Семинар для воспитателей доу "такие разные дети". Активные формы работы с педагогами по освоению фгос до семинар-практикум для воспитателей доу «педагогика общения и сотрудничества

Семинар-практикум для педагогов «Волшебный песок»


Баскакова Светлана Александровна. Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 74» город Ярославль.
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
-Круги-пиктограммы по количеству участников.
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.




Проведение семинара.
Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.


Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).




Теоретическая часть.
После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.


Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.


Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.



Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.





Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.

2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.





Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.



Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.



Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми.Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?









Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок), палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры.
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.
Участники с правой стороны отгадывают загадку:
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана
Есть и был на все года
У реки и у пруда
И скажу я вам, к тому же,
Есть он даже и у лужи. (Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Там, где корни вьются
На лесной тропе,
Маленькое блюдце,
Спрятано в траве
Каждый, кто проходит
Подойдёт, нагнётся-
И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)
Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы).
Вопросы для обсуждения:
-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
-Что для вас было самым трудным?
-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?
После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями.














Мастер-класс: Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).
Ход работы:
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1-на чистом листе нарисовать свою картину,
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора всесадятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы.
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Семинар для воспитателей ДОУ

«Такие разные дети»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Предварительная работа:

1.Создание презентации «Такие разные дети».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

Ход семинара:

    Приветствие.

    Показ мультфильма «Откуда берутся дети»

    Упражнение «Все дети разные»

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик) . А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку) . А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку) . А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик ). Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные . (слайд 2 – категории «Трудных детей»)

    Мини-лекция «Психологические особенности агрессивных, гиперактивных детей»

Рассмотрим основные признаки таких детей по схеме «Портрет особого ребенка» (Приложение 1) – слайд 3

(Педагоги выбирают качества, характерные для агрессивных детей)

    Агрессивный ребенок (слайд 4)

Портрет агрессивного ребенка.

Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал « SOS », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Т.е. детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия.

Агрессивность в дошкольном возрасте может проявляться в виде угроз, дразнилок, а также разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Причины детской агрессивности: (слайд 5)

Вследствие этого причинами агрессивного поведения можно назвать:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний;

Стиль воспитания в семье (гипер-, гипоопека, отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей);

Психологический климат в детском коллективе

Как помочь агрессивному ребенку: (слайд 6)

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление . Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». (Упражнение «Шарик») Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

    Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

    Игры с песком и водой. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Второе направление

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно:

    в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

    проговаривать свои чувства и чувства других детей.

    проигрывать проблемные ситуации при помощи игрушек

    чтение и сказок и обсуждение чувств героев.

    Рисование на темы «Я сержусь», «Я радуюсь»

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    Играть в игры, развивающие сопереживание «Добрые волшебники», «Жужа»

    Демонстрация модели неагрессивного поведения. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

    Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка (слайд 6)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы.

Причины гиперактивности (слайд 7)

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее.

    Для гиперактивных детей важен физический контакт. Поэтому педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

    Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Игры для гиперактивных детей

Игры на развитие внимания "Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай", психогимнастические занятия

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого), сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

    у!»

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Участники: педагоги дошкольного учреждения: ведущие, консультант - педагог-психолог, «гости» в студии - педагоги.

1 ведущая. Добрый день! В эфире передача «Принцип домино».

2 ведущая. Добрый день! В нашей передаче принимает участие консультант - педагог-психолог.

1 ведущая. Для успешной педагогической деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.

2 ведущая. Общаясь с детьми и их родителями, коллегами по работе, руководством дошкольного учреждения, членами их семей, а также в зависимости от ситуации воспитатель занимает определенные коммуникативные позиции: «над», «наравне», «под».

1 ведущая. Тема нашей сегодняшней встречи: «Игры, в которые играют…, или игры-коммуникации для педагогов».

2 ведущая. Сегодня мы разберём основные ситуации, в которые попадает воспитатель, и опишем психотехническую сторону реализации коммуникативных позиций. При этом основное внимание будет уделено специальным упражнениям, направленным на выработку внутренних средств, помогающих педагогу правильно ориентироваться в ситуации.

1 ведущая. Каждый воспитатель знает, как нелегко вести беседу с некоторыми родителями, которые занимают оборонительную позицию и стараются оправдать собственное невмешательство в воспитание ребёнка.

2 ведущая. От других мы слышим: «Детский сад должен воспитывать, а не мы».

1 ведущая. Но иногда родители просят: «Ребёнок нас не слушает. Помогите».

2 ведущая. В любом из этих случаев воспитатель должен стремиться к конструктивному диалогу с родителями. Встречайте нашего первого гостя.

Об этике кружок ведёт

И знает в оформленье толк.

Споёт, станцует - всё для вас!

Дед Халимон - ну просто класс!

1 гость. Добрый день! У меня стаж работы уже 10 лет. С каждой группой родителей я всегда могла найти общий язык, что касается воспитания и обучения детей. В этом году я никак не могу наладить взаимодействие с родителями моих воспитанников.

1 ведущая. И в чём это выражается, расскажите поподробнее.

1 гость. Первый случай. Мама одного мальчика мне говорит, что её сына постоянно обижают другие дети в группе. Я решила «подыграть» маме. Вдруг, сама и не подозревая, я начала оправдываться: что, мол, понимаете, у меня их 20 и довольно сложно уделить всем должное внимание. Но я буду стараться, чтобы этого больше не повторилось. В этом случае я не почувствовала ответной реакции. Сотрудничества у нас не получилось.

2 ведущая. А скажите, пожалуйста, были ли у вас ещё случаи непонимания родителей?

1 гость. Да, были. Вот ещё один пример. Пришла мама, я стала говорить, что . Она начала жаловаться на нехватку времени: «С работы приходим поздно, дела по дому, да ещё со старшим уроки сделать». Я её пожалела, успокоила, пообещала что-нибудь предпринять. На этом наше взаимодействие закончилось. Я теперь не знаю, как мне действовать, чтобы сотрудничество с родителями проходило на более высоком уровне.

1 ведущая. Спасибо за ваш интересный рассказ. Теперь хотелось бы послушать мнение зрителей. Какие, на ваш взгляд, ошибки допустила Елена Александровна?

Проходит обсуждение.

2 ведущая. Как мы уже говорили, у нас сегодня в гостях педагог-психолог. Подскажите нашим педагогам, как действовать в ситуации, когда необходимо наладить сотрудничество с родителями?

Педагог-психолог. Основная цель общения с родителями состоит в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции и не в оправдывающихся или агрессивных действиях, а в том, чтобы, объединившись с родителями, помочь ребёнку. Что для этого необходимо сделать?

На первой фазе общения с родителями вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Для этого необходимо обрести нейтральное состояние, продержаться 10-15 минут, в течение которых родитель будет высказывать свои претензии к детскому саду и к вам лично. Почувствовав вашу нейтральную позицию, родитель постепенно «остынет». Сейчас я вам кратко опишу методику ведения конструктивного диалога, разработанную американскими специалистами.

  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребёнка.
  • Учитывайте личные интересы родителей.
  • Ищите варианты.
  • Не верьте генетике.
  • Мы вместе, а не против друг друга, а против проблемы.

1 ведущая. Спасибо. Мы надеемся, что ваши советы помогут не только нашей гостье, но и всем присутствующим педагогам.

2 ведущая. Следующая наша гостья:

Обои клеит - загляденье!

К работе каждой - с вдохновеньем.

Встречайте, гость у нас Татьянка!

Валеологии фанатка!

Добрый день! Про вас говорят, что вы очень профессиональны. Не могу представить, какие проблемы могут быть у вас.

2 гость. Спасибо за добрые слова. Да, на самом деле, для меня детский сад - дом родной. Я очень люблю свою работу и отдаю ей практически всё своё время. Наверное, в этом и состоит моя проблема.

2 ведущая. Вы хотите сказать, что никаких проблем на работе у вас не возникает? Но всё же, что случилось?

2 гость. . В последнее время муж стал вести себя отчуждённо. Причин такого его поведения я не понимаю. В доме всё в порядке: я строго контролирую детей, они послушны, хорошо выполняют домашние обязанности.

1 ведущая. А кем работает ваш муж?

2 гость. Он военнослужащий.

1 ведущая. Так, может, у него трудности на работе?

2 гость. Нет, говорит, что всё в порядке. Я даже не знаю, что можно предпринять, чтобы восстановить наши взаимоотношения с мужем и сохранить семью.

2 ведущая. Я думаю, что очень многие из вас сталкивались с подобной ситуацией. Как же быть? Давайте вместе подумаем, как не допустить такого. Какова причина такого поведения мужа, а часто и детей?

Проходит обсуждение.

2 ведущая. Что же по этому поводу нам скажет педагог-психолог?

Педагог-психолог. Большой опыт в консультативной работе позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускают педагоги в своей семейной жизни.

Во взаимоотношении с мужем они часто также стремятся учить и воспитывать, как в детском саду. Они относятся к мужу как к одному из своих воспитанников и постоянно его воспитывают, считая себя неким морально-этическим эталоном.

В общении с собственными детьми воспитателями допускаются две основные педагогические ошибки. В одном случае у перегруженной и у переутомлённой матери «не доходят руки» до собственных детей, и они растут, не получая должного внимания. В другом случае, наоборот, дети излишне «завоспитаны»: дома - матерью-педагогом, в школе - требованиями учителей соответствовать некому образцу «ребёнок педагога».

1 ведущая. Что же получилось в семье нашей гостьи? Почему сложилась такая ситуация?

Педагог-психолог. Здесь всё намного проще, чем вы предполагаете. Дело в том, что муж психологически уставал от чёткости, организованности и планомерности жизни семьи. Поскольку его работа очень чёткая, нормированная, он особенно нуждался в свободе, покое и раскованности дома. А Татьяна Иосифовна, не понимая этого, организовала и у себя дома нечто военизированное. Поэтому муж дома не отдыхал, а пребывал в постоянном напряжении.

1 ведущая. Как же избежать этих ошибок?

Педагог-психолог. Надо владеть своим психологическим состоянием и уметь вовремя сменить его, приходя с работы домой. Если удастся перестать быть педагогом и превратиться в мягкую, тёплую, «простую» женщину, любящую своих близких, то необходимые слова и действия придут сами собой. Конечно, существуют и некоторые психотехнические упражнения, которые помогут снять скованность, напряжённость, излишний самоконтроль.

Проводятся упражнения « Голова », « Руки ».

Педагог-психолог. И ещё один простой совет. Подходя к дому, постарайтесь забыть о работе. Подумайте о семье, любимом человеке. Подумайте, что у вас было и есть хорошего, вспомните, как вы с ним познакомились, как он первый раз подарил вам цветы. Когда вы подойдёте к двери своей квартиры, улыбнитесь, сбросьте груз своей профессии, перестаньте быть воспитателем. Когда муж откроет дверь, то увидит спокойную, любящую женщину.

1 ведущая. Спасибо, Наталья Юрьевна, за помощь. А теперь предлагаем вам немного отдохнуть и поиграть вместе с нами. «Наша встреча - просто песня. Надо спеть её всем вместе!» Мы вам говорим строчку из какой-либо песни, а вы угадываете её и исполняете куплет.

  • « … что без денег делает тебя богатым» (Галкин, Пугачёва).
  • « … оттого, что ты идёшь по переулку» («Старый клён»).
  • « … начинается река, ну а дружба…» («Улыбка»).

2 ведущая. Прекрасно пели! А сейчас мы приглашаем последнего участника нашей передачи.

Вот корпус 2 - Людмила Шот.

Расскажет, как живёт енот.

Поэт про заек, про мышат,

Про ёжиков, про медвежат.

3 гость. Добрый день! Без особых предисловий перейду сразу к проблеме, которая волнует меня вот уже несколько дней. Со мной очень сухо общается одна из коллег. Я обратилась к ней с просьбой один день меня заменить. Она довольно грубо мне отказала и теперь ведёт себя очень отчуждённо. На мой вопрос «Что произошло?» она мне толком ничего не говорит, а только «Научись разговаривать».

1 ведущая. А как вы просили её вас выручить?

3 гость. Я уже и не помню.

1 ведущая. Вы знаете, мы спросили у вашей коллеги, что произошло. Она сказала, что ваша просьба звучала примерно так: «Приди завтра ко мне на вторую смену», т.е. скорее всего не как просьба, а как указание или приказ.

Что же произошло в данной ситуации, уважаемые коллеги? Что в поведении Людмилы Анатольевны вызвало возмущение и недовольство коллеги?

Мнения зрителей.

Педагог-психолог. Ответ тут совершенно очевиден: неадекватность коммуникативной позиции. Позиция «над» неприемлема в работе, в общении с коллегой.

Да, действительно, для многих непросто сразу после общения с детьми быстро перестроиться из позиции «над» в позицию «наравне». Предлагаю вам упражнение, которое поможет почувствовать позиции «над», «наравне» и выбрать для себя наиболее приемлемую.

Проводится упражнение « Давление ».

Педагог-психолог. И ещё один практический совет: в общении с коллегой постарайтесь поставить себя на место другого. Это один из важнейших факторов внутреннего стремления к полноценному диалогу.

1 ведущая. Спасибо большое.

2 ведущая. Итак, мы сегодня с вами поговорили об основных ошибках, которые допускаем при общении с людьми, находящимися рядом. Надеемся, что наши практические советы помогли вам переосмыслить некоторые моменты жизни. Напоследок хочется вам пожелать: «Любите друг друга!»

1 и 2 ведущие. Уважайте друг друга! До свидания!

Психологический практикум для воспитателей ДОУ подготовила Н. Бочарова

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель : повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,

поэтому их роль в формировании его личности огромна».

I. Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников через реализацию модели взаимодействия «Семья - Ребенок - Детский сад».

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». В анкетировании приняли участие 32 родителей. Предлагалось ответить на 8 вопросов. Проанализировав анкеты, мы увидели следующие результаты:

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт - 18 ответов

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам - 7 ответов

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей - 17 ответов

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы - 16 ответов

Д. Иное - интернет - 1 ответ

2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?

А. Сами справимся - 22 ответа

Б. Неудобно отрывать педагога от работы - 10 ответов

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом - о ответов

Г. Считаю педагога не совсем компетентным - ответов

Д. Иное - 0 ответов

3. Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей - 21 ответов

Б. Где многому учат - 16 ответов

В. Куда дети бегут с удовольствием - 22 ответа

Г. Где всегда ждут детей - 11 ответов

Д. Где уважают родителей и детей - 14 ответов

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги - 22 ответа

Ж. Где детям тепло и уютно - 12 ответов

З. Иное - где безопасно - 1 ответ

4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей - 15 ответов

Б. Учит детей - 3 ответа

В. Относится к чужим детям как к своим - 18 ответов

Г. Понимает детей и родителей - 22 ответа

Д. Это терпеливый воспитатель - 13 ответов

Е. Хорошо готовит детей к школе - 9 ответов

Ж. Это вторая мама - 5 ответов

5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники - 12 ответов

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми - 16 ответов

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка - 28 ответов

Г. Обеспечивает безопасность ребенка - 11 ответов

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований - 10 ответов

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы - 13 ответов

Ж. Общается с родителями на равных - 8 ответов

З. Иное - 0 ответов

6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?

А. За материальной помощью - 3 ответа

Б. Что – то сделать для группы - 9 ответов

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка - 3 ответа

Г. Вовремя оплатили за детский сад - 6 ответов

Д. Когда ребенок что – то натворил - 5 ответов

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома - 9 ответов

Ж. Чтобы похвалить ребенка - 12 ответов

З. Иное - 0 ответов

7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

А. Семья - 19 ответов

Б. Детский сад - 21 ответов

В. Иное - ответов

8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе

А.Полезна - 31 ответов

Б. Не очень - 0 ответов

В. Бесполезная - 0 ответов

Г. Я ее не читаю - 1 ответ

Д. Иное - 0 ответов

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Был проведен опрос среди воспитателей «Моя форма взаимодействия с родителями», в котором приняло участие 8 воспитателей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения наши педагоги проводят так:

1. Какие формы работы с семьей Вы используете?

Традиционные : родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;

Нетрадиционные : семинары, круглые столы, презентации, творческие посиделки, совместные праздники.

2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?

а) да - 6 воспитателей - 75%

б) иногда - 2 воспитателя - 25%

3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы, ДОУ? Если нет, почему?

а) да - 100%, но отзываются не все, из - за своей занятости

4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?

а) да - 5 воспитателей - 63%

б) не со всеми - 2 воспитателя - 25% (не всем родителям интересно, большинство ссылаются на нехватку времени)

в) старается держаться дистанции, так как родители все разные - 12%

5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.

а) Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду - 7 воспитателей - 88%

б) Материально-хозяйственная помощь - 4 воспитателя - 50%

в) Правильная организация досуга детей и родителей - 6 воспитателей - 75%

г) Соблюдение всех требований воспитателя - 4 воспитателя - 50%

д) Нет целей 0%

6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?

Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым, доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.

7. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Побольше привлекать к жизни ДОУ. Найти такие формы работы с родителями, которые будут им наиболее интересны; заниматься педагогическим просвещение родителей, учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку; создать коллективно - творческие группы родителей, которые могли бы охватить весь спектр дел и проблем; больше показывать открытые занятия для родителей, организовывать Дни открытых дверей, совместные субботники.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале семинара. Как изменить такое положение (непонимание между семьей и доу)? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе необходимо использовать нетрадиционные формы работы, формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов, имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Что включает в себя досуговое и наглядно - информационное направление, с какими трудностями можно сталкнуться с их реализацией нам расскажет воспитатель второй младшей группы Набздырева Ю. В.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями: наглядно - информационное и досуговое напрвление»

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе, необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей. О них нам расскажет воспитатель второй младшей группы Соколова А. А.

Консультация «Методы активизации родителей на родительских собраниях в нетрадиционной форме проведения»

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Сухомлинский говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции.

Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одной из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольныхучрежднний, поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. О правилах общения педагогов с родителями нам напомнит педагог - психолог Пашедко М. Р.

Консультация «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

II . Практическая часть.

Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для нас с вами.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Чтобы пополнить наше с вами мастерство, теоритический. но и практический багаж знаний в области коммуникативной компетентности, педагог - психоло Пашедко Мария Рафиковна подготовила для нас с вами треннинг «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями».

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Список использованных источников

1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение [Текст] / К.Ю. Белая.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 48 с.

2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.

Семинар-практикум

«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска

Ставропольского края

Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.

Задачи:

1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.

2. Формировать коммуникативные навыки и умения.

3. Создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «взрослый - ребенок».

Оборудование: релаксационная музыка, изображение голубя на ватмане, бумажные перья желтого и голубого цвета, клей-карандаш, массажный мяч, анкеты на каждого участника, карандаши, интерактивная доска, наборы для выкладывания картин по методике «Мозарт-развитие».

План.

1. Упражнение-приветствие «Голубь настроения».

2. Нейрогимнастика для мозга «Ухо-нос».

3. Анкетирование педагогов «Методы воздействия с детьми».

4. Игровое упражнение «Вспомним свое детство».

5. Способы эффективного общения.

6. Упражнение «Как поступить?»

7. Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение

педагога с детьми».

8. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Звучит релаксационная музыка. Педагоги входят в музыкальный зал и рассаживаются по кругу.

Психолог. Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на очередном семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».

1 . Упражнение-приветствие «Голубь настроения»

Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на позитивное сотрудничество.

Психолог . Уважаемые коллеги! Перед вами нарисованный голубь, выберите каждый перышко, которое сейчас соответствует вашему эмоциональному состоянию, приклейте его к голубю. Каждый участник выполняет упражнение.

Вывод: Посмотрите, какой интересный получился «Голубь настроения». Желтый цвет - означает ощущение комфорта, а голубой цвет - означает нечто среднее между комфортом и дискомфортом.

Предлагаю выполнить психологический настрой на активизацию мозговой деятельности и снятия напряжения.

2.Нейрогимнастика «Ухо-нос»

Каждый участник самостоятельно выполняет уже знакомое упражнение «Йоговское дыхание» (на счет 1-4: вдох, задержка дыхания, выдох) 3 раза, а затем самостоятельно выполняет нейрогимнастику: правой рукой дотрагивается до левого уха, а левой рукой до носа, ритмично меняя положения рук.

3. Анкета «Методы воздействия с детьми»

Всем участникам предлагается заполнить анонимную анкету и выполнить самоанализ часто используемых методов воздействия на детей. (Приложение1)

Вывод: Каждый педагог должен стремиться к личностному развитию и формированию умений и навыков по использованию конструктивных методов взаимодействия с детьми.

4.Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

Вы были послушным ребенком?

Вы с удовольствием посещали детский сад?

Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное - ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.

Всегда ли это так в реальности?

5.Способы эффективного общения

В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Вопросы к педагогам:

Что такое способы эффективного общения ? (Ответы педагогов)

Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.

Приведем некоторые из них. Педагогам предлагается рассмотреть на интерактивной доске таблицу «Способы эффективного общения».

Первый способ. Активное слушание

Ведущий рассказывает:

Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.

Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).

Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.

Например: ребенок - А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). - Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).

Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали?

Практическое упражнение .Участники разыгрывают несколько ситуаций из педагогического опыта (4 ситуации) по схеме активного слушания.

Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:

Снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

Второй способ. Отражение

Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Практическое упражнение «Мимика педагога».

Участники делятся на две команды.Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается и…»

Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию «воспитателя», а участникам другой команды понять мимику и озвучить, то, что хотел сказать «воспитатель».

Перечень реакций «воспитателя»:: удивление («что случилось?»), осуждение («кто это?»), требование («перестаньте»), выжидание («я жду тишину»), гнев («что это такое!»), страдание («когда же это закончится?»).

Вывод. Использование педагогом способа отражения способствует:

Установлению контакта с ребенком;

Повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним

6. Упражнение «Как же поступить?»

Как часто можно услышать высказывания взрослых: «Ну что у тебя за вид?», «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь», «Почему ты опять ленишься, не убираешь за собой игрушки. Меня ждешь?» Таким деструктивным образом многие взрослые предпочитают говорить с ребенком, ругать его, стыдить, используя при этом «ТЫ - ВЫСКАЗЫВАНИЕ».

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Существует такое высказывание: «Если хочешь изменить поведение другого, следует, прежде всего, изменить себя».

Проявляя уважение к чувствам ребенка, в диалоге важно выражать свои потребности и желания. В какой форме мы их высказываем?

Существует техника речевого общения «Я-сообщение» , которая имеет ряд преимуществ перед «Ты-сообщением».

«Я-высказывания» адресуются к ситуации, а не к личности ребенка, и оказываются эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.

Пример ситуации: ребенок оставил разбросанные игрушки.

Решение ситуации с использованием «Я-высказывания»: «Когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство, и мне хочется, чтобы они были убраны».

Ведущий просит проанализировать чувства «взрослого» и «ребенка» при такой модели общения и предлагает педагогам на интерактивной доске схему построения «Я-высказывания»: событие (когда…), ваша реакция (я чувствую…), преобладающее окончание (мне бы хотелось, чтобы..., я была бы рада...).

Практическое упражнение «Я-сообщения»

Психолог предлагает участникам встать в два круга (внешний и внутренний), участники внутреннего круга поворачиваются лицом к участникам внешнего круга, встав, таким образом, парами. Педагоги самостоятельно выстраивают конструктивный диалог по схеме «Я-сообщения».

7.Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение педагога с детьми»

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Участники выкладывают на игровых полях картины из различных изображений, которые, по их мнению, соответствуют понятиям конструктивного общения с воспитанниками. После завершения деятельности участники представляют свои картины.

Доброе отношение к детям, ласка, принятие, внимание и любовь, - все это то, что ждет ребенок от вас, уважаемые педагоги, всегда. А ваша любовь дает свои плоды. Плоды добра!

Психолог читает стихотворение.

Ребенок - это солнышко, Ребенок - учитель,

Ребенок - это ветер, Ребенок - заслуга,

Ребенок - это главное, Он может стать врагом,

Что есть у нас на свете. А может стать лучшим другом…

Ребенок - забота, Каким же быть ему?

Ребенок - отрада, Ответственность большая

Успехи его и удача - Ложиться на тебя,

Для матери каждой награда! О, взрослый человек!

Ребенок - это волнение, Позволь ему взрослеть

Ребенок - это тревоги. Без спешки, не мешая,

Господь только знает, какие И с радостью в душе

Ждут малыша дороги… Войти в грядущий век.

Смысл этого стихотворения для вас?

8.Рефлексия

Используемая литература

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.

Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт-развитие»

Брейн Джим «Гимнастика мозга».

Волков, Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : 1994. - 524с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238.

Горбушина. О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. СПб.: Питер, 2008.

Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - М., 2003.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.

Интернет-ресурсы. Сайт института новых технологий

Приложение 1.

Анкета «Методы воздействия с детьми»

Уважаемые, педагоги! Предлагаем анкету для самоанализа. Выберите часто используемые Вами перечисленные в таблице методы воздействия на детей.

Приказ, команда

Предупреждение, угроза

Уговоры, компромисс

Советы, готовые решения

Нотации, поучения

Критика, несогласие, пристыживание

Похвала, одобрение, согласие

Насмешка, обзывание

Анализ поведения, интерпретация

Утешение, поддержка

Допытывание, вопросы

Обращение в шутку