Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями. Протокол районного методического объединения воспитателей доу

Елена Пурюшина
Выступление на РМО воспитателей «Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до»

2 : Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей в дошкольном учреждении помогает им увидеть многое, а сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Так же возникают трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада или наоборот участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях.

3 : Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность .

4 : Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие » .

Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать , оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями .

5 : В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для

обеспечения полноценного развития личности ребёнка». В Ст. 44 Закона говорится : «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

6 : В ФГОС ДО говорится , что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи . Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй , а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

7 : Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни Дошкольного образования. (ФГОС ДО ч . III п. 3.1 п. п. 5, 6)

8 : Цель педагогического коллектива – создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками образовательного и воспитательного процесса .

9 : Наша задача (детского сада) – профессионально помочь семье в воспитании детей , при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций . «Повернуться» лицом к семье , оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону .

10 : Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада , чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольном учреждении должна решаться в трех направлениях :

Работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей , ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями .

Повышение педагогической культуры родителей.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

11 : Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия . Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия :

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны : категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомится с деятельность ребёнка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками , включаясь в жизнь группы.

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду необходимость всё время развиваться. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей , основанные на принципах открытости, доверия и сотрудничества, которые помогу сплотить вокруг себя родителей.

12 : Всем нам хорошо известны такие достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей , которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными :

1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда : родительские уголки, стенды.

Однако традиционные родительские собрания в форме лекций , отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата.

13 : К современным формам взаимодействия относят 4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

1. Познавательное направление

2. Информационно -аналитическое направление

3. Наглядно-информационное направление

4. Досуговое направление

14 : Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей .

Общие, групповые собрания;

Консультации и индивидуальные беседы;

- выставки детских работ , поделок, изготовленные вместе с родителями.

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

Совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

Открытые занятия;

Мастер-класс;

Семинары.

Совместное создание предметно-развивающей среды;

Телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

Утренние приветствия;

Семейные проекты.

15 : Информационно -аналитическое направление -

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами , родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить : анкетирование, тестирование, личные беседы,опрос, интервью.

16 : Наглядно-информационные формы взаимодействия : дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме , напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. (выставки детских работ , фотоотчеты, представленные в виде стенгазеты или слайд-шоу, видеофильмы).

17 : Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

По данному направлению можно организовать :

Праздники, которые можно закончить чаепитием.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

Развлечения;

Праздники

Празднование дней рождения;

- выставки ;

Конкурсы к традиционным праздникам;

Дни добрых дел.

18 : Данные современные формы взаимодействия позволяют родителям объективно увидеть деятельность педагога, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания .

Мы все вместе должны стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас.

Разнообразные формы взаимодействия призваны помочь нам перевести родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активные участники образовательного и воспитательного процесса детей .

19 : СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Республики Башкортостан

Выступление

на РМО воспитателей Октябрьского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

на тему:

Подготовила: воспитатель

МБДОУ Детский сад №37

Щербакова Валентина Петровна

«Развивающая среда как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Правильное развитие и воспитание ребенка – залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной социализации в будущем. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. От уровня развития мелкой моторики напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Поэтому педагогам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики рук детей в любом возрасте.

Возможность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста расширяется при условии создания в группе развивающей среды. Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, реализовать познавательные и коммуникативные потребности в свободном выборе.

В нашей группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали уголок, в котором имеется необходимый материал. Это разнообразные мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, пирамидки, c тучалки, волчки, пособия по расстегиванию и застегивания пуговиц, замков, разного вида застежек – все в свободном доступе.

В работе по развитию мелкой моторики и координации движений кистей рук мы используем не только фабричные и стандартные игры, но и нетрадиционные материалы. Например, это игры с мелкими предметами: крупами «Сухой бассейн», «Золушка»; пуговицами «Бусы», «Нарисуй рисунок»; ракушками «Выложи дорожку», «Собери фигуру»; прищепками «Стирка», «Найди по цвету»; бигудями – липучие, используются как массажёр или конструктор, из мягких (гнущихся), выкладываем фигуры; счетными палочками – выкладывание предметных картинок; магнитами – придумываем сказки.

Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дети с большим удовольствием участвуют во всех этих видах деятельности, как на занятиях, так и самостоятельно. В рисовании используем: нетрадиционные техники, а также - трафареты, обводки, раскраски. Занятия лепкой для детей становится увлекательным времяпрепровождением. На занятиях аппликацией детей привлекают и радуют яркие цвета, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. Не меньший интерес для детей представляет конструирование. Дети с огромным удовольствием сооружают многочисленные и разнообразные постройки.

Лучшие работы детей мы отправляем на всероссийские конкурсы и некоторые дети уже стали призерами и победителями этих конкурсов.

Не менее важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются, конечно же – пальчиковые игры. Пальчиковые игры решают множество задач в развитии ребенка. Они очень эмоциональны, увлекательны, дети с удовольствием принимают участие в играх.

Для родителей, проводим консультации, изготавливаем памятки, даем рекомендации, вывешиваем наглядную информацию.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получая поддержку и помощь родителей, мы продолжим добиваться поставленной цели.

Выступление на РМО

учителей иностранного языка

Создание личностно- ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности.

В настоящее время очень актуальна идея личностно-ориентированного образования. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования.
Школа с личностно-ориентированным направлением создает равные стартовые условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития с момента поступления в школу. Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, разработаны доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. И. С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела “Проектирование личностно - ориентированного образования в средней школе” Института педагогических инноваций РАО.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

ЛОО это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно ориентированное обучение это:

      признание учителем приоритета личности перед коллективом;

      создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;

      признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

      отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

Развитие способностей ученика - основная задача личностно-ориентированной педагогики, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, а, наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс. Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само проектирование гибким, вариативным, многофакторным. Проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает:

Признание ученика основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования - развитие индивидуальных способностей ученика;

Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели
посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания . Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей). Необходимы также особые процедуры отслеживался характера и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение динамики развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другим). Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности,
становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются. Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников
образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей. В-
третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.

Основным принципом создания личностно-ориентированной образовательной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

    Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

    Использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

    Оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

    Поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

    Создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированное обучение призвано адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
Критериями эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

    Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

    Использование проблемных творческих задач;

    Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

    Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

    Обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

    Оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

    Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

    При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В основе сознательного учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению, без чего невозможны ни успешное обучение, ни самообучение.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Для будущего школы альтернативы личностно-ориентированному образованию нет, потому что именно оно становится учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста .

На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе педагогический коллектив активно использует основные технологии в системе ЛОО:

    Технология разноуровневого обучение

    Игровые технологии

    Информационно-коммуникационные технологии

    Технология проектной деятельности

    Личностно-ориентированная направленность всего педагогического процесса обеспечивает оптимальные стартовые возможности для каждого выпускника. Таким образом, для подготовки школьников к самостоятельной жизни нужно по мере возможностей создавать в школе все условия для активного участия учащихся в разнообразных видах деятельности, переводить ребят в позицию субъектов познания, труда и общения, поскольку деятельность является связующим звеном между личностью и объективным миром, и посредством нее человек, изменяя мир, изменяется сам.

Педагогический коллектив работает, следуя принципам гуманистической психологии: полное принятие каждого ребенка, бережное отношение и уважение его личности.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования. Оно предполагает активное включение ребенка в процесс познания и направлено на его развитие на всех этапах обучения с целью продвижения учащихся на более высокую образовательную ступень. Главное в личностно-ориентированном обучении – создание ситуации успеха. Кроме того, необходимо помнить:

    мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности;

    ребенок не устает от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям, он любит как индивидуальную работу, так и работу в коллективе, где царит дух сотрудничества;

    никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит, чтобы ему приказывали;

    необходимо добиваться того, чтобы труд стал мотивированным;

    в основе воспитания лежит достоинство личности, взаимное уважение учителя и ученика.

И закончить своё выступление я хочу словами А. Дистервега: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”.

«Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель МАДОУ№17«Чебурашка »

Аверьянова Ольга Юрьевна


Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова. Тихеева Е. И.


Игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.


При наличии заботливого взрослого словесные игры входят в жизнь человека, как только он начинает говорить: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…», «По кочкам, по кочкам, по гладеньким дорожкам, в ямку бух!» - развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации, формирование умения соотносить действия и их словесное выражение.

Словесных игр великое множество, которое можно разделить на несколько групп.


Первая группа: игры – действия или подвижные игры с определёнными правилами и произносимыми во время игры словами, определяющими действия. Это игры типа «У медведя во бору», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и тому подобные.


Вторая группа – так называемые дидактические игры, проводимые в детском саду воспитателями во время непосредственной учебной деятельности, на занятиях. Игры эти построены на взаимодействии воспитателя и детей, в процессе выполнения детьми различных заданий, озвучиваемых воспитателем. Взрослый побуждает детей к вербальной коммуникации. В ходе таких игр можно решить задачи, касающиеся различных аспектов развития мышления и речи детей.


Третья группа – игры, непосредственно связанные с созданием и преображением слов на различной основе: ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы. Задача, решаемая этими играми – развитие активного словарного запаса, творческого мышления, внимания.


Словесные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ;

  • они активизируют, обогащают их словарный запас,
  • улучшают фонематический слух у детей,
  • прививают интерес и любовь к языку.
  • Основная цель словесных игр для детей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. Воспитатель группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя
  • Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо - и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу». Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть .

  • развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать мысли.
  • Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.
  • Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий («Назови одним словом»).

Словесная игра «Говори наоборот» учить детей подбирать антоним –слово противоположное по значению.

  • Выучите с детьми стихотворение: Скажу я слово «высоко», А ты ответишь – «низко». Скажу я слово «далеко», А ты ответишь – «близко». Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты – «храбрец». Теперь скажу «начало», А ты скажи – «конец» Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребёнку, называете слово, а ребёнок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов: Весёлый – грустный Быстрый – медленный Красивый – безобразный Пустой – полный Худой – толстый Умный – глупый Трудолюбивый – ленивый Тяжёлый – лёгкий Белый – чёрный Твёрдый – мягкий Шершавый – гладкий.

  • Подбор материала для словесных игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы и т. д.).
  • В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино, «Подбери посуду для куклы» и другие.

Словесная игра «Пять маленьких детишек» Программные задачи : развивать математическое мышление.

Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова. Пять маленьких детишек напились вдруг кефира, Один пошёл гулять, осталось их (четыре) Четверо детишек пускали пузыри, Один пошёл на улицу, осталось только (три) Три маленьких ребёнка пошли играть в слова, Один пошёл на кухню, осталось только (два). Два маленьких ребёнка делили апельсин, Один домой отправился, остался лишь (один). Один ребёнок маленький играет без друзей, Пойдёмте, одинокому поможем поскорей.



Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству.

Главное - правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.

Тема: «Формы и методы работы с неблагополучными семьями»

Педагог-психолог МБОУ Мальчевская СОШ

Миллеровского района Ростовской области

Головнева Татьяна Владимировна

Общие критерии неблагополучия семьи:

1. Асоциальное поведение

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)

3. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Существуют такжефакторы , которые могут привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска.

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2) социально-экономические: многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

4) факторы социального риска:как правило, худшее, чем в полных семьях, материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.