Какова роль экологического образования. Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы, примеры игр

От воспитания людей во многом зависит, как будет понят закон, дойдет ли он до сознания, вызовет ли внутреннюю потребность актив­ного содействия. Основы экологического воспитания человека закладываются с раннего возраста, если ребенку в семье рассказывают об окружающем мире с позиции любви и бережного отношения.

Основная задача экологического воспитания – необходимость закрепить в обществе осознание того, что природные богатства не беспредельны. Современное общество не вправе жить за счет будущих поколений. Оно обязано сохранить и оставить природу потомкам не только не оскудевшей, но и обогащенной. Такая “экологизация” общественного сознания средствами воспитания и образова­ния создает благоприятные предпосылки для успешной реализации программы устойчивого развития человечества.

Экологическое воспитание – совокупность культурных, социальных и воспитательных мер, воздействующих на чувства, сознание и взгляды людей и направлен­ных на повышение уровня экологических знаний и куль­туры у школьников, студентов, руководящих работников и населения с целью преодоления у них потребительского отношения к природе, раз­вития к ней чувства бережного отношения и осознания обществом опасности приближающейся глобальной экологической катастрофы.

29. Понятие «Устойчивое развитие». Условия практической реализации концепции устойчивого развития.

Устойчивое развитие – форма развития общества, которая удов­летворяет потребности ныне живущих и не ограничивает будущие поколения в обеспечении своего существования, что предпола­гает наряду с рациональным природопользованием уменьшение лич­ных и социальных нужд до жизненно необходимого уровня.

Если говорить о России как части мирового сообщества, то для нее в контексте стратегии устойчивого развития наиболее актуальными являются следующие направления деятельности:

– разработка общих принципов природоохранного законодатель­ства, экологической этики;

– согласование общих подходов к оценке хозяйственных воздей­ствий на природную среду и к экологическому нормированию хозяйственной деятельности;

– сохранение общей системы экологического мониторинга;

– экологическое прогнозирование для всех субъектов Федерации;

– резервирование территорий для развития заповедной сети;

– разработка интегрированной системы мер для сохранения и рационального использования биоразнообразия;

– экологический контроль внешнеэкономической деятельности, включая экологическую экспертизу импортируемых товаров и ли­цензирование экспорта биологических ресурсов;

– выполнение обязательств по международным договорам в об­ласти охраны окружающей среды.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время понятие устойчиво­го развития включает взаимосвязь экономических, социальных и эко­логических компонентов развития, а также потребность в сотрудничестве на разных уровнях. Экологическая политика государств, в том числе и России, преимущественно строится на принципах устой­чивого развития. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию

Мирошниченко Наталья Петровна

МДОУ центр развития ребёнка - детский сад №34 «Звёздочка»,

Московская область г.Серпухов

Воспитатель

Значение экологического воспитания дошкольников

Необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью, очевидна и современна. Мы с самого раннего возраста учим детей бережно от-носиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным приме-ром демонстрируем правильное поведение и отношении природы, то можем надеяться, что и дети будут экологически грамотными.

Знакомя детей с природой, я не только сообщаю им конкретные знания, но и объясняю самоценность любых объектов природы, старюсь вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чув-ства, воспитывать уважительное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются ос-новы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно с детьми к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Что, безус-ловно, имеет большое значение для развития всеобщего экологического само-сознания.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, па-дающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоя-тельном общении с природой. Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сфор-мировать реалистические представления - воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней - важнейшие задачи детского сада.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, при-водит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Непра-вильное представление часто служат причиной недоброжелательного отно-шения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насе-комых и др.; это наносит вред не только природе, но и отрицательно дейст-вует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.

Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологиче-ских проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человече-ством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического об-разования. Создавались программы, технологии, учебные и методические по-собия.

С чего же начинается вся экологическая работа с детьми?

С передачи детям знаний о мире природы.

Каков же должен быть конечный результат?

Формирование у каждого ребенка уважительного и заинтересованного отношения к природному окружению. Это должно выражаться в практиче-ских действиях по отношению к природной среде. Экологическое образова-ние дошкольника базируется на деятельном подходе, так как именно дея-тельность формирует психику ребенка.

Как показывает практика, важным направлением стало формирование у детей первоначальных знаний на занятиях при ознакомлении с природой. Общаясь с природой, ребенок лучше понимает, как устроен мир вокруг него Большое значение для экологического воспитания имеет также исследова-тельская деятельность, проведение опытов. Ребенок имеет возможность по-трогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробовать их на вкус, если это безопасно.

с художественной литературой, в играх Особенно помогают игры-превращения направленные на возникнове-ние любви к животным, растениям, объектам неживой природы. Закрепление экологических знаний происходит на занятиях по рисованию, аппликации, лепке. В целом любая деятельность, любое экологическое занятие включает не только бережное отношение к объектам окружающего мира, умение ви-деть красоту природы, и развивает наблюдательность и внимание, прививает навыки экологически грамотного поведения в природе Элементы экологического воспитания, как правило, присутствуют на заня-тиях по развитию речи, при ознакомлении.

В настоящее время стихийное развитие взаимоотноше­ний с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными по­требностями, но, в отличие от других организмов, эти связи достигли таких масштабов и форм, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живо­го покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение совре­менного общества, что поставило человечество на грань эко­логической катастрофы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стре­мится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от кли­мата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него жи­вотных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому человек, прежде всего, отли­чается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и ду­ховного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеоб­щее экологическое образование людей, начиная со школь­ной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о соз­дании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные произ­водительные силы, которые смогли бы обеспечить гармо­нию человека и природы. Но эта гармония невозможна, ес­ли люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как спра­ведливо отметил американский эколог Б. Коммонер в на­чале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодей­ствуют друг с другом... и что, наконец, миру между людь­ми и природой должен предшествовать мир между людь­ми».

Таким образом, экологические знания позволяют осо­знать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, но это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важней­шее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.



Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

В систему экологического образования заложены следующие принципы: гуманизация, научность, непрерывность (взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни), систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.

Экологическое образование выполняет следующие педагогические функции:

Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании студента;

Является существенным компонентом гуманизации всего образования (дошкольного, школьного, высшего);

Формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей;

Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования:


Однопредметная Смешанная

вводится учебная вводится новый

дисциплина Многопредметная курс экологиче-

экологической экологизация ской направленности

направленности традиционных с одновременной

учебных курсов и экологизацией

дисциплин традиционных

учебных предметов

Большинство отдают предпочтение смешенной модели, реализация которой требует разработки учебного курса «Экология», экологизация традиционных учебных дисциплин, а также серии практикумов.

Экологическая ответственность связанна с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленный последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры – это система знаний, умений. Ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности является:

- экологические знания;

- экологическое мышление (умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности);

- экологическое поведение (в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным, чувство любви к природе). Экологическое поведения включает в себя ряд параметров: - рациональное отношение к природе, - избирательность в отношении к природе, - сознательное отношение к природе.

5. Основные экологические понятия и термины

Основной (элементарной) функциональной единицей биосферы есть экосистема. Экосистема - единый естественный комплекс, образованный за длинный период живыми организмами и средой, в которой они существуют, и где все компоненты тесно связаны обменом веществ и энергии. Но, в соответствии с представлением Ю. Одума, не всякая комбинация жизнь-среда - может быть экосистемой. Ею может стать лишь среда, где имеет место стабильность и четко функционирует внутренний кругооборот веществ. Выделяют микроэкосистемы (пенек с грибами, небольшое болото), мезоэкосистемы (участок леса, озеро, водохранилище) и макроэкосистемы (континент, океан).

Глобальной экосистемой есть биосфера нашей планеты. Часто экосистему отождествляют с биогеоценозом. И. Дедю считает, что категории экосистема и биогеоценоз совпадают на уровне растительной общности и принципиально различаются лишь выше и ниже этого уровня. «Экосистема» - понятие более общее. Компоненты биогеоценоза - биотоп и биоценоз.

Биотоп - однородное за абиотическими факторами среды пространство, занятое биоценозом (то есть место жизни вида, организма), а биоценоз - сообщество организмов (продуцентов, консументов и редуцентов), которые живут в границах одного биотопа. Понятие «биоценоз» - условное, поскольку вне среды существования организмы жить не могут, но ним удобно пользоваться в процессе изучения экологических связей между организмами. В зависимости от местности, отношение к человеческой деятельности, степени насыщения, полноценности и т.п. различают биоценозы суши, воды, естественные и антропогенные, насыщенные и ненасыщенные, полночленные и неполночленные.

Во время изучения экосистем характеризуют: 1) их видовой или популяционный состав и количественное соотношение видовых популяций; 2) пространственное распределение отдельных элементов; 3) совокупность всех связей, в первую очередь - цепей питания.

Экосистемы - открытые термодинамические функционально целостные системы, которые существуют за счет поступления из окружающей среды энергии и частично вещества и которые саморазвиваются и саморегулируются.

Одним из важных экологических понятий есть гомеостаз. Гомеостаз - состояние внутреннего динамического равновесия естественной системы (экосистемы), которое поддерживается регулярным восстановлением ее основных элементов и вещественно-энергетического состава, а также постоянным функциональным саморегулированием компонентов. Гомеостаз есть характерным и необходимым для всех естественных систем - от атома и организма к космическим образованиям. Все популяции имеют свойства, благодаря которым они поддерживают свою численность на оптимальном уровне в условиях среды, которые постоянно изменяются. Эти свойства и являются гомеостазом.

Вид (биологический) - совокупность организмов с родственными морфологическими признаками, которые могут скрещиваться друг с другом и имеют общий генофонд. Это основная структурная единица в системе живых организмов. Вид подчинен роду, но имеет подвиды и популяции. Виды имеют морфологические, физиолого-биохимические, эколого-географические (биогеографические) и генетические характеристики.

Популяция - совокупность особей одного вида с одинаковым генофондом, которая живет на общей территории на протяжении многих поколений.

Сообщество - совокупность различных популяций существуюших на определенных территориях.

Сегодня различают десять групп экологических факторов (общее количество - около шестидесяти), объединенных в специальную классификацию: за временем - факторы времени (эволюционные, исторические, действующие), периодичности (периодический и непериодический), первичные и вторичные, за происхождением (космические, абиотические, биотические, природно-антропогенные, техногенные, антропогенные), за средой возникновения (атмосферные, водные, геоморфологические, физиологические (генетические, екосистемные)), за характером (информационные, физические, химические, энергетические, биогенные, комплексные, климатические), за объектом влияния (индивидуальные, групповые, видовые, социальные), за степенью влияния (летальные, экстремальные, ограничивающие, возмущающие, мутагенные, тератогенные), по условиям действия (зависимые или независимые от плотности), за спектром влияния (выборочного или общего действия).

Одни и те же экологические факторы неодинаково влияют на организмы разных видов, которые живут вместе. Для одних они могут быть благоприятными, для других - нет. Важным элементом есть реакция организмов на силу влияния экологического фактора, отрицательное действие которого может возникать в случае излишка или недостатка дозы. Поэтому есть понятие благоприятная доза или зона оптимума фактора, и зона пессимума (доза фактора, за которой организмы чувствуют себя угнетенно).

Биоценоз - совокупность совместно обитающих популя­ций разных видов микроорганизмов, растений и животных. Термин «биоценоз» впервые применил Мебиус (1877), изучая группу организмов устричной банки, т. е. с самого начала это сообщество организмов было ограничено неким «географическим» пространством, в данном случае границами отмели. В дальнейшем это пространство было названо биотопом, под которым понимаются условия окружающей среды на определенной территории: воздух, вода, почвы и подстилающие их горные породы. Именно в этой окружающей среде существуют растительность, животный мир и микроорганизмы, составляющие биоценоз.

Понятно, что компоненты биотопа не просто существуют рядом, а активно взаимодействуют между собой, создавая определенную биологическую систему, которую академик В. Н. Сукачев назвал биогеоценозом . В этой системе сово­купность абиотических и биотических компонентов имеет «... свою, особую специфику взаимодействий» и «определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющее собой внутреннее про­тиворечивое диалектическое единство, находящееся в посто­янном движении, развитии» (Сукачев, 1971).

Термин «биогеоценоз» был предложен В. Н. Сукачевым в конце тридцатых годов. Представления Сукачева в дальней­шем легли в основу биогеоценологии - целого научного на­правления в биологии, занимающегося проблемами взаимо­действия живых организмов между собой и с окружающей их абиотической средой.


ТЕМА 2: ОСНОВЫ ГЕОЭКОЛОГИИ. ОХРАНА АТМОСФЕРЫ.

1. Атмосфера и её значение.

Вопрос о воздействии человека на атмосферу находится в центре внимания специалистов и экологов всего мира. И это не случайно, так как крупнейшие глобальные экологические про­блемы современности - «парниковый эффект», нарушение озо­нового слоя, выпадение кислотных дождей, связаны именно с антропогенным загрязнением атмосферы.

Охрана атмосферного воздуха - ключевая проблема оздо­ровления окружающей природной среды. Атмосферный воз­дух занимает особое положение среди других компонентов био­сферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определенную чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья.

Основные функции атмосферы:

Защитная экологическую функцию, предохраняя Землю от абсолютно хо­лодного Космоса, потока солнечных излучений, задерживается масса метеоритов (толщина атмосферы около 480 км, служит щитом),

Атмосфере идут глобальные метеорологические процессы, формируются климат и погода,

Регулирует сезонные и суточные колебания температуры (если бы на Земле не было атмосферы, то суточное колебание температуры достигало бы +/- 200С 0),

Источник газов, которые принимают участие фотосинтезе, и обеспечивает дыхание).

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Гипотеза: воспитание основ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если наибольшее внимание будет уделяться предметно-развивающей среде в детском саду.

Объект - экологическое образование детей среднего дошкольного возраста.

Предмет - предметно-развивающая среда как средство экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методические основы проблемы экологического образования дошкольников.

2. Рассмотреть основы экологической культуры как результата экологического образования дошкольников.

3. Проанализировать роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть методику использования предметно-развивающей среды как средство экологического воспитания.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы о дошкольном образовании.

Экологическое образование детей

Значение, цели и задачи экологического воспитания детей

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на здоровье людей и качество жизни .

Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и скверов. Ухудшилось качество воды в реках: появились нефтяные разводы на поверхности воды, многие реки и озера «зацвели» и даже купание в них стало невозможным, в воде появились соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества, ядохимикаты. Уменьшилась площадь лесов, а сами леса, особенно вблизи населенных пунктов потеряли свою привлекательность: стали исчезать сосновые и дубовые рощи, липы, клены. Их вытеснили другие, менее привлекательные породы - ольха, кустарники. Резко обеднели флора и фауна.

Разумеется, люди стали бить тревогу. Наиболее активная часть стала называть себя «зелеными», экология стала популярной. Неизбежно расширились границы экологии. Говорят о «социальной экологии», «инженерной экологии» (появилось множество факультетов и кафедр с таким названием), «политической экологии», «экологии культуры» и даже «экологии семьи».

Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом; «логос» - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Прежде, чем начать говорить о самом предмете данного исследования, следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. .

Экологическое образование это:

Непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

Формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления и связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира: они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей все интересует, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать своё, иногда очень нестандартное интересное объяснение. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь.

Человек прежде всего отличается от остальных видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, - «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий могут знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи и заканчивая. вузом и послевузовским образованием.

Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мир на Земле. Именно к этому обязан стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо строить всю экологию только «вокруг» человека. Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против окружающего его варварства, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества. Из сказанного следует, что в настоящее время беспредел в нарушении экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, что возможно, прежде всего, через изучение основ экологии

Лекция 2. Взаимодействие организма и среды

План лекции.

1. Понятие о среде обитания и экологических факторах

2. Основные представления об адаптациях организма

3. Лимитирующие факторы

4. Значение физических и химических факторов среды в жизни организма

5. Эдафические факторы и их роль.

6. Ресурсы живых существ как экологические факторы

1. Понятие о среде обитания и экологических факторах

Среда обитания организма - совокупность абиотических и биотических условий его жизни. Известны три среды обитания: водная, наземно-воздушная и почвенная вместе с подстилающими горными породами. Среда организмом воспринимается через экологические факторы - это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм. Они могут быть природными и антропогенными. Природные факторы делят на абиотические и биотические.

Абиотические факторы - это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение организмов. Их делят на физические, химические и эдафические. Физические факторы - это те, источник которых - физическое состояние или явление (механическое, температурное воздействие и др.), химические происходят от химического состава среды (соленость воды, содержание кислорода и др.), эдафические (почвенные) - это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающие воздействие как на организмы почвенной биоты, так и на корневую систему растений (влияние влажности, структуры почв, содержания гумуса и т. п. на рост и развитие растений).

Биотические факторы способны влиять на абиотическую среду, создавая микроклимат или микросреду: например, в лесу летом прохладнее и влажнее, а зимой - теплее. Но микросреда может иметь и абиотическую природу: под снегом, в результате его отепляющего действия, выживают мелкие животные (грызуны), сохраняются всходы озимых злаков.

Антропогенные факторы - факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду (загрязнение, эрозия почв, уничтожение лесов и т. д.).

Факторы, изменение которых во времени повторяется регулярно, называют периодическими (климатические, приливы и отливы, некоторые океанские течения), а те, которые возникают неожиданно, - непериодическими (нападение хищника, извержение вулкана и т. д.)