Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации фгос до (из опыта работы воспитателя). Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1Экологическое воспитание в рамках ФГОС в ДОУ

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

Слайд 2 Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»- этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 3 Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени: - Сложная экологическая обстановка в мире; - ее тяжелые последствия; - экология родного края; - засоренность среды обитания; - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; - теряют плодородие почвы; - обедняются флора и фауна

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Слайд 4 Цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.

Слайд 6 Задачи:

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

Экспериментирование;

Наблюдение;

Труд;

Игру;

Музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Слайд 7 Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

Экoлoгичeскиe экскypсии;

Ypoки дoбpoты;

Ypoки мышлeния;

Экoлoгичeскиe кружки;

Экoлoгическиe конкурсы;

Экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;

Экoлoгичeскиe сказки;

Клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;

Лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

Сoстaвлeниe экологических карт;

Экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

Экoлoгичeские мyзeи;

Дни экoлoгичeскoгo творчества;

Экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Слайд 8 Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Слайд 9 Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС. Выполнила: Аникеева Н.Г.

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

Актуальность Поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний ». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Цель экологического образования На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе; Осознание своего собственного «Я» как части природы; Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Сюжетно ролевые и д /игры. Просмотр фильмов о природе. Целевые прогулки в природу. Наблюдение в природе Создание книг – самоделок. Чтение детской художественной литература Труд в мине – центре природы Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе. Экологические досуги, праздники. Макет совместная деятельность воспитателя и воспитанников.

Познавательный Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Ценностный Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей Нормативный Знание правил поведения вовремя отдыха на природе. Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. Модель «Экологическое просвещение родителей»

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида»

Составитель:

Окунева Т. М.,

воспитатель

Полысаево 2015


«Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Е. В. Павленко.

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

Углубить и расширить экологические знания;

Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные;

Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.

Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.

Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:

а) массовые;

б) групповые;

в) индивидуальные.

К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно - ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие - домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры - «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини -огород.

Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

На родительских собраниях;

В процессе посещения территории детского сада;

Из консультаций для родителей;

В совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;

2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;

3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;

4. Конкурс семейных талантов: «Чудо - овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.

2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.

3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2009. - С. 57.

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Биктова А.Н.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни . Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Для этого необходимо: Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. 15. Воспитывать у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Актуальность темы. Вывод:

  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормативно-правовым документам, которые мы должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Зак он Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя экологическое воспитание детей, называлась «Познание». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие

речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

Теперь экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет поиному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Согласно ФГТ содержание данной образовательной области «Познание» было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора и т.д.

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания нашей работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что необходимо будет откорректировать основной общеобразовательной программу дошкольного образования вашего ДОО, необходимо будет изменить и содержание образовательной области Познавательное развитие, где в содержательной форме необходимо будет описать систему работы ваших педагогов по экологическому воспитанию, уже в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, систему работы, специальные подходы, методы и приемы экологического воспитания, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. Возможные трудности при реализации ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей


Ольга Ковалева
Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ (из опыта работы)

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ .

(Из опыта работы ) .

1. Особенности экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста . Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.) ; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников .

Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает : формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры . Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования , основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования .

Экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания : познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Таким образом, взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым

2. Инновационные формы и методы экологического образования дошкольников

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы . Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников .

Экологические игры . Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-ребусы, игры-опыты , игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце» , «Я - Дождь» , «Я - Ветер» , «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то , что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации , решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей области, села, и всей планеты.

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица) . Примеры объявлений :

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например : «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?» , ««Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?» , «Снежная зима – это хорошо или плохо?» , «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?» , «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Я предлагаю одному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например : что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра «Береги природу» . На столе или фланелеграфе располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например : убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями : «Буратино беседует с детьми о деревьях» , «Вини – Пух идет на луг за медом» , «Незнайка знакомится с комнатными растениями» , «Айболит осматривает комнатные растения» , ««Чиполлино проводит опыты с луком » . Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Использую также диалоги с природой - метод , который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" (дети"один на один"общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву) .Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я- цветок…» , «Я -сломанная ветка…» , «Я- муравей…» , «Я-ручей» помогает ребенку понять, что растение – живое существо, оно страдает, когда ему больно.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников , способствует формированию экологических представлений , развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

2.2. Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии я нашла её решение в использовании современных информационных технологий . Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы , знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал : дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Активно использую мультимедийные презентации либо уже готовые, либо готовлю их сама. На сайтах http://planetadetstva.net/ - Интернет журнал, http://www.moi-detsad.ru/ - Всё для детского сада, http://dohcolonoc.ru/ - Сайт для воспитателей детского сада можно найти много готовых презентаций на экологическую тематику , которые я применяю при проведении занятий. Современные цифровые технологии и Интернет помогли мне собрать богатый иллюстративный и информационный материал о растениях, животных, явлениях природы. Использование компьютера помогло мне значительно изменить предметно-пространственную среду в группе. Подготовлены презентации «Природные достопримечательности Оренбургского края» , «Красная книга Оренбургского края» , «Правила поведения в природе» , которые используются на занятиях.

В формировании экологический понятий я использую интерактивные ресурсы по экологии для дошкольников . Например : интерактивная игра «Конструируем экологические знаки . Особенности леса» . Используя материалы ресурса, каждый ребенок может самостоятельно создать свой макет экологического знака (разрешающего, запрещающего, предупреждающего) и в дальнейшем использовать его в познавательной игре, посвященной обитателям леса – животным и птицам, лесным растениям, грибам и ягодам.

Интерактивная игра "Что где растёт?» где нужно соотнести различные плоды растений, хорошо знакомые всем нам : различные фрукты, ягоды, овощи, злаки, грибы с изображениями, где они моги вырасти.

Метод моделирования . Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

В экологическом образовании дошкольников используются разные модели : предметные модели -интерактивные игрушки, изображающие животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и цыплята, т. д.) . Самая распространенная предметная модель – это глобус. Он позволяет иметь элементарное географическое представление о планете детям старшего дошкольного возраста , который мы сами сделали с детьми из простого мяча и используем его для того, чтобы отмечать на нем разные объекты. Другая традиционная модель в нашем детском саду– это аквариум с рыбами, который имитирует природный водоём и является моделью экосистемы.

При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей : работа с макетами , при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

С детьми мы также сделали модель «Природный мир» . Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др., бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др., материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др., это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир» , «Лес» , «Времена года» и др.

Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т. е. экспериментирования. Используя предметы-заместители дети делают выводы, почему у рыб обтекаемая форма, почему животные имеют защитную окраску, для чего хищникам нужны когти.

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологические календари природы, которые мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т. д. В разных возрастных группах мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука, фасоли.

Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехники . Мнемотехника - технология развития памяти , совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» , которая помогает запомнить цвета радуги. Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить мнемотаблица : «Путешествие капельки»

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, солнышко - желтое, ягодка красная. Позже можно усложнить или заменить другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Например, лиса состоит из оранжевого треугольников и круга, волк - серый треугольник, солнце летом- полный жёлтый круг, а в холодное время года- жёлтый полукруг, ветер летом тёплый, это красные стрелочки, а зимой- синие стрелки и т. д. Наряду с уже имеющимися мнемотаблицами я предлагаю детям самим нарисовать свои таблицы, и дети успешно справляются с таким заданием.

Проектно- исследовательская деятельность также частью моей работы по экологическому образованию и воспитанию детей . Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка : умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе , рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь .

Предметно-пространственная среда в моей группе содержит и материалы для опытно -исследовательской деятельности : емкости для экспериментирования; лупы для рассматривания в увеличенном виде разных объектов; материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом (краски, соль, сахар, мыло, пластмассовые стаканчики) ; семена для посадки и проращивания; (фасоль, горох, кукуруза и др.) ; земля, глина, песок.

Провели с детьми ряд опытов с воздухом : "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха", используя лабораторную посуду, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал : камешки, глину, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; медицинские материалы : пипетки, колбы, мерные ложки, прочие материалы : зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

Большой интерес вызывают у детей проект- «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого мы познакомились со свойствами войны с помощью простых экспериментов. Реализуя проект «Огород на подоконнике» , чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой) . Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные условия : одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом.

Один из проектов, успешно реализованных в моей группе, является проект «Очистим планету от мусора» . Работу над проектом мы начали с уборки территории детского сада. Весь мусор - пластиковые бутылки, металлические банки, бумагу, кусочки стекла, пластиковые пакеты- мы сложили ведро и отнесли в мусорные баки. После беседы с детьми решили провести эксперимент –закопать найденный мусор в землю и посмотреть, что с ним произойдет через некоторое время. Мусор захоронили в подготовленные ямки с определенной маркировкой.

Дети с большим интересом ждали момента, когда можно будет откопать спрятанный мусор. Перед тем, как откопать ямки через месяц, мы выдвинули разные гипотезы, что может произойти с закопанным мусором, затем откопав, сравнили совпадение гипотез с тем, что произошло в реальности.

Ребята увидели, что практически ничего с пластиковой и стеклянной тарой не произошло. Соответственно делаем вывод , что нельзя выбрасывать такие отходы в природе, поскольку они будут долго храниться, портить окружающую природу. Затем сделали агитационный плакат на соответствующую тему и конкурс рисунков «Сбереги нашу природу!» .

Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистоту воздуха : подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада : первый - недалеко от проезжей части, второй - возле прогулочной зоны, третий - в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый. Детей такой эксперимент очень впечатляет.

В результате применения таких форм и методов экологического воспитания могу отметить , что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы . Знания, полученные с помощью новых инновационных форм дети могут применить при проведении экспериментально- исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием играют в «экологов » , «учёных» , «лаборантов» , понимают на практике о вреде мусора для экологии .

Дети активно стали участвовать в проведении экологических акций , праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения. стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей .

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры , активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. В группе реализованы акции «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц, «Ёлочка – зелёная иголочка» , «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды», «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли» , когда дети сеют семена цветов).

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания , участвуют в природоохранных акциях, в создании и пополнении предметно-пространственной среды, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители вместе с детьми проводят эксперименты и исследования, заполняя календари природы, наблюдая за повадками животных, выращивая растения, ставя простые эксперименты с природным материалом.

На современном этапе экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка . С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме экологического воспитания , я провожу анкетирование. В помощь родителям оформляется "Экологический стенд ", где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках

Для родителей выпускаются тематические буклеты : «Правила безопасности детей на природе летом» . «Всё о правильном питании детей» , «Наши друзья-витамины» , «Подвижные игры на прогулке» , «Чистый город – наш город» , проводятся консультации «Компьютер. Польза и вред для вашего ребёнка» , «Экология жилища » , «Как использовать компьютер для развития и обучения малышей?» , «Воспитание безопасного поведения детей в природе» , «Основные правила поведения в природе» , «Защита от клещей. Как удалить клеща. Правила безопасности для детей» , «На прогулке летом» .