Развитие младенца в 11 месяцев. Эмоции и социальное развитие. Как помочь малышу развиваться

Все заметнее становится снижение темпов развития ребенка в 11 месяцев. При очередном посещении врача часто наблюдается такая картина, что малыш в весе набрал всего 300-400 грамм, да и вырос на 1-1,5 см. Не нужно волноваться и пытаться откормить кроху, ведь причина подобного очевидна. Заключается она в том, что дети в этот период очень активны, много двигаются, а на это, соответственно, тратится большое количество энергии. Но не редкость и противоположная ситуация, когда масса ребенка больше нормы. Тут стоит отметить, что на рост и вес влияет большое количество факторов, которые следует учитывать, например:

  • Темперамент малыша и его тяга к движению. Спокойные набирают вес больше, чем более энергичные сверстники.
  • Дети, проводящие много времени на родительских руках, обычно более крупные по массе.
  • Часто болеющие детки, наоборот, отличаются невысоким ростом и маленьким весом.
  • Также стоит помнить, что огромную роль играет наследственный фактор.

В период развития ребенка в 11 месяцев, почти все детки, хорошо и уверено ходят, держась за сильную руку взрослого. Некоторые уже радуют своих родителей первыми самостоятельными шагами. Но стоит помнить, что нормой считается освоение навыка хождения в периоде с 9 до 15 месяцев. Большинство крох, для передвижения совершают разные маневры: встают на ножки, придерживаясь за опору, ползают на четвереньках, забираются на стулья и другое. В том случае, если в 11 месяцев ребенок все еще не встает на ножки, требуется консультация ортопеда.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев.

В этом возрасте, у детей наблюдается очень сильная привязанность к маме, она ассоциируется с чувством комфорта и безопасности. Иногда это связано с нежеланием внезапно становиться самостоятельным, чего с особым усердием пытаются добиться родители. В развитии подобного навыка необходима систематичность и неторопливость. Развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется совершенствованием предметных действий: надевает кольца на стержень пирамидки, толкает мяч в определенное направление, качает колыбель с куклой, катает машинку за веревку.

Эмоциональное развитие ребенка в 11 месяцев становится все разнообразнее. Он уже способен передавать свои желания и впечатления не только с помощью крика, но и с помощью жестов, мимики, простых слов, тональности голоса.

Социальное развитие ребенка в 11 месяцев отличается провокацией взрослых на определенные действия, а затем усердным копированием их эмоций, мимики и жестов. Малыш все чаще веселит родителей и получает от этого огромное удовольствие. С разными членами семьи он ведет себя неодинаково, с каждым по-своему.

Развитие речи у ребенка в 11 месяцев.

Наблюдается активное речевое развитие ребенка в 11 месяцев. Особенно быстро развивается понимание речи. Малыш различает эмоциональный настрой взрослого, смысловые жесты, а также осознает, когда его хвалят, а когда ругают. Наедине с собой нередко можно услышать его длительные и воодушевленные монологи на понятном только крохе языке. Иногда складывается ситуация, что с освоением первых шагов ребенок неожиданно перестает говорить уже столь привычные слова. Это не должно пугать и тревожить родителей, так как причина лежит в возможности ребенка концентрировать свое внимание только на чем-то одном. И как только чадо научиться удерживать равновесие, он вновь обрадует вас своими ранее произнесенными словами.

Развитие ребенка в 11 месяцев. Режим дня.

На этапе развития ребенка в 11 месяцев мамы и папы чаще всего уже выработали свой режим дня. Питание, прогулки, игры, а также сон организованы с учетом потребностей малыша и в интересах семьи. Хочется напомнить, что для хорошего сна и аппетита с детьми требуется чаще находиться на свежем воздухе.

Развитие ребенка в 11 месяцев. Питание.

Питание на этапе развития ребенка в 11 месяцев становится все разнообразнее. Малыш уже в качестве прикорма и основной пищи может получать такие продукты, как каша, овощи, мясо, хлебобулочные изделия, фрукты, кисломолочные продукты, творог. Но необходимо помнить, что есть и те, которые следует вводить в период лишь после года из-за возможного возникновения аллергии. Это экзотические фрукты, цитрусовые, некоторые виды рыб, орехи и прочее. Также не стоит забывать, что «детские» блюда не должны содержать специи и всевозможные добавки, не стоит предлагать жаренные и копченые изделия.

Развитие ребенка в 11 месяцев. Здоровье и уход.

Если ребенок в 11 месяцев не пытается сам встать на ножки, то необходимо проконсультироваться у специалиста. Только он может назначить лечение, а также необходимый массаж и гимнастику. Если ребенок пошел, то в этом случае не медлите с приобретением специальной ортопедической обуви с высоким и твердым задником. Но также не забывайте о ходьбе босиком по различным поверхностям: по гладкой и ребристой плоскости, песку, траве и всевозможным ортопедическим коврикам.

Развитие ребенка в 11 месяцев с помощью игр и занятий.

Начиная с периода развития ребенка в 11 месяцев, особое внимание стоит уделить совместному прочтению книг. У малыша должны быть книжки-игрушки, а также книги из твердого картона. Рассматривая картинки, необходимо называть и показывать изображенные там предметы, озвучивать, как «говорят» животные. Читать нужно эмоционально, часто, но не долго. Уделяйте внимание сюжетным играм: кормить кукол, причесывать их, купать и одевать. С помощью игры, развивайте у ребенка координацию движений, чувство ритма, умение играть с другими детьми, самостоятельность и способность к принятию решения.

Помните, что для полноценного развития ребенка в 11 месяцев необходимо, как можно больше ярких и разнообразных впечатлений. Не пренебрегайте возможностью сходить в гости или на экскурсию в зоопарк и магазин.

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

Читайте в этой статье:

В возрасте 11 месяцев малыш более привязан к своей матери, так как, находясь возле нее, он чувствует себя в полной безопасности и под постоянной опекой. Иногда это может быть нежелание становиться более самостоятельным, как отмечают многие психологи. Но не стоит забывать, что подготовка малыша к самостоятельной жизни должна осуществляться систематично.

Речевое развитие ребенка

В возрасте 11 месяцев отмечается активная фаза развития речевого центра у малыша. В это время он начинает осмысливать речевой окрас взрослого человека, то есть уже определяет, когда его хвалят, а когда ругают. В связи с быстрым развитием речевого центра у ребенка можно наблюдать длительные возгласы (прототип монолога), когда он находится в одиночестве. Следует отметить, что в этом возрасте внимание малыша приковано к одной определенной физиологической функции, то есть, начиная ходить, он может перестать произносить звуки.

Биологические часы

На этом возрастном отрезке очень важно, чтобы у ребенка был сформирован полноценный режим дня, то есть чтобы его организм был приучен к определенным действиям в определенное время. От родителей требуется постоянно придерживаться сформированного режима дня. Не стоит забывать, что более гармоничному развитию способствуют прогулки на свежем воздухе.

Состояние здоровья малыша

Очень важно помнить, что возраст 11 месяцев — это то самое время, когда малыш должен пытаться самостоятельно вставать на ножки. Если же у ребенка не наблюдается даже попыток, то это значит, что самое время обратиться к специалистам за консультацией. Так как иногда необходимо проводить с малышом гимнастические упражнения и массаж нижней части тела. Если у ребенка дела идут хорошо, то следует обратить внимание на его постановку ножки и в случае необходимости прибегнуть к приобретению специальной ортопедической обуви. Очень важно в качестве профилактики давать малышу ходить босыми ногами по различной поверхности.

Физическое развитие ребенка в возрасте 11 месяцев

Самая бурная стадия малыша происходит в возрасте до одного года. За этот период ребенок увеличивается в несколько раз как в росте, так и в весе. По среднестатистическим данным вес мальчиков в этом возрасте составляет от 8,5-12 кг, а девочек от 8,3-11,8 кг. Рост же мальчиков составляет 70-80,2 см, а девочек 69,5-78,1 см.

Стоит выделить следующие условия, влияющие прямым образом на рост и массу ребенка:

  1. Темперамент определяет все. Более активные дети начинают ходить раньше своих спокойных сверстников, но значительно проигрывают в массовых показателях.
  2. Доказано, что дети, проводящие время на руках родителей, подвержены быстрому набору веса.
  3. Дети, которые болеют в раннем возрасте, намного меньше по весу и росту своих сверстников.
  4. Генетические данные тожеоказывают влияние, ведь большую часть способностей и болезней дети перенимают у своих родителей.

Общее физическое развитие малыша связано с тем, что он начинает изучать окружающий мир, пробуя все на зуб. Еще одна особенность развития — начинают ярко проявляться индивидуальные опорно-двигательные особенности детей, то есть одни могут в этом возрасте бегать, а другие только начинать ползать. Но всех детей объединяет то свойство, что всеми возможными методами они начинают изучать окружающий мир. У ребенка отмечается повышенная целеустремленность. Одной из самых распространенных игр в этом возрасте является бросание предметов, тем самым он тренирует опорно-двигательные и хватательные мышцы, а также развивает углы зрения, рассматривая предмет в разных точках местонахождения.

В возрасте 11 месяцев у ребенка значительно совершенствуется моторика мышц рук, то есть его движения более уверенные, а сила хвата увеличивается в несколько раз. Малыш уже умеет при помощи пальчиков задействовать мелкие предметы в своих играх. У детей активна фаза подражания, к примеру, если один из родителей покажет, как он сминает бумагу, то малыш незамедлительно попытается повторить это действие.

Говоря о процессе ходьбы, стоит отметить, что всего лишь около половины детей умеют ходить в возрасте до одного года. Если малыш не пошел до года, то родителям не надо поднимать панику, так как период начала ходьбы обычно колеблется от 9 до 16-17 месяцев. На начальный период развития ребенка влияют такие факторы: сила опорно-двигательной системы, развитие равновесия и темперамент. Причем в этом деле темперамент играет ключевую роль, как правило, более спокойные дети начинают ходить в позднее.

Уход за ребенком

Уход за маленьким ребенком в период усиленного роста и развития — это отнюдь не самое простое дело. Рассмотрим основные нюансы по уходу за 11 месячным ребенком.

Малыша, как и прежде, нужно регулярно купать. Самый распространенный вариант — перед вечерним кормлением. В этом смысле нет определенного периода, само купание можно осуществлять в любое время, главное — сделать это до кормления. Очень важно никогда не купать ребенка после этого, так как на его органы пищеварения будет оказываться давление, да и, как правило, далее по распорядку сразу же идет сон, так что лучше не сбивать ребенка с привычного графика. Купание благоприятно влияет на развитие ребенка.

Важно следить за тем, как одевать малыша. Помните: тело новорожденного ребенка еще не имеет собственной терморегуляции, и при этом всегда следует обращать внимание, чтобы малыш не замерзал. В старшем возрасте это уже не понадобится.

Прогулки на свежем воздухе — это один из главных факторов здорового роста. В возрасте 11 месяцев время прогулок должно составлять как минимум 2 часа. При этом стоит следить за тем, чтобы ребенка не продуло. Родителям не надо бояться солнечных лучей, ведь солнце — это главный источник витамина D. Развитие ребенка напрямую зависит и от частых прогулок.

Для рационального развития малыш должен много спать, ведь во время сна происходит фаза активного роста. Организм ребенка сам решает, в какой период он должен отдыхать, именно поэтому никогда не надо его заставлять насильно спать. Обычно приучение ребенка ко сну происходит сразу же после приема пищи, так он лучше спит и менее подвержен тому, что проснется от голода. Очень важно после 3-4 месяцев учить ребенка засыпать самостоятельно, так как если не приучить, то в дальнейшем будут большие проблемы. Иногда проблемы со сном могут быть на фоне психологического расстройства или сильного испуга.

Питание ребенка одиннадцати месяцев

К 11 месяцу жизни крохи в его питание происходят большие изменения, то есть постепенно начинает угасать сосательный рефлекс. Наступает то самое время, когда мать должна постепенно отучать малыша от груди. Но сразу же дать обычную взрослую пищу ему нельзя, так как она для него слишком груба, и его желудок не подготовлен к столь большим нагрузкам. В рационе малыша должен содержаться полный перечень витаминов и минералов, белки, жиры, углеводы, кальций и т. д. Одним из самых важных компонентов в питании ребенка является белок. Белок — это строительный материал детского тела, именно поэтому его содержание должно быть выше других. Но следует также учитывать то, что организм берет только то количество, которое ему нужно, а остальное идет на переваривание. Для вырабатывания энергии в течение дня необходимы и такие компоненты, как жиры и углеводы. Ведь именно при их распаде ребенок получает энергию в чистом виде. Очень важно помнить, что пища, потребляемая малышом, должна содержать все полезные элементы в равном количестве.

К 11 месяцем у детей еще слабо развита челюсть и зубы, именно поэтому в рационе большую часть должны составлять разного рода пюре и кашицы. Но необходимо давать ему более твердую пищу (сухари, хлеб и т.д.) для разработки челюстного аппарата.

По достижении 11 месяцев физиологические функции организма начинают перестраиваться, и массовое поедание пищи малышом прекращается, он становится более привередлив к тому, что ему подают.

Не стоит забывать, что к данному возрасту молоко становится ключевым компонентом в рационе. В сутки он должен поглощать не менее 0,5 л. Педиатры советуют, чтобы весь ассортимент питания не замыкался только на молоке: чем больше будет выбор, тем быстрее будет происходить развитие 11 месячного ребенка.

С возрастом питание малыша становится все более разнообразным. Родители могут смело давать ребенку в пищу такие продукты: фрукты, овощи, каши, пюре, мясо и хлебобулочные изделия. Но при этом не стоит забывать, что в питание малыша нельзя включать тяжело усваиваемые продукты, а также те продукты, которые имеют высокий порог к вызыванию аллергической реакции. Высокоаллергенными продуктами являются экзотическая растительность, орехи всех видов и мясо некоторых типов рыб. Стоит удержаться от потребления ребенком продуктов с добавлением разного рода специй, жаренных и копченых блюд.

Игры для детей

В раннем возрасте взгляды малыша строятся именно на играх и игровых ситуациях. Поэтому очень важно, чтобы родители показывали, как ведет себя собачка, кошечка и т. д. Таким образом, у ребенка появляется интерес к играм, и он более притягивается к родителям.

Иногда во время игр малыш может начать проводить жестокие действия с игрушками, начать их рвать, трепать и т. д. В этот момент очень важно его остановить, сказать, что так делать нельзя и объяснить, почему, особенно если ребенок будет проявлять истерику. Покажите ему, как нужно правильно с ними обращаться.

Во время игр очень важно использовать иллюстрационные материалы, для того чтобы развивать память и мышление ребенка. Лучше всего применять этот метод в совокупности с самими игрушками, чтобы он понимал, о чем идет речь. Не следует забывать, что картинки малыш не должен пытаться порвать или помять.

Для общего развития в ребенке общительности и антисоциопатии используйте такие методы, как игры с другими детьми. Ведь находясь в компании старших или взрослых, он всеми способами будет пытаться привлечь все внимание на себя. Для того чтобы было проще приучить малыша к каким-либо действиям, превратите все в игру. Ведь именно в процессе игры нудные уроки для него станут веселыми и занимательными.

Развитие и питание малыша — это основные обязанности мамы. Ребенок в 11 месяцев не может самостоятельно себе подобрать правильное питание, хотя ему интересно попробовать многое. Только родители могут скоординировать всю его будущую жизнь, но для этого нужно много читать про правильное развитие ребенка.

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

За одиннадцатый месяц ребенок набирает в среднем 400 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 11-месячного ребенка около 9500 - 10000 г, а рост - 72-78 см. Прибавка в последний, 12-й месяц до года составит примерно 350 г и средний вес ребенка в год составит 10 - 10,8 кг, а рост - 74-80 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 11 месяцев

1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.

2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.

3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки. Есть с ложки - это не значит, что он полностью съест ложкой всю предложенную ему пищу, ребенок в 11 месяцев понимает назначение ложки, загребает ей пищу и тянет в рот.

4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.

5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.

6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.

7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).

8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.

9. Выполняет первые простые поручения (дай, покажи, иди/ползи...), понимает слово “нельзя”, очень хорошо ориентируется в помещении.

10. К концу года произносит особые “слова”, понятные только матери и ребенку: например, “бах” - падение, “фа” - шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”, “бай”.

Сколько ест ребенок в 11 месяцев

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет. К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью можно заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.

Сколько спит ребенок в 11 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 11 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 11 месяцев

Большинство впедиатров не назначают на 11-месячный возраст регулярного медицинского осмотра, но вы можете обратиться к врачу, если у вас возникли какие-либо проблемы, которые не могут подождать до следующего визита.

Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев ребенок хорошо играет в сороку-ворону, ладушки, но эти игры уже становятся ему не интересны.

Ребенок теперь без посторонней помощи может сложить башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями, вкладывает друг в друга формочки разного размера.

В 11 месяцев можно предложить малышу игру с ведерком, в которое он будет собирать игрушки, а потом вываливать их снова на пол.

Доступны ребенку в этом возрасте игры с разными природными структурами - соленым тестом, пересыпание круп и злаков из формочки в формочку, пересыпание муки, переливание водички. Внимательно следите за ребенком во время этих игр, малыш все будет стараться попробовать на вкус, поэтому водичку наливайте кипяченую, а злаки берите не крупные, желательно более или менее мягкие (сухие бобы нельзя). Такие игры отлично развивают мелкую моторику, что напрямую сказывается на развитии речи.

Игра «В ямку бух». Посадите малыша на колени аккуратно подбрасывайте его в, говоря при этом: «По кочкам, по кочкам, по узеньки дорожкам…» или «Едем, едем…», а затем, меняя интонацию, скажите: «В ямку бух!» и осторожно опустите ребенка вниз. Когда малыш уловит изменения в голосе, он будет ждать этих слов и радоваться, предвкушая их. Игра развивает слуховое восприятие, устанавливает связь между движением и звуком, обучает восприятию интонационной окраски речи, развивает слуховую память.

И обязательно продолжить развитие тактильного восприятия и ассоциирование его со свойствами предметов. Давайте малышу потрогать разные предметы, называя их свойства: ковер – мягкий, стол – твердый, деревянный, вода холодная, вода теплая и т.д.