Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес. Конспект нод по экологии в старшей группе

Описание работы: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию экологических представлений. Это конспект познавательного занятия, способствующего повышению социальной и познавательной активности. Адресовано воспитателям старшей группы дошкольных учреждений.

Тема: «Такие разные растения».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Задачи:

1. «Социализация»:

Вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия.

2. «Познание»:

Освоение действия построения моделей отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости строения листа от количества тепла и влаги);

Ознакомление с функциями и видоизменениями листа;

Развитие экологических представлений.

3. «Коммуникация»:

Формировать умение рассказывать о содержании сюжетных картин;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Обогащать словарный запас;

4. «Физическая культура»

Физминутка.

Материал.

Демонстрационный. Природный материал, гербарий или картинки с изображением различных видов листьев (листья бальзамина, бегонии, липы, пальмы, кувшинки, иголки кактуса, верблюжьей колючки и др.). Картинки с изображением этих растений в реальных условиях (в пруду, в саванне, в прерии, в лесу). Растение с окрашенными стеблем, листьями. Карточки с условными обозначениями видоизменений листа, карточки с условными обозначениями условий жизни (тепла, воды), односторонние стрелки.

Раздаточный. Тетради, карандаши.

Методические приемы : наблюдение, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, проблемная ситуация, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Бабушка-Загадушка загадывает загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответы детей (Комнатные растения)

Дети вместе с Бабушкой-Загадушкой рассматривают листья комнатных растений, гербарии, картинки, отмечая, что все листья разные.

Бабушка-Загадушка предлагает разделить их на две группы:

с крупными листьями и с колючками.

Бабушка-Загадушка спрашивает, куда дети отнесут эти растения:

1. У меня растёт лиана

В кадке около дивана.

Листья у неё резные -

В них окошечки сквозные. (Монстера)

2. Всю зиму и все лето

В красное платье одета. (Бегония)

Ответы детей. (К группе растений с крупными листьями)

3. Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

4.На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.

Где же его лапки? Где у него рожица?

Может он без шапки от мороза ежится? (Кактус)

Ответы детей. (К группе растений с колючками)

Бабушка-Загадушка предлагает подумать, какую работу выполняют листья. Внимание детей обращается на растение с окрашенными листьями (вода поднялась в листья, что с ней происходит дальше?). После всех возможных вариантов, высказанных детьми, Бабушка-Загадушка предлагает детям следующий опыт: она смачивает тыльную сторону руки детей водой и спрашивает, что они чувствуют.

Ответы детей (мокро, холодно).

После высыхания воды Бабушка-Загадушка и дети делают следующий вывод: когда вода испаряется, она охлаждает руку. Бабушка-Загадушка или дети отмечают, что вода также испаряется с листьев, охлаждая растение.

Когда вокруг много воды (жаркий, влажный климат) — лист крупный, с него испаряется много воды (показывается карточка с условным обозначением крупного листа).

Когда вокруг мало воды и жарко (жаркий, сухой климат) — лист мелкий — колючка, так как растению нечего пить, оно бережёт воду, почти не испаряет её (показывается карточка с условным обозначением листа — колючки). Бабушка-Загадушка просит детей подумать:

- «Много ли воды у нас, в нашем климате?»

Ответы детей (много).

- «Жарко ли у нас?»

Ответы детей (нет).

- «Какой же лист будет у растений средней полосы?»

Ответы детей (обычный).

- «Почему?»

Ответы детей (не жарко и воды достаточно много, её не нужно беречь и не надо много пить).

Бабушка-Загадушка обращает внимание детей на то, как они разделили растения на группы на предыдущем занятии. На одной стороне — те из них, которые много пьют, и их надо часто поливать, на другой — те, которые мало пьют, их поливают редко. Дети называют, какие у них листья (на одной стороне — мясистые, большие, на другой - маленькие, как колючки). Дети обосновывают свои предположения, а затем проверяют их.

Один из детей выкладывает модель на фланелеграфе, используя карточки с условными обозначениями видоизменений листа (крупный, обычный, колючка), условий жизни (высокая температура, низкая температура, много воды, мало воды).

Много воды, высокая температура - крупный лист.

Мало воды, высокая температура - лист - колючка.

Много воды, температура низкая - лист обычный.

Итог занятия.

Бабушка-Загадушка играет с детьми в игру «Что перепутал художник?».

Анализ ситуации изображенной на рисунке.

Объяснить её нелепость.

Придумать по картинке веселый рассказ.

Цель игры: оценить образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами природы. Развивать у детей умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

- «Мне кажется, что художник, что то перепутал, помогите мне разобраться, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. А как на самом деле должно быть?».

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»

Тема НОД: Путешествие в мир природы.

Батырева Наталья Геннадьевна,

пгт. Междуреченский, 2013

Путешествие в мир природы.

Методическая разработка НОД

Аннотация

Возраст участников: 5-6 лет, старшая группа

Актуальность и практическая значимость НОД:

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Важно сохранить нашу планету для дальнейшей жизни! Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Задача педагога – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры. В экологическом воспитании детей совершенно определенную и очень важную функцию выполняют НОД: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая деятельность как исследовательская. В настоящее время исследовательская деятельность одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы в детском саду. Теоретическая значимость данного НОД заключается в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным, животным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к окружающему миру. Практическая значимость состоит в возможности использования тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, тем выше ее уровень.

Тип НОД: познавательно-исследовательский

Форма НОД: путешествие

Планируемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи, получат необходимый запас знаний норм и правил поведения в природе.

Область расширенного применения: Материал данного НОД может использоваться для разработки других мероприятий, методическая разработка НОД может использоваться другими воспитателями и дошкольными учреждениями.

Программное содержание НОД:

Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о природе.

Программные задачи:

Обучающая задача:

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Развивающая задача:

Развивать связную, четкую речь и зрительную память;

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе посредством вопросов.

Воспитательная задача:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов;

Воспитывать сопереживание всему живому, восприятие красоты.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

Развивать связную, четкую речь;

«Физическая культура» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

«Здоровье» - Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

«Художественное творчество» (аппликация) – Формировать аккуратное и бережное отношение материалам;

«Познание» - Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, насекомых, леса; чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.

Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.

Словарная работа: ельник, сосновый бор, муравейник, березовая роща, «подземные жители»

Методическая работа:

Словесный метод – беседа, рассказ

Наглядный метод – рассматривание картинок, мультимедийная презентация

Практический метод – опыт – эксперимент

Материал и оборудование: мультимедийная установка; запись «Звуки леса», «Звуки воды»; стаканчики с водой, трубочки для напитков; полоска серой, голубой ткани; бумажные фильтры; пустой стаканчик; клей; цветная бумага; салфетки, картон, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия я буду выполнять роль гида, а вы будете путешественниками. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет волшебный экран.

(прослушивание записи «Звуки леса»)

Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Предполагаемые ответы детей: Лес

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни сосны?

Предполагаемые ответы детей: Сосновый бор.
Слайд №2

Воспитатель: А если растут одни березы?

Предполагаемые ответы детей: Березовая роща.

Воспитатель: А что вы видите возле березы?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Предполагаемые ответы детей: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи, которые пасут тлю. Все заботятся о самом главном муравье – муравьиной королеве. Есть еще муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Предполагаемые ответы детей: Муравьи очень трудолюбивые и дружные, все время что-то делают.

Воспитатель: Посмотрите, что это появилось на нашем экране? Это какая – то картинка.

Предполагаемые ответы детей: Это экологический знак, который обозначает, что нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: А мы с вами тоже большая, дружная семья.

Игра

Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий. (поднимают руки вверх)

А над нами сосны, ели (качают руками)

Головами зашумели. (покачивание головой)

Грянул гром, (присели, спрятались)

Побежали быстро в дом. (вернулись на рабочее место)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес может быть березовым и сосновым, но есть еще такой лес, в котором растут ели. А как называется такой лес, может вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Ельник.

Воспитатель: В таком лесу почти все деревья хвойные и это радует, т.к. хвойные леса выделяют много кислорода. А вы чувствуете, как легко нам дышать в таком лесу?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте рот и нос рукой. Вам легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Воспитатель: Откройте рот и нос. А теперь?

Предполагаемые ответы детей: Легко дышать.

Воспитатель: Ребята, а почему стало легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух стал проникать к нам в организм через нос и рот.

Воспитатель: Давайте проведем дыхательную гимнастику -

«Ежики» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Воспитатель: Скажите, а воздух окружает нас только в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Нет, воздух окружает нас повсюду – на улице, дома, в магазине и т.д.

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?

Предполагаемые ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Мнения разделились, а чтобы это проверить мы с вами проведем опыт.

Опыт:

На подносе стоят стаканы с водой и трубочки для напитков.

Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, как вы можете доказать?

Предполагаемые ответы детей: нужно подуть в трубочку.

Воспитатель: Давайте подуем в трубочку и посмотрим, что произойдет.(дети дуют, появляются пузырьки ). Ребята, посмотрите, что появилось на поверхности?

Предполагаемые ответы детей: пузырьки

Воспитатель: Это значит, что мы с вами можем увидеть движение воздуха. А на нашем волшебном экране появилась очередная подсказка куда мы отправимся дальше. Чтобы это узнать нужно отгадать загадку:

Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст. (земля)

Предполагаемые ответы детей: земля.

Воспитатель: Да, ребята, есть на свете такая чудесная кладовая: положишь в нее мешок зерна, а осенью посмотришь, вместо одного в кладовой уже 20

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер

Слайд №10


Горсточка семян делается большой кучей огурцов, морковки, томатов.

Слайд №11

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А вы знаете, как еще называют эту чудесную кладовую?

Предполагаемые ответы детей: почва.

Воспитатель: А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» кто-нибудь слышал?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: А почему так о ней говорят?

Предполагаемые ответы детей: она нас кормит, дает урожай.

Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

Слайд №12


А еще в почве обитают много жильцов и я хочу проверить знаете ли вы их, слушайте внимательно:

Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться.

(полевка)

Слайд №13

Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у... (крота)

Слайд №14

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.

(дождевой червь)

Слайд №15

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете о «подземных жителях», а наш волшебный экран предлагает поиграть в игру «Один и много».

Слайд №16

Поле – поля – много полей

Слайд №17

Колосок – колоски – много колосков

Слайд №18

Василек – васильки – много васильков

Слайд №19

Мак – маки – много маков

Слайд №20

Сорняк – сорняки – много сорняков

Слайд №21

Кустарник – кустарники – много кустарников

Воспитатель: Молодцы, как много слов, связанных с природой вы знаете, а теперь настало время намного отдохнуть.

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.(Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.(Ходьба "змейкой”)

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.(Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.(Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Воспитатель: Посмотрите, что появилось на нашем волшебном экране.

Слайд №22

Предполагаемые ответы детей: река.

Воспитатель: И правда, мы с вами очутились на берегу реки. Посмотрите вокруг, что вы видите?

Предполагаемые ответы детей: всюду мусор, мутная вода, банки битые.

Воспитатель: Вы правы, всюду мусор, вода в реке мутная, растения увядают, лягушки ускакали. Что же делать?

Предполагаемые ответы детей: нужно собрать мусор в пакеты.

Воспитатель: Давайте мы с вами так и сделаем.

Слайд №23

Воспитатель: Берег мы очистили, но как помочь реке?

Предполагаемые ответы детей: тоже очистить.

Воспитатель: Посмотрите, на берегу реки есть лаборатория по очистке воды. Давайте пройдем туда и попробуем очистить воду.

Игра – эксперимент – с помощью фильтра дети «помогают» реке – очищают грязную воду. Воспитатель предлагает вылить воду в реку. Дети сливают чистую воду из своих стаканчиков в большую банку, а воспитатель меняет серую ткань на голубую.

Воспитатель: Берег стал чистым, вода в реке прозрачной. Послушайте, как весело нашей речке.

Слайд №24

(Прослушивание записи «Звуки воды»)

Воспитатель: Мы выполнили полезную работу – очистили водоем от мусора, а волшебный экран приготовил нам еще одно задание. Перед вами будут появляться разные знаки, а вы должны будете рассказать, что они обозначают.

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в природе, но наша наше путешествие завершается, но мы обязательно будем путешествовать снова и снова, чтобы узнавать новое и интересное. Ребята, что вам запомнилось сегодня?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вам хотелось бы еще раз побывать в таком путешествие?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили правила поведения в природе, узнали о многообразии окружающего мира и надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила и узнавать новые. А сейчас предлагаю на память о нашем путешествии сделать памятные значки «Юный эколог» и подарить эти значки ребятам младшей группы, чтобы они знали, что нужно беречь и охранять природу.

( Изготовление значков)

Воспитатель: Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он,

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Спасибо за путешествие! До новых встреч!

Экологический памятный значок «Юный эколог»


Используемая литература:


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2010 г.

  2. «Игровые экологические занятия с детьми» под ред. Молодовой Л.П. 1996 г.

  3. Энциклопедия окружающего мира «Экология» под ред. Р. Спарджена (раздел «окружающая среда») 1997 г.

  4. Энциклопедия «Мир вокруг нас» перевод с ит. Е. Титуновой (раздел «воздух», «вода») 2000 г.

  5. Детская энциклопедия «Росмэн» под ред. Д.Эллиот, К.Кинг (раздел «забота о земле») 1996 г.

  6. Интернет - ресурсы

валентина хромых
Конспект НОД «Экология - что это?» в подготовительной группе

Цели :

1. Дать детям экологические знания .

2. Учить детей любить и беречь природу, экономно расходовать ее богатства.

3. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

4. Уточнить и закрепить название животных и растений, их своеобразные особенности.

5. Развивать умение детей составлять небольшие по объему рассказы по представлению.

Активизация словаря : прогноз, экология , катастрофа.

6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.

Предшествующая работа : ознакомление с жизнь диких и домашних животных, наблюдения за птицами, животными, людьми, живой и неживой природой, установление взаимосвязей

Дети, я расскажу вам одну историю. В одном городе Франции было очень много воробьев, они уничтожали много зерна на полях, своими испражнениями засоряли окна, дома, улицы города. И тогда, люди решили от них избавиться. Они уничтожили воробьев, но тогда развелось много комаров, которых раннее уничтожали воробьи, они стали кусать людей, что доставляло много неудобств людям. Вскоре пришлось воробьев покупать за границей, а это очень дорого. О чем можно сделать вывод, прослушав эту историю? (ответы детей) . Все в природе связанно. Конечно, всех этих неудобств можно было избежать. Просто руководителям города нужно было посоветоваться с учеными, которые занимались проблемами экологии . Их так и называют (ученые) -экологи . Как называются ученые, занимающиеся проблемами экологии ? (ответы детей)

Мы уже не раз рассматривали примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи человека с природой. Сейчас мы посоревнуемся, какой ряд приведет больше примеров взаимосвязи или взаимозависимости природы и человека. За каждый правильный ответ вы получите фишку. (дети приводят примеры и получают фишки. Провожу подсчет фишек) .

Рассмотрев все эти примеры, мы еще раз убедились, что в природе все взаимосвязано. У нас уже есть некоторые знания о природе, мы уже немного познакомились с наукой, которая называется «экология » . Как зазывается наука?

Слово «экология » - греческое слово, оно получилось из двух слов «экос» -дом и слова «логос» - наука. Значит экология – это наука о доме . Но здесь имеется ввиду не дом, квартира, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа : животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука «экология » изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других., неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы.

Вспомните тех животных, которые спят зимой! (дети называют) они зависят от неживой природы, т. е. времени года. Мы с вами спим по ночам, ни животные, ни растения, ни люди не могут обходиться без питья, то есть воды. Вы не раз наблюдали, как каштаны в холодную погоду опускают листья вниз.

Как вы думаете, кого больше птиц или насекомых, которыми они питаются? (ответы детей) Конечно насекомых больше, если их будет меньше, то птицы просто погибнут с голоду. Ведь не зря осенью, птицы, питающиеся насекомыми улетают в теплые страны. Запомните, хищников всегда меньше, чем тех, кем они питаются. (можно привести пример : ежики. Совы, лисы и мыши, которыми они питаются;. рысь. лев и т. д. и парнокопытные, на которых они нападают.

3 часть. Вы уже знаете. Что многие животные, растения в природе так приспособились к тому, чтобы защищаться от врагов. Приведите примеры этих приспособлений. (крапива жжется, некоторые сорняки похожи на настоящие растения, скунс выбрасывает едкий запах, кошки, рысь, лев -крепкие зубы, сильные лапы, когти; парнокопытные животные имеют копыта, страус –сильные и быстрые ноги; растения в жарких странах имеют толстые листья, где собирают воду, длинный корень и т. д.) (дети за каждый правильный ответ получают фишки. Подводится итог) .

Физкультминутка.

Вы, я думаю, не раз слышали или видели по телевизору, как в результате аварии на судне, перевозящем нефть, случается так, что нефть выливается в море. Она покрывает поверхность воды и не пропускает воздух. В результате чего погибают животные, например, киты, дельфины, морские котики, чайки, рыба, водоросли, молюски и другие обитатели моря. Погибнут и обитатели берегов, так, как нечем питаться. Люди уже не смогут здесь отдыхать, удить рыбу. Вы, наверное смотрели фильм «Спасите Вили» , где как раз показывают как в результате такой катастрофы чуть не погибли киты, но их было мало и люди помогли, а что будет с остальными обитателями моря и берегов. Только через много лет эти места очистятся от нефти, здесь смогут опять жить птицы, животные, растения. Такие случаи называются экологической катастрофой .

Ежедневно и даже по нескольку раз в день мы слушаем по радио и смотрим по телевизору прогноз погоды. Что же означает слово «прогноз» (ответы детей) . «Прогноз» , ребята, это предсказание, то есть нам предсказывают или прогнозируют погоду на день или даже на неделю вперед. Существуют и экологические прогнозы , это когда ученые экологи предсказывают какие будут последствия в результате вмешательства человека в природу. Для этого они используют свои знания, которые они получают исследуя природу.

Экологи , например, могут предсказать, что будет, если :

В реку сбрасывать отходы с химических заводов;

Уничтожить всех грызунов;

Ядовитые грибы уничтожить;

Истребить хищных птиц и животных.

Я предлагаю вам поиграть в ученых экологов . Вы должны будете назвать какую – либо ситуацию, а остальные дети расскажут, что произойдет в результате. (дети предлагают проблему) .

Вот видите, сколько можно избежать катастроф, если знать заранее экологический прогноз ., от многих бед человек может уберечь себя и всю природу. А многие из них получаются из-за плохого, необдуманного отношения к природе.

В чем же значение науки экологии ? (ответы детей)

Правильно, эта наука помогает человеку поступать правильно, не навредить себе, сохранить природу.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познания по экологическому воспитанию в старшей группе.

Тема: «Берегите природу, она – наш общий дом!»

Воспитатель: Е.В.Шипова.

Цель: Формировать представления о правилах и нормах поведения в природе. Программное содержание:

Познавательное: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы.

Речевое: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Социально- коммуникативное: формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, природа. Приучать отвечать полным ответом.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.

Материалы и оборудование: глобус, проектор, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Земля – наш общий дом», фантики, корзинки.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля! Показ слайда №1

Воспитатель: Показывает модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли уменьшенная во много тысяч раз, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом). Показ слайда №2
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Правильно, синим цветом изображена - вода океаны, моря, озера, реки; зеленым - леса, равнины; коричневым - горы. Все это - наша земля. Сегодня мы с вами поговорим о том, как же мы должны жить на земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре, Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? Аудиозапись со звуками леса. Дети отвечают, что попали в лес.

Правильно, а кто же живет в лесу? Ответы детей. Показ слайда №3

Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови домик для животного».

А каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица). Отгадайте про каких птиц эти загадки?

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)

Правильно, молодцы, а теперь посмотрим, сможете ли вы собрать птиц из разрезанных картинок. Проводится игра «Собери птицу».

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветерок все тише – тише, а деревья выше – выше.

Воспитатель: отдохнули немного ребята?

Рассматривание запрещающих карточек и рассказ по ним. Работа с карточками.

Присаживайтесь все на стульчики и сейчас мы с вами рассмотрим на проекторе интересные иллюстрации, вы на них посмотрите и скажите все ли в порядке? Что же произошло? (на картинках изображены различные ситуации плохого поведения в лесу)

Чего же делать нельзя в лесу:

Не шумите в лесу!

Не разжигай костры в лесу!

Не оставляйте мусор в лесу!

Не забирайте домой лесных животных!

Не разоряйте птичьи гнезда!

Не разоряйте муравейники в лесу!

Не рвите, не топчите цветы в лесу!

Не ломайте деревья в лесу!

Не ловите бабочек в лесу! Показ слайдов № 4 - № 9

А теперь давайте проведем дыхательную гимнастику «Листочки деревьев».

Ребята, посмотрите вот сюда, что здесь случилось? Как вы думаете, кто мог это сделать?

Какие- то хулиганы приходили в лес развели здесь полный беспорядок. Можно так вести себя в лесу? Давайте мы с вами все это соберем, вы согласны? Возьмем корзинки для мусора и соберем весь мусор.

Молодцы ребята! Значит, о каких знаках мы сегодня говорили? Кто вспомнит и расскажет? Итог: Показ слайда № 10

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом? (Ответы детей )

Дерево, животное, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы погибнем как они.

Воспитатель: Сегодня я решила посвятить вас в «Активные защитники природы» Друг природы – это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой: Береги свою планету - ведь другой на свете нету! Показ слайда №11

Нам этом наше интересное путешествие заканчивается. Ребята вам понравилось? (Ответы детей).


Конспект НОД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!»

Программные задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное дело, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение природе.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.
Материалы и оборудование: картинки со знаками «Правила поведения в природе», воздушные шары на каждого ребенка, резиновые перчатки и атрибуты для игры «Рассортируй мусор»Воспитатель: Здравствуйте ребята, отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она - огромный шар.
О каком шаре говорится в этой загадке? Он настолько огромный, что на нем помещаются все люди!
Дети: Земля.
Воспитатель: Расскажите какого цвета наша планета Земля, если на нее смотреть из космоса?
Дети: Голубого и зеленого.
Слайд 1.
Воспитатель: Что обозначают эти цвета?
Дети: Зеленый цветом изображена суша со всеми растениями. А голубой цвет на планете-это все водоемы, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Дети: Пить, купаться, вода нужна животным.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает?
Дети: Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная.
Воспитатель: Где живет вода?
Дети: В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т.д.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются. А ведь люди, чтобы быть здоровыми, должны пить только хорошую, очищенную воду. А знаете почему это происходит?
Слайд 2
Воспитатель: Отходы предприятий сбрасываются в реки, мусор сбрасывается в моря. Если мы будем пить воду, которая загрязнена, как вы думаете, что с может произойти?
Дети: Мы заболеем!
Воспитатель: Правильно. Ребята послушайте еще одну загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет».
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Какой он, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому?
Дети: Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям.
Воспитатель: Давайте проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло?
Дети: Нечем дышать, не хватает воздуха.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Какой орган помогает нам дышать? Правильно, легкие. Проведем опыт. (Дети надувают шарики: воспитатель объясняет, что шарик похож на наши легкие, надутый шар -это легкие на вдохе, спущенный на выдохе).

Воспитатель: Вот как работают наши легкие.
Воспитатель: Чем мы дышим?
Дети: Кислородом.
Воспитатель: А что выдыхаем?
Дети: Углекислый газ.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют? Дети: Воздух на земле очень загрязненный.
Слайд 2.
Воспитатель: А происходит это потому, что заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами.
Слайд 3
Воспитатель : А еще люди вырубают огромные площади лесов, а ведь мы с вами знаем, что лес- это легкие Земли.
Слайд 4
Воспитатель: Но даже в тех лесах, что остались не вырубленными, люди ведут себя неправильно! Они губят природу! Ловят и уносят домой здоровых птиц, зверей, и их детенышей. В лесу не стараются ходить по тропинке, а вытаптывают траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.
Оставляют после себя мусор, рубят ветви деревьев и кустарников, разжигают костры, от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Воспитатель: А ведь бросать мусор нельзя, почему ребята?
Ответы детей: Могут поранится животные.
Воспитатель: А можно сжигать мусор?
Ответы детей .
Воспитатель: Пластмассовые, полиэтиленовые и металлические предметы сжигать нельзя! Потому, что они не сгорают, не исчезают полностью, не разлагаются долгое время. А можно ли закопать в землю?
Ответы детей.
Воспитатель: Закопать можно только пищевые отходы, шкурки, очистки, огрызки, они даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества.
Что же делать с остальным мусором? Оставлять мусор после себя нельзя, если бросить мусор в лесу после пикника, он может пролежать на этом месте очень много лет. Представляешь бумага может пролежать 3года пока полностью не исчезнет, консервная банка будет разлагаться - 90 лет, полиэтиленовый пакет -200 лет, а пластиковая бутылка 500 лет.
Вот почему мусор нужно собрать и выбросить в специальные баки-контейнеры или специальные пункты приёма. Потом его отправят на вторичную переработку, то есть повторное использование.
Давайте поэкспериментируем.
Воспитатель: В одну коробку соберем весь металлолом. Что называется, металлоломом?
Дети: Все металлические вещи. Все, что сделано из металла.
Воспитатель : А во вторую коробку соберем всю макулатуру. А что называю макулатурой?
Дети: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
Воспитатель : В третью коробку соберем всю стеклотару. Что называют стеклотарой?
Дети: Стеклянные банки, бутылки. Это упаковка для продуктов, только сделанная из стекла.
Воспитатель: В четвертую коробку соберем весь пластик, а в пятую все пищевые отходы.
Проводится игра «Рассортируем мусор». Дети надевают перчатки и складывают в отдельные коробки:
бумага, картон – макулатура,
пластиковые бутылки – пластмасса,
баночки, жесть – металлолом,
яблоко, картофель – пищевые отходы,
бутылки, банки-стеклотара
Воспитатель спрашивает у детей: Что вы поняли, ребята?
Дети: Мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно не весь мусор.

Слайд 5
Воспитатель: Люди истребляют животных, ведут на них охоту, многие виды животных исчезли, многие занесены в красную книгу.
А каких животные считаются вымирающими в нашем крае?
Ответы детей.
Слайд 6
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
Воспитатель: Что бы быть здоровыми нам с вами нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и кушать экологически чистые продукты.
Но из-за действий людей наша планета заболевает, а если она погибнет, то с нею погибнет все живое. Но мы еще можем ее вылечить. И все мы должны стремиться, чтобы наша голубая планета не превращалась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.
Чем же мы с вами можем помочь нашей планете, как мы можем позаботится о ее природе?
Воспитатель: Я давала вам домашнее задание нарисовать экологические знаки, давайте посмотрим, как вы справились с ним.
Дети объясняют экологические знаки.


Воспитатель: Некоторые ребята выучили стихотворения, давайте мы их послушаем.
Дети читают стихи.

Презентация на тему: Бережём природу, ведь она бережёт наше здоровье!