Социальные, экономические и культурные права ребенка. Понятие и классификация семейных прав ребенка

В нынешнем году исполняется 17 лет со дня принятия Конвенции ООН о правах ребенка - важнейшего международного документа, утвердившего целый ряд правовых принципов. Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

Для Советского Союза Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. Российская Федерация как государство-правопреемник СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. Права детей отражены в Конституции РФ, закреплены законодательством, различными нормативными и правовыми актами.

Сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства

в области защиты прав и интересов детей продолжается. Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом. Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов.

В Конвенции закреплены четыре общих принципа. Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права. Эта норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

Второй принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Третий основополагающий принцип Конвенции провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

Права ребенка, определенные Конвенцией, могут быть поделены на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека:

- Гражданские (личные) права. В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

- Политические права. Конвенция утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

- Экономические права. В соответствии с Конвенцией, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

- Социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в

соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития. Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

- Культурные права. Согласно Конвенции, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

Совокупность социальных, экономических и культурных прав и свобод ребенка имеет своей целью охрану его здоровья, удовлетворение материальных, социальных и нравственных потребностей, обеспечивающих развитие личности и ее достойное существование.
Согласно ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Более подробно предпринимательскую деятельность несовершеннолетних регламентирует ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающие полной дееспособностью, вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей; до 18 лет несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью в случае вступления в брак или приобретения полной дееспособности в результате эмансипации.
Ст. 35 Конституции гарантирует право частной собственности, владения, пользования и распоряжения собственным имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Возможностью иметь имущество в собственности ребенок обладает с момента рождения, право на распоряжение имуществом возникает у него по мере взросления и приобретения дееспособности.
Согласно ст. 36 Конституции ребенок вправе иметь в частной собственности землю. Ст. 37 Конституции провозглашает, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Несовершеннолетний вправе заниматься трудовой деятельностью при определенных условиях, регламентированных Трудовым кодексом РФ.
Ст. 38 Конституции особо выделяет государственную функцию по защите материнства, детства и семьи.
Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, гарантируется государством (ст. 39 Конституции).
Важную социальную значимость для ребенка имеет право на жилище (ст. 40 Конституции), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции).
Для развития личности ребенка решающую роль играет образование, гарантированное каждому ст. 43 Конституции, а также общедоступность и бесплатность образования. Отход от принципов общедоступности и бесплатности образования всегда будет являться шагом назад в социальной государственной политике. «Если, по-вашему, образование обходится слишком дорого, испробуйте Невежество», - утверждает американский профессор права Дерек Бок.
Право на участие в культурной жизни общества (ст. 44 Конституции) включает в себя возможность пользования учреждений культуры и доступ к культурным ценностям. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Усвоение с детства особенностей культуры народа и государства, в котором ребенок родился и развивается, имеет первостепенное значение для его патриотического воспитания и становления как гражданина.
Конституционно-правовой статус ребенка следует относить к общему правовому статусу, присущему любому гражданину нашего государства.
Юридическими гарантиями обеспечения гражданских прав и свобод несовершеннолетних является Конституция РФ и иные законодательные акты, соответствующие ей.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Правовые механизмы предупреждения нарушений конституционных прав и свобод несовершеннолетних предусмотрены в нормах Конституции РФ. В ст. 45 установлено, что государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. На органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений возложена обязанность соблюдения Конституции РФ и ее законов (ч. 2 ст. 15 Конституции).
В правовом государстве наиболее эффективным способом защиты прав и свобод является судебная защита. Такая защита гарантирована каждому гражданину ст. 46 Конституции РФ. В данной статье предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Особенностями защиты прав и законных интересов ребенка является возложение подобной защиты на родителей (лиц, их заменяющих), а в случаях, предусмотренных СК РФ, на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (ч. 1 ст. 56 СК РФ).
В случае нарушения прав ребенка его родителями (лицами, их заменяющими) ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.
Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ч. 3 ст. 56 СК РФ).
Международные стандарты в области прав и свобод ребенка и Конституция РФ в целом определяют направления правовой защиты детства и семьи во всех сферах общественной жизни, однако реальная ситуация с защитой прав детей в России еще далеко не идеальна. Проблемы принятия качественных законов в этой области и их эффективного исполнения еще ждут своего решения.

Вопросы и задания для самоконтроля

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Законодательством закреплены следующие социальные права детей:
1) Право детей на жизнь, достойное условия жизни и охрану здоровья (ст. 184 КоБС Республики Беларусь).

2) Право на жизнь в семье (ст. 185 КоБС Республики Беларусь).

3) Право на образование и труд (ст. 186 КоБС Республики Беларусь).

4) Право на отдых и досуг (ст. 187 КоБС Республики Беларусь).

5) Право на свободу личности (ст. 188 КоБС Республики Беларусь).

6) Право на защиту (ст. 189 КоБС Республики Беларусь).


Статья 6 Конвенции о правах ребенка 1989 года и статья 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 года предусматривает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь . Государства-участники конвенции обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .
Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка и статье 8 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», государства-участники, а именно Республика Беларусь, признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем .

Семьи, воспитывающие детей, имеют право на государственные пособия, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям» .

Право на жизнь в семье закреплено в ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 года, согласно которой каждый ребенок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей, право на заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями для совместного проживания дается ребенку по достижению им десяти лет. Аналогичные нормы содержаться в статье 185 КоБС Республики Беларусь.
Все дети имеют право на жизнь в семье в кругу родителей и близких родственников, на их заботу и внимание. Право детей на заботу и внимание со стороны матери о отца являются равными независимо от совместного или раздельного проживания родителей. При раздельном проживании родителей ребенок по достижении десяти лет вправе выбрать, с кем из родителей он будет проживать.

В настоящее время немало детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в детских интернатных учреждениях. Наше государство стремится избавится от социального сиротства, ужесточая меры ответственности родителей за детей, проводя среди них воспитательную работу, а также ищет наилучшие формы устройства детей на воспитание в семью. Проживание ребенка в семье является основным условием его гармоничного воспитания, которое не могут заменить никакие другие формы воспитания.
В соответствии со ст. 25 Закона «О здравоохранении» при оказании медицинской помощи в стационарных условиях в государственной организации здравоохранения несовершеннолетнему в возрасте:

До пяти лет одному из родителей или лицу, фактически осуществляющему уход за несовершеннолетним предоставляет возможность находится с ним в этой организации здравоохранения;

От пяти до четырнадцати лет и детям инвалидам в возрасте от пяти до восемнадцати лет, нуждающимся по заключении врача в дополнительной уходе, одному из родителей или лицу, фактически осуществляющему уход за несовершеннолетним, ребенком инвалидом, предоставляется возможность находится с ними в этой организации здравоохранения;
-- в возрасте от трех лет один из родителей или лицо, фактически осуществляющее уход за несовершеннолетним, обеспечиваются условиями для дополнительного ухода за ним и питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
-- в возрасте от трех до пяти лет один из родителей или лицо, фактически осуществляющее уход за несовершеннолетним, обеспечиваются условиями для дополнительного ухода за ним .
Право на образование закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 23 Закона Республики Беларусь « О правах ребенка» и др. НПА. Суть этого положения сводится к тому, что дети имеют право на:
1) равные возможности доступа к национальной системе образования;
2) получение бесплатного образования в том числе на родном языке;
3) получение бесплатного среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях образования;
4) выбор учреждения образования и получения образования;
5) получение профессии в соответствии со своими склонностями и способностями; .
Право на труд закреплено в ст. 23 Конвенции о правах ребенка, ст.41 Конституции Республики Беларусь, в ст. 272-282 Трудового кодекса Республики Беларусь. Основные положения этих нормативных актов сводится к следующему:
1) по достижению шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность;
2) с письменного согласия родителя или попечителя трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим 14 лет;
3) несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем ежегодно проходят медицинские осмотры в рабочее время с сохранением среднего заработка;
4) несовершеннолетним предоставляется отпуска в летнее время, а по их желанию - в любой другое время;
5) и др. права.
Право на отдых и досуг закреплен в ст. 31 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции Республики Беларусь, ст. 25 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
1) право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;
2) право каждого ребенка на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями здорового и гармоничного развития;
3) государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Беларуси и достижениям мировой культуры;
Право на свободу личности закреплено в ст. 14-16 Конвенции о правах ребенка, ст. 33-36 Конституции Республики Беларусь, ст. 188 КоБС Республики Беларусь. Оно выражается в следующем:
1) государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор взглядов, убеждений;
2) дети имеют право на создание и участие в деятельности детских общественных организаций, в мирных собраниях, демонстрациях, шествиях, а также право на самостоятельный выбор жизненного пути;
3) каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; имеет право за защиту чести, достоинства, право на защиту от незаконного вмешательства в свою личную жизнь;.
Право ребенка и их защита обеспечивается родителями или лицами, их заменяющими, местными исполнительными и распорядительными органами. Государственные органы поддерживают деятельность общественных и иных некоммерческих организаций, содействующий защите реализации прав и законных интересов детей.
Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельно, независимо от возраста, обратиться за защитой своих прав и интересов. Статья 189 КоБС Республики Беларусь предусматривает право на защиту. Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, физических, духовных, политических, моральных. Ребенок вправе обратится за защитой своих прав и законных интересов в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, прокуратуру, а с 14 лет - и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей. Ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод..
В ст.7 Конвенции о правах ребенка, в ст. 68 и 69 КоБС Республики Беларусь, в ст.20 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено право каждого ребенка на имя . Право и обязанность определить собственное имя ребенка принадлежат родителям. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен, первое имя является основным. Фамилия ребенка, определяется фамилией родителей, при разных фамилиях родителей - присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей. Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца .
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке: фамилия ребенку присваивается по фамилии матери; запись об отце ребенка производится от фамилии матери; собственное имя и отчество отца ребенка записывается по указанию матери и соответственно отчество ребенку присваивается по указанию имени отца.
По решению органа опеки и попечительства в интересах ребенка возможно изменение фамилии несовершеннолетнего в случае прекращение брака между родителями, признания брака недействительным или вступления в новый брак на фамилию родителя, с которым ребенок остался проживать. Изменение фамилии ребенка, достигшего десяти лет, производится с его согласия, которое выявляется органом опеки и попечительства. Фамилия ребенка может быть изменена при установлении отцовства (материнства) и усыновления. Перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет .
Ребенок имеет право на гражданство . Статья 10 Конституции Республики Беларусь провозглашает, что никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Приобретение или утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.
Ряд нормативных актов закрепляет право каждого ребенка с момента рождения на гражданство:
1) Статья 7 Конвенции о правах ребенка, принятая ООН 20 ноября 1989 года;
2) Статья 68 КоБС Республики Беларусь;
3) Статья 7 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка»..
По общему правилу гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению. К иным основаниям приобретения гражданства относятся: прием в гражданство, приобретение гражданства в порядке регистрации и др.
Ст. 13 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» устанавливает, что ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
-- родители (родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
-- хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
-- родители (родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданам которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства;
-- находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь .
В соответствии с ч.2 ст.15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» дети могут приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации:
1) дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
2) дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органами опеки и попечительства, дети, находящиеся на территории Республики Беларусь.
По действующему законодательству утрачивается гражданство Республики Беларусь по заявлению родителей в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
В случае изменения гражданства родителями соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет. Изменение гражданства детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в случае изменения гражданства их родителями, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
По желанию родителей в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до шестнадцати лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
В ст. 27 Закона определяется гражданство ребенка при усыновлении. Если ребенок является иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляется гражданином Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь со дня усыновления. При усыновлении ребенка иностранца либо не имеющего гражданства супругами, один из которых является гражданин Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, гражданство приобретается по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
1) супругами, являющимися иностранными гражданами или иностранным гражданином;
2) супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
3) супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 18-летнего возраста в порядке выхода из гражданства.
Т.о. поскольку семья является естественной средой обитания ребенка, где закладываются предпосылки его физического и духовного развития, социальные права, являются одними из важнейших прав ребенка. Эти права закреплены в Кодексе о браке и семье, а также в Законе «О правах ребенка».
Основными личными не имущественными правами ребенка являются: право на жизнь, достаточные условия жизни и охрану здоровья; право на жизнь в семье; право на образование и труд; право на отдых и досуг; право на свободу личности; право на защиту.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА

ВВЕДЕНИЕ

К личным правам ребенка относятся следующие:

· право ребенка жить и воспитываться в семье;

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ.

Определение понятия ребенка очень важно в семейном законодательстве Российской Федерации . Понятие ребенка дается в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка и в ст. 54 Семейного кодекса РФ. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, т. е. возраста гражданского совершеннолетия. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияют, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

В семье закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Это право, прежде всего, заключается в обеспечении ребенку этой возможности. Одним из основных принципов семейного законодательства является защита права ребенка на семейное воспитание. Имеется в виду, прежде всего собственная семья, которую образуют родители.

Законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

Обеспечение права на воспитание в семье в отношении детей, лишившихся ее по каким-то причинам, означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление , в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Ребенок имеет право, в пределах возможности, знать своих родителей. Это право ограничено прежде всего тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был найден.

Получение заботы со стороны родителей - право ребенка, оно служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебными пособиями и т. п.).

Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства родителей. Регистрация по месту жительства несовершенно­летних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей); регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет исполняется на основании их свидетельства о рождении.

Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом.

Право на воспитание своими родителями определяет, с чьей стороны должна исходить забота о детях. Родителями ребенка являются его мать и отец, записанные в качестве родителей в актовой записи о его рождении. Обеспечение интересов детей, под которыми в контексте комментируемой статьи понимаются различного рода жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться, является долгом родителей.

Ребенку в семье предоставляется возможность расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Это включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей. При этом имеются в виду возможности, предоставляемые ребенку, прежде всего, в семье.

Неотъемлемая часть надлежащего воспитания - уважение человеческого достоинства ребенка в семье. Провозглашая такое право, СК РФ определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.

· право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Семья создает условия для общения ребенка со всеми его родственниками, помогает его развитию, оберегает его от возможных опасностей.

Для полноценного воспитания детей необходим постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Право ребенка на общение с обоими родителями и другими родственниками может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет. Проблема общения с обоими родителями обычно возникает в случаях, когда несовершеннолетний проживает с лицами, их заменяющими (опекуном, попечителем, приемными родителями), либо постоянно находится в одном из госу­дарственных учреждений.

Если общение с родителями таит в себе угрозу воспитанию ребенка (например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболевание), можно его запретить или отложить на время.

Право ребенка на общение с обоими родителями означает также, что он обладает правом на общение с тем из них, который проживает отдельно. Когда же сам несовершеннолетний сталкивается с необходимостью защиты своего права на общение, действует ст. 56 СК РФ.

Значительную сложность представляет осуществление права ребенка на общение со своими родителями в случае их проживания в другом государстве или в разных государствах. Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает: ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств - участников Конвенции они уважают право ребенка и его родителей покинуть любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Экстремальную ситуацию следует понимать как чрезвычайную, необычную, сопряженную с вынужденной изоляцией ребенка. Создание подобного рода ситуации может вызываться разными причинами, примерный перечень которых свидетельствует, что речь идет об особого рода обстоятельствах. В их числе и те, что связаны с более или менее продолжительной обособленностью несовершеннолетнего, вызванной его неправомерным поведением. Однако даже здесь право на общение ребенка с родителями, родственниками не перестает существовать.

В качестве экстремальной можно также рассматривать обстановку, когда ребенок тяжело болен и нуждается в госпитализации или не может находиться дома из-за инвалидности. У него также возникает потребность в общении с родителями, родственниками. Так, ВИЧ-инфицированный ребенок в возрасте до 15 лет имеет право на совместное пребывание с родителями, а также иными законными представителями в стационаре учреждения, оказывающего помощь несовершеннолетнему.

Приводимый перечень ситуаций, которые относятся к экстремальным, исчерпывающим не является. На практике могут возникнуть и другие. При их возникновении будет также применяться исследуемая статья.

· право ребенка на защиту

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (ли­цами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка или в прокуратуру.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства и работники прокуратуры обязаны принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий. Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены в СК РФ. Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет, и не может быть противоречий.

Согласно Кодексу защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих). Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов. Но защиту не могут осуществлять лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попе­чительства; лица, признанные недееспособными.

Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание. При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты , защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Для ребенка особую опасность представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это может стать основанием для лишения их родительских прав. Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребенка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя), отмены усыновления, досрочного прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

В последнее время в стране делаются попытки принять серьезные меры в борьбе с безнадзорностью и беспризорностью подростков.

Невыполнение родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотребление родительскими правами служат основанием для лишения родительских прав. СК РФ делает акцент на предоставлении ребенку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав.

Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям , оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

В статье указано, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Понятие должностного лица можно распространить на всех должностных лиц органов власти и учреждений (государственных и муниципальных учреждений, государственных и частных предприятий).

Сведения о детях, попавших в бедственное положение, адресуются в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволяет без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребенка.

· право ребенка выражать свое мнение

Конвенция ООН о правах ребенка и СК РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы.

Указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом, в Кодексе не содержится. В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение при ре­шении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, в частности при выборе образовательного учреждения, формы обучения и т. п. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося, затрагивающего его интересы.

Правовое значение и учет мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, обязательны. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью. Хотя он и сумеет сформулировать свое мнение, но не обладает еще способностью осознать свои собственные интересы. Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано, во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка.

Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно лаконично определена: «Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка».

· право ребенка на имя, отчество и фамилию;

Важность этого положения трудно переоценить, особенно для будущего каждого ребенка.

Конвенция о правах ребенка провозглашает право на имя ребенка с момента его рождения. Согласно ГК РФ каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Это право реализуют родители (а при их отсутствии - заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке.

Имя, отчество, фамилия ребенка индивидуализируют личность.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет прав на доброе имя. Несомненно, обладателем такого права является и ребенок.

Кроме того, он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Это право в отношении малолетних защищают их родители (заменяющие их лица), а подросткам в возрасте от 14 до 18 лет родители помогают это делать.

Выбор собственного имени своему ребенку - дело родителей. Они вправе дать ребенку любое имя, какое пожелают. Имя ребенку выбирают оба родителя. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем. В органах загса могут лишь указать на неблагозвучие избранного имени.

Новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Отчество ребенка определяется именем отца. Однако не все народы, населяющие нашу страну, имеют традицию называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.

Фамилия ребенка определяется общей фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае субъекты Российской Федерации также вправе установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Принимаемые ими нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке.

Когда родители ребенка не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства. Эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтения одного из родителей имеют какое-либо объективное основание. Если же каждый из них хочет дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как кинуть жребий.

Отцовство в отношении ребенка может быть не установлено, имя в этом случае дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия - по фамилии матери.

Ко второй группе семейных прав ребенка относятся имущественные права.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом 5 СК РФ. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов , пенсий, посо­ий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

В результате приватизации ребенок может стать собственником дома, квартиры, комнаты (их части). Имущественные права ребенка в таких случаях защищаются с помощью Закона, где сказано, что приватизируемые жилые помещения передаются в собственность не только совершеннолетних, но и несовершеннолетних членов семьи в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов.

При помещении несовершеннолетнего в воспитательное или иное учреждение его администрация и родители (лица, их заменяющие) обязаны в течение 6 месяцев оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и принять меры по распоряжению этим жилым помещением в интересах ребенка. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями на личный счет ребенка в местном отделении банка.

Ребенок имеет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Эти возможности ребенка зависят от его возраста. Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет вправе, например, самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.

Другие гражданско-правовые сделки, связанные с реализацией имущественных прав ребенка, он совершает с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителя, попечителя). Причем эти сделки будут действительны и в том случае, если родители (лица, их заменяющие) впоследствии одобрят их в письменном виде.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние), в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителями (лицами, их заменяющими) или третьими лицами с согласия последних.

Мелкая бытовая сделка не может иметь четких границ, т. к. всякий раз меняется представление о ценности вещи, ее стоимости. Несомненно, что в каждой семье в зависимости от уровня ее материальной обеспеченности существует разное понимание материальной потребности ребенка. Не последнюю роль в ее определении играет культура родителей, семейная педагогика, ее цели. Поэтому в повседневной жизни понятие мелкой бытовой сделки не фигурирует. Когда же в том возникает надобность, критерии этого понятия определяются применительно к конкретной ситуации.

Дети в возрасте от 6 до 14 лет могут безвозмездно пользоваться предоставляемым им имуществом, принимать подарки. Они вправе также сами распоряжаться средствами, которые им выдают родители (лица, их заменяющие), а если эти средства им вручают другие члены семьи или вовсе посторонние лица, необходимо согласие на то родителей (лиц, их заменяющих). В любом случае малолетний не может сам совершить сделку, если она требует нотариального удостоверения или государственной регистрации. Что касается детей в возрасте до 6 лет, то все сделки от их имени могут совершать только родители (лица, их заменяющие).

Будучи естественными опекунами (попечителями) своего ребенка, родители при управлении имуществом ребенка обладают теми же правами, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов (попечителей). Эти требования полностью распространяются и на усыновителей ребенка, его при­емных родителей. Причитающиеся ребенку доходы (кроме доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно) расходуются родителями (усыновителями, приемными родителями) в интересах ребенка и с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Такое разрешение не требуется, если речь идет о текущих расходах, необходимых для содержания ребенка, приобретения ему одежды, его лечения, отдыха.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства родители (заменяющие их лица) не могут совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества ребенка, в том числе по обмену и дарению этого имущества, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребенку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества. Без согласия органов опеки и попечительства нельзя также осуществить раздел его имущества либо выдел из него доли. Большое значение для охраны имущественных прав ребенка любого возраста имеют ограничения родительских правомочий при отчуждении принадлежащего ребенку жилья или его части. Причем в случае продажи в обязательном порядке должно быть закреплено право несовершеннолетних членов семьи собственника (сособственника) на проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением. Не рекомендуется одобрение органами опеки и попечительства сделки, при которой производится покупка квартиры в рассрочку при одновременной продаже имеющихся в собственности жилых помещений, а также совершение сделки по залогу помещений в силу большого риска потери ребенком имеющейся у него жилой площади.

Совершать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в дар или в безвозмездное пользование, родитель не вправе.

Родители и дети не имеют права собственности на имущество друг друга, однако, если они проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, сообразуя свои отношения со сложившимся в семье укладом. Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует. Если у родителей и детей возникает право общей собственности на какое-либо имущество, их отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства.

Таким образом, весьма показательным является, по моему мнению, следующий факт. Государство не только признало ребенка самостоятельным субъектом, закрепив его права в специальной главе 11 СК РФ "Права несовершеннолетних детей", но и придало весомую значимость интересам ребенка.

Нетрудно заметить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершеннолетним детям, пронизаны одной идеей - идеей приоритетной защиты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в семье, (п. 2 ст. 54 СК РФ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема зашиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Как показывает реальность, нарушения прав именно данной категории населения при обрели особую остроту именно в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, посещаемых в государственные детские учреждения.

Обеспечение прав человека является основополагающей функцией Российской Федерации как правового государства. Благополучие и нормальное развитие детей определяет будущее любой страны. Дети нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей.

Для современной российской политики в области защиты прав ребенка характерно резкое смещение приоритетов. Интересы ребенка, его родителей, семьи в целом, общества и государства - это плотный клубок нитей, распутывая который мы можем создать нечто целое - полотно, гармонично сочетающее цвета и формы, либо, наоборот, поражающее своим безвкусием. Специфика семейных правоотношений с участием детей как раз и проявляется в том, что законодатель должен найти оптимальные объемы и формы выражения интересов и прав ребенка и его родителей, государства; определить правовую и социальную значимость интересов и прав каждого из субъектов семейных отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001 г. // Сборник Законов Российской Федерации. 1996. № 1.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 01.01.2001 г. // Сборник Законов Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 01.01.2001 г. // Сборник Законов Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880.

4. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 01.01.2001 г. (в ред. 122-ФЗ от 01.01.2001 г.) // Сборник Законов Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

5. Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 01.01.2001 г. // Сборник Законов Российской Федерации. 2001. № 17. Ст. 1643.

6. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" от 01.01.2001 г. // СУ РСФСР. 1917. №11. Ст. 160.

7. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. // СУиР. 1918. №Ст. 818.

8. Абрамов политика современного российского государства в области защиты прав детей /// Государство и право -2004.-№8- С. 12-14.

9. Абрамов политика современной России в сфере прав ребенка/ // Современное право - 2004.- № 11 - С. 21-23.

10. Антокольская право./ . Учебник. М.: Городец - издат, 2с.

11. Белякова A. M. Советское семейное право./ A. M. Белякова, - М., Изд. «Проспект», 1с.

12. Беспалов гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации./ - М., Изд. «Книжный мир», 2с.

13. Беспалов вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика)./ - Владимир, Владимирский ун-т, с.

14. Богданова и обязанности родителей и детей./ - М., Изд. «Зерцало», 2с.

15. Борисова обеспечения личных прав ребенка / // Современное право - 2002.- № 5.-С. 14-15.

16. Ворожейкин правоотношения в СССР./ - М., Изд. «Мир» 19с.

17. Долгов законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук: / - М., 20с.

18. Драгунская передать на воспитание ребенка (против любых стереотипов судебных решений) / // Российская юстиция.-2006.- №10.-13-15.

19. Кравчук прав ребенка в семье / // Защити меня№3.-С. 14-16.

20. Кулапов субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): Автореф. дис. канд. юрид. наук: / - Саратов, 20с.

21. Кулапов политика в сфере защиты интересов детей / // Правовая политика и правовая жизнь№ 3 - С. 21-22.

22. Леженин вопросы семейного воспитания детей. / - Воронеж, 199с.

23. Максимович и отцовство: эволюция правового регулирования. / - М., Изд. «Новый мир», 2с.

24. Малинова "интерес" в семейном праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук: / - Екатеринбург, 2с.

25. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. , . М., 2с.

26. Михеева и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие. / - М., Изд. группа «Инфра-Н», 2с.

28. Морозова законы / // Российская газета - 21.04.2005-№67-С. 7.

29. Нечаева A. M. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. /A. M. Нечаева - М., Изд. « Новая волна»,200с.

30. Нечаева A. M. Судебная защита прав ребенка. / A. M. Нечаева - М.,Изд. «Новая волна», 200с.

31. Нижник статус ребенка в русской семье / // История государства и права.- 2006.- № 4.- С. 27-29.

32. Носенко аспекты защиты имущественных прав несовершеннолетних граждан в судебном порядке / // Гражданское право и процесс - 2006.- № 3.- С. 12-14.

33. Прокофьева и дети после развода /, // Население и общество.- 2006.- № 50.- С. 32.

34. Пчелинцева к Семейному кодексу Российской Федерации. / - М.,Изд. «Юристъ», 2с.

35. Савельева положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук: / - Белгород, 20с.

36. Спирина полушка / // Российская газета№27-С. 31.

37. Сорокин права ребенка в семье / // Российская юстиция№ 2.- С 14.

38. Сорокин детей в семье по семейному законодательству Российской Федерации и Конвенции "О правах ребенка": Автореф. дис. канд. юрид. наук: / - М., 2006.- 35с.

39. Текеев судебного разбирательства дел с участием несовершеннолетних / // Российская юстиция.- 2003.- № 5.- С. 24.

40. Эрделевский тоже человек / // Человек и закон.-2005.-№11-С.5-7.

См.: Законы гражданские / Сост. , М. 2004. - С.56

См.: Загоровский между родителями и детьми // Журнал Министерства Юстициикн. 1 С. 77. Цит. по «Интересы ребенка в семейном праве»// СПС «Кодекс», Версия 5.2.20, 11.04.2007

Беспалов вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). Владимир, 2001. С. 12.

Ворожейкин правоотношения в СССР, 1972г, С. 179.

Комментарии к Кодексу о браке и семье РСФСР/под ред. . С 104

Леженин вопросы семейного воспитания детей, Воронеж, 1992, С. 94

Антокольская право: Учебник, М., 2002. С. 189.