Самоформирования ценностного отношения студента к здоровью. Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Выделяются три уровня ценности здоровья:

1)биологический (физический) - здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма;

2)социальный - здоровье как мера социальной активности индивида;

3)психический - здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления.

Для здоровья необходима эмоциональная устойчивость - умение управлять своими чувствами и эмоциями, успешно осуществлять необходимую деятельность в условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций. Здоровый стиль жизни - это личностно преломленный, творчески переработанный, адаптированный к требованиям саморазвития и воплощенный в жизнь здоровый образ жизни.

39. Факторы, определяющие формирование ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Материально-бытовой фактор отражает удовлетворенность студентов условиями жизнедеятельности, социальным обеспечением, материально-технической оснащенностью.

Социально-демографический фактор раскрывает влияние возраста, пола, семьи, национально-культурных традиций на формирование отношения студентов к здоровью.

Организационно-методический фактор определяет методическое обеспечение, овладение студентами необходимым инструментарием для ведения здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

Психолого-педагогический фактор определяет качественное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, его индивидуализацию на основе личностных особенностей студента, активизацию процессов физического самовоспитания и самосовершенствования.

Личностно-духовный фактор характеризует личностные качества студента и его мотивационно-ценностную направленность на ценности здоровья и физической культуры, саморазвитие и самообразование.

40. Принципы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Принципы формирования в образовательном процессе - это основные положения, в соответствии с которыми строится целенаправленная, логически последовательная, результативная педагогическая деятельность. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью определяет соотношение принципов:

-целостности;

-компетентностного подхода;

-аксиологической направленности;

-единства образовательного, методического учебного процесса;

-непрерывности и преемственности;

-деятельностного подхода;

-субъектности;

-межсубъектного взаимодействия;

-индивидуализации и дифференциации в процессе группового обучения;

-целенаправленности и доступности;

-закономерностей физкультурно-спортивной деятельности;

-комплексности;

-технологичности.

41. Этапы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Выделяют три этапа:

1. Подготовительный этап направлен на выявление уровня сформированности ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре, их субъектного опыта в сфере здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

2. Формирующий этап направлен на деятельное формирование компонентов ценностного отношения к здоровью: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностного.

3. Заключительный этап определяет сравнение результатов диагностики начального и конечного уровней сформированности ценностного отношения студентов к здоровьюи физической культуре, постановку целей дальнейшего личностного развития.

42. организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, учебному заведению, органу власти, добровольному союзу и т.д.

Здесь организация - это процесс , связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых .

упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта.

Руководство - это личное, персональное воздействие одного работника на трудовое поведение других, закрепленное административно-правовыми средствами. В таком смысле руководство имеет ряд особенностей.

Отношения руководства в педагогических организациях строятся на принципе единоначалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения.

Руководство выступает как отношения между разными статусами , уровнями административной структуры, имеющие под собой правовую основу и проявляющиеся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Руководство - это также отношения между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной - более «общей», другой - более «конкретной». В нем объединяются, с одной стороны, функция организации, с другой - исполнение. Наконец, руководство представляет собой отношения между личностями как специфический тип общения. В этом случае рассматривается их социально-психологическое содержание - взаимное признание, влияние, мотивы, стиль, интересы и т.д.

Целью является воздействие руководителя на подчиненных, побуждение их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями педагогической системы, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (через стимулы).

Управление - это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хорошего результата.

Управление - это очень сложный процесс, поэтому мы постараемся рассмотреть его следующие аспекты: управление деятельностью и управление людьми .

Управление деятельностью можно представить как официальную иерархию организации, оформление должностных инструкций, распорядок трудовой деятельности, выраженные в уставе организации, штатном расписании, правилах и прочих официально - безличностных структурах.

Управление людьми - более сложный процесс, связанный с формированием управленческой команды, организационной или корпоративной культуры, традиций, обычаев, мотивации и ценностной ориентации работников, сплоченности и командного духа в образовательном учреждении и его отдельных подразделениях. Данный процесс сложен и противоречив, требует учета множества иногда диаметрально противоположных факторов.

Управление деятельностью и управление людьми не взаимоисключающие явления: они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга.

«Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания»

Учитель математики МОУ «Поповская

основная общеобразовательная школа»

Курова Светлана Сергеевна

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Все люди хотят быть здоровыми, сильными, иметь красивую фигуру, в идеале заниматься (или хотя бы любить) каким-нибудь видом спорта.

Очень тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни.

Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению, активному участию в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отказе от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

Здоровый образ жизни - возможно, главный фактор предупреждения различного рода заболеваний. Из этого вытекает одна из основных задач воспитательной работы с учащимися - формирование у них здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что данная проблема является основной не только для учителей, но и для родителей, причем именно на последних ложится основной груз ответственности.

Формирование здорового образа жизни должно включать в себя несколько аспектов:

Проведение разъяснительных мероприятий со школьниками и их родителями о важности здорового образа жизни для растущего детского организма;

Построение правильного расписания школьной жизни учащегося;

Введение определенных школьных правил и норм (опрятный вид школьника, запрет курения на территории школы и др.).

Кроме того, одним из факторов формирования здорового образа жизни у школьников, является личный пример, о чем учитель никогда не должен забывать. В качестве примера для подражания нередко выступают и родители учеников, на эту тему необходимо проводить разъяснительные беседы на родительских собраниях.

Образ жизни ребенка - основа его здоровья на протяжении всей последующей жизни. Неправильно заложенная основа может привести к повреждению всей конструкции, даже если все остальные ее элементы будут заложены верно.

Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровый образ жизни. Мотивация здорового образа жизни - это комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести:

соблюдение режима дня;

правильное и своевременное питание;

соблюдение норм личной гигиены;

отказ от вредных привычек;

регулярное занятие любительским спортом, правильная оснка;

и др.

Следует отметить, что в настоящее время здоровый образ жизни становится модным. Все больше популярных людей пропагандируют здоровый образ жизни, к тому же здоровые, спортивные, сильные личности более популярны, чем измученные вредными привычками. Исходя из этого в беседах со школьниками следует дать им понять, что крепкое здоровье - один из первых шагов к популярности и успеху.

Мероприятия по формированию мотивации следует начинать с самого рождения ребенка. Для этого родители постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене и др. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни.

Семья закладывает в сознание ребенка само понятие «здоровье», однако дальнейшее формирование у ребенка ценностного отношения к нему перекладывает на школу.

Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у школьников ценностного отношения к здоровью состоит из следующих взаимосвязанных направлений:

1. Воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями;

2. Вооружение школьников знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости следить за своим здоровьем, систематически заниматься физической культурой;

3. Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.

Названные выше направления достигаются в практике работы школы в тесной связи в едином образовательном процессе. Выработка у детей интереса к своему здоровью, становится одним их мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования ценностного отношения к нему.

Пробуждению и развитию у школьников интереса способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий. Уроки физической культуры, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые школьные соревнования имеют явную направленность на то, чтобы приобщить всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Важным разделом работы по привитию школьникам потребности заботиться о своем здоровье является формирование у них соответствующих убеждений. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя, работа родителей.

Большое значение для формирования у учащихся устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей необходимо обсуждать вопросы здоровья на родительских собраниях.

Практическое приучение школьников заботиться о своем здоровье в режиме школьного и нешкольного времени является решающим условием выработки у них данной потребности. Потребность формируется через привычку. Достижению успехов в этом важном деле способствуют спортивно-оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», различные спортивные мероприятия («Самый спортивный класс», «Олимпийцы среди нас» «Самый меткий и ловкий», «Спортивная семья» и др.), где принимают участие учащиеся и их родители, а также классные руководители, которым может отводиться роль помощников судей, организаторов и т.п.

Для того, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

Кроме педагога, который интересуется новинками литературы, который может, а главное хочет не только научить детей как правильно заниматься физической культурой, но и привить к ней интерес на всю оставшуюся жизнь, важным этапом является мотивация детей.

Но в то же время необходимы усилия и со стороны семьи. Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.

Там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям

Для формирования ценностного отношения к здоровью разработана программа мероприятий работы с родителями и детьми в 6 классе:

п/п

Название мероприятия

Цель мероприятия

Раскрыть понятие здорового образа жизни; показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуащиям; информировать учащихся о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.

Беседа «Значение здорового питания для организма человека»

Показать учащимся значение здорового питания для организма человека; сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред; стимулировть общение детей, прививать любовь к спорту.

Беседа «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»

Показать учащимся, что для сохранения здоровья необходимо выполнять физические упражнения ежедневно; познакомить учащихся с правилами личной гигиены; с ролью здорового питания.

Клаасный час «Как научиться быть здоровыми?»

(совместно с родителями)

Воспитание уважения к личному здоровью и здоровью окружающих; воспитание у родителей и детей интерес к совместной деятельности; развивать умение дарить тепло и доброту.

Ситуационный классный час «Табакокурение в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к табакокурению.

Ситуационный класный час «Энергетические напитки в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к энергетическим напиткам.

Общешкольное спортивное мероприятие «Папа, мама, я – сортивная семья»

Воспитание положительного отношения к занятию спортом; воспитание у родителей и детей духа соревнования; сплочение родителей со своими детьми.

Родительское собрание «Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие»

Познакомить родителей с принципами и составляющими здорового образа жизни; показать роль семью в воспитании

целостного отношения к здоровью.

Педагогический совет

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни»

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
В новом законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся».

В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В Примерной образовательной программе общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Опираясь на базовые документы федерального уровня, мы разработали свою образовательную программу начального общего, основного общего образования.

Школа – один из социальных институтов, который оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Здесь дети не только получают базовые знания по общеобразовательным предметам, но и проходят социализацию, пробуют себя в различных формах деятельности. Как ни странно, но на школе лежит и еще одна ответственность – формирование у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Каким же образом педагог (как известно, оказывающий, наверное, наибольшее влияние на ученика в школе, подающий ему пример поведения, ответственный за школьника, находящегося в учебном заведении) может поспособствовать созданию такой позитивной оценки?

Как известно, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. И этот так называемый «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях школы пойдёт речь на нашем педсовете .

В целом в школе сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в школе достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в школе.

Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, логическое мышление, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить детей к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

Движение - ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Многие физиологи отмечали важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50 % времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой системы, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Например, уровень сформированности тонкой моторики кисти, развитие ее движений определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.

Движение - необходимая составная часть любого вида деятельности детей и их естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии (от греческих слов «движение» и «любить»). Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально для школьников. Учебная работа школьника - труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками.

Двигательная нагрузка - в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. В связи с этим необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе.

Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки).

Профилактика гипокинезии включает следующие мероприятия:

* Выполнение режима дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);

* Правильное соотношение динамического и статического компонентов на уроках;

* Внедрение в учебный процесс разных форм двигательной нагрузки (гимнастики до уроков, физкультурных минуток, динамических перемен).

Гимнастика до уроков

Цель гимнастики до уроков - активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Гимнастика проводится в хорошо проветренных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов). Длительность гимнастики для младших школьников 5 - 6 минут. Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и силовой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).

Физкультурные минутки

Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми учителями в младших классах. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948).

Безусловно, один из главнейших факторов, влияющий на становление личности ребенка, среда, где происходит это формирование – семья. Именно с нее начинается восприятие мира маленьким человеком. Именно с родителей берет пример ребенок. Поэтому если мама и папа хотят приучить своего малыша к здоровому образу жизни, они должны, в первую очередь, вести его сами. К различным видам спорта ребенок также приучается с детства, благодаря помощи родителей. Поэтому стоит непременно уделять время активным играм (разумеется, безопасным), упражнениям по развитию мелкой моторики. Немаловажно также, чтобы все «тренировки» были интересны для ребенка, не являлись утомительными или отвлекающими его от каких-то «своих дел». Да, взрослым порой кажется, что «он еще совсем маленький, ничего не понимает, просто копается в песочнице». Но на самом деле ребенок – практически автономная система, стремящаяся изучать мир. Поэтому стоит отнестись к этому факту с уважением. К тому же, если постоянно заменять дело, интересующее малыша, на зарядку или игру с мячом, то эти занятия спортом будут ему неприятны. Следовательно, цель – приобщение к активному образу жизни – не будет достигнута.

Родителям более взрослых ребят можно посоветовать также стараться разнообразить досуг своего чада.

Вывод

Систематическое использование в режиме дня (как школьном, так и домашнем) оздоровительных, расслабляющих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Такие ребята всегда будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в любых условиях, а также будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности

Проект решения педсовета:

  1. Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
  2. Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья (кл. руководители).
  3. Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики (март).
  4. Методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий (3 четверть, рук. ШМО).
  5. Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья (апрель, кл. руководители).
  6. Организовать проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (апрель, кл. руководители).

«Формирование ценностного отношения к собственному здоровью

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Есть ценности, признаваемые всеми без исключения, которые были и остаются вечными: жизнь, красота и здоровье. Среди них одна из главных – здоровье человека. Именно оно представляет собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются интеллектуальные, этические и иные ценностно-нормативные структуры личности. Здоровье – не подарок, который человек получает на всю жизнь, а результат его сознательного поведения. Поэтому важно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому определенные усилия.

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Неблагополучное состояние здоровья субъектов образовательного процесса привело к необходимости овладения классным руководителем навыками здоровьесберегающей деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в моей группе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции классного руководителя лежит осознание проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличия знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне - здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

Резко возросло число подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных подростками. Увеличение распространенности среди подростков курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст - это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба - тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития подростков созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.

Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.

Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.

Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.

Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.

С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью мною была разработана программа из 5 классных часов. Цель программы - формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Классные часы:

1.«Мы – за здоровый образ жизни» (формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.)

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

2.«Место здоровья в моей жизни» (формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.)

3. «Этика взаимоот­ношений» (0 ВИЧ-инфекции и ИППП)

4. «Вредные привычки и здоровье человека» (профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.)

5. «Наши нравственные чувства и этическое сознание »(развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры общения, культуры поведения).

Неуважение к предкам есть

первый признак безнравственности.

Пушкин

Мои педагогические аксиомы в работе со студентами.

Для того, чтобы в душе моих воспитанников жили чувства добра, любви, справедливости, понимание Веры выполняю три педагогические аксиомы. Воспитательную работу с детьми всегда строю на уважении моих воспитанников, признавая их «ценностным феноменом»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ

И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение: «Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, а состояние полного телесного, душевного и социального благополучия». Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. Социальное здоровье - это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Физическое здоровье – это полное физическое благополучие, спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений течение дел, жизни. Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. По данным Минздрава России, лишь 15% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35 % - хронические заболевания. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психические растройства. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми.

Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Поэтому в соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Каковы же причины повышения заболеваний у школьников? Причины нарушений следует искать в образе жизни, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются.

Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом, является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает вооружение школьников здоровьесберегающими знаниями и умениями, организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

С амая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей имеет ещё и важное организационное значение. Это ритуал, который, будучи ежеутренним, структурирует день, настаивает на активное, плодотворное время препровождение. Ежедневные физические упражнения приучают заботиться о своем здоровье, относиться с детства с уважением к потребностям своего организма. Ребенок понимает, что есть вещи, которые необходимо делать для того, чтобы жить нормальной жизнью: чистить зубы, умываться, причесываться, делать зарядку. Упражнения для утренней зарядки имеют различные вариации, но основными из них являются следующие: упражнения для шеи, рук, туловища.

В какой форме проводить зарядку, не слишком важно, имеет значение лишь то, чтобы она нравилась ребенку. Ведь то, что нравится, не вызывает раздражения при превращении в ежедневную необходимость, а то, что раздражает и злит, неизбежно будет заброшено. При регулярности она развивает упорство, и дает понятие необходимости.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений. Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Особенно тщательно следует подходить к подбору физкультминуток на уроках русского языка, чтения, математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кистей и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и, в первую очередь, навыков письма.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. Возможны варианты сочетаний различных упражнений. Например, при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти.

Физкультминутки можно систематизировать на:

1. Оздоровительно- гигиенические

    Их можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой

    На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

2. Танцевальные

    Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3. Физкультурно-спортивные

    Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4. Подражательные

    Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5. Двигательно-речевые

    Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов - минуты психоэмоциональной разрядки.

Минуты психоэмоциональной разрядки - упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряженияс использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления.

Дыхательное упражнение

Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
Задержите дыхание на четыре секунды.
Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.
Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. Наши образы имеют над нами магическую власть. Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных луче
й

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

« Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми». Повторите упражнение 5–7 раз.

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

После короткой серии дыхательных упражнений используем самовнушение: «Я спокойна. Я уверена в себе. Я знаю, что я справлюсь. Моих знаний по математике достаточно для написания ЕГЭ».

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Результат будет лучше, если есть опыт регулярного применения упражнений.

На формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности направлены подвижные перемены. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление. На переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечение школьнику возможностей сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

    знание ребенка о себе, своей индивидуальности, неповторимости;

    умение выделить процессы физического и психического развития, свойственные его индивидуальности;

    умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями, оказывать помощь другим;

    умение понимать, в чем, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;

    знать возможные экстремальные ситуации для ребенка в природной среде, а также меры безопасности в разные времена года.

Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживании и здоровье всей системы и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

В процессе приобщения к знаниям ребенок учится: выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия (то есть прогнозировать свое поведение); эффективно общаться с другими людьми, поддерживать межличностные контакты.

На уроках русского и английского языка, литературы учащиеся расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, пополняют знания о здоровье, здоровом образе жизни, составляя предложения и рассказы о различных видах спорта, подвижных играх. На уроках математики учащиеся узнают об использовании знаний в медицине, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные задачи с данной тематикой. В процессе изучения предметов «Обществознания», «Истории», «Географии», «Биологии», «Физики», «Химии» формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживание и здоровье организма в целом и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

На достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения оказывает существенное влияние использование оздоровительных сил природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и заботиться о своём здоровье. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном, счёте, наши дети и наше будущее.