Исследовательская активность ребенка. Поисково-исследовательская активность ребенка

Опыт работы воспитателя детского сада «Исследовательская активность ребенка»

Описание: предлагаю вам мой взгляд о работе воспитателя, моей работе. Данный материал можно использовать педагогам для своих портфолио и для различных конкурсов.
Главная цель воспитателя: развивать способности ребенка, заложенные с самого рождения в каждом ребёнке.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
Л.С. Выготский

В данном малокомплектном сельском детском саду я работаю двадцать лет. Начинала свою трудовую деятельность прачкой, младшим воспитателем, воспитателем и даже три года из них заведующей. Но как только представилась возможность перешла на должность воспитателя, и другой профессии для себя не желаю. За время пребывания в детском саду мне довелось работать с разными возрастами, и скажу, не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные черты. Когда набираешь младший возраст и идёшь, ступенька за ступенькой, к выпуску из детского сада, то на протяжении этого времени ты с детьми сближаешься и растёшь вместе с ними.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с эти в дошкольных учреждениях для педагогов предоставляется еще больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при желании можно достигнуть наибольших высот.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Р.Ф. По мнению Д. Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Поэтому для себя я выбрала тему «Экологическое воспитание дошкольников», закладывая основы экологического воспитания с раннего детства. Конечной целью экологического воспитания дошкольников является углубление их экологической воспитанности, способности к самовоспитанию. Экологическая воспитанность дает детям возможности к дальнейшему росту экологической личности в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того чтобы, каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно и инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, В.Сюркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.). В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации.
Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность. В работах Г.С. Костюка, Д.Б. Богоявленской и др. Активность выступает, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, инициативной деятельности. Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Значение активности в познании очень велико, существует понятие как «исследовательская активность» (А.М. Матюшкин), «исследовательская деятельность» (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). Исходя из общих характеристик активности, исследовательская активность определяется как активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для субъекта проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве . В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и её активности. С.Р. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребёнка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет её. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребёнка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей. Дети не просто усваивают знания, которые дает взрослый, они активно вносят в этот процесс содержание собственного опыта, который, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обуславливает порождение новых неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. У ребенка-дошкольника возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего творческого развития, его успешного обучения в школе (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова).

Татьяна Варина
Эссе «Исследовательская активность ребенка»

Эссе «» .

Варина Татьяна

Эссе «Исследовательская активность ребенка »

«Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает». А. Н. Поддьяков.

Исследовательская активность , что это такое? А ведь ребенок рождается с уже явным интересом к миру. Рассматривает своими глазками на рядом окружающих его людей, смотрит и наблюдает за поведением и реакцией своих родителей, а позже, с интересом рассматривает на эти забавно плывучие облака в небе. Для чего они.? Куда они плывут? Как весело и играючи они превращаются, то в зайчиков, то в красивых летящих птиц… Ребенок изначально ведет познавательно – исследовательскую деятельность в своей жизни. Ему все интересно, а значит наблюдать, а значит рассуждать, а значит мыслить и думать…

Дети по природе своей исследователи . Исследовательская , поисковая активность – естественное состояние ребенка , он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования . Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Мотивационной исследовательской деятельности является, конечно же, любознательность, познавательная активность , потребность в новых знаниях, направленность познания ради самого познания. А ведь исследование из чистого интереса , имеет развивающий характер для решения множества практических задач перед ребенком .

Так или иначе, все дети маленькие исследователи . А мы, взрослые, можем и должны «подогревать» их интерес к этому миру. Объекты исследовательского поведения детей чрезвычайно разнообразны. Показать и рассказать, кто она такая живая и неживая природа. Объекты неживой природы (камушки, куски льда и пр.) – наиболее простые объекты исследовательского поведения . Ребенок может исследовать их любыми способами , в том числе, изменяя их и, разрушая, чтобы понять, из чего он состоит. Объекты живой природы, дети стараются понять, наблюдая и стимулируя активность живых существ . Особенный интерес у ребенка , представляют животные - их поведение, реакция.

Если изначально ребенок заинтересован этим миром, так почему бы и дальше не помогать ему узнавать его вместе с нами, взрослыми. Создавать игровые ситуации, где ребенок был бы научным исследователем : откуда берется вода, если только что я в руки взял комок снега? В процессе игр, дети узнают, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки) нет.

Исследовательскую деятельность следует включать в разные виды деятельности : в игру, на занятиях, прогулку. Создавать проблемные ситуации, чтобы позволить ребенку сделать самостоятельные выводы. Ребенку , с помощью исследовательского экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

В заключение, хотелось бы сказать, что исследовательская активность ребенка , очень важна и необходима детям, а мы, взрослые, должны всячески этому помогать, узнавать этот интересный и многообразный мир.

«Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок , тем быстрее и полноценнее он развивается» А. Н. Поддьяков.

Публикации по теме:

Физическая активность и здоровье Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №92 «Двигательная активность детей 3-4 лет на прогулке» Воспитатель:.

Физическая активность в жизни дошкольника Физическая культура необходима и важна абсолютно для каждого ребенка. Родители часто недооценивают значение физических упражнений для роста.

Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.

Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста «Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний,.

Эссе «Место ребенка в современном обществе» «К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, то есть взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного.

Исследовательская активность ребенка.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
(Китайская пословица).
Маленькие дети все по своей природе исследователи, первооткрыватели. Они хотят все сами испытать, увидеть своими глазами, потрогать на ощупь, понюхать, и по возможности даже попробовать на вкус. Как же дети удивляются неизведанному, новому, пока для них непонятному! Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Для него все новое: солнце и дождь, радуга и рассвет, луна и звезды. Явления и объекты природы привлекают ребенка красотой, разнообразием и, конечно же, своей загадочностью. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они хотят познать окружающий мир и понять все его секреты.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря всему этому ребенок познает мир, частью, которой он является. Очень хорошо, когда ребенок любознателен и задает много вопросов. Дети испытывают большую радость, удивление и удовлетворенность от своих маленьких и больших «открытий».
Превращение ребенка в творческую личность, человека желающего познать мир зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса.
В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
Активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с дошкольниками основано на том, что в процессе исследования и экспериментирования весь материал усваивается прочно и надолго, ведь ребенок все слышит, видит и делает сам. Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Во время исследовательской активности дошкольник удовлетворяет присущую ему любознательность, строить свое представление о мире. Дети с удовольствием используют различные источники информации и добывают знания, сведения, материалы.
Для того чтобы стимулировать рост личностного развития ребенка и провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности, необходимо создать предметно развивающую среду. Для этого мы в группе создали мини-лабораторию, в которой размещены различные материалы и оборудование. В нашем уголке экспериментирования есть приборы-помощники, природный материал, медицинские материалы, технические материалы и многое другое. Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.
Эксперименты проводим в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах. Толчком к началу экспериментирования может, послужит удивление, любопытство, проблема или просьба, выдвинутая кем-то из детей.
Поэтому, в своей работе стараюсь использовать все существующие разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты; эксперименты как ответ на детские вопросы.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Наличие у детей трудовых навыков тоже создает благоприятные условия для исследовательской активности.
Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на объекты или явления исследования своими собственными глазами.
Метод проектов очень актуален и эффективен в развитии исследовательской активности ребенка. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, развивает его творческие способности и коммуникативные навыки.
В процесс развития познавательно-исследовательского интереса детей очень важно включить родителей. С этой целью оформляется наглядная информация для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации. Я надеюсь, что большинство наших родителей поняли, что исследовательская деятельность всесторонне влияет на развитие ребёнка.
Единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей. Необходимо помочь ребенку найти свою, пусть даже узенькую иногда и труднопроходимую тропу. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников. Хочется верить, что мы – воспитатели, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, делаем мир добрее.
Сагитова Гульназ Фаннуровна,
воспитатель первой квалификационной категории.

Автор считает, что исследовательская активность ребенка - одна из важнейший составляющих образовательного процесса. Исследовательская деятельность может организована на всех возрасных этапах, но для положительного результата, должна быть создана нестандартная предметно-развивающая среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается исследовательская активность.

Считаю, что исследовательская деятельность способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естесвенно-научном направлении.

Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создавать нестандартную предметно–развивающую среду.

В связи с вышесказанным, при выборе темы самообразования передо мной встал выбор, какое направление развития детей взять, чтобы максимально реализовать потребности и творческие способности детей, а также, чтобы эта деятельность дала мне возможность для самореализации и приобретения новых эффективных педагогических компетенций. На прогулках я обратила внимание на то, что плаксивые и гиперактивные дети во время игр с песком становятся более спокойными, легче идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Мне вспомнились слова К.Д.Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»

Вопрос был решён. Мой выбор пал на развивающие творческие игры с песком. В группе была создана мини-песочница.

Сначала были организованы индивидуальные игры-сказки и игры прятки с песком для детей, проходящих адаптацию. По началу это пугало многих родителей и коллег. Но уже через 3 дня все заметили разницу: прием детей стал проходить более спокойно. Затем игры с песком стали проводиться с подгруппой детей, что сразу же сказалось на успешной их социализации: дети стали более общительными и раскрепощёнными. Я сделала выводы, что благодаря играм с песком усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и исследовать самостоятельно; развивается «тактильная» чувствительность; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, психофизических навыков и умений, любознательности.

Стало понятно, что перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Наша «Педагогическая песочница» существует уже четыре года. За это время в ней появились самые разнообразные виды песка, предметы и материалы для проведения интегрированных занятий и игровых ситуаций. Накопился богатый методический материал. Игры и занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. К тому же это просто, доступно и полезно!

Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.

В завершении хотелось бы напомнить слова К.Е.Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем,кто такой школы не прошёл.»


Дети – это неутомимые любознайки, они постоянно что-то разбирают, чинят, пристают ко взрослым с вопросами на любые темы и важно в эти периоды не отмахиваться. Ведь именно так малыши познают мир, делают умозаключения, экспериментируют и ни в коем случае нельзя этот интерес пресекать, иначе потом уже может быть поздно.

Дети – это неутомимые любознайки, они постоянно что-то разбирают, чинят, пристают ко взрослым с вопросами на любые темы и важно в эти периоды не отмахиваться. Ведь именно так малыши познают мир, делают умозаключения, экспериментируют и ни в коем случае нельзя этот интерес пресекать, иначе потом уже может быть поздно. Взрослые, наоборот, должны направить исследовательскую деятельность дошкольников в правильное русло, ведь она позволяет найти ответы на многие интересующие ребёнка вопросы.

Развитие познавательно исследовательской активности детей в своей основе имеет метод экспериментирования. Важной особенностью детского экспериментирования является то, что в ходе него они имеют возможность раскрыть многие характеристики изучаемого объекта, установить причинно-следственные связи с другими объектами и явлениями. Детское экспериментирование не только расширяет кругозор, но формирует измерительные навыки, умение анализировать и делать выводы; осуществляет развитие речи, мышления, внимания, глазомера, мелкой мускулатуры.

Грамотный подход и направление ребёнка.

Чтобы проводимое экспериментирование имело положительный конечный результат, оно должно иметь предварительную подготовку и структуру проведения. Условно детское экспериментирование включает:

1. предмет познавательно-исследовательской деятельности или постановку проблемного вопроса;

Например, взрослый наполняет ёмкость водой и предлагает ребёнку опускать туда по очереди небольшой кусочек газеты, ткани, металлическую и деревянную пластины. В результате этих действий выяснилось, что все предметы утонули, кроме деревянной пластины. Значит деревянные предметы не тонут, перед ребёнком поставлена задача, узнать какими же ещё свойствами обладает дерево.

2. поиск решения проблемы, сбор материала;

На этом этапе можно вспомнить названия деревьев, рассмотреть его части, нарисовать, поговорить о том, как деревья попадают на фабрику, что изготавливают из дерева, где применяют деревянные предметы. Полезно сходить в лес, рассмотреть спил дерева, стружку, древесину.

3. вывод.

В ходе этой познавательно исследовательской деятельности итоги могут быть таковы:

  • Деревянные предметы не тонут в воде;
  • Дерево – твёрдый материал, но лёгкий в обработке;
  • Деревянные предметы нашли широкое применение в промышленности и в быту.

Вывод.

Таким образом, развитие познавательно исследовательской деятельности процесс очень важный и требует от взрослых предварительной подготовки. Экспериментирование побуждает, особенно старших дошкольников, к познанию живой и неживой природы, рукотворному миру, человеку через практику. Поэтому взрослые должны поддерживать интерес детей в желании узнать наш мир лучше.