Знакомство с правилами дорожного движения через художественную литературу. Список литературы по правилам дорожного движения

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛУ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Инструктаж по ТБ.

1. «Прогулка по городу».

Цель: закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Продолжать ориентироваться в ближайшем к детскому саду микрорайоне, разбираться в этой схеме

1. Д/ и «Наша улица».

2. Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».

3. П/и «Ориентирование».

4. Рассматривание иллюстраций.

5. Упражнения на макете.

6. Закрепление с детьми их домашних адресов.

7. Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада.

8. Коллективная аппликация «Улица, на которой я живу»

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

2. «Светофор».

Цель: закрепить знания сигналов светофора: красный, красный и жёлтый одновременно, зелёный мигающий, зелёный, жёлтый. Познакомить с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам. Учить начинать движение на зелёный сигнал светофора только убедившись, что все машины остановились

1. Дискуссии на темы «Как прейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками», «В чём опасность движения пешехода по разрешённому сигналу светофора».

2. Тир «Светофор».

3. П/и «Светофор».

4. Чтение худ. произведений.

5. Изготовление макетов светофора.

6. Выставка детских рисунков «Дети, дорога, светофор».

7. Инсценировка по правилам дорожного движения.

8. Игра-драматизация правил ДД

Н
О
Я
Б
Р
Ь

3. «Дорожные знаки».

Цель: закрепить назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещён», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение

1. Д/и «Угадай, какой знак».

2. Выполнение тематических заданий.

3. Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками.

4. Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков».

5. Чтение худ. произведений.

6. Предложить детям на макете улицы правильно расставить дорожные знаки.

7. Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой».

8. Конкурс загадок по правилам дорожного движения

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

4. «Транспорт».

Цель: учить ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона (наземного, железнодорожного). Познакомить с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями, правилами езды на велосипеде. Уточнить знания о труде шофёра

1. Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями.

2. Дискуссии на темы «Чем опасен медленно идущий транспорт», «Чем опасен транспорт, проехавший мимо вас».

3. Д/и «Теремок».

4. П/и «Стоп».

5. Беседа о правилах езды на велосипеде.

6. Чтение худ. произведений.

7. Наблюдение за трудом водителя.

8. Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада

Я
Н
В
А
Р
Ь

5. «Путешествие по автогородку».

Цель: продолжить знакомство детей с основными пунктами автогородка (место остановки автобуса, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция, пост ДПС). Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении

1. Предложить детям нарисовать то, что видели в автогородке.

2. П/и «Поехали».

3. Логическое упражнение «Определи безопасный путь».

4. Выполнение тематических заданий.

5. Беседа на тему «Как вести себя на улице».

6. Игры со строительным материалом «Строим город».

7. Чтение худ. произведений.

8. Предложить детям на макете обыграть правила пешеходов и водителей

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Инструктаж по ТБ.

6. «Сигналы регулировщика».

Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора

1. Д/и «Жесты регулировщика».

2. Предложить детям складывать разрезные дорожные знаки.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Упражнения на транспортной площадке.

5. Чтение худ. произведений.

6. Моделирование ситуаций.

7. Показ театра по правилам дорожного движения.

8. Предложить детям ребусы, лабиринты по правилам дорожного движения

М
А
Р
Т

7. «Мы – пассажиры».

Цель: Привить детям правила пользования маршрутным транспортом: где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе. Познакомить с обязанностями пассажиров

1. Дискуссия на тему «На каких дорогах остановки общественного транспорта опаснее – на узких или широких?».

2. Обыгрывание игровых ситуаций.

3. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг.

4. Решение практических заданий («Как вы поступите, если на рельсы упадёт ваша книжка?» и т. д.).

5. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.

6. Чтение худ. произведений.

7. Д/и «Найди пассажира-нарушителя».

8. Конкурс рисунков на асфальте

А
П
Р
Е
Л
Ь

8. «Мы – пешеходы».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и перехода через проезжую часть группами и индивидуально

1. Дискуссии на темы «Какое стоящее из транспортных средств опаснее других?», «В чём опасность, если ребёнок перебегает дорогу?».

2. Конкурс «Лучший пешеход».

3. Обыгрывание игровых ситуаций.

4. Решение головоломок по правилам дорожного движения.

5. Упражнения на макете.

6. Час досуга на транспортной площадке.

7. Чтение худ. произведений.

8. С/р игра «Мы пешеходы»

М
А
Й

9. «Перекрёсток».

Цель: закрепить понятие «Перекрёсток», правила перехода перекрёстка. Познакомить с видами перекрёстков: четырёхсторонние, трёхсторонние, многосторонние. Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности

Диагностика.

1. Д/и «Перекрёсток».

2. Дискуссии на темы «Чем опасны деревья, кусты, заборы, стоящие возле проезжей части?», «Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющего дополнительную секцию со стрелкой?».

3. КВН по правилам дорожного движения.

4. Моделирование перекрёстка.

5. Изготовление пособий к ролевой игре «Перекрёсток».

6. Труд с детьми: подготовка транспорта к летнему сезону.

7. Чтение худ. произведений.

8. Прогулка к перекрёстку

Елена Бондаренко
Перспективное планирование по ПДД в старшей группе

Сентябрь

Тема : «Безопасная улица»

Цель : Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении. Закреплять знания о правилах дорожного движения и о дорожных знаках, о назначении светофора.

деятельность :

Образовательная область

Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный» Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Беседа : «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Дидактическая игра : «Транспорт»

Наблюдение : «За пешеходами»

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «Автобусы»

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра : «Мы - пешеходы»

Образовательная область «Труд»

Ручной труд : «Дорожные знаки»

Работа с родителями

Информация для родителей : «Воспитываем грамотного пешехода»

Тема : «Профессия водитель»

Цель : Дать представление о профессии водителя.

Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге. Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка» ;

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Беседа : «Внимание : дорожный знак»

Дидактическая игра : «Водители» ;

Наблюдение : «За движением транспорта» ;

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «Найди свой цвет»

Образовательная область «Познание»

Конструирование : «Сарайчики и гаражи для своей машины»

Работа с родителями

Консультация для родителей : «Правила безопасности для детей.

Безопасность на дорогах»

Тема : «Правила пешехода»

Цель : Расширять знания о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре. Познакомить с запрещающими знаками : «Пешеходное движение запрещено» , «Велосипедное движение запрещено» .

Дать представления о специализированном транспорте

Расширять знания о перекрестке. Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворения С. Михалкова «Скверная история» ;

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Беседа : «Как правильно перейти проезжую часть» ;

Наблюдение : «За работой водителя» ;

Дидактическая игра : «Светофор» ;

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «По дороге» ;

Образовательная область «Художественное творчество»

Аппликация : «Автобус на нашей улице»

«Социализация»

Режиссерская игра : «Сказочные герои на дороге»

Работа с родителями

Памятка для родителей : «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге» .

Викторина по ПДД

Тема : «Пост ГИБДД в моем микрорайоне» .

Цель : Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД

Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей. Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений В. Кожевникова «Светофор» ; Я. Пишумова «Посмотрите - постовой» ;

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Беседа : «Мой любимый вид транспорта» ; «Как себя надо вести в транспорте» ;

Наблюдение : «За движением машин по зимней дороге»

Дидактическая игра : «Правила дорожного движения» Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра : «Я шофер»

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование : «Светофор» ;

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «Грузовики»

Работа с родителями. Оформление стенда для родителей.

Тема : «Моя дорожная грамота»

Цель : Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям. Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений А. Усачева «Футбольный мяч» ; В. И. Мирясова (стихи про транспорт)

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.

Дидактическая игра : «Дорожные знаки» ;

Образовательная область «Социализация»

Игровая ситуация : «Кто самый грамотный пешеход» ; Образовательная область «Познание»

Конструирование «Отгадай, вырежи и наклей грузовик» ;

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «Веселый трамвайчик»

Работа с родителями

Папка - передвижка для родителей «Безопасность на дорогах»

Тема : «Путешествие на метро»

Цель : Знакомить с подземным транспортом – метро, его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров. Продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Расширять представления о назначении дорожных знаков. Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворения Т. Александрова «Светофорчик» ;

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Беседа : «Как я с мамой перехожу дорогу» ;

Наблюдение : «За движением на улице города» ;

Дидактическая игра «Путешествие по городу» ;

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» ;

Образовательная область «Познание»

Конструирование «Улица города» ;

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «Будь внимательным» ;

Работа с родителями.

Проведение инструктажа с родителями по ПДД;

Спортивная эстафета по ПДД

«Знаки сервиса»

Цель : Дать представления о знаках «сервиса» : «Телефон» , «Автозаправочная станция» , «Пункт технического обслуживания» , «Пункт питания» , «Пункт медицинской помощи» .

«Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений о дорожных знаках;

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Дидактическая игра «Законы улиц и дорог» ;

Беседа : «Как машины людям помогают» ;

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование : «Знаки сервиса» ;

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «На чем я путешествую»

Тема : «Опасный перекресток»

Цель : Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на дороге» ; Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Дидактическая игра : «Путешествие по городу» ;

Беседа : «Как я иду в детский сад» ;

Наблюдение : «За проезжей частью дороги» ;

Образовательная область «Физическая культура»

«Подвижная игра : «Дорога и транспорт» ;

Работа с родителями

Выпуск газеты для родителей «Живая газета»

Тема : «Кто самый грамотный»

Цель : Закреплять знания об ориентировании на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение : Загадывание загадок о транспорте;

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание»

Беседа : «Мы на улице» ;

Дидактическая игра : «Правила поведения» ;

Наблюдение : «За пешеходами на тротуаре»

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевые игры : Сочиняем старые сказки на новый лад ; Образовательная область «Физическая культура»

Подвижная игра : «Пешеходы и водители» ;

Работа с родителями.

Памятка для родителей «Безопасность детей в летний период» Досуг : «Воспитанный пешеход»

Улица, где все спешат

Кто такие пожарные, знают все. По первому зову, по сигналу тревоги они мчатся на помощь, едут на красных автомобилях пожар тушить. На пожарных автомобилях и сигнал ставят особый — он сиреной называется. Как загудит, так все услышат! Это для того, чтобы знали, что машина едет пожар тушить, все бы ей дорогу уступали.

А если кто-нибудь станет дорогу перебегать, шофер сразу же на тормоза нажимает, машину остановит, время потеряет, когда приедет на пожар, то от дома лишь угольки останутся. Ни на минуту нельзя задерживать пожарную машину.

Спешит к больному «скорая помощь», на ней доктор едет, лекарства везет. На «скорой» красный крест нарисован, ей тоже сирену поставили. Нельзя ей ни на секундочку в пути задерживаться, надо доктору поскорее к больному приехать.

Шоферы грузовиков тоже спешат по своим делам. Быстро-быстро едет машина, на ее кузове написано: «Молоко». Она свежее молоко везет в магазин, ее там очень ждут.

А вот мчится еще один грузовик, на кузове его написано: «Хлеб». Он булки свежие везет. Каждому хочется побыстрее купить свежего хлеба.

Едет большой грузовик, тащит за собою прицеп, на нем гора кирпича. Шофера ждут строители — они дом строят, стены кладут, им очень нужен кирпич, чтобы работа не остановилась. И уголь тоже очень нужно привезти, чтобы отопление действовало, в домах тепло было. Мчатся автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, в них люди едут: одни — на работу, другие — домой, а третьи — в гости или в театр. На улице много людей, они тоже идут по своим делам. Бегут машины, одни по мостовой, другие несутся над головами людей по мостам и эстакадам, а третьи мчатся по туннелям под землей. На улице все спешат. И не только на той, где ты живешь, а на всех. На всех улицах, на всех дорогах. И никто не должен мешать шоферам, пешеходам. Там должен быть порядок. Все ему должны подчиняться. И ты должен научиться жить с машинами в мире, знать, какой порядок должен быть да улице.

И. Серяков

Машина, которую рисовать научили

Ребята играли во дворе, а по мостовой ходила и ворчала мотором какая-то смешная машина. Она ничего не везла, а только ворочалась на улице. То вперед поедет, то назад, а потом поперек мостовой начнет двигаться. И все грузовики и легковые автомобили перед ней останавливались. Ждали, пока она проедет.

— Смешная! — сказал Саша. — А почему на ней никто не ездит? Почему она ничего не везет?

— Охота ехать на такой! — сказал кто-то. — Она же еле-еле движется. И зачем только придумали такую?

— Зачем, зачем? — передразнила его Алена. — Она же рисует! Мелом или чем-нибудь.

— Разве машины могут рисовать? Они же не художники. А где у нее кисть? Где краски? А бумага есть рисовальная?

— А бумага ей совсем не нужна, она же по мостовой рисует. Не веришь? Посмотри!

Ребята стали смотреть на мостовую, а там и вправду черточки да линии какие-то после нее остались. Белые.

— А зачем она рисует? — интересовались все.

— Давай спросим Татьяну Семеновну, — предложила Алена.

— Зачем черточки на мостовой машина рисует? — спросил Саша.

— Подойдите все сюда, — сказала Татьяна Семеновна. — Сейчас про машину буду рассказывать и про то, что она рисует.

Все собрались в кружок и стали слушать.

— Это, дети, очень полезная машина, — начала воспитательница. — Она по улицам ходит и рисует. Только никаких, конечно, картин она рисовать не может. В одном месте черточку сделает, в другом линию проведет.

— Мела у нее нет, а есть белая краска да кисть механическая для рисования.

— А где они?

— Внутри машины спрятаны.

— А зачем она их рисует?

— Она рисует линии, которые указывают, где надо переходить улицу и где можно стоять ждать, пока машины пройдут. Эти линии должны знать все.

И. Серяков

Ученый дружок

К Саше в гости приехал двоюродный брат Леша. Он в деревне живет, в большом городе никогда не бывал. Даже трамваи и троллейбусы только на картинках да в кино видел.

Когда Леша собрался с мамой уезжать домой, Саша сказал бабушке:

— Мне очень хочется Леше мяч подарить! Хочешь, мяч подарю? —- спросил он Лешу.

— Очень хочу!

— Хорошо придумал, Саша, — похвалила бабушка, — купим Леше мяч. Пусть играет и нас почаще вспоминает. Одевайтесь же, ребята, пойдем в магазин.

Все стали собираться. Черная лохматая собака Дружок на ковре в прихожей лежала и притворялась, будто спит. А только заметила, что все стали одеваться, вдруг начала прыгать, визжать от радости, старалась лизнуть Сашу в самый нос.

— На место, — прикрикнул Саша. Дружок улегся на ковер, смотрел всем в глаза и вилял хвостом. Это он просил, чтобы его взяли с собой и не оставляли одного в квартире. Когда бабушка открыла дверь, Дружок выскочил на лестницу. Все спустились во двор, а там Генка песчаную крепость строил.

— Ты куда? — спросил он Сашу.

— Мяч мне покупать, — похвалился Леша. — Кожаный!

— Возьмите и меня с собой. Я знаю, где мячи продаются, — попросил Генка.

— Ладно уж, пойдем, — великодушно разрешил Саша. Все вышли на улицу. Дружок стал из стороны в сторону бегать по тротуару и везде совал свой нос, забегал вперед, смотрел Саше в глаза, вилял хвостом.

— К ноге, — скомандовал Саша. Дружок стих и послушно пошел рядом.

— Смотри! — почти крикнул Генка и показал рукой на другую сторону улицы.

— А на что смотреть? — недоуменно пожал плечами Саша.

— Как на что? Не видишь, что там магазин «Спортивные товары»? Там же мячи продают!

— Мячи? — радостно переспросил Леша. Ему так хотелось скорее получить кожаный мяч, что даже терпения не хватало.

— Бежим, — крикнул он и бросился на мостовую. И в тот же миг Дружок прыгнул и вцепился зубами в Лешину куртку и стал тащить его обратно.

— У, какой злой, — недоуменно пробурчал Леша, отряхивая полы куртки.

— Не злой, а ученый! — возразил Саша. — Ты думаешь, он тебя хотел укусить? Он тебе бежать через мостовую не разрешил. Здесь же переходить нельзя. Понял?

— А откуда он знает, что переходить нельзя? — спросил Леша.

— Мы его правилам движения обучили, — смеясь, ответил Саша.

— Он еще и не то знает! Улицу надо там переходить, где пуговицы есть.

— Ну и потеха! — не поверил Леша. — Зачем улице пуговицы? Это же не пальто или какая-нибудь рубашка!

— Оторвались у кого-нибудь от пальто и валяются на мостовой, — хихикнул Генка.

— И совсем это не такие пуговицы, которые на рубашке или пальто. И не те, что оторвались! — горячился Саша. — И вот увидите!

Пока ребята спорили, Дружок побежал вперед. Все пошли тоже вперед. Потом Дружок остановился, посмотрел в сторону наших друзей, завилял хвостом и сел на край тротуара. Если бы он умел говорить, то ребята услышали бы:

— Идите сюда! Я нашел место, где мостовую можно переходить.

— Чего это он сел? — спросил Леша.

И правда, когда они подошли к Дружку, то увидели, что на мостовой вдавлены в асфальт два ряда больших, блестевших на солнце металлических круга, очень похожих на пуговицы. Между ними была полоска мостовой, которая шла на другую сторону улицы.

— Ну что я говорил? — торжествующе сказал Саша. — Видишь теперь пуговицы?

— Ну есть, — смутились ребята. — А мы и не видели.

— Это же пешеходный переход, — сказала бабушка. — Здесь можно мостовую переходить. — И все пошли через улицу, а Дружок бежал впереди. Когда купили мяч, бабушка сказала:

— Надо еще в булочную за хлебом зайти. — И все пошли дальше. Потом Дружок побежал вперед, остановился и посмотрел на Сашу, вильнул хвостом и сел на край тротуара.

— Дружок показывает место, где перейти мостовую можно, — авторитетно заявил Саша.

— А где пуговицы? Никаких пуговиц нет! — сказал Леша, когда они пришли к тому месту.

— А зато белые квадратики есть, шашки! Их вместо пуговиц нарисовали! Из квадратиков две цепочки составили, а между ними полоска. Она поперек улицы.

— Это тоже пешеходный переход, — подтвердила бабушка.

— Только здесь не пуговицы, а шашки, — все перешли мостовую.

— Фруктов теперь купим, — сказала бабушка.

Чтобы попасть во фруктовый магазин, нужно было перейти другую улицу. Все шли молча. Потом Дружок стал прыгать, визжать и забегать вперед и вскоре сел.

— Смотри, — крикнул Леша, — опять место перехода нашел! Через всю мостовую нарисованы широкие белые полосы.

— По ним тоже можно перейти, — сказал Саша. А когда купили фруктов, все пошли домой той же дорогой.

Дружок быстро отыскивал места переходов. Леша восхищался догадливостью Дружка.

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

ГБОУ Гимназия № 1583 СП ДО № 2

Воспитатель Высшей квалификационной категории:

Полубояринова О. И.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение. Расширяя знания ребенка, художественная литература воздействует на его личность. Художественная литература является одним из доступных и интересных для ребенка способов освоения ПДД. С произведениями художественной литературы детей можно знакомить непосредственно через чтение, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, театрализованные постановки.

Программой дошкольного воспитания «От рождения до школы» предусмотрено знакомство с правилами безопасности дорожного движения, которые входят в образовательную область «Безопасность».

МЛАДШАЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  • «Я сегодня пешеход»
  • «Я пассажир» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мишка и новостройка » (автор сказки в стихах А. Шлыгин)

Темы произведения - пассажир, дорога, пешеход.

  • «Ехал козлик осторожный» (автор стихотворения А. Шлыгин)

Темы произведения - пассажир, дорога, водитель.

  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Светофор» (автор стихотворения С.Я. Маршак)
  • «Наш помощник светофор» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Грузовичок-трудяга» (автор произведения О.Мяэотс)

Темы произведения – грузовой транспорт.

  • «По городу» (автор стихотворения В.Берестов)

Темы произведения – пассажир, дорога, водитель, светофор, автобус.

  • «Песенка пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Машина моя»

Темы произведения – пассажир, водитель.

  • «Машины» (автор стихотворения Я. Пишумов)

Темы произведения – грузовой и легковой транспорт»

Видеоматериал (мультфильмы):

  • «Дорожная сказка»

Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель

  • «Знакомство с улицей»

Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель, цвета светофора.

  • «Про котенка Женю»

Темы произведения – цвета светофора, их расположение.

  • «Озорная семейка»

Темы произведения – пешеходный переход, светофор.

  • «Паровозик из Ромашково»

Темы произведения – пассажир, поведение в транспорте.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

  • Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте;
  • Элементарные правила дорожного движения;
  • Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», объяснять их назначение;
  • Понимать значения сигналов светофора;
  • Узнавать и понимает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»;
  • Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
  • «Светофор» (автор стихотворения А. Северный)

Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.

  • «Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин)

Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.

  • «Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)

Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход.

  • «Любопытный мышонок» (автор сказки Г. Юрмин)

Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины.

  • «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.

  • «Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Тема произведения – светофор.

  • «Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.

  • «Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – спецтранспорт.

  • «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская)

Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)

  • (автор С. Волков)

Темы произведения – зебра, подземный переход.

  • «Моя улица» (автор С. Михалков)

Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.

  • , глава 1, глава 2 (автор М. Казанцева)

Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.

  • «Автобус №25» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения в транспорте.

  • «Мяч» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.

  • «Бездельник светофор» (автор С. Михалков)

Темы произведения – назначение светофора.

Видеоматериалы (мультфильмы):

  • «Баба Яга и правила дорожного движения»

Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Сказка о машинах»

Темы произведения – виды транспорта.

  • «ПДД для детей» Часть 1.

Темы произведения – пешеход, водитель, соблюдение правил дорожного движения.

СТАРШАЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

  • Соблюдение элементарных правил дорожного движения;
  • Соблюдение правил поведения на улице и в транспорте;
  • Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая», «Пожарная», «Полиция» и объяснять их назначение;
  • Понимать значений сигналов светофора;
  • Узнавать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта» и «Пункт медицинской помощи»;
  • Различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра»;
  • Знакомство с метро.
  • «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)

Темы произведения – подземный переход, зебра, перекресток.

  • «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили» (автор М. Казанцева)
  • «Азбука пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения на пешеходной дорожке.

  • «Мне купили самокат» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мне купили роликовые коньки» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Веселый футбол» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Пойдем играть в хоккей» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Волшебная горка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Новогодний снег» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – снегоуборочная машина.

  • «Воробьишка Тишка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – регулировщик, зебра, правила перехода, светофор.

  • «Песенка о правилах» (автор Я. Пишумов)
  • «Пешеходный переход» (автор Я. Пишумов)
  • «Светофор» (автор В. Кожевников)
  • «Гололед» (автор И. Лешкевич)
  • «Кто храбрей» (автор А. Гангов)

Темы произведения – правила поведения на дороге.

  • «Чудесный островок» (автор А. Дмоховский)

Темы произведения – правила перехода через улицу.

  • «Подземный переход» (автор А. Дорохов)
  • «Заборчик вдоль тротуара» (автор А. Дорохов)
  • «Шлагбаум» (автор А. Дорохов)
  • «Велосипедист » (автор С. Михалков)

Темы произведения – правила поведения на улице.

  • «Скверная история» (автор С. Михалков)

Темы произведения - правила поведения на улице.

  • «Самокат» (автор Н. Кончаловская)
  • «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой» (автор Я. Пишумов)
  • «Если бы…» (автор О. Бедарев)

Темы произведения – правила поведения пешехода на улице.

  • «Запрещается-разрешается» (автор В. Семернин)

Темы произведения – правила поведения пешехода, пассажира, тротуар, перекресток.

Видеоматериал*:

  • «Азбука безопасности»

Темы произведения – дорожные знаки.

  • «Мигающие человечки»

Темы произведения – светофор, обогащение знаний о светофоре, о его назначении, работа светофора на перекрестке.

  • «Смешарики. Светофор»

Темы произведения – правила поведения на дороге, дорожные знаки: запрещающие, разрешающие, предупреждающие.

  • «Смешарики. На остановке»

Темы произведения – правила поведения в общественном транспорте, расширять и закреплять знания о пассажирском транспорте, поведение на остановке, посадка и выход из транспорта.

  • «Правила дорожного движения»

Темы произведения – поведение пешехода на улице, перекресток, светофор, зебра, проезжая часть и тротуар.

  • «Дорожные знаки»

Темы произведения – правила безопасности на дороге, поведение на дороге, предупреждающие знаки: «Опасный поворот», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Крутой спуск», «Крутой поворот», «Остановка».

* Данный видеоматериал можно использовать для старшей и подготовительной групп.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Задачи воспитания:

  • Закреплять все полученные знания о дорожном движении;
  • Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, посещение театра (спектакли на данную тему).
  • «Азбука безопасности» (автор О. Бедарев)
  • «Автомобиль» (автор Н. Носов)
  • «Трамвай и его семья» (автор Л. Гальперштейн)

Темы произведения – обогащение знаний о городском транспорте.

  • «Дядя Степа» (автор С. Михалков)
  • «Рассказ о неизвестном герое» (автор С. Маршак)

Темы произведения – расширенные знания о спецтранспорте (пожарная машина)

  • «Смешуроки на дороге» (под редакцией М. Корниловой, М. Большаковой)

Темы произведения – все программные задачи.

Вся предыдущая литература также может использоваться для закрепления знаний о ПДД в подготовительной группе.

Очень важно после чтения художественной литературы правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос, заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Используемая литература:

1. Программа «От рождения до школы».

2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.

3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.


Наталия Трофимова
Перспективное планирование работы по ПДД в старшей группе

Перспективное планирование работы по ПДД

в старшей группе

Сентябрь

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. 1. Познавательное занятие «Красный, жёлтый, зелёный» Цель : уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре. Закрепить представление о назначении светофора, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

2. Беседа а) «Я шагаю по улице» : Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта; познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.

б) «Проезжая часть» - закрепить знания о том, что улица делится на две части : тротуар и проезжая часть, их назначением. Довести до детей, чем опасна проезжая часть для людей.

3. Д/игры : «Улица города» цель : уточнить и закрепить знания о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, правилах дорожного движения.

«Три сигнала светофора» цель : расширить знания о правилах поведения водителя и пешехода в условиях улицы; закрепить представления о назначении светофора;

учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, предназначенные для водителей и пешеходов. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 3).

4. «Отгадай загадку» - помочь закрепить знания о транспорте, используя худ. слово.

5. С/р. игра «Водители» цель : учить быть внимательными водителями, правильно соблюдать сигналы светофора, обращать внимание на установленные дорожные знаки, выполнять их рекомендации.

6. Игра : «Светофор и пешеходы» Цель : Научить детей пользоваться знаками светофора в игре.

8. Чтение художественной литературы :

1. С. Михалков «Моя улица» .

2. Г. Ладонщиков «Светофор»

3. О. Бедарев «Азбука безопасности» .

1. Консультация «Безопасность на улицах и дорогах» .

2. Родительское собрание с приглашением сотрудника ГБДД «Ребёнок и правила дорожного движения» .

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа «Знакомимся со знаками дорожного движения» . Программное содержание : научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки : «Дети» , «Пешеходный переход» , «Дикие животные» , «Железнодорожный переезд» , - предупреждающие;

«Въезд запрещен» , «Проход закрыт» , «Движение на велосипедах запрещено» - запрещающие; «Прямо» , «Направо» , «Налево» , «Круговое движение» , «Пешеходная дорожка» - предписывающие; «Место стоянки» , «Пешеходный переход» , «Пункт медицинской помощи» , «Телефон» , «Пункт питания» , «Автозаправочная станция» - информационно-указательные; воспитывать внимание.

2. Д/ игра «Найди пешехода – нарушителя» - закрепить правила перехода через улицу.

3. Просмотр мультимедийной презентации «Загадки улицы» .

4. Чтение : Г. П. Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки» . Цель : Закрепить знания правил дорожного движения. Заинтересовать детей этой темой. Познакомить детей с происхождением значений «Зебра, пешеходный переход» . Научить детей узнавать и называть дорожные знаки, учить объяснять их значение.

5. Д/игры : «Угадай какой знак» . Цель : учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

«Поставь дорожный знак» Цель : учить детей различать дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 5, 6).

6. С/Р игра : «Путешествуем на машинах»

Цель : помочь детям запомнить дорожные знаки и правила безопасного поведения на улице, пользоваться помощниками – дорожными знаками в незнакомой местности.

1. С. Маршак «Мяч» ; «Милиционер» .

2. С. Михалков «Бездельник светофор»

3. А. Дорохова «Перекресток» (кн. Э. Я. Степаненкова стр. 26)

4. Л. Новогрудский «Движется – не движется»

8. Конструирование «Дороги и мосты»

Цель : учить строить дороги разной ширины, в соответствии с этим определять и строить мосты для пешеходов, транспорта. Расставлять дорожные знаки.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»

2. Изготовление и раздача информационных буклетов «Для чего нужны световозвращающие элементы?»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа : «Мчатся по улице автомобили»

Продолжать знакомить с различными видами транспорта (грузовой, легковой, пассажирский и специальный, их назначением; формировать понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним.

2. Наблюдение : За движением автотранспо рта : продолжать знакомить с сигналами поворота транспорта и их местоположением (впереди, сзади, сбоку)

3. С/р игра : «Шофёры» - продолжать знакомить с работой шофёра («водят» машину, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей, возят разный груз, закрепить правила дорожного движения (сигналы светофора) .

4. Инд. работа : Лепка «Разноцветный светофорчик»

5. Игра – драматизация : «Правила уличного движения» - закрепить знания о правилах поведения на улице, учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности

6. Сюжетно-ролевая игра : «Перекресток» : Научить детей пользоваться атрибутами (жезл, фуражка, эмблема) в игре. Познакомить детей с тремя видами знаков (предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные) и их значением в дорожном движении.

7. Чтение художественной литературы

1. С. Маршак «Светофор»

2. С. Михалков «Велосипедист»

3. С. Михалков «Скверная история»

4. Г. Юрмин «Любимый мышонок»

8. Рассматривание альбома

«Общественный транспорт» : расширять знания о видах транспорта, различение и называние общественных видов транспорта, закрепление знаков остановки общественного транспорта.

9. Д/ игры : «Что лишнее» . Классификация транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный) . Цель : Научить детей различать виды транспорта и его назначение. Воспитывать умение доводить до логического конца свой смысл.

Игра – лото «Внимание дорога» .

9. Рисование и раскрашивание картинок с изображением различных видов транспорта.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Выставка детско – родительских рисунков «Зеленый огонек» .

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы : «Улица нашего города» : закрепить знание правил дорожного движения, со знаками обозначающими пешеходный переход, уточнить представление о месте перехода через проезжую часть улицы по «зебре» , по знаку «Пешеходный переход» «Веселый Светофорик»

расширять знания о правилах поведения детей на улице.

«Будь внимателен, пешеход!» : продолжать прививать навыки безопасного поведения на дороге в зимний период, знакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее время года, обратить внимание на ледяные и заснеженные дорожки, сосульки. Воспитывать внимательность, сосредоточенность.

2. Рассматривание картин изображающие дорожное движение в зимний период – закрепить особенности передвижения машин в зимний период

3. Д/игра «Сломанный светофор» - закрепить знания цветов светофора, правильно их располагать, развивать внимание.

«Наша улица» - расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 88).

4. С/ р игра «Автобус» - учить действовать согласно взятой роли (водитель объявляет остановки, пассажиры заходят в автобус, оплачивают проезд, вежливы и внимательны с другими пассажирами) закрепить правила поведения в автобусе

5. Просмотр мультимедийной презентации «В стране дорожных знаков» . Цель : Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта. Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.

6. Аппликация «Наша улица»

Цель : учить разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять пешеходный переход, дома, деревья, наклеивать их.

7. Чтение художественной литературы

1. С. Яковлев «Читает книжку глупый слон» .

2. В. Головко «Правила движения» .

3. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо»

8. Рассматривание альбома

«Специальные машины» : уточнение назначения и названия спец-транспорта «Пожарная» , «Скорая помощь» , «Милиция» и пр.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Выпуск стенгазеты для родителей по профилактике дорожно- транспортного травматизма «Веселый Светофорик»

2. Изготовление и раздача памятки «Правила перевозки детей в автомобиле»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Беседа + изготовление и раздача буклетов о последствиях превышения скорости водителям автотранспортных средств : «Водитель, не спеши!» и пешеходам .

2. Игра – драматизация «Правила дорожного движения» - закрепить знания о правилах дорожного движения на улице, развивать у детей способность воспринимать реальный мир.

3. Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» .

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Н. Кончаловская «Самокат» .

3. О. Бедарев «Азбука безопасности» .

4. С. Маршак «Одна рифма»

5. М. И. Радзиевская «Ты и дорога» .

5. Д/Игра : «Домино с дорожными знаками» .

Цель : Научить детей использовать знания о дорожных знаках в игре.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Раздача детских буклетов о последствиях превышения скорости : «Водитель, не спеши!» и «Будь внимателен, береги жизнь»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы «Правила поведения на нерегулируемом перекрестке» : Повторить с детьми правила поведения на пешеходном переходе. Систематизировать и уточнить следующие знания детей : чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами, формировать осознанно - правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

«Лучшие помощники» - познакомить со знаками «Пункт первой помощи» , «Пункт питания» их назначением, учить выделять их из других дорожных знаков.

2. Д/игры «Стоп» - закрепить знания о светофоре, выполнять движения по сигналу.

«Перейти улицу» - развитие внимания на дороге, закрепление правил дорожного движения. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 64).

3. С/р игра «Улица» - помочь выбрать водителей, создать игровую обстановку, закрепить знания о разнообразии транспорта на улицах города, уточнить правила дорожного движения

4. Чтение художественной литературы

1. С. Михалков «Скверная история» .

2. О. Бедарев «Если бы…»

3. В. Семернин «Запрещается–разрешается» .

4. Р. Фархади «Светофор»

5. Совместный ручной труд с воспитателем : изготовление транспорта из бросового материала.

6. Показ кукольного театра «Уважайте светофор» цель : закрепить знания детей о назначении светофора, обозначение его сигналов, его необходимость для безопасности людей на дороге. (Т. Ф. Саулина, «Три сигнала светофора» стр. 31.)

7. С/р игра «Шоферы» , «Семья» : закреплять правила безопасного поведения на проезжей части дороги, умение оказывать элементарную помощь. Обыгрывать сюжеты различных опасных ситуаций (игры на проезжей части дороги) .

8. Просмотр мультимедийной презентации «Дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте - залог безопасности» .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Папка - передвижка «Помогите детям запомнить правила дорожного движения» .

2. Выставка «По дороге в детский сад» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями) .

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа «Регулируемый перекресток, повторение ПДД.» : Продолжать знакомить детей с понятием «перекресток» . Перекресток - место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают : четырехсторонние (крестообразные и Х-образные, трехсторонние (Т-образные и У-образные, многосторонние (от которых отходит более четырех улиц) . Уточнить знания детей о сигналах светофора и правила поведения на проезжей части дороги

2. С/ р игры «Улица» - машины движутся по улице, останавливаются в соответствии со знаками «Пункт питания» , «Пункт первой помощи» , «Осторожно дети и т. д» .

«Автомастерская» : закреплять и расширять знания детей о профессиях, уточнить, что делает автомастер, какие детали основные есть у автомобиля, из каких частей он состоит, какие виды легковых машин знают ребята.

3. Д/И «Ловкий пешеход» , «Светофор»

цель : развитие внимания у детей, умение действовать по установленным правилам.

(Л. Жук «Защитим детство» стр. 68).

«Азбука безопасности» .

Цель : Научить детей различать предупреждающие и информационно-указательные знаки. (предупреждающие, треугольники красного цвета; запрещающие, круги красного цвета; информационно-указательные, треугольники синего цвета).

4. Чтение художественной литературы

1. И. Лешкевич «Гололед» .

2. Я. Пишумов «Песенка о правилах» .

3. А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара» .

4. «Ты и дорога» . Стр. 35 Л. И. Радзиевская

Цель : Улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрестком.

Цель : Уточнить представления детей о значении дорожных знаков в безопасности детей.

5. Самостоятельные игры в уголке дорожного движения : используя модель улицы учить детей обыгрывать дорожные ситуации с пешеходами, транспортом и дорожными знаками. Закреплять знания ПДД и различения дорожных знаков.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Консультация

«Безопасный маршрут из детского сада домой»

2. Памятка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге» .

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа + «Дисциплина на дороге - залог безопасности» .

2. Показ мультимедийной презентации : «Путешествие в прошлое автомобиля» : познакомить детей с историей автомобиля; закрепить знания о частях автомобиля и их функциях; побудить сравнивать разные виды и их назначение, марки автомобилей.

(О. Дыбина «Что было до…» стр. 133.)

3. Инсценировка «на лесном перекрестке»

(Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» ): приобщать детей к драматическим инсценировкам на тему поведения на дорогах и на улице, закрепляя тем самым все знания полученные ранее.

4. Чтение художественной литературы

С. Волков «Про правила дорожного движения» : 1."Как пройти через дорогу»,

2. «Пешеходы и машины» ,

3. «Едут, едут пассажиры» .

5. Д/игры «На старт » - закреплять знание дорожных знаков и соблюдение их рекомендаций, развивать умение называть и быстро находить различные виды транспорта

«Внимательный пешеход» - Научить детей различать светофор для машин и для пешеходов (внутри изображены человечки) .развитие внимания и ответственности на дороге. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 67).

6. Рисование «Улица» : побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, движение транспорта в двух направлениях.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Родительское собрание «Безопасность детей на дороге и во дворе в весенне - летний период»

2. Анкета для родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы «Безопасное поведение на улице» : обсудить с детьми опасные различные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе и на улице; научить мерам предосторожности в таких ситуациях.

(Авдеева «Безопасность» занятие 39, стр. 122)

«Где должны играть дети» - объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

2. С/р игры «Шоферы» : продолжать учить детей соблюдать правила безопасного поведения с использованием опасных ситуаций, которые могут возникнуть при игре во дворе дома.

«Улица» - по улице едут различные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила движения.

3. Конструирование «Улица»

Цель : Учить создавать коллективную постройку, использовать полученные впечатления; побуждать строить дома, проезжую часть, расставлять транспорт и дорожные знаки; обыгрывать постройку.

4. Опытная деятельность : «Что мы видим под зонтом» показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы.

5. Д/игра : «Учим дорожные знаки» . Знакомить детей с правилами поведения на дороге; учить называть знаки.

6. Чтение стихов и загадок : «О дорожном порядке» : нацелить детей на запоминание правил дорожного движения и различного вида транспорта в форме загадок.

7. КВН «Зеленая улица» : привлечение родителей и ребят с целью закрепления у детей знаний правил дорожного движения и создания чувства уверенности в поведении на дороге и во дворе.

(Л. Жук «Защитим детство» стр. 71.)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Консультация «Маленький велосипедист» .

2. КВН «Зеленая улица» (совместно родители и дети)

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа : Правила поведения в общественном транспорте. + «Поведение пассажиров при посадке в транспорт» : Изучить основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро; умение войти, выйти, негромкость разговора, предупредительность, умение не причинять неудобства тем, кто стоит рядом, не проявлять враждебности, не реагировать на случайную неосторожность пассажира; помочь детям запомнить правила общения с другими пассажирами : умение попросить или отреагировать на просьбу, формулы извинения и благодарности, особые формулы вежливости (как уступить место, жесты помощи.

Литература : Авдеева Н. Н «Безопасность» , занятие 37, стр. 144.

О. В. Корчинова «Детский этикет» стр. 80. Занятие

2. С/Р/ Игры : «Шоферы и пассажиры» Цель :

Цель : Объяснить детям что, посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока автобус не остановится. Высовываться из окна, бегать по салону и т. д.

«Автобус» - развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, учить детей быть внимательными, предупредительными к другим людям в троллейбусе, трамвае, автобусе, вагоне метро.

3. Показ мультимедийной презентации : "Правила поведения в общественном транспорте"

4. Словестная игра : «Это я, это я, это все мои друзья» : В игровой форме закрепить с детьми правила поведения на дороге, в общественном транспорте.

5. Заучивание считалки : «Светофор» : Закрепить знание детьми значение сигналов светофора при помощи художественного слова.

6. Просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности на дороге» - «Безопасность на транспорте»

7. Д /игры :

«Виды перекрестков» : познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы; развивать внимание и наблюдательность.

«Теремок» : учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни. (Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» стр. 6 и 7).

8. Чтение художественной литературы

1. Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья» .

2. А. Клименко «Когда мы пассажиры»

3. Я. Пишумов «Дорожная азбука»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Консультация

«Безопасность в общественном транспорте»

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседа : «Работа сотрудников ГБДД » : уточнять и расширять знания детей о работе сотрудников ДПС , объяснять значение его жестов. Уточнить знания детей о профессиях и окружающем мире. Подчеркнуть важность и значимость этой службы и необходимость строго соблюдать правила дорожного движения. (Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» стр. 45.)

2. Д/игры : «Сигналы регулировщика» : научить детей выполнять сигналы регулировщика, знать, что они обозначают. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 65).

«Ответь светофору» : закрепить правила перехода улиц и дорог. (Л. Жук «Защитим детство» стр. 66).

3. Рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций на дороге : Предвидеть дорожные ситуации, уметь обсуждать ситуации, научиться избегать дорожных происшествий.

В. Суслов «Его сигнал для всех закон»

4. С/Р игра : «Велосипедисты и шоферы» : закреплять в игре правила безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках.

5. Чтение художественной литературы

1. А. Дорохов «Подземный ход» .

2. А. Дорохов «Шлагбаум» .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле» .

2. Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

1. Беседы : «Путешествие в прошлое транспорта» : развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.

(О. Дыбина «Что было до…» стр. 119.)

Беседа «Проходите путь открыт» - закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности, о том, как появился и каким был раньше светофор, о действиях водителя и пешехода по этим сигналам. Повторить обозначение дорожных знаков.

2. Досуг «Правила дорожного движения» : продолжать знакомство детей с правилами ПДД, с обязанностями пешеходов и дорожными знаками; развивать речь, мышление и память детей; воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам и водителям.

3. С – р игра «Путешествие по городу» - закрепить правила поведения на улице, в транспорте и общественных местах.

4. Д/игры : «Найди такой знак» : Закрепить умение находить нужный знак и объяснять его значение.

«Кто больше назовет транспорта (воздушный, водный, наземный) . Закреплять умение различать виды транспорта и его разнообразие.

5. Рисование дорожных знаков : запоминание внешнего вида дорожных знаков и их обозначение.

6. Просмотр мультфильмов : «Смешарики» – серия про правила дорожного движения.

Серия мультфильмов "Безопасность на дороге".

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

1. Оформление стенда «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти» .

2. Конкурс стихов сказок и рассказов по ПДД.