Карганова «Кто самый красивый?»;

    И. Книпс «Котенок, который забыл, как надо просить есть».

    Цель. Развивать умение детей эмоционально раскрепощаться, учить передавать через жесты, интонационную выразительность содержание произведений, образы главных героев. Активизировать речевую деятельность. Развивать диалогическую речь. Воспитывать гуманное отношение к живому.

    • Экскурсия в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».

    Цель. Познакомить детей с миром животных. Уточнить, для чего животным нужны лапы, хвосты, перья и т.д. Какую пользу приносят. Воспитывать любовь, бережное отношение к ним.

    • Создание коллажа «Наши соседи по планете Земля»

    Цель. Развивать творческие способности детей. Учить использовать в работе разные по своей фактуре материалы. Выражать эмоциональную идею художественного произведения.


    Участие родителей в реализации проекта.

    • Подготовка к конкурсу детей на лучшее исполнение стихотворения о животных.
    • Домашнее задание, детско-взрослое рисование (аппликация) на тему «Мой домашний любимец».
    • Составление рассказа о домашнем животном.

    Запись рассказа со слов ребенка.

    • Создание буклета «Знай, люби и охраняй!».
    • Создание видеофильма и презентационный ролик «Ребята и зверята».
    • Создание листовок «Береги природу!».

    3. Этап. Подведение итогов.

    • Проведение конкурса на лучшее исполнение стихов о животных «Стихи про зверят».
    • Презентация групповой книги «Любознательные почемучки и следопыты».
    • Представление коллажа «Наши соседи по планете Земля».
    • Представление фотоальбома «Природа и человек».
    • Выставка на тему: «Мой домашний любимец».
    • Участие в городском конкурсе по защите экологических проектов "Земля - мой дом!"
    • Презентация видеофильма (ролика) «Ребята и зверята».
    • Распространение буклета «Знай, люби и охраняй!». Распространение листовок «Береги природу!».



    В ходе реализации проекта с детьми в нетрадиционной форме проводились занятия экологического воспитания, где систематизировались представления детей о местах обитания диких и домашних животных. Формировали обобщенное представление о том, что лес – дом для животных. О взаимосвязи человека с природой.

    На занятиях художественно - продуктивной деятельности - учили детей использовать в работе бросовый и природный материал, изображать животных аппликационным способом, рисовать.

    Коллективно - творческое дело проводилось через драматизации сказок, детей учили передавать образы главных героев.

    Формировали представления о том, что человек часть природы Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека. Воспитывали гуманное отношение к живому, узнавали – кто, где живет, кто - чем питается.

    Проводили экскурсии на станцию юннатов, предварительно с детьми были проведены беседы и заучены стихотворения.Укрепляли интерес к наблюдению за повадками животных и птиц, учили не бояться некоторых из них, не пугать. Воспитывали осознанное отношение к проблеме их содержания. (оказали помощь в утеплении клеток для лебедей), от контакта с животными у детей вызваны положительные эмоции, радость, что очень для нас важно.В ходе реализации проекта мы давали детям представления не только о мире животных, но и о том, что человек и природа взаимосвязаны, забота о природе есть забота, о человеке.То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. «Мы все связаны друг с другом!».

    Посмотрите на нашу землю, она плачет, просит: «Спасите МЕНЯ!»

    Привить любовь и заботливое отношение к животным не возможно без участия родителей.Они вместе с детьми рисовали своих любимцев, кошек, собак, хомяков сочиняли про них интересные рассказы.Разгадывали кроссворды «Угадай животное» чей хвост, лапы.Проводили консультации о том, что в доме полезно иметь кого-нибудь из животных. С животными ребенок может эмоционально общаться, играть, разговаривать.При этом родители являются для детей примером заботливого, внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.

    Родители помогли оформить:

    1. Фотоальбом «Природа и человек»

    2. Создали коллаж «Мы живем на планете Земля»

    3. И оформили книгу группы «Любознательные почемучки и следопыты», в которой рассказывается о жизни животных и интересных фактах.

    Педагоги подготовили:

    Обучающие буклеты «Знай, люби и охраняй», листовки «Береги природу!»

    С детьми оформлена и проиграна сюжетно-ролевая игра «Пять с хвостиком». Поликлиника для четвероногих друзей.

    Подготовлена театрализация сказки по Е. Каргановой «Кто самый красивый?».

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Календари природы как метод экологического воспитания детей

    Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения - ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

    Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение, помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

    Особое значение имеет такой календарь-ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (растения), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.

    Руководителю семинара необходимо уделить специальное внимание «недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы». Ее описание имеется в технологиях экологического воспитания детей всех возрастных групп.2 Главные особенности этой методики заключаются в следующем:

    Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики - «недельная»). Оптимальным вариантом являются вторая или третья неделя;

    Одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений с детьми независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приемами, позволяет наращивать у старших дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

    Наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды). Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы;

    Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;

    Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;

    Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность - зависимость состояния растений и животных факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, - это наглядно-образная модель измеряющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

    Промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет: а) заметить детям яркие изменения в природе; б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей детей, и поэтому осуществить их и работу с календарем качественно; в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.

    Тема «Календари...» рассматривается на семинаре в течение всего учебного года: в сентябре-ноябре - это знакомство с «недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы», в январе - это обсуждение календарей наблюдений за птицами, в конце зимы - начале весны - это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущим растением, летний период - это огородный календарь». Каждое теоретическое сообщение на семинаре сопровождается практическими заданиями для воспитателей. При этом они практикуются в следующих моментах: правильном изготовлении календарей для своей возрастной группы; в методике проведения наблюдений за объектами природы и фиксации их в соответствующих календарях; в использовании заполненных календарей на занятиях, формировании по ним у старших дошкольников обобщенных представлений о природе.

    Руководитель семинара может также объявить конкурс на лучшее изготовление и использование календаря природы. При этом заключительным этапом конкурса обязательно должен быть открытый просмотр мероприятий с детьми, проводимых всеми воспитателями - участниками конкурса, чтобы в оценку входили не только внешний вид календаря, но и методика работы с детьми по его использованию.


    Миколюк Ольга Федоровна