Определяет не только всестороннее развитие. Разносторонняя личность
Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: ʼʼПод воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производствʼʼ*. В дальнейшем представления о содержании понятия ʼʼвсестороннее развитие личностиʼʼ конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.
* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.
Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В корне физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.
Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.
Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.
Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.
Идейно-политическое воспитание
-
формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более крайне важно сти подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности базовых общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др.
Размещено на реф.рф
Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.
Учитывая отрицательное отношение многих к термину ʼʼидейно-политическоеʼʼ, сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях данный термин заменяется на ʼʼгражданское воспитаниеʼʼ. Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.
Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.
Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета͵ финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их базе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в т.ч. участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на базе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в данном должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.
Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как крайне важно й и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.
Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.
Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.
Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?
Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.
- Физическое развитие. Всем понятно, что если ребенок нездоров, то все остальное развитие переходит на больничный режим.
- Интеллектуальное развитие. Это логика, общие знания о Мире, о себе. Умение работать со своим сознанием.
- Социальное развитие. Общение, умение передать другим свои желания, мысли. Умение понимать других. Умение находить решения в ситуациях, связанных с другими.
- Эмоциональное развитие. Это внутренняя сфера. Умение различать, управлять своими чувствами, эмоциями. Умение не поддаваться на провокации, манипуляции. А также умение определять чувства других, умение сопереживать, сочувствовать.
- Духовное развитие. Или, как мы говорим для тех, кто боится религиозных и прочих сект, Морально-нравственное развитие (мы не религиозное и не политическое объединение). Это общечеловеческие ценности и законы. Это восприятие себя, как части Мирозданья.
Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.
Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.
Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.
Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
Вывод, на мой взгляд, очевиден…
Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
чт, 4 Апреля, 2019 - 17:15
Одесса |
Обучение чтению Орфей, Центр интеллектуального развития |
1000 грн |
закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20). В. р. л. - одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта - социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме. Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею. В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни - производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле - утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33). Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике. В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей - один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе. В. р. л. - проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.
Инструкция
Всесторонне развитие личности подразумевает формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Значит, чтобы личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по возможности равное внимание всем этим пяти аспектам.
Для того чтобы обеспечить умственное развитие личности, ребенку необходимо предоставить возможность овладеть основами научных знаний, формировать логическое мышление, умение находить закономерности в протекании процессов и явлений окружающего мира. Следует научить ребенка основным мыслительным операциям, таким как анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. Необходимо подрастающего человека обучить приемам самообразования: умению организовать процесс интеллектуального труда, правилам рационального распределения времени, эффективным способам поиска информации и т.п. Все это, в конечном итоге, будет способствовать формированию научного мировоззрения. Следует учитывать, что умственное развитие личности осуществляется не только в процессе обучения, скажем, в школе, но и во время игр, ежедневных бесед с взрослыми, самостоятельных наблюдений за явлениями окружающего мира.
Для успешного нравственного развития личности необходимо не просто знакомить ребенка с нравственными законами общества и правилами поведения, принятыми в нем, но и целенаправленно формировать навыки нравственного поведения. Только личный пример близких людей способен убедить ребенка, что подобные навыки – не просто условности, принятые в обществе, а действенный механизм построения добрых взаимоотношений между людьми.
Трудовое воспитание заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать необходимость трудовой деятельности для успешной жизни в обществе. Оно включает в себя и формирование бережного отношения к результатам чужого труда, и формирование ответственного отношения к делу, которым занимается ребенок. К трудовому воспитанию, безусловно, можно отнести и процесс овладения ребенком элементарными трудовыми и бытовыми навыками, а в более позднем возрасте – сознательное отношение к выбору будущей профессии.
Под эстетическим воспитанием следует понимать формирование у ребенка художественного вкуса, знакомство его с шедеврами мировой культуры. Задача взрослого – помочь юному человеку научиться видеть прекрасное в искусстве, в окружающей действительности и получать удовольствие от его восприятия. Немалую роль играет здесь и развитие творческих способностей самого ребенка: обучение игре на музыкальных инструментах, пению, хореографии, приемам изобразительного искусства.
Для успешного физического воспитания необходимо формировать у ребенка полезные привычки, характеризующие здоровый образ жизни, научить его бережно и внимательно относиться к своему телу, обучить навыкам поддержания физического здоровья и развития ресурсов организма.
Естественно, что для гармоничного всестороннего развития необходим комплексный подход: невозможно, к примеру, сегодня заботиться об умственном, а завтра – об эстетическом развитии ребенка. Все грани этого процесса тесно взаимосвязаны между собой, и, развиваясь, ребенок учится постигать и гармонию физических движений, и логичность нравственных постулатов, и красоту и мудрость созидательного труда.
Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания
Человеку свойственно стремление к счастью и свободе. Поэтому всегда общественный идеал личности связывался с этими понятиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких действиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели воспитания, следовательно, в значительной мере и содержание самого воспитания.
Философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и свободы, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.
Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, здоровье, благородство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что счастливым может быть только человек мудрый. Мудрость же состоит не только в философских рассуждениях, но и в правильном использовании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой.
Мудрыми, а значит и счастливыми, могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусные кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку*.
* См.: Платон. Диалоги.-М., 1986. - С. 113-135.
Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали все-таки предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, сладость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи калокагатии - гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания.
В средние века почти повсеместно на Земле господствовала идея подчинения и служения человека Богу. В значительной мере она в несколько измененном виде сохранилась и до нашего времени. В человеческом обществе немало религиозных учений: буддизм, магометанство, христианство, иудаизм и др. Каждое из них имеет свои особенности. Общим для всех в отношении цели воспитания является формирование такой личности, которая на Земле все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов, стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на божественную помощь, спасение и понимание неотвратимости наказания за грехи, - на этих положениях основано (в той или иной степени) воспитание во всех религиозных школах.
В эпоху Возрождения поэты и художники Данте, Рафаэль и др. вновь обращаются к идее человека, возвышения его роли в обществе, провозглашения безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению аскетизма и подчинения церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождающейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответственности.
В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном ее философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее глубоко раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности было развито советскими педагогами (Н. К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским).
Необходимость всестороннего и гармоничного развития личности обосновывается тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности каждого члена общества становится не только благим пожеланием, но и объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.
Особую актуальность приобрела задача всестороннего развития всех граждан общества в эпоху научно-технической революции, автоматизации и компьютеризации процессов производства. Известный советский педагог М.Н. Скаткин обосновывал необходимость всестороннего развития всех детей пятью условиями - особенностями развития современного общества: механизацией и автоматизацией процессов промышленного производства; превращением науки в непосредственную производительную силу, когда научные разработки очень быстро внедряются в народном хозяйстве и в быту; участием всего населения в управлении обществом и государством, в общественной жизни; обострением идеологической борьбы между различными общественными системами; увеличением количества свободного времени у населения.
Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.
* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.
Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.
Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.
Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.
Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.
Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.
Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.
Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.
Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.
Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.