Первичная диагностика детей с зпр. Важно вовремя диагностировать у ребенка зпр для успешной коррекции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей научного центра здоровья РАМН за последние 7 лет количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10%. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения страны. Из них количество детей, посещающих ДОУ компенсирующего вида, увеличилось в два раза (со 152 тысяч детей до 385, 5 тысяч детей).

Специалисты выделяют особую категорию детей - не «больных» в полном понимании слова, а испытывающих потребность в особых образовательных услугах. Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей дошкольного возраста отражена в трудах отечественных дефектологов Л.С. Выготский, А.Р. Лурии, А.А.Венгер, С. Д.Забрамная, С.Г. Шевченко. Накоплен определенный опыт по организации психолого - медико-педагогического консультирования детей младшего дошкольного возраста (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Н.Ю. Борякова, Н.А. Рычкова).

Вместе с тем, имеющие материалы не дают полные ответы на вопросы, как проводить обследования детей с комплексным дефектом, какой диагностический материал целесообразно использовать в работе с детьми ЗПР и как определить критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить и тот факт, что во многих современных изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

Таким образом, назрела необходимость в создании развернутого комплексно-диагностического модуля, являющегося первой ступенью единой системы коррекционной работы с детьми, имеющие сложные нарушения в развитии. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Она будет полезна для работников ДОУ, а также для студентов педагогических ВУЗов.

1. Общие признаки задержки психического развития

Существуют такие особенности детей с ЗПР, которые отмечаются большинством исследователей вне зависимости от их научной специализации и теоретических предпочтений. В нашей работе они обозначены как "общие признаки ЗПР" исключительно из соображений удобства.

Анатомо-физиологические проявления ЗПР

Первые симптомы ЗПР могут иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 3 лет (В.В.Ковалев,1979). Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте вследствие уже достаточной зрелости сомато-вегетативной системы.

Возрасту от 4 до 10 лет свойственен психомоторный уровень реагирования на вредности. Он включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Дети с ЗПР часто имеют малый рост и вес. По физическим особенностям напоминают детей более младшего возраста. В 40% случаев нет патологических знаков либо наблюдаются легкие неврологические нарушения.

Моторика в большинстве случаев достаточна. Движения координированные, ловкие, четкие. Дети хорошо выполняют движения в воображаемой игровой ситуации. Недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.

Особенности ВНИМАНИЯ детей с ЗПР

Внимание неустойчиво, с периодическими колебаниями и неравномерной работоспособностью. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. При сравнительном изучении устойчивости внимания в норме, при ЗПР и олигофрении (с помощью адаптированного варианта теста Ш.Н.Чхартишвили) оказалось, что у 69% детей с ЗПР младшего школьного возраста средний процент отвлечений больше, чем в норме. При олигофрении отмечается еще более высокая отвлекаемость по сравнению с нормой и ЗПР (Л.И.Переслени, 1984). Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа (Н.Ю.Борякова, 2000). С трудом планируют и выполняют сложные двигательные программы.

В 1987 году Американская психиатрическая Ассоциация определила критерии ранней диагностики нарушений внимания и гиперактивного поведения у детей по следующим основным признакам:

· излишняя двигательная активность: ребенок производит множество движений ногами, руками или вертится на месте;

· не может длительное время сидеть спокойно по инструкции взрослого;

· легко выводится из равновесия внешними стимулами;

· нетерпелив и легко возбудим в играх со сверстниками, особенно испытывает трудности в ожидании своей очереди в игре;

· часто начинает отвечать на вопросы, недослушав их до конца;

· с трудом подчиняется инструкции при отсутствии при этом негативизма;

· с трудом сохраняет внимание при выполнении игровых заданий;

· "не умеет " играть и говорить тихо;

· часто прерывает других или вторгается в игры других детей.

По мнению Л.И.Переслени, при обучении детей с ЗПР особое внимание следует уделять многократному повторению пройденного. Это может способствовать фиксации недостаточности процессов консолидации следов. В то же время нарушения избирательного внимания при ЗПР требуют использования разнообразных способов предъявления одной и той же информации. Важны любые методические приемы, привлекающие внимание к новой информации и повышающие его устойчивость. Большое значение приобретает увеличение общего количества информации, воспринятой ребенком в онтогенезе, особенно в сензитивный период, так как это способствует развитию корково-подкорково-корковых связей. Увеличение количества информации, поступающей через зрительный, слуховой и кожный анализаторы на ранних этапах развития, -- основа дифференцированного восприятия, более тонкого и быстрого распознавания реальных событий, более адекватного поведения (Л.И.Переслени, 1984)

Проявления ЗПР в познавательной сфере

Особенности ВОСПРИЯТИЯ

Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Нужно много времени для приема и переработки информации, особенно в сложных условиях: например, если то, что ребенку говорят (речевой раздражитель), имеет одновременно и смысловую и эмоциональную значимость. Л.И.Переслени изучала влияние иррелевантных воздействий на восприятие сенсорной информации детьми с нормальным уровнем развития, ЗПР и умственной отсталостью.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Сходные свойства предметов часто воспринимаются как одинаковые. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изо деятельностью.

Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий. Труден пространственный анализ и синтез ситуации. Затруднено восприятие перевернутых изображений.

Особенности ПАМЯТИ

Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания (Н.Ю.Борякова, 2000).

Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ

Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное мышление ребенка с ЗПР приближено к норме, наглядно-образное ей уже не соответствует. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров эти дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Однако относительно простые узоры выполняют правильно (в отличие от УО), так как установление подобия и тождества между простыми формами не представляется трудным для детей с ЗПР. Успешность решения таких задач зависит не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного расположения. Некоторые затруднения вызывают задания, в которых отсутствует наглядный образец. Очевидно, не только опора на представление, но и само мысленное воссоздание образа заданного объекта составляют трудность для этих детей. Об этом же свидетельствуют исследования Т.В.Егоровой, показавшие, что успешность выполнения заданий по образцу зависит от того, соответствует ли образец складываемому изображению по размеру, обозначены ли на нем части, из которых он составляется. У 25% этих детей процесс решения наглядно-практических задач протекает как бессистемное и неупорядоченное манипулирование отдельными элементами складываемого объекта.

Они с трудом понимают логико-грамматические структуры, выражающие пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий на осознание этих отношений.

Таким образом, можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления: детям трудно вычленить составные части многоэлементной фигуры, установить особенности их расположения, они не учитывают малозаметные детали, затруднено синтезирование, т.е. мысленное объединение определенных свойств объекта. Анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью. Несформированность антиципирующего анализа обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий. В связи с этим особые трудности вызывают задания на установление причинно-следственных связей и построение программы событий.

Варианты нарушений мышления:

1.При относительно высоком уровне развития наглядно-практического мышления отстает словесно-логическое.

2.Недоразвиты оба вида мышления.

3.Словесно-логическое приближается к норме, но крайне низок уровень развития наглядно-практического (встречается редко).

Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает специфику нарушений речи детей с ЗПР, которые преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Весь ход речевого развития (как спонтанного, так и корригируемого логопедическими мероприятиями) у детей с задержкой речи качественно отличается от речи детей при общем ее недоразвитии. Особенно это касается формирования лексико-грамматической системы языка.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля", дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, пассивный словарь резко преобладает над активным (у нормально развивающихся детей такое расхождение значительно меньше). Ограничен запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, раскрывают их во всей полноте и многообразии.В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. К концу дошкольного возраста, когда у нормально развивающихся детей неологизмы наблюдаются довольно редко, у детей с ЗПР происходит "взрыв" словотворчества. При этом употребление неологизмов отличается рядом особенностей: в речи встречается несколько вариантов одного и того же слова, слово-неологизм определяется как правильное и др. (для сравнения, у умственно отсталых детей на протяжении всего дошкольного возраста не наблюдается периода детского словотворчества; отдельные неологизмы встречаются только в конце младшего школьного возраста). Особенности словообразования у детей с ЗПР обусловлены более поздним, чем в норме, формированием обобщенных словесных классов и ярко выраженными трудностями в их дифференциации. У умственно отсталых детей основные трудности приходятся на формирование обобщенных словесных классов (этот факт важен в плане дифференциальной диагностики ЗПР и УО).Понятия детей с ЗПР, формирующиеся стихийно, бедны по содержанию, зачастую неадекватно осмысливаются. Отсутствует иерархия понятий. Могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми речевые нарушения ни были, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимыми, развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созреванием ЦНС ребенка и большими компенсаторными возможностями детского мозга. Однако в условиях выраженной патологии это продолжающееся речевое и психическое развитие может происходить аномально. Одной из важнейших задач коррекционных мероприятий является "управление" этим развитием, возможное "выравнивание" его.

При подходе к ребенку с общим недоразвитием речи необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Что является первичным механизмом в общем речевом недоразвитии?

2.Какова качественная характеристика недоразвития всех сторон речи?

3.Какие симптомы в речевой сфере являются связанными с недоразвитием речи, какие -- с компенсаторными приспособлениями ребенка к своей речевой недостаточности?

4.Какие сферы в речевой и психической деятельности у ребенка являются наиболее сохранными, с опорой на которые можно наиболее успешно проводить логопедические мероприятия?

5.Каковы дальнейшие пути речевого и психического развития данного ребенка?

Только после такого анализа может быть обоснован диагноз речевого нарушения.

При правильно организованной коррекционной работе дети с ЗПР демонстрируют скачок в развитии -- то, что сегодня они могут делать только с помощью педагога в условиях специального экспериментального обучения, завтра они начнут делать самостоятельно. Они способны закончить массовую школу, учиться в техникумах, в отдельных случаях -- в вузе.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

З.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Особенности коммуникативного поведения детей с ЗПР

Опыт социальных и межличностных отношений ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средствам как по линии взрослый -- ребенок, так и по линии ребенок -- ребенок. Например, в игровой деятельности это обнаруживается в трудностях вычленения, осмысления и моделирования межличностных отношений. В игровых отношениях преобладают деловые, почти не вычленяются внеситуативно-личностные контакты: моделируемые межличностные отношения конкретны, недостаточно эмоциональны, правила, регламентирующие их, носят жесткий характер, исключают какие-либо варианты. Часто требования сводятся к одному-двум, с полной потерей связи с теми межличностными отношениями, которые моделируют партнеры. Нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны. При этом процесс реализации правил не соотносится зачастую с логикой развертывания отношений. Отсутствует гибкость в применении правил. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР, чем логика социальных отношений.

У этих детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа "Дай мне", "Я не хочу заниматься", "А меня заберет мама?" и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми.

психический ребенок внимание

2. Методы психолого-педагогического исследования детей с ЗПР

Обследование детей, как правило, начинается с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (рисунков и т. п.).

При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели:

Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования . Волнение -- естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, неадекватность поведения.

Понимание инструкции и цели задания . Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

Характер деятельности . Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость, интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка.

Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В диагностический комплекс можно включить следующие методики:

1. Исследование памяти

(а) «Хлопни как я»;

(б) «Запомни и повтори»;

(в) «Что пропало?».

2. Исследование мышление

(а) «Назови фигуры»;

(б) «Складывание разрезных фигурок»;

(в) «Классификация».

3. Исследование внимания

(а) «Громко - тихо»;

(б) «Покажи картинку»;

(в) «Найди такой же предмет»;

(г) «Дорисуй».

4. Исследование восприятия

(а) «Узнай и назови»;

(б) «Угадай, кто идет».

5. Исследование воображения

(а) «Дорисовывание фигур».

6. Исследование речи

(а) «Покажи»;

(б) «Покажи и назови»;

(в) «Расскажи»;

(г) «Составь рассказ по картинке».

Заключение

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 4 лет. Материалы взяты из разных источников.

Предлагаемый материал содержит описание известных психологических методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах.

Этот материал может быть использован практическими психологами.

Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта.

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. - 2004. - №6.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М. Лабиринт - 1996.

4.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. - СПб.: Речь, 2004.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

6. Лалаева Р., Серябрякова Н. Формирование лексики у дошкольника с ОНР. -Спб., 2001.

7.Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. -СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС: 2006.

8.Нищева Н.В. Организация коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС: 2004.

9.Хватцев М. Недостатки речи у дошкольников. - М., 1958.

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.

11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2009

    Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Характеристика и варианты задержки психического развития (ЗПР) у детей. Особенности развития и коррекция эмоционально-волевой сферы подростков с ЗПР. Проявления синдрома психического инфантилизма, церебрастенического и психоорганического синдрома.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии как важная проблема современного общества. Феноменология, происхождение и классификация задержки психического развития у детей. Коррекционно-развивающая работа в специальной школе.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. Особенности познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Занятия по ознакомлению детей с окружающим как средство развития познавательной активности.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Феномен внимания в психологии, особенности его развития в детском возрасте. Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, методы диагностики и изучения внимания у них. Анализ полученных результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2013

    Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития. Принципы подготовки к обучению в школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. Разработка коррекционно-развивающей работы по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2012

    Задержка психического развития: основные характеристики. Ранняя диагностика отклонений в развитии. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и выявление особенностей нравственного развития детей с нарушениями интеллекта.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2014

    Сущность и формы задержки психического развития (ЗПР). Особенности психофизического состояния детей с ЗПР. Программа физической реабилитации для детей дошкольного возраста с ЗПР с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»

Факультет психологии

Кафедра психофизиологии и клинической психологии

Кочергина Надежда Александровна

студентка 4 курса 704группы

Диагностическая программа, разработанная для детей с диагнозом ЗПР

г. Санкт-Петербург

2013

Оглавление

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Причины возникновения.

Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.

Синдром психического инфантилизма

    Церебрастенический синдром

    Гипердинамический синдром

    Психоорганический синдром

Причины ЗПР выделяют следующие:

Биологические:

    патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

    недоношенность;

    асфиксия и травмы при родах;

    заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

    генетическая обусловленность.

Социальные:

    длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

    неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Классификация.

Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются:

Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1972, 1973)

В исследованиях, проведённых в 1972-1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), у 5,8 % всех учащихся младших классов было диагностированно ЗПР. На материалах этих исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

1.Неосложненный психофизический и психический инфантилизм.

2.«Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

1. ЗПР конституционального происхождения.

2.ЗПР соматогенного происхождения.

3.ЗПР психогенного происхождения.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения.

Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

    (при негрубых органических поражениях ЦНС);

    ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

    ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);

    Энцефалопатический).

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ.

Методика «Запомни и расставь точки»

Цель: данная методика оценивает объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.


Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;

3-4 – средний уровень внимания;

более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ.

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия.

Цель: методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали - число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается).

Методика «Воспроизведение рассказа»

Описание:

Цель: Определение уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12-13 смысловых единиц и 3-4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных, эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

Инструкция:

«Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

Тестовое задание.


«Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской п арк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

«Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Оценка в условных баллах проводится по таблице.

По результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ.

Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше - лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... - это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

Просят назвать время.)

9. Маленькая корова - это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка - это?..

    На кого больше похожа собака - на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

Методика "Раздели на группы"

Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Стимульный материал к методике «Раздели на группы».

Оценка результатов

10 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.

8-9 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов - за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.

2-3 балла - за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл - за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ.

Методика "Узнай, кто это"

Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов

Картинки к методике «Узнай, кто это»

10 баллов - ребенок по фрагменту изображения <а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.

4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.

2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.

0-1 балл - ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Тест "Какие предметы спрятаны в рисунках?" (оценка восприятия ребенка)

Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы "спрятаны" многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, "спрятанных" в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, "спрятанных" на рисунках, составляет 14.
Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, "спрятанных" в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

Методика "Назови слова"

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика "Определение активного словарного запаса"

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста:

п/п

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

Существительные

Глаголы

Причастия

Деепричастия

Прилагательные в начальной форме

Прилагательные в сравнительной степени

Прилагательные в превосходной степени

Союзы

Предлоги

Частицы

Однородные члены предложения

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла - в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл - рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ.

Методика «Веселый - грустный»

Описание:

Методика позволяет выявить представления детей возрастом 6-7 лет об эмоционально значимых сторонах их жизни.

Инструкция:

Придумай, чем закончилась история.

«Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…"» Что дальше сказал Петя?

Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ответы детей распределяют по четырем типам.

1. «Отметка» : веселый - потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный - потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

2. «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)» : похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

3. «Учитель - уроки» : учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

4. «Содержание деятельности» : ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

Методика диагностики детских страхов (А.И.Захаров).

Цель: выявление количества и группы детских страхов
Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"
Инструкция для ребенка: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"
Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.


Эти страхи можно разделить на несколько групп:

    Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

    Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

    Страх смерти (умереть)

    Животных и сказочных персонажей

    Кошмарных снов, темноты

    Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

    Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

Протокол Инструкция : "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"

    остаться один

    заболеть

    умереть

    каких-то детей

    воспитателей

    того, что они тебя накажут

    бабу-ягу, кощея, бармалея

    страшных снов

    темноты

    волка, медведя, пауков, змей

    машины, поездов, самолетов

    бури, грозы, наводнения

    высоты

    в маленькой темной комнате, туалете

    воды

    огня, пожара

    войны

    врачей, кроме зубных

    крови

    уколов

    боли

    резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________

    Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

    Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

    Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

    Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

    Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

    Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

    Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

    Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

    Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

    Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности.

    Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

    Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

    Психокоррекционную деятельность необходимо разбавлять игровой деятельностью, рисованием, лепкой и т.п.

    Для речевого развития ребенка необходимо обращаться к логопеду.

Алексеева Ирина Вячеславовна

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как их психическое развитие значительно выше, чем при умственной отсталости, но ниже пределов нормы развития. Эти дети были отнесены к особой категории - детей с задержками психического развития.

Задержка психического развития - тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического . По данным, ЗПР имеют от 6 до 11% детей. В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К. С.Лебединской, она выделила следующие клинические типы ЗПР: конституционного происхождения,

  • преждевременные роды;

Методы диагностики ЗПР

  1. Психологическое обследование
  2. Психологическое заключение

Диагностические признаки ЗПР

Межличностное развитие

  1. Заниматься с логопедом

А главное помнить, что ЗПР? диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Заключение

Просмотр содержимого документа
«ДИАГНОСТИКА ЗПР В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.»

Диагностика ЗПР в раннем возрасте.

Алексеева Ирина Вячеславовна

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как их психическое развитие значительно выше, чем при умственной отсталости, но ниже пределов нормы развития. Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержками психического развития.

Задержка психического развития - тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. По данным, ЗПР имеют от 6 до 11% детей. В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К. С.Лебединской, она выделила следующие клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического.

Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

Причины задержки психического развития

При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:

    патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации);

    внутриутробная гипоксия плода;

    преждевременные роды;

    травма или асфиксия плода во время родов;

    инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;

    наследственная предрасположенность.

Социальными причинами ЗПР могут быть такие:

    длительная изолированность ребенка от общества;

    неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.

В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:

    конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);

    соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);

    психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);

    церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Методы диагностики ЗПР

Глубокий анализ личности ребенка, обстоятельств его рождения, условий жизни и воспитания проводятся посредством целого комплекса мероприятий, проводимых специалистами: психолого-педагогической комиссией.

    Сбор и изучение психологического анамнеза

    Психологическое обследование

    Психологическое заключение

Самым серьезным для правильной диагностики является этап обследования ребенка, включающий беседу с ребенком; работу по изучению восприятия, памяти, внимания, способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации информации; знакомство с возможностями ребенка в звуковой и смысловой сфере речевой деятельности, а также исследование эмоционально-волевой сферы.

Члены психолого-педагогической комиссии делают выводы и на их основе формулируют рекомендации для педагогов и родителей, помогающие довести все стороны развития ребенка до установленной возрастной нормы.

Кроме того, врач может назначить ряд дополнительных клинических и лабораторных исследований, которые способны уточнить диагноз и установить его генетическую природу. Это генетические, молекулярные и метаболические анализы: хромосомные тесты, исследование кариотипа, FISH-анализ, молекулярно-цитогенетическое исследование и ряд специальных генетических анализов при подозрении на определенное заболевание.

Диагностические признаки ЗПР

Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично. Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности. В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.

Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

    Посещать специализированные детские сады, школы или группы

    Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов

    Заниматься с логопедом

    Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.

    Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)

    Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий

    Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что профилактика ЗПР является задачей первостепенной важности. Общие рекомендации по профилактике ЗПР ребенка сводятся к созданию максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, устранению факторов риска и пристальному вниманию к развитию малыша с первых дней его жизни. Последнее особенно важно, так как дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии ребенка. Ведь, если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно будет влиять на его последующее развитие. Любой ребенок нуждается в заботе, любви и доброте, а ребенок с нарушениями в развитии во много раз больше нуждается в ласковом мамином голосе, теплоте её рук, внимании и понимании со стороны взрослых.

Укрепление физического и психического здоровья детей с раннего возраста, создание благоприятных условий для их развития и воспитания, а также ранняя психологическая диагностика и своевременная помощь, направленные на своевременное выявление, предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений, являются залогом нормального развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста помогает решать возможные проблемы задержки их психического развития, что определяет успешность их дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.

Список использованных источников

    Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» издательство Москва издательство «Просвещение» 1968 г.

    Борякова Н. Ю.Ранняя «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у г.детей. Учебно-методическое пособие Москва, издательство «Гном-Пресс», 2002

    Глен Доман «Что делать если у Вашего ребенка поврежден мозг» книга скачена в электронной библиотеке «Куб».

    В. В. Лебединский «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте» Москва издательский центр Академия

Задержка психического развития у детей может проявляться по-разному, но официальное заключение составляется специалистами только в возрасте 7-8 лет. Однако, заметить отставание в развитии и вовремя начать заниматься с ребенком можно и раньше.

Как диагностировать задержку психического развития у детей в разном возрасте:

9 -10 месяцев – Игра в прятки

В присутствии ребенка спрятать игрушку – малыш должен ее найти, т.к. в этом возрасте уже происходит формирование простых мыслительных навыков.

1-1,5 года – Подарок

У ребенка должен быть повышенный интерес к новым игрушкам, попытка их изучить. Малыш испытывает любопытство ко всему, что его окружает.

2-3 года – Простейшие конструкторы

Сейчас в продаже много самых разнообразных конструкторов, где необходимо собрать фигуры, подходящие друг к другу по отверстиям. Ребенок этого возраста должен легко справляться с этим заданием.

3-5 лет – Речевые навыки

Дети этого возраста с нормальным развитием с легкостью объясняют смысл таких простых понятий, как «дождь», «машина», «телефон», «подарок» и т.п.

5-6 лет – Логика и эмоциональность

Ребенок со здоровым развитием в этом возрасте знает цвета, он должен уметь считать, понимать, где один, а где пять. В этот период ребенок должен быть увлечен чем-то, иметь любимые занятия, быть общителен.

Общая характеристика детей с замедлением темпа развития

1. У ребенка с нарушением развития низкий уровень восприятия – оно замедленно и неточно.

2. Слуховое восприятие развито хуже зрительного.

3. Внимание у ребенка, страдающим синдромом ЗПР, кратковременно и поверхностно. Ребенок очень легко отвлекается или переключает внимание.

4. Сложности вызывают ситуации, требующие концентрации внимания и сосредоточения.

5. Детям с задержкой развития свойственна плохая память – частичное запоминание, преобладание зрительной и образной памяти над словесной.

6. Ребенку с замедленным развитием сложно анализировать, сравнивать и обобщать. Упорядочивать события, подводить итоги, формулировать выводы такие дети могут только при помощи взрослых.

7. Отсутствует потребность в частом общении с людьми – как с детьми, так и со взрослыми.

8. Детям с этим диагнозом свойственны отставание в становлении речи, низкая речевая активность или слишком медленная речь.

9. У детей с задержкой заметна ограниченность словаря, неполноценность понятий, поверхностное знание об элементарных вещах.

10. Детям с ЗПР свойственны общая неорганизованность, импульсивность, низкая активность во всех видах деятельности, отсутствие желания добиваться своей цели.

Не стоит забывать, что прежде, чем делать неутешительные выводы, ребенок должен пройти наблюдение у ряда специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии. Это детский психолог, логопед, дефектолог, психиатр, детский невролог и другие специалисты. Только после всестороннего обследования выносится заключение о наличии задержки психического развития.

Задачи диагностического обследования психики дошкольника — определить степень развития личности и интеллектуальных возможностей. Важно, чтобы используемая методика психологического обследования учитывала возрастные, физические и эмоциональные особенности малыша, содержала необходимые и достаточные элементы для написания заключения о психологическом состоянии исследуемого, а также предусматривала возможность помощи третьего лица.

Диагностика детей с ЗПР в силу их ограниченных возможностей и низкой работоспособности, должна осуществляться за небольшой промежуток времени, а используемые методики должны быть просты и допускать возможность помощи третьего лица в выполнении поставленных задач.

Принципы диагностики дошкольников

Причины появления задержки развития психики дошкольника могут быть абсолютно разными — от генетических заболеваний, до неблагоприятных условий, в которых он растет и воспитывается. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно готовится к обучению в школе, и, если у него возникают различные трудности — он неусидчив, не воспринимает требования воспитателя всерьез, не выполняет задания, возможно, у него проблемы с психикой. Своевременная диагностика ЗПР поможет избежать серьезных проблем в будущем.

Для диагностики развития детей ЗПР используются следующие показатели:

  • Реакция малыша на сам факт предстоящего обследования (капризничает, замыкается в себе, относится адекватно, выполняет все задания).
  • Восприятие вербальных и невербальных правил поведения и выполнения заданий, понимание необходимости точного выполнения тестов. Ребята, имеющие врожденные психические патологии, в большинстве случаев лучше воспринимают язык жестов, чем разговорную речь.
  • Характеристика деятельности — наличие интереса к процессу диагностики, целенаправленности и активности в процессе тестирования, рациональность использования различных способов решения заданий — метод “проб и ошибок”, решение “в уме”, зрительное соотнесение.
  • Качество оценки результатов собственной работы (после того, как обследуемый узнает правильно или неправильно он выполнил то или иное задание, важно отметить его реакцию — расстройство, радость или безразличие). Эмоции — показатель того, какой будет поставлен диагноз — ЗПР или умственное отставание ( по сравнению с ребятами с ЗПР неадекватно реагируют на собственный успех или неудачу).
  • Степень развития речи. Дети с ЗПР часто имеют плохо развитую внутреннюю речь, ограниченный словарный запас, проблемы со звуковым анализом слов, восприятием фраз.

Важно! Задания, используемые для диагностики, должны учитывать их индивидуальные особенности, а при оценке результатов обследования необходимо принимать в расчет возможное своеобразие тех или иных решений, определяемое патологией развития ребенка.

Программа диагностики ЗПР Примеры заданий
Память и мировосприятие Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий “Узнай фигуру”. Дошкольник должен найти схожие по определенным признакам фигуры на разных листах (например, выбрать изображения с кругом или указать на фигуры красного цвета).
Внимание и порядок деятельности При выполнении упражнения “Графический диктант” можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. При сравнении исходных данных и полученных результатов можно проследить то, как внимательно ребенок слушал педагога и выполнял упражнение.
Интеллектуальные возможности Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься (“Исключить лишнее”, “Пройти лабиринт”, “Собрать пазл”).
Речевое развитие Беседа на свободную тему.
Учебная мотивация Ребенку задают ряд простых вопросов, на которые он должен развернуто, честно ответить. Например, “Ты хочешь в школу? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего? Ты любишь, когда тебе читают книги?”.

Использование различных методик для обследования дошкольника называется дифференциальной диагностикой. Дифференциальная диагностика ЗПР помогает проверяющему различить схожую симптоматику различных заболеваний, например, легкой степени умственной отсталости, речевого недоразвития 3 или 4 стадии и задержки психического развития. Выбор правильной методики диагностики ЗПР — залог того, что результат будет максимально достоверным.

Популярные методики и их результаты

На сегодняшний день существуют различные методики диагностики , направленные на полноценный анализ их состояния здоровья и на определение патологий в . Простые упражнения, которые нормально развивающийся школьник выполняет быстро и без усилий, для малыша с ЗПР являются очень трудными. Методики диагностики дефектологом детей с ЗПР схожи с определением умственных способностей и оценкой психического состояния нормально развивающихся школьников.

Методика Лиепинь Скайдрите Викторовна

Направлена на диагностику устойчивости внимания, наличие или отсутствие рассеянности при выполнении поставленных задач, а также на проверку возможности переключения внимания. Ребенку выдается листок, на котором изображены знакомые ему предметы трех видов (например, мяч, дерево, собака). Картинки расположены по 8 штук в ряд (таких рядов несколько). Чтобы оценить устойчивость внимания ребенка, ему предлагают зачеркнуть все картинки с одинаковым изображением (например, дерево). Для оценки сконцентрированности ребенка и его умения переключать внимание, ему необходимо одни изображения (например, мячи) вычеркнуть красным карандашом, а другие (например, изображение собак) — синей ручкой.

Дети с ЗПР имеют крайне неустойчивое внимание, они неспособны сконцентрироваться на задании, если в нем нет игровой деятельности (проблемы с интеллектуальным развитием). Если задание не выполнено или положительный результат менее 50% — диагностируют задержку психического развития.

С помощью определяется возможность схематического мышления. Для диагностики используются следующие материалы:

  • таблица с изображением различных геометрических фигур и образами цветов (синий, красный, зеленый);
  • отдельные карточки с изображением одной геометрической фигуры из таблицы, окрашенной в любой цвет из таблицы.

Ребенку предлагается выполнить задание в два этапа:

  1. разложить карточки по цвету или геометрическим фигурам (выбрать только синие картинки, или только карточки с изображением квадрата);
  2. распределить имеющиеся карточки по таблице в соответствии с их изображением.

Ребята, имеющие задержку развития, не могут полностью выполнить задание, так как они затрудняются в систематизации карточек сразу по двум требованиям (по форме и цвету), чаще всего они путают цвета или не могут классифицировать фигуры (отличить квадрат от прямоугольника, круг от овала). Если задание выполнено меньше, чем на 50%, диагностируется ЗПР.

Тест «Запрещенные слова»

Качество речевой деятельности у дошкольников – важный показатель их психического развития. Дети, имеющие проблемы с речью, не могут полноценно общаться с окружающими людьми, их познавательная деятельность сильно ограничена.

В соответствии с заданием, проверяющий специалист задает ребенку несколько вопросов. В ответе малыша не должны присутствовать слова «да», «нет» и названия цветов (например, красный, желтый, зеленый). Диагностика дефектолога детей с ЗПР с использованием тестов «Запрещенные слова» должна учитывать то, что ребенок может не знать значения тех или иных слов.

Заключение диагностики

При составлении заключения должно учитываться то, как воспринял то или иное задание ребенок, как проявлял себя в процессе обследования, как разговаривал с проверяющим, реагировал на свои ошибки и правильные решения. Диагностика ЗПР дошкольника основана на совместном выполнении заданий. Помощь, которая предлагается ребенку, должна быть последовательной, организующей и стимулирующей. При совместной работе с проверяющим ребенок с ЗПР раскрывает свои потенциальные возможности и проявляет интерес к проводимому обследованию.

Диагностика и должны быть подобраны индивидуально, с учетом особенностей ребенка и наличия у него сопутствующих заболеваний, направлены на исправление дефектов в развитии психики и способствовать полноценному обучению, воспитанию и .