Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста

Кисленко Ольга Борисовна,

Воспитатель МБДОУ детский сад

Общеразвивающего вида №27 «Берёзка»

Г. Старый Оскол, Белгородской обл.

Проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связанного с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Работая с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями дошкольников позволяет нам сделать вывод о том, что самым ценным в дошкольном детстве является формирование речевого этикета.

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, они правильно произносят все звуки родной речи.

Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка – дошкольника, культура речевого поведения, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Как, например, ребенку обратиться к взрослому? Какие выражения употреблять, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость?

К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка.

Дети, как губки впитывают в себя решительно всё, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение – решающая вещь».

Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказываю о чем-либо, не говорить с набитым пищей ртом и т.д. Всему этому надо учить детей.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Мы, воспитатели нашего МБДОУ, формируем представления о нормах поведения, тем самым влияем на отношения воспитанника со сверстниками, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми, помогаем ориентироваться в общественной жизни. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально-этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно-ролевого поведения дифференцированного, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.

В дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.

Знакомим детей с художественными произведениями, рассказываем детям сказки, просим пересказать тот или иной текст. Это помогает обучить детей конструкциям комплимента, извинения, просьбы, благодарности, а также попутно вводит их в словарь детей. Кроме того, такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, к умению пересказывать произведения, а также составлять собственные рассказы и сказки.

Например, известный рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово», в котором Павлик узнал о силе слова «пожалуйста», закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему.

(Сказка «Как попугай Татю вежливости научил»; И. Тургин «Человек заболел»; В. Осеева «Три товарища»; М. Потоцкий «Острое поросячье заболевание»; Н. Носов «Огурцы»; Е. Благинина «Добрые слова»; И. Пазухина «Давайте поиграем»; М. Яковлев «Ссора»; М. Пляцковский «Урок дружбы»; С. Маршак «Урок вежливости и т.д.)

В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.


Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем она оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок умеет общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета нужно в дошкольном возрасте. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Актуальность данной проблемы очевидна. В последнее десятилетие в нашей стране в сознании людей произошла болезненная ломка устоявшихся идеалов. Меняются ценностные ориентации и у молодежи. Общий кризис, который сегодня переживает Россия, и который коснулся всех сфер ее жизни: политики, культуры, экономики очевиден для каждого человека. Заметен рост установок на возвышение, достижение, хватку и соответственное снижение ориентаций на скромность, культурное поведение. Реже упоминается честность, порядочность, прямота. Несмотря на успехи общества в достижении обеспеченности и комфорта, личность не становится нравственнее и духовно выше. В настоящее время одной из важнейших проблем является воспитание подрастающего поколения, обучение правилам и нормам этикета которого начинать нужно уже в дошкольном возрасте.

Цель работы заключается в теоретическом изучении и экспериментальном апробировании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования этикетных представлений у детей третьего года жизни в процессе проведения разных видов игр.

Объект исследования – процесс формирования этикетных представлений у детей третьего года жизни.

Предмет исследования – использование разных видов игр, в процессе формирования этикетных представлений у детей третьего года жизни.

Задачи, решаемые в ходе исследования:

Раскрыть понятие этикетные представления детей дошкольного возраста;

Выявить роль и место этикета в современном обществе;

Охарактеризовать важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения дошкольников;

Изучить методику формирования этикетных представлений у дошкольников;

Экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию этикетных представлений у детей третьего года жизни.

В основу нашего исследования положена гипотеза, которая формируется следующим образом: при целенаправленной, активной и систематической психолого-педагогической работе по развитию и закреплению этикетных представлений в процессе разных видов игр, большинство детей будут иметь средний и высокий уровень данного показателя.

Практическая значимость работы заключается в:

Разработке перспективного плана работы с младшими дошкольниками по проблеме этикетных представлений;

Систематизации картотеки подвижных, дидактических игр по проблеме формирования этикетных представлений у младших дошкольников

Разработке сценариев сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений, способом познания других людей и мира в целом. Для детей старшего дошкольного возраста общение, в силу активности познавательных процессов, стремления к совместным действиям, является основным видом деятельности.

Основы культуры речевого общения, закладываемые в дошкольном детстве, используются впоследствии в течение всей жизни. Многие психологи и педагоги (Н.О.Арапова, Л.И.Божович, И.И.Гончарова, С.А.Лебедева, А.К.Макарова, Е.Б. Пискулова, A.M. Шахнарович) отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми. Так, у одних детей отмечаются нарушение норм и правил поведения, дети становятся развязными, фамильярными, подчас грубыми; другие теряются, замыкаются в себе, стараются как можно меньше общаться. В связи с этим в этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный для общающихся положительный контакт), их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств.

Важное значение в этом процессе принадлежит обучению речевому этикету. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. В целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации важное место занимает педагог, он должен понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять чувство ответственности за формирование культуры речи у детей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить разработанность данной проблемы. В середине I начале веков ученые (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, М.А.Рыбникова, Н.Г.Тумим) отмечали, что говорить, выражать свои мысли, быть в словесном общении с другими - является естественной потребностью детей. Задачу речевого образования ученые того времени видели в том, чтобы сформировать у ребенка умение сообщать другим свои мысли и чувства, т.е. умение общаться.

На современном этапе речевого образования и воспитание детей данная проблема также занимает большое место в теории и практике дошкольного обучения. В работе таких ученых, как Н.Е.Богуславская, В.В. Гербова, В.И.Капинос, Н.С.Карпинская, Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, В.И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения.

Исследователи отмечают, что проблема воспитания культуры речевого общения относится к числу важнейших задач современного дошкольного и школьного образования.

Вместе с тем, при достаточно подробной разработанности проблемы воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста остается много нерешенных вопросов.

Практики отмечают, что дети, владея первоначальными знаниями в области речевого этикета, не умеют пользоваться ими, что, в частности, связано с несформированностью умения ориентироваться в ситуациях общения, предвидеть их. Поэтому важно не только дать детям знания формул речевого этикета, но и научить ребенка ориентироваться в условиях общения. Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования: "Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста".

Проблема исследования: каковы условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: речевой этикет детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи исследования:

дать теоретическое обоснование изучаемой проблемы;

рассмотреть понятие "речевой этикет";

изучить особенности проявления речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, содержание работы по воспитанию речевого этикета у старших дошкольников;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за особенностями проявления речевого этикета у детей; опрос; методы математической и статистической обработки фактического материала.

Методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых, посвященные этическим проблемам общения (Т.И. Бабаева, С.В. Петерина, Я.Л. Коломинский и другие).

1. Психолого-педагогические основы формирования культуры речи иобщения у дошкольников

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду, С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение (24, с 16).

Написано немало книг о воспитании культуры поведения у дошкольников (Н, Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, JLФ. Островская, С. В. Петерина и др.), в которых она рассматривается как "совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности" (28, с. 6).

В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа -- свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции.

Культура общения (коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой происходит акт коммуникации.

Кроме того, культура общения предполагает формирование навыков речевогоэтикета. Она обогащает речь человека такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении людей (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.д.) (16, с. 73).

В науке нет единой точки зрения на проблему культуры общения. С одной стороны, культура общения как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта и передачей их старшим поколением младшему. В то же время культура общения выступает в качестве результата воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с другими людьми, окружающим миром и самим собой.

В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс "огрубления" нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Педагог ДОО должен осуществлять профессиональную деятельность по формированию речевой культуры в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий(ОК 9)

Детство представляет собой период информационной чистоты и готовности к познанию мира, характеризуется бесстрашием, не обремененностью стереотипами. К тому жедошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой (Н. И. Лепская, М. И. Лисина, Е. Н. Медынский, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и другие). Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия(ОК 16)(7, с. 45)

С.В. Петерина отмечает, что необходимость раннего формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения

Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет: формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций.(16, с. 67)

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить культуру речевого общения дошкольников как выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту (28, с. 6).

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое нужное качество ребенка, как общительность (28, с.7)

Культура общения обязательно предполагает и культуру речи, которая предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, тактично, сохраняя спокойный тон.

Воспитание культуры речевого общения является актуальной проблемой развития детей старшего дошкольного возраста, так как их коммуникации характеризуются произвольностью, а поведение является подражательным и зависит от условий развивающей среды. Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве.

Методика работы по воспитанию культуры речевого общения рассмотрена в работах С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Т.В. Черник и других. Воспитание культуры речевого общения - проблема, которая имеет социальную значимость.(3, с. 67)

О.С. Ушакова отметила большую роль взрослого в процессе воспитания культуры речевого общения и приобретения нравственного опыта, что возможно лишь при учете единства и целостности воспитательных процессов, то есть взаимосвязи задач, методов приемов, применяемых в обучении и воспитании, а также при соблюдении педагогических условий, к которым относят: позитивный настрой; пример взрослых, прежде всего воспитателя, который организует собственную деятельность определив методы решения поставленных задач может оценить качество решения намеченных задач.(ОК 2)

И.Н. Курочкина подчеркивает, что в обучении дошкольников правилам речевого общения выделяют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и эстетическую основу (22, с. 14).

Формирование основ культуры речевого общения проходит своеобразный цикл, который включает:

Знание правила.

Понимание его разумности и необходимости.

Умение его применять.

Эмоциональное переживание его выполнения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на 7-ом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ними.

Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание(основа вежливости), свидетельствует о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения.

2. Понятие "речевой этикет"

В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В XIV--XVI вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, "настраивать" людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях, как говорили, в высшем свете (24, с. 5).

Этикет является органической частью поведенческой культуры. Современное понимание слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека (31, с. 69).

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т. е. найти (или не найти) его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его необходимое условие.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия или поступки, так или иначе, характеризуют людей как хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе (23, с. 3).

Н.И. Формановская отмечает, что речевой этикет - это широкая зона единицязыка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства,которые накопились в каждомобществе для выражения неконфликтного,нормального отношения к людям, а это значит отношения доброжелательного (31, с. 69).

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые не строятся заново каждый раз, когда надо их употреблять, а используютсяготовые, отложившиеся в языковом сознании.

Таким образом, речевой этикет - это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор, в каждом конкретном речевом акте, дело творческое.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

И.Н. Курочкина отмечает, что владеть речевым этикетом - значит:

знать основные правила речевого этикета, например: правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, ведения спора, дискуссии, собрания, выступления с докладом или сообщением и др.;

осознавать, что для развития доброжелательно-уважительных деловых и личностных отношений с людьми необходимо соблюдение речевого этикета, т. е. порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

обладать умениями и навыками по выполнению правил речевого этикета, например, уметь определить нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, интонационное разнообразие, создавать сочетание формулы речевого этикета с мимикой, жестами и позами;

соблюдать правила речевого этикета, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Сформированностъ речевого этикета как части речевой этической культуры проявляется в умении устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договоренности, в изменении содержательной стороны общения (обсуждение прочитанных книг, проявление сочувствия, внимания к собеседнику, похвала).

Таким образом, основы культуры общения предполагают соблюдение этических норм поведения,в том числе и речевого этикета. В широкомсмысле "этикет" -- это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узкомсмысле -- это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение,приветствие, прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т.д.

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного понимания(ОК 7)

Чем раньше начнется этическое воспитание ребенка, тем больше возможностей будет для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями

3. Условия формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

К проблеме воспитания речевого этикета у детей обращались такие ученые, как Т.А. Ладыженская, А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская, И.Н. Курочкина. Они рассматривают речевой этикет как формулу хорошего тона, обеспечивающую комфорт в общении и способствующую установлению доброжелательных взаимоотношений.

А.Г. Арушанова отмечает, что усваивая этикетную лексику, ребенок "присваивает" часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится (5, с. 3).

Т.М. Юртайкина отмечает, что введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет оказывать влияние на духовный мир ребенка (10, с. 56).

Развитие речевого этикета определяется И.Н. Курочкиной "как процесс овладение ребенком нормами и правилами речевого поведения в различных ситуациях речевого общения, выражающееся в расширении круга формул речевого этикета, используемых детьми, в соответствии используемых формул речевой ситуации, снижении числа лексических, грамматических, синтаксических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, допускаемых в этикетных выражениях, в речи детей" (23, с. 34).

Под обучением речевому этикету понимают процесс, направленный на формирование потребности в установлении положительных контактов, воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.

По мнению А.Б. Венецкой обучение детей речевому этикету предполагает:

введение в их активный словарь достаточного количества этических стереотипов;

формирование умения выбиратьнужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);

формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е.уметь говорить и слушать других(16, с. 74-75).

И.Н. Курочкина отмечает, что содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах.

Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.

При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест.

Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел.

Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.

В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему.

В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье. Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.

Говорить людям комплименты - добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза.

Стараться не обижать людей злыми словами: ты - плохой; ты - злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так называется.

Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

Это основные правила речевого этикета, с которыми надо знакомить дошкольника.

Педагогическими условиями эффективного формирования речевого этикета у старших дошкольников являются:

педагогическое взаимодействие, характеризующееся этической коммуникативной направленностью;

создание педагогических ситуации, направленных на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;

использование образцов этикетной лексики, представленной в процессе ознакомления с художественной литературой;

применение культуросообразных методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих).

Основными способами педагогического воздействия на детей являются:

Приучение: детям дается определенный этикетный образец, например, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Упражнение: многократно повторяется то или иное действие.

Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению правил общения, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил общения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5--8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить (22, с. 17).

И.Н.Курочкина отмечает, что обучать детей правилам культуры общения нужно на специальных занятиях по основам этикета, главным содержанием которых являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. -- все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения.

Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует не только их усвоению и употреблению в речи, но и познанию их значения. Дети начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи.

И.Н. Курочкина отмечает, что место детской литературы в обучении правилам этикета определяется содержанием произведений. Написанные о детях и для детей, они заставляют дошкольника проникнуть в глубину человеческих отношений. Правила этикета не раскрываются впрямую, тем не менее, размышляя над событиями, описанными в произведении, переживая их эмоционально, ребенок осознает разумность поведенческих правил.

Включая в педагогическую работу произведения разных литературных жанров, воспитатель делает эту работу значительно более эффективной: яркой, эмоциональной, действующей на умы и сердца воспитанников. Например, известный рассказ В.А. Осеевой "Волшебное слово", в котором Павлик узнал о силе слова "пожалуйста", закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову "пожалуйста", чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми.

При освоении правил речевого этикета педагогу важно определить, что ребята поняли, усвоили, насколько этикетные правила стали для них основой в поведении. Один из способов - беседа с детьми. С.В. Петерина подчеркивает, что если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки; педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений (28, с. 22).

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Это очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Другой путь - обыгрывание разнообразных ситуаций диалогического общения детей, в которых необходимы формулы речевого этикета. Например, при обучении правилам разговора по телефону детям можно предложить следующие задания: пригласи подружку к себе на день рождения; узнай, пойдет ли друг гулять; узнай у бабушки, как она себя чувствует.

Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, поблагодарить за подарок, произнести комплимент и т.п. Нельзя принуждать детей к выполнению упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки их участия, награждение призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.

Развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если у ребенка будет сформировано:

осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям;

умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и в соответствии с этим применять речевые нормы общения.

Таким образом, проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Данные процессы происходят во многом на основе овладения словарным составом литературного языка и его использования в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками. Обучение речевому этикету мы понимаем как процесс, направленный на воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, формирование стремления и потребности в установлении положительных контактов, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.

Кроме того, следует отметить, что занятия по обучению речевому этикету должны соответствовать возрастным особенностям. Планируя эту работу с детьми необходимо:

оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при проведении занятий по формированию речевого этикета; (ОК 3)

осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для организации общения детей; (ОК 4)

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности в рамках организации ОД детей; (ОК 5)

строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих; (ОК 11)

постоянно заниматься самообразованием, для того, чтобы методично организовать и распределять роли в сюжетно - ролевых. (ОК 8)

осуществлять профилактику травматизма, охрану и укрепление здоровья детей.(ОК10)

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду.

Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития языковой личности понимается, как умение устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение.

И.Н. Курочкина отмечает, что этикет должен иметь практическое применение, являться своего рода поведенческим критерием. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание.

4. Обучение старших дошкольников правилам речевого этикета

В марте 2017 года нами была проведена работа, направленная на обучение детей исследуемой группы правилам речевого этикета, что предполагало:

введение в их активный словарь достаточного количества этических формул;

формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь);

формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других.

Четко определяли тему и цель каждого занятия, обеспечивали постепенное усложнение речевых заданий, в занятия включали разнообразные игровые и дидактические упражнения. (ПК 3.1)

Много раз говорили детям: если кто-то вошел в группу, нужно пригласить гостя, предложить стул и так далее. Но одни только слова не давали нужного эффекта. Тогда решили упражнять детей в выполнении некоторых правил. Например, специально приглашали кого-нибудь зайти в группу, но вначале напоминали ребятам: "Что нужно сказать?" Показывали, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки-гости (мишки, куклы, Петрушка).

Постоянно проверяли, как дети усвоили те или иные правила. Например, роняли предмет и делали вид, что не заметили. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: "Возьмите, пожалуйста, вы уронили".

Большое внимание уделяли показу образцов культурного поведения в различных ситуациях. Такой прием давал возможность своевременно предупреждать конфликты, закреплять положительное во взаимоотношениях детей.Очень важно вовремя показать или объяснить ребенку способ правильного поведения. Например, Сереже нужно пройти в умывальную комнату, а на его пути Саша играет с машиной. Сережа молча толкает Сашу, настойчиво пробирается вперед. Останавливаем его и говорим: "А я бы попросила Сашу: «Пропусти меня, пожалуйста".Саша подвинулся, и я прошла. Попробуй, Сережа, сделать так же».

Самой трудной оказалась работа по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень не нравился нам недоброжелательный тон некоторых детей. Здесь большое значение имеет хороший пример.Ребенок по собственной воле будет подражать человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Для себя мы сделали такой вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью.

Детям часто говорили о том, что если немного подумать, то можно обойтись без конфликта. Например, в раздевалке Антон занял место у шкафчика Ани. Девочка его выталкивала, сердилась, начала жаловаться. Мы предложили: "Давай проверим силу «волшебного" слова, только его нужно сказать ласково. Я уверена, что Антон сразу же уступит тебе место».

Для закрепления правил речевого этикета и культуры поведения использовали различные упражнения. Например, напомнили детям правило: "Разговаривай вежливо, приветливо с товарищем". Далее предложили послушать рассказ В. Осеевой "Девочка с куклой". После прочтения задали ребятам следующие вопросы: "Почему лейтенант одобрительно похлопал по плечу мальчика? Что он сказал при этом?". "Кому еще Юра уступил место в автобусе? Как он вел себя при этом?". После беседы обобщили ответы детей: "Вы все должны быть вежливыми, а мальчики должны быть внимательны к девочкам, ведь вы будущие мужчины. Как вы можете выразить свое внимание к девочке? Уступить место, пропустить ее вперед, заступиться за нее -- это долг мужчины".

Детям очень нравились и специально организованные игры. Так в игре "Вкусный мандарин", которую проводили после полдника, мы делили мандарин на дольки и угощали детей. Следующий мандарин делил ребенок и раздавал другим детям.Каждый, получая дольку, говорил слова благодарности. Дети учились правильно и красиво есть фрукт, благодарить за угощение.

В игре "Лучшее знакомство" детям раздали открытки, разрезанные пополам. Те, у кого оказались половинки одной открытки, показывают свой способ знакомства. В конце игры выбиралась лучшая пара. Мы старались выделить достоинства каждой знакомящейся пары.

Нами был проведен и цикл занятий. Каждое занятие было построено по принципу сценария, включалоразличный дидактический материал и носило игровой, занимательный характер.

На занятии "Зачем нужны правила?" (приложение 4) формировали у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять, познакомили с понятием самооценка, этика. Мы поведали детям о том, что много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культура. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношения людей. Правила этики - это правила взаимоотношения людей друг с другом. Рассказали о том, как ведет себя культурный человек, познакомили с некоторыми правилами поведения. Дети послушали песню из мультфильма "День рождения Леопольда", посмотрели фрагмент мультфильма. После увиденного мы провели обсуждение темы "У кота Леопольда день рождения". В конце занятия мы вспомнили с детьми те правила, которые они усвоили на данном занятии.

В процессе занятий "В мире вежливых слов" и "Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает" у детейформировали представления о положительных качествах личности, раскрыли перед детьми сущность понятия вежливость. Мы также систематизировали правила вежливого поведения, помогали детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, учили быть вежливыми и воспитывали уважение к окружающим - взрослым и сверстникам. Для этого мы использовали разыгрывание сказки на фланелеграфе с фигурками куклы Маши и зверей. Дети помогали Маше добраться до дома. Для этого они учили её вежливо и по доброму обращаться за помощью к животным, которые встречались на её пути.

С детьми посмотрели диафильм по стихотворению А.Л. Барто "Медвежонок-невежа" и обсудили поступки Медвежонка, дали ему советы, объяснили, почему он поступает неверно. На занятии дети усвоилиправила вежливости: "Пользуйся словами вежливого обращения", "Будь приветлив и вежлив со всеми", "Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор" и другие. Кроме того, дети разыгрывали различные ситуации и практически отрабатывали навыки правильного поведения. Например, "Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?", "Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?" и т.п. (приложение 4).

Занятие (Тема: "Гостям всегда рады! Мы принимаем гостей") было направлено на формирование навыков доброжелательного общения, воспитание радушия у детей. Поговорили о правилах поведения в гостях и поиграли в сюжетно-ролевую игру.

Таким образом, культура речевого поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим. Руководя поведением детей, мы старались творчески подходить к выбору методов и приемов. Творчество проявлялось в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия; в способности определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы. В любом случае мы старались предвидеть реакцию ребенка на избираемый метод воздействия. Детей застенчивых (Дима М., Марина В.) подбадривали, терпеливо напоминали о соблюдении правил: "Не забудь поблагодарить"; "Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали". Такие дети особенно нуждались в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости.

Формирование навыков культурного речевого поведения осуществлялось нами в процессе различных видов деятельности детей: во время режимных моментов, на занятиях, в игровой деятельности, на прогулке. Обучая детей, мы использовали различные методы и приемы: показ, объяснение, указание, напоминание, контроль, оценку, художественное слово, педагогические ситуации.

Большая работа проведена нами на специальных занятиях. При подготовке материала занятия мы учитывали требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решений. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно. На каждом занятии мы знакомили детей с правилами речевого этикета и формировали их, учили видеть недостатки в поведении и исправлять их. Воспитывали любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, бережное отношение к культурным ценностям и родному языку.

На занятиях мы не увлекались убеждениями и определениями в их однозначном варианте, мы давали детям возможность понимать и высказаться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

Для воспитания речевого этикета использовали и произведения художественной литературы (В. Осеева, А. Барто, Е. Благинина, С. Маршак и др.). Художественная литература способствовала возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, героям, к окружающим людям, к действительности. Готовясь к беседе по прочитанному произведению, мы продумывали вопросы, которые задавали детям. Эти вопросы пробуждали у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Мы помогали детям разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.При чтении, помимо задач воспитания речевой культуры и эстетических представлений, как правило, решались и другие задачи: развития речи, художественного вкуса, интереса к литературе вообще.

Включая в жизнь детей новые правила мы неусыпно следили за неуклонным их выполнением, выявляли и устраняли причины отрицательных проявлений и поступков детей, корректировали их поведение.

Задачи, которые мы перед собой поставили, не могли быть решены без помощи семьи. Поэтому мы предусмотрели и работу с родителями.Провели родительское собрание на тему "Как знакомить детей с нормами поведения", ряд консультаций. В результате родители заинтересовались проблемой формирования у детей культуры поведения и проводили дома соответствующую работу (приложение 4).

Таким образом, проведенная работа была направлена на формирование у испытуемых этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Это позволяет каждому ребенку без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

В результате проведенной работы познакомили ребят с правилами речевого этикета: вежливое обращение, употребление в речивыражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться отнеуместных в данной обстановке действий, слов. Развивали коммуникативные качества детей, некоторым ребятам (Марина В., Дима М.) помогли преодолеть застенчивость при общении.

педагогический речевой этикет коммуникативный

Заключение

В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.

Речевой этикет рассматривается в литературе как одна из существенных сторон культуры диалогического общения. В дошкольном возрасте дети начинают овладевать правилами речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения в русском языке выделяется несколько: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, соболезнование, сочувствие, приглашение, просьба, совет, одобрение, комплимент.

В теоретической части мы рассмотрели психолого-педагогические основы формирования культуры речи и общения у дошкольников, проанализировали понятие "речевой этикет", изучили условия формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-педагогическая работа проводиласьна базе МАДОУ, центр развития ребенка-детский сад №31 ст. Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Диагностика, проведенная на первом этапе, была направлена на выявление особенностей речевого этикетного поведения у детей исследуемой группы. Нами были использованы следующие методы диагностики: наблюдение за особенностями поведения испытуемых в различных ситуациях и опрос испытуемых.

Полученные данные позволяют сделать вывод об уровне сформированности речевого этикета у испытуемых. Высокий уровень выявлен у 30% испытуемых, средний уровень обнаружен у 40%, низкий уровень выявлен у 30% детей исследуемой группы.

Для решения данной проблемы мы сделали подборку игр и упражнений, педагогических ситуаций, составили конспекты этических занятий. Работу по обучению старших дошкольников правилам речевого этикета проводили в различных видах деятельности детей. Много времени уделяли этой работе во время проведения режимных моментов, во время общения с детьми, на специальных занятиях по основам этикета, через взаимодействие с родителями.

В результате работы, проведенной нами совместно с воспитателями группы, у детей наблюдались положительные сдвиги в овладении навыками культурного речевого поведения. Большинство детей усвоили намеченную нами программу, практически все дети старались выполнять нормы и правила общения.

Предложенный практический материал (конспекты занятий по основам этикета, разработка родительского собрания) может быть использован в практике работы по воспитанию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, в ходе исследования была достигнута поставленная цель и решены основные задачи.

Подобные документы

    Основные понятия и характеристика проблемы развития речи дошкольников. Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста. Формы, методы и приёмы развития этикетной лексики.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2014

    Общекультурные нормы речевого этикета. Этика речевого общения. Методы и приемы, направленные на психолого-педагогические особенности формирования речевых этикетных умений у дошкольников с нормальным развитием и с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2014

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Игра как средство развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста. Изучение взаимосвязи между статусным положением ребенка и сформированностью у него эмпатийных форм поведения. Развитие коммуникативного опыта и культуры речевого общения.

    магистерская работа , добавлен 09.03.2013

    Рассмотрение этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым. Анализ методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование личностных способностей ребенка в общении с помощью теста Кеттела.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2010

    Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, формирования навыков общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2017

    Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся детей. Изучение условий использования педагогических средств для формирования навыков речевого общения у детей дошкольного возраста с заиканием. Коррекционная работа с заикающимися детьми.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2015

    Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Изучение особенностей речи слабослышащего ребенка старшего дошкольного возраста. Ознакомление с комплексом специальных игр, направленных на развитие речевого аппарата детей.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Воспитание толерантности в современных концепциях воспитания ребенка. Нарушения речевой деятельности при общем недоразвитием речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста. Методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 07.04.2013

    Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о принципах формирования этических представлений поведения у детей дошкольного возраста. Разработка программы комплексной работы, направленной на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Поведение в обществе - это тоже зеркально отражение того, что ребенок видит вокруг себя, поэтому стремясь ему что-либо хорошее и полезное привить, будьте для него лучшим примером этого.

Первые представления о нормах поведения дети получают в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают им определённые нравственно - поведенческие правила. В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного существования детского коллектива.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Воспитатель ежеминутно, терпеливо формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. Ребёнок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей, бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Педагог лишь должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.

Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. При этом тон воспитателя должен быть спокойный, доброжелательный и доверительный. Это создаёт наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. При обучении правилам этикета необходимо учитывать психовозрастные особенности дошкольника.

Стандарт дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка - распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Таким образом, исходя из выдвигаемых требований, с правилами и нормами этикета дети знакомятся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок в группе, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

Не стесняемся своего незнания и неумения;

Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь. Научить ребёнка проявлению любви в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Таким образом, правила детского этикета - это основа основ, которая поможет ответить на вопрос, как последовательно научить ребенка правильно и достойно вести себя в обществе. Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе.

Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия -- непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут -- тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

1) как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;

2) как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;

3) как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Для формирования правил и норм поведения воспитатели-практики рекомендуют использовать следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)

Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа)

Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)

Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

Практические действия

Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления)

Метод проектов

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить замечательные слова А.С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».Мы часто ошибаемся, когда думаем, что сможем прожить без людей. Процесс социализации личности, который напрямую зависит от принятия и соблюдения правил этикета, принятых с обществе, очень важен. Стоит иногда больших усилий сохранить добрые отношения с окружающими людьми и в то же время остаться самим собой. И если взрослым легче себя контролировать, то детям нужно помогать, учить жить в коллективе.

Приходя в детский сад, ребёнок попадает в интересное и необычное для него пространство. Это совершенно новый коллектив - воспитатели, младшие воспитатели, педагоги и - такие же, как он сам, - малыши. Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Процесс занятий может быть очень увлекательным как для детей, так и для взрослых. Ведь обучая, мы и сами учимся (это всегда полезно), иногда у своих же собственных детей, потому что в их глазах и устах - истина. Проводимая работа помогает воспитателю и родителям научить ребенка адаптироваться в коллективе, общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.

Мария Талыбова

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста . В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства , формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей .

Поведенческая культура включает в себя ряд представляющих : обычаи традиции, привычки, этические поведенческие позиции, этикет . Этикет – это часть поведенческой культуры, общепринятый порядок поведения. Задачи взрослых людей, занимающихся его воспитанием,- расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом. Культура поведения помогает общение ребенка с окружающими, приносит ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие, создает условие для успешной деятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, малыш получает в семье и детском саду. Для педагогов, занимающихся обучением детей правилам поведения , хорошо понятно воспитательная роль этикета . Мы воспитываем человека, формируя у него понимание необходимости соблюдения этикетных правил как для самого воспитанника, так и для тех, кто его окружает.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст , когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности .

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога высокого уровня профессионализма и огромных душевных сил.

Знания этикета поможет дошкольнику пройти социализацию в начальное школе, безболезненно войти в совершенно новый, незнакомый ему коллектив и найти свое место среди школьников. Адаптационный период будет безболезненным, он будет уверен в себе, не будет испытывать трудность в общении со сверстниками. Будет активен в жизни класса, активен в учебе и общественно-полезном труде. Обучение дошкольников правилам современного этикета помогает процессу социализации, т. е. адаптации детей к окружающему миру .

Начинать обучение правилам этикета необходимо в дошкольном возрасте , когда у ребенка формируется опыт социального поведения.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

А. С. Макаренко был убежден, что воспитывать правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать… Это дело принятое, радостное, счастливое, совсем другое перевоспитание. Перевоспитание требует и больше сил, и больше знаний, больше терпения.

Благодаря созданию эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, мною разработанному методическому пособию НОД по этикету и взаимодействию родителей и педагогов моя гипотеза подтвердилась, что развитие этикета у детей старшего дошкольного возраста может быть успешным .