«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка (старшая группа) на тему: Развитие сотрудничества и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» подготовила воспитатель Хлуденева О.Н. ГБОУ Школа №629 ДО №2 .
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что очень велико число дошкольников, испытывающих трудности в общении. Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
3 слайд
Описание слайда:
Задачи Создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками по способствованию развития коммуникативных навыков общения; Налаживание диалогического общения со сверстниками в совместных играх, на занятиях, в процессе коллективных бесед, использование различных средств общения с учётом конкретной ситуации; 3. Обсуждать нравственные проблемы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо, что такое плохо. Побуждать к словесному творчеству; 4. Воспитывать уважение к себе и чувству собственного достоинства со сверстниками, взрослыми и родителями (законными представителями), учитывать их мнения, желания, взгляды.
4 слайд
Описание слайда:
Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие таких умений и навыков у старших дошкольников как: Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем; Получать необходимую информацию в общении; Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; Отстаивать свое мнение; Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.); Уважительно относиться к окружающим людям; Принимать и оказывать помощь; Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
5 слайд
Описание слайда:
Диалоговые, коммуникативные навыки: вербальные - умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы. невербальные - умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса. Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации. Социально-коммуникативные навыки
6 слайд
Описание слайда:
Формы обучения активизирующие общение: Занятия Беседы педагога с детьми Ситуативный разговор Развивающие игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры Инсценировки, игры-драматизации Имитационные упражнения Самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование Чтение художественной литературы Рассказ педагога и рассказы детей Коллективные работы Совместный труд Наблюдения, прогулки
7 слайд
Описание слайда:
Используемые методы утро радостных встреч; чтение и обсуждение художественных произведений; просмотр и обсуждение иллюстраций; игры и упражнения на распознавание эмоционального состояния; индивидуальные беседы и беседы с группой детей; проектный метод; обследование: -игрушек, -предметов, -картин, -иллюстраций; обсуждение ситуаций из личного опыта дошкольников; групповые праздники (день именинника, день любимой игрушки, праздник друзей, т. д.); творческие выставки детей, фотовыставки.
8 слайд
Описание слайда:
В процессе образовательной деятельности мы стараемся включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, такие игры как: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Вежливые слова», «Учимся жить дружно» развивают эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
9 слайд
Описание слайда:
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.
10 слайд
Описание слайда:
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию, но и приобретению навыков коллективной игры, выбору водящего. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Спортивные игры-
11 слайд
Описание слайда:
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Объединение детей в игре с общей целью и интересами В старшем дошкольном возрасте интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы.
14 слайд
Описание слайда:
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
15 слайд
Описание слайда:
Театрализованные игры Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
16 слайд
Описание слайда:
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившемся образом.
17 слайд
Особенности общения детей с ОНР, а также данные социометрического исследования послужили отправными ориентирами при разработке методики по формированию коммуникативных умений. Под коммуникативными навыками мы подразумеваем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь внимание собеседника; проявление инициативности, активности в общении, поддержание беседы; умение слушать и понимать собеседника; адекватное использование речевых и неречевых средств общения, владение формами общения.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. Успешность данной работы заключается в коммуникативной направленности всей коррекционной работы с дошкольниками. Индивидуальные и подгрупповые занятия педагога-психолога, учителя - логопеда и воспитателя обязательно включают в содержание задачи на развитие коммуникативных навыков, с учётом особенностей каждого воспитанника.
Особенности развития коммуникативной деятельности старших дошкольников логопедической группы, предполагают организацию деятельности общения с взрослыми в специфически организованной педагогической среде, что определяет возможность преодоления или значительную компенсацию отставания в коммуникативном развитии (формирование потребности общения, его мотивов).
Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Кроме того, игра создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей, позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает:
- 1. становление умения владеть средствами общения;
- 2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;
- 3. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить отношение к собеседнику;
- 4. способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;
- 5. формирование умения коллективного обсуждения заданий.
Выявленные особенности коммуникативных навыков дошкольников, а также причины нарушения их формирования позволили выделить следующие направления коррекционной работы: коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере; преодоление речевого негативизма.
Причиной нарушения формирования коммуникативных навыков у детейс ОНР, являются нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере предполагает:
- · формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
- · преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
Для развития эмоционально-волевой сферы нами использовались специальные игры-упражнения, а также этюды на выражение основных эмоций (Приложение 7). Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого ребенка и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы детей. Эмпатические переживания лежат в основе нравственных чувств, обеспечивая развитие в ребенке эмоционально-чувственной основы освоения мира.
Данный раздел работы предполагал решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками и представляет собой ряд этапов.
I этап включал следующие направления работы:
- 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
- 2. создать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в приюте, учитывая индивидуальные особенности детей;
- 3. развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
- 4. учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
- 5. формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);
- 6. вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в совместных играх, забавах и музыкальных играх;
- 7. учить приветствовать и прощаться с взрослыми и детьми группы.
- 1. Закреплять желание и готовность к совместной с взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
- 2. учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д.;
- 3. упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
- 4. понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т.п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;
- 5. объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).
- 1. Учить совместной с взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
- 2. побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п.;
- 3. учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот - зевнуть, вытянуть губы - подуть, показать язычок - «а-а-а» - не болит ли горлышко;
- 4. побуждать к имитации выразительных движений в играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
- 5. учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
- 6. организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия - построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.
- 1. расширять диапазон совместной с взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накорми зверят», «Построим дом»;
- 2. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
- 3. развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;
- 4. учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем»;
- 5. объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;
- 6. Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Для предупреждения неправильного развития личности очень важно, особенно на начальных этапах обучения, постоянно корригировать отношения в детском коллективе, развивать у всех детей потребность в общении, чувство партнерства, учить их помогать друг другу, правильно воспринимать и принимать помощь товарищей и взрослых. Ребенок ищет поддержки со стороны взрослого человека, демонстрирует притязания его как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Учеными было установлено, что высокий уровень коммуникативных умений педагогов, связанный с доброжелательностью, гибкостью и отсутствием шаблонности в обращениях, аргументированностью его эмоционально-оценочных воздействий ведет за собой высокую степень доброжелательности во взаимных оценках детей, отсутствие конфликтности и положительный микроклимат в группе, снижение числа изолированных детей в ней.
Чтобы взаимодействие детей складывалось успешно, педагоги организовывали формирование их субъектного взаимодействия: налаживали отношения между детьми, привлекали их внимание к субъектным качествам друг друга (демонстрировали достоинства сверстника, ласково называли его по имени, хвалили партнера по игре, предлагали повторить его действия). При таком поведении педагога возрастал интерес детей друг к другу, появлялись эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникало эмоционально-практическое общение.
Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей с ОНР являлись совместные игры, в которых дети действовали одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создавали особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияло на развитие общения и межличностных отношений.
Во всех случаях главная цель работы по развитию коммуникации заключалась в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей. Эмоционально-положительные контакты давали каждому ребенку чувство психологической защищенности и эмоционального комфорта, внутреннюю гармонию с миром и собой, ощущение ценности своей личности и стремление к самореализации.
Когда дети научились содержательно взаимодействовать с двумя-тремя друзьями, педагог предлагал им объединиться для некоторых дел по-другому, в соответствии с замыслом. Это помогало детям найти новые эмоциональные и деловые контакты, служило поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Кроме того, некоторые дети, привыкшие в своей компании играть одну и ту же роль, например, лидера или исполнителя, нуждались в смене ролей и смене партнерских взаимоотношений.
Ребенок должен постоянно чувствовать себя самостоятельным и полезным окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватный уровень притязаний.
Исходя из того, что одной из важнейших причин нарушения формирования коммуникативных умений и навыков является речевой негативизм вследствие некорректного построения общения и педагогических ошибок (отсутствие личностно-ориентированного подхода к обучению, преобладание субъект-объектных отношений), мы использовали следующие методы и приемы.
При общении ребенка с взрослым для преодоления речевого негативизма мы создавали ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми:
· Во-первых, использовались альтернативные вопросы (вместо «скажи», «повтори»), типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задавал вопрос: «Что тебе дать - чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово.
Необходимым условием успешной работы являлось использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.
· Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации - общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просил принести ту или иную игрушку, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулировал обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? - Дай машину…» В качестве поощрения ребенок получал искомое. В этой ситуации использовались элементы эхолалии.
· Третий вид коммуникативных ситуаций - опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими в приюте, взрослый поощрял ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводили не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у детей формировалась потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки.
Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, его родителям. Если у ребенка отмечается всплеск его речевой активности, можно попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Послушайте, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему оставались запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении.
Наиболее перспективно коррекционно-развивающее образование, основанное на гуманистическом, личностно-ориентированном подходе. Переход к личностно-ориентированной модели образования предполагает освоение теоретического мышления и такой организации обучения детей, когда они выступают субъектами учебной деятельности; основой становится восприятие ребенка через призму его права быть человеком. Человек понимается как синтез лучших и наиболее важных качеств его характера. Способы общения предполагают умения стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. При этом поощряются не только успехи, дисциплинированность дошкольников на занятиях, но и доброжелательное отношение детей друг к другу, забота, помощь. Тактикой общения является сотрудничество. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей.
Таким образом, для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста использовались приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям. Кроме того, вся коррекционная работа строилась на основе личностно-ориентированного подхода, компенсаторных возможностей, особенностей эмоционально-волевой сферы.
Как научить ребенка общаться с окружающими людьми. В какие игры играть для развития социально-коммуникативных навыков.
В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.
Развитие социально-коммуникативных навыков детей
Главной целью в социально-коммуникативном развитии является воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к людям, воспитанности.
Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.
Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.
Дружба детей — важная часть социально-коммуникативного развития
Развитие коммуникативных навыков детей в семье
Самый первый наглядный опыт общения дети приобретают в семье. Ребенок учится понимать, как можно и нельзя поступать.
При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.
Существует две модели поведения в семье:
- Если родители общаются между собой с уважением, добротой, то это позитивно скажется в будущем на мировосприятии ребенка. Замечательно, когда родители и другие члены семьи заботятся друг о друге, ласково разговаривают, помогают, имеют общие интересы. Недостаточно одного физического ухода за малышом. От родителей требуется также эмоциональное участие в жизни малыша — ласковое общение, поддержка, добрая игра, доверие
- К сожалению, в некоторых семьях царит агрессивная или неискренняя атмосфера. Слишком сдержанный эмоциональный стиль общения также негативно влияет на дальнейшую положительную адаптацию ребенка. Плохо, когда родители разговаривают с ребенком в сухом или резком тоне, кричат на него, ругают за оплошности, постоянно одергивают, относятся безразлично к его успехам. Часто родители заменяют живое общение дорогими игрушками, компьютером, подарками. Такой подход также несет негативные последствия
В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.
Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.
Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем
Знание правил и норм при общении
Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.
Желательно, чтобы до момента посещения детского сада родители привили ребенку знание правил общения и поведения. Воспитатели в саду также ведут активную работу с детьми.
С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения :
- Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
- Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
- Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
- Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
- Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников
С ранних лет приучайте ребенка к вежливости
Как пробудить в ребенке желание общаться?
Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.
Чтобы не лишить ребенка желания общаться с другими детьми, нужно учитывать его темперамент. При этом нужно организовать общение таким образом, чтобы ребенок и окружающие чувствовали себя максимально комфортно.
Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:
Застенчивый ребенок
- Расширяйте круг его знакомств
- Приглашайте знакомых детей в гости
- Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
- Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
- Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах
Конфликтный ребенок
- Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
- Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
- После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
- Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу
Беспокойный ребенок
- Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
- Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
- Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания
Замкнутый ребенок
- Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
- Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
- Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного
Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться
Видео: Как научить ребенка общаться со сверстниками?
Как научить ребенка умению организовать общение?
Дети первых лет жизни играют рядом, но не вместе. К 3-4 годам появляется общая организованная игра. Чтобы другим детям было интересно играть с вашим ребенком, он должен обладать следующими качествами:
- Уметь слышать собеседника
- Сочувствовать, поддерживать, помогать
- Уметь решать конфликты
Поддерживайте желание ребенка общаться и дружить с детьми, учитывая его темперамент. Направляйте его, объясняйте правила игры и ситуации. Чаще играйте сами со своими детьми дома.
Совместная игра детей
Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения
Игра — это основное средство формирования у ребенка представлений о жизни и взаимоотношениях.
Детям с раннего возраста следует научиться различать чувства людей на примерах героев игры.
К примеру, игра «Как Маша делает?»
Задаете ребенку вопрос и сами даете ответ мимикой. Ребенок научится различать эмоции и чувства.
- Как Маша плачет?
- Как Маша смеется?
- Как Маша сердится?
- Как Маша улыбается?
Игры с детьми раннего возраста должны быть направлены на:
- Развитие доброжелательности к людям
- Негатив по отношению к жадности и злу
- Элементарное представление о понятиях «хорошо» и «плохо»
Общение и игра детей
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: игры и упражнения
Игра «Подари улыбку»
Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.
Игра «У птички болит крылышко»
Один ребенок воображает себя птичкой с раненым крылом, остальные пытаются птичку утешить, сказать ей добрые слова.
Дети водят хоровод
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения
Игра «Вежливые слова»
Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).
Игры-ситуации
Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:
- Две девочки поссорились — попробуй помирить их
- Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
- Ты нашел котенка — пожалей его
- У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом
Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.
Видео: Как воспитать общительного ребенка?
Доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста: сущность, теоретическая основа, общие принципы и методы»
Коковина Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.Описание материала. Предлагаю вашему вниманию доклад на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста: сущность, теоретическая основа, общие принципы и методы». Данный материал будет полезен как практикующим педагогам дошкольных организаций, так и студентам, подготавливающим себя к столь сложному пути. В нём представлено теоретическое основание развития коммуникативных навыков, раскрыты и проанализированы такие понятия как «коммуникация», «общение», «умение», «навык».
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации
. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный
, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». Сенситивность при этом предполагает «развитие качественной составляющей способностей детей». Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.
Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном образовании нормативных документов, свидетельствующих о значимости
развития коммуникативной сферы дошкольников и, главное, возможности
этого развития. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития».
Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении; он любознателен, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями.
Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, принимать участие в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других участников взаимодействия; он адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты с помощью речи.
Выпускник детского сада способен различить условную и реальную ситуации, он умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Старший дошкольник может достаточно хорошо овладеть устной речью, а также использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации речевого общения.
Данные целевые ориентиры, не являясь бесспорной и однозначной нормой, тем не менее, показывают «возможные достижения» старшего дошкольника, способные стать реальностью.
Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой, что, нередко, создаёт обманчивую видимость сформированности коммуникативных навыков. Данное обстоятельство объясняется смешением понятий «коммуникация» и «общение» как на теоретическом уровне, так и в реальной практике, что становится причиной неполноценного планирования педагогической деятельности в области коммуникативного развития дошкольников, а, следовательно, отсутствия своевременной коррекции пробелов данного развития в конкретном детском коллективе.
Вникая в суть понятий, мы отмечаем большую смысловую разницу между «общением» и «коммуникацией». Так, общение
представляет собой «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга». Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов. В жизни человека общение выполняет ряд «важных» функций. С точки зрения социального подхода, «общение есть не столько процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, сколько способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамичное взаимодействие общества и личности. Общение понимается и как важнейший способ связи элементов общества в систему». Данный аспект представляет общение как незыблемую ценность для каждого человека, превращающую его в подлинно социальное существо. При этом общение, при соблюдении ряда условий, может выступать как сторона совместной деятельности и тогда оно преобразуется в коммуникацию.
Коммуникация
– это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств». . Понятия «общение» и «коммуникация» не равны между собой и данное неравенство можно обозначить так: не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении
. Сторонники данной позиции, в частности практикующий психолог Н.С. Козлов, говорят о том, что «бытовое – это чаще общение, профессиональное – чаще коммуникация; бесцельное и без правил – чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) – чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников».
В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия» , и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения
. Как и в общении, в процессе коммуникации люди обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, но «этот обмен представляет собой не простое движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. И главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга». Другими словами, коммуникация – это взаимодействие в общении.
Понимая разницу между коммуникацией и общением, педагог задаёт логичный вопрос: каким образом непринуждённое общение детей превратить в коммуникацию? И, более того, как научить ребят самостоятельно выходить из общения на уровень коммуникации? Ответ кроется в понимании того, что обмен знаниями, идеями, чувствами говорит об организации
деятельности. При этом коммуникация выступает, с одной стороны, как средство организации общения, с другой, как продукт этой организации.
Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений. Если умение
– это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)» , то под коммуникативными умениями, вслед за
А.А. Максимовой, можно понимать «осознанные коммуникативные действия субъектов (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить своё поведение и управлять им в соответствии с задачами общения». Следовательно, педагог, задавшийся целью научить детей выводить собственное общение на уровень коммуникации, или, другими словами, придавать смысл своему общению, должен сформировать в детях определённые коммуникативные умения.
Коммуникативные умения, по мнению А.А. Максимовой, являются сложными умениями высокого уровня, которые включают в себя три группы умений:
информационно-коммуникативные
(умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнёрах и ситуациях, соотносить средства вербального и невербального общения),
регуляционно-коммуникативные
(умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнёров по общению; умение доверять, помогать и поддерживать их; применять индивидуальные умения при решении совместных задач, а также оценивать результаты совместного общения),
аффективно-коммуникативные
(умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга).
Данная позиция созвучна с мнением А.А. Когут , которая в рамках коммуникативной деятельности выделяет две группы умений:
умение сотрудничать
(умение видеть действия партнёра, согласовывать свои действия с ним, осуществлять взаимоконтроль, взаимопомощь, иметь адекватное отношение к взаимодействию),
умение вести партнёрский диалог
(умение слушать партнёра, договариваться с ним, способность к эмпатии).
Развитие данных умений приводит, по мнению А.А. Когут,
к «правильным» отношениям в группе: как со стороны общества к ребёнку
(он становится принимаемым в детском коллективе), так и со стороны ребёнка к обществу (он приобщает себя к этому коллективу). Но, главное, они позволяют детям встать на путь развития собственной коммуникации.
Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается или синонимизируется с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык
– это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля» , другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. И в этой связи коммуникативные навыки следует понимать, как доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Именно автоматизм, или «отсутствие поэлементарной сознательной регуляции» и отличает коммуникативные навыки от коммуникативных умений. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность
(«индивидуально-психологическую особенность личности» - А.М. Никонова ), которая, в свою очередь, при постоянном обновлении и модификации в конкретных условиях, переходит в стадию коммуникативной компетенции
– одной из основных компетенций современного человека.
Таким образом, коммуникативные умения и навыки – это элементарные единицы коммуникативного развития, основание заявленной компетенции. Понимая весь груз ответственности, педагог встаёт перед проблемой поиска цельной системы развития коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Проблемы развития коммуникативных умений широко рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов и исследователей (А.А. Максимовой, Е.Е. Дмитриевой, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, К. Фопель и других), но развитие навыков коммуникации у дошкольников, казалось бы, не имеет смысла, ведь навык, как уже говорилось, - это «автоматизированное умение», умение, о котором никто не задумывается, а просто применяет в своей повседневной жизни. Существуют упражнения, закрепляющие
навыки коммуникативной практики, а развитие
, как известно, предполагает «переход из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому…». И если говорить о развитии навыков, то следует помнить, что навык – это не точка после длительного процесса, сложенного из повторений и закреплений, а многоточие, за которым последует новая цель. Это динамичная категория, разворачивание которой в педагогической деятельности должно осуществляться постепенно, целенаправленно и, чтобы не потерять верный курс, на основании общепризнанной теории развития. Именно теоретическое обоснование позволяет обыкновенный план педагогической деятельности, как тематический набор мероприятий, к которому мы так привыкли в повседневной практике, превратить в инструмент развития не только умений, но и навыков, в данном случае, - коммуникативных.
Среди множества теорий развития наиболее приемлемой, и с точки зрения понимания, и с точки зрения применения, является теория Л.С. Выготского. Напомним, что Л.С. Выготский представлял процесс развития в виде движения от зоны актуального (к ней относились те знания и умения, которые ребёнок мог продемонстрировать самостоятельно, без помощи взрослого) к зоне ближайшего развития (спектру тех знаний и умений, которые ребёнок способен освоить на данном этапе, но только с помощью взрослого). Данное движение не аморфно, оно направлено к зоне «возможного развития» - тому потенциалу, который способен накопить ребёнок благодаря целенаправленному и постоянному движению по спирали развития.
Спираль развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста также представляет собой движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. И если актуальное развитие – это начало, отправная точка, навык коммуникации, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого, то зона возможного развития – это те самые «целевые ориентиры», которые ребёнок при правильном педагогическом сопровождении и создании оптимальных условий способен продемонстрировать на выходе из детского сада. Следовательно, основная работа педагога строится в зоне ближайшего развития коммуникации.
Необходимо отметить, что зона ближайшего развития коммуникации также динамична, как и развитие в целом. Она представляет собой множество «кругов на воде» от центра по радиусу расширения – от имеющегося навыка через усвоение очередного умения – к закреплению данного умения и превращению его в очередной навык. Затем движение повторяет свою динамику только в отношении следующего умения и, соответственно, закрепления очередного навыка. Данная схема позволяет не только системно представить сам механизм развития коммуникативных навыков, но и увидеть необходимость целевой зависимости и тематической взаимосвязи проводимых с детьми мероприятий, направленных на развитие этих навыков.
При этом системный подход предполагает особое распределение педагогического взаимодействия таким образом, чтобы произошёл переход от умения к навыку, от осознания к автоматизации. Опять же, опираясь на теорию Л.С. Выготского, вслед за М.В. Телегиным , мы считаем, что основное обучение и ознакомление дошкольников с некоторыми вопросами коммуникации (правилами, понятиями морали и нравственности, упражнениями в диалогической монологической речи) должно происходить в специально организованной деятельности (непосредственно-образовательной, беседах, решении проблемных ситуаций), которая выступает в качестве «зоны ближайшего развития». Закрепление же и отработка навыка – в режимных моментах, повседневном общении, самостоятельной деятельности детей, то есть в «зоне актуального развития».
Исходя из вышеизложенного, становится ясной основная задача
педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая принципу Л.С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.
На какие бы индивидуально-личностные и возрастные характеристики детей не была рассчитана педагогическая работа, её выстраивание должно соответствовать ряду общих принципов
. Так, С.К. Каравасилиади предложила следующие принципы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста:
принцип интеграции (взаимосвязь с другими видами деятельности),
принцип разнообразия тематики и методов работы,
принцип максимальной активности детей,
принцип сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого),
принцип возрастания компетентности педагога в вопросах развития коммуникации,
принцип индивидуального подхода к детям,
принцип игровой подачи материала.
В практике существуют разные методы
, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические (по материалу С.К. Каравасилиади ).
Наглядные методы
: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
Словесные методы
: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы:
дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Все методы должны применяться только на почве игровой
деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения. Развитие при этом – динамичная категория, подразумевающая изменение и совершенствование, и, для создания целостности этого процесса, требующая не только составление определённого плана мероприятий, но и выстраивание их в соответствии с постулатами общепризнанной и апробированной временем теории развития. Не малую роль в этом процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильно организованная методология развития процесса способна дать реальный результат.