Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Весна. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла»

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе.

Воспитатель МБДОУ «Березка»

Бословяк В.В.

Тема занятия: «Весна пришла».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Музыка», « Художественное творчество»,

Цели: закреплять знания детей о весне, совершенствовать умение детей составлять рассказ с помощью картинок, активизировать словарный запас детей по теме « Весна», упражнять в подборе прилагательных, совершенствовать умение рисовать ватными полочками методом «тычка».

Развивающие: развивать речь детей, творческое воображение.

Образовательные: уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках весны. Обогатить и активизировать словарь по теме « Весна».

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе,совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя.

Активизация словаря: весна, март, апрель, май, капельник, протальник,зимобор.

Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений, составление рассказа о весне при помощи мнемотаблицы, разгадывание загадок, наблюдение на прогулках за природой, дид. игры:

« Когда это бывает?», « Найди лишнее» , «Что изменилось», «Подбери слово»; рисование по теме: « Весна пришла».

Материал и оборудование: « Цветик - семицветик», картинки с изображением станций, солнышка, облачко, фотографии детских писателей: С. Я. Маршак, И. Токмакова, Плещеев. Листы для рисования веточки мимозы, ватные палочки, гуашевая краска желтого цвета, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте подарим

им добрую улыбку и поздороваемся.

Дети: Добрый день!

Воспитатель: (обращаю внимание на письмо на окне)

Кто-то бросил нам в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет нам лицо?

Ребята, а письмо адресовано вам (читаю).

« Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна. Я хочу проверить, что вы знаете обо мне. А для этого вам надо отправиться в путешествие и выполнить все задания, которые я приготовила для вас. Порадуйте меня.»

Ну, что,дети, порадуем весну? (предлагаю встать в круг и подготовиться к путешествию.)

Встало солнышко давно.

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо.

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

Улыбнемся, подмигнем

Путешествовать пойдем!

(Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: А путешествие у нас будет волшебное. И поможет нам необыкновенный цветок - цветик - семицветик. Однажды озорной ветер разбросал лепестки цветка. А на них - задания весны. Нам надо отправиться в путь и собрать все - все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (читаю стихотворение)

Нужно в путь нам отправляться.

Лепестки все отыскать.

Про весну все рассказать.

А путешествовать мы будем на автобусе. Усаживайтесь, занимайте свои места. (звучит музыка, дети усаживаются на стульчики)

Воспитатель: А вот и остановка « ВЕСЕЛИНКА». Здесь живет солнышко. Дети, скажите, весеннее солнышко какое?

Дети: яркое, веселое, лучистое, теплое, доброе, большое, радостное.

Воспитатель: Ребята, смотрите, лепесток. Весна приготовила для вас вопросы.

  1. Какие времена года вы знаете?
  2. Какое сейчас время года?
  3. Назовите весенние месяцы.
  4. Как называется месяц, в котором мы живем?

Ребята, в народе говорят, что март открывает весну. Как его называют? (капельник, протальник, зимобор)

Молодцы, на все вопросы весны вы ответили. А вот еще один лепесток (обращаю внимание детей на 2 лепесток). Весна приготовила для вас загадки. (читаю загадки, дети отгадывают)

Ребята, смотрите еще один лепесток. Весна хочет чтобы мы поиграли с вами в игру « Весна какая?» . И мяч для игры приготовила. Становитесь скорее в круг. (дети становятся в круг, я бросаю им мяч, они его ловят и называют какая весна.)

Дети:

Весна солнечная, ранняя, поздняя, радостная, красивая, зеленая, теплая, цветущая и т. д.

Воспитатель:

Молодцы, а теперь усаживайтесь на свои места, поехали. Остановка «Поэтическая».

Какое красивое название у этой остановки. А вы не знаете, почему она так называется? (выслушиваю ответы детей, нахожу еще один 4 лепесток)

Много стихов, картин посвящено этому чудесному времени года - весна. Давайте послушаем, как поэты говорят о весне. (дети читают стихи о весне)

Молодцы, ребята, какие стихи вы знаете о весне. (нахожу 5 лепесток. Обращаю внимание детей на задание весны)

Воспитатель:

Дети, весна приготовила для вас картинки и хочет узнать, знаете ли вы признаки весны. Вам надо рассказать о признаках весны и составить предложения по картинкам.

(дети рассматривают картинки и составляют предложения по ним.)

Наступила весна.

На земле появляются лужи, бегут ручьи.

На деревьях набухают почки, из них появятся зеленые листочки.

На проталинках появляются первые весенние цветы.

Из теплых стран прилетают птицы: грачи, ласточки, скворцы, утки, журавли.

Воспитатель:

Молодцы! И с этим заданием весны вы справились. Но вот еще 6 лепесток. Весна предлагает вам поиграть в игру « Назови ласково». (провожу игру с детьми)

Солнце - солнышко, ветер - ветерок, сосулька - сосулечка, ручей - ручеек, лист - листочек, проталина - проталинка, гнездо - гнездышко, птица - птичка, ветка - веточка, облако - облачко. Цвет - цветочек, туча - тучка, трава - травинка.

Воспитатель:

Еще одно задание вы выполнили. Поехали! (звучит музыка, дети усаживаются)

Остановка « ВЕСЕННЯЯ». Что же еще весна приготовила для вас?

Ребята, а вот последний 7 лепесток. Весна хочет чтобы мы поиграли в игру « Договори пословицу»». Ну как вы, согласны? (провожу с детьми игру)

Увидел грача, весну встречай.

Март с водою, апрель с травою.

Весенний дождик лишним не бывает.

Зима сильна метелью, а весна капелью.

Как зима не злилась, а весне покорилась. Была белая да седая, пришла зеленая и молодая.

Грач на дворе, весна на горе.

Юля, как ты думаешь, вы справились с этим заданием весны?(выслушиваю). Конечно же вы молодцы!

Смотрите, здесь еще веночек есть. У нас весенний хоровод.

(Девочке надеваю венок, дети выполняют движения по тексту песни « Весенний хоровод»)

Воспитатель:

Молодцы! Посмотрите, что это? . Показываю ветку мимозы. Весной распускаются первые весенние цветы. Посмотрите, какая красивая веточка мимозы. Давайте нарисуем ее.(дети подходят к столам и дорисовывают ветку мимозы ватными палочками)

Не забывайте обмакнуть ватную палочку в краску желтого цвета, делать отпечатки на листе бумаги.

Какие красивые ветки мимозы у вас получились! Молодцы!

(стук в дверь)

Воспитатель:

Весна прислала вам посылку. Здесь письмо.

« Дети, вы меня порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами из окна. И так как вы прекрасно справились со всеми моими заданиями, вам от меня сюрприз. Желаю вам и дальше быть такими умными и послушными. Весна.»

Весна прислала вам в посылке конфеты. Попозже мы с вами попьем чай. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, в свою группу. Поехали!(дети усаживаются, звучит музыка)

А вот и остановка. Детский сад.

Наше путешествие закончилось.

Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Какое задание было сложным для вас?

Спасибо вам, дети. Вы так много знаете. Были внимательными, сообразительными, помогали друг другу. На этом наше занятие закончилось.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Времена года - весна»

Интеграция образовательных областей : «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Цель: систематизировать представления детей о времени года – весна

Задачи:

- образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках весны; учить замечать изменения в ней, находить признаки самостоятельно; совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ; формировать умение подбирать прилагательные к существительным; расширять словарный запас по теме «Весна»; учить передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны.

- развивающие: развивать мышление, внимание; умение ориентироваться на плоскости; развивать зрительное восприятие; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже; развивать художественные и творческие способности.

- воспитательные: воспитывать речевое внимание, эстетическое отношение к природе, через изображение цветов; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : корректурные таблицы по теме «Весна», предметные картинки по теме «Весна», фишки и разрезные картинки на каждого ребенка, альбомные листы, акварель, кисти №3, №1; магнитофон, запись произведений П.И. Чайковского «Времена года», Д. Шостаковича «Весна - пробуждение».

Предварительная работа: беседы о весне и её признаках; наблюдение на прогулке за изменениями в природе; рассматривание репродукций картин известных художников о весне; заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен, слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1. Вводная часть

В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла …весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне.Какая она весна?

2. Основная часть

В.: Ребята, давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие изменения происходят в природе весной. (дети рассматривают корректурную таблицу № 1 по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Приметы Весны»

Весной ярко светит, греет, припекает…?

Что птицы делают весной?

Какие цветы появляются первыми весной?

Кто просыпается весной?

Что на деревьях появляется в начале весны?

Что весной голубое, высокое, чистое?

Что весной бежит, журчит?

Упражнение: «Продолжи предложение»

Закончилась долгая, холодная… (зима);

Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

Появляются первые… (проталины);

Бегут звонкие…(ручьи);

С крыш домов капают… (сосульки);

На деревьях набухают… (почки);

С тёплых краёв прилетают… (птицы);

Мы очень любим первые весенние… (цветы);

Первые весенние цветы это… (подснежники);

Весной на деревьях почки… (набухают);

Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

После зимы наступает … (весна);

Зима ушла, а весна - …(пришла);

Зима холодная, а весна - … (тёплая);

Ребята строят для скворцов… (скворечники);

Лед растаял, появились …(лужи)

Дидактическая игра: «Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»

Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут...(Гнездо)

Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши … (Стаи)

Что на веточках раскрылось.

И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Голубые Зеркала

Туча наземь пролила.

Неглубоки, мелки.

Мелки как тарелки.

Не боятся стужи

Голубые …(Лужи.)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата -

К нам плывут издалека

В синем небе... (Облака)

Гнездышко из веток -

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (Птенцы)

Хозяин лесной

Просыпается весной …(Медведь)

Физминутка «В группу к нам жук влетел»

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Дидактическая игра: «Объясни значение слов»

(рассмотрите картинки и объясните, значение слов)

Ручей – это…;

Скворечник – это…;

Капель – это…;

Подснежник – это…;

Почки – это…;

Проталина – это…;

Гнездо – это…;

Стая – это…

Насекомые – это…

Дидактическая игра «Составь предложение»

(учить самостоятельно, составлять рассказ на тему «Наступила весна», используя корректурную таблицу № 1, по теме «Весна»)

Дидактическая игра «Сравни и назови»

(дети рассматривают корректурную таблицу № 2 по теме «Весеннее солнышко»

воспитатель начинает фразу, а ребенок должны ее закончить).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Физминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой)

Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминчик. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,

Наконец медведь наелся потом наоборот)

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

В.: Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте рассмотрим картину А.Саврасова «Ранняя весна» и В.Бакшаева «Голубая весна».

(рассматривание таблицы № 3; «Весна в творчестве художников»)

Упражнение: «Подумай и ответь»

Какое время года изображено на картинах? Почему вы так решили?

На какой картине изображена ранняя весна?

На какой картине изображена поздняя весна?

Какая погода? Настроение картины?

Что можно сказать о красах картины?

Как бы вы назвали эти картины?

В.: Мы сейчас тоже поиграем, мы станем художниками и нарисуем весну. Сначала продумайте сюжет рисунка. Вспомним, какая она весна? Что можно изобразить? Теперь приступаем к работе, а музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передает весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.

Дети приступают к работе. Тем, кто затрудняется, воспитатель помогает советом .

Итог:

В.: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны.

Что вы узнали о весне?

Молодцы, вы постарались и нарисовали отличные весенние картины, которым могут позавидовать великие художники. Рассмотреть работы детей, похвалить сказать, что все справились с таким сложным заданием. Предложить найти рисунок, где изображен ясный день, ранняя весна, поздняя весна и т. д.

На этом наше занятие окончено. Всем большое спасибо!

Литература:

    Примерная основноя образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. МОСКВА.», 2014

    Н.В. Гавриш, Безсонова О.К. «Калейдоскоп інформаційно-ігрової творчості дітей. Методичні рекомендації щодо використання коректурних таблиць». К. Видавництво: Слово. 2012. 256 с.

    Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496 с.

    Крашенинников Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС. Издатель - Мозаика-Синтез. Серия - Библиотека программы "От рождения до школы", 2014

    Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.

    «Мы» программа экологического образования детей/ Н,Н, Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.

    Николаева С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.

    Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1999 – 128 с.: ил.

Цель: Обобщить представление детей о характерных признаках весны.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— Упражнять в подборе определений к предметам;
— Продолжать учить составлять распространенные предложения по картине;
— Формирование конструктивных навыков.
Развивающие задачи:
— Развитие целостного восприятия;
— Развитие диалогической речи;
— Развитие мышления.
Воспитательные задачи:
— Формировать навыки работы команде, учить договариваться между собой;
— Воспитывать умение отвечать полным ответом, не выкрикивать, поднимать руку.

Материал: 4 разрезные картинки – признаки весны, целые картинки, листы квадратной формы, макет солнца, клей, клееночки.

Ι. Организационный момент
В кругу. Ребята, какое у нас сейчас время года? Да, ранняя весна, но зима никак не хочет уступить свои владения. И поэтому, весняночка сегодня просит вас помочь ей прогнать зиму. Для этого надо, чтобы вы собрали как можно больше лучиков вот для этого солнца (показываю). Посмотрите, у солнца нет ни одного лучика. Чем больше лучиков вы соберете, тем сильнее, жарче будет греть солнышко и быстрее наступит весна. Поможем весне?
Сейчас мы с вами разделимся на две команды, каждая команда будет выполнять задания, отвечать на вопросы и получать лучики. На 1-й, 2-й рассчитайсь. Первая команда садится за первый стол, вторая- за второй.
ΙΙ. Основная часть
Для начала, мы с вами вспомним правила работы в команде (не выкрикиваем, поднимаем руку, договариваемся между собой). А теперь каждая команда придумывает весеннее название. Команда «Ландыши» за правильный ответ будут получать желтые квадратики, а команда «Ручеек» — оранжевые квадратики.
2.1. Словесная игра «С чем сравним солнышко».
Сейчас я начну предложение, а вы должны его закончить.
Солнце желтое как…., ласковое как…, теплое как…, яркое как…, круглое как…, румяное как…
Молодцы, каждая команда получает по квадратику.
2.2. Собери картинку.
А сейчас каждой команде я дам по 2 разрезные картинки. Какая команда быстрее соберет картинки, тот и выигрывает.
Что у вас получилось? Посмотрите и сравните с целой картинкой, похожи они?
2.3. Составь предложение по картинке.
А теперь следующее задание, надо составить предложения по этим картинкам. Начинать предложение надо со слова Весной…. Внимательно посмотрите на картинки и составьте по 2 предложения по одной картинке. За правильно составленное предложение команда получает квадратик.
Молодцы, хорошо справились и этим заданием. А теперь отдохнем, встали все на коврик и сделали кружочек.
2.4. Физминутка
Если речка голубая (руки через стороны вверх)
Пробудилась ото сна (потянулись),
И бежит в полях сверкая (бег на месте)
Значит, к нам пришла весна (хлопки в ладоши).
Если снег везде растаял (приседают)
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая (махи руками в стороны),
Значит, к нам пришла весна! (хлопки в ладоши)
Отдохнули, а теперь обратно все сели на свои места.
2.5. Отгадывание загадок.
А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, вы должны назвать отгадку. Каждая команда отвечает по очереди, если знаете ответ, не выкрикиваем, а поднимаем руку. За правильный ответ команда получает квадратик.
1) У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (подснежник)
2) В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка. (ручеек)
3) Новоселье у скворца, он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…. (скворечник)
4) Здесь на ветке чей – то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут (гнездо)
5) Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
6) Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег кругом вода.
Не обуешь валенки на снегу…. (проталинки)
7) Снег в лесу. Сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу звонкий капает… (капель)
8) Это что за потолок?
То он низок, то высок, то он сер, то беловат,
То чуть – чуть голубоват.
А порой такой красивый, кружевной и синий – синий. (небо)
9) Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет. (сосулька)
10) Ох, опять промокли ноги! Разлилась по всей дороге.
Прямо на моем пути, не проехать, не пройти! (лужа)
11) Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (грач)
12) Пушистая вата, плывет куда – то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
2.6. Практическая часть «Солнышко»
А сейчас мы с вами подведем итоги. Посчитаем, сколько ж квадратиков у команд. Молодцы, много квадратиков собрали. А теперь мы эти квадратики превратим с вами в лучики. Посмотрите внимательно, как я сделаю. Берем квадратик, делаем «косыночку», открываем квадратик, и верхние углы сгибаем к центру линии сгиба. Вот такой лучик у меня получился, теперь я беру клей, намазываю кончик лучика и приклеиваю к солнцу. А теперь вы сделайте из своих квадратиков лучики и приклейте к солнцу. Не забываем, клеим на клееночке.

ΙΙΙ. Заключительная часть
Ребята, посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Какое оно? (яркое, веселое, озорное, круглое, ласковое). А почему оно у нас получилось такое красивое, яркое? Как мы работали? Я думаю, из — за того, что вы работали дружно, помогали друг другу. Ну, уж сейчас зима точно уступит весне свои владения. Вы согласны со мной?

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать формировать представление детей о временах года, приметах весны. Закреплять знание месяцев, об изменениях в жизни животных весной. Закреплять понятие перелетных и зимующих птиц. Закреплять правила поведения в лесу.

Развивающие: развивать память, выразительность речи, умение делать выводы, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения во время игры.

Развивающая среда: модели – приметы весны, логическая игра «Танграм» на каждого ребенка, дидактическая игра «Найди свое место», аудиозапись со звуками леса, магнитофон, картинки с правилами поведения в лесу.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной произведений, логические игры, подвижные игры.

Ход:

Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Дети садятся перед воспитателем полукругом.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела.

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(ответы детей) - весной.

Воспитатель: Правильно, весной. А кто из вас знает стихотворение или загадку про весну.

Дети рассказывают стихи:

Верба распустилась

И весну зовет;

Скоро к нам красавица –

Скоро к нам придет.

С песнею соловьиною,

С зеленью лугов,

С серебром-журчанием

Светлых ручейков.

То-то будет радости!

То-то воля нам –

Бегать мне без отдыха

По полям, лугам…

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе;

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы услышали в этих стихотворениях.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте теперь, используя модели, выставим и назовем эти приметы весны у нас в природном уголке.

Дети выставляют первую примету «солнце», называют ее: пришла весна, день становится длиннее, а ночь короче, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее;

вторая примета «дождь»: под теплыми лучами тает снег, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди;

третья примета « первоцветы»: земля нагрелась под лучами солнца, и выросли первые цветы « первоцветы»;

четвертая примета «деревья»: деревья весной просыпаются, появляются почки, затем листочки;

пятая примета «насекомые»: появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым;

шестая примета «птицы»: а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной они возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,сколько месяцев длится весна?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А сейчас какой месяц?

Дети: Апрель

Воспитатель: А вы знаете, что про месяц апрель есть много народных пословиц и поговорок. Апрель – это середина весны. И в народе говорили, что апрель теплый, май холодный – год хлебородный; февраль богат снегом, апрель водой; апрельские ручьи землю будят; мокрый апрель - хорошая пашня; в апреле огородные сверчки начинают свои скачки, апрель ленивого не любит, а проворного голубит.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками леса.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите, чьи они? (ответы детей). Вы угадали. Это пение птиц, и я приглашаю вас отправиться в лес, для этого давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и мы окажемся в лесу.

Воспитатель: Крибле – крабле – бумс!

Дети закрывают глаза и кружатся на месте.

Воспитатель: Но вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво вокруг. Давайте встанем в хоровод и споем «Мы на луг ходили. Хоровод водили…» Физкультминутка.

Дети продолжают стоять.

С наступлением весны птицы возвращаются в свои гнезда. Как называются птицы, которые улетают осенью и возвращаются весной? (Ответы детей).

Воспитатель раздает детям карточки с изображением птиц перелетных и зимующих.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у меня птиц, но они все перемешались, помогите мне разобраться, где здесь какие птицы.

Разделитесь на две команды, одна команда возьмет зимующих птиц, другая команда перелетных.

Дидактическая игра «Найди свое место».

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь все встали на свои места.

Воспитатель: Раз мы с вами находимся в лесу, давайте вспомним правила поведения в лесу. Воспитатель выставляет картинки с изображениями правил поведения в лесу и дети называют их:

Огонь - враг леса, он хитер.

Не разводи в лесу костер!

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не рви зеленую былинку,

В лесу ходи ты по тропинкам!

Из леса ты принес зверушку?

Но, это, право, не игрушка.

Она погибнуть может в неволе,

Ведь дом её в лесу иль в поле.

Дерево, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Старайся птицам помогать

И птичьих гнезд не разорять!

Растут на редкость всем цветы –

Природы звонкие певцы.

Гриб мухомор тебе не нужен,

Зато со зверушками в лесу он дружен.

Ногами не сбивай его,

Он лечит все в лесу зверье.

Старайся в лесу не шуметь, не кричать,

Ведь так можно птиц и зверей напугать.

Воспитатель: Правила повторили, теперь можно двигаться вперед. Посмотрите, сколько изменений произошло в лесу весной. Давайте поиграем в игру «Что изменилось весной в жизни животных»

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет мяч и бросает каждому ребенку по очереди со словами

«Кто просыпается весной»,

«Что случилось с зайчиком»,

«Кто кроме медведя просыпается весной», и т.д.

Воспитатель: Ребята, звери очень радуются приходу весны, на полянке скачут веселые зайчата, резвятся на деревьях бельчата, но их нельзя беспокоить. Я предлагаю вам с помощью игры Танграм из геометрических фигур выложить веселых зверят, и каждый из вас придумает ему имя.

Дети садятся за столы и выкладывают зверей из деталей игры Танграм.

Воспитатель: Какие у вас веселые зверята, как их зовут.

Дети называют имена по очереди.

Воспитатель: Наша прогулка по весеннему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Выходите ко мне, становитесь рядом, закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова: Крибле-крабле-бумс. Ну, вот мы и в детском саду, вы все работали сегодня очень хорошо. Где мы побывали сегодня? Что вам понравилось больше всего? Мы с вами очень хорошо провели время, и я думаю, что мы еще не раз побывает в лесу.

Елена Тюрина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

в старшей группе «Весна идет , весне дорогу »

Цель : Обобщить знания детей о весне .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

Развивающие :

Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к родной природе.

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Материал : мультимедийное оборудование; мольберт с солнышком, закрытым тучами; коробка с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветная бумага, ножницы; магниты; коробка с картинками птиц.

Ход НОД

I. Вводная часть. Организационный момент. Проблемная ситуация.

В центре комнаты стоит мольберт на котором расположено солнце, закрытое тучами, дети заходят, видят мольберт. Ребята, что случилось с солнышком? Как мы можем ему помочь? Дети решают, что делать, как помочь солнышку.

В : Давайте подуем на тучки (тучки освобождают солнышко, оно с одним лучиком) Солнышко пока к нам добиралось, после долгой зимы все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Поможем солнышку? Обращаю внимание детей на другую коробку, которая стоит в стороне с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветной бумагой, ножницами.

II. Основная часть.

Игра : «Солнце какое?» Назовите слова, которые отвечают на вопрос : солнце какое? И на каждое сказанное слово добавим лучик. (ласковое, лучистое, теплое, желтое, круглое и т. д.) /Детям предлагается самостоятельно выбрать материал для лучика и прикрепить его к солнышку/

В : Посмотрите, ребята, наше солнышко повеселело, расправило свои лучики и стало обогревать землю. Хотите поиграть с ним? (слайд 2)

Гимнастика для глаз :

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

В : Вы рады солнышку, а кто еще радуется, когда светит солнце? Как вы думаете? (просыпается природа, животные)

В :- Ребята, представьте себе, что мы с вами в лесу! (слайд 3)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли?

(Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный).

В : - Какое время года изображено на картинках? (весна ) (слайд 4)

В : - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Какие приметы весны изображены на картинках? (слайд 5)

Дети доказывают, что на картинах изображена весна , называют весенние признаки. (Тает снег, солнце светит ярче, с крыш свисают сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются первые цветы).

В : А кто знает весенние месяцы. (март, апрель, май) (слайд 6)

В : Прислушайтесь, пожалуйста, слышите? Что это за звуки, послушайте? (звучит запись пения птиц)

В : А почему они щебечут и поют? (Весна пришла , птицы прилетели)

В : Каких вы знаете птиц? (перелетные и зимующие) (слайд 7,8) Что же здесь произошло, почему так шумно? (птичьи голоса) Здесь все птички перепутались. Ребята, что же делать? … (дети играют, делят птиц на перелетных и зимующих)

В : Ребята, а что еще происходит весной . Мы с вами сказали : просыпается природа, прилетели птицы, весело щебечут. А кто еще просыпается в лесу, после зимней спячки. (ответы детей) (слайд 9)

В : Конечно, просыпаются звери, а когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку. Хотите узнать, какую зарядку делает медведь? (слайд 10)

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна : Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна .

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет .

Ищет мишка корешки Наклоны : правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся в кружок)

В : Ребята, я знаю интересную игру. Хотите, я научу вас в неё играть?

«Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)

снег – снежок, вода – водичка

ручей – ручеек, солнце – солнышко

цветок – цветочек, листок – листочек

птица - птичка

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Предлагаю логически завершить начатые предложения о весне . (Предлагаю детям составить предложение)

Прошла суровая зима, и к нам пришла (весна ) .

Весна - это пора , когда все… (оживает, пробуждается, радуется, растет)

Небо весной (голубое, высокое, чистое, ясное)

С неба нам приветливо сияет (солнышко)

Солнце согревает землю своими… (лучиками)

Всюду бегут звонкие … (ручьи) .

Тает… (Снег)

Скоро вернутся из теплых краёв перелётные … (птицы)

Всюду зеленеет весенняя…. (трава)

Расцветают первые весенние… (цветы)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

В : Ребята! Мне было очень приятно общаться с вами. А вам что запомнилось? Что вы сможете рассказать о сегодняшнем дне дома? А кого я могу похвалить? За что? А кому было трудно? А в какую игру вы можете поиграть дома с родными? А может быть, сделаете с родителями зарядку для мишки?

Ребята, а кто помнит, с чего началось наше занятие? (помогли солнышку) . В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать? Давайте, мы с вами покличем солнце, чтобы зима уж совсем отступила и было тепло. (слайд 11) Где ты, Солнышко? Проснись! Где ты, Солнышко? Вернись! Освети нас, обогрей! Приходи же к нам скорей! Сыпать снег зима устала, Кап-кап-кап! Весна настала .

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Весна идет - весне дорогу» Тема:. «Весна идет – весне дорогу» Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая».

Вид занятия: развитие речи. Тема: «Весна идёт, весне дорогу!» Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять.

Задачи. 1. Закрепить и уточнить знания детей о весне, ее характерных признаках; закрепить знания о жанре изобразительного искусства: пейзаж.

Конспект познавательно-речевому развитию «Весна идет, весне дорогу» (подготовительная группа) Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме "Весна идет, весне дорогу" Задачи: 1.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Весна идет! Весне дорогу!» Слайд 2 Цель: научить устанавливать связи между сезонными явлениями и явлениями, происходящими в живой и неживой природе; научить видеть.