Детское творчество в детском саду: описание, интересные идеи, рекомендации и отзывы. «Реализация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ»

Людмила Буховец
Доклад для воспитетелей: «Релизация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ».

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания , а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным .

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания , сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников .

Программные задачи по художественному творчеству взаимосвязаны с целями и задачами по другим разделам работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях по изобразительной деятельности , но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, в повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы , - в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками , в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций. Большое значение для всестороннего эстетического воспитания детей имеет взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности : рисования, лепки, аппликациии, художественного конструирования .

Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы :

*развитие продуктивной деятельности детей;

* развитие детского творчества ;

* приобщение к изобразительному искусству .

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество » заключается в следующем :

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование ) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно -эстетическое развитие» ;

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества ;

Понятие «продуктивная (творческая ) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество » с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы » , «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества );

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения ) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Дети каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползёт жук-такого ещё малыш не видел1 И всё внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и снова ребёнок испытывает удивление и радость познания. Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор.

Художественное творчество должно быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим (Познание) . Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.

Например : Тема : «Машины едут по улице» , вначале знакомим с проезжающими по улице автомобилями, предлагаем рассмотреть разные машины. Зная о большом интересе детей к машинам, нужно планировать занятие так, чтобы ребята смогли отразить свои впечатления. Следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого.

Чтобы у детей сложились отчётливые представления о предметах и явлениях, нужно их учить всматриваться в предметы, в окружающие явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность. Детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на тёплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчётливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Всё это помогает детям изображать увиденное . Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществляются как единый процесс естественно-научного и эстетического познания.

Детям для ознакомления с объектами природы дают правильные представления о жизни животных, обращают внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение, желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить их.

Важное значение имеет взаимосвязь занятий по художественному творчеству с работой по развитию речи. (коммуникация)

На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихи. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно- образные представления . Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок , рассказов, стихотворений , активизируется их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме . Чтобы передать тему сказки, стихотворения , дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета , явления. Это происходит, когда словесные образы опираются на зрительные, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений действительности.

Например : малыши с удовольствием читают стихотворение А . Барто «Флажок» . А затем рисуют этот яркий флажок или много флажков или стихотворение С . Я. Маршака «Песня о ёлке» , а затем вырезают украшения и наклеивают их на ёлку, сделанную из бумаги вместе с воспитателем (коллективная работа) . Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов. Особенно нравится детям рисовать обложки к сказкам.

Дети знакомятся с детской книгой, её созданием. Воспитатель рассказывает о том , как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник , рабочие-печатники и др., устраивается выставка детских книг. После этого детям предлагается игровая ситуация : каждый ребёнок- художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге) .

Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки.

Игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов деятельности заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образцу .

Создав изображение того или иного предмета, животного, ребёнок начинает с ними играть : у нарисованного самолёта начинает «Гудеть» мотор, и вот он уже летит, вылепленный цыплёнок «пищит» и «клюёт» зёрнышки и т. д. Игра «оживляет» образ , а это в свою очередь образное , эмоциональное восприятие , представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения , без чего невозможно художественное творчество . Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой : игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин» , декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки. Осуществляется связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми. На занятиях используются игровые ситуации, приёмы обучения, обыгрывание созданных изображений .

Например : Тема : «Наш дом»

1 этап : подготовительный, в ходе которого детей знакомят с объектом, который предстоит изобразить . (объясняет специфику блочного домостроения, как монтируются панели, что и как делают рабочие и т. д. У нас в сельской местности – рассказываем о городе, используем детские книги, репродукции, слайды и т. д.)

2 этап : -занятие по изобразительной деятельности . (занятие проводится с игровой ситуацией. Первая ситуация – «Жильцы» (на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате)

Вторая ситуация – «строительство и заселение дома» . У детей новые роли : архитекторы, рабочие-монтажники, машинисты подъёмных кранов, водителей автомашин – панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплён на доске, можно приступать к подведению итогов.

3 этап - итоговый. Ещё одна игровая ситуация : «Мы едем к другу в гости» ; каждый ребёнок рассказывает о своей квартире.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию . Такое занятие позволяет ребятам создать изображение , доступное их силам и изобразительному опыту .

Верным спутником детства и игр являются игрушки, поэтому предложение нарисовать ту или иную игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображая любимую игрушку , ребёнок вновь переживает те же чувства, что и в игре с ней. Можно предложить детям нарисовать или какую-то конкретную игрушку : мишку, куклу или зайчика, или любую игрушку на выбор («Нарисуй какую хочешь игрушку» )

Например : у воспитателя на столе стоят игрушки : Чебурашка, неваляшка, поросёнок, Петрушка, зайчик. Вначале рассматривают игрушки, называют их; некоторые более сложные игрушки, можно рассмотреть подробнее (поросёнка, Чиполлино, определив вместе с детьми их форму, строение, величину частей и т. п.

Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому ценной в воспитательном отношении является её взаимосвязь с изобразительной деятельностью . Изображать ход игры , игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. События пережитые ребёнком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в своём рисунке он рассказывает о том, во что и как он играл. Отражение игр в рисунках способствует углублению и обогащению содержания игр-они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды. В младшей группе изобразительные возможности детей ещё очень не велики, но связь с игрой может и должна существовать.

Например : Дети лепят «угощение» для кукол (баранки, конфеты, печенье и т. д., товары для игры в «магазин» (яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты) . Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает её более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

Наблюдая за играми детей позволяет выделить наиболее распространённые сюжеты : поликлиника (больница, семья, магазин, почта, строительство, школа и др., то есть игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключается во взаимосвязи художественного творчества с игрой-драматизацией, которые осуществляются по мотивам литературных произведений. Дети могут подготовить для игры –драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Для игр-драматизаций могут быть использованы такие сказки, как «Теремок» , «Три медведя» , «Волк и семеро козлят» , «Заяц и ёж» и др. Дети могут раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (волка, козы) нарисовать маски зайца, трёх медведей.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, пройдёт более живо и интересно, вызовет положительные эмоции, которые объединят ребят общей радостью, оставит глубокие впечатления. Для игр-драматизаций могут привлекаться все дети : одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев , глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгралась сказка.

С большим интересом воспринимают дети предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли.

Например : создавая рисунки на тему «Караси и щука» , дети рисуют рыб; изображая игру «Гуси-гуси» - бегущих гусей и поджидающего их под горой волка.

Отбирая подвижные игры, необходимо продумывать, насколько легко игровые образы могут быть переданы в рисунках, лепке, аппликациях изобразительными средствами . Изображение подвижных игр можно предложить детям во всех возрастных группах, подбирая доступные темы.

Интересные возможности для установления связи с изобразительной деятельностью содержатся и в дидактических играх, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве . В дидактических играх дети получают разнообразный сенсорный опыт , обогащающий восприятие и представления об окружающем; формируются обобщённые представления о свойствах группы сходных предметов, развитию детского изобразительного творчества .

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке-темп, динамические оценки, ритмический рисунок и др.).

В музыке определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием .

Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения . Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы , обогащающие детское изобразительное творчество , что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию. Музыка может использоваться в процессе занятий по художественному творчеству для создания хорошего настроения. Во время занятия звучит тихо музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети , или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.

Например : дети 3 лет слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные листочки.

После пения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ребята наклеивают общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке» .

Очень важна связь художественного творчества с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривания картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения . Какими средствами он пользуется для передачи образов , как по-разному может быть решена та или иная тема.

Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты , овощи, различную посуду.

Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки , включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости)

Детская душа чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник , музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Развитие творчества дошкольников достаточно сложный процесс, который, осуществляется опираясь, прежде всего, на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.Творчество ребенка - это деятельность, в результате которой он создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя

свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения (Т. Г. Казакова). Специфика детского творчества, раскрывалась в работах психологов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, др.), педагогов (Н. А. Ветлу-

гиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.). Анализ литературы даёт основание говорить о том, что творчество дошкольников, связывается с высоким уровнем развития самостоятельности, нахождением ребенка в активном со-

стоянии, необходимостью определенных, базисных знаний, умений, развитием художественных способностей, эстетического восприятия, овладением системой умственных действий и др.

Особенности детского творчества:

1. Новизна открытий субъективна, ребенок делает открытия для себя, а не для других (Л. А. Венгер);

2. связано с развитием продуктивного воображения;

3. в деятельности ребенка прослеживаются эмоциональные проявления (в мимике, жестах, позе, голосовых реакциях т. д.);

4. важно использовать педагогические средства. Учить способам действий: опредмечиванию (умение видеть предмет в незавершенной фигуре и в соответствии с этим дорисовывать ее), включению (заданную в рисунке фигуру ребенок превращает во второстепенный элемент образа) (О. М. Дьяченко);

5. заключаются в развитии четырех универсальных творческих способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование (В. Т. Кудрявцев). Не всякую детскую продукцию можно отнести к творческой. Для этого существуют определённые критерии и показатели.

Показатели детского творчества по Л. А. Парамоновой: новизна результата; эмоциональное отношение к процессу; увлеченность занятием, деятельностью, вариативность решений;

По О. М. Дьяченко: оригинальность, структурированность, детализация образов воображения.

Педагогические подходы к развитию детского творчества .

1. Обучение на занятиях (Е. А. Флерина, Н. А. Ветлугина).

2. Использование творческих заданий (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, др.)

3. Использование разных видов искусства и видов занятий (комплексное, тематическое, доминантное и др.) (Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, т. д.)

4. Развитие у детей способности к архитектурно-художественному дизайну (развитие чувства цвета, пропорций, ритма); погружение детей в игровую ситуацию при создании образа в рисунке, лепке т. д. (Т. Г. Казакова, Т. С. Кома-

рова т. д.).

5. Развитие продуктивного воображения посредством развития четырех универсальных творческих способностей (В. Т. Кудрявцев).

6. Развитие самостоятельности, в литературно–художественной, певческой, актерской и других видах деятельности.

7. Детское творчество – основной системообразующий компонент педагогического процесса (В. Т. Кудрявцев, Т. Алиева).

Основные понятия : детское творчество, особенности творчества дошкольников.

Литература:

Алиева Т. Единство эстетического и познавательного: педагогическое условие

организации детского смыслового творчества. //Дошкольное воспитание, 1995,

Венгер Л. А. Путь к развитию детского творчества. //Дошкольное воспитание,

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. 1989.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с.

Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М.

Юсов и др. Живой мир искусства. //Дошкольное воспитание, 1993, №6.

Лыкова Ирина Александровна,

доктор педагогических наук,
старший научный сотрудник ФГНУ ИХО РАО, Москва
[email protected]

В современном дошкольном образовании принцип культуросообразности означает то, что содержание всех образовательных областей должно быть приведено в такую же логику, в которой оно находится в культуре. Отдельные виды художественного творчества сегодня уже не существуют изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых и синтетических видов и жанров искусства, но и в интегративности художественного мышления человека, в заметном расширении художественной сферы. Философ П. Флоренский рассматривал развитие каждого искусства в жизни людей как путь от частного искусства к духовным ценностям, которые гораздо шире рамок отдельного искусства . Художник и педагог В.В. Кандинский полагал, что каждый вид искусства сравнивает свои элементы с элементами другого . Это дает ключ к проектированию содержания образовательной области «Художественное творчество» на основе принципа культуросообразности как своеобразной модели микросоциума ДОУ .
Дети дошкольного возраста в большей степени «деятели», чем «созерцатели». Деятельность понимается как специфически человеческая форма активного отношения к жизни, содержание которой составляет познание и созидание на основе освоения и развития наличных форм культуры . Творчество рассматривается при этом как деятельность высшего уровня познания и преобразования человеком окружающего мира (природного и социального). А творчество художественное – как деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии . В процессе творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира (создание чего-либо нового, неповторимого, уникального), изменяется и сам человек – становится творческой личностью .
Художественно-продуктивная деятельность рассматривается как специфическая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает различными человеческими орудиями (художественными инструментами), создает оригинальный (субъективно новый) продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру и самому себе. В грамотно организованной педагогом художественной деятельности ребенок раскрывает свое знание-представление о мире на уровне культурных и личностных смыслов .

Ведущая позиция, определяющая основные принципы проектирования образовательной области «Художественное творчество» в системе современного дошкольного образования, – методологическая установка, отстаивающая самоценность культуры и понимание искусства как процесса и результата художественного творчества, с помощью которого ребенок познает окружающий мир и себя самого в этом мире. В художественной деятельности ребенок осваивает эмоционально-образный способ мировосприятия, при этом предметом познания является эмцоционально-ценностное (эстетическое) отношение к окружающему миру, универсальным инструментом выступает художественный образ, а результатом – эстетическая картина мира (мироотношение).
Содержание художественного образования на всех ступенях образования человека, начиная с дошкольного возраста, – это запечатленный в разных видах искусства духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетически-мировоззренческих позиций.
Основополагающая идея инновационной модели состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Эту идею раскрывает ряд принципиальных положений.
Первое. Разнообразные виды художественной деятельности детей предстают перед ними как искусство. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как сложившейся системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Методика начинает выступать обобщенным способом конкретизации универсального содержания разных видов искусства. Образовательный процесс при этом строится «изнутри» в форме культуроосвоения и культуротворчества.
Второе. Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы – как универсальный способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой содержания художественного образования, смыслы выражены эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблемное поле культуры, которое дети успешно осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения. В результате не искусство «опускается» до ребенка, а ребенок «возвышается» до искусства, что возможно лишь в культуросообразном образовании.
Третье. Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека (художника, мастера, конструктора, дизайнера, педагога, родителя), который передает ребенку выкристаллизовавшийся опыт человечества и помогает научиться смотреть на мир «глазами человека».
Четвертое. Проектирование базисного содержания образовательной области «Художественное творчество» возможно в условиях многоуровневой интеграции познавательной и художественной деятельности детей при соблюдении ряда важнейших условий:
– необходимо качественное изменение, преобразование художественного материала (своеобразная трансформация), что позволяет открыть в нем внутренние, скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети самостоятельно проходят путь «открытия» знания или обобщенного способа действия, художественной техники;
– в качестве знания выступает не «застывшая» информация, а процесс ее выведения (принцип моделирования художественного процесса, Л.В. Школяр );
– выведение знания протекает как творческий процесс реального или мысленного экспериментирования с художественным материалом с целью постижения сущности (смысла) эстетического объекта или явления.
Цель художественного образования – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия, создание в сознании целостной картины (образа) мира. Важно раскрыть понятие «картина мира» как новый термин, вошедший в широкий педагогический тезаурус, но еще не получивший педагогическую интерпретацию, и обосновать подходы к достижению поставленной цели.
Картина мира – это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры.
В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности. Со временем в такие модели мира начинают включаться представления о себе как части мироздания.
Такие понятия, как живое и неживое, количество и качество, пространство и время, часть и целое, причина и следствие, движение и покой, изменение и развитие, единичность и множественность и многие другие, входят в эстетический опыт ребенка-дошкольника и преобразуются в мировоззренчески-эстетические, поскольку именно они позволяют ему осмыслить различные взаимосвязи и взаимозависимости между различными объектами окружающей действительности и создать смысловую основу картины мира.
Основной способ построения целостной картины мира в сознании ребенка дошкольного возраста – это эмпирическое обобщение как осмысление и структурирование чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств познания и расширения смыслового контекста, в котором ребенок выявляет и свободно применяет понятие или умение.
Художественная деятельность обеспечивает культурные и психолого-педагогические условия для освоения каждым ребенком общих способов постижения искусства и его вхождения в проблемное поле общечеловеческой культуры. Это индивидуальное творчество и сотворчество, в котором ребенок осмысливает содержание и постигает смысл своей деятельности. Именно эта невидимая внутренняя работа ребенка – скрытый от внешнего наблюдения процесс порождения гармоничной формы как носителя смыслов – культурных и личностных, а также процесс мысленного и реального экспериментирования с языком искусства (изобразительно-выразительными средствами) – становится важнее законченного результата. Формообразующие и гармонизирующие ориентиры, задаваемые детям как задачи развития, должны носить, прежде всего, эстетический характер. Причем сами эти свойства являются для детей не готовыми, раз и навсегда данными, а выступают предметом творческого поиска.
Образовательная область «Художественное творчество» включает такие виды детской продуктивной деятельности, как изобразительное творчество, художественный труд и художественное конструирование. Специфика всех этих видов деятельности в том, что детям раннего и дошкольного возраста предоставляется возможность осваивать общекультурный опыт человечества, реально или мысленно (в воображении) экспериментировать с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами своего воздействия на них и самостоятельно создавать художественные образы как выражение индивидуальной картины мира, включающей уникальный образ «Я». В результате у детей формируется многогранный художественный опыт (разумеется, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) и базовая культура творчества.
Полихудожественный подход. В основе идеи интеграции разных видов изобразительного искусства в детской художественной деятельности лежит понятие полихудожественного развития (Б.П. Юсов). Все искусства выступают при этом как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в разных видах художественного творчества. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств – на уровне творческого процесса. Этот подход нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого – по их сюжету и содержанию. Интегрированный подход предполагает также учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры.
Основная линия развития ребенка в художественной деятельности – его творческое самоопределение в историческом пространстве и времени культуры . Специфика художественно-продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражения своих мыслей (замыслов, идей, планов, оценок) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.
Рассмотрим это положение на примере умения ребенка завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок научается завязывать узелки и бантики в трудовой деятельности самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви и тесемки на куртке и шапке). Затем это умение переносится в более широкий смысловой контекст: ребенок завязывает узелки и бантики, надувая воздушный шар, помогая маме завязать фартук или красиво упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления праздничных открыток, изготовления лоскутных куколок, гирлянд, новогодних игрушек и т. д. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет конфигурацию бесконечник, воплощающий всеобщую идею взаимосвязи и развития. С этой точки зрения «узел» рассматривается не только как точка, но и как место и время соединения разных противоположностей, например: лево/право, верх/низ, вчера/сегодня, прошлое/будущее и т. д. Таким образом, идея «узла» помогает ребенку осмыслить универсальный смысл понятия о различных взаимосвязях и взаимоотношениях в окружающем мире.
Педагогическая модель художественного образования в ДОУ предполагает развитие следующих универсальных способностей детей:

  • способность эстетического переживания, которое возникает на основе эмпатии и воображения, проявляется в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, проходя путь становления от ориентировочного действия к появлению эстетических интересов и предпочтений до формирования нравственно-эстетической направленности как позиции личности;
  • способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной, активной, творческой деятельности, а на этой основе – к личностному росту и саморазвитию;
  • специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество), поскольку в эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная, развивающий характер которой обусловлен овладением детьми обобщенными и самостоятельными способами художественной деятельности.

Основным методом образования и воспитания детей дошкольного возраста выступает метод пробуждения предельно творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины (образа) мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности (в т. ч., самостоятельной) и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах творческого взаимодействия.
Дети раннего и дошкольного возраста испытывают острую потребность в обогащении впечатлений. В ограниченном пространстве дошкольного учреждения они начинают испытывать интеллектуальный и эстетический голод», который может быть утолен только благодаря насыщению бытового и образовательного пространства «умными» и «красивыми» предметами, разнообразными материалами, с которыми можно действовать, свойства которых можно исследовать и моделировать, с помощью которых можно создавать свое игровое пространство и по поводу которых можно общаться с другими детьми и со взрослыми.
Современный педагог использует широкий спектр разнообразных форм своего содержательного взаимодействия с детьми и их родителями как в образовательном пространстве ДОУ, так и за его пределами. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в художественные музеи на арт-выставки, прогулки и познавательные экскурсии по городу (поселку), мастер-классы, образовательные проекты, основанные на интеграции интеллектуальной и эстетической деятельности, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, разнообразная художественная деятельность детей на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественное конструирование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей, умелое сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей, художественное экспериментирование. Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, стали классическими, их выбор педагогом стабильно приводит к ожидаемым результатам. Некоторые формы (мастер-класс, проект, искусствоведческая беседа) являются относительно новыми, поэтому требуют не только надежной апробации, но и теоретического осмысления.
Общение между педагогом и детьми в условиях интеллектуально-эстетической интеграции наиболее успешно складывается в форме субъект-субъектного взаимодействия, которое предполагает, что педагог – это человек, вызывающий активный, устойчивый интерес к предмету общения и себе самому как личности (партнеру, собеседнику, носителю информации). Общение педагога с ребенком и детей друг с другом проходит в форме продуктивного сотрудничества и сотворчества.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:

  • выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
  • расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
  • вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
  • обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
  • презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);
  • отсутствие единой для всех образовательной задачи и единого критерия оценки результата.

Развивающая предметно-пространственная среда. Отбор произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития эстетического восприятия и обогащения культурного опыта детей определяется постепенным усложнением образовательных задач, степенью освоения художественного «языка» и конкретным смысловым контекстом (темой, сюжетом).
Педагог может руководствоваться следующими принципами:
– художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
– многообразие видов и жанров изобразительного искусства; разнообразие художественных материалов и способов (технологий) их обработки в декоративно-прикладном искусстве;
– доступность содержания произведений искусства восприятию и осмыслению детьми конкретного возраста;
– целесообразность интеграции познавательной и художественной деятельности, взаимосвязи интеллектуального и художественного развития;
– взаимосвязь трех уровней художественно-эстетической деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество);
– возможность формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру на основе содержания произведений искусства и содействия созданию гармоничной картины мира.
Желательно познакомить детей с творчеством художников, дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживающих в их родном крае (городе, поселке, деревне). Возможна демонстрация учебного видеофильма с записью творческих встреч детей с мастерами искусства или обзором арт-выставок, музейных экспозиций.
Психолого-педагогические и культурные ресурсы (условия): эстетизация образовательного пространства; проблематизация содержания изобразительной деятельности; взаимосвязь организованных занятий с экспериментированием и самостоятельным творчеством; общение с подлинным искусством; полихудожественный подход; интеграция изобразительного искусства с другими видами детской деятельности (игра, конструирование, литература, музыка, театр); опыт сотворчества (с педагогом, другими детьми, художником).
Вариативность образовательных и художественных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников.
Следует выделить основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания образовательной области «Художественное творчество»:

  • интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;
  • разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития;
  • полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;
  • подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности (фиксация и презентация результата в форме оригинального художественного продукта);
  • наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой комнате, мастерская, изостудия, дизайн-студия, центр ремесел, «город мастеров»), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства;
  • индивидуальные программы развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, степени участия родителей.

Разнообразие художественных материалов. Для полноценной самостоятельной деятельности детей рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов (орудий) изобразительной деятельности. Дети рисуют не только цветными карандашами, кистями или мелками (восковыми, пастельными, меловыми), но и любыми другими предметами (прутиками, деревянными палочками, зубными щетками, ватными палочками, тряпочками, ватными тампонами), собственными пальчиками и ладошками, локтями, ногами и всем телом, оставляющим следы на снегу (песке); овладевают простейшими приемами граттажа, принта, монотипии (техники графического оттиска).
В качестве основы или фона, на который наносятся рисунки, помимо бумаги, используется песок, глина, снег, стекло, стена, бытовые вещи (одежда, носовые платки) и даже тело ребенка (элементарный бодиарт). Помимо красок используются цветной песок, соус, зубная паста, губная помада, песок, манная крупа и т. д. Это способствует развитию осмысленной моторики (В. Т. Кудрявцев). Важно и то, что разнообразие материалов, инструментов, способов создания образа и свобода выбора инициируют детское художественное экспериментирование. Смена и свободный выбор материалов обеспечивают разнообразие контекстов и осмысленную смену контекста, что принципиально важно для формирования эстетических обобщений и осмысленных знаний.
Выводы
Содержание образовательной области «Художественное творчество» проектируется на основе принципа культуросообразности, который понимается как моделирование информации и процесса ее творческого освоения детьми в соответствии с культурой (мировой, национальной, региональной) и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Представленная педагогическая модель и реализующие ее учебно-методические комплекты (УМК) широко используются педагогами более двадцати тысяч дошкольных учреждений России, Беларуси, Украины, Узбекистана, Эстонии и других стран мира, что подтверждает важнейший критерий педагогической инновации – успешное внедрение и активное использование нововведения в современной практике. При этом внимание педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений направляется на решение следующих вопросов:
– поиск инновационных форм организации художественного образования (разнообразных и гибких), установление глубоких взаимосвязей между ними;
– создание оптимальных условий для обогащения культурного опыта и личностного роста каждого ребенка с учетом особенностей его развития; разработка индивидуально-дифференцированного подхода к детям;
– переосмысление значения и содержания самостоятельной художественной деятельности детей и ее генетической связи с игрой; обеспечение ресурсов для самореализации и саморазвития дошкольников;
– установление баланса между репродуктивным и творческим освоением детьми художественного опыта в разных формах взаимодействия с педагогом, родителями и другими детьми (занятия, творческие проекты, игры, праздники);
– осуществление системного подхода к художественному развитию детей в гармонизированных условиях общественного и семейного воспитания.

Литература

1. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративно-прикладное искусство. – 1980. – № 7. – С. 24–29.
2. Кандинский В.В. О духовном в искусстве // Искусство и образование. 1998. – № 3. – С. 78 – 80.
3. Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» // Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. / Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.
4. Лыкова И.А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.. – 2011. – № 2. (В соавторстве в Ф.Н. Вахабовой, Н.Г. Ачиловой.) (0,6 п.л.)
5. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. – 2001. № 4. С. 4–64.
6. Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.. – 2006. – № 1.
7. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс+, 2008. – 239 с.
8. Торшилова Е.М. Эстетическая компетентность: содержание и смыслы. – Дубна: Феникс+, 2008. – 100 с.
9. Мелик-Пашаев А.А. Художественная культура: трансляция и (или) порождение // Мир психологии. – 2000. – № 3.
10. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников. Дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009. – 350 с.
11. Бережная М.С., Фузейникова И.Н., Педагогическая модель социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.. – 2011. – № 3.

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Художественное творчество занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.

За период дошкольного детства изобразительная деятельность проходит большой путь развития. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметами и сюжетными рисунками, а нагромождение комков пластилина – лепной фигуркой, благодаря чему деятельность ребенка приобретает созидательный характер. Ребенок начинает ощущать себя значимым и умелым, и на фоне этого у него появляются такие важнейшие личностные качества, как активность, целенаправленность, инициативность и творчество.

Ученые установили, что каждый возрастной период вносит свой важный вклад в развитие ребенка, поэтому важно не упустить его и добиться максимального результата в личностном и художественном развитии ребенка, так как виды детской активности и способности развиваются не спонтанно, а под влиянием общения с взрослыми – педагогами и родителями.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Цель: Раскрытие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности.

Художественное творчество включает основные

Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера

Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук

Воспитывать самостоятельность

Методы и приемы художественного творчества:

Художественное слово

Рассматривание

Объяснение

Вопросы

Похвала

Указания

Рассказ о своем рисунке

Анализ работ

Ожидаемый результат:

Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышения уровня подготовки к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад для воспитателей: «Реализация образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ».

Художественное творчество – лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Художественное творчество занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка-дошкольника, так как необходимость получения продукта (рисунка, лепки, поделки и т. п.) связана с развитием у детей «чувства инициативы», творчества, а также таких важных познавательных процессов, как восприятие и наглядное мышление. Продукт детской деятельности отражает эмоциональное, личное отношение ребенка к миру и его представление об окружающей действительности.

За период дошкольного детства изобразительная деятельность проходит большой путь развития. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметами и сюжетными рисунками, а нагромождение комков пластилина – лепной фигуркой, благодаря чему деятельность ребенка приобретает созидательный характер. Ребенок начинает ощущать себя значимым и умелым, и на фоне этого у него появляются такие важнейшие личностные качества, как активность, целенаправленность, инициативность и творчество.

Ученые установили, что каждый возрастной период вносит свой важный вклад в развитие ребенка, поэтому важно не упустить его и добиться максимального результата в личностном и художественном развитии ребенка, так как виды детской активности и способности развиваются не спонтанно, а под влиянием общения с взрослыми – педагогами и родителями.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным; при этом происходит воздействие на ребёнка, посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Художественное творчество в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несёт на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:

Понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование) в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы предметного принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создаётся некий продукт, может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили, но и творческой (например, рисование по собственному замыслу, что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию- возможности развития воображения и творческих способностей ребёнка (Например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением художественной литературы», «Коммуникацией» в частности элементарного словесного творчества) ;

Общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Цель: Раскрытие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала в творческой деятельности, которая понимается как средство индивидуального опыта и навыков детей, полученных ими в разных видах деятельности .

Художественное творчество включает основные задачи психолого-педагогической работы:

  • Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера
  • Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, мелкую моторику рук
  • Воспитывать самостоятельность

Методы и приемы художественного творчества:

  • Беседа
  • художественное слово
  • показ
  • рассматривание
  • объяснение
  • вопросы
  • похвала
  • указания
  • рассказ о своем рисунке
  • анализ работ

Ожидаемый результат:

  • Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности.
  • Формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению.
  • Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.
  • Повышения уровня подготовки к школе.

Образовательная область «Художественное творчество»
Цели и задачи психолого-педагогической работы

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

2. Развитие детского творчества.

3. Приобщение к изобразительному искусству (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Связь с другими образовательными областями


По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

«Коммуникация » (развитие свободного общения со взрослыми детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности).

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства и творчества).

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура » (развитие детского творчества, приобщение к различным видам исусства).


Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

«Чтение художественной литературы», «Музыка» (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания «Художественное творчество»



Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие семьи и ДОУ

Непосредственная непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

- Игра (дидактические, обыгрываниеразнообразных эстетическипривлекательных предметов, настольно – печатные, игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки», «На что похоже?»,

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций)

Наблюдение.

Изготовление предметов для игр; изготовление украшений для группового помещения; экспериментирование с изобразительными материалами.

Детские игровые проекты («Радуга в коробке с красками», «Какие бывают натюрморты?»)

- Экскурсии в художественный и краеведческий музей

Выставки

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)


- Использование современных информационных технологий (просмотр видеофильмов, телепередач)

Использование художественного слова.

Создание ситуаций с обсуждением выхода из них.

Наблюдение.

Создание развивающей среды для развития художественного творчества.

Разговор об искусстве, эстетических объектах, изобразительных техниках и инструментах.


Игра (дидактические, словесные; упражнения и игры, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности: »Найди пару», «Подбери палитру»)

Просмотр, рассматривание и обсуждение (видеофильмов, телепередач, картин, иллюстраций)

Наблюдение.

Продуктивная деятельность.

Ситуации индивидуального и коллективного творчества (использование раскрасок, заготовок, детские журналы с творческими заданиями)


- Просмотр, рассматривание и обсуждение видеофильмов, телепередач, картин, иллюстраций)

Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий.

Наблюдение.

Викторины

Семейные праздники.

Прогулки, экскурсии.

Проектная деятельность.

Продуктивная деятельность.


Методы и приёмы

Наглядные:

Словесные:

Практические:

  • непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение (изо­бразительная наглядность: рас­сматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и кар­тинам

  • чтение и рассказывание художест­венных произведений;

  • беседа;

  • разговор об искусстве

  • дидактические игры;

  • обыгрывание предметов;

  • дидактические упражнения;

  • исследование, экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какие бывают линии?»; использование разных нетрадиционных техник.

Предполагаемые результаты

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства

Различает жанры изобразительного искусства

В рисовании:

Понятно для окружающих изображать всё то, что вызывает у него интерес (отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к книгам)

Передавать характерные признаки предмета (очертание форма, пропорция, цвет)

Путём смешения краски создавать цветовые тона и оттенки;

Рисовать гуашью;

Использует способы различного наложения цветового пятна и цвет как средство передачи настроения.

В лепке:


- создавать изображения с натуры и по представлению;

Использовать разные способы лепки;

Лепить из целого куска пластического материала (моделировать форму кончиками пальцев) и т.д.

В аппликации:

Наклеивать заготовки;

Правильно держать ножницы, свободно пользоваться ими;

Использовать технику обрывной аппликации;

Использовать приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате.

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Художественное творчество»

Теоретические аспекты художественно-творческого развития


  1. Вайнерман С. М., Большев А. С., Силкин Ю. Р., Лебедев Ю. А., Филиппова Л. В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: илл. - (Здоровьесберегающая педагогика.)

  2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.: илл.

  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 344 с.

  4. Квач Н. В. и др. Рисование-линейная графика. Подготовка шестилетнего ребенка к освоению грамоты: Учебное пособие / Н. В. Квач, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова, Л. А. Федотова, Л. А. Шестакова, Е, В. Вербовская, Ю. В. Филиппов. М.: Московский психолого-социальный институт; Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. Гуманитарно-худож. ин-т, 2001. - 527 с. (Серия «Библиотека дошкольника».)

  5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

  6. Суховская Л. Г., Грибовская А.А. Методическое руководство к альбому «Аппликация в детском саду». Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1984.
10.Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  1. Дорожин Ю. Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  2. Дорожин Ю. Мезенская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  3. Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  4. Дорожин Ю. Сказочная гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  5. Дорожин Ю. Филимоновские свистульки. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  6. Знакомим с книжной графикой (Большое искусство маленьким): Учебно-наглядное пособие / Авт.-сост. Курочкина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 16 с. + цв. вкл. - 24 с. - (Библиотека программы «детство».)

  7. Куцакова Л. В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. - М.: Совершенство, 1999.

  8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.

  9. Никитина И.Н., Замураева М.А., Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Комплексные занятия по интеллектуально-художественному развитию детей 6-7 лет средствами конструирования и аппликации. - Н. Новгород, 2006. - 500 с.

  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  • Практический материал по развитию художественного творчества детей

  1. Богатеева 3. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.- М: Просвещение, 1992.

  2. Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  3. Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия и К 0 », 1998.

  4. Грек В. А. Рисую штрихом. - Минск: Скарына, 1992. - 39 с.: илл.

  5. Грибовская А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. - М., 1999.

  6. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.: илл.

  7. Макарова Н. Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  8. Макарова Н. Тайны бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  9. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игр. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

  10. Носова Т. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами.)

  11. Носова Т. Узоры Полхов-Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия «Город мастеров». Знакомство с промыслами и ремеслами).

  12. Орлова Л. Хохломская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - (Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям».)

  13. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.