Рабочая программа на тему: Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе". Анализ подготовки старшеклассников к семейной жизни

Известия ДГПУ, №1, 2007

НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА

©2о°7 Багдуева К. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

В моральной готовности учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII вида к семейной жизни выделяется несколько уровней. Первая группа с высоким уровнем готовности включает в себя 5,4% учащихся. Они понимают, насколько важно строить семейные отношения на основе взаимоуважения, их представления о семейных ценностях и супругах являются адекватными. Вторая группа учащихся (54,6%) не вполне осознает значение семьи. Их знания являются обрывочными и субъективными. Они не обладают адекватной самооценкой и стремятся к самообразованию. У третьей группы учащихся (40,6%) низкий уровень готовности к созданию семьи. Их знания примитивны и поверхностны и некоторые из них не отвечают моральным нормам современной семьи.

The moral readiness of pupils of correctional and educational institutions for family life is divided into several levels. The 1st group with high level of readiness includes 5,4% pupils. They realize how it is important to build the family relationships on the basis of mutual respect, they have adequate ideas about family ideals and marriage partner. The 2nd group of pupils (54,6%) do not completely realize the meaning of the family. Their knowledge is fragmentary and personal. They can’t value themselves enough and aspire to the self education. The 3rd group of pupils (40,6%) has low level of readiness for creating the family. Their knowledge is primitive and superficial and some of them do not correspond to moral norms of modern family.

Ключевые слова: социальная адаптация, умственно отсталые школьники, мотивы вступления в брак, брачно-семейные отношения, готовность к семейной жизни, критерии прочности семьи, семейно-ролевые отношения.

Keywords: social adaptation, mentally handicapped schoolchildren, motives for marriage, marriage-familial relations, readiness for familial life, criteria of familial

strength, familial-role relations.

Социальная адаптация человека в обществе требует от него разнообразных знаний и умений, необходимых как в производственной, так и в непроизводственной сферах. На

формирование у умственно отсталых учащихся знаний и умений, необходимых в семейной жизни, кроме средовых факторов, оказывает влияние и целенаправленная работа по подготовке будущего семьянина,

осуществляемая в школе. Эффективность ее, в первую очередь, связана с преодолением влияния особенностей социального развития учащихся, которое затрудняет формирование этого качества, и всемерным использованием возможностей учебновоспитательного процесса, благоприятствующих подготовке умственно отсталых юношей и девушек к семейной жизни.

Мы исходили из того, что будущие супруги, молодожены должны иметь знания по следующим направлениям:

Нравственно-психологическое,

Медико-гигиеническое.

В литературе мы обнаружили два подхода к определению сущности понятия готовность к семейной жизни . Первый ориентируется на установление готовности по конечному результату - успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей. Ввиду отсутствия возможности оперативной оценки результатов воспитания, столь отодвинутых во времени, большинство исследователей настаивают на определении нравственной готовности учащихся к семейной жизни до их вступления в брак, что является педагогически более целесообразным.

Итак, если принять как основополагающий второй подход и судить о готовности к семейной жизни до начала семейно-брачных отношений (т.е. не располагая выверенными данными о реальном поведении выпускников как субъектов системы внутрисемейных отношений), то закономерно встает вопрос о критериях такой готовности. Необходимыми критериями нравственнопсихологической готовности учащихся к самостоятельной семейной жизни являются:

Наличие представлений об идеале семейной жизни;

Оценка себя как будущего семьянина;

Знания о нравственно-психологических основах семейной жизни, способах взаимоотношений в семье, их регуляции и контроле;

Соответствующие нравственные чувства, облегчающие взаимоотношения в брачно-семейной среде, повышающие стабильность брака (сопереживание, сочувствие, ответственность, отзывчивость, общительность, уступчивость, терпимость и другие);

Нравственное поведение, определяющее отношение к родителям, представителям противоположного пола и другим людям.

Анкетный опрос старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида был, прежде всего, направлен на выявление нравственно-психоло-гической готовности к семейной жизни в условиях этнического социума. Всего было опрошено 118 учащихся 8-9-х классов специализированных школ-интернатов г. Махачкалы и г. Дербента.

В соответствии с разработанными критериями, а также с помощью письменного опроса на основе стандартизированной анкеты мы исследовали уровень готовности старшеклассников к самостоятельной семейной жизни.

Перейдем к анализу результатов нашего исследования.

На вопрос: «Из каких источников вы получаете знания о супружеской жизни?» были получены ответы, освещенные в таблице 1.

Таблица 1

Источники осведомленности умственно отсталых учащихся о брачно-семейных отношениях (в %)

Кол-во Источники информации о семейно-брачных отношениях

опрошенных 118 книги кино- фильмы друзья и знакомые собственные наблюдения родители учи- теля другие источники

Юноши 60 2,7 15,6 41,6 14,3 10,4 11,7 3,7

Девушки 58 3,7 17,0 37,3 11,7 11,3 19,0

Известия ДГПУ, №1, 2007

Анализ данных показал, что учителя, школа стали источниками информации по вопросам брачно-семейных отношений, любви только для шестой части старшеклассников, а сверстники, друзья занимают в этой информации ведущее место.

Важно отметить, что знания в области интимных отношений, по вопросам семьи и брака, приобретаемые старшеклассниками в группах свободного общения, нередко бывают односторонне-максималистскими, искаженными, но, как правило, усваиваются прочно. Культивирование циничного отношения к дружбе и любви сказывается в формировании безответственного отношения молодых людей к выбору будущего спутника жизни, созданию семьи.

Выяснилось, что 11,3% мам беседует с девочками, в основном, о правилах личной гигиены. С мальчиками такую работу проводят 10,4% мам. Отцы в этих беседах, как правило, участия не принимают, изредка ограничиваясь нравоучениями. Многие родители избегают бесед с детьми о последствиях ранней половой близости, венерических заболеваниях и т.д. Это обстоятельство подтверждает наше предположение о том, что родительские семьи умственно отсталых детей, большинство из которых относится к числу неблагополучных, не в состоянии передать своевременные, полные, соответствующие научным данным знания о семье, хотя у них есть личный жизненный опыт. У 17% учащихся источником информации об этой области знаний оказалось телевидение, кино, в связи с чем у них появляются разрозненные сведения о различных аспектах семейной жизни.

Представления умственно отсталых учащи

Соединяясь с собственными наблюдениями ребенка (14,3%), они составляют некоторый запас первоначальных отрывочных знаний, которые только при помощи учителя могут быть объединены в более стройную систему.

В ходе анкетирования учащиеся ответили на вопрос об их готовности к семейной жизни.

Значительная часть девушек (43,4 %) считает, что хорошо знакома с вопросами семьи и брака, среди юношей таких не оказалось. Юноши специально (35%), по их мнению, не следят за источником информации по проблемам брака и семейных отношений, чем отличаются от девочек, у значительной части девушек выявлен повышенный интерес к этой стороне человеческих отношений, что объясняется желанием создать семью.

Таким образом, значительная

часть школьников ответила на данный вопрос утвердительно, что в известной мере следует рассматривать как завышенную самооценку, неадекватность представлений о различных аспектах семейной жизни или отсутствие знаний о важнейших сторонах брачно-семейных отношений. Это отражает тот факт, что некоторые учащиеся переоценивают свои возможности, подходят к созданию семьи безответственно.

Центральное положение в представлениях умственно отсталых старшеклассников о будущей семейной жизни занимает вопрос о нравственных основах создания и функционирования семьи. Мотивы, которые, по мнению учащихся, влияют на решение молодых людей создать семью, представлены в таблице 2.

Таблица 2

о ведущих мотивах вступления в брак (в%)

Мотивы вступления в брак Юноши Девушки

а) желание жить вместе с любимым человеком 33,8 32,1

б) боязнь остаться одиноким 2,5 1,9

в) красота мужа (жены) 26 35,8

г) человеческие качества жены (мужа): внимательность, доброта и т.д. 4 3,7

Психолого-педагогические науки

д) желание иметь семью 27,2 17

е) желание иметь детей 4 7,5

ж) желание заботиться о близких, любимых людях 2,5 2

Согласно нашим данным, ведущее место в прогнозе мотивации брака, по мнению 33,8% юношей и 32,1% девушек, занимает «желание жить вместе с любимым человеком». Ориентация на брак по любви чаще проявляется у старшеклассников из неполных семей. При этом большинство подростков предполагают, что любовь является не только необходимым, но и достаточным условием будущего семейного счастья. Причем личностный смысл любви как основы брака для умственно отсталых старшеклассников из неполных семей в большей степени определен их стремлением компенсировать эмоциональный дискомфорт, испытываемый ими в родительской семье. В то же время полученное распределение мотивов в оп-

ределенной степени отражает собственные намерения учащихся. Об этом свидетельствует соотнесение таких мотивов, как «желание создать семью», «желание иметь детей». Существенное значение умственно отсталые подростки придают внешнему облику будущего избранника, при этом недооценивая значимость психологической и нравственной зрелости.

Сочетание данного стремления с недостаточной личностной зрелостью и отсутствием полноценного жизненного опыта увеличивает вероятность формирования у старшеклассников специальных (коррекционных) школ VIII вида неадекватных, идеализированных представлений о семейной жизни по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Таблица 3

Основные критерии прочности семьи (в %).

Жизненные ценности семьи Юноши Девушки

а) материальное благополучие 7,8 9,5

б) взаимопонимание 11,7 5,6

в) любовь 39 39,6

г) наличие детей 3,9 5,7

д) единство интересов 6,4 -

е) здоровье членов семьи 20,8 22,6

ж) справедливое распределение домашнего труда 10,4 17

Нас интересовали ответы учащихся на вопрос о том, какие критерии являются главными для сохранения и прочности семьи. О выборе критериев можно судить по результатам, представленным в таблице 3.

Важно отметить, что показатели, характеризующие ориентации юношей и девушек на указанные ниже ценности семейной жизни, различаются в группах умственно отсталых старшеклассников из различных типов родительских семей.

Причем, по уровню сформирован-ности ценностных ориентаций на важ-

нейшие основы прочности семьи юноши и девушки из благополучных семей превосходят своих сверстников из семей с низким уровнем нравственных отношений между родителями. Так, учащиеся из семей с высоким уровнем нравственно-психологических отношений большее значение придают любви супругов, как основы счастливого брака, благоприятнее оценивают взаимопонимание в семье по сравнению со школьниками из неблагополучных семей. Выбор старшеклассниками из неблагополучных семей такого критерия прочности семьи,

Известия ДГПУ, №1, 2007

как материальное благополучие, может свидетельствовать о трудных материальных условиях жизни в родительской семье.

Что касается остальных критериев прочности семьи, то взгляды и тех, и других групп существенно не расходятся.

Здоровье членов семейного коллектива как основы сохранения семьи признало 22,6% девушек и 20,8% юношей. В вопросе о справедливом разделении труда в семейной жизни взгляды мальчиков и девочек значительно разошлись. 17% девочек и 10,4% мальчиков - сторонники справедливого разделения труда. Дети, по мнению учащихся, меньше всего влияют на укрепление брачносемейных отношений. Это утверждение формируется у подростков под влиянием родительской семьи, где умственно отсталый ребенок не получает должного внимания, заботы, материнского тепла, лишается «душевного комфорта», «чувства защищенности», вырастая в условиях неполной семьи или в атмосфере грубых, неуважительных отношений между родителями.

Учащимся из экспериментальных классов был предложен вопрос: «Какие черты твоего характера могут помешать тебе создать счастливую семью?». Во многих ответах, данных подростками, прослеживалась положительная оценка своих личностных качеств, стремление утвердить ее путем многократного повторения «у меня нет плохих качеств». В ответах другой части старшеклассников

Представления умственно отсталых пад/

встречались суждения отрицательного характера, попытки отнестись к себе критически, адекватно. Среди возможных помех к созданию семьи преимущественно были названы «грубость» и «лень». Немногие подростки выделили следующие негативные черты своего характера: «упрямство», «ревность», «невнимательность», «несправедливость», «жадность», «обидчивость». Причем девушки оказались более требовательны к себе, как будущей жене, чем юноши к себе, как будущему мужу. Отметим, что девушки в собственной характеристике указывали достаточно большое количество отрицательных качеств, которые, по их мнению, могут отразиться на благополучии будущей семьи.

Из приведенной нравственной характеристики видно, что образ-«Я» у умственно отсталых учащихся несколько идеализирован. Настораживает тот факт, что значительная часть воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида не осознает отрицательных черт своей личности. А это, в свою очередь, негативно влияет на регуляцию ими собственного поведения по отношению к окружающим людям, что является особенно важным в жизни семейного коллектива.

В ходе исследования мы также уделяли внимание изучению представлений умственно отсталых подростков о распределении ролей в семье. Результаты ответов на вопрос: «Какими, по твоему мнению, должны быть взаимоотношения между супругами?» представлены в таблице 4.

)в о семейно-ролевых отношениях (в %)

Взаимоотношения в семье Юноши Девушки

а) жена подчиняется мужу 62,3 15,1

б) муж подчиняется жене 6,4 52,8

в) равноправие и взаимные уступки 18,2 20,8

г) уважение и доверие 13,1 11,3

Выяснилось, что для многих девушек типична установка на лидерст-

во женщины в семье. Юноши, как

Психолого-педагогические науки

правило, роль руководителя в семейной жизни отводят мужчине.

Такой позиции, в основном, придерживаются юноши и девушки из неполных семей. Ведь именно в неполной семье часто отсутствует образец мужского поведения, стимулирующего формирование мужской роли у юношей и прообраза партнера у девушек. Соответственно, пример личной жизни матери, разочаровавшейся в бывшем муже, оказывает сильное воздействие на дочь, что в дальнейшем сказывается на выполнении ею роли жены. Сравнивая результаты ответов испытуемых, мы видим, что в ряде суждений отмечаются попытки приблизиться к пониманию семейных отношений как гармоничных, основанных на уважении и доверии, равноправии и взаимных уступках.

Показательны ответы подростков на вопросы о том, что они считают делом женщины (мужчины) в семье. Большое сходство во взглядах юношей и девушек наблюдалось в оценке хозяйственно-бытовых обязанностей мужчины и женщины в семейной жизни. Ответы учащихся свидетельствуют о значимости для них хозяйственной функции супругов. Взгляды юношей и девушек дифференцируются по принципам распределения трудовых обязанностей в семье. Большинство юношей первенство в ведении и исполнении домашних дел передают женщине, оставляя за мужчиной функцию помощника, главным образом, в покупке продуктов и ремонте бытовых приборов. Некоторые юноши (20%) обнаружили готовность в равной степени с будущей супругой участвовать в исполнении любой домашней работы, отрицая деление обязанностей на «мужские» и «женские». Именно на женщину мальчи-ками-подростками возлагается основная ответственность за семью, организация и ведение домашнего хозяйства.

Среди девочек больше тех, кто ожидает от мужчины (будущего супру-

га) одинакового участия в хозяйственной жизни семьи. Однако в 35% случаев девушки отводят женщине роль главы семьи как в организации, распределении, так и исполнении трудовых обязанностей в семье. Преобладающее большинство девочек считают, что ухаживать за ребенком, заниматься его воспитанием в равной степени обязанность обоих родителей. Некоторые юноши (28,5%) женщин возлагают уход за ребенком, а на себя - обязанность по воспитанию детей (42,8%).

Таким образом, большинство умственно отсталых старшеклассников отдают предпочтение ситуативному распределению бытовых обязанностей. Воспитанники специальных (коррекционных) школ VIII вида недостаточно сориентированы на такое распределение бытовых ролей, которое учитывало бы психологические особенности мужчины и женщины, а также личностные склонности и индивидуальные особенности супругов.

Выяснилось, что девочки из полных семей предъявляли больше требований к мужчине с точки зрения выполнения бытовых обязанностей в семье, чем их сверстницы из неполных семей. Ограниченность представлений о ролях «хозяина» и «хозяйки» у умственно отсталых учащихся из неполных семей объясняется отсутствием первичной модели семьи с ее семейно-бытовыми отно -шениями, в которых проявляются права и обязанности супругов.

Мы задали испытуемым подросткам вопрос: «Выполнение каких работ по дому является твоей обязанностью?» Абсолютное большинство ответило, что принимает участие в ведении домашней деятельности (65,4%). При этом существенная часть респондентов проживает в сельской местности, имея личное подсобное хозяйство. Поэтому ответы старшеклассников распределились следующим образом:

а) помощь в выполнении работы по уходу за жилищем и членами семьи: уборка квартиры, стирка белья, по-

Известия ДГПУ, №1, 2007

купка продуктов, приготовление пищи и другие домашние дела;

б) участие в возделывании садовоогородного участка: посадка садовых насаждений, прополка овощей, полив растений, сбор урожая и т.д.;

в) деятельность на подворье: уход за домашними животными, заготовка кормов и другое.

Следует отметить, что 48,4% юношей и девушек выполняют домашние поручения принудительно. Приблизительно 34,6% девушек и юношей не считают семейную деятельность своим делом, показывая низкое качество включенности в систему внутрисемейных отношений.

В зависимости от отношения к семейному труду мы разделили учеников на 3 группы:

1. Позитивно относящиеся к домашнему труду (6,8% юношей, 10,4% девушек). Эти учащиеся считают обязательным ведение всеми членами семьи домашнего хозяйства, поскольку оно способствует прочности семьи. Эти дети имеют постоянные обязанности, которые систематически выполняют.

Характеристика эталош

2. Индифферентно относящиеся к домашнему труду (27% юношей, 21,5% девушек). Девушки и юноши этой группы, хотя и принимают участие в домашнем труде, но по принуждению, когда этого требуют от них взрослые.

3. Негативно настроенные по отношению к домашнему труду (25,4% юношей, 9,3% девушек). Представители этой группы не понимают содержания домашнего труда, считают его неинтересным, не участвуют в нем, поскольку у них нет времени или им просто лень.

На основе анализа анкетного опроса мы также пришли к выводу, что существует достоверное различие в группах старшеклассников, дифференцирующихся по типологии родительских семей. Учащиеся, которые воспитываются в благополучных семьях, более охотно и значительно чаще помогают родителям в ведении хозяйства по сравнению с детьми из семей с низким уровнем нравственных отношений между родителями.

Таблица 5

качеств будущей супруги

Качества абсолютное ранговое процентный ранговый показатель (юноши)

Доброта 1 15,5

Красота 2 14,3

Хозяйственность 3 13

Любовь к мужу 4 11,7

Уважение 5 11,7

Верность 6 10,4

Аккуратность 7 6,4

Нежность 8 5,3

Внимательность 9 5,2

Взаимопомощь 10 4

Другие качества 11 2,5

Таблица 6

Характеристика эталонных качеств будущего супруга

Качества абсолютное ранговое процентный ранговый показатель (девушки)

Красота 1 19

Доброта 2 17

Чувство юмора 3 13,2

Психолого-педагогические науки

Трудолюбие 4 11,3

Аккуратность 5 9,4

Нежность 7 7,5

Внимательность 8 5,7

Воспитанность 9 3,8

Умение заботиться о семье 10 3,8

Другие качества 11 1,8

Мы поставили задачу изучить содержание представлений умственно отсталых учащихся об эталонных качествах будущего брачного партнера.

Испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный суп-руг(а)?» Мы проранжировали качества по убыванию частоты фиксирования. Выделена ранговая последовательность качеств. В структуре образа будущего избранника подростки отмечали следующие компоненты: особенности внешности, личностные качества, хозяйственные навыки и умения. Результаты ответов представлены в таблицах 5,6.

Такие качества, как красота, доброта, чувство юмора, трудолюбие являются наиболее значимыми эталонными качествами будущего спутника жизни, с точки зрения респондентов. Заметно меньшую значимость имеют следующие качества: ум, сила, нежность, аккуратность. В системе коммуникативных качеств, по мнению девушек, высокий ранг занимает любовь и уважение к жене. Незначительная часть подростков понимает, что в любви важна общая культура: воспитанность, умение быть внимательным, вежливым, ласковым. К числу значимых личностных качеств юноши относят верность как важное требование друг к другу в браке. По мнению некоторых испытуемых, существенным компонентом в семейной жизни является умение супруга вести трезвый образ жизни, а также умение жены следить за своей

привлекательностью, быть «ухоженной».

Анализ полученных ответов указывает на определенную односторонность понимания учащимися проблем общения между мужчиной и женщиной. Только несколько человек указали, что любовь включает в себя взаимопомощь, проявление заботы по отношению к другим членам семьи. А ведь взаимопомощь - это и выполнение определенных домашних обязанностей, но, прежде всего, непосредственный и непрестанный интерес к жизни другого.

Изучение описаний образа будущего супруга позволяет заметить, что у подростков из семей с неблагоприятным психологическим климатом он более идеализирован в результате негативного жизненного опыта. У старшеклассников из неполных семей отмечается недостаточная содержательность и малая дифференцированность представлений о будущем брачном партнере. У юношей и девушек из благополучных в нравственном отношении семей лучше сформированы ориентации на воспитание детей обоими супругами. Они более адекватно оценивают роль семейного воспитания в формировании личности.

Следовательно, несформирован-ность представлений о муже (жене) как супруге и семьянине у умственно отсталых школьников влечет за собой неадекватность представлений о браке и семейной жизни в целом.

Наличие у учащихся идеала семейной жизни (в %)

Таблица 7

Известия ДГПУ, №1, 2007

Идеальная семья Юноши Девушки

а) родителей 2,6 7,6

б) родственников 17 13,2

в) героев кино, книг 6,5 11,3

г) хороших знакомых 11,6 15,1

д) созданная в мечтах 36,3 28,3

е) затрудняюсь ответить 26 24,5

Структура и особенности жизнедеятельности родительских семей оказывают влияние на создаваемый подростками образ будущего мужа (жены). Подтверждением вышеизложенному служат ответы учащихся на вопрос «Какая из семей является для тебя в настоящее время примером, идеалом?» (табл. 7).

Полученные данные свидетельствуют о том, что количество респондентов, назвавших родительскую семью в качестве идеала и идентифицирующих жизнедеятельность будущей семьи с родительской, составило лишь 7,6%. Затруднения почти трети учащихся при ответе на данный вопрос свидетельствуют о не-сформированности, нечеткости

идеала семейной жизни; чрезвычайно низком влиянии на его формирование литературы. Для многих старшеклассников образцом семейно-брачных отношений является воображаемая семья, а в реальной жизни примером служат семьи родственников и знакомых.

Итак, путем обработки заполненных учащимися анкет, протоколов бесед мы смогли получить количественное выражение уровней нравственно-психо-логической готовности умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни.

В соответствии с полученными данными было выделено 3 уровня -высокий, средний, низкий.

В группу с высоким уровнем нравственно-психологической готовности к семейной жизни вошло 5,4% учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Они характеризуются достаточно полны-

ми знаниями о роли семьи в жизни человека и общества. Ими понимается необходимость строить отношения в семье на основе взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, доброжелательности. Эти учащиеся имеют адекватные, реальные представления об идеале семьи, брачном партнере. Им свойственно стремление к совершенствованию своих знаний о браке, семье, присуща потребность в приобретении опыта, навыков и умений, необходимых для будущей семейной жизни.

Для умственно отсталых учащихся со средним уровнем нравственнопсихологической готовности к семейной жизни (54,6%) характерно неполное осознание значения семьи для развития личности и функционирования общества. Их знания о нравственных основах семьи фрагментарны, недостаточно личнозначимы. Осознавая необходимость взаимопомощи, уважения, понимания в отношениях между людьми, учащиеся этой группы сами не всегда умеют проявлять их. Они обладают неточными представлениями об идеале семьи, будущем брачном партнере. У юношей и девушек со средним уровнем сформированности нравственных основ семейной жизни недостаточно развиты самооценка, стремление к самовоспитанию.

В третью группу вошло 40% учащихся с низким уровнем нравственно-психологической готовности. У умственно отсталых старшеклассников этого уровня искажены представления о роли семьи в жизнедеятельности общества и ее значении для развития личности. Знания о

Психолого-педагогические науки

нравственных основах семейной жизни поверхностны, примитивны, а у некоторой части не отвечают моральным нормам современной семьи. В совместной деятельности с лицами противоположного пола их отличаюет безответственность, бестактность, неумение считаться с мнениями, интересами, привычками других. Представления об идеале семьи, будущем избраннике не сформированы, далеки от реальности, желание заниматься самовоспитанием не проявляется.

низкий средний высокий уровень уровень уровень

Рис. 1. Количественное выражение уровней нравственно-психологической готов-

ности умственно отсталых старшеклассников к семейной жизни

Результаты этого изучения отражены на рис. 1.

Таким образом, низкий уровень ориентировки умственно отсталых школьников в вопросах, связанных с взаимоотношениями полов, отношениями между супругами, с охраной своего здоровья и здоровья других людей, недостаток жизненного опыта являются результатом того, что на вопросы подготовки детей к созданию семьи обращается явно недостаточное внимание. Поэтому очевидна необходимость введения в программу по социально-бытовой ориентировке дополнительных сведений по таким разделам, как «Медицинская помощь», «Личная гигиена», «Семья», «Культура поведения», способствующих подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. Чрезвычайно важным представляется выявление наиболее эффективных форм работы с родителями по вопросам приобщения их к пониманию проблем семьи и брака, повышения психолого-

педагогической культуры, включения детей в различные сферы жизнедеятельности семьи.

Примечания

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М.: Топикал, 1994. - 607 с. 2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с. 3. Денисова Е.Н. Формирование представлений о межполовых и семейно-ролевых отношениях умственно отсталых подростков в процессе коррекционного обучения и воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - М., 1998. - 19 с. 4. Зубков В.Н. Дидактические основы взаимодействия учебновоспитательных учреждений и семьи по подготовке подрастающего поколения к семейной жизни: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 25 с. 5. Карвялис В.Ю. О семьях бывших воспитанников специальных школ для аномальных детей // Дефектология. №4. 1975. - С.28-34. 6. Павлова Н.П. Система СБО учащихся вспомогательной школы // Дефектология. № 1. 1991. - С. 53-58. 7. Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. - Кишинев, 1982. - 143 с. 8. Саидов Т.Г. Подготовка молодежи к семейной жизни. -Махачкала, 1989. - 77 с. 9. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя // Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова и др. / Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Владос, 2003. - 302 с. 10. Суворова А.Г. Проблема подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни // Социологические проблемы образования и воспитания. - М.: Педагогика, 1973. - С.182-207. 11. Черепанова И.И. Педагогические условия повышения социально-адаптивных возможностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: (На примере преподавания экон. географии): Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Уральск, гос. пед. универ-т. - Екатеринбург, 2002. - 23 с. 12. Штильбанс В.И. Культура брачных отношений. - М.: Знание, 1990. - 16 с. 13. Щербакова А.М., Москаленко

Известия ДГПУ, №1, 2007

Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений Vlll-ro вида // Дефектология. 2001. № 3. - С.19. и № 4. - С.31.

2.1 Организация исследования уровня сформированности семейных ценностных ориентаций у старших школьников

Целенаправленная деятельность по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и укреплению института семьи невозможна без проведения обследования ценностных ориентаций учащихся.

Для исследования уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании школьников старших классов был проведен эксперимент на базе КГУ «Переваловская средняя школа». В эксперименте участвовали школьники 9-11 классов в количестве 50 человек. Эксперимент проводился в кабинете школьного психолога при его участии.

Цель проведения обследования ценностных ориентаций среди обучающихся состоит в выявлении уровня сформированности семейных ценностей, а также определения степени владения детьми культурой семейных отношений.

Основными задачами исследования являются:

  • - изучение отношения учащихся старших классов к семейным ценностям и институту семьи в целом;
  • - исследование вопросов, связанных с уровнем владения культурой семейных отношений;
  • - выявление путей установления взаимопонимания между поколениями;
  • - раскрытие возможностей формирования позитивного образа семьи в образовательно-воспитательном процессе;
  • - изучение проблем воспитания толерантности в семье.

Исследование позволит более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, семьей и образовательными учреждениями, учащимися и педагогами на современном этапе развития общества; выявить те проблемные зоны, которые требуют самого пристального внимания, активной учебно-воспитательной работы, а также усилий со стороны государства и институтов гражданского общества. Наличие серьезных дефектов процессов социализации в семье, просчетов в духовно-нравственном воспитании молодежи, сложная демографическая ситуация в стране диктуют необходимость проведения кардинальных действий в области образовательной политики и широких просветительских мероприятий, направленных на укрепление семьи и формирование семейных ценностей.

Для проведения исследования семейных ценностей среди обучающихся был применен комплект диагностических материалов, представленный в Приложении 1.

На первом этапе исследования старшеклассникам предлагалось закончить два предложения:

«Семья для меня - это…»

«Семья нужна человеку для того, чтобы…»

Второй этап заключался в проведении анкетирования с целью выявления уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании старшеклассников. Для этого на основании диагностических материалов Х.Т. Загладиной была составлена анкета, представленная в приложении 1.

Кроме того, в исследовании использовалась анкета «Семейные ценности» С.С. Носов, основанная на ранжировании испытуемыми основных семейных ценностей.

Перед началом опроса его организаторам обучаемым сообщили о важности этого мероприятия, а также о необходимости искренне и серьезно отвечать на вопросы, поставленные в анкете.

Для ответов на вопросы анкеты прилагается бланк - таблица (Приложение 2). После проведения опросов необходимо суммировать одинаково выделенные ответы учащихся по каждому вопросу соответствующего блока.

Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса была проведена беседа с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.

Особое внимание родителей было обращено на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Увеличивается число трудных семей, неэффективно выполняющих функции по воспитанию детей. Неустанно растут цифры детской беспризорности при живых родителях, общество будоражат преступления несовершеннолетних. Взаимоотношения детей и родителей нередко переходят в разряд уголовных (растет число детей - жертв насилия взрослых).

В этих условиях становится очевидной необходимость помощи семье в повышении ее воспитательного потенциала, от уровня которого зависят успешность и результативность домашнего воспитания детей и подростков.

Также до родителей была донесена актуальность консолидации семьи и школы, родителей и педагогов для выстраивания единого образовательного пространства в целях совместной планомерной и системной работы по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Именно это и является сегодня одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства.

Для эффективной организации такой работы, школа должна иметь хотя бы общее представление о том, в какой мере современная семья транслирует семейные ценности ребенку. Говоря иначе, школа в лице педагогов должна понять, какие механизмы трансляции традиционных семейных ценностей нарушены (то есть, чего недополучает ребенок в семье), чтобы по возможности посредством системы учебно-воспитательных мероприятий, а также психолого-педагогической поддержки семьи восполнить эти пробелы.

На вопрос о том, каким образом будет проводиться опрос учащихся, родителям был дан однозначный ответ - «анонимно». Родители должны знать, что задача данного исследования состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности семейных ценностей у ребенка, проблемы, связанные с эмоциональным благополучием его в семье, «обозначить» зоны, требующие пристального внимания и психолого-педагогической поддержки, наметить возможные пути установления взаимопонимания между членами семьи. Если после подобного рода опроса у самих школьников или у их родителей возникнет запрос на психолого-педагогическую помощь, они имеют полное право обратиться к соответствующему специалисту, и в этом школа окажет им всяческое содействие.

Родителям было объявлено также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Вполне может случиться так, что эта информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.

2.2 Результаты исследования

Проанализировав ответы старших школьников, были получены следующие результаты.

По методике незаконченных предложений была составлена сводная таблица 1. Как мы видим, у большинства учащихся старших классов семья ассоциируется с родными, любимыми, близкими людьми, а так же с детьми и внуками. Немного меньше процент учащихся, которые считают, что семья - это любовь, нежность, счастье, радость, дружба, теплые дружеские отношения. Встречались ответы, что семья - это взаимопомощь, поддержка в трудную минуту, взаимовыручка. Двое учащихся видят в семье лишь совместное проживание и времяпровождение людей. Столько же учеников считают, что семья для них - это материальная поддержка. Один учащийся ответил, что семья для него - это ячейка общества.

Таблица 1

Ценности, указанные в определении семьи

Результаты наглядно показаны на круговой диаграмме (рисунок 1)

Рисунок 1 Понятие «Семья» в сознании старших школьников

Еще более интересными оказались окончания второго предложения: «Семья нужна человеку для того, чтобы…», представленные в таблице 2 и на диаграмме (рисунок 2).

Таблица 2

Основные функции семьи по мнению старшеклассников

Ценность

Количество ответов

Продолжать человеческий род

Любить и быть любимым

Для поддержки и взаимопомощи

Для удобной, комфортной жизни

Чтобы иметь постоянного партнера

Чтобы заботиться о ком-то

Чтобы не быть одиноким

Познать радость жизни

Для финансового обеспечения

Чтобы мучить себя и других


Рисунок 2 Функции семьи, выделенные старшими школьниками

Главной функцией семьи старшие школьники считают продолжение человеческого рода (30% опрошенных). Также большое число учащихся считает, что семья нужна для любви (18%), поддержки и взаимопомощи (16%), для удобной и комфортной жизни (10%). Четверо испытуемых (8%) хотят создать семью для того, чтобы иметь постоянного сексуального партнера. Трое старшеклассников (6%) видят смысл семьи в том, чтобы не быть одиноким, столько же учеников считают, что семья нужна, чтобы заботиться о ком-то. По одному ученику (2%) ответили на данный вопрос так: «… познать радость жизни», «… его финансово обеспечивали» и «…чтобы мучить себя и других». Два последних ответа заставляют задуматься о том, что у данных учеников недостаточно сформированы ценности семейной жизни, запланированы беседы с этими учениками и их родителями.

На следующем этапе проведем анализ анкет учащихся старших классов. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты проведенного анкетирования

№ вопроса

Анализ показал, что большинство учеников (29 человек) считают местом, где они чувствуют себя наиболее комфортно, свой дом, вдвое меньшее число учащихся (14 человек) комфортно чувствуют себя среди друзей, и лишь 7 учащихся наиболее комфортно чувствуют себя в школе.

19 человек считают, что лучше всего их понимают друзья, 15 человек отдают предпочтение родителям, 10 человек доверяют одноклассникам, и 6 человек - учителям.

Однако решение важных проблем большинство опрошенных предпочли бы осуществить с родителями (23 человека), друзьям и одноклассникам решение проблем доверяют соответственно 18 и 6 опрошенных, и 3 человека не определились с выбором.

Данные ответы свидетельствуют о том, что для большинства старшеклассников приоритетными оказываются такие ценности, как семья и дружба.

У большей половины опрошенных старших школьников сформирована такая ценность как семейные традиции. Больше половины опрошенных с пониманием относятся к выполнению обязанностей по дому.

Основным неблагоприятным обстоятельством школьники называют недоверие взрослых, отсутствие взаимопонимания, так же некоторыми учащимися были отмечены пьянство родителей, пренебрежение родительскими обязанностями и даже агрессивное поведение некоторых членов семьи. Все эти вопросы требуют дальнейшей проработки педагогов и психолога в рамках внеклассной работы и беседы с родителями.

Большинство же опрошенных школьников считают свои отношения с родителями доверительными, дружескими, уважительными. Однако некоторые ученики характеризуют эти отношения как «прохладные» и даже враждебные. 5 учащихся затруднилось ответить на данный вопрос, что свидетельствует о недостаточной сформированности ценности дружеских отношений в семье.

Кроме того, психологической проработки требуют некоторые семьи, в которых, по словам учащихся, конфликтные ситуации заканчиваются длительной обидой или физическим насилием.

Почти половина опрошенных детей (20 человек) считают приоритетным направлением создание семьи и рождение детей, на 2 человека меньше (18 опрошенных) отдают предпочтение получению образования и овладению профессией, а 12 человек хотят побыстрее устроиться на работу и обрести материальную независимость и обеспеченность.

Подавляющее большинство опрошенных учащихся (39 человек) в будущем хотят создать свою семью. Однако есть ученики, которые категорически против создания семьи (3 человека) или затруднились ответить (8 человек).

Практически в равной степени важным в семейном воспитании школьники считают уход за детьми, заботу, любовь родителей, проявление терпимости, уважения к личности ребенка, доверительные отношения. Среди наиболее ценных качеств для создания семьи учащиеся назвали уважение к личности супруга, проявление терпимости, взаимопомощь и взаимовыручку. По мнению большинства опрошенных, в общении с детьми наиболее важна такая черта родителей, как уважение к ребенку.

Кроме того, хотелось бы отметить, что большинство опрошенных считают наилучшим для вступления в брак возраст 20-30 лет, и в семье должно быть двое, трое и более детей.

Таковы вкратце результаты анкетирования старших школьников.

Следующая методика - тест «Семейные ценности» С.С.Носова. Для того, чтобы выявить наиболее значимые ценности, все ответы учащихся были суммированы и определено среднее значение по каждой из ценностей. При этом чем ниже среднее значение, тем значимее данная ценность для старших школьников.

Результаты обработки ответов учащихся по данной методике представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты методики «Семейные ценности» С.С. Носова

Для наибольшей наглядности по результатам тестирования построим диаграмму, на которой наиболее значимые ценности представлены большей величиной столбиков, а наименее значимые - меньшей (см. рисунок 3).


Рисунок 3 Семейные ценности в сознании старших школьников, расположенные в порядке убывания их значимости

Таким образом, тестирование по данной методике показало, что наиболее важной ценностью семейной жизни по мнению старших школьников является общение супругов, далее в порядке убывания следуют такие ценности, как нежность, сексуальные отношения, финансовая поддержка, искренность и открытость, совместный отдых, работа по дому, посвященность семье, привлекательность партнера и, наконец, восхищение.

В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у большинства опрошенных школьников достаточно четко сформированы в сознании семейные ценности. Семья по-прежнему является одной из жизненно важных ценностей современной молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Следует отметить, что ответы некоторых учащихся требуют дальнейшей детализации и проработки с психологом, педагогом, совместно с родителями.

Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).

Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.

Актуальность проблемы нравственно-полового воспитания очевидна. Подростковая и юношеская сексуальность всегда была предметом беспокойства для взрослых, особенно родителей и педагогов. Кризис наблюдается и в самом институте семьи, о чем свидетельствуют данные статистики.

Причины данного явления сложны и неоднородны. Существует ряд причин объективного характера, воздействовать на которые можно только через глобальные изменения в экономике и социуме. С другой стороны, семья представляет собой сложную, изменчивую психологическую систему, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. К числу психологических причин кризиса семьи относится неподготовленность молодых людей к вступлению в брак: отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений. Большинство из существующих программ не учитывают в должной мере все три аспекта нравственно-полового воспитания. Часть из них просто устарела.

Программа рассчитана на 44 часа и предназначена для учащихся старших классов (14-17 лет).

Целью программы является формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.

Задачи программы:

1. Повышение степени информированности о правовых, физиологических, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений.

2. Создание условий для понимания своей личности, осознания своих половых, социальных и семейных ролей, принятия себя и окружающих.

3. Овладение первичными навыками эффективного общения на разных уровнях.

Авторы программы попытались смоделировать в хронологической последовательности те зоны общения, освоить которые должна каждая гармонично развитая личность: кровная семья, общество сверстников своего пола, общество сверстников противоположного пола, будущая семья. В программе говорится о том, каким быть, чтобы создать счастливую семью, а, с другой стороны, создаются условия, при которых участники понимают, что делать, чтобы будущая семья стала счастливой.

Исследование эффективности программы, которое показало, что «Семьеведение» оценено педагогами, участниками методического тренинга, очень высоко: средняя оценка 9,5 по 10-ти балльной шкале. Особенно высоко программа оценена по показателям: актуальность, практическая польза, технологичность (достаточность для применения на практике), научная обоснованность.

Программа нравственно-полового воспитания проводилась с учащимися 10-11-х классов в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах. Занятия по программе показали:

У учащихся значительно повышается уровень информированности по теме;

Ребята учатся эффективно общаться, разрешать конфликты, выражать собственные чувства, понимать и принимать иные точки зрения;

Осознают собственные семейные стереотипы и установки отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой и родителями и детьми.

Большой интерес у старшеклассников вызывают занятия о взаимоотношениях членах семьи, которые проводятся в блоке «Семья»: идет глубокая внутренняя работа по осознанию собственных семейных стереотипов и установок отношений между мужем и женой, детьми и родителями. Особый интерес, по вполне понятным причинам, у учащихся к разговору о сексуальных отношениях. По результатам наблюдений и отзывам учащихся после занятий по «Медицинскому блоку» у учащихся значительно повышается уровень информированности, снимается табу в отношении темы секса; старшеклассники начинают осознавать свою ответственность за начало сексуальных отношений; учащиеся выбирают ответственное поведение в отношении сексуальных отношений.

Наибольший эмоциональный отклик учащихся вызвало занятие «Главное чудо света», посвященное самому интимному в жизни человека - рождению ребенка. После этого занятия ребята осознают, насколько опыт рождения важен для человека, они понимают, что чувствует не только мама, но и сам ребенок.

После проведения программы был проведен анализ ее эффективности по предложенным в программе анкетам, методике исследования самооценки Дембо-Рубенштейн, методике «Кто Я?».

Сравнение по критериальному анализу Стьюдента показателей выявило, что с высокой степенью значимости изменилась оценка учащимися по показателям: «Отношения с окружающими», «Особенности своего поведения» (p<0,00), «Чувства, переживания, мотивы», «Жизненные планы, я в будущем (кем быть, каким быть)» (p<0,05). Анализ эффективности показал, что программа помогла учащимся более адекватно оценивать свое отношение с окружающими, понимать свои чувства и переживания, отслеживать особенности своего поведения, иначе говоря, приобрести навыки рефлексии, расширяет жизненную перспективу и делает значительно богаче представление ребят о самих себе.

Факторный анализ показателей позволил выделить 5 факторов: до программы фактор 1А - «Характер - отношение к себе»; фактор 2А - «Отношение с окружающими - отношение к ранним бракам»; фактор 3А «Сила характера - отношения со сверстниками»; после программы фактор 1Б - «Отношения с окружающими - понимание других»; фактор 2Б - «Отношения с противоположным полом - уверенность в себе».

Вероятно, что до программы учащиеся, хотя и хорошо понимали свои личностные качества, но не достаточно хорошо умели отслеживать свое состояние, разрешать конфликты, и у них было более узкое представление о себе. Черты характера и личностные качества у учащихся были ведущими в оценке отношения к самому себе и взаимоотношений со сверстниками. После программы ребята стали понимать, что в отношениях с окружающими (родители, сверстники) важную роль играет собственное умение понимать других людей и наличие уверенности в себе.

Результаты открытых вопросов показали, что: изменяется отношение к дружбе, расширилось представление о любви, понимание назначения контрацепции стало более четкое, изменилось представление о семье, отношение к абортам.

В отзывах старшеклассники пишут: «Мне очень нравятся эти занятия. Они мне помогли понять, какой я представляю свою семейную жизнь, как я ее построю. Сейчас я более четко осознаю, что бывают разные случаи в семейной жизни, и нужно их решать. Я поняла, как чувствуют себя дети и родители, когда возникают разногласия и споры. Анализируя отношения в своей семье, я понимаю, что если бы и остальные члены семьи прослушали курс «Семьеведение», то многое изменилось бы». «Я стала по-другому относиться к окружающему миру, стала понимать своих родителей. У меня поменялось отношение к себе самой». «Эти три месяца как никогда мне жилось проще и легче. Я научилась слушать и понимать многих людей… Я начала видеть смысл жизни…»

С помощью этого теста вы узнаете, готовы ли вы к семейной жизни или вам не стоит торопиться в отношениях с вашим партнером.

Ответьте на вопросы и утверждения. Отвечайте быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".

Текст опросника.

1. Согласны ли вы с утверждением, что семья и семейные отношения важнее дружбы, друзей и приятельских отношений?
2. Считаете ли вы, что вам следует продолжить работу по специальности после вступления в брак?
3. Не кажется ли вам, что семья без детей, что дом без хозяина?
4. Все ваши знакомые хвалят приготовленные вами блюда?
5. В будущем вы намереваетесь делиться с партнером всеми своими тайнами и секретами?
6. Не думаете ли вы, что брак ваших родителей удался?
7. Одобряете ли вы идею так называемого "пробного брака"?
8. Считаете ли вы добрачные связи предосудительными и недопустимыми?
9. Готовы ли вы простить измену вашему партнеру?
10. Можете ли вы утверждать, что снисходительно и терпимо оноситесь к недостаткам других?
11. Готовы ли вы разделять увлечения вашего партнера?
12. Склонны ли вы преувеличивать достоинства тех, кого любите?
13. Думаете ли вы, что работа вашего партнера будет менее важна, чем ваша?
14. Уверены ли вы в том, что забота о повседневных мелочах будет доставлять вам удовольствие?
15. Если с вами обращаются вежливо и деликатно, то вы можете уступить?
16. Всегда ли вы точно знаете, что волнует вашего партнера в данный момент?
17. Часто ли вызывают ваше раздражение отдельные привычки партнера?
18. Бывает ли вам трудно общаться с родителями вашего партнера?
19. При разговоре о детях вы пренебрежительно морщитесь или переводите разговор на другую тему?
20. Вы и дня не можете прожить друг без друга?
21. Откровенны ли вы с партнером в разговорах о собственных проблемах и недостатках?
22. Считаете ли вы, что ваш партнер мог бы быть немного красивее и умнее?
23. Вам проще представить свое будущее без карьеры, чем без семьи?
24. Не кажется ли вам, что вы всерьез задумались о браке только после того, как мама одобрила ваш выбор?
25. Ваша гармония доходит до того, что вы одинаково оцениваете поступки ваших друзей и знакомых?
26. Не вызывает ли у вас раздражение стремление партнера нравиться не только вам?

Результаты теста.
Подсчитайте набранную сумму баллов (СБ) с помощью ключа:

1. да - 2, нет - 0, иногда - 1
2. да - 2, нет - 0, иногда - 1
3. да - 2, нет - 0, иногда - 1
4. да - 2, нет - 0, иногда - 1
5. да - 2, нет - 0, иногда - 1
6. да - 2, нет - 0, иногда - 1
7. да - 0, нет - 2, иногда - 0
8. да - 2, нет - 0, иногда - 0
9. да - 2, нет - 0, иногда - 1
10. да - 2, нет - 0, иногда - 1
11. да - 2, нет - 0, иногда - 1
12. да - 2, нет - 0, иногда - 1
13. да - 0, нет - 2, иногда - 0
14. да - 2, нет - 0, иногда - 1
15. да - 2, нет - 0, иногда - 1
16. да - 2, нет - 0, иногда - 1
17. да - 0, нет - 2, иногда - 0
18. да - 0, нет - 2, иногда - 0
19. да - 0, нет - 2, иногда - 0
20. да - 2, нет - 0, иногда - 1
21. да - 2, нет - 0, иногда - 1
22. да - 0, нет - 2, иногда - 0
23. да - 2, нет - 0, иногда - 1
24. да - 0, нет - 2, иногда - 0
25. да - 2, нет - 0, иногда - 1
26. да - 0, нет - 2, иногда - 0

Коэффициент готовности (КГ) к вступлению в брак вычисляется по формуле:

КГ = (СБ: 52) х 100%
Например, если вы набрали 23 балла, то КГ= (23:52)х100% = 0,442х100% = 44,2%
Значит, вы готовы к браку на 44%. Стоит ли спешить?

0 - 20 баллов - неготовность к вступлению в брак.
21 - 38 баллов - частичная готовность к семейной жизни.
39 - 52 балла - готовность к браку.

Если результаты теста огорчили вас, не расстраивайтесь. Ведь любой тест рассматривают как руководство к действию. Возможно, вам просто не хватает уверенности в себе, доверия к партнеру и жизненного опыта. Все в ваших руках!

("Психологические тесты на все случаи жизни")

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 25 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН

Социально-личностные достижения учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету

Проект

Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25

2013

Проект «Школа подготовки к семейной жизни»

Пояснительная записка

Проект "Школа подготовки к семейной жизни" представляет собой специальный цикл мероприятий по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий. Ни одна нация, ни одно государство, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи. Семья обеспечивает личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно - и на дальнейшее развитие общества. В настоящее время сложились несколько психологических и культурных феноменов, которые можно квалифицировать как нежелательные для общества. Во – первых, это очевидная и всё более усиливающаяся мускулизация девочек и феминизация мальчиков, нарушение их половых ролей. Во-вторых, появление всё большего числа крайних неадекватных форм поведения: агрессивности и депрессий. В - третьих, обострение проблем одиночества в молодом возрасте и нестабильности супружеских отношений в семье. Эти процессы появляются в школе, так как девочки, опережающие в своем развитии мальчиков в среднем на 2,5 года, не могут видеть в них своих защитников и демонстрируют по отношению к ним своё превосходство, что в свою очередь порождает защитный, самоутверждающий тип поведения мальчиков, ведущий к усугублению конфликтов.
Известно, что психика ребёнка, образцы поведения, нравственные и социальные установки формируются в семье. Только в сотрудничестве семьи и образовательного учреждения можно оказывать эффективное влияние на полноценное и гармоничное развитие ребёнка.
Основная цель проекта – глубокая и фундаментальная подготовка учащихся школы к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству.
Сегодняшние ученики завтра станут родителями, и от того, насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.

Задачи:

1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

2. Формирование высоких жизненных позиций.

3. Расширение знаний о семье, закономерностях её развития, традициях и обычаях, уклада, этикета, психологии пола.

4. Формирование ответственного «родительства».

Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 раздел – 9класс

2 раздел – 10 класс

3 раздел – 11 класс

Пути реализации программы:

1. Цикл занятий для школьников.

2. Цикл занятий для родителей.

3. Цикл занятий для старшеклассников и родителей (совместно).

Формы взаимодействия:

    дискуссии и дебаты

    интеллектуальные и ролевые игры

    уроки с элементами психологического тренинга

    встречи с медработником

    родительские собрания

    классно-семейные походы (поездки)

    семейные сайты

    презентация семейного совета

    семейный вернисаж

    семейный архив

    семейный музей

    тетрадь доверия

Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни определяется по группе показателей:

    Нравственно-психологическая и интеллектуально-познавательная готовность.

    Сексуальная воспитанность.

    Социальные медицинские и правовые знания.

    Экономическая и хозяйственная подготовка.

Прогнозируемый результат

В результате освоения программы учащиеся должны знать :

    историю развития института семьи и брака в России;

    семейный уклад, традиции, обычаи, обряды русской культуры;

    нравственные нормы брака;

    произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссёров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;

-приобрести:

    опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;

    опыт проектной и исследовательской деятельности по теме программы;

    определённый набор присвоенных семенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);

-быть нацеленными:

    на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;

    на официальный брак;

    на рождение и воспитание детей в полной семье;

    на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

    выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);

    на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;

-демонстрировать:

    уважение к родителям, другим членам семьи;

    выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;

    готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.

Содержание проекта

Раздел 1: « Семья как деловое партнёрство»

1 . Курс по выбору : «Семья как деловое парнёрство»

2. Классные часы по темам:

- «Семья в современном обществе»,

- «На ней-то всё и держится» (о личности в семье),

- «Искусство маленьких шагов».

- «Нужна ли нам семья?»,

- «Современная семья: кризис или поиск счастья?»,

- «А если это любовь?».

4. Тренинг-практикум: «Как рассчитать семейный бюджет»

5. Конкурс проектов: «Искусство быть супругами».

- «Правила семейной жизни»,

- «Семейный бюджет»,

- «Проблема семейного отдыха».
7. Совместные мероприятия:

Неделя семьи,

Походы и поездки,

Экскурсии на место работы.

Раздел 2: «Этика и психология семейной жизни»

1. Элективный учебный предмет: «Этика и психология семейной жизни»

2. Классные часы по темам:

- «Что муж ни сделает, то и хорошо»,

- «Золотая жена»,

- «Между нами, девочками (мальчиками)».

3.Заседание клуба «Дебаты» по темам:

- «Гражданский брак: «за» и «против»,

- «Не хочу учиться, а хочу жениться»,

- «Совет да любовь»… или «Терпения вам»?».

4. Тренинг-практикум : «Мужественность мальчиков и женственность девочек»

5. Конкурс проектов : «Моя будущая семья»

6. Родителькие собрания (лектории) по темам:

- «Как говорить с детьми о любви, сексе и семейной жизни»,

- «Психотипы матери и отца»,

- «Стили родительского поведения и воспитания».

7. Совместные мероприятия:

Неделя семьи,

Выставка «Творческая мастерская семьи»,

Конференция: «Традиции семьи и их значение».

Раздел 3: «Осознанное «родительство»

1.Факультатив «Осознанное «родительство»

2. Классные часы по темам:

- «Хороший пример»,

- «О чём забывают отцы»,

- «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:

- «Дети с экономической точки зрения»,

- «А если мода на детей совсем пройдёт?»,

- «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (В.Бранд).

4.Тренинг-практикум: «Отношения - «отцы и дети»

5. Конкурс проектов : «Мама, папа, я – счастливая семья»

6. Родительские собрания (лектории) по темам:

- «Заповеди родителей»,

- «Роль отца (матери) в воспитании детей»,

- «Критерии взрослости».

7. Совместные мероприятия:

Неделя семьи,

Чествование семейных династий.

Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.

Список литературы

    Захарова Л. Януш Корчак: святое величие любви.//Воспитание школьников.-2005.-№2.

    Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: «Рад. шк», 1985.

    Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991.

    Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М.: Просвещение, 1998.

    Классная Методическая газета для классного руководителя «Классное руководство и воспитание школьников». №7, 2009,М.: Изд. дом « Первое сентября».

    Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 кл.: методическое пособие/ сост. Т.А. Корнива и др. М.: Глобус, 2007.

    «Подготовка подростков к семейной жизни» А.Н. Сизанов.

    Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение,1987.

    Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности. Учебное пособие для шкльников и студентов. – М.,2000.

    Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.

    Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия»,2008

    Ильин И.А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Лисица Ю.Т., СОБР. Соч. в 10тт., Том 1. – М.: «Русская книга», 1996.

    Латышина Д.И. традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.

    Варга А.Я. Системная психотерапия. СПб: Речь;2001.

    Г.Навайтис «Тайны семейного (не) счастья». Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж 1998г.

Приложение №1 к проекту «Школа подготовки к семейной жизни»:

Проектирование Недели семьи.

Цели:

1) Осознание базовых ценностей семьи.

2) Предупреждение влияния на ребёнка неблагоприятных социальных факторов, помощь детям найти поддержку в семье, улучшение взаимоотношений с родителями.

Алгоритм подготовки:

1. Определить идею недели.

2. Сформулировать тему недели и родительских собраний.

3. Сформировать цель, задачи недели и родительского собрания.

4.Осмыслить, какая информация необходима для родительского собрания и каким образом её можно получить (опрос, анализ наблюдений, бесед).

5. Определить содержание недели, её конкретные мероприятия.

6. Продумать, каким образом наладить взаимодействие с родителями в ходе недели.

Основные принципы :

1) Основная идея недели выражается в названии. Оно должно быть сформулировано так, чтобы вызвать интерес у детей и родителей и желание участвовать в событиях недели.

2) Мероприятия недели должны иметь определённую смысловую направленность, отражать в конкретных формах выбранную идею.

3) Тематические мероприятия могут проводиться как с детьми и родителями определённого класса или группы детей, так и со всеми детьми и родителями школы.

4) Неделя должна завершаться общим родительским собранием, на котором подводится итог всей недели.

Формы работы: фотогазеты, выставки, акции, опросы, анкетирование, ролевые игры, классные часы, конкурсы рисунков, стихов, поделок, стенгазет и т.д.

Неделя семьи по теме: «Как построить мир в семье»

Задача: поддержать у родителей и детей представление о том, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Мероприятия:

Опрос «Что такое счастливая семья?»

Диагностическая игра «Почта»

Страница семейной истории «Как меня называют дома?»

Выставка «Колыбельная песня моего детства»

Фоторепортаж «Я и моя семья»

Родительское собрание «Как построить мир в семье?»

День открытых дверей для родителей

Неделя семьи по теме: «Дом, в котором я живу»

Цель : формирование представлений о доме как основе взаимопонимания, контактности и уважения людей друг к другу.

Мероприятия:

Выступление театральной студии для родителей. Инсценировка сказки «Последыш»

Опрос родителей «Стили родительского поведения»

Проективный рисунок «Дом, в котором я живу»

Коллаж «Цветочная клумба» на тему «Моя семья»

Анкета для учеников «Как мы общаемся дома»

Проективный рисунок «Дом, который построю я»

Акция для родителей «Мудрая мысль о воспитании детей»

Родительское собрание «Стиль семейного воспитания»

Встреча с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних

Результаты от проведения недель семьи:

Приложение №2: АНКЕТА для учащихся

Укажите пол ______________

    Выберите утверждение, более всего характеризующее, по вашему мнению,

современную семью .

Семья – это добровольный союз мужчины и женщины

Семья – это место, где я ощущаю себя нужным и значимым

Семья – это прочная связь между поколениями

Семья – это надежная опора человека в жизни

Семья – это союз двух людей, независимых друг от друга, каждый из которых имеет собственные взгляды и интересы

Семья – это материальная зависимость одного супруга от другого

Семья – это союз, основанный на любви и духовной близости двух людей

Семья – это единственное место, где я чувствую себя надежно и комфортно

Основным предназначением семьи является рождение и воспитание детей

2 . Что, по вашему мнению, способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни?

Любовь

Взаимопонимание

Материальная стабильность

Отдельное жилье

Поддержка родителей

Отсутствие внимания со стороны родителей

Отсутствие детей

Стремление сразу иметь детей

Четкое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей

Совместное ведение домашнего хозяйства

Общие интересы

Стремление проводить вместе свободное время

Наличие общих друзей

Затрудняюсь ответить

    Какие традиции есть в вашей родительской семье?

Встреча Нового Года всей семьей

Семейный отдых на природе

Организация праздника на день рождения кого-либо из членов семьи

Проведение семейных советов

Организация и проведение театрализованных семейных представлений

Семейное посещение выставок, галерей, театров, концертов

Совместное проведение отпуска

Почитание религиозных праздников и обычаев в семье

Празднование знаменательных для Вашей семьи дат

Семейная преемственность профессий

В нашей семье нет никаких традиций;

Затрудняюсь ответить

4. В каком возрасте вы готовы создать семью?

До 18 лет - от 18 до 20 лет - от 20 до 25 лет - от 25 до 30 лет

Старше 30 лет - Затрудняюсь ответить

5. Проставьте номер каждой ценности по мере важности для вас (1-самое важное и т.д.)

Работа - семья

Здоровье - друзья

Свободное время - саморазвитие

Деньги - образование

Карьера

6. Главой вашей будущей семьи будет:

Муж - жена - равноправие

7. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?

Официально зарегистрированный брак

Не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить

Не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить

Затрудняюсь ответить

8. Насколько вы готовы выполнять семейные функции после вступления в брак?

семейные функции

готов

скорее готов, чем не готов,

скорее не готов, чем готов

не готов

затрудняюсь ответить

иметь детей

воспитывать детей

выполнять хозяйственно-бытовые обязанности

материально обеспечивать семью

соблюдать моральные и правовые нормы поведения в семье

способствовать духовному развитию членов семьи

соответствовать новому социальному статусу (муж, жена, мать, отец)

проводить вместе свободное время

оказывать эмоциональную поддержку членам семьи

удовлетворять сексуальные потребности

Да, для меня их мнение очень важно

Я выслушаю их мнение, но выбор сделаю самостоятельно

Нет, их мнение меня не интересует

10. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?

Да, хочу

Скорее хочу, чем не хочу

Скорее не хочу, чем хочу

Нет, не хочу

Отчет

о реализации проекта «Школа подготовки к семейной жизни»

в МОБУ СОШ №25 МО Кореновский район

В МОБУ СОШ №25 МО Кореновский район с 2013 года реализуется социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни». Разработке и внедрению проекта способствовала большая предварительная исследовательская работа: изучены труды современных учёных, проанализирован уровень демографической ситуации в районе, проведено анкетирование по данной проблеме среди учащихся 10-11 классов. Результаты следующие:

Всего принимало участие – 39 учеников: 41% - юноши; 59% - девушки

Юношам и девушкам было предложено оценить степень готовности выполнения ими семейных функций после вступления в брак. На 1 место вышли сексуальные потребности, что можно объяснить особенностями физиологического развития молодого организма. Так же первостепенное значение – совместное времяпровождение и эмоциональная поддержка. Ниже по значимости:

Моральные и правовые нормы поведения в семье,

Выполнение хозяйственных обязанностей,

Соответствовать статусу мужа/жены/матери/отца готовы меньше половины,

Способствовать духовному развитию - характерно в большинстве для девушек.

Оптимальный возраст для создания семьи:

1) У девушек адекватная оценка: большинство ответили – от 20 до 25 лет.

У юношей ситуация интереснее:

38% считают оптимальным возраст для создания семьи 25-30 лет

32% - 20-25 лет

18% - 18-20 лет

Очевидно, что в возрасте от 20 до 25 лет достичь финансовой самостоятельности в условиях современной социально-экономической действительности, очень трудно: это период получения профобразования, поиска работы и начала собственной профессиональной карьеры. Поэтому возникает вопрос: как именно в представлении большинства юношей достигается финансовая самостоятельность, необходимая для того, чтобы быть готовым образовать семью?

Из наиболее значимых жизненных ценностей юноши и девушки предпочтение отдали свободному времени. Следующую позицию по выбору занимает саморазвитие, юноши предпочтение отдали деньгам и карьере, которая занимает третье место. Для парней также важное значение имеет образование, а для девушек друзья, образование и саморазвитие. Семья занимает только 6 место. Эта ценность является для девушек лишь немного значимее, чем для юношей. По данным результатам видно, что у современных старшеклассников снижена ценность семейной жизни.

Социальная зрелость более характерна для девушек, чем юношей, поэтому девушки чаще в своих ответах отражают реальное положение в современной российской семье, а юноши склонны идеализировать ситуацию.

Так 80% юношей считают, что главой семьи должен быть мужчина как носитель социального статуса, соответствующего роли мужа и отца.

Большинство девушек (65%) за равномерное распределение обязанностей между супругами. Стремление девушек к конструктивному взаимодействию ещё раз подтверждает их большую психологическую и социальную зрелость по сравнению с юношами.

Большая часть учащихся (90%) отдаёт предпочтение такой форме семейной жизни , как официально зарегистрированный брак.

Исследование показало, что в каждой семье существуют те или иные традиции . Наиболее популярными являются: Новый год, дни рождения, совместный отпуск, знаменательные совместные даты. Неслучайно эти традиции оказались наиболее приоритетными для молодых людей: именно благодаря им осуществляется эмоциональный и духовный контакт между членами семьи, и в таком современном высокоскоростном мире они приобретают возрастающую ценность. Возможно, этим объясняется тот факт, что почти все опрошенные собираются продолжать эти традиции в своей будущей семье.

Родительская семья накладывает отпечаток на всю дальнейшую самостоятельную жизнь. Поэтому, отвечая на вопросы анкеты, уч-ся проецировали отношения, сложившиеся между родителями на свою будущую семью. Видимо поэтому половина учеников хочет, чтобы из будущая семья была похожа на родительскую. Большинство учащихся получает необходимые знания от родителей и близких родственников. Однако третья часть учащихся не хочет сходства со своей родительской семьёй.

Бесспорно, что родители оказывают на молодёжь большое влияние, однако выбор будущего супруга большинство юношей и девушек собираются сделать самостоятельно.

Считают, что способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни по приоритетности:

Взаимопонимание,

Любовь,

Общие интересы,

Стремление провести вместе свободное время,

Наличие общих друзей,

Отдельное жильё,

Материальная стабильность.

Как показало исследование, первостепенными источниками воздействия на сознание молодёжи являются родители и друзья. Школа в основном даёт нейтральную информацию по вопросам подготовки к семейной жизни. Однако и учащиеся, и родители высказали пожелание в необходимости формирования семейно-брачных отношений и на школьном уровне.

Сделаны выводы:

1)Общая готовность молодых людей к семейной жизни - не высокая.

2)Из всех институтов социализации основное влияние на готовность молодых людей к семейной жизни оказывает семья. Школа должна выступать посредником между семьёй и обществом.

Проект «Школа подготовки к семейной жизни» представлен ученицей 11 класса Мызенко Анастасией на школьном, муниципальном, зональном и региональном уровне. Имеются дипломы 1 и 2 степени.

О результатах внедрения проекта в учебно-воспитательный процесс говорить ещё рано, но уже после первого года реализации можно отметить:

1) Более заинтересованные отношения родителей к школе.

2) Более глубокое и серьёзное отношение учеников к семейным ценностям.

3) Более дружественная, тёплая общая атмосфера в школе, улучшение взаимопонимания.

Директор В.А. Колтунов

Зам директора С.И. Кондрашкина